что такое письменная речь 1 класс

Речь устная и письменная 1 класс

Вы знаете, что главный работник в нашем языке – слово. Из слов строятся предложения. Наша речь состоит из слов и предложений. Беседы, рассказы, вопросы, споры, советы, даже песни, которые вы поёте и слушаете – это всё речь. Речь передаёт наши мысли. Общаясь друг с другом, и используя язык, вы совершаете речевое действие.

Говорят и слушают – это устная речь. В древности рот и губы называли устами, так появилось слово «устная» т. е. та, что произносится, звучит. Ещё ребята пишут и читают – это письменная речь, та, что записывается и читается. Устная речь передаётся звуками, письменная речь – знаками.

Что необходимо для письменной речи? Знать буквы и уметь читать и писать слова и предложения.

Что необходимо для устной речи? Понимать смысл слов и уметь рассказывать с помощью предложений.

Для чего нам нужна речь? Представьте человечка, который не умеет разговаривать, слушать, читать, писать. В его жизни нет книг, тетрадей, компьютера, друзей, одноклассников. Интересно так жить? Хотите оказаться на его месте? Думаю, что вряд ли. Так жить скучно и неинтересно.

Речь человека «растет» и «взрослеет» вместе с ним. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче выражает он свои мысли, тем приятнее с ним общаться окружающим его людям, поэтому необходимо знакомиться с новыми словами, их значением, узнавать правила и законы, по которым строится правильная и красивая речь.

В далекие-далекие времена люди не умели писать и читать. Но умели сочинять прекрасные песни, сказки, загадки. И некоторые из них сохранились до наших дней. Как им это удавалось? Люди пересказывали их.

В старину всю информацию люди передавали из уст в уста. От бабушек и дедушек к детям, от детей – внукам, и так от поколения к поколению.

Прочитайте народную мудрость:

«Хорошую речь хорошо и слушать».

«От приветливых слов язык не отсохнет».

«Иное слово пропускай мимо ушей».

«Сперва подумай, а потом и скажи».

«Красно поле пшеном, а беседа умом».

Что же ценили наши предки? Прежде всего, речь грамотную и умную. В нашем языке существуют слова, с помощью которых можно дать речевую характеристику человеку: крикун, молчун, пустомеля, шутник, ворчун, спорщик, болтун. От вашей устной речи будет зависеть, как вас назовут.

Вот какой хотели бы слышать речь своих учеников учителя.

Речь должна быть понятной, обдуманной, богатой, культурной, грамотной, свободной, правильной, приятной, разборчивой.

А знаете ли вы, что в Древней Греции и Риме проходили даже состязания ораторов? Оратор – тот, кто выступает с речью, а также человек, владеющий искусством произносить речи.

Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг и преклонение. В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью слов убедить в чём-то. В ораторе предполагали таинственные качества, которых нет в обыкновенном человеке. Вот почему ораторы становились государственными лидерами, великими учёными, мудрецами и героями.

У некоторых народов даже существовали боги и богини красноречия и убеждения, споров, которым поклонялись.

Искусство речи изучали в школах, в семьях, самостоятельно. Чему же учились в те далёкие времена?

Прежде всего, учились говорить и писать только то, что ведёт к добродетели и счастью людей, не болтать глупостей, не обманывать. Кроме того, учили собирать и накапливать знания. Учили тому, чтобы речь была понятной, выразительной. Наконец, необходимо было овладеть искусством каллиграфии – красивого и чистого письма – и владению своим голосом – его интонациями, паузами, силой голоса, темпом. Как вы думаете, в наше современное время стоит учиться этому же? Конечно.

К какой речи относятся эти правила? К устной. А как развивать письменную речь? На уроках русского языка надо учиться правильно составлять и записывать предложения, собирать из них тексты, рассказы. Учитесь подписывать поздравительные открытки, sмs-сообщения на мобильном телефоне. Но всегда помните: вашу письменную речь будут читать другие люди, поэтому её надо корректировать, то есть исправлять и улучшать.

На нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар – умение говорить, общаться друг с другом при помощи слова. Этот дар важно использовать только для блага окружающих и себя. Старайтесь быть интересными собеседниками, хорошими слушателями, активными читателями. Язык – это то, что человек знает, речь – это то, что человек умеет. Совершенствуйте свою речь – устную и письменную.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Русский язык с репетиторами онлайн

Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

Источник

Конспект урока по русскому языку «Речь устная и письменная» 1 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: Устная и письменная речь.

Цель: познакомить учащихся устной и письменной речью.

1. Формировать умения определять устную и письменную речь, делать выводы; стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы.

2.Развивать самоконтроль, мышление, устную и письменную речь учащихся.

3. Воспитывать уважительное отношение к русскому языку, к товарищам в коллективе.

Предполагаемые метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
. моделирование – преобразование объекта из пространственно – графической модели в словесную форму;
. анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков;
. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Регулятивные УУД:
. планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата;
. прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения;
. контроль в форме сличения способа действия и его результата;
. поиск путей выхода из сложной ситуации.
Коммуникативные УУД:
. постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
. планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
. умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли;
. умение доказывать свою точку зрения.

-Прозвенел и смолк звонок, он позвал вас на урок.

2.- Ребята, отгадайте загадку:

Дом на улице стоит.

Детвора к нему спешит.

Несут тетрадки, книжки.

Девчонки и мальчишки. (Школа)

— С какой целью родители привели, вас в школу?

-Какие правила поведения в школе, вы, знаете?

Правила поведения в школе .

3.Работа по теме урока

— А знаете ли вы, что помогло нам высказать свои мысли?

— Вам пока трудно самим найти точное слово для ответа на этот вопрос, хотя

— Послушайте, стихотворение Агнии Барто «Сильное кино»

Он объяснит мне,
Что к чему.
А я большая!
Я пойму.

И вот он начал
Свой рассказ:
— Они ползут,
А он им — раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Они ей — раз!
Она им — раз!
Но тут как раз
Её он спас,
Он был с ней
Заодно.
Ух, сильное кино!

Нет, видно, я еще мала:
Я ничего не поняла.

— Почему девочка ничего не поняла?

Упражнение в артикуляции.

— Постараемся научиться сделать нашу речь четкой и выразительной.

— Давайте будем учиться доказывать свой ответ. Поставим опыт : постараемся

несколько минут обойтись без речи.

(Вызвать ученика, шепнуть ему на ухо ситуацию, которую он должен изобразить с помощью жестов «Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик…», но выполните условие : нельзя пользоваться речью )

— Работа начнется по моему первому хлопку, а по второму закончится. Готовы? Возможно ли, обойтись без речи? (Можно изобразить героя книги на бумаге, показать с помощью жестов, но речь нам необходима ).

4.История развития речи

— Ребята, посмотрите на экран. На экране изображены первобытные люди. Они не могли говорить. Для своего общения первобытные люди использовали жесты, издавали отдельные звуки. Но потребность в общении росла. Им приходилось придумывать язык. Да, да, именно придумывать, потому что его не было вовсе. Каждый раз, когда возникало какое-то слово, пещерные люди «договаривались», что оно будет означать. Когда они изобрели слова, сразу стало легче и лучше жить. Слова помогали людям общаться. Так появилась устная речь.

Устная речь – (на древнерусском языке означало рот, губы) от слова уста. Устную речь мы слышим и произносим. С помощью нее мы можем что-нибудь сообщать, выражать какую-нибудь просьбу.

— С каким видов речи мы познакомились? ( с устной речью)

— Язык был созданием человека, множества людей. Но вот беда, слово исчезало в воздухе, едва его произносили. Со временем, чем больше становилось знаний, тем труднее было удерживать их в памяти. Непростая это была задача для древнего человека – сохранить информацию. И наконец, человек придумал знаки. Ими он пользуется и сейчас.

— В книгах, кроме картинок, страницы заполнены знаками (буквами). Этими знаками записаны рассказы, стихи, сказки. Это письменный вид речи.

— С каким еще видом речи познакомились? (письменным)

-Приведите примеры использования устной речи. (обращения ребенка к матери, приветствие клоуна по мегафону.)

-А теперь письменной? (записи на афишах, вывеска магазина, название остановки автобуса, статья в газете, слово на асфальте)

7. Закрепление и обобщение

А)-Письменную речь можно сохранять и передавать. Прежде всего, это книги, газеты и, конечно, письма. Сейчас я прочту интересное письмо, а вы подумаете, кто его мог написать?

Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили.

Мама и папа, я без вас скучаю. Особенно по вечерам. А днем я люблю на крышу вскарабкаться. И там глаза вытаращу, усы расправлю и загораю как ненормальный. На солнышке облизываюсь и сохну. А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыплеться – хоть в дом не заходи…

Дорогие мама и папа, вы меня теперь просто не узнаете меня…Хвост у меня крючком, нос холодный и лохматость повысилась…Так что вы за меня не переживайте.

До свидания. Ваш сын – Дядя Фарик.

-Кто написал письмо? ( первая часть писал Дядя Федор. После первого многоточия идет текст, написанный котом Матроскиным. Потом снова Дядя Федор, а закончил четыре буквы в последнем слове – снова Шарик.)

— К какой речи относим это письмо? (к письменной)

Б)-Назови иллюстрации, где изображена устная речь?

-Картинки (на доске) раздели на две группы.

— О чём узнали на уроке?

— Какую речь мы называем письменной?

-А какую речь называем устной?

Речь бывает устной и письменной.

Устная – говорить, слушать, рассказывать, петь.

Источник

Конспект урока по обучению грамоте для 1 класса «Речь устная и письменная».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок 2. РЕЧЬ УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Технологическая карта урока обучение грамоте 1 класс

РЕЧЬ УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ предмет.

Цель: научить отличать устную и письменную речь; дать понятие о слове, как единице речи; познакомить с целями и средствами общения через игровые ситуации и диалог сказочных героев (русские, мансийские сказочные герои ) и самих учащихся.

практическое знакомство с целями и средствами общения через игровые ситуации и диалог сказочных героев и самих учащихся;

осмысление роли слова в общении, привлечение внимания детей к назывной функции слова; формировать умение различать предмет и слово как его название;

учить детей записывать слова печатными буквами; ввести схему слов «мама», «папа»; рассказать о последовательности звуков в словах; научить различать гласные («открытые») звуки и согласные («закрытые») звуки; научить делить слова на звуки, определять количество звуков в словах, об ударение, как о самом громком звуке в слове, о делении слова на части (на слоги); познакомить с героями мансийских сказок ; вспомнить русские народные сказки; развивать умение детей записывать слова печатными буквами.

С облюдают правила поведения в школе и на уроке; различают письменную и устную речь; умеют соотносить вопросы «Кто? Что?» со словом – предметом; отличают звук от буквы, знают алфавит, умеют определять последовательность звуков в слове и их количество, умеют записывать слова (слова из трех, четырех букв) печатными буквами, умеют отвечать на вопросы полным связным ответом, знание схем слов «мама», «папа», их написание и краткое объяснение схемы слова.

Знание правил поведения на уроке; уважительное отношение к учителю и одноклассникам; умение внимательно слушать собеседника, адекватно реагируют на оценку своей работы на уроке.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные : приобретение устного навыка общения – умения говорить и слушать; умение отвечать на вопросы полным ответом; умение различать в словах звуки, записывать последовательность звуков в словах с помощью печатных букв;

Коммуникативные : умение вести беседу; отвечают на вопросы полным ответом; используют в речи вежливые слова (знание вежливых слов на мансийском языке), слушают и понимают речь других; приобретают умение делать вывод, обобщение о полученных знаниях.

I. Организация начала урока.

Беседа о правилах поведения в школе и на уроке.

Беседа о правильной осанке.

Общее понятие об устной и письменной речи.

Схема слова, обозначающая «предмет». «Живой», «неживой» предмет. Вопросы «кто?», «что?»

Что такое предложение? (введение схемы предложения, схемы слова «мама»).

Знакомство с мансийской сказкой «Мышонок – путешественник». Составление предложений, схем предложений.

IV. Контроль и самопроверка знаний.

Игра «Определите, где устная речь, а где письменная?»

Работа по учебнику стр.5.

— вспомнить героев русских народных сказок;

— составит небольшой текст, записать с помощью схем предложений;

— сделать вывод о том, что речь состоит из предложений.

Подведение итогов урока.

VI . Домашнее задание.

Домашнее задание: подготовить творческий проект.

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Ты готов начать урок?

Учебник, ручка и тетрадка?

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость к веселым вопросам, пробуждающим любознательность.

— Ребята, давайте вместе, прочитаем алфавит. Будем правильно произносить буквы и звуки.

— А кто мне скажет: «Чем отличается звук от буквы?»

Беседа о правилах поведения в школе и на уроке.

— Дети, а как нужно вести себя в школе.

— Как вести себя на уроке?

Беседа о правильной осанке.

— Посмотрите на экран. На экране показано «как правильно нужно сидеть за партой». Слад № 1.

Повторяют хором алфавит.

Звук мы слышим и говорим, букву мы видим и пишем.

Вспоминают правила поведения.

Внимательно рассматривают картинку.

Хором читают алфавит. Соблюдают правила в учебной работе (правильно

сидят, поднимают руку перед ответом, встают при ответе, отвечают громко и чётко, слушают учителя и выполняют его указания, слушают ответы товарищей).

Общее понятие об устной и письменной речи.

— На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что язык является средством общения человека. Люди общаются между собой, разговаривают. То есть мы разговариваем устно, мы ведем речь устно. По другому, можно сказать так: «То, что мы говорим – это устная речь». Что же обозначает слово «устная». Слово «устная» произошло от слова «уста». Уста – устаревшее слово, которое обозначает «рот» или «губы». Люди раньше вместо слова «губы» использовали в речи слово «уста». Устная речь служит для общения людей, выражения своих мыслей, чувств. То что вам говорят, или говорите вы – это все устная речь.

— А что такое письменная речь? Кто догадался?

— Я вам даю подсказку слово «письменная» образовалось от слова «письмо» или «писать»?

— Правильно. Письменная речь – это то, что записано с помощью букв. К письменной речи относятся книги, тексты, которые вы видите на компьютере, то вы будете писать в тетрадь.

Схема слова, обозначающая «предмет». «Живой», «неживой» предмет. Вопросы «кто?», «что?».

— Вспомните, я вам рассказывала, как люди научились разговаривать.

— Сначала люди произносили звуки, потом придумали названия предметов.

— Каждый предмет имеет свое название. (Учитель показывает на предметы, задает вопросы «Это что?», «Это кто?»).

— Предметы можно потрогать (стол, тетрадь, ручка) или почувствовать (учитель приводит примеры, например «ветер»). Слова – предметы мы будем обозначать вот такой схемой:

что такое письменная речь 1 класс. hello html m75d3f22. что такое письменная речь 1 класс фото. что такое письменная речь 1 класс-hello html m75d3f22. картинка что такое письменная речь 1 класс. картинка hello html m75d3f22. Вы знаете, что главный работник в нашем языке – слово. Из слов строятся предложения. Наша речь состоит из слов и предложений. Беседы, рассказы, вопросы, споры, советы, даже песни, которые вы поёте и слушаете – это всё речь. Речь передаёт наши мысли. Общаясь друг с другом, и используя язык, вы совершаете речевое действие.. Слайд № 2.

— Предметы бывают живые и неживые.

— Назовите мне живые предметы?

— Назовите мне неживые предметы?

Что такое предложение? (введение схемы предложения, схемы слова «мама»).

— На прошлом уроке мы еще говорили, что человек постепенно научился красиво складно и понятно говорить. Послушайте и скажите, где я говорю правильно и понятно, а где я говорю без всякого смысла.

А) Сегодня, день, прекрасно.

Б) Сегодня прекрасный день!

— Правильно во втором случая я сказала правильно и со смыслом, то есть вы меня поняли, о чем я хотела сказать.

— Первое – это просто слова, а второе – это предложение.

— Как отличить предложение от слов?

— Запомните «В предложении слова все связаны по смыслу», «предложение имеет смысл предложения».

— Из чего состоит предложение?

— Какой же вывод мы сделаем?

— Давайте с вами потренируемся! Будем составлять предложение со словом «мама». (дети предлагают свои варианты составленных предложений).

— Сегодня я научу вас составлять схему слова «мама».

— Вспомните сколько в слове «мама» звуков?

— Нарисуйте 4 квадратика.

— Назовите первый звук в слове?

— Давайте вместе еще раз произнесет звук «м». При произношении звука «м» воздух встречает препятствие во рту – «губы». При этом у нас закрытый ротик. Поэтому все звуки, которые произносятся с закрытым ротиком, мы будем называть закрытыми звуками и рисовать вот такую схему

что такое письменная речь 1 класс. hello html me2a3961. что такое письменная речь 1 класс фото. что такое письменная речь 1 класс-hello html me2a3961. картинка что такое письменная речь 1 класс. картинка hello html me2a3961. Вы знаете, что главный работник в нашем языке – слово. Из слов строятся предложения. Наша речь состоит из слов и предложений. Беседы, рассказы, вопросы, споры, советы, даже песни, которые вы поёте и слушаете – это всё речь. Речь передаёт наши мысли. Общаясь друг с другом, и используя язык, вы совершаете речевое действие..

— Назовите второй звук?

— А он как произносится? (С открытым ротиком)

— Как мы его назовем (Открытым звуком)

— Все звуки, которые будут произноситься с открытым ротиком, мы будем отмечать вот такой схемой

что такое письменная речь 1 класс. hello html m608fcbd9. что такое письменная речь 1 класс фото. что такое письменная речь 1 класс-hello html m608fcbd9. картинка что такое письменная речь 1 класс. картинка hello html m608fcbd9. Вы знаете, что главный работник в нашем языке – слово. Из слов строятся предложения. Наша речь состоит из слов и предложений. Беседы, рассказы, вопросы, споры, советы, даже песни, которые вы поёте и слушаете – это всё речь. Речь передаёт наши мысли. Общаясь друг с другом, и используя язык, вы совершаете речевое действие..

— Назовите третий звук? Как произносится звук? Какую схему нарисуем?

— Нарисуем в схеме закрытый ротик.

что такое письменная речь 1 класс. hello html me2a3961. что такое письменная речь 1 класс фото. что такое письменная речь 1 класс-hello html me2a3961. картинка что такое письменная речь 1 класс. картинка hello html me2a3961. Вы знаете, что главный работник в нашем языке – слово. Из слов строятся предложения. Наша речь состоит из слов и предложений. Беседы, рассказы, вопросы, споры, советы, даже песни, которые вы поёте и слушаете – это всё речь. Речь передаёт наши мысли. Общаясь друг с другом, и используя язык, вы совершаете речевое действие.

— Назовите четвертый звук? Как произносится звук? Какую схему нарисуем?

— Нарисуем в схеме открытый ротик.

что такое письменная речь 1 класс. hello html m608fcbd9. что такое письменная речь 1 класс фото. что такое письменная речь 1 класс-hello html m608fcbd9. картинка что такое письменная речь 1 класс. картинка hello html m608fcbd9. Вы знаете, что главный работник в нашем языке – слово. Из слов строятся предложения. Наша речь состоит из слов и предложений. Беседы, рассказы, вопросы, споры, советы, даже песни, которые вы поёте и слушаете – это всё речь. Речь передаёт наши мысли. Общаясь друг с другом, и используя язык, вы совершаете речевое действие.

— А еще в слове можно услышать самый громкий звук. Давайте прокричим слово «мама». Какой звук самый громкий?

— Громкие звуки в словах мы будем отмечать на схеме черточкой.

— Давайте, прохлопаем слово «мама»?

— Сколько хлопков у нс получилось? (два раза)

— Это значит, что слово состоит из двух частей.

— Вот такая схема слова «мама» у нас получилась!

что такое письменная речь 1 класс. hello html 171653be. что такое письменная речь 1 класс фото. что такое письменная речь 1 класс-hello html 171653be. картинка что такое письменная речь 1 класс. картинка hello html 171653be. Вы знаете, что главный работник в нашем языке – слово. Из слов строятся предложения. Наша речь состоит из слов и предложений. Беседы, рассказы, вопросы, споры, советы, даже песни, которые вы поёте и слушаете – это всё речь. Речь передаёт наши мысли. Общаясь друг с другом, и используя язык, вы совершаете речевое действие.Слайд № 3.

Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

Знакомство с мансийской сказкой «Мышонок – путешественник». Составление предложений, схем предложений.

— Чтобы вы отдохнули, я познакомлю вас с мансийской сказкой «Мышонок – путешественник».

Краткое содержание сказки.

Жил – был мышонок. Сделал он себе легкую, как крапивный листочек лодочку, сделал тонкое весло. И отправился в путешествие на лодочке. Плывет, плывет и поет. По дороге встретилась ему деревушка, а там детишки уху сварили из ершей, и зовут его кушать. А мышонку ерши не понравились. Он сказал, что ерши костлявые, и застрять косточка в горле может. И поехал дальше. Опять ему встретилась по дороге деревня. Там опять дети просят его попробовать уху из окуней. Ему опять уха из окуней не понравилась. Он сказал, что окуни костлявые, и может застрять у него в горлышке косточка. И поплыл дальше. Опять встретил по дороге деревню. В этой деревне дети ему предложили суп из икры. Мышонок обрадовался и вылез из лодки. Столько супа съел, что когда шел к лодке упал в яму и лопнул. Пришлось ему зашивать живот. Поплыл он дальше. Встретил оленя. А это будет уже другая история.

— Посмотрите на экран (Слад № 4). Кто изображен на картинке?

— Что делает мышонок?

— Давайте вы составите предложение, а я нарисую это предложение на доске!

Источник

Открытый урок по русскому языку 1 класс, на тему: «Устная и письменная речь»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект открытого урока по русскому языку для обучающихся 1 класса

Учитель: Седоплатова Юлия Николаевна

Тип урока : урок комплексного применения знаний (повторение)

Тема урока : Речь устная и письменная.

Цель урока для учителя : к концу урока с помощью создания дидактических условий обучающиеся повторят знания о речи устной и письменной, об особенностях оформления мыслей в устной и письменной форме.

Цель урока для ученика: учиться различать устную и письменную речь

Познавательные УУД- уметь понимать прочитанное, находить в сообщении учебника нужные сведения; выполнять действия анализа, классификации, сравнения, делать умозаключения, выводы.

· Осуществлять последовательность действий в соответствии с письменной инструкцией;

· действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в таком источнике информации как речь учителя;

· контролировать процесс и результаты своей деятельности, выполнять проверку и вносить необходимые коррективы;

· оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

адекватно реагировать на обращение учителя, использовать при общении правила вежливости, участвовать в разных формах работы в классе, иметь представление о возможности договариваться и приходить к общему решению; оказывать и принимать помощь при затруднениях, участвовать в диалоге, в общей беседе,

Технологическая карта урока:

1. Мотивирование деятельности.

Цель: создание у обучающихся рабочей и психологической настроенности на учебную деятельность; обеспечение «исходной мотивации».

Очень рада видеть вас!

— Мы пришли сюда учиться.

Не лениться, а трудиться.

Поприветствуйте наших гостей улыбкой. Друг другу улыбнитесь и глазками пожелайте удачи.

Цель: подготовка мыслительного аппарата к учебной деятельности.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы начнём его с просмотра мультфильма. Давайте посмотрим и подумаем, что необычного вы увидели в этом мультфильме.

(просмотр 1 серии мультфильма «Осторожно, обезьянки!»)

-Что необычное вы заметили в этом мультфильме? Что отсутствует в общении мамы-обезьянки и ее детей? (Они не разговаривают)

-А вы слышали когда-нибудь, чтобы животные разговаривали?

-Как вы думаете, почему они не разговаривают?

— Что же отличает людей от животных? (речь)

— Догадались, чему будет посвящен наш урок? (речи людей)

— Всегда ли вам удаётся правильно и полно выразить свои мысли и чувства с помощью слов? (нет)

-Как вы думаете, почему? (не хватало нужных слов, не мог подобрать слова…)

-Кто из вас может на бумаге изложить свои мысли? Каким образом?

— Чему бы вы хотели научиться? (говорить красиво…)

Итак, тема нашего урока: «Речь». На уроках русского языка мы будем с вами учиться выражать свои мысли, обогащать свою речь новыми словами.

Прочитайте слова из предложений и выделите опасные места.

Б) Учитель ____, а ученики ____.

Г) Девочка _________.

Закончите предложения словами, которые называют действия людей.

Слова: читают, пишет, говорит, слушают.

3. Формулирование темы, целей самими учащимися.

— Что же такое устная речь?

— Слово «устная» образовалась от слова «уста»: устами называли в старину губы.

Все, что мы слышим и говорим – это форма устной речи.

— Что вы можете сказать о письменной речи?

Для письма используют буквы и другие письменные знаки.

Все буквы и знаки, которые мы видим и можем прочитать, а так же написать – это формы письменной речи.

Вся наша речь состоит из предложений.

4. Деятельность обучающихся по комплексному применению знаний.

Итак, в начале надо подготовиться к этой работе. Для этого разбудим свои пальчики:

А) пальчиковая гимнастика

-самомассаж ладоней и пальцев

— а теперь я тетрадь свою открою и наклонно положу. Я от вас друзья не скрою – ручку правильно держу. Сяду ровно, не согнусь, за работу я возьмусь.

Посмотрите на иллюстрацию на стр.4.

— Куда пришли дети? Как вы об этом узнали? Зачем дети пришли в школу?

— Хорошо это или нет, что мы умеем говорить, пользоваться речью?

Давайте попробуем отказаться на несколько минут от речи. Представим, что мы не можем разговаривать. Попробуйте друг другу рассказать о том, что изменилось в вашей жизни, после того, как вы стали учеником. Делайте это по очереди в парах.

— Спасибо всем. Все ли поняли своего соседа?

Почему это оказалось сложным делом?

— Попробуйте теперь это задание выполнить с помощью речи.

— Сделайте вывод: Почему же речь так нужна? (С помощью речи люди могут говорить и понимать друг друга. Речь нужна для получения знаний, информации о жизни людей и о том, что их окружает. С помощью речи можно рассказать обо всём).

История развития речи

Но вот беда, слово исчезало в воздухе, едва его произносили. Со временем, чем больше становилось знаний, тем труднее было удерживать их в памяти. Непростая это была задача для древнего человека – сохранить информацию. И тогда человек придумал особые знаки. Ими он пользуется и сейчас.

— В книгах кроме картинок есть очень много знаков, которые называются буквами. Этими знаками написаны интересные рассказы, стихи, сказки. Это письменная речь.

Цель: соотнести степень поставленной цели в начале урока и результата деятельности, постановка проблемы следующего урока

— Теперь, ребята, мы вновь в гостях у обезьянок в их новом домике. Посмотрите, обезьянки привезли много вещей. Давайте расскажем, что же это за вещи. Работа по слайду презентации.

-Как одним словом назвать предметы из коробочки? Скажите, с какой из этих игрушек вы хотели бы поиграть?

-Как называются предметы из ранца? Почему их называют учебными?

— Наши обезьянки очень утомились и уже хотят спать. Мама им перед сном читает их любимые сказки. Давайте и мы их вспомним. Внимание на экран.

— Кто вспомнил, как называется эта сказка?

— Что делает девочка?

— Мы сейчас с вами составляли предложения, ведь наша речь состоит из предложений. Предложение мы будем обозначать прямоугольником, а за ним ставить точку. Точка показывает, что мысль закончена.

— Посмотрите на экран? К какой сказке эта иллюстрация?

— О чем беседуют щука и Емеля?

— О чём просит щука? Составим схему этого предложения. Как покажем конец предложения?

— Какое желание Емели должна выполнить щука? Составьте схему предложения. Зачем поставили точку?

— Сколько предложений вы составили?

— Наши обезьянки уже спят. Наш урок подходит к концу, и мы скоро отправимся на переменку отдыхать. А пока вспоминаем, что нового узнали на уроке.

— Какую речь мы называем письменной?

-А какую речь называем устной?

— Из чего состоит письменная и устная речь?

— Как составить схему предложения?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *