что такое письменная речь 1 класс
Речь устная и письменная 1 класс
Вы знаете, что главный работник в нашем языке – слово. Из слов строятся предложения. Наша речь состоит из слов и предложений. Беседы, рассказы, вопросы, споры, советы, даже песни, которые вы поёте и слушаете – это всё речь. Речь передаёт наши мысли. Общаясь друг с другом, и используя язык, вы совершаете речевое действие.
Говорят и слушают – это устная речь. В древности рот и губы называли устами, так появилось слово «устная» т. е. та, что произносится, звучит. Ещё ребята пишут и читают – это письменная речь, та, что записывается и читается. Устная речь передаётся звуками, письменная речь – знаками.
Что необходимо для письменной речи? Знать буквы и уметь читать и писать слова и предложения.
Что необходимо для устной речи? Понимать смысл слов и уметь рассказывать с помощью предложений.
Для чего нам нужна речь? Представьте человечка, который не умеет разговаривать, слушать, читать, писать. В его жизни нет книг, тетрадей, компьютера, друзей, одноклассников. Интересно так жить? Хотите оказаться на его месте? Думаю, что вряд ли. Так жить скучно и неинтересно.
Речь человека «растет» и «взрослеет» вместе с ним. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче выражает он свои мысли, тем приятнее с ним общаться окружающим его людям, поэтому необходимо знакомиться с новыми словами, их значением, узнавать правила и законы, по которым строится правильная и красивая речь.
В далекие-далекие времена люди не умели писать и читать. Но умели сочинять прекрасные песни, сказки, загадки. И некоторые из них сохранились до наших дней. Как им это удавалось? Люди пересказывали их.
В старину всю информацию люди передавали из уст в уста. От бабушек и дедушек к детям, от детей – внукам, и так от поколения к поколению.
Прочитайте народную мудрость:
«Хорошую речь хорошо и слушать».
«От приветливых слов язык не отсохнет».
«Иное слово пропускай мимо ушей».
«Сперва подумай, а потом и скажи».
«Красно поле пшеном, а беседа умом».
Что же ценили наши предки? Прежде всего, речь грамотную и умную. В нашем языке существуют слова, с помощью которых можно дать речевую характеристику человеку: крикун, молчун, пустомеля, шутник, ворчун, спорщик, болтун. От вашей устной речи будет зависеть, как вас назовут.
Вот какой хотели бы слышать речь своих учеников учителя.
Речь должна быть понятной, обдуманной, богатой, культурной, грамотной, свободной, правильной, приятной, разборчивой.
А знаете ли вы, что в Древней Греции и Риме проходили даже состязания ораторов? Оратор – тот, кто выступает с речью, а также человек, владеющий искусством произносить речи.
Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг и преклонение. В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью слов убедить в чём-то. В ораторе предполагали таинственные качества, которых нет в обыкновенном человеке. Вот почему ораторы становились государственными лидерами, великими учёными, мудрецами и героями.
У некоторых народов даже существовали боги и богини красноречия и убеждения, споров, которым поклонялись.
Искусство речи изучали в школах, в семьях, самостоятельно. Чему же учились в те далёкие времена?
Прежде всего, учились говорить и писать только то, что ведёт к добродетели и счастью людей, не болтать глупостей, не обманывать. Кроме того, учили собирать и накапливать знания. Учили тому, чтобы речь была понятной, выразительной. Наконец, необходимо было овладеть искусством каллиграфии – красивого и чистого письма – и владению своим голосом – его интонациями, паузами, силой голоса, темпом. Как вы думаете, в наше современное время стоит учиться этому же? Конечно.
К какой речи относятся эти правила? К устной. А как развивать письменную речь? На уроках русского языка надо учиться правильно составлять и записывать предложения, собирать из них тексты, рассказы. Учитесь подписывать поздравительные открытки, sмs-сообщения на мобильном телефоне. Но всегда помните: вашу письменную речь будут читать другие люди, поэтому её надо корректировать, то есть исправлять и улучшать.
На нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар – умение говорить, общаться друг с другом при помощи слова. Этот дар важно использовать только для блага окружающих и себя. Старайтесь быть интересными собеседниками, хорошими слушателями, активными читателями. Язык – это то, что человек знает, речь – это то, что человек умеет. Совершенствуйте свою речь – устную и письменную.
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Мы рекомендуем:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Рекомендуемые статьи и видео:
Русский язык с репетиторами онлайн
Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:
Конспект урока по русскому языку «Речь устная и письменная» 1 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: Устная и письменная речь.
Цель: познакомить учащихся устной и письменной речью.
1. Формировать умения определять устную и письменную речь, делать выводы; стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы.
2.Развивать самоконтроль, мышление, устную и письменную речь учащихся.
3. Воспитывать уважительное отношение к русскому языку, к товарищам в коллективе.
Предполагаемые метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
. моделирование – преобразование объекта из пространственно – графической модели в словесную форму;
. анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков;
. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Регулятивные УУД:
. планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата;
. прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения;
. контроль в форме сличения способа действия и его результата;
. поиск путей выхода из сложной ситуации.
Коммуникативные УУД:
. постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
. планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
. умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли;
. умение доказывать свою точку зрения.
-Прозвенел и смолк звонок, он позвал вас на урок.
2.- Ребята, отгадайте загадку:
Дом на улице стоит.
Детвора к нему спешит.
Несут тетрадки, книжки.
Девчонки и мальчишки. (Школа)
— С какой целью родители привели, вас в школу?
-Какие правила поведения в школе, вы, знаете?
Правила поведения в школе .
3.Работа по теме урока
— А знаете ли вы, что помогло нам высказать свои мысли?
— Вам пока трудно самим найти точное слово для ответа на этот вопрос, хотя
— Послушайте, стихотворение Агнии Барто «Сильное кино»
Он объяснит мне,
Что к чему.
А я большая!
Я пойму.
И вот он начал
Свой рассказ:
— Они ползут,
А он им — раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Они ей — раз!
Она им — раз!
Но тут как раз
Её он спас,
Он был с ней
Заодно.
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я еще мала:
Я ничего не поняла.
— Почему девочка ничего не поняла?
Упражнение в артикуляции.
— Постараемся научиться сделать нашу речь четкой и выразительной.
— Давайте будем учиться доказывать свой ответ. Поставим опыт : постараемся
несколько минут обойтись без речи.
(Вызвать ученика, шепнуть ему на ухо ситуацию, которую он должен изобразить с помощью жестов «Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик…», но выполните условие : нельзя пользоваться речью )
— Работа начнется по моему первому хлопку, а по второму закончится. Готовы? Возможно ли, обойтись без речи? (Можно изобразить героя книги на бумаге, показать с помощью жестов, но речь нам необходима ).
4.История развития речи
— Ребята, посмотрите на экран. На экране изображены первобытные люди. Они не могли говорить. Для своего общения первобытные люди использовали жесты, издавали отдельные звуки. Но потребность в общении росла. Им приходилось придумывать язык. Да, да, именно придумывать, потому что его не было вовсе. Каждый раз, когда возникало какое-то слово, пещерные люди «договаривались», что оно будет означать. Когда они изобрели слова, сразу стало легче и лучше жить. Слова помогали людям общаться. Так появилась устная речь.
— Устная речь – (на древнерусском языке означало рот, губы) от слова уста. Устную речь мы слышим и произносим. С помощью нее мы можем что-нибудь сообщать, выражать какую-нибудь просьбу.
— С каким видов речи мы познакомились? ( с устной речью)
— Язык был созданием человека, множества людей. Но вот беда, слово исчезало в воздухе, едва его произносили. Со временем, чем больше становилось знаний, тем труднее было удерживать их в памяти. Непростая это была задача для древнего человека – сохранить информацию. И наконец, человек придумал знаки. Ими он пользуется и сейчас.
— В книгах, кроме картинок, страницы заполнены знаками (буквами). Этими знаками записаны рассказы, стихи, сказки. Это письменный вид речи.
— С каким еще видом речи познакомились? (письменным)
-Приведите примеры использования устной речи. (обращения ребенка к матери, приветствие клоуна по мегафону.)
-А теперь письменной? (записи на афишах, вывеска магазина, название остановки автобуса, статья в газете, слово на асфальте)
7. Закрепление и обобщение
А)-Письменную речь можно сохранять и передавать. Прежде всего, это книги, газеты и, конечно, письма. Сейчас я прочту интересное письмо, а вы подумаете, кто его мог написать?
Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили.
Мама и папа, я без вас скучаю. Особенно по вечерам. А днем я люблю на крышу вскарабкаться. И там глаза вытаращу, усы расправлю и загораю как ненормальный. На солнышке облизываюсь и сохну. А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыплеться – хоть в дом не заходи…
Дорогие мама и папа, вы меня теперь просто не узнаете меня…Хвост у меня крючком, нос холодный и лохматость повысилась…Так что вы за меня не переживайте.
До свидания. Ваш сын – Дядя Фарик.
-Кто написал письмо? ( первая часть писал Дядя Федор. После первого многоточия идет текст, написанный котом Матроскиным. Потом снова Дядя Федор, а закончил четыре буквы в последнем слове – снова Шарик.)
— К какой речи относим это письмо? (к письменной)
Б)-Назови иллюстрации, где изображена устная речь?
-Картинки (на доске) раздели на две группы.
— О чём узнали на уроке?
— Какую речь мы называем письменной?
-А какую речь называем устной?
Речь бывает устной и письменной.
Устная – говорить, слушать, рассказывать, петь.
Конспект урока по обучению грамоте для 1 класса «Речь устная и письменная».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок 2. РЕЧЬ УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Технологическая карта урока обучение грамоте 1 класс
РЕЧЬ УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ предмет.
Цель: научить отличать устную и письменную речь; дать понятие о слове, как единице речи; познакомить с целями и средствами общения через игровые ситуации и диалог сказочных героев (русские, мансийские сказочные герои ) и самих учащихся.
практическое знакомство с целями и средствами общения через игровые ситуации и диалог сказочных героев и самих учащихся;
осмысление роли слова в общении, привлечение внимания детей к назывной функции слова; формировать умение различать предмет и слово как его название;
учить детей записывать слова печатными буквами; ввести схему слов «мама», «папа»; рассказать о последовательности звуков в словах; научить различать гласные («открытые») звуки и согласные («закрытые») звуки; научить делить слова на звуки, определять количество звуков в словах, об ударение, как о самом громком звуке в слове, о делении слова на части (на слоги); познакомить с героями мансийских сказок ; вспомнить русские народные сказки; развивать умение детей записывать слова печатными буквами.
С облюдают правила поведения в школе и на уроке; различают письменную и устную речь; умеют соотносить вопросы «Кто? Что?» со словом – предметом; отличают звук от буквы, знают алфавит, умеют определять последовательность звуков в слове и их количество, умеют записывать слова (слова из трех, четырех букв) печатными буквами, умеют отвечать на вопросы полным связным ответом, знание схем слов «мама», «папа», их написание и краткое объяснение схемы слова.
Знание правил поведения на уроке; уважительное отношение к учителю и одноклассникам; умение внимательно слушать собеседника, адекватно реагируют на оценку своей работы на уроке.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные : приобретение устного навыка общения – умения говорить и слушать; умение отвечать на вопросы полным ответом; умение различать в словах звуки, записывать последовательность звуков в словах с помощью печатных букв;
Коммуникативные : умение вести беседу; отвечают на вопросы полным ответом; используют в речи вежливые слова (знание вежливых слов на мансийском языке), слушают и понимают речь других; приобретают умение делать вывод, обобщение о полученных знаниях.
I. Организация начала урока.
Беседа о правилах поведения в школе и на уроке.
Беседа о правильной осанке.
Общее понятие об устной и письменной речи.
Схема слова, обозначающая «предмет». «Живой», «неживой» предмет. Вопросы «кто?», «что?»
Что такое предложение? (введение схемы предложения, схемы слова «мама»).
Знакомство с мансийской сказкой «Мышонок – путешественник». Составление предложений, схем предложений.
IV. Контроль и самопроверка знаний.
Игра «Определите, где устная речь, а где письменная?»
Работа по учебнику стр.5.
— вспомнить героев русских народных сказок;
— составит небольшой текст, записать с помощью схем предложений;
— сделать вывод о том, что речь состоит из предложений.
Подведение итогов урока.
VI . Домашнее задание.
Домашнее задание: подготовить творческий проект.
I. Организация начала урока.
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок
Ты готов начать урок?
Учебник, ручка и тетрадка?
– Проверим готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
Проявляют эмоциональную отзывчивость к веселым вопросам, пробуждающим любознательность.
— Ребята, давайте вместе, прочитаем алфавит. Будем правильно произносить буквы и звуки.
— А кто мне скажет: «Чем отличается звук от буквы?»
Беседа о правилах поведения в школе и на уроке.
— Дети, а как нужно вести себя в школе.
— Как вести себя на уроке?
Беседа о правильной осанке.
— Посмотрите на экран. На экране показано «как правильно нужно сидеть за партой». Слад № 1.
Повторяют хором алфавит.
Звук мы слышим и говорим, букву мы видим и пишем.
Вспоминают правила поведения.
Внимательно рассматривают картинку.
Хором читают алфавит. Соблюдают правила в учебной работе (правильно
сидят, поднимают руку перед ответом, встают при ответе, отвечают громко и чётко, слушают учителя и выполняют его указания, слушают ответы товарищей).
Общее понятие об устной и письменной речи.
— На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что язык является средством общения человека. Люди общаются между собой, разговаривают. То есть мы разговариваем устно, мы ведем речь устно. По другому, можно сказать так: «То, что мы говорим – это устная речь». Что же обозначает слово «устная». Слово «устная» произошло от слова «уста». Уста – устаревшее слово, которое обозначает «рот» или «губы». Люди раньше вместо слова «губы» использовали в речи слово «уста». Устная речь служит для общения людей, выражения своих мыслей, чувств. То что вам говорят, или говорите вы – это все устная речь.
— А что такое письменная речь? Кто догадался?
— Я вам даю подсказку слово «письменная» образовалось от слова «письмо» или «писать»?
— Правильно. Письменная речь – это то, что записано с помощью букв. К письменной речи относятся книги, тексты, которые вы видите на компьютере, то вы будете писать в тетрадь.
Схема слова, обозначающая «предмет». «Живой», «неживой» предмет. Вопросы «кто?», «что?».
— Вспомните, я вам рассказывала, как люди научились разговаривать.
— Сначала люди произносили звуки, потом придумали названия предметов.
— Каждый предмет имеет свое название. (Учитель показывает на предметы, задает вопросы «Это что?», «Это кто?»).
— Предметы можно потрогать (стол, тетрадь, ручка) или почувствовать (учитель приводит примеры, например «ветер»). Слова – предметы мы будем обозначать вот такой схемой:
. Слайд № 2.
— Предметы бывают живые и неживые.
— Назовите мне живые предметы?
— Назовите мне неживые предметы?
Что такое предложение? (введение схемы предложения, схемы слова «мама»).
— На прошлом уроке мы еще говорили, что человек постепенно научился красиво складно и понятно говорить. Послушайте и скажите, где я говорю правильно и понятно, а где я говорю без всякого смысла.
А) Сегодня, день, прекрасно.
Б) Сегодня прекрасный день!
— Правильно во втором случая я сказала правильно и со смыслом, то есть вы меня поняли, о чем я хотела сказать.
— Первое – это просто слова, а второе – это предложение.
— Как отличить предложение от слов?
— Запомните «В предложении слова все связаны по смыслу», «предложение имеет смысл предложения».
— Из чего состоит предложение?
— Какой же вывод мы сделаем?
— Давайте с вами потренируемся! Будем составлять предложение со словом «мама». (дети предлагают свои варианты составленных предложений).
— Сегодня я научу вас составлять схему слова «мама».
— Вспомните сколько в слове «мама» звуков?
— Нарисуйте 4 квадратика.
— Назовите первый звук в слове?
— Давайте вместе еще раз произнесет звук «м». При произношении звука «м» воздух встречает препятствие во рту – «губы». При этом у нас закрытый ротик. Поэтому все звуки, которые произносятся с закрытым ротиком, мы будем называть закрытыми звуками и рисовать вот такую схему
.
— Назовите второй звук?
— А он как произносится? (С открытым ротиком)
— Как мы его назовем (Открытым звуком)
— Все звуки, которые будут произноситься с открытым ротиком, мы будем отмечать вот такой схемой
.
— Назовите третий звук? Как произносится звук? Какую схему нарисуем?
— Нарисуем в схеме закрытый ротик.
— Назовите четвертый звук? Как произносится звук? Какую схему нарисуем?
— Нарисуем в схеме открытый ротик.
— А еще в слове можно услышать самый громкий звук. Давайте прокричим слово «мама». Какой звук самый громкий?
— Громкие звуки в словах мы будем отмечать на схеме черточкой.
— Давайте, прохлопаем слово «мама»?
— Сколько хлопков у нс получилось? (два раза)
— Это значит, что слово состоит из двух частей.
— Вот такая схема слова «мама» у нас получилась!
Слайд № 3.
Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Знакомство с мансийской сказкой «Мышонок – путешественник». Составление предложений, схем предложений.
— Чтобы вы отдохнули, я познакомлю вас с мансийской сказкой «Мышонок – путешественник».
Краткое содержание сказки.
Жил – был мышонок. Сделал он себе легкую, как крапивный листочек лодочку, сделал тонкое весло. И отправился в путешествие на лодочке. Плывет, плывет и поет. По дороге встретилась ему деревушка, а там детишки уху сварили из ершей, и зовут его кушать. А мышонку ерши не понравились. Он сказал, что ерши костлявые, и застрять косточка в горле может. И поехал дальше. Опять ему встретилась по дороге деревня. Там опять дети просят его попробовать уху из окуней. Ему опять уха из окуней не понравилась. Он сказал, что окуни костлявые, и может застрять у него в горлышке косточка. И поплыл дальше. Опять встретил по дороге деревню. В этой деревне дети ему предложили суп из икры. Мышонок обрадовался и вылез из лодки. Столько супа съел, что когда шел к лодке упал в яму и лопнул. Пришлось ему зашивать живот. Поплыл он дальше. Встретил оленя. А это будет уже другая история.
— Посмотрите на экран (Слад № 4). Кто изображен на картинке?
— Что делает мышонок?
— Давайте вы составите предложение, а я нарисую это предложение на доске!
Открытый урок по русскому языку 1 класс, на тему: «Устная и письменная речь»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект открытого урока по русскому языку для обучающихся 1 класса
Учитель: Седоплатова Юлия Николаевна
Тип урока : урок комплексного применения знаний (повторение)
Тема урока : Речь устная и письменная.
Цель урока для учителя : к концу урока с помощью создания дидактических условий обучающиеся повторят знания о речи устной и письменной, об особенностях оформления мыслей в устной и письменной форме.
Цель урока для ученика: учиться различать устную и письменную речь
Познавательные УУД- уметь понимать прочитанное, находить в сообщении учебника нужные сведения; выполнять действия анализа, классификации, сравнения, делать умозаключения, выводы.
· Осуществлять последовательность действий в соответствии с письменной инструкцией;
· действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в таком источнике информации как речь учителя;
· контролировать процесс и результаты своей деятельности, выполнять проверку и вносить необходимые коррективы;
· оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
адекватно реагировать на обращение учителя, использовать при общении правила вежливости, участвовать в разных формах работы в классе, иметь представление о возможности договариваться и приходить к общему решению; оказывать и принимать помощь при затруднениях, участвовать в диалоге, в общей беседе,
Технологическая карта урока:
1. Мотивирование деятельности.
Цель: создание у обучающихся рабочей и психологической настроенности на учебную деятельность; обеспечение «исходной мотивации».
Очень рада видеть вас!
— Мы пришли сюда учиться.
Не лениться, а трудиться.
Поприветствуйте наших гостей улыбкой. Друг другу улыбнитесь и глазками пожелайте удачи.
Цель: подготовка мыслительного аппарата к учебной деятельности.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы начнём его с просмотра мультфильма. Давайте посмотрим и подумаем, что необычного вы увидели в этом мультфильме.
(просмотр 1 серии мультфильма «Осторожно, обезьянки!»)
-Что необычное вы заметили в этом мультфильме? Что отсутствует в общении мамы-обезьянки и ее детей? (Они не разговаривают)
-А вы слышали когда-нибудь, чтобы животные разговаривали?
-Как вы думаете, почему они не разговаривают?
— Что же отличает людей от животных? (речь)
— Догадались, чему будет посвящен наш урок? (речи людей)
— Всегда ли вам удаётся правильно и полно выразить свои мысли и чувства с помощью слов? (нет)
-Как вы думаете, почему? (не хватало нужных слов, не мог подобрать слова…)
-Кто из вас может на бумаге изложить свои мысли? Каким образом?
— Чему бы вы хотели научиться? (говорить красиво…)
Итак, тема нашего урока: «Речь». На уроках русского языка мы будем с вами учиться выражать свои мысли, обогащать свою речь новыми словами.
Прочитайте слова из предложений и выделите опасные места.
Б) Учитель ____, а ученики ____.
Г) Девочка _________.
Закончите предложения словами, которые называют действия людей.
Слова: читают, пишет, говорит, слушают.
3. Формулирование темы, целей самими учащимися.
— Что же такое устная речь?
— Слово «устная» образовалась от слова «уста»: устами называли в старину губы.
Все, что мы слышим и говорим – это форма устной речи.
— Что вы можете сказать о письменной речи?
Для письма используют буквы и другие письменные знаки.
Все буквы и знаки, которые мы видим и можем прочитать, а так же написать – это формы письменной речи.
Вся наша речь состоит из предложений.
4. Деятельность обучающихся по комплексному применению знаний.
Итак, в начале надо подготовиться к этой работе. Для этого разбудим свои пальчики:
А) пальчиковая гимнастика
-самомассаж ладоней и пальцев
— а теперь я тетрадь свою открою и наклонно положу. Я от вас друзья не скрою – ручку правильно держу. Сяду ровно, не согнусь, за работу я возьмусь.
Посмотрите на иллюстрацию на стр.4.
— Куда пришли дети? Как вы об этом узнали? Зачем дети пришли в школу?
— Хорошо это или нет, что мы умеем говорить, пользоваться речью?
Давайте попробуем отказаться на несколько минут от речи. Представим, что мы не можем разговаривать. Попробуйте друг другу рассказать о том, что изменилось в вашей жизни, после того, как вы стали учеником. Делайте это по очереди в парах.
— Спасибо всем. Все ли поняли своего соседа?
Почему это оказалось сложным делом?
— Попробуйте теперь это задание выполнить с помощью речи.
— Сделайте вывод: Почему же речь так нужна? (С помощью речи люди могут говорить и понимать друг друга. Речь нужна для получения знаний, информации о жизни людей и о том, что их окружает. С помощью речи можно рассказать обо всём).
История развития речи
Но вот беда, слово исчезало в воздухе, едва его произносили. Со временем, чем больше становилось знаний, тем труднее было удерживать их в памяти. Непростая это была задача для древнего человека – сохранить информацию. И тогда человек придумал особые знаки. Ими он пользуется и сейчас.
— В книгах кроме картинок есть очень много знаков, которые называются буквами. Этими знаками написаны интересные рассказы, стихи, сказки. Это письменная речь.
Цель: соотнести степень поставленной цели в начале урока и результата деятельности, постановка проблемы следующего урока
— Теперь, ребята, мы вновь в гостях у обезьянок в их новом домике. Посмотрите, обезьянки привезли много вещей. Давайте расскажем, что же это за вещи. Работа по слайду презентации.
-Как одним словом назвать предметы из коробочки? Скажите, с какой из этих игрушек вы хотели бы поиграть?
-Как называются предметы из ранца? Почему их называют учебными?
— Наши обезьянки очень утомились и уже хотят спать. Мама им перед сном читает их любимые сказки. Давайте и мы их вспомним. Внимание на экран.
— Кто вспомнил, как называется эта сказка?
— Что делает девочка?
— Мы сейчас с вами составляли предложения, ведь наша речь состоит из предложений. Предложение мы будем обозначать прямоугольником, а за ним ставить точку. Точка показывает, что мысль закончена.
— Посмотрите на экран? К какой сказке эта иллюстрация?
— О чем беседуют щука и Емеля?
— О чём просит щука? Составим схему этого предложения. Как покажем конец предложения?
— Какое желание Емели должна выполнить щука? Составьте схему предложения. Зачем поставили точку?
— Сколько предложений вы составили?
— Наши обезьянки уже спят. Наш урок подходит к концу, и мы скоро отправимся на переменку отдыхать. А пока вспоминаем, что нового узнали на уроке.
— Какую речь мы называем письменной?
-А какую речь называем устной?
— Из чего состоит письменная и устная речь?
— Как составить схему предложения?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.