что такое пиксельная форма
Преимущества пиксельной камуфляжной формы
Для того чтобы боец был как можно меньше заметен, длят него изобретается форма специальной расцветки. Сначала, популярной была маскировка «хаки», теперь же пятнистость одежды приобрела схожесть с травой или лесной чащей, и такой камуфляж называется «пиксельным». А приобрести ее можно на camo.com.ua/cp50427-kamuflyazhnaya-forma.html.
Разработан был цифровой камуфляж еще в прошлом веке в 60е годы, но проект не понравился военным чинам Америки, потому был отложен на потом. Лишь в 90 годы разработки стали вестись по – новой, и при помощи компьютерных программ подобралось наиболее удачное расположение пикселей на ткани.
Почему же называется материал «пиксельным». Все просто! Если смотреть на камуфляж, то, кажется, что это фотография, увеличенная до больших размеров на экране компьютера, и состоит она из множества пикселей, но никак не ровных линий. Пиксельный камуфляж как бы разделяет тело человека на несколько частей, каждая из которых почти полностью сливается с местным ландшафтом, благодаря чему тело бойца скрыто не только во время неподвижного положения, но и при движении – человека не видно – тело «размазывается» в пятно.
Огромное преимущество пиксельного камуфляжа в том, что чем ближе от врага находится человек в форме, тем меньше есть возможность его рассмотреть. При этом и на больших расстояниях увидеть бойца невозможно, так как пиксельные прямоугольники сливаются в круглые пятна и снова маскируют воина.
Самое основное – это правильно подобрать расцветку формы под местность. Потому отдельно разрабатывается камуфляж под пустыню и степь, лиственный и хвойный лес, горную местность, даже кирпичное строение и асфальтированное шоссе.
Производители применяют краски с разным светопоглащением, благодаря чему поверхность одежды отражает свет в разной степени, что и улучшает маскировку.
Каким бывает камуфляж
Камуфляж бывает очень разным. Отличия не только в цвете или размере «пятен». Главное — предназначение. Интересно, что камуфляж нужен не только чтобы прятаться.
Быть незаметным нужно всем и хищнику и ее жертве. Первые идеи люди, как всегда, подсмотрели в природе. А вот дальше… Дальше маскировкой пользовались исключительно охотники и разведчики, военные не прятались. Да и зачем? Вплоть до 19-века в армиях всех стран преобладала ярая расцветка формы, чтобы отличать своих от чужих на поле боя. Не было никакого смысла маскировки отдельных солдат, когда в бой ходили строем.
История камуфляжа
И хотя само слово камуфляж французского происхождения, первыми, кто осознал необходимость защитной окраски униформы были британцы. Мундиры цвета хаки появилась в Индии в середине 19-ого века во время восстания Сипаев. В то время колониальная форма Британской Ост-Индской компании была белого цвета, но в том регионе планеты, как известно, снега не бывает.
Само слово «хаки» с хинди переводится как «пыльный» или «земляной».
Солдаты британской Ост-Индской Кампании
Хакки — это только цвет. Но нам привычные воспринимать камуфляж как нечто пятнистое. Но никаких пятен на военной форме не было, до одного знаменательного момента.
В 1908 американский зоолог и художник Эббот Тейер опубликовал книгу, в которой изложил теорию противотени. Идея проста как и сама природа. Окраска животных в наиболее освещенных местах более темная, а там, где падает тень — более светлая. Таким образом можно выглядеть более плоским и незаметным. Именно объем позволяет зрению выделить объект на фоне даже если их цвет будет идентичным. В память о первооткрывателе, этот принцип часто называют Закон Тайера.
Внедрение в военной форме пятнистой расцветки принято связывать именно с «открытием» Эббота Тейера. Пятна на форме должны обмануть «размыть» четкие контуры, не дать мозгу сформировать представление об объекте. Сделать фигуру человека визуально плоской не получится потому, что солдата нужно маскировать и когда он лежит и когда стоит, но при этом положение тела у него разное, в отличие от животных.
Обычный дворовой кот — снизу светлее, чем сверху
Больше всего во время Второй Мировой экспериментировали с камуфляжем немцы. Это касалось и формы и военной техники.
Как работает камуфляж
У любого камуфляжа две функции — имитационная и деформационная. Первая должна сделать похожей на окружающий фон по цвету и текстуре, а вторая, «разбить» контуры и «смазать» настоящую форму.
Как и у художника, у разработчика «защитной раскраски» имеется 2 средства: цвет и форма. Исторически цвет начали использовать раньше всего. Первое правило — цвет выбирается из преобладающей на театре военных действий палитры. Если это лес — зеленый, если пустыня — желтый. Те британские солдаты, которым не досталась по каким-то причинам новая форма цвета хаки, красили свою белую при помощи чая.
Второе важное правило выбора цвета — избегать ярких оттенков. Даже если вокруг ярко-зеленая трава, цвет униформы должен быть более блеклым. Человеческое зрение очень хорошо реагирует на яркие цвета, но менее восприимчиво к тусклым.
Чтобы исказить форму, применяется тот же принцип, что и в мире животных — пятна и полосы. Чередование пятен разного оттенка визуально разрушает привычную форму, будь то человек, танк или самолет и затрудняет возможность его выделения на фоне окружающей среды.
Работа камуфляжа расцветки Multicam
Пятна и полосы используются не всегда, часто ограничиваются только цветом. И этого достаточно.
Танк Abrams просто покрашен в цвет грязи
Деформирующий камуфляж
А может быть прятаться и не нужно? Ослепляющий или «разрывной» (по-французски), а по английский и вовсе «razzle-dazzle» где dazzle — ослеплять, а одно из значений razzle — мелькать или «финтить» (как в футболе).
Не удивительно, что термин родом из Британии, придумал такой вид камуфляжа художник Норман Уилкинсон, любивший такое направление живописи как кубизм. А так как Норман, еще и служил на подводной лодке во время Первой Мировой, он решил, что красить корабли нужно не так, чтобы их было плохо видно, а так, чтобы наблюдая корабль в перископ было трудно рассчитать его курс, скорость и дистанцию. А значит, повышался шанс промаха торпедой.
Забавно, но тем же приемом пользуются зебры в Африке. Хищнику сложно правильно определить скорость и направление движении отдельной зебры в стаде из-за мельтешения (razzle) белых и черных полос. Уилкинсон и не скрывал, что идею так обманывать органы зрения немецких морских офицеров ему подкинули зебры.
Эффективность ослепляющего камуфляжа не была подтверждена. Статистика говорит, что из всего количества атакованных кораблей 1.47% были «полосатыми», а 1,12% небыли замаскированы таким образом. Очевидно, что «ослепительные» судна были более заметны для противника. С дрогой стороны, из всех потоплены кораблей 54% не имели камуфляжа, а 43% — имели. То есть точно попасть по ним было все же сложнее? Но проблема статистики в том, что значительная доля закамуфлированных суден были просто больше по водоизмещению, а значит, в принципе более живучими.
Идея была популярной ровно до того момента, когда в расчетах курса перестали пользоваться глазами и положились на более точные приборы. Попытки запутать противника при помощи броского камуфляжа прекратились в начале Второй Мировой. Ни радары ни эхолокаторы полосками не обманешь.
Эсминец ВМС Великобриатнии класса «Дэринг» окрашен в красивый серый цвет
Кое-где деформирующий камуфляж используется до сих пор. Чтоб скрыть настоящие очертания прототипов до официальной премьеры, автопроизводители оклеивают их пленкой с соответствующим расцветкой и рисунком.
В некоторых странах военно-морские силы все еще верны традициям маскировки. Например, норвежские ракетные катера пытаются сливаться с природой во фьордах при помощи краски, а не только стелс-технологии.
Ракетный катер класса «Скольд»
F-15 в раскраске «по Феррису»
Эта схема была разработана в 70-е годы 20 века художником и пилотом из США Кейтом Феррисом. Он предложил схему раскраски для ВВС с использованием контрастных геометрических фигур. Его же идеей было изобразить снизу фальшивый фонарь. Такая расцветка не дает быстро понять даже то, какой стороной сейчас обращен самолет к наблюдателю.
В Европе, как и в США чаще всего используется просто серый цвет.
Французский Rafale и общеевропейский Eurofighter
У камуфляжа в авиации есть еще одна интересная функция — выдать самолет за другой. Во времена Второй мировой хвосты штурмовиков Ил-2 красили так, чтобы издалека они были похожи на истребители. Такой трюк должен должен был отбить охоту у немецких истребителей ввязываться с ними в бой.
Такой прием применяется и сегодня.
Вот Су-57 в модном пикселе претворяется своим предком — Су-27
Контр-иллюминация
Еще один «метод наоборот». Темный корабль на фоне даже ночного неба выглядит очень контрастным. Поэтому, боевые корабли во время Второй мировой войны пробовали подсвечивать рассеянным светом, чтобы не выделятся черным пятном на фоне серого неба. Идея такой маскировки осталась только идеей, из-за того, что так и не был предложен механизм изменения яркости света в соответствием с временем суток. Развитие камуфляжа пошло по другому пути.
Пиксельный камуфляж
Почему камуфляж пиксельный? Есть одно противоречие. Крупные и контрастные пятна (или полосы), лучше деформируют, а мелкие и размытые — лучше имитируют окружающую среду. Если, например, изобразить на форме точную копию листьев и травы, на близком расстоянии мы легко обманем зрение. Но на большей дистанции мелкие детали сольются воедино и перестанут «работать».
Следующим шагом в развитии камуфляжа стал пиксельный рисунок (также называется цифровым). Основная задача такого паттерна состояла не в том, чтобы выглядеть современно, а в том, чтобы одинаково хорошо «работать» как на близком, так и на большом расстоянии. До этого пиксели на камуфляже сгруппированы так, чтобы на большом расстоянии рисунок оставался достаточно пятнистым.
Marpat — камуфляж морской пехоты США
Использование пиксельного/цифрового (в виде квадратов) рисунка также объясняется тем, что в движении такой камуфляж остается более незаметным для глаза, чем если бы края пятен имели округлую форму.
Китайские морпехи предпочитают синий цвет
Цифровой камуфляж — модное увлечение недавно времени. Родилось даже несколько легенд о том, насколько он хорош. На него не реагирует лазерный дальномер (хотя с чего-бы?), он лучше работает на раной дистанции и обманывает инфракрасные камеры. Но главное, на параде выглядит красиво. Часто закрадываются сомнения в рациональности выбора как самого рисунка так и основной палитры.
Китайские БМП в фирменной «цифре» на фоне деревьев. В какой местности они собрались воевать?
Трехмерный камуфляж
Такой вид рисунка стал появляться только в начале 21-века. Элементы такого камуфляжа имеют 3-D эффект за счет сочетания темных и четких контуров и размытых светлых. Более темные элементы воспринимаются зрением как те, которые находится ближе к наблюдателю, чем светлые и нечеткие. Таким образом создается эффект объемного рисунка, который обманывает зрение лучше, чем плоский.
Kryptek c 3-D эффектом
Городской камуфляж
Новые времена диктуют новые правила войны. Большинство конфликтов в современном мире происходит не в лесу или путные, а в городе. Естественно, что армиям нужны urban расцветки камуфляжа. Преобладающие цвета в городе охваченным войной — пыль, бетон и ржавый метал.
Британский Chalanger в городском камуфляже
Армия США, как самая богатая и крупная в мире переодела военнослужащих в «универсальный» камуфляж, который должен в первую очередь защищать солдат в городских условиях. Поэтому он серо-серый.
Acupat — лучше всего подходит для города
До последнего сопротивлялась нашествию полос, пятен и пикселей Армия обороны Израиля. До 2018 года военнослужащие использовали форму оливкового цвета принятого еще в далеком 1948 году. В 18-м начался этап внедрения новой формы, с пятнистым рисунком.
Девушки в Израиле ходили в армию в скучной форме
Камуфляж развивается и совершенствуется. Мода на геометрические фигуры, сменилась увлечением цифрой, которое, в свою очередь привело к отказу от всяких пятен и пикселей как от бесполезных трюков, которым не место в современном мире. Возможно, правы те, кто считает, что камуфляж больше не нужен.
Кое-где от него уже отказываются, окрашивая корабли и самолеты в нейтральный серый цвет или, как в примере с израильской формой, только недавно подошли к внедрению. Ни цвет ни пятна ни полоски, не могут сбить с толку радары или инфракрасные матрицы ракет, для этого существуют другие методы. Но пока еще основным элементом армии является человек, и его зрения будут пытаться обмануть при помощи камуфляжа.
Что такое пиксельный камуфляж
История появления пиксельного камуфляжа
Пиксельный камуфляж был разработан еще в 60-х годах прошлого столетия в США. Тогда он более походил на отечественный камуфляж «березка», нежели на современные образцы цифрового камуфляжа. Однако, в ходе эксплуатации опытной партии этих камуфляжных костюмов, военным руководством США была признана их неэффективность, и проект был отложен до 90-х годов.
В СССР также велись свои работы над цифровым камуфляжем. Еще в 1944 был разработан ранний вариант камуфляжа «березка». Тогда еще не имелось никакого представления о пиксельном камуфляже, но определенные идеи о маскировке уже были. Итогом этого явилось нечто среднее между стандартным и пиксельным камуфляжем. К сожалению, из-за ограниченных технологических возможностей советской текстильной промышленности во время Великой Отечественной Войны, в массовое производство этот камуфляж не пошел, замененный на менее эффективную, но более простую в производстве «амебу».
Камуфляж «березка» был разработан еще в 1944 году. Он носил наименование M1944 и применялся в основном снайперами и разведчиками. Известная нам «березка» имела наименование M1969 и появилась, соответственно, в 1969 году.
В 90-х г. в США были возобновлены работы над пиксельным камуфляжем. Его разработка осуществлялась с помощью компьютеров, подбиравших наиболее оптимальное расположение пикселей. Следом за ними, разработки этого вида камуфляжа начались и России, который в 2008 г. начал поступать на вооружение ее армии.
Принцип действия пиксельного камуфляжа
При взгляде на пиксельный камуфляж, возникает впечатление, что смотришь на сверх всякой меры увеличенную фотографию на компьютере. Он состоит не из ровных линий, а из мелких квадратиков-пикселей различных цветов, усеявших военную форму.
В отличие от стандартного камуфляжа, который призван маскировать все тело целиком, пиксельный камуфляж как бы «разбивает» тело на несколько частей, каждая из которых отдельно сливается с местностью. За счет этого эффекта, существенно улучшается качество маскировки бойца не только в неподвижном положении, но и в движении, когда его силуэт «смазывается» в размытое пятно.
Пиксельный камуфляж – не панацея от всех болезней. Неправильно подобранный цвет разом лишит вас всех преимуществ «пикселя». В нашей полосе наиболее эффективен камуфляж «флора», как лучше всего сливающийся с лесом.
Однако, недостатком этого, казалось бы, сверхэффективного камуфляжа является необходимость точного подбора его расцветки под место боевых действий. Если крупное пятно стандартного камуфляжа, при взгляде на него издалека имеет шансы «встроиться» в окружающую его местность, то цифровой камуфляж будет представлять собой странное размытое пятно, достаточно четко выделяющееся на окружающем фоне.
3 сентября 2015 года на параде в честь 70-летия окончания Второй мировой войны Китай представил миру свою военную технику. Новейшая техника имела особый пиксельный камуфляж, который широко используется в китайской армии. О том, откуда появилась подобная схема окраски, расскажет этот пост.
Узор, который напоминает расцветку блоков компьютерной игры, довольно резко контрастирует с традиционным камуфляжем. К тому же, последний используется военными аж с 19-го века: имитирующая листву и другие природные особенности расцветка зарекомендовала себя очень хорошо.
Смелый мозаичный камуфляж получает все более широкое использование вооруженными силами во всем мире, что кажется, противоречит здравому смыслу; ведь ничто в природе не так жестко по форме. Но это действительно работает — что удивляет даже создателя нового типа камуфляжа, разработавшего концепцию еще сорок лет назад.
В конце 1970-х годов О’Нил предложил армии США, что квадратные блоки цвета будут маскировать бронированные боевые машины лучше, чем полная окраска. Его идея состояла в том, чтобы построить модель, которая будет работать независимо от того, как далеко транспортное средство находится от наблюдателя. Большие модели хорошо работают на больших расстояниях, а мелкие узоры лучше на близком расстоянии. Но узоры, сделанные из маленьких квадратов, или пикселей, могут быть окрашены, чтобы имитировать оба варианта.
Эксперимент превзошел все ожидания, но потребовалось много времени для того, чтобы цифровой камуфляж прижился. Сложной задачей оказалось убедить скептически настроенных военных чиновников. Военные — те еще консерваторы.
Только к началу 80-х годов усилия увенчались успехом. Одним из ведущих дизайнеров современного камуфляжа стал Гай Крамер, генеральный директор HyperStealth Biotechnology Corp.
Еще одна загадка современного дизайна камуфляжа, замеченного во время Парада Победы: некоторые автомобили имеют ярко-синие блоки. Зачем? Некоторые эксперименты с голубыми тонами проводились — на фоне неба, или в заснеженных районах они действительно имеют смысл. Гай считает, что продемонстрированные Китаем бронемашины могут быть амфибиями, что тоже придает смысл подобной окраске.
Цифровой камуфляж сейчас используется в той или иной степени вооруженными силами по всему миру. Но будущее камуфляжа, вероятно, будет еще более сложным. Крамер разрабатывает версию цифрового камуфляжа, который будет активно изменяться как хамелеон. Альфа-версия, уже существующая в реальности, называется SmartCamo. Вероятно, такой камуфляж будет очень дорог и потребует независимого источника энергии — но это все равно дешевле человеческой жизни.
Современные камуфляжи: принципы создания, разновидности, перспективы. Часть 1
Современные камуфляжи: принципы создания, разновидности, перспективы
Часть 1. Общие принципы. Российские камуфляжи
На снабжении практически всех современных армий находится обмундирование, предназначенное для использования непосредственно на поле боя, — полевая форма. У большинства армий мира данная форма имеет камуфлированную окраску. В данном материале приводится обзор основных камуфляжных расцветок, применяемых в настоящее время в различных армиях мира.
Также следует заметить, что в данном материале не рассматриваются темы покроя форменного обмундирования, качественных характеристик ткани и тому подобные вопросы. Предметом рассмотрения выступает исключительно текстурно-цветовая схема, применяемая в камуфляже.
Сразу оговорюсь, что в материале рассматриваются не все, а лишь основные и самые распространенные камуфляжи; также не раскрывается тема камуфляжей 1940-х годов и более ранних камуфляжей (коих существовало довольно много); также не затрагивается тема специальных (например, городских, «охотничьих» или зимних) расцветок, так как охватить весь этот объем в рамках одного материала не представляется возможным в формате статьи.
Камуфляж, или камуфляжная расцветка, служит цели маскировки того объекта, на который она нанесена. Под маскировкой в данном случае понимается снижение контрастной видимости объекта в оптическом диапазоне с целью затруднения идентификации данного объекта.
Для достижения данной цели камуфляж имеет две функции:
1. Деформирующая функция камуфляжа — нарушение целостности восприятия объекта.
2. Имитационная функция камуфляжа — осуществление неотделимости объекта от фона.
Деформирующая функция реализуется в современных камуфляжах в первую очередь за счет разбития силуэта объекта на ряд контрастных цветовых пятен. Имитационная реализуется за счет использования цветовой гаммы, аналогичной той, что характерна для местности, где предполагается использовать камуфляж, а в оптимальном виде — за счет имитации природных объектов (листьев, травы, участков древесной коры, камней и т.д.), характерной для данной местности.
Рис. 1. Иллюстрация действия имитационной функции камуфляжа. Охотничий камуфляж
Рис. 2. Иллюстрация действия деформирующей функции камуфляжа. Камуфляж А-Такс
Сложность создания эффективного камуфляжа состоит в том, что при реализации первой функции оптимальным является использование крупных цветовых пятен (они лучше разбивают силуэт, т.к. не «сливаются» в единый цвет на средних и больших расстояниях), а при реализации второй функции оптимальным является изображение статичных природных объектов в масштабе 1:1, то есть, как правило, мелких листьев, стеблей трав и т.д. Таким образом, создается противоречие, которое различные разработчики решают различными способами. Например, в «охотничьих» типах камуфляжей деформирующая функция полностью принесена в жертву имитационной — обычно «охотничьи» камуфляжи представляют собой полномасштабное изображение тех природных объектов, где предполагается ведение охоты. В российской же «Горке» (ее классическом варианте), напротив, имитационная функция выражена гораздо слабее деформирующей: имитационная заключается только в применении соответствующих цветов, тогда как деформирующая реализована в виде использования больших по площади элементов-накладок.
Несколько слов о цветах камуфляжных схем. Существуют два общих требования к цветам, используемым в создании камуфляжей:
1. Цвет должен соответствовать доминирующему/часто встречающемуся цвету на местности, где предполагается использование камуфляжа.
2. Цвет должен быть «неприятным» для глаза человека, взгляд не должен интуитивно останавливаться на предмете такого цвета.
Именно поэтому в камуфляжных окрасках обычно используются неяркие, блёклые светло-коричневые, умеренные серые и темно-зеленые цвета; в то же время, например, салатовый цвет хоть и распространен в природе, но для использования в камуфляже он подходит слабо ввиду своей яркости. Наиболее часто в камуфляже используются следующие цвета: хаки, оливковый, болотный, темно- и светло-коричневый, серый, черный.
Тем не менее, большинство европейских армий переоделось в мундиры «защитных» оттенков именно во второй половине XIX века и именно с учетом английского опыта. В нескольких странах были проведены исследования с целью определить наиболее подходящий и универсальный маскировочный цвет. Результаты, правда, получились разные: Россия, Англия и Япония одели солдат в хаки, Франция и Австро-Венгрия — в небесно-голубой, а Германия — в темно-серый. В таких мундирах данные страны и принимали участие в Первой мировой.
Тогда же, в ходе Первой мировой, появился и первый пятнистый камуфляж современного типа. Им стал немецкий «оскольчатый камуфляж», названный так из-за ломаных линий, разграничивающих цветовые пятна. Изначально камуфляж этот использовался только на касках, причем это были не тканевые чехлы, а просто краска, наносимая на металл шлема.
Дальнейшее развитие камуфляж получил в ходе Второй мировой войны, причем на этот раз уже в современном виде — как окраска полевой формы одежды. Изначально камуфлированными выпускались только образцы специальной формы, т.е. маскхалаты и плащ-накидки; однако к 1944 г. появились и обычные мундиры камуфлированной расцветки. Наибольшее количество вариантов камуфляжа в годы ВМВ появилось в СССР и Германии, причем в СССР делали упор на использование специальных снайперских плащей и комбинезонов камуфлированной окраски, а в Германии — непосредственно на мундиры военнослужащих (в основном, камуфлированную форму в Германии носили подразделения полевых частей СС).
Основное же развитие камуфляжная расцветка полевой формы получила уже в послевоенные годы, особенно — начиная с 1970-х годов и по настоящее время. Именно современные камуфляжи и станут основным предметом рассмотрения в рамках данной статьи.
Под современными камуфляжами России в рамках данного материала понимаются не только те образцы, которые находятся в производстве и состоят на снабжении в ВС и иных силовых структурах РФ, но и те, которые активно используются военнослужащими и сотрудниками иных силовых органов. Среди этих камуфляжей технически есть камуфляжи, созданные еще в СССР — в рамках данного материала они отнесены к категории «Россия». Камуфляжи иностранной разработки, также активно используемые силовыми структурами России, рассматриваются в разделах, посвященных соответствующим странам.
КЗС/Расцветка-57
Исторически первым современным камуфляжем можно назвать расцветку, имеющую несколько названий, наиболее распространенным из которых является «КЗС». Необходимо заметить, что КЗС расшифровывается как «костюм защитный сетчатый», и представляет собой не название расцветки, а название изделия, окрашенного в данную расцветку. Считается, что официальным названием камуфляжа является «расцветка образца 1957г.», однако данное наименование используется достаточно редко. Иногда данная расцветка неофициально именуется «Березкой», однако такое название не может служить уникальным наименованием, т.к. «Березкой» также неофициально называют другой камуфляж — ВСР-93. Также данная расцветка иногда именуется «пограничным камуфляжем», т.к. долгое время находилась на снабжении исключительно Погранвойск КГБ СССР.
Рис. 3. Расцветка обр. 1957г. (КЗС), вариант «Серебряный лист»
Данная расцветка существует в двух вариантах при сохранении той же текстурной схемы: в одном из вариантов малые пятна имеют серо-серебристый цвет, в другом (именно он состоял на снабжении в погранвойсках) — песочный или хаки. Фоновым цветом обоих вариантов является оливковый, иногда встречаются экземпляры болотного цвета. В любом случае, фон в данной цветовой схеме всегда темнее пятен. Сами пятна имеют «угловатую» структуру, состоящую из множества квадратов.
Необходимо заметить, что данная цветовая схема, хоть и считается некоторыми экспертами «морально устаревшей», достаточно хорошо выполняет обе функции — деформирующую и имитационную.
Рис. 4. Боец в КЗС на местности
«Бутан»
Данный камуфляж разработан в СССР в 1980-х как основной рисунок для полевой формы одежды. Несмотря на выпуск значительного количества изделий из него, особо широкого распространения в войсках не получил, хотя и являлся достаточно эффективным. В настоящее время встречается в ВКС РФ и в ВСУ (на Украине долгое время являлся основным камуфляжем), однако в обоих случаях активно снимается со снабжения, заменяясь другими моделями.
Рис. 5. Камуфляж «Бутан»
Иными названиями данного камуфляжа являются «Дубок» и «Амёба», причем «Амёбой» также называется один из камуфляжей времен ВОВ. Сами цвета могут варьироваться, неизменной остается только схема: светло-зеленый фон, темно-зеленые пятна и светло-коричневые амебообразные пересекающиеся ленты.
В 1990-х годах во многих частях ВС РФ существовала ситуация, когда офицеры носили «Бутан», а рядовой и сержантский состав — ВСР-93, поэтому в 1990-х данный камуфляж иногда именовали «офицерским».
ВСР-93
Разработан в начале 1990-х, принят на снабжение в 1993 г., заменил повсеместно распространенную «афганку» цвета хаки. При создании данного камуфляжа учтен опыт камуфляжей времен ВМВ, в частности, ряда немецких камуфляжей.
Весьма часто неофициально именуется «Березка», так же, как и КЗС. Считалось, что полуофициальным названием ВСР-93 является «Барвиха», однако в официальных документах данное наименование не встречается. Также иногда именуется «Арбуз» (или «Вертикальный арбуз»), однако «Арбуз» применяется также к ВСР-98.
По отзывам носящих форму данной расцветки, в ней «очень хорошо лежать», т.к. продольные пятна весьма эффективно имитируют травяную растительность. Тем не менее, камуфляж, по отзывам экспертов, имеет слишком узкоспециализированную «заточку», не является универсальным и применимым к любой местности. Помимо этого, существует информация, что данный тип расцветки «создавал неприглядный вид военнослужащих на парадах», поэтому в 1998 г. изделия данной расцветки были сняты со снабжения.
ВСР-98 «Флора»
Принят на снабжение ВС РФ в качестве основного в 1998 году, пришел на замену ВСР-93. При разработке данного камуфляжа были учтены результаты исследования динамической эффективности камуфляжа, то есть свойства камуфляжа не терять своих функций при движении объекта. В соответствии с проведенным исследованием, горизонтальные полосы способствуют сохранению маскировочных функций при движении объекта, тогда как вертикальные, напротив, демаскируют при движении.
В отличие от предыдущих камуфляжей, ВСР-98 имеет не только цифровой код, но и официальное название — «Флора», однако неофициально он, как и ВСР-93, назывался в армейской среде «Арбуз» или «Горизонтальный арбуз».
Существует цветовая схема «Флоры», при которой фон является не светло-зеленым, а темно-желтым, песочным или хаки. Такие цветовые схемы были популярны в войсках СКФО, где трава выгорает уже в июне и, соответственно, всё лето сохраняет желтоватый оттенок. Официально «Флора» снята со снабжения в 2009 (по другим данным, в 2011) году, уступив место более современной цветовой схеме.
ЕМР/ЗДУ/Руспат/Русская цифра/Русский пиксель
Данный камуфляж появился в 2008 году (принят на снабжение годом позже), после принятия принципиального решения о смене «Флоры». Изначально предполагалось, что, раз «Флора» примерно соответствует американскому «Вудланду», который в ВС США активно меняется на «цифровые» камуфляжи (см. ниже), то и ВС РФ должны не отставать от данного процесса. На создание ЕМР активное влияние оказал немецкий камуфляж «Флектарн», разработчикам которого удалось «совместить несовместимое»: мелкие пятна, выполняющие имитационную функцию, в этой цветовой схеме скомбинированы так, что составляют группы крупных пятен, выполняющих деформирующую функцию. По тому же пути пошли и разработчики ЕМР, учтя при этом результаты исследований, показавших эффективность крайне небольших («пиксельных») пятен как составляющих элементов текстурного рисунка (см. производные от «Марпата»). В результате появился «ЕМР».
Рис. 8. ЕМР в двух цветовых исполнениях
«Подлесок»
Создан в начале 1990-х годов в питерском НПО «Спецматериалы» как альтернатива ВСР-93 для принятия на снабжение МВД. При его создании соблюдены те же принципы, что и в ВСР-93, однако вертикальные полосы сделаны более угловатыми, коричневый цвет заменен на черный, а основа сделана светлее, чем в ВСР-93. При создании «Подлеска» учитывалось, что вертикальные полосы визуально увеличивают рост человека в таком камуфляже, что является актуальным для МВД, т.к. сотрудник в подобной форме оказывает дополнительное психологическое воздействие на задерживаемых.
Официально состоял на снабжении МВД, активно применялся различными подразделениями СпН.
«Растровый подлесок»/»Растр»
Создан всё в том же НПО «Спецматериалы». Представляет собой первый в практике создания камуфляжных расцветок «двухчастотный» камуфляж. Дело в том, что оригинальный «Подлесок» обладал неплохим имитационным, но достаточно слабым деформирующим действием, а оттого при создании его усовершенствованной версии («Растра») на оригинальный «Подлесок» как бы наложили особым образом перекрученную ячеистую сеть коричневого цвета — получился «двойной камуфляж» или «камуфляж на камуфляже».
Рис.10. «Растровый подлесок»
В итоге оригинальный рисунок «Подлеска» воспринимается глазом как бы на одной частоте, а наложенная «растровая» сеть — на другой, что способствует невозможности интуитивного восприятия человека в таком камуфляже как целостного объекта. Существует даже расхожий слух, что если просто идти по улице в «Растре», то не будешь привлекать ничьего внимания — взгляд прохожих будет просто скользить мимо. Данную находку специалистов «Спецматериалов» впоследствии использовали американцы при создании серии камуфляжей «Криптек», но об этом ниже.
Другое название «Растра» — «Фазан», но оно используется для продукции, выпущенной в данной расцветке не непосредственно НПО «Спецматериалы», а другими производителями. Растровый камуфляж также официально состоит на снабжении МВД. По непонятной причине, однако, широкого распространения не получил.
«Тигр» / «Камыш»
Строго говоря, данный камуфляж, хоть и производится в РФ в промышленных масштабах различными компаниями и, более того, широко используется в различных силовых структурах, не является российской разработкой — это скорее «адаптация» существующего зарубежного камуфляжа (изначально — малазийского коммерческого Tiger Stripe) к российским условиям.
Рис. 11. Камуфляж «Тигр» одного из российских вариантов
Цветовая схема, традиционно для российских камуфляжей, может меняться превращением светло-зеленой основы в песочную или хаки.
Если «Тигр» являлся результатом сознательной переделки имеющегося зарубежного аналога, то «Камыш» появился благодаря случайности, когда производитель по ошибке пошил форму так, что полосы «Тигра» оказались вертикально расположенными. Тем не менее, и классического «Тигра» зачастую именуют «Камышом».
Официально никогда не находился на снабжении, неофициально — используется всеми силовыми структурами, хотя сейчас его популярность падает в связи с появлением более эффективных расцветок.
«Партизан»
Коммерческий камуфляж, официально не состоящий нигде на снабжении. Неофициально же весьма популярен, особенно в СКФО, где его желто-коричневые деформирующие полосы очень актуальны на фоне выжженной большую часть теплого сезона травы. Создан под влиянием немецких камуфляжей времен ВМВ (почти в точности копирует один из них), именно поэтому и называется «Партизан» — ибо, насколько нам известно, изначально его создатели, особо не «заморачиваясь» с придумыванием названия, планировали назвать его «камуфляж СС».
Рис. 12. Камуфляж «Партизан»
В европейской части России данный камуфляж очень эффективен в августе-сентябре. В остальное время обладает отменной деформирующей, но спорной имитационной функцией.
«Излом» / «Скол»
Еще один коммерческий камуфляж, неофициально на снабжении не состоящий, но весьма активно использующийся в различных силовых структурах. Известно, что ряд частей (не подразделений, а именно частей) СпН, как армейских, так и ВВ, предпочитает форму именно данной расцветки.
Рис.13. Камуфляж «Излом»
При создании «Излома» использовался, как и в случае ЕМР, опыт «Флектарна». Интересно, что «Излом» имеет столь специфичное расположение и цветовую комбинацию пятен, что создают иллюзию трехмерности гладкой ткани, и, соответственно, обладает весьма неплохим деформационным эффектом. В отличие от большинства российских камуфляжей, «Излом» не допускает использования иных, кроме оригинальных, цветов.
Как и в отношении «Партизана», считается, что данный камуфляж эффективен в основном в августе и сентябре.
Сурпат
Разработан российской компанией «Survival Corps» по заказу сотрудников подразделений СпН. Представляет собой адаптацию американской «паттерной» схемы под российские условия.
В отличие от оригинала (американских «паттерных» камуфляжей) Сурпат в качестве основы использует светло-серый цвет; изменено расположение пятен; коричневый и зеленый цвета максимально приближены к цветовой схеме, характерной для российского ландшафта. Несмотря на это, отличается значительной универсальностью относительно местности — проведенные самой Survival Corps испытания показали работоспособность Сурпата практически в любой природной зоне.
Официальной информации о применении Сурпата в каких-либо подразделениях ВС и МВД РФ нет, однако иногда на документальных материалах можно увидеть военнослужащих в данном камуфляже.
Спектр
Очередная адаптация «паттернов» под российские условия. Обладает несколько меньшей универсальностью по сравнению с Сурпатом, однако, в сравнении с ним же, несколько лучшим имитационным действием в условиях лесного ландшафта.
Существует также в варианте «Спектр-СКФО», где цветовая гамма скорректирована в сторону «желтизны». В отличие от Сурпата, широко выпускается несколькими производителями. Интересно, что именно «Спектр» применялся лично И. Стрелковым и его подразделением.
Сумрак
Изначально создавался как охотничий, исключительно коммерческий камуфляж. Как и большинство охотничьих камуфляжей, предназначался под весьма узкие условия: каменистая поверхность с порослями мха, утреннее и вечернее время суток. Однако неожиданно оказалось, что данный камуфляж весьма неплохо себя показывает в гораздо большем спектре условий, нежели те, под которые он создавался, отчего он приобрел весьма широкое распространение.
Официально на снабжении нигде не состоит, однако неофициально применяется некоторыми подразделениями и отдельными сотрудниками. Российскими компаниями выпускается также широкий спектр камуфляжей западной разработки, однако они будут рассмотрены в разделах тех стран, где были созданы.
Следующая часть материала будет посвящена рассмотрению камуфляжей англосаксонских стран.