что такое плей офф в киберспорте
Ставки на групповой этап и плей-офф в киберспорте
Практически любой киберспортивный турнир включает в себя несколько этапов. Традиционно организаторы проводят групповой этап и стадию плей-офф, в которой оказываются лишь лучшие участники. Это позволяет отсеять слабые коллективы, чтобы за главный приз сражались исключительно самые достойные представители профессиональной сцены.
Научиться ставкам на квалификационные матчи в киберспорте можно с помощью специального материала
Но нужно понимать, что эти этапы имеют существенные различия – на групповом этапе команды имеют возможность экспериментировать, а в плей-офф возрастает градус напряжения, каждая ошибка может стать фатальной. Попробуем разобраться, какие особенности имеют ставки на различные отрезки киберспортивных соревнований в самых популярных дисциплинах.
Групповой этап
Организаторы киберспортивных соревнований стараются максимально увеличить количество топовых матчей, поэтому редко отсеивают много команд на групповом этапе. Коллективы получают возможность поэкспериментировать со стратегиями, повышается риск громкой сенсации. Групповой этап это, своего рода, разминка, а это значит, что в нем лучше отказываться от ставок на фаворитов, сосредоточившись на дополнительных показателях.
Dota 2 – тотал меньше 2,5 по картам
В соревнованиях по дисциплине Dota 2 групповой этап важен с точки зрения попадания в плей-офф только для аутсайдеров, которые отчаянно цепляются за каждую возможность заработать драгоценные очки. Они выкладываются на максимум, поэтому зачастую подходят выжатыми к плей-офф. Но в основном коллективы стараются экономить силы и эмоции, поэтому редко выдают затяжные мапы и серии. Оптимальным вариантом становится тотал меньше 2,5 по количеству проведённых карт.
Источник фото: liquipedia.net
CS: GO – повышенный тотал решающих матчей
Дисциплине Counter-Strike: Global Offensive присущ другой характер группового этапа – там команды разгоняются от старта к финишу, а заключительные матчи получаются особенно важными. Две последних встречи обычно проводятся на вылет – для их участников начинается «досрочный плей-офф». Winners’ Match и Decider Match вызывают особенный интерес и стоят особняком. Именно в этих поединках команды выкладываются на максимум, поэтому традиционно пробивают тотал в 2,5 карты.
Источник фото: liquipedia.net
Общая закономерность – день-открытие очень короткий
В любой киберспортивной дисциплине самым быстрым получается первый день. Команды только вкатываются в новый чемпионат, поэтому допускают большое количество ошибок, быстро рассыпаются на части. По этой причине поединки стартового игрового дня всегда стоят особняком.
В дисциплине Dota 2 лучше отказаться от ставок на тотал киллов, он может быть абсолютно любым. А вот тотал карт по минутам становится отличной возможностью поднять банк. Ни один коллектив не хочет дизморалить себя с самого старта соревнований. Поэтому, если команда чувствуют нарастающее преимущество соперника, она моментально сдаётся и переходит к следующей мапе. Хорошим вариантом для ставки становится тотал меньше 35,5 минут для каждой из карт.
Источник фото: dotabuff.com
В дисциплине Counter-Strike: Global Offensive стартовые матчи также получаются очень быстрыми. Обычно побеждает именно тот, кто подойдёт к открытию турнира в оптимальном состоянии. Инициатива превращается в нарастающее преимущество, которое приводит к тотальному разгрому соперника. Поэтому каждая отдельная карта не выходит за отметку в 26,5 раундов.
Источник фото: hltv.org
Узнать особенности ставок на CS: GO в зависимости от части сезона можно в отдельном обзоре
Плей-офф
А вот в плей-офф команды уже не могут особенно рисковать и экспериментировать, они вынуждены выкладывать на стол лишь самые лучшие тактики и стратегии. Более того, коллективы за затяжной групповой этап успевают войти в игровой ритм и темп, поэтому находятся в оптимальном состоянии.
CS: GO – запредельный тотал первой карты
В дисциплине Counter-Strike: Global Offensive матчи плей-офф всегда получаются напряжёнными, поскольку соперники на пике формы. Особенно огненной становится стартовая карта, в которой оппоненты сражаются за инициативу. Кроме того, коллективы обычно наигрывают самые популярные локации до автоматизма, поэтому всегда идут нос к носу. Оптимальным вариантом для ставки становится зашкаливающий тотал – больше 28,5 раундов на стартовой карте. А для любителей риска отлично подойдёт возможность заключить пари на овертайм.
Источник фото: liquipedia.net
Если вы ещё не ставите на киберспорт, вам помогут решиться семь причин от IronBets
Общая закономерность – максимальный тотал по картам в плей-офф
В групповом этапе команды редко выдают затяжные поединки, а в плей-офф, напротив, радуют накалом страстей и постоянными переворотами. Поэтому в дисциплине Dota 2 сражения становятся более насыщенными и богатыми на события. Во-первых, в плей-офф не остаётся слабых коллективов, которые были отсеяны на предварительной стадии соревнований. Во-вторых, матчи группового этапа позволили нащупать рабочие тактики и стратегии. По этой причине можно смело закладываться на то, что все поединки плей-офф пробьют максимальный тотал по картам.
Источник фото: liquipedia.net
То же самое касается и дисциплины Counter-Strike: Global Offensive, в которой результат напрямую зависит от стрельбы и индивидуального мастерства. По ходу всего чемпионата исполнители набирают форму, а команды нащупывают оптимальные локации, которые приносят им желаемый результат. Поэтому практически во всех матчах пробивается максимальный установленный тотал.
Источник фото: liquipedia.net
Вывод
Групповой этап и плей-офф в самых популярных киберспортивных дисциплинах имеют свои важные закономерности, которые бетторам обязательно необходимо использовать в процессе ставок. В Dota 2 команды набирают ход лишь к финишной прямой соревнований, а до этого момента можно смело грузить на минимальный тотал и быстрые карты. В Counter-Strike: Global Offensive всё сложнее. Там короткими получаются только стартовые дни, а затем коллективы начинают выкладываться на полную мощность и стабильно пробивают тотал.
Турниры и лиги в киберспорте: они больше похожи на футбол или теннис?
Сравниваем с традиционным спортом.
Пока Томас Бах придумывает все новые проблемы, мешающие киберспорту войти в состав Олимпийских игр, все быстрее растет число зрителей у турниров по FIFA19, League of Legends, DotA 2, CS:GO и Overwatch. Киберспорт очень разнообразный, но вникнуть в него несложно: почти у всех турнирных систем есть аналоги в большом спорте.
Overwatch – НБА/НХЛ
Overwatch – шутер, где две команды по шесть человек выбирают персонажей с уникальными способностями и идут сражаться. Компания-разработчик Blizzard сразу позиционировала Overwatch как мировую киберспортивную дисциплину и скопировала устройство своей чудовищно амбициозной Overwatch League с традиционных американских спортивных лиг. Сравниваем:
• Матчи в OWL играются на четырех различных картах. Дальше определяется победитель – почти как четверти в баскетболе.
• Ниже Overwatch League – региональные Лиги (Overwatch Contenders). Здесь играют как организации, которые не смогли или не захотели покупать место в OWL, так и академии команд OWL. Это аналог фарм-лиг вроде АХЛ.
• Минимальный потолок зарплат и гарантии для игроков. В той же Доте вполне себе нормальным будет участие на майноре команды без спонсора и каких-либо контрактов и зарплат.
• Команды из разных штатов и даже стран. 11 команд прикреплены к городам из США, 4 представляют Китай, две – Канаду, и еще по одной – у Англии, Франции и Южной Кореи. И пока такая мегаломанская идея столкнулась с очевидными препятствиями.
1. Все игры проходят на одной арене, в Лос-Анджелесе. С чего в таком случае жители Шанхая, да и Китая в целом, должны болеть за команду Shanghai Dragons? Думаете, за игроков-китайцев? Сейчас в активном составе «Шанхая» 8 корейцев и только один китаец.
2. Внутри лиги нет лимита на легионеров. Еще один пример – «Лондон», победитель (!) первого сезона OWL. Состав – полностью корейский:
Правда, Blizzard все-таки стремится к настоящей системе домашних арен и международных перелетов. В этом сезоне свои арены открыли «Даллас», «Атланта» и «Лос Анджелес»; в них провели по одной серии матчей. Финал OWL-2019 пройдет на «Уэллс Фарго Центр», домашней арене хоккейного клуба «Филадельфия Флайерз», с вместимостью 20 тысяч зрителей. И главное: в сезоне-2020, третьем для Overwatch League, команды Лиги должны открыть домашние арены, принимать гостей и вылетать в другие города и страны. По крайней мере, так обещает босс OWL Нейт Нанцер.
Самые успешные регионы: есть Южная Корея и все остальные. У этой страны особые отношения с играми. Если местной аудитории нравится игра, то превзойти корейцев почти нереально – или они вообще не рассматривают ее как киберспортивную дисциплину. Все или ничего.
Больше всего в OWL именно корейских игроков – 107. США только на втором месте – 24 игрока. На третьем Китай – 14.
А как дела в СНГ?
Всего в лиге играют два российских киберспортсмена – Илья «NLaaeR» Коппалов из Atlanta Reign и Георгий «ShaDowBurn» Гуща из Paris Eternal. Cейчас идет третий этап регулярного сезона из четырех; команды Георгия и Ильи находятся на четвертом и шестом месте в Атлантическом дивизионе. К сожалению, оба игрока не всегда проходят в основной состав. Например, в первом матче лиги «NLaaeR» играл лишь на одной карте из четырех (что иронично, на той, где действие проходит в России).
А вот ShaDowBurn первый матч вообще пропустил, и ему наверняка было обидно наблюдать, как команда сенсационно побеждала действующих чемпионов OWL – London Spitfire. Но по ходу сезона ему выдали куда больше игрового времени, чем Илье Коппалову.
League of Legends – футбол
League of Legends максимально похожа по геймплею с привычной нам Дотой: это командная игра, где две стороны по пять игроков пытаются уничтожить базу друг друга. Но в Доте еще 5 лет назад не было вообще никакой турнирной системы (турниры вразнобой организовывались частными операторами; компания-разработчик Доты Valve субъективно оценивала успехи команд за сезон и сама выслала приглашения на The International) – а в Лиге Легенд почти сразу соорудили четкую структуру.
Дело в том, что Лига вышла позже первой Доты, в которой на тот момент уже сформировалась своя просцена и фанбаза. Был и осовремененный клон Доты: Heroes of Newerth, также со своими турнирами и сообществом. Чтобы отвоевать рынок сразу у двух конкурентов, разработчики Лиги – компания Riot – пошли на радикальные меры:
• Завербовали создателя самого популярного сайта по Доте. В 2008 году он, незадолго до выхода Лиги, резко и навсегда закрыл портал. Вместо контента там находились письмо с извинениями и приглашением поиграть в ЛоЛ;
• Получили права на торговую марку «Defense of the Ancients» и отдали их Blizzard. Дело в том, что Дота изначально была модом для одной из игр Blizzard – Warcraft 3. Valve и Blizzard разрешили вопрос мирно;
• Давили на организации, чтобы те не имели составов по другим играм этого жанра. Об этом говорили сотрудник Evil Geniuses и журналист Slasher, а Riot даже не пытались отрицать обвинения.
Итак, в Лиге Легенд есть сразу 14 региональных лиг. Причем в Европе – лишь одна лига. По одной в СНГ и Северной Америке. А вот азиатских очень много: в Корее, Китае, Японии, Вьетнаме, Юго-Восточной Азии. Есть даже отдельная лига под Гонконг/Тайвань/Макао и лига для Океании, где киберспорт развит слабо.
Из каждой лиги первые N мест (число зависит от силы региона) выходят на чемпионат мира. Регионы посильнее – сразу в групповой этап. Те, где направление еще только развивается, – в отборочный этап. Очень напоминает Лигу Чемпионов, где третье место АПЛ попадает сразу в группы, а чемпион Греции вынужден играть квалификационные раунды.
Отличия от футбола:
• Длительность турниров. Лига Чемпионов растянута по всему сезону, а главная часть сезона в League of Legends – чемпионат мира – длится месяц в начале осени и напоминает скорее чемпионат мира по футболу.
• Запасные. Если в футболе из одного клуба можно слепить 2-3 состава, то в составах команд по Лиге не наберется даже на второй. 2-3 игрока замены – это большая редкость. Оно и понятно, все-таки киберспорт – не травмоопасное занятие, и форс-мажоры случаются редко.
Самые успешные регионы:
Южная Корея – как и в Overwatch. Посмотрите статистику участников чемпионата мира.
• Даже в европейском чемпионате Корея на втором месте по числу игроков – после Дании.
• С 2013 по 2017 год чемпионат мира выигрывали только команды из Южной Кореи. Лишь в этом году случилась сенсация – ни одна корейская команда не вошла в топ-3. Это как если бы «Реал» и «Барса» одновременно не вышли бы в плей-офф ЛЧ.
• У СНГ все плохо – мы предпочитаем Доту. Только в 2012 году команда Moscow Five заняла третье место на чемпионате мира, а уже в 2016 году 5-8-е место команды Albus Nox Luna считалось невероятным успехом.
DotA 2 – Теннис
Регулярный сезон в Доте начинается в сентябре и заканчивается в мае – за это время проходит пять майноров и пять мейджоров (даже название как у ТБШ). Из 16 участников мейджора как минимум две команды должны быть из каждого из шести регионов: Северная Америка, Южная Америка, СНГ, Европа, Китай, Юго-Восточная Азия. Да, ни слова об Африке – с киберспортом на этом материке все очень и очень плохо. Квалификации на турнир проходят следующим образом:
• Четыре из восьми команд закрытого отбора попадают туда по приглашению за результаты последних двух месяцев. Еще четыре проходят через открытые квалификации, принять участие в которых может любой желающий.
• Далее восемь команд проводят мини-турнир, где выявляют два (в некоторых регионах – три) сильнейших коллектива. Они и проходят на мейджор.
• Все, кто не попал на мейджор, пробуют отобраться на майнор – турнир на восемь команд (как минимум по одной из каждого региона). Порядок тот же – команды, игравшие в закрытом отборе на мейджор, но не попавшие на него, плюс две-три команды из открытой квалификации. Победитель майнора получает последнюю путевку на мейджор.
На мейджорах и майнорах команды зарабатывают рейтинговые очки. Лучшие 12 по итогам года отправляются на главный турнир – The International. Еще шесть участников определяются в квалификациях: по одному от каждого региона.
Чемпионом первого мейджора этого сезона стала российская команда Virtus.pro.
Отличия от тенниса:
• Квалификации. Уникальность Доты в том, что закрытым квалификациям на турнир предшествует открытая, где принять участие может абсолютно любая команда, даже та, которая до этого никогда нигде не появлялась. Нужно лишь зарегистрироваться на сайте и запустить игру в нужное время.
• Соревнования стран. Эта особенность касается любой киберспортивной дисциплины – в киберспорте не развита система соревнований по странам – всем правят клубы. Есть турнир WESG, но отношение к нему скорее как к Лиге Наций или Кубку Конфедераций: команды очень неохотно отпускают туда игроков. Тем более, что WESG порой накладывается на рейтинговые турниры: например, Gambit в апреле выступала на майноре без мидера Afoninje, который уехал играть за команду России. Конкуренция на WESG невысокая; как правило хорошо выступают уже сыгранные мононациональные команды. Зато призовой фонд – до 1,5 миллионов долларов.
• Турнирная сетка. На мейджорах участники делятся на 4 группы, и после группового этапа ни одна из команд не вылетает с турнира. Вместо этого первые два места отправляются в верхнюю сетку плей-офф, а третье и четвертое – в нижнюю. (В теории команды могут и вылетать из групп, если того захочет организатор. А организаторы могут быть разные: перед регулярным сезоном турнирные операторы соревнуются за слоты мейджоров. На практике в этом году этого не было ни на одном мейджоре, и не будет на EPICENTER в Москве).
• У топовых команд появляется право на ошибку. Это особенно важно, когда два фаворита турнира встречаются на ранних стадиях.
Самые успешные регионы:
• Китай. Здесь играет вторая команда прошлого The International: PSG.LGD. Да, Pari Saint-German год назад заключила сделку с одной из самых титулованных организаций Китая. У PSG.LGD даже есть шикарная форма от Nike (про знаменитые бренды в киберспорте можно почитать здесь). Сейчас команда занимает пятое место в рейтинге регулярного сезона, но это нормально: китайские команды расслабляются всю первую половину сезона, а затем все равно проходят на The International и уже там жгут как следует. Кроме PSG.LGD в этом сезоне сильны Vici Gaming (пятое место в регулярке) и Keen Gaming (девятое).
• Европа. Регион с бешеной конкуренцией и лучшей командой мира прямо сейчас (Team Secret). Последние два титула чемпиона мира отходили именно европейским командам. Пройти квалификации на мейджор в Европе – далеко не то же самое, что отобраться где-нибудь в Южной Америке.
• СНГ. Российская команда Virtus.pro уже третий год входит в топ-3 мира, но на The International парням не везло: 5-6-е место два года подряд. Сейчас от «медведей» ждут только одного – победы на главном турнире года.
В этом регулярном сезоне Virtus.pro лишь вторая по силе команда, а на последнем мейджоре в Париже вообще заняла только 7-8-е место (при 16 участниках). Фанаты выжидают и волнуются: сознательно ли VP экономит силы к TI9, или у команды реальные проблемы?
Время расслабляться кончилось: EPICENTER – домашний турнир, и мы ждем от «медведей» мощное выступление перед The International 2019.
Гайд по форматам киберспортивных турниров
Современные киберспортивные турниры проводятся по совершенно разным правилам. Каждый организатор сам выбирает формат, и пока в компьютерном спорте нет единого стандарта проведения чемпионатов, как это есть в футболе, например. Из-за этого обычные зрители часто не понимают, на что влияет та или иная встреча, сколько раундов будет сыграно в серии, есть ли у команды право на ошибку.
Специально для тех, кто не до конца разобрался в киберспортивных турнирных форматах, мы предлагаем по ним краткий гайд. Информация будет полезна в первую очередь игрокам на ставках, но не лишней будет и рядовым фанатам.
Какие бывают турнирные форматы в киберспорте?
Прежде всего, стоит выделить 3 главных составляющих любого ивента в киберспорте: групповой этап, плей-офф и матчи, которые проводятся в рамках этих стадий. Каждый из них имеет несколько вариаций проведения.
Типы матчей (серий)
В киберспорте все матчи играются до определенного числа побед. В этом плане можно привести аналогию с теннисом или волейболом, где в матче побеждает тот, кто взял 2 сета.
Существуют такие виды матчей:
Групповые этапы
Группы бывают почти во всех серьезных турнирах. Они помогают отсеять слабых участников, чтобы в плей-офф вышли только самые достойные. В зависимости от количества участников турнира и формата организаторы могут делить команды на 2-8 групп или не делят вовсе. Из каждой часть коллективов выходит либо в определенный этап плей-офф, либо покидает ивент. Иногда, группы делаются только чтобы определить силу команд и оформить посев на финальный этап турнира.
Групповые этапы имеют такие форматы:
Round-robin
Такую систему еще называют круговой. В ней все команды группы играют друг с другом по очереди один или два матча bo1-bo3. Хорошим примером их реального спорта будет групповой этап Лиги Чемпионов. Команды играют одна против другой, набирают очки и по итогу группы лучшие проходят дальше, а худшие вылетают.
В киберспорте round-robin очень распространен. Он дает зрителю большое количество матчей, а организаторам много эфирного времени и контента. Однако, главным недостатком такого формата остается большое количество ненужных матчей, которые ничего не решают. Например, когда одна команда уже гарантированно прошла в следующий этап, а вторая потеряла все шансы на это, они все равно должны доиграть свой матч. Round-robin используется во многих дисциплинах, чаще всего в MOBA-играх (Dota 2, LoL). К слову, такой формат групп был использован на The International 2018.
GSL-система
Швейцарская система
Используется, когда участников слишком много и нет возможности провести GSL или Round-Robin, или данный формат является традиционным для этой дисциплины. «Швейцарка» пришла в киберспорт из шахмат, где на турнирах может играть несколько сотен игроков.
В швейцарской системе для начала команды (игроки) делятся на пары. Разделение может проходить жеребьевкой или методом посева на основании рейтинга/статуса участника. Итак, в первом раунде определилось некое количество пар. Затем они играют и определяют победителей. Выигравшие участники теперь делятся между собой, точно так же как и проигравшие. Затем у кого-то будет счет 2-0, у кого-то 1-1, у кого-то 0-2. Участники с одинаковым счетом опять делятся на пары. В итоге группа будет иметь четкое распределение по местам.
Например, в CS:GO «швейцарка» играется на 16 команд. Из них в плей-офф выходит 8. Для прохода в следующий этап коллективу нужно выиграть 3 встречи. Для поражения нужно проиграть в трех матчах. Затем, имея распределения по местам в группе, определяется, кто с кем будет играть в плей-офф. Швейцарская система также распространена в Hearthstone, файтингах, симуляторах, карточных играх. Формат матчей может быть любым. В CS:GO в основном используют bo3.
Плей-офф
Плей-офф обычно играется по так называемой олимпийской системе — классической турнирной сетке, где каждый следующий раунд выбывают участники и в конце остается только 2 финалиста. В киберспорте плей-офф зачастую бывает двух видов: single и double elimination.
В первом варианте проигравшая команда окончательно покидает соревнование, а победившая проходит в следующий этап. В случае double-elimination проигравший коллектив падает в нижнюю сетку (Lower Bracket) и только после поражения в ней вылетает. Фактически, double-elimination — это две турнирные сетки, из которых в финал проходит по одной команде из каждой. Такие форматы плей-офф используются практически во всех популярных дисциплинах, начиная с LoL и заканчивая CS:GO.
Крайне редко можно встретить разные вариации triple-elimination. Такая сетка имеет 3 уровня и для окончательного вылета нужно проиграть сразу 3 серии в плей-офф. Подобный формат используется в основном в дисциплинах, где есть много участников турнира, а сама игра имеет высокий уровень рандома. Triple-elimination можно встретить на ивентах по коллекционным карточным играм (Hearthstone, MTG, Gwent), различных файтингах (Street Fighter, Mortal Combat, Tekken) или спортивных симуляторах.