что такое поддужный колокольчик
Обзор музейной коллекции поддужных колокольчиков
На Руси каждый день утром и вечером, с рождения и до смерти русский человек слышал колокольный звон, но колокола звенели не только в соборах и церквях. В самом конце XVIII века появились поддужные колокольчики, а уже в начале XIX века они стали заметным, чисто русским явлением и заняли достойное место в народном быту, в художественном промысле.
Какова же история появления поддужных колокольчиков?
Долгое время ямщики, приближавшиеся к почтовой станции, предупреждали о своем прибытии залихватским громким свистом. Сложившиеся веками в русском сознании традиции и обычаи соотносили свист прежде всего с разбойными людьми. Исправить положение со свойственной ему решительностью взялся Петр Первый. При приближении к почтовой станции ямщикам надлежало использовать медный европейский рожок.
Однако ямщики массово игнорировали царское нововведение, за что их били батогами. Медный рожок был совершенно непригоден в зимнее время. Говорили, что один из ямщиков, который отказался прикладывать примерзающий к губам рожок, с горя запил горькую и помер. Почтовый рожок сохранился, но всего лишь как символ. Вплоть до конца XVIIIвека продолжался дикий посвист на российских дорогах.
Выход из этой запутанной ситуации был найден случайно: под дугу коренной лошади в упряжке стали крепить литые бронзовые колокольчики, которые получили название поддужных. С тех пор звон ямщицких колокольчиков полюбился народу: его сильный мелодичный звук развлекал, утешал путников и ямщика в длинной монотонной дороге.
Теперь конская дуга стала основным элементом упряжи. У нижегородских крестьян возник особый дужный промысел. Талантливые мастера покрывали дугу золотистой краской и затем расписывали живописными растительными узорами. «Светит в темень позолотой размалевана дуга», – тонко подметил Сергей Есенин в стихотворении «Ямщик», но не только в творчестве этого поэта воспет русский колокольчик. К его образу обращались Пушкин, Лермонтов, Вяземский. Красивые дуги пользовались особым спросом у ямщиков. Переливчатая трель колокольчиков дополняла великолепие конской упряжи и поднимала настроение во время долгой дороги.
Все эти факторы привели к тому, что именно в России на тройках прижился колокольчик и стал специфическим явлением русской культуры.
В Арзамасе литьем поддужных колокольчиков не занимались. Но первым, кто начал отливать церковные колокола, был Василий Дмитриевич Язычков. С 1858 года он начал свое «звонкое» производство.
Было проведено исследование данной коллекции. В самом начале работы колокольчики были классифицированы по месту их производства.
Оказалось, что большую часть представленных предметов составили поддужные колокольчики с. Пуреха. Это и не удивительно – село находится в нашем Нижегородском крае. В музейной коллекции содержатся поддужные колокольчики с клеймами пуреховских мастеров.
Прежде всего, это колокольчики Федора Алексеевича Веденеева. Медно – литейный завод крестьянина Алексея Веденеева возник в Пурехе в 1836 г. Колокольчики отличались высоким качеством и пользовались спросом. На некоторых он отливал изображение медали «За трудолюбие и искусство», которую мастер получил в 1855 г. на первой губернской выставке кустарных изделий в Нижнем Новгороде.
В 1880-90-е годы в заведении А.М. Трошина отливалось около 3 тысяч колокольчиков и 50 тысяч бубенчиков в год. Меди расходовалось за год до 560 пудов. Это было самое мощное из всех существовавших в России производств.
Егор Спиридонович Клюйков основал колокольный завод в 1879 г. Завод работал вплоть до 1914 г. Такого разнообразия и количества дужных колокольчиков в России никто не производил ни до, ни после него. Заслуга мастера состоит в том, что, пользуясь советами видного специалиста по акустике Аристарха Израйлева, он искал факторы, влияющие на звукообразование, много экспериментировал и неизменно добивался успеха.
Коллекция музея включает также поддужные колокольчики мастера Алексея Александровича Ерохина (1880-е годы) и братьев Молевых (1871 г.)
Значительный интерес представляют хранящиеся в нашей коллекции работы мастеров Вятской губернии.Так, братья Поповы производили в городе Слободском изящные, тонкие колокольчики, которые имели прекрасное звучание. В конце XVII в. в том же городе Слободском Трифоном Каркиным впервые основан колоколитейный завод, один из первых в России. Династию продолжили его сыновья Лука и Илья, отливавшие колокольчики, датированные 1806 – 1817 г. В оформлении они использовали элементы растительного орнамента.
В нашей коллекции есть колокольчик, который представляет завод знаменитых литейщиков братьев Лабзенковых из г. Касимова Рязанской губернии, основанный в 40- гг. XIXв. Отличительной чертой касимовских колокольчиков является массивная трапециевидная кованная петля и надписи, выполненные красивыми прописными буквами.
Колокольчик мастера М.В. Мялкина, д. СосновскоеГорбатовского уезда Нижегородской губернии также является единственным в коллекции.
Владельцы колокололитейных заводов Чарышниковы первоначально открыли свое производство в Ярославе, а затем – в Балахне Нижегородской губернии.Завод проработал вплоть до 1919 года. Когда в окрестностях началось строительство картонной фабрики, Чарышникову пришлось продать производство за бесценок, после чего завод прекратил свое существование.
Особый интерес представляют надписи, которые наносились на поддужных колокольчиках.
Сегодня мало письменной информации, относящейся к происхождению колокольчиков, географии и истории их изготовления и использования. Поэтому наиболее богатым и достоверным источником сведений остаются надписи, отлитые на самих колокольчиках. Эти тексты рассказывают о мастере, месте и дате изготовления, памятной причине выпуска изделия, благодаря которым мы теперь знаем имена этих народных умельцев.
Надписи мы условно разделили по видам:
— информация о месте и времени производства и мастере
— шутливые надписи и русские пословицы-поговорки, загадки (например, на одном из самых ценных в нашей коллекции Валдайском колокольчике есть надпись «Кого люблю, того дарю. Лит в Валдае»).
— памятные надписи о событии
— ямщицкие изречения («ЗВОНИ ПОТЕШАЙ ЕЗДИ. ПОСПЕШАЙ).
Старинные колокольчики и бубенцы давно утратили свое функциональное назначение и превратились в произведения декоративно-прикладного искусства и предметы коллекционирования. Но по-прежнему волнует душу их мелодичный звон, словно напоминая о дальних дорогах.
Именно поэтому возрастает интерес к поддужным колокольчикам, а коллекция нашего музея несет в себе великие тайны «звонкого» мастерства своей эпохи.
Поддужные колокольчики
Поддужные колокольчики. Фото И. Бержинского, 2005 г.
Составные части колокольчика
С конца ХVIII до XX столетия колокольчики были атрибутом как почтовых, так и частных троек. Правда, первоначально они использовались только на почтовых трактах и выполняли роль своеобразного сигнального средства, извещая о прибытии курьерской повозки. Большой знаток поддужных колокольчиков А.К. Ганулич приводит такой исторический факт, как обращение почтового департамента к Сенату от 12 августа 1808 года. В нем говорится, что новоторжские обыватели ездят во все дни с колокольчиками и ямщики на станциях в Торжке и Медном, когда приходит почта, часто бывают не готовы, думая, что едет какой-то обыватель с колокольчиком.
Многочисленные жалобы привели к тому, что 18 декабря 1836 года вышло постановление Сената, в котором указывалось: «Запретить употребление колокольчиков всем тем, которые едут на собственных или вольнонаемных лошадях». Но мелодичный звон колокольчиков так полюбился, что запрет постоянно нарушался — тройки с колокольчиками были спутниками практически всех праздничных событий в крестьянской жизни. И в 1860 году снова был введен строгий запрет употреблять поддужные колокольчики не на почтовых лошадях.
Интересно происхождение самого слова «колокол». Лингвисты толкуют его как удвоение звукоподражательного корня. А.Н. Давыдов считает, что, видимо, следует вспомнить традиционное использование колокола при пастьбе: слушая звук ботала, привязанного к шее животного, легко заметить, что при движении лошади, коровы или овцы наиболее часты именно двойные удары, звук которых близок к звукоподражанию «кол».
Развитию производства колокольчиков способствовало возникновение почтового сообщения с конца ХVII века. Наиболее известными трактами были:
Москва – Клин – Тверь – Торжок – Вышний Волочок – Зимогорье – Новгород – Чудово – Тосно – Санкт-Петербург;
Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань – Елабуга – Ижевск – Пермь – Кунгур – Суксун – Екатеринбург – Тюмень – Тольск;
Москва – Серпухов – Тула – Плавск – Мценск – Орел – Курск – Белгород;
Москва – Сергиев Посад – Переславль-Залесский – Ростов Великий – Ярославль – Данилов – Вологда – Вельск – Шенкурск – Холмогоры – Архангельск.
По надписям на колокольчиках исследователи составили перечень населенных пунктов и районов, в которых находились наиболее известные заводы и мастерские по изготовлению колокольчиков. Это:
— Валдай (Новгородская губерния);
— село Пурех и Андреевская волость Балахнинского уезда, село Лысково Макарьевского уезда и село Большое Мурашино Княгининского уезда (Нижегородская губерния);
— Рязань и деревня Поповская (Рязанская губерния);
— Тюмень (Тобольская губерния);
— Елабуга, Яранск, Уржум, Нолинск, село Жерновогорское Яранского уезда (Вятская губерния);
— Слободской (Вятская губерния);
— Невьянск, Кунгур, Баранча, Сысерт, Суксун, Екатерин-бургский уезд (Пермская губерния);
— Мезень (Архангельская губерния) и др.
Из приведенного списка следует выделить четыре наиболее известных центра производства поддужных колокольчиков в России. Это города Валдай, Касимов, Слободской и село Пурех. Выдающаяся роль в этом ряду принадлежит Валдаю. Популярность валдайских колокольчиков была столь велика, что в энциклопедическом словаре прошлого века (издательство Гранат и К.) при характеристике города упоминается прежде всего, что он «. известен литьем колоколов и бубенчиков».
Валдайские колокольчики часто отождествлялись с поддужными вообще, а мастера других центров — в частности села Пуреха — иногда отливали на своих изделиях надписи: «Валдай» или «Дар Валдая». К слову сказать, не только они. В конце ХIХ века появляется немалое количество псевдовалдайских колокольчиков. При этом известны не только русские, но и иностранные подделки. Колокололитейщики из Скандинавских стран (Швеция, Финляндия) думали, что секрет валдайского производства — в надписи, которая имеется на юбке колокольчика (это место боя, по которому ударяется язычок). Иностранцы считали, что каждая буква в надписи влияет на звучание. Поэтому они старательно списывали валдайские тексты, повторяя в точности и форму колокольчика. Не обошлось без курьезов. Смысла надписи иностранцы не понимали и воспроизводили на своих колокольчиках даже свидетельство о том, что отлиты они в Валдае тем или иным мастером. Иногда даже «подправляли» или произвольно переставляли местами буквы, выбрасывали «некрасивые», на их взгляд, слоги. Получались забавные надписи.
В Валдайском филиале Новгородского музея-заповедника создан методический центр по изучению колокольчиков. Его сотрудники ведут переписку со многими частными коллекционерами и музеями страны. На основе этих контактов составлен каталог подписных колокольчиков, хранящихся в государственных и частных коллекциях. Зафиксировано около 800 разновидностей подписных колокольчиков. Из них: 181 — валдайские изделия, 48 — псевдовалдайские, 393 — из села Пуреха, 78 — из города Слободского, 49 — из города Касимова, 12 — из города Тюмени, 8 — из города Павлова и др.
Обратившись к приведенной в конце статьи литературе, можно подробно ознакомиться с историей и особенностями колокольного промысла в указанных центрах.
Колокольчики имеют множество наименований: сибирские, новосибирские, гранные, гладкие, подшейные (подвешиваются к подгарку, который крепится на шее пристяжной лошади), рыбацкие, дверные, столовые, коровьи, гречужные, седелочные, валдайки и др.
Одни из них имеют ступенчатую форму, другие — гладкие или с узором, с надписью или без, толстостенные (плотные) или тонкостенные. Колокольчики каждого типа различаются по номерам: от первого до десятого. Наиболее крупные носят нолевые номера — 0 (один ноль), 2/0 (два ноля), 3/0 (три ноля) и даже 4/0 (четыре ноля).
На колокольчиках, изготовленных в разных местах и разными мастерами, встречаются надписи: «с серебром». Они бывают на изнаночной стороне сковороды вокруг дужки или на юбке — как с внутренней, так и с внешней стороны. Среди обывателей можно встретить легенду об облагораживающем влиянии примеси серебра на звон колокольчиков. Подвергнутая В.Ф. Потехиным строгой проверке, эта легенда оказалась несостоятельной. Более того, незначительная доля серебра (2 %) не оказывала влияния на качество звона, большая — ухудшала его. Среднесуммарное же количество серебра в колокольчиках «с серебром» — 0,04 %, во всех остальных — 0,05 %. Таким образом, нужно согласиться с выводом Л.З. Година, что серебро в колокольчиках присутствует лишь в виде примеси и, следовательно, надпись «с серебром», помещавшаяся на колокольчиках, делалась в рекламных целях.
Принятая терминология (см. схему):
1. Ушко — верхняя часть с отверстием, служащим для подвешивания колокольчика.
2. Сковорода — часть колокольчика (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная) вокруг ушка.
3. Тулово — расположено между сковородой и юбкой.
4. Юбка — нижняя часть колокольчика (обычно отделяется от тулова профилированными поясками), по которой ударяется язычок.
5. Профилированный поясок.
6. Язычок — ударная часть в виде металлического стержня или кольца на ремешке, крепится внутри колокольчика за петлю.
7. Петля — служит для крепления язычка, расположена в центре внутренней стороны сковороды.
8. Торец — нижняя часть колокольчика между его внутренней и внешней сторонами (иногда на нем встречается надпись).
Ганулич А.К. К истории производства поддужных колокольчиков в России // Колокола: история и современность. — М., 1985.
Потехин В.Ф. О содержании серебра в поддужных колокольчиках // Колокола: история и современность. — М., 1985.
Пухначёв Ю.В. Загадки звучащего металла. — М., 1974.
Шершнев М.Н. Искусство колокололитейных мастеров Вятской губернии // Колокола: история и современность. — М., 1985.
Яковлева Н.П. Колокольное производство в Валдае // Колокола: история и современность. — М., 1985.
Игорь Федорович Петров,
доктор философских наук,
профессор Кемеровского
государственного университета
культуры и искусств
ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ
сводный электронный предметно-тематический иллюстрированный каталог
Колокол
Классификация колокольчиков по В.А.Киму
Источники:
Составитель: Шилов Н.И.
Дата создания: 20.05.2009, дата редактирования: 18.07.2012.
Колокол судовой
Небольшой, от 250 до 500-600 мм, колокол, подвешиваемый на кронштейне на баке как гражданских, так и военных кораблей.
Бьют в К.С., берясь рукой за рында-булинь. К.С. служит для отбивания склянок и рынды, а также для подачи сигналов во время тумана судами, стоящими на якорях. Иногда К.С. неправильно называют рындой.
Источники:
Составитель: Шилов Н.И.
Дата создания: 20.05.2009, дата редактирования: 18.07.2012.
Колокольчик поддужный. Мистификация надписями
Популярность товара заводов и мастерских Валдая «была столь велика, что валдайские колокольчики часто отождествляются с поддужными вообще, а мастера других центров (например, Пуреха и Слободского) порою в рекламных целях отливали на своих колокольчиках надписи: изготовлено, мол, в Валдае».
О надписи «С СЕРЕБРОМ»: «[…] колокольчикам она досталась в нвследство от больших колоколов. Средневековые литейщики убеждали своих заказчиков поставлять для колокольного литья не только медь и олово, но еще и серебро: оно, мол, делает звук колокола чище и красивее. Исследования позднейшего времени показали, однако, что традиционный медно-оловянный сплав становится хуже в акустическом отношении от примеси любого металла — благородного или неблагородного. По-видимому, серебро, жертвовашееся на литье колоколов текло не в литейную яму, а в карманы плутоватых литейщиков. Но поговорка о «чистом» серебряном звоне прижилась. Данью ей и является надпись на колокольчиках».
Источники:
Составитель: Шилов Н.И.
Дата создания: 20.05.2009, дата редактирования: 18.07.2012.
Колокольчик поддужный
Материал: Медно-оловянный сплав. Размер: Высота примерно равна диаметру в пределах от 4 до 16 см.
Назначение: Сигнальное и эмоциональное.
Использование: В почтовых и курьерских тройках, для катания в праздники, на свадьбу, для проводов рекрутов (4).
Время производства. Начало литья — примерно 1770-е гг. (Валдай). Производство продолжалось (Пурех, Слободское) до нач. XX в. Количество видов — более 180.
Колокольчики отливались «из того же бронзового сплава, что и большие колокола».
Свадебные колокольчики (колокольца) в Кировской обл. и других местностях, крупнее почтовых.
Звон колокольчиков обязывал всех уступать дорогу почтовой тройке.
Источники:
Составитель: Шилов Н.И.
Дата создания: 02.06.2009, дата редактирования: 18.07.2012.
Колокольчик поддужный. Изучение
«Сотрудники Валдайского филиала Новгородского государственного объединения музея-заповедника Г.А.Моисеева и Н.П.Яковлева ведут картотеку поддужных колокольчиков, находящихся в музейных и частных коллекциях страны. При ее составлении использованы описи коллекций более 20 музеев и свыше 30 частных собирателей. В картотеке содержаться сведения о более чем 180 видах колокольчиков».
Источники:
Составитель: Шилов Н.И.
Дата создания: 02.06.2009, дата редактирования: 18.07.2012.
Колокольчик поддужный. Использование
Поддужные колокольчики использовались главным образом в почтовых и курьерских тройках. Часто вешали их на свои тройках и частные владельцы. Однако в 1836 году вышло постановление Сената, где говорилось: «Воспретить употребление колокольчиков всем тем, которые едет на собственных или вольнонаемных лошадях, предоставив оные одной почтовой гоньбе и чиновникам земской полиции, едущим по обязанности службы».
Запрет этот, впрочем часто нарушался желающим прокатиться «со звоном», когда почтовые тройки нанимались для катания в праздники, на свадьбу, для проводов рекрута. Существовали даже специальные свадебные колокольчики.
Интересно отметить, что в Кировской обл. и в некоторых других местностях до сих пор от почтовых колокольчиков отличают свадебные — они крупнее, называют их колокольцами.
Источники:
Составитель: Шилов Н.И.
Дата создания: 02.06.2009, дата редактирования: 18.07.2012.
Колокольчик поддужный. Расцвет их производства
20-40-е гг. XIX в., когда в Валдае действовали 3 колокольных завода и «множество мастерских» по изготовлению колокольчиков поддужных. «Расцвет, по-видимому связан с тем, что в 1817–1834 гг. дорога из Петербурга в Москву первой в стране была снабжена твёрдым покрытием».
Причина заката и вымирания поддужно-колокольчикового промысла — вырождение почтовых трактов, обусловленное развитием железных дорог (1851 — Николаевская железная дорога, к к. XIX столетия в Валдае — 1 мастерская)
Почтовый колокольчик родился одновременно с «тройкой» (1770-е гг., термин «тройка» в почтовых документах появился в 1807 г.).
Источники:
Составитель: Шилов Н.И.
Дата создания: 02.06.2009, дата редактирования: 18.07.2012.
Колокольчик поддужный. Центры производства
Колокольчик поддужный. Центры производства (города и сёла, в которых находились заводы и мастерские, занимавшиеся изготовлением колокольчиков):
В порядке убывания масшт. пр-ва | Крайние даты | |
---|---|---|
1. Валдай (ныне — Новгородская обл.) | 1802 — Филипп Терский, Алексей Смирнов | к. XIX в.— н. XX в. |
2. Пурех (Горьковская обл.) | 1816 — И. Я. Митюнин | н. XX в. |
3. Словободское (Кировская обл.) | 1806 — Лука Коркин | н. XX в. |
4. Касимов (Рязанская обл.) | 1815 — В. Скарнеков | |
5. Павлово (Горьковская обл.) | ||
6. Рязань | 1833 — Н. И. Гучев | |
7. Тюмень | 1807 | |
8. Елабуга (Татарская АССР) | ||
9. Тула | 1821 — Ченцов | |
10. Кунгур (Пермская обл.) | ||
11. Петербург | ||
12. Суксун (Пермская обл.) | ||
13. Орел* | 1834 |
* Конечно этот список можно было расширить за счет городов и сёл, о которых имеются менее достоверные сведения как о центрах интересующего нас промысла.
Источники:
Составитель: Шилов Н.И.
Дата создания: 02.06.2009, дата редактирования: 18.07.2012.
Колокольчики ямщицкие: мастера
г. Касимов Рязанской губернии:
г. Слободской Вятской губернии:
г. Тюмень Тобольской губернии:
г. Кунгур Пермской губернии:
с. Павлово Нижегородской губернии:
с. Пурех Нижегородской губернии:
Источники:
Составитель: Шилов Н.И.
Дата создания: 02.03.2010, дата редактирования: 18.07.2012.
Колокольчики ямщицкие: технология производства
Технология производства, описанная Дубининым в 1882 г. в г. Валдае и сообщенная в «Трудах по исследованию кустарной промышленности в России». Вып. 8, 1882 г.:
«В колокольном производстве важное место играет уменье приготовлять металл и придать ему известную форму. Модель колокольчика приготовляется большей частью металлическая. Она кладется в железный цилиндр, называемый опокою, кругом обсыпается сыроватою, тонкою песчанистою землею, которая смачивается квасом к крепко набивается около модели. Все это делается для скрепления земли, набитой в окопе, образующей форму. По приготовлении формы, которая обыкновенно состоит из двух половин, сложенных вместе, производится отливка, состоящая в том, что расплавленную медь выливают в форму, по остывании меди, землю разгребают и получают колокольчики в той форме, какую хотели дать; земля каждый раз приготовляется вновь.
Из низких сортов меди колокольчики выходят темным цветом; для того, чтобы они были светлые, их квасят, т. е. кладут на несколько часов в квасную гущу, разведенную водой; колокольчики из хорошей меди не требуют квашенья. Неровности, оказавшиеся при отливке, спиливаются у краев и уха, затем вещь поступает для обтачивания на обыкновенный токарный станок. Печи для плавки меди употребляют двух родов: шахтные для больших церковных колоколов и горны для мелких сортов. Горючий материал для шахтных печей состоит их сосновых и еловых дров, а в горны идет преимущественно древесный уголь со смологонных заводов, почему и называется смоловым; уголь этот, как дающий более жара, предпочитается углю ямному… Тигли для плавки меди употребляют графитовые, английские, вышиною осьмидюймовые.
Колокольные мастера, работая более по опыту, мало имеют научных сведений о сплавах различных металлов. Достоинство колоколов и колокольчиков определяют по звону: лучшими считаются те, которые соединяют в себе нежность и силу.
Мастера дали названия разным тонам дужных колокольчиков, например, звон малиновый, звон ямской, были попытки дать названия некоторым тонам: звон Шиллеровский, Глинкинский, Валдайский».
Источники:
Составитель: Шилов Н.И.
Дата создания: 02.03.2010, дата редактирования: 18.07.2012.
Отливка колокольчиков
Если отливки больших колоколов были уникальными, т.е. при помощи специальных шаблонов изготавливалась разовая форма для отливки колокола, которая затем полностью разрушалась, то отливка поддужных колокольчиков была тиражной благодаря специально изготовленному точному образцу (модели) колокольчика, с которого неоднократно формовались разовые формы для отливки. Для получения первой партии использовались модели, выточенные из дерева или отлитые из легкоплавких сплавов на основе олова и свинца.
Для получения формы использовались две опоки, представляющие собой сквозные цилиндрические или квадратные стальные обечайки с боковыми ушками, предназначенными для центрирования опок при помощи штырей. Сами формы изготавливались из песчано-глинистой смеси, содержащей около 20% глины. Для пластичности в смесь вводили ржаную муку и прочие добавки, которые имелись в арсенале каждого мастера. При изготовлении форм использовались две смеси: облицовочная и основная — наполнительная. Облицовочная смесь — это тщательно просеянная через мелкое сито основная смесь, используя которую получается более четкий отпечаток в рабочей полости формы.
Первоначально на гладкую горизонтальную поверхность деревянной подмодельной плиты устанавливалась нижняя опока, по центру которой размещалась модель колокольчика, предварительно протертая угольной пылью для предотвращения прилипания к ней формовочной смеси. Модель присыпалась облицовочной смесью, в опоку до верхнего края насыпалась основная формовочная смесь, и все засыпанное плотно утрамбовывалось. Наполнительную смесь досыпали и опять трамбовали, пока опока не оказывалась полностью и плотно набита, после чего заформованное выравнивали по верхним краям опоки и опоку переворачивали.
Затем на нее устанавливали верхнюю опоку и через соответствующие пары опочных ушей пропускали центрирующие штыри. Будущий разъем между опоками присыпали угольной пылью, в нижнюю часть верхней опоки насыпали облицовочную смесь, устанавливали модель заливочного литника (или стояка), все окончательно досыпали основной формовочной смесью. Затем верхнюю опоку так же, как и нижнюю, плотно набивали.
После окончания формовки опоки разнимались, и из них удалялись модели колокольчика и литника.
Обе полуформы просушивались с рабочих поверхностей в течение 5–10 мин в пламени специально для этого разведенных костерков. При этом форма существенно упрочнялась, нагревалась и покрывалась тонким слоем сажи, что, в совокупности, уменьшало брак отливок по засорам и способствовало более точному воспроизведению металлом форменного отпечатка.
Подсушенные полуформы сразу же собирались вместе (точно по исходным позициям) при помощи центрирующих штырей. При этом в нижнюю полуформу в распор устанавливался глиняный стержень для получения отверстия в ухе колокольчика. Собранная форма заливалась металлическим расплавом из тигля.
После непродолжительного остывания залитого металла формы выбивались, от отливок отрезались литники, и колокольчики передавались на окончательную механическую обработку, для которой использовались токарные станки, как правило, приводящиеся в движение ножным приводом.
Источники:
Составитель: Шилов Н.И.
Дата создания: 02.03.2010, дата редактирования: 18.07.2012.
Пурехские колокольчики
Пурехские колокольчики появились в 1860-х годах, и к концу XIX века село Пурех и его окрестности стали главным центром производства ямских колокольчиков в России. Сначала они были похожи на валдайские, но потом приобрели свои отличительные черты: специфические шрифты надписей и их расположение, почти обязательная нумерация, определенные украшения на тулове и т.д.
Источники:
Составитель: Шилов Н.И.
Дата создания: 02.03.2010, дата редактирования: 18.07.2012.