что такое пилотка у женщин
История пилотки. Наследница фуражки и родственница бескозырки
Как головной убор русских военных летчиков превратился в символ Победы
Этот характерный головной убор стал таким же символом советского солдата времен Великой Отечественной войны, как буденовка – красноармейца времен Гражданской. В пилотках ходили рядовые и офицеры, летчики и танкисты, фронтовики и бойцы тыловых частей. Но мало кто догадывается, что пилотка – ближайший родственник бескозырки, а обе они – потомки… фуражки!
От «фуражирки» до «полетки»
О точном происхождении пилотки историки мундира спорят до сих пор. И понятно почему: головные уборы подобной формы встречаются во множестве стран, порой отделенных друг от друга тысячами километров. Но наиболее вероятно, что традиционная советская пилотка восходит все-таки к предку фуражки и бескозырки – так называемой фуражной шапке. Доказательством тому может служить такой факт: в польском языке одно из названий пилотки – «фуражирка».
Фуражные шапки – мягкие колпаки, верхняя часть которых свешивалась набок, – в русской армии ввел в 1797 году император Павел I. Полагались эти головные уборы поначалу только фуражирам, то есть нестроевым чинам, отвечавшим за заготовку корма и уход за армейскими лошадьми. Обеспечивать их традиционными в то время киверами или гренадерскими шапками никто не собирался, вот и ввели особую шапку, которая отличала фуражиров от других военных. По одной из версий, чтобы верхняя часть колпака не мешала во время работ, фуражиры начали складывать ее, опуская внутрь: получался головной убор с характерной для пилотки складкой.
Другой вопрос, что в России никаких похожих на пилотку головных уборов не встречается со времен павловской «фуражной шапки» и до 1913 года. Только накануне Первой мировой войны повелением императора Николая II пилотка – тогда она называлась «мягкой складной шапкой» – была введена в воздухоплавательных и авиационных частях. Собственно, отсюда и происходит ее название: в армии новый головной убор называли и «полеткой» (потому что надевать ее полагалось только в полете), и «пилоткой» (потому что носили ее пилоты); встречается в документах даже название «залетка», хотя оно и не было распространенным.
Впрочем, существуют и другие версии происхождения пилотки. В британской армии пилотки считаются наследниками шотландского головного убора «гленгарри», появившегося в армии в конце XIX века. На Балканах есть свой вариант похожего головного убора, который называется «шайкача» и напоминает пилотку с сильно раздвинутыми верхними краями. А, скажем, в Испании и Франции пилотки строго возводят к фуражным шапкам, доказательством чему служат кисточки, свисающие с переднего угла.
«Французская» пилотка русской армии
Если происхождение пилотки остается не до конца изученным, то ее история в русской и советской армии хорошо известна. После того как «мягкую складную шапку» ввели для воздухоплавателей и авиаторов, те быстро оценили ее преимущества. Хотя тогдашняя пилотка и шилась из сукна черного цвета, в ней было удобно ходить даже летом – удобнее, чем в фуражке. Если же головной убор требовалось снять, то не приходилось задумываться, куда его положить: в сложенном виде он легко помещался в карман форменных брюк. И хотя носить пилотки полагалось только вне строя, скажем, в полетах или в перерывах между ними, а также во время нахождения на аэродроме, русские летчики быстро завели моду носить пилотки и за пределами летного поля.
Оценив удобство нового головного убора, пилотки решила завести и русская армия. Пехотинцы и артиллеристы получили ее как головной убор, надеваемый под стальной шлем, которые начали появляться в Русской императорской армии в 1916 году. Но поскольку армия так и не получила достаточного числа современных касок, то и число пилоток осталось незначительным: в основном их, как и шлемы, получали ударные части, созданные в 1917 году. Кстати, эти пилотки в армии называли «окопными», или «французскими» – так же, как и каски, представлявшие собой точную копию французской каски Адриана. Заимствованные вместе с ними мягкие складные шапки отличались от тех, которые получали летчики. Они были цвета хаки, боковые бортики у них были чуть ниже, а еще пилотка имела кожаные ремешки, в обычной обстановке носившиеся поверх нее, а когда нужно было надевать каску, опускавшиеся под подбородок.
Именно эти два вида пилоток и достались в наследство Красной и Белой армиям после Октябрьской революции. В РККА пилотки поначалу не прижились нигде, кроме как в авиации и на курсах красных командиров. Летчики донашивали черные пилотки, а курсанты – «французские» цвета хаки с подбородочными ремнями. Новые пилотки не шились, и удобный головной убор быстро исчез из употребления, дав дорогу уставной буденовке, прежде всего ее летним вариантам.
Возвращение пилотки
Пилотка вернулась в армию только в 1935 году, когда ее ввели для всего личного состава Красной армии в качестве головного убора, который надевается под каску и используется во время полевых работ. Причем поначалу пилотки имели заметные различия в зависимости от того, представители каких родов войск их носили. У летчиков они были синего цвета, у танкистов – стального, а всем остальным полагались цвета хаки, но с цветной выпушкой по краю бортиков и по низу головного убора, соответствовавшей цвету петлиц и обозначавшей конкретный род войск. Правда, такие «украшения» имели только пилотки командиров и начальствующего состава. У рядовых и сержантов пилотки были просто цвета хаки и без выпушки, кроме летчиков (синие с голубой выпушкой) и танкистов (стального цвета).
Все это цветное разнообразие довольно быстро закончилось. Вооруженные конфликты у озера Хасан в 1938 году и на Халхин-Голе в 1939-м, а особенно Зимняя война 1939-40 годов показали, что для снабжения армии столь широкая номенклатура расцветок очень неудобна. И за четыре с половиной месяца до начала Великой Отечественной войны наркомат обороны издал секретный приказ, по которому всем родам и видам войск отныне полагались пилотки единого цвета хаки, без всяких выпушек. Причем у курсантов, рядовых и сержантского состава эти головные уборы становились и частью летней парадно-выходной формы, и рабочей полевой. Разница была только в материале: в первом случае пилотки шились из сукна, во втором — из хлопчатобумажной ткани.
В таких пилотках Красная армия и встретила начало Великой Отечественной войны. Впрочем, как это обычно и бывает, неразбериха, связанная со срочной мобилизацией и обмундированием миллионов человек, совпавшая со сменой формы всей армии, привела к удивительному разнообразию головных уборов у красноармейцев и командиров. Носили то, что успели получить: и старые пилотки с выпушками, и новые без нее. Летчики, особенно пришедшие в строевые части незадолго до войны, по-прежнему надевали синие пилотки, танкисты – стального цвета. Что говорить, если даже буденовки, официально выведенные из обращения в 1940 году, продолжали выдавать вплоть до 1944 (!) года.
Символ не армии, но Победы
Более-менее однообразным обмундирование Красной армии стало к середине войны, особенно после того, как с введением погон в 1943 году в очередной раз изменилась и форма. Примерно с этого времени пилотки как головные уборы младших офицеров начинают сменяться фуражками. Такое положение сохранится до 1988 года: «складные мягкие шапки» останутся атрибутом рядовых и сержантов, а также солдат сверхсрочной службы, пока очередная реформа не введет пилотку в качестве головного убора офицеров в повседневной летней строевой форме одежды. Кстати, тогда же на офицерских пилотках, чтобы отличать их от солдатских, появились цветные выпушки по родам войск – совсем как в 1935 году.
Правда, все это будет касаться только армии. На флоте офицерские пилотки с белыми кантами появятся гораздо раньше, в 1967 году. Они сменят береты, оказавшиеся не слишком удобными на борту кораблей, особенно если те уходили в боевые походы куда-нибудь ближе к экватору. Тогда, кстати, пилотка становилась из темно-синей светло-синей и получала козырек и подбородочный ремень.
После развала Советского Союза пилотки стали постепенно исчезать из арсенала новой российской армии. Сначала они изменили форму, став похожими больше на головные уборы солдат бывших противников по «холодной войне», чем на те, в которых Красная армия входила в Берлин. Потом их и вовсе сменили береты и кепи, и сегодня пилотка остается элементом форменной одежды военнослужащих-женщин или используется исключительно в жарком климате. И теперь пилотка уже не воспринимается как символ российской армии, но символом нашей Победы классическая советская солдатская пилотка останется уже навсегда.
Пилотка
Пило́тка (от слова «пилот») — головной убор в виде сплюснутой с боков лёгкой шапочки.
Пилотка может быть элементом военной форменной одежды (в частности, ВС СССР), различной униформы (к примеру, головной убор пионеров), или изыском модельеров женской моды. Изготовляется обычно из ткани.
Имеет название в Польше — furażerka («фуражирка»), в США — garrison cap, в Канаде — wedge cap, в Англии — forage cap.
Содержание
История
В Российской армии появилась в 1913 году как часть форменной одежды в авиационных и воздухоплавательных частях [1] Первоначально именовалась «перелётка» или «полётка» («полётная складная шапка», «шапка суконная мягкая складная для лётчиков»), была введена как компактный складной головной убор, чтобы лётчик мог иметь её с собой в кармане или за пазухой и надеть после полёта вместо кожаного шлема (фуражка для этого не подходила). [2] Пилотка носилась офицерами-лётчиками во время полетов и службы на аэродроме. В конце 1915 г. пилотка была введена также в военных училищах, иногда встречалась и в пехоте.
Прототипом этого головного убора, возможно, послужил гленгарри (англ. glengarry ) [3] — кельтский головной убор, употребляемый шотландскими военными, или сербский головной убор шайкача. В 1930-х в Германии пилотка была введена как основной головной убор вермахта. В годы гражданской войны в Испании 1936—1939 годов фасон пилоток различал враждующие стороны. [4]
В РККА официально введена 16 января 1919 г. как головной убор курсантов военных курсов. Это была темно-зелёная пилотка с красными кантами, красным хлястиком, к которому пристегивался черный подбородочный ремешок, и красноармейской звёздочкой. 3 декабря 1935 г. в РККА были введены два вида пилоток: для командиров — цвета хаки (в автобронетанковых войсках — стального цвета) с кантами по роду войск и суконной звездой, на которую спереди крепилась красноармейская звездочка, и для рядовых — цвета хаки, без кантов и суконной звезды.
В ВС СССР пилотки носили и мужчины и женщины. Причём офицеры и прапорщики (мичманы) носили, как правило, пилотки с кантами соответствующих роду войск цветов. На флоте носились черные полушерстяные офицерские пилотки с белыми кантами, [5] а также матросские суконные черные пилотки, при тропической форме одежды — хлопчатобумажные пилотки светло-синего цвета с матерчатым козырьком и ремешком. Офицеры носили пилотки с кокардой или частью кокарды (внутренняя часть эмблемы), а матросы — со звёздочкой. Тропическая пилотка носилась с кокардой или звёздочкой в зависимости от ранга. На полушерстяных армейских офицерских защитных пилотках (с красными или голубыми (для авиации) кантами) носилась кокарда, а на солдатской хлопчатобумажной — красная звёздочка.
В жарком климате вместо пилотки использовали хлопчатобумажную панаму с прошитыми полями и вентиляционными отверстиями (люверсами). Для женщин существовал летний комплект одежды из платья и пилотки песочного цвета.
В ВС России ношение пилотки сохранено, но с единой кокардой для армии и флота. В современной России эволюционировала до пилотки-двууголки, сохранив продольные складки наверху. На пилотках слева спереди крепят геральдический знак.
Ношение пилотки
Пилотку носят с небольшим наклоном вперёд и вправо (как на фото). Верхние края пилотки при этом не должны раскрываться, т. е. пилотку нельзя сильно натягивать на голову. При ношении пилотки неправильно подобранного размера при наклоне головы вперёд спадают с головы, поэтому их часто надевают неправильно — с сильным наклоном назад.
Шапка-пирожок
Зимний головной убор наподобие пилотки, обычно из каракуля. Был популярен среди партийной элиты СССР и стран Восточной Европы.
По-польски пилотка также может называться pierożek — «пирожок».
Бустина
В Вооруженных Силах Италии в качестве головного убора использовалась специфической формы пилотка — бустина. Она имела специальный покрой с отстегивающимися в стороны клапанами на пуговицах, на борту бустины носили знаки различия по воинским званиям, а впереди — кокарду. Шили бустину из различных полушерстяных и хлопчатобумажных тканей защитного цвета, а для высших чинов — из материи «корделлино» с голубоватым оттенком.
Прикольные картинки. Вечерний выпуск (76 фото)
Здесь находится дневной выпуск прикольных картинок.
Прикольные картинки. Вечерний выпуск (76 фото), 12 января, 2016
ПИЛОТКА
Смотреть что такое ПИЛОТКА в других словарях:
ПИЛОТКА
ПИЛОТКА
пилотка ж. Военный форменный головной убор (первоначально у пилотов).
ПИЛОТКА
пилотка ж. воен.field cap, forage cap
ПИЛОТКА
ПИЛОТКА
ПИЛОТКА
1) Орфографическая запись слова: пилотка2) Ударение в слове: пил`отка3) Деление слова на слоги (перенос слова): пилотка4) Фонетическая транскрипция сло. смотреть
ПИЛОТКА
Поилка Плотик Плот Плитка Плита Платок Плато Плат Пилотка Пилот Пилка Пилат Пила Пикт Пико Пик Патло Патио Пат Пакт Паки Пак Отпилка Оптик Опт Опилка Опиат Опал Опак Опа Окат Окапи Ока Лот Лок Литка Лита Липко Липка Липа Лик Лак Кот Копт Копал Копа Колит Кола Кол Коат Клоп Клип Клио Кито Кит Кипа Киот Килт Кило Кил Пока Катио Кат Пол Капот Полати Полик Полит Полк Капо Кап Калот Полка Калит Пот Кал Итл Иол Толпа Икт Икота Апк Алик Акт Аки Аил Топка Илот Топика Топ Толки Толк Ипат Толика Тол Ток Итак Тип Тик Талик Поти Кали. смотреть
ПИЛОТКА
Накрыться рваной пилоткой. Жарг. мол. Шутл.-ирон. Умереть. Максимов, 268.Проканать за пилотку. Жарг. мол. Обмануть, ввести в заблуждение кого-л. Максим. смотреть
ПИЛОТКА
ж воен barrete m (militar); bibico m brasСинонимы: убор
ПИЛОТКА
ПИЛОТКА
— летний форменный головной убор. В России впервые введен под назв. «мягкая складная шапка» в 1913 в авиации и воздухоплават. частях, чем и объясняется его назв. В Кр. армии принят в 1935. П. носится с летней полевой и повседневной формой одежды. смотреть
ПИЛОТКА
(1 ж); мн. пило/тки, Р. пило/токСинонимы: убор
ПИЛОТКА
Что такое пилотка? какие виды пилоток существуют? как создать образ с модной пилоткой?
Выгодная покупка пилоток
Когда близится День Победы, многие из нас не прочь купить солдатскую пилотку. Военторг «Военпро» предлагает прекрасный выбор видов и размеров по розничной цене всего в 299 рублей. Для такого качества пилотки дешевле не найти ни в интернете, ни в обычных военторгах Москвы и страны. Осуществляется оперативная доставка наложенным платежом, если вы находитесь за пределами столицы. Если вы решили купить солдатские пилотки оптом, то наши цены на крупные партии позволят вам значительно сэкономить.
Краткая история армейских пилоток в СССР и России
Пилотка солдата – это головной убор, который носил боец Советской Армии летом. Свое название солдатская пилотка получила благодаря тому, что первоначально данный вид головного убора появился у пилотов российской армии. Солдаты отдавали предпочтение ей, так как она была удобна при ношении, ее можно было с легкостью сложить в карман, положить под пояс, и при этом она не теряла свой первоначальный вид.
В начале 30-х годов солдатская пилотка была официально введена в военных учреждения. Чуть позже ее носили уже и некоторые пехотинцы.
К концу 30-х годов солдата в пилотке можно было встретить уже во всех войсках. Единственным отличием были фасоны и модели пилоток. Солдатская пилотка имеет еще один отличительный признак, на сплюснутой стороне шапочки крепится красная звезда.
Купить солдатскую пилотку в Москве вы можете в интернет магазине «Военпро». Большой ассортимент качественных пилоток, которые являются точной копией оригиналам, а также настоящие советские пилотки производства 60-х годов в отличном состоянии.
У нас также вы сможете заказать оптовую партию солдатских пилоток. Мы осуществляем доставку по всем регионам России и странам Ближнего Зарубежья.
Солдатская пилотка в РККА
Впервые в РККА солдатская пилотка появилась в 1919 году. Она была представлена в качестве официального головного убора военных курсантов. Она имела вид темно-зеленой шапочки, которая была опоясана красным ремешком. Также к пилотке пристегивался черный ремешок, который застегивался на подбородке. Солдатская пилотка имела отличительный знак – красную звездочку на левой стороне.
Позднее в 1935 году в РККА официально вводятся еще два вида пилоток. У командиров пилотка была цвета хаки. Также она имена официальный знак войска и звезду, которая крепилась на передней стороне пилотки. У обычных солдат пилотка выглядела следующим образом: обычного темно-зеленого цвета, без звезд и ремешков.
Еще несколькими годами позже пилотки на солдатах можно было увидеть уже почти во всех войсках советской армии. Благодаря простоте и легком уходе, солдатская пилотка и на сегодняшний день является главным головным убором у солдат, учащихся в военных учреждениях. А также многие праздничные события, посвященные победе в Великой Отечественной войне, не проходят без солдатских пилоток.
Солдатская пилотка является оригинальным подарком на 9 мая. Именно поэтому в преддверии праздника интернет магазин «Военпро» приготовил для своих клиентов большой выбор пилоток наилучшего качества. Купить солдатскую пилотку теперь вы можете, не выходя из дома. Мы осуществим доставку в любую точку земного шара.
Правильное ношение солдатской пилотки
Солдатскую пилотку в России носят и по сегодняшний день. Студенты военных училищ, актеры драматических театром, школьники во время праздничных шествий, малышня в детском саду на утренниках.
Сейчас мне бы хотелось рассказать о главных моментах ношения солдатских пилоток. Как правило, солдаты носят пилотку с легким наклоном вправо. Иногда делают небольшой наклон вперед. Ключевым моментом является то, что края пилотки не должны раскрываться. А также ни в коем случае нельзя до упора натягивать на голову.
Стоит помнить, что нельзя носить солдатскую пилотку, которая не подходят вам по размеру. В этом случае, если вы сделаете небольшой наклад, пилотка просто упадет с головы.
Где можно заказать солдатскую пилотку наложенным платежом?
Сегодня магазин «Военпро» предлагает своим постоянным покупателям большой ассортимент новой продукции пилоток. В честь праздника Победы солдатские пилотки с красной звездой являются прекрасным подарком, как ветеранам, так и обычным людям.
Вас до сих пор интересует вопрос, где приобрести солдатскую пилотку в Москве и других городах мира? В Интернет магазине «Военпро» вас ждет большое количество солдатских пилоток любого размера и цвета. Только у нас каждый найдет товар, подходящий именно ему.
Отличное предложение ждет наших оптовых покупателей, военных клубов и театров, которые ставят постановки к празднику Великой Победы. Покупая солдатские пилотки оптом, вы экономите значительные средства для того, чтобы, например, сделать хорошие подарки на День Победы всем своим друзьям, творческому или боевому коллективу.
← Знамя СССР Подарки в советском стиле →
шапка-пилотка- модный тренд
Уже который год в тренде шапки-пилотки. В умах населения, в зависимости от распущенности слово пилотка ассоциируется либо со стюардессами и военными, либо в зависимости от распущенности.
Однак, уже который год подряд — это модный тренд. Она заняла свои позиции в гардеробе модниц и даже мужчин.
В России военная пилотка появилась в 1913 году. Гражданская пилотка, как часть униформы, стала использоваться во второй половине 20 века. Примерно тогда же головной убор вышел из круга спецодежды и стал модным аксессуаром. Дизайнеры 40х годов создавали шляпки, которые представляли собой вариации на тему военной пилотки.
В 80е годы дизайнеры обратились к исконному образу пилотки и расширили степень ее внедрения в гардероб. Пилотки стали шить из дорогих тканей, украшать яркими декором. Именно из этой эпохи к нам пришли сверкающие стразами образы Элтона Джона и Сергея Пенкина.
Сейчас модницы носят пилотки каждый день и под разные наряды. Благодаря Ульяне Сергиенко, стиль МИлитари и русские головные уборы и наряды, появились на подмостках фэшн вик и улицах Парижа.
Но нужен особый шик, чтобы ее носить. Нужна смелость, т.к. косые взгляды прохожих, вам обеспечены.
В последние годы на многих показах фигурируют пилотки в разных вариациях.
В 2013 вместе с шотландкой Moschino ввел на подиум и пилотку
ОДной из первых продемонстрировала шапку-пилотку смелая Ксения Собчак в 2009г., надев на Неделю моды Volvo. Немного позже Юлия Бордовских на Олимпийских пионерских чтениях появилась в каракулевой шапке-пилотке.
Мирослава Дума появилась в пилотке на Неделе моды в Париже, а Анна Делло Руссо — на вечеринке в Санкт-Морице.
А вот и звездные примеры, перечисленные выше
еще немного меховой красоты. Цены на них (как и любой мех) кусаются
ЛИчно я ношу пилотки, я привыкла иногда эпатировать людей. Каракулевая пилотка даже очень теплая!
а вдруг вы захотите сшить ее сами. вот вам выкройка. ПРислыайте свои шедевры!
Полицейский дресс-код
Отныне форменное платье можно надеть без платка. У куртки костюма летнего — закатать рукава. А белая рубашка разрешается не только в праздник. В преддверии строевых смотров «Щит и меч» совместно с Департаментом по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России изучил эти, а также другие нововведения в правилах ношения летней формы одежды и подготовил наглядные шпаргалки.
Летняя повседневная и патрульно-постовая форма одежды лиц начальствующего (кроме высшего) и рядового состава органов внутренних дел, имеющих специальные звания полиции, внутренней службы и юстиции
Фуражка шерстяная тёмно-синего цвета; китель шерстяной тёмно-синего цвета; брюки шерстяные тёмно-синего цвета; рубашка серо-голубого цвета; галстук тёмно-синего цвета с закрепкой золотистого цвета; носки чёрного цвета; ботинки (полуботинки) чёрного цвета.
Шляпа (берет) фетровая тёмно-синего цвета;жакет шерстяной тёмно-синего цвета; юбка шерстяная тёмно-синего цвета; блузка серо-голубого цвета; галстук тёмно-синего цвета с закрепкой золотистого цвета; колготки телесного цвета; туфли чёрного цвета.
При повседневной форме одежды мужчинам разрешается носить:
куртку шерстяную тёмно-синего цвета вместо кителя шерстяного тёмно-синего цвета; рубашку серо-голубого или белого цвета с длинными рукавами с галстуком без кителя шерстяного тёмно-синего цвета; рубашку серо-голубого или белого цвета с короткими рукавами без галстука.
При повседневной форме одежды женщинам разрешается носить:
пилотку шерстяную тёмно-синего цвета вместо шляпы (берета) фетровой тёмно-синей; куртку шерстяную тёмно-синего цвета вместо жакета шерстяного тёмно-синего цвета; брюки шерстяные тёмно-синего цвета с курткой шерстяной тёмно-синего цвета; блузку серо-голубого или белого цвета с длинными рукавами с галстуком без жакета шерстяного; блузку серо-голубого или белого цвета с короткими рукавами без галстука без жакета шерстяного; платье летнее тёмно-синего цвета с шейным платком с пилоткой шерстяной тёмно-синего цвета при летней форме одежды.
Патрульно-постовая форма одежды:
кепи летнее тёмно-синего цвета; костюм летний тёмно-синего цвета; футболка тёмно-синего цвета; ремень поясной или снаряжение специальное чёрного цвета; носки чёрного цвета; ботинки с высокими берцами чёрного цвета.
При патрульно-постовой форме одежды разрешается носить:
рубашку серо-голубого или белого цвета с короткими рукавами без галстука вместо куртки костюма летнего тёмно-синего цвета; майку вместо футболки при температуре воздуха от +20 °C и выше; ботинки (полуботинки) вместо ботинок с высокими берцами; полусапоги (сапоги) демисезонные чёрного цвета; ботинки с высокими берцами облегчённые вместо ботинок с высокими берцами.
Фуражку и кепи летнее носят прямо, без наклона, а пилотку и шляпу (берет) фетровую надевают с небольшим наклоном в правую сторону. При этом козырёк фуражки и кепи летнего должен находиться на уровне бровей, а нижний край пилотки и шляпы фетровой — на расстоянии 2-4 см над бровями.
Китель шерстяной и жакет шерстяной носят застёгнутыми на все пуговицы. Куртку шерстяную носят застёгнутой на застёжку «молния» на уровне 10-12 см до начала горловины изделия. В холодную погоду разрешается застёгивать застёжку «молния» куртки до верха.
Брюки должны иметь продольные заглаженные складки.
Длина юбки по нижнему краю должна быть на уровне колен.
Платок к платью носится сложенным в виде косынки треугольником, узкие концы связываются между собой и заправляются сзади вовнутрь под воротник. Широкая сторона заправляется вовнутрь под вырез платья. Разрешается ношение платья летнего без платка при дневной температуре воздуха +20 °C и выше, а в помещениях — в любое время года.
Куртку костюма летнего, предусматривающую заправку в брюки, носят с заправкой в брюки, застёгнутой на «молнию» до уровня верхнего края клапана нагрудного кармана (куртку, предусматривающую ношение навыпуск, носят застёгнутой на застёжку «молния» на уровне 10-12 см до начала горловины изделия). В холодную погоду разрешается застёгивать застёжку «молния» куртки до верха. Разрешается в жаркую погоду ношение куртки костюма летнего с рукавами, закатанными до уровня локтя, с застёгнутой на пуговицу шлёвкой. Брюки костюма летнего заправляются в ботинки с высокими берцами.
Ведомственные знаки отличия сотрудника
Государственные награды Российской Федерации носятся только на кителях и жакетах шерстяных выходных. Медали МВД России носятся на кителях и жакетах шерстяных выходных, нагрудные знаки — на кителях и жакетах шерстяных выходных и повседневных.
Медали МВД России, предназначенные для ношения на колодках, размещаются на левой стороне груди после государственных наград. Медали МВД России, предназначенные для ношения на колодках, размещаются горизонтально в ряд слева направо, сверху вниз в перечисленном выше порядке. При ношении двух и более медалей их колодки соединяются в ряд на общей планке. При этом на одной общей планке может быть размещено не более пяти медалей (включая государственные награды). Последующие медали, предназначенные для ношения на колодках, размещаются на второй и последующих общих планках, расположенных друг под другом. Колодки медалей второго ряда должны заходить под медали первого ряда, при этом верхний край колодок нижнего ряда размещается на 35 мм ниже верхнего края колодки первого ряда. Последующие ряды располагаются в аналогичном порядке. Награды (включая государственные), ведомственные знаки отличия МВД России и иных государственных органов, предназначенные для ношения на колодках, размещаются не более чем в три ряда. Награды других государственных органов размещаются после государственных наград Российской Федерации, СССР и ведомственных знаков отличия МВД России.
Нагрудные знаки МВД России размещаются на правой стороне груди. Нагрудные знаки МВД России располагаются горизонтально в один ряд слева направо с промежутками по 5 мм между их боковыми концами правее нагрудного знака об окончании образовательной организации высшего (образовательного учреждения высшего профессионального) образования. Общее количество нагрудных знаков в ряду не должно превышать трёх (нагрудный знак классного специалиста для среднего, старшего и высшего начальствующего состава располагается выше нагрудных знаков на 10 мм). Ношение знака об окончании образовательной организации является обязательным. При наличии у сотрудника знаков об окончании двух и более образовательных организаций располагают только один знак.
В Великой Отечественной войне пилотки были и на советских солдатах, и на солдатах вермахта, но в отличие от немецкого образца, наша к Победе осталась в своем неизменном виде.
С чего начинается пилотка
Начинается пилотка с берета, во всяком случае, так утверждают знатоки армейской моды. Берет – небольшая мешковатая шапочка, был изобретен еще в глубокой древности, предположительно кельтами и пользовался большой популярностью на протяжении ни одного века. Впоследствии именно берет, снабдит пилотку такими элементами, как кант и помпон. Постепенно в войсках европейских стран берет начал эволюционировать в боннет, который особенно широко использовался на флоте.
Значительный шаг на пути создания пилотки был сделан в 1848 году британским полковником Александром Макдоннели, который командовал шотландским полком. Полковник решил выделить свое подразделение и заменил популярный на тот момент в войсках шотландский берет на берет балмора, который складывался пополам и очень походил на современную пилотку. Этот головной убор назвали «гленгэрри».
В начале был берет
Историки моды утверждают, что пилотка произошла из берета, который придумали кельты. Что касается самого берета, то никто не знает, как и когда эта мешковатая шапочка завоевала популярность. Между тем, многие идеи для пилотки, например кант и помпон, были позаимствованы именно из берета.
В частности, шарики, набитые паклей, пришивали к берету не ради щегольства, а для того, чтобы не биться головой в низких каютах кораблей. Но, как выяснилось, от этого головной убор только выиграл. А для того, чтобы береты не улетали в ветреную погоду, моряки стягивали их кантом. Впрочем, они все равно сползали наверх и обретали форму перевернутой лодки, зато смотрелись красивее.
Лень двигатель прогресса
В 1900 году в Великобритании утвердили новое «Положение об одежде должностных лиц», которое было опубликовано Британским Военным Министерством. Именно тогда гленгэрри стали головным убором всех британских военных. Носили их и летчики Королевских военно-воздушных сил Великобритании. Вот только на время полетом им приходилось снимать гленгэрри, чтобы одеть на голову шлем. Держать шапочку приходилось при себе, поэтому военные авиаторы складывали свои боннеты по полям, превращая их в узкую полоску, а затем подкладывали в таком виде под погон.
Из-за таких действий шапочка гнула и не разгибалась сама, после извлечения из-под погона. Большинству летчиков было лень сразу разглаживать головные уборы, и они носили их именно в таком виде. Именно так и появилась пилотка. Аналогичным образом ситуация развивалась с боннетами для летчиков и в других странах, в том числе в Царской России. Официально головной убор «пилотка» был введен в войска в 1919 году, после того, как стало понятно, что эта шапочка одинаково удобна для солдат всех родов войск. Любопытно, что после революции многие полководцы считали пилотку пережитком царских времен и встречали головной убор с крайней неохотой.
Как сшить пилотку стюардессы своими руками: инструкция
Эта красивая шляпка стюардессы делается очень легко.
Эта красивая шляпка стюардессы делается очень легко
Что это за головной убор?
Пилоткой называется лёгкая шапочка, немного сплюснутая с боков. В современном мире она находит применение в разном качестве:
Немного истории…
Её прообразом явился головной убор шотландских военных – гленгарри, который использовался ими в качестве форменного с середины XIX века. В начале XX века в армии царской России для авиаторов и воздухоплавателей была введена новое обмундирование с «полётной складной шапкой» или «шапочкой суконной мягкой складной для лётчиков». Это и была пилотка, называвшаяся на профессиональном сленге «перелёткой» или «полёткой».
Крой позволял перед вылетом, сменяя суконный головной убор на шлем, сложить её по продольным линиям и заправить под погон. Удобство использования и практичность сыграли решающую роль в том, что другие рода войск тоже стали покрывать головы пилоткой.
Красная Армия ввела этот головной убор в обмундирование курсантов военных курсов. Цвет его тогда был тёмно-зелёным с дополнением в виде красного канта, чёрного подбородочного ремешка, красноармейской звезды. Это было в 1919 году, а в 1935-м пилотку получил командирский состав и бойцы РККА. Она шилась из сукна цвета хаки. Для командирского убора была предусмотрена суконная звезда и окантовка края цветом рода войск. Бронетанковые войска носили стальную пилотку, воздушные силы – синюю.
В этом же году вермахт вводит такой головной убор в обмундирование своих войск. Изначально это была пилотка цвета фельдграу с офицерской алюминиевой окантовкой. Крой и отделка её были достаточно сложны – с уголками на отворотах, разной высотой передней и задней части, вшиванием жгутика в донце, вышивкой имперского орла и трёхцветной кокарды ниже. К концу войны крой упростился, элементы вышивки совместились, цвет был заменён на хаки.
В Советской Армии также отдавали предпочтение этому головному убору. В сухопутных войсках он по-прежнему сохранял оттенок хаки с цветной окантовкой по роду войск (красной, малиновой, голубой, чёрной). Военные моряки носили чёрные пилотки, для офицерского состава предусматривался белый кант. Командный состав всех рядов войск носил головной убор, на который прикреплялась кокарда, для бойцов предусматривалась красная звёздочка.
Важно! Армия современной России сохранила ношение пилотки, видоизменив её до двууголки. Кокарда едина для всех родов войск.
Фашистская пилотка тоже проиграла войну
16 марта 1935 года был создан вермахт, в котором пилотка стала главным полевым головным убором. Её шили так, чтобы передняя часть боковин была выше задней, фигурно вырезая уголки на отворотах. Для этого применяли ткани цвета фельдграу. Впереди вышивалась трехцветная кокарда, над которой — имперский орел.
Для офицеров обводы донца и отвороты имели окантовку из алюминиевого жгутика. Танковые генералы тоже носили этот головной убор с той разницей, что пилотка была черной, а кант и орел — розовый. По многочисленным свидетельствам, немецким солдатам нравился этот убор. Однако война вносила свои суровые коррективы.
После Сталинграда фашистская пилотка потеряла былой лоск. Орла и кокарду соединили в одно целое, чтобы упростить технологию шитья. Вскоре исчезла окантовка и шелковая подкладка, да качество сукна резко упало. Упростилась также форма отворотов. В 1944 году пилотку шили уже из самой дешевой ткани цвета хаки, постепенно вытесняя её более простым полевым кепи. Фашистская пилотка, точно так, как и вермахт, тоже проиграла войну.
Оригинал записи и комментарии на
Пилотка для ребенка часто делается мамочками для утренников или фотосессий их детишек. Сшить своими руками этот головной убор совсем не сложно, к тому же, в интернете можно найти массу простых схем пошива пилотки разных размеров.
Пилотка для ребенка часто делается мамочками для утренников или фотосессий
Выкройка пилотки – не только не сложный, но очень интересный процесс.
Для того чтобы получить эту красивую шапочку, нужно подготовить следующее:
Конечно же, можно заняться шитьём вручную, но это будет гораздо сложнее. Дело в том, что иголка будет тяжело проходить через плотную ткань. Нужно пользоваться только толстой иглой, а ей будет затруднительно делать аккуратные маленькие стежки нитью, следовательно – если есть швейная машинка, то лучше всего делать пилотку с её помощью, а не вручную.
Какие виды пилоток существуют?
Кроме шапок, которые носят военные, пионеры, стюардессы, обслуживающий персонал, гражданское население с удовольствием надевает разные виды зимних головных уборов.
Когда и с чем их обычно носят?
В 80-е модные дома возродили к жизни этот головной убор. Коренным образом изменились ткани и декор. Пилотка стала изысканным аксессуаром, который вскоре можно было увидеть на некоторых персонах из шоу-бизнеса: Элтоне Джоне, Сергее Пенкине.
Для того чтобы носить такой стильный головной убор, нужно обладать смелостью и особым шиком. Немногие девушки решаются на это. Однако модную тенденцию подхватили известные люди: Эвелина Хромченко, Ксения Собчак, Юлия Бордовских, Тина Канделаки, Анна Делло Руссо. А как шикарно и стильно выглядит в пилотке Рената Литвинова!
Важно! Такие модели головных уборов идут только молодым и стройным девушкам. Возрастным дамам пилотка противопоказана, пышных женщин она не украсит.
Меховая шапка «амбассадор» выглядит очень элегантно и презентабельно. Фасон стройнит и визуально увеличивает рост. Надевать его рекомендуют под пальто. Дополнения должны быть безукоризненны: соответствующая обувь, перчатки, кашне, портфель.
Мы создаем общение
Пилотка существовала и до Второй мировой войны, однако наибольшую популярность данный головной убор приобрел именно в годы самого кровопролитного, разрушительного и бесчеловечного военного противостояния в истории человечества. Носили ее и солдаты и РККА, и вермахта, и войск Союзников. Так зачем же на голове нужен этот незатейливый головной убор на самом деле? История создания самого популярного головного убора армии
Кельтский берет.
Начинается пилотка с берета, во всяком случае, так утверждают знатоки армейской моды. Берет – небольшая мешковатая шапочка, был изобретен еще в глубокой древности, предположительно кельтами и пользовался большой популярностью на протяжении ни одного века. Впоследствии именно берет, снабдит пилотку такими элементами, как кант и помпон. Постепенно в войсках европейских стран берет начал эволюционировать в боннет, который особенно широко использовался на флоте.
Складывается по полям.
Значительный шаг на пути создания пилотки был сделан в 1848 году британским полковником Александром Макдоннели, который командовал шотландским полком. Полковник решил выделить свое подразделение и заменил популярный на тот момент в войсках шотландский берет на берет балмора, который складывался пополам и очень походил на современную пилотку. Этот головной убор назвали «гленгэрри».
Под шлемом шапка не помещалась.
В 1900 году в Великобритании утвердили новое «Положение об одежде должностных лиц», которое было опубликовано Британским Военным Министерством. Именно тогда гленгэрри стали головным убором всех британских военных. Носили их и летчики Королевских военно-воздушных сил Великобритании. Вот только на время полетом им приходилось снимать гленгэрри, чтобы одеть на голову шлем. Держать шапочку приходилось при себе, поэтому военные авиаторы складывали свои боннеты по полям, превращая их в узкую полоску, а затем подкладывали в таком виде под погон.
В итоге появилась пилотка.
Из-за таких действий шапочка гнула и не разгибалась сама, после извлечения из-под погона. Большинству летчиков было лень сразу разглаживать головные уборы, и они носили их именно в таком виде. Именно так и появилась пилотка. Аналогичным образом ситуация развивалась с боннетами для летчиков и в других странах, в том числе в Царской России.
Официально головной убор «пилотка» был введен в войска в 1919 году, после того, как стало понятно, что эта шапочка одинаково удобна для солдат всех родов войск. Любопытно, что после революции многие полководцы считали пилотку пережитком царских времен и встречали головной убор с крайней неохотой.
Гленгэрри или шайкачи?
В 1811 году в частях британской армии параллельно с громоздкими киверами для повседневной службы носили береты. А в 1830 году солдаты её величества стали надевать килмарнокские боннеты (шапочки) без полей, получившие название по имени мануфактуры, которая их производила. В 1848 году шотландский полковник Александр Макдонелл из Гленгэрри заменил боннет шотландским беретом балморала, сложенным пополам. Сделал он это для того, чтобы выделить свой полк на фоне британской армии.
Головной убор впоследствии получил название «гленгэрри», и по факту он стал прообразом традиционной пилотки, которую мы привыкли видеть в наши дни. В середине XiX века появились сообщения о сербской шапочке «шайкаче», которая также считают прообразом пилотки. Сначала её шили для моряков Дунайской речной флотилии, а затем и для офицеров. Впрочем, своему появлению пилотка обязана не гленгэрри или шайкачи.
Учимся носить пилотку правильно, интересные идеи образов
Уже более ста лет пилотка является неизменным атрибутом военной формы солдат разных стран мира. Сегодня этот головной убор надевают даже те, кто не имеет никакого отношения к армии, поэтому вопрос, как правильно носить пилотку, актуален для многих модников и модниц. Данный предмет гардероба можно сочетать с разными стилями одежды, создавая запоминающиеся образы.
Советская пилотка
Пилотки Советской Армии
Пилотка — важнейший атрибут образа советского солдата, образа героя, победители и примера для подражания будущим поколениям. Именно поэтому в дни празднования Победы 9 Мая военные пилотки с красной звездой и другое обмундирование Советской Армии можно встретить повсеместно: они, словно спутники соправождают мудрые и светлые взгляды ветеранов — традиционно выходящих в военной форме, и радостные и благодарные улыбки молодежи — выражающих ношеннием пилотки патриотизм и свою благодарность воинам-освободителям. Поблескивая красными звездами на солнце пилотки традиционно создают особую а — Великого Дна Победы.
Но откуда же взялся столь любимый всеми головной убор — пилотка? Для самых любознательных наш Военторг «Военпро» предлагает ознакомится с познавательной статьей об истории шапки пилотки.
Откуда произошли пилотки?
Первые прототипы пилоток, как частей военной формы, появились в XVIII веке в армиях Великобритании и Сербии. Полковник вооружённых сил Англии Александр Рэнделсон изобрёл «гленгарри», повсеместно распространившийся в армии к середине XIX века. Тогда же этот головной убор солдата становится обязательным элементом формы шотландских волынщиков. Этот английский аналог военной пилотки изготавливается из шерсти и имеет, помимо опознавательных знаков и значка кокарды, ленточки сзади и помпон сверху.
Появление сербской «шайкачи» также датируется серединой XVII века – изначально этот национальный головной убор надевали солдаты речных флотилий на реке Дунай. Если взглянуть на шайкачу сверху – она напомнит перевёрнутую днищем вверх лодку, этот головной убор стал основным в сербской армии в период Первой Мировой войны. Сегодня шайкача является элементом формы офицера сербской армии, а также элементом национального костюма.
Свой прообраз солдатской пилотки был и в России, в качестве официального головного убора сокольих обществ начала ХХ века использовалась чешская сокольичья шапочка. Она совсем уж отдалённо напоминает знакомую нам советскую пилотку, однако сходство всё-таки очевидно.
Пилотка — знак отличия и гордости русских летчиков
Первый опыт внедрения этого головного убора был ещё в царской армии – в начале века среди обмундирования армии царя появилась пилотка лётчика. Тогда ещё, складная шапочка не называвшаяся пилоткой, была введена в обиход в 1913 году в качестве варианта запасного головного убора солдата и офицера авиации Императорской армии.
Инициатором введения в российской армии такого элемента военной формы стал тогдашний начальник офицерского отдела С.А. Ульянин – один из основоположников отечественной авиации. Вариант для младших чинов был выполнен из тёмного суконного материала с красными выпушками, спереди находилась кокарда. Солдатская пилотка отличалась от офицерской в первую очередь качеством ткани и отсутствием серебряных вставок.
Форменная шапка пилотка офицера императорской авиации, называвшаяся тогда «перелёткой», представляла собой изделие из шерсти и бархата длиной 27 сантиметров с серебряными кавказскими галунами с офицерской кокардой спереди. Офицеры имели разрешение надевать пилотку лётчика лишь во время полёта, между полётами и при работе на аэродроме – для других случаев обязательной была традиционная фуражка.
Отметим, что этим правилом зачастую пренебрегали – военные пилоты гордились своей принадлежностью к авиации, и их особенная форма являлась наилучшим способом выделиться среди простых смертных. Офицерские пилотки всё чаще появляются вне аэродромов, что подтверждает, например, вот такая фотография:
Складная шапка-пилотка уже к 1914 году стала самым популярным элементом обмундирования в императорской авиации – её было принято класть под сиденье перед вылетом, чтобы немедля надеть по окончании полёта. Дошло до того, что в 1916 году была сфабрикована телеграмма в интендантское ведомство от имени великого князя Александра Михайловича, которая предписывала «Немедленно заменить всему лётному составу походные фуражки авиационными шапочками, сдав последние в интендантство».
Распоряжение, разумеется, было выполнено – на головах всего личного состава первого авиационного полка красовались пилотки из синей ткани, однако всё довольно быстро вскрылось при встрече командира полка с великим князем. Начавшееся расследование, к счастью, не выявило истинного автора послания. Если кто-то интересуется подобными раритетами и хочет узнать, где купить пилотку царской авиации, ответим – очень сложно, дорого, но возможно найти на аукционах.
Спустя два года после введения авиационной формы пилотка перекочевала и в сухопутные войска, став головным убором ефрейтора. Вариант для сухопутных войск напоминает знакомый головной убор советского образца – серая пилотка выполнена в значительно более простом крое из жёсткого сукна.
Армейские пилотки в Советской России и СССР
Октябрьская революция 1917 года стала переломной вехой в Российской истории – власть советов стремилась смести с лица земли всё связанное с царизмом. Коснулось это и военной формы — были отвергнуты все принятые знаки различия между чинами, упразднено солдатское обмундирование, в том числе головные уборы солдат. Для истории военной формы в России начался новый этап – единственным отличительным знаком бойца Красной армии в начале советской эпохи являлась лента красного цвета на фуражке, шапочке, папахе, пилотке – не важно.
В 1918 году началась разработка формы солдат Красной армии: во-первых, были созданы пятиконечные звёзды для советских солдат, во-вторых, новые военные головные уборы — в войска начали поступать знаменитые «будёновки» (правда, тогда они так не назывались). Чуть позже ввели новые шинели, знаки отличия и фуражки. Важно отметить и то, что разработали лишь один комплект формы советского солдата и офицера – тогда было важно, чтоб командиры особенно не выделялись, шапке и пилотке в этой системе места не нашлось.
Впрочем, вплоть до окончания Гражданской войны далеко не у всех военных большевиков была определённая форма (около ¼ личного состава повезло), лишь звезда на кокарде могла отличать красноармейца. Авиаторы же, как правило, предпочитали былую форму, в том числе использовали удобную пилотку лётчика. А курсанты авиационных школ поголовно носили форменные складные шапочки-пилотки императорской авиации, причём зачастую на их кокарды представляли собой знаки различия, принятые при царской власти, пилоток с красной звёздой на фото ниже совсем немного.
По окончании гражданской войны в 1921 году началось снабжение единой военной формой всей Красной армии, однако начали поступать множественные сигналы неудовольствия единой формой, в первую очередь из авиационных частей – авиаторам было банально неудобно в предлагаемой солдатской одежде. Таким образом, 8 ноября 1921 года была создана комиссия по выработке новой формы и знаков отличия – в 1922 году были введены новые образцы одежды, однако здесь остались те же будёновки и одинаковые для солдат и офицеров кители и шинели – несколько изменился лишь крой.
В апреле того же года был изменен значок кокарды – на красной звезде ранее были выгравированы молот и плуг, теперь же появилась впоследствии неизменная в том числе для советских пилоток звезда с серпом и молотом, отметим, что для рядовых в те времена эти звёзды вышивались, а не штамповались.
В 1923 году началась очередная дискуссия, предметом которой стала форма красной армии, – в особенности были раскритикованы солдатские головные уборы, в авиации же недовольство было особенно сильным – будёновки и шинели единого образца были просто неприменимы. Советская авиации стала самостоятельным видом вооружённых сил в 1924 году, наконец-то военные лётчики добились введения отдельной формы для ВВС, однако, пилотки в СССР пока не ввели – официальным головным убором стали тёмно-синие фуражки.
Лишь в результате реформы 1934 года пилотка из ткани вновь становится частью обмундирования войск ВВС. Изготавливалась она из плотного сукна тёмно-синего цвета с кантами бирюзового цвета, по центру спереди прикреплялась звезда красноармейца. Удобство пользования и сохранность внешнего вида стало залогом успеха. Солдатскую пилотку можно сложить вдвое или втрое, положить в карман, заткнуть за пояс – она всё стерпит. Разумеется, наиболее благосклонно к появлению нового элемента формы советского солдата отнеслись именно военные пилоты, в течение месяца полностью перейдя на ношение нового головного убора.
В соответствии с приказом 1935 года, всему командному и начальствующему составу в полевых условиях предписывалось носить пилотку своего рода войск. Виды пилоток отличались в первую очередь по цвету окантовки, для офицеров они изготавливались из шерстяной ткани, а не из сукна. Состоял этот военный головной убор из колпака с подкладкой из хлопчатобумажной ткани и двух так называемых бочков (бортиков). Солдатская пилотка не предусматривала кантов, для офицеров цвет окантовки определял принадлежность к тому ли иному роду вооружённых сил.
Финская война выявила существенные недостатки в обмундировании, результатом чего стало очередное изменение в системе военной формы советского солдата: во-первых были упразднены будёновки, во-вторых, изменился крой формы, несколько видоизменились знаки различий, наконец, основным военным головным убором рядовых и младшего и среднего командного состава признавалась пилотка с кокардой в виде красной звезды. Описание утверждавшего форму пилотки образца 1938 года комбрига Власова гласит: «состоит из удлинённого колпака, снижающегося к передней части и задней части, и прилегающих к нему двух полей (бортиков) верхний край полей на 1 сантиметр ниже верхнего края колпака внутри колпака пришита подкладка и налобник спереди к пилоткам пришита малая пятиконечная звезда». Купить военные пилотки в том числе такого образца теперь вы можете в интернет-магазине военторг «Военпро».
А те временем уже шла Вторая мировая война, началось всё с того, что в 1935 году в гитлеровской Германии была объявлена всеобщая воинская повинность и проведена военная реформа, не в последнюю очередь касавшаяся обмундирования. Сам Гитлер с огромным трепетом относился к внешнему виду своих солдат, отсюда довольно сложная система отличительных знаков, нашивок и погон. С 1935 года основным элементом формы для полевых условий для всех званий и родов войск в качестве головного убора стала пилотка вермахта. Интересно, что даже для Восточного фронта в Германии не были разработаны шапки – немецкие шерстяные военные пилотки предполагали возможность «отвернуть уши», именно так зимой поступали солдаты и офицеры для того, чтоб согреться.
Покрой пилотки, офицерской и солдатской, образца 1938 года (М38) не отличался, разница была лишь в нашивках и кокарде. Они изготавливались из шерстяной ткани с хлопчатобумажной подкладкой, имели вентиляционные отверстия и отворачивающийся околыш. Пилотки вермахта были серыми, лишь танкисты имели головные уборы чёрного цвета, а пилоты люфтваффе носили облегчённые головные уборы тёмно-синего цвета, в 1942 немцы выпустили пилотки на голову нового образца цвета хаки. Советские пилотки существенно отличались от германских – цветом, кроем, количеством нашивок, однако, по общему признанию были много более удобными.
Пилотки в годы ВОВ
В 1941 году в рамках подготовки к войне вышло несколько секретных указов, направленных на формирование единой фронтовой формы красной армии и снижение затрат на производство солдатской одежды. Форма советского солдата шилась из ткани цвета хаки (лишь у танкистов форма была стального цвета), для рядовых официально упразднили фуражки – шёл пошив лишь армейских пилоток. Размеры пилоток были разными, но зачастую не подходили солдатам – отсюда пошла манера носить их на макушке, иначе они сползали на глаза.
Пилотка войск РККА являлась поистине универсальным головным убором – и мужчины и женщины носили их в обязательном порядке. Рассмотрим, например, форму женщин-военнослужащих ВВС Советского союза образца 1940 года. В соответствии с нормативами, головной убор женщины-пилота в летнее время – берет или пилотка, а уже с 1942 года в войска поставлялись лишь синие пилотки, береты упразднены. Девушка в пилотке с красной звездой за пулемётом «Максим», как на фото ниже, была обычным явлением в армии СССР в годы Великой Отечественной войны.
В августе 1941 года был выпущен приказ об изменении военной формы старшего командного состава – блестящие знаки различия, нарукавные знаки и особая форма были упразднены для полевых условий. Даже генералы на фронте носили стандартные гимнастёрки, штаны без лампасов, а также в форму входила зелёная пилотка с серым оттенком. В 1943 году вышел указ о введении новых знаков различия – впервые в военной форме советской армии появились погоны.
Параллельно частично видоизменилась военная форма советской армии – полковники начали носить каракулевые шапки, шинельные петлицы стали другой формы, видоизменились гимнастёрки, форма младшего командного состава теперь отличалась от солдатской, однако армейских пилоток реформа не коснулась. Интересный факт – на параде победы в 1945 году большинство солдат и офицеров были одеты в форму образца 1941 года, на которую лишь нашили погоны, новой просто ещё не было в достаточном количестве. Солдатская пилотка – — пилотка рядового — один из главных символов Великой Победы, сегодня она может стать прекрасным подарком в день 9 мая. Наш военторг предлагает своим клиентам купить пилотку советского солдата в преддверии праздников – даже девушка на торжественном параде выглядит в ней прекрасно.
По окончании Великой Отечественной стартовала крупная реформа по повышению качества военной формы советской армии. Однако, экономическое состояние государства не позволяло осуществить полномасштабную замену формы красноармейцев, изменения первоначально коснулись лишь ВВС и бронетанковых войск. Предназначенная для рядового состава пилотка танкиста или лётчика теперь шилась из хлопчатобумажной ткани, а также был разработан новый, значительно более удобный вариант подкладки. Кроме того, упор был сделан на улучшение внешнего вида пуговиц и значков на военных головных уборах.
Советские пилотки второй половины ХХ века
30 августа 1947 года было утверждено «постановление об унификации металлических эмалевых звёзд для головных уборов личного состава Советской армии и Военно-морских сил», кроме того начали изготавливать звёзды с лаковым покрытием. Звёзды изготавливались теперь в двух размерах, в соответствии с назначением: 34 миллиметра для шапок, 24 мм – для пилоток. Купить пилотку образца 1947 года сегодня можно в нашем магазине, более того, предусмотрены оптовые поставки для тематических мероприятий и военно-патриотических постановок.
Интересно, что до конца 50-х годов было проведено ещё три реформы военной формы советской армии, однако они касались исключительно старшего офицерского состава. Обмундирование рядовых, сержантов и прапорщиков почти полностью соответствовало образцам 1943 года – гимнастёрка, шаровары, пилотка с кокардой в виде красной звезды.
Новый виток в истории военной формы СССР и России начался в 1969 году, разработанное тогда обмундирование красноармейцев не изменялось вплоть до распада Союза, да и в сегодняшних вооружённых силах остались многие элементы. Полевая форма для всех родов сухопутных войск с тех пор защитного цвета, а парадная – синего, зелёного, цвета морской волны. Сильно изменилась форма генералов и маршалов, гимнастёрки наконец заменили на кители, видоизменились брюки, форма фуражек и, появились новые кокарды, появились открытые парадные мундиры для рядовых многое другое. Что же касается армейских пилоток, никаких особенных видоизменений они не претерпели.
Было лишь одно, но достаточно важное дополнение, на военную пилотку сухопутного офицера или сверхсрочника, мичмана, лётчика спереди крепилась не звезда, а большая «кокарда с колосьями». Эти пилотки также были с эмблемой рода войск и соответствующим кантом, вот например, пилотка ВМФ образца 1969 года:
С окончанием социалистической эпохи, началось новая история – история военной формы РФ, и в ней также есть место пилотке из ткани соответствующего цвета, которую одевают солдаты и офицеры самых разных родов войск. Разумеется, всё изменяется, к примеру, пилотка офицерская военно-воздушных сил Российской Федерации в соответствии с реформой 1992 года сильно видоизменилась.
Она приобрела несколько иную форму и параметры, в верхней части стенок расположены по три вентиляционных отверстия, слева на пилотке с кокардой изображение флага Российской Федерации, по верхнему краю бортиков (а для офицеров высшего командного состава и краю донышка) имеется голубой кант. Пилотка моряка по форме не отличается от пилотки ВВС, но она чёрного цвета, на ней белые канты и, конечно, имеются собственные знаки отличия. На фотографии ниже вы можете видеть президента РФ В.В. Путина в современной пилотке ВМФ:
Военная пилотка и её аналоги используются во многих армиях мира – будь это шотландская гленгарри, американская garrison cap (кепка Гаррисона), итальянская бустина или польская фуражирка. Однако большинству из нас наиболее близки именно советские пилотки, в которых и сегодня можно увидеть рядовых пехотинцев (разумеется, с другой символикой).
Где сегодня заказать оригинальную советскую пилотку?
Очень многие, особенно в преддверии Дня Победы и других памятных дат задаются вопросом, где возможно купить пилотку или другой элемент формы советской армии. Наш магазин военторг «Военпро» пополняется серией подобного рода товаров, как солдатская пилотка. Уже очень скоро вы сможете купить военную – солдатскую или офицерскую пилотку, воспользовавшись нашей службой заказа товара.
Всё чаще с отрадой мы видим, что силами различных общественных движений воссоздаются события Великой Отечественной войны и не только – различного рода постановки приурочены к памятным датам важнейших сражений. В преддверии таких событий особенно высоким спросом пользуется военная форма советской армии, купить которую можно в специализированных магазинах. Форма красной армии, купить которую в те дни желают очень многие, является непременным атрибутом любой рекогносцировки.
Военторг «Военпро» сейчас имеет возможность поставлять пилотки СССР военно-патриотическим клубам и организациям оптом для крупномасштабных мероприятий. Специальное предложения для желающих купить пилотки советских пехотинцев оптом действует уже сегодня – мы поможем вам в организации военно-патриотической постановки или игры.
Если вы участник военно-патриотических движений или просто любитель истории страны, то актуальный вопрос «Где купить пилотку?» теперь разрешим максимально просто.
Похожие статьи:
История головного убора
Пилотка представляет собой немного сплюснутую с боков шапку. Ее прототипами являются сербская шайкача (носили моряки и офицеры) и шотландский гленгарри – головной убор военнослужащих из шерстяной ткани, появление которого датируется XIX веком.
На просторах России пилотка появилась в 1913 году. Первоначальное название было «полетка», так как она носилась служащими авиации, являясь частью форменного гардероба летчиков. Однако такое название не прижилось. Достаточно быстро головной убор переименовали. Благодаря мягкости материала пилотка легко складывалась и помещалась в карман на время полета, не теряя при этом формы, сохраняя первоначальный внешний вид.
В 1917 году этот головной убор вместе с остальным военным обмундированием был упразднен. Но благодаря своей практичности в 1919 году опять стал частью форменной одежды сухопутных войск РККА. Солдаты носили однотонные изделия, офицерские же были украшены серебристыми вставками.
В авиацию головной убор вернулся лишь в 1934 году после военной реформы. Материалом для изготовления служила плотная ткань. На месте, где у пилотки передняя часть, крепился отличительный знак – красная звезда. А с 3 декабря 1935 года данный головной убор обязан был носить каждый военнослужащий Красной армии. Различали два вида пилоток:
Военная пилотка: как шить
Военную шляпку сделать так же просто, как и все остальные. Но есть несколько нюансов, которые стоит учесть.
Военную шляпку сделать так же просто, как и все остальные
Итак, делается она следующим образом:
На последнем этапе внутренняя вставка прикладывается к изделию и пришивается по контуру.
Когда можно надевать пилотку
В современной России пилотка плотно закрепилась не только как военный, но и как гражданский головной убор. Кроме стюардесс, обслуживающего персонала, пионеров, данный предмет гардероба с удовольствием надевают модники и модницы.
Многие известные дизайнеры демонстрируют на подиумах, как носить пилотку правильно, с чем ее комбинировать. Чаще всего ею дополняют образ во время празднования Дня Победы, однако и в будни этот головной убор пользуется популярностью, ведь особого повода, чтобы надеть такую оригинальную шапочку, искать не нужно. Главное – правильное сочетание всех элементов образа.
Чтобы выглядеть изысканно, необходимо следовать определенным рекомендациям стилистов, так как ношение пилотки – настоящее искусство. В противном случае столь экстравагантный головной убор может испортить весь образ.
Когда и как надевают пилотку:
Популярность пилотки объясняется удобством, простотой и изысканностью. А разнообразие материалов, расцветок, декоративных элементов способно покорить сердца даже самых капризных модников и модниц.
Вязаная
Кружевная
С вуалью
Фетровая
Меховая
Пионерская пилотка: размер, описание, выкройка
Пионерская шляпка является одним из наиболее интересных символов эпохи СССР.
Если она срочно понадобилась, то бежать её искать совсем необязательно, ведь пилотку пионера достаточно легко сделать самостоятельно.
Пионерская шляпка является одним из наиболее интересных символов эпохи СССР
Следовать нужно такому плану:
Нижний срез также отворачивается и утюжится.