что такое петров вал
Петров Вал
Смотреть что такое «Петров Вал» в других словарях:
ПЕТРОВ ВАЛ — город (с 1988) в Российской Федерации, Волгоградская обл., на левом берегу р. Иловля. Железнодорожный узел. 14,2 тыс. жителей (1993). Предприятия железнодорожного транспорта … Большой Энциклопедический словарь
петров вал — сущ., кол во синонимов: 1 • город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Петров Вал — Город Петров Вал Страна РоссияРоссия Субъект фед … Википедия
Петров Вал — город, Волгоградская обл. В 1698 г. на месте волока между реками Иловля (лп Дона) и Камышинка (пп Волги) по распоряжению Петра I началось сооружение Волго Донского канала. Строительство вскоре было заброшено, но сохранившиеся от него выемки и… … Топонимический словарь
Петров Вал — город (с 1988) в России, Волгоградская область, на левом берегу р. Иловля. Железнодорожный узел 15,1 тыс. жителей (1998). Предприятия железнодорожного транспорта. * * * ПЕТРОВ ВАЛ ПЕТРОВ ВАЛ, город (с 1988) в Российской Федерации, Волгоградская… … Энциклопедический словарь
Петров Вал — посёлок городского типа в Камышинском районе Волгоградской области РСФСР. Расположен на левом берегу р. Иловля (приток Дона). Узел ж. д. линий на Саратов, Балашов, Волгоград, Камышин. 12,8 тыс. жителей (1973). Предприятия ж. д. транспорта … Большая советская энциклопедия
Петров Вал — В Камышинском районе Волгоградской области, в 185 км к северу от Волгограда. Расположен на левом берегу р. Иловля (приток Дона). Узел железнодорожных линий (на Саратов, Балашов, Волгоград, Камышин). Население 14,2 тыс. человек (1992; 13,3 … Города России
Петров Вал — 403840, Волгоградской, Камышинского … Населённые пункты и индексы России
Петров Вал — Петров Вал, город в Камышинском районе Волгоградской области, в 185 км к северу от Волгограда. Расположен на левом берегу р. Иловля (приток Дона). Узел железнодорожных линий. Население 14,9 тыс. человек (1996).Город с 1988. Предприятия… … Словарь «География России»
Петров Вал (станция) — Станция Петров Вал Саратовское направление; Петров Вал Балашов Пассажирский; Петров Вал Камышин I Приволжская железная дорога … Википедия
Петров Вал
Смотреть что такое «Петров Вал» в других словарях:
Петров Вал — город, Волгоградская обл. В 1698 г. на месте волока между реками Иловля (лп Дона) и Камышинка (пп Волги) по распоряжению Петра I началось сооружение Волго Донского канала. Строительство вскоре было заброшено, но сохранившиеся от него выемки и… … Географическая энциклопедия
ПЕТРОВ ВАЛ — город (с 1988) в Российской Федерации, Волгоградская обл., на левом берегу р. Иловля. Железнодорожный узел. 14,2 тыс. жителей (1993). Предприятия железнодорожного транспорта … Большой Энциклопедический словарь
петров вал — сущ., кол во синонимов: 1 • город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Петров Вал — Город Петров Вал Страна РоссияРоссия Субъект фед … Википедия
Петров Вал — город, Волгоградская обл. В 1698 г. на месте волока между реками Иловля (лп Дона) и Камышинка (пп Волги) по распоряжению Петра I началось сооружение Волго Донского канала. Строительство вскоре было заброшено, но сохранившиеся от него выемки и… … Топонимический словарь
Петров Вал — город (с 1988) в России, Волгоградская область, на левом берегу р. Иловля. Железнодорожный узел 15,1 тыс. жителей (1998). Предприятия железнодорожного транспорта. * * * ПЕТРОВ ВАЛ ПЕТРОВ ВАЛ, город (с 1988) в Российской Федерации, Волгоградская… … Энциклопедический словарь
Петров Вал — В Камышинском районе Волгоградской области, в 185 км к северу от Волгограда. Расположен на левом берегу р. Иловля (приток Дона). Узел железнодорожных линий (на Саратов, Балашов, Волгоград, Камышин). Население 14,2 тыс. человек (1992; 13,3 … Города России
Петров Вал — 403840, Волгоградской, Камышинского … Населённые пункты и индексы России
Петров Вал — Петров Вал, город в Камышинском районе Волгоградской области, в 185 км к северу от Волгограда. Расположен на левом берегу р. Иловля (приток Дона). Узел железнодорожных линий. Население 14,9 тыс. человек (1996).Город с 1988. Предприятия… … Словарь «География России»
Петров Вал (станция) — Станция Петров Вал Саратовское направление; Петров Вал Балашов Пассажирский; Петров Вал Камышин I Приволжская железная дорога … Википедия
Проект «Мой город Петров Вал»
Виктория Викторовна Суворова
Проект «Мой город Петров Вал»
Цель проекта:
Познакомить детей с историей рождения родного города Петров Вала.
Задачи проекта:
Изучить историческое прошлое родного города: место и названия.
Формировать базовые эмоции и интерес.
Воспитать любовь к родному городу.
Я живу в крошечный городке Петров Вал, расположенный в Камышинском районе Волгоградской области. Мой городок дважды связан с именем царя Петра Алексеевича. Это при том, что в более менее организованный населенный пункт городок превратился в 1942году, ну а собственно городом стал совсем недавно, в 1988 году. Тут надо рассказать две истории. Вот слушайте.
История 1. Имя.
Собственно, что такое Петров Вал, кроме того, что это крошечный город. Дело было так. В 1717 году был предпринят грандиозный по своим масштабам набег крымских татар на Нижнее Поволжье. Им удалось разграбить Царицын, Саратов и другие южные города. Вот тогда, было принято решение Петром 1 о создании сторожевой укрепленной линии между Волгой и. Доном. Между Царицыном и Паньшино была построена такая линия в 60 км. Возведение крупного земляного Вала было начато в 1718, и через два года вся южная граница России была очерчена фортификационным сооружением, состоящим из глубокого рва и вала высотой 12 метров. Сторожевой вал имел деревянные палисады, 23 форпоста и пять земляных крепостей. Для несения сторожевой службы на царицынскую укрепленную линию были поставлены регулярные войска и донское казачество. Остатки этой линии в виде земляного вала до сих пор хорошо видны и выглядят вот так.
И называются повсеместно Петров Вал. Именно так и назвали город.
На cтарой карте Европы есть сторожевая оборонительная линия и небольшая крепость обозначеная как Pere volok»!
История 2. Место.
Собираясь в поход против турок летом 1695 года, русские войска вынуждены были проделать очень нелегкий путь- совершили сухопутный переход до села Паньшино (ныне Иловлинский район, откуда по Дону добрались до Азова.
Анализируя затраты времени и ресурсов, Пётр I изучал карту перехода. И в его голове возникла мысль соединить Волгу с Доном каналом между притоками этих рек – Камышинкой и Иловлей, для чего следовало соорудить систему шлюзов. Соединились бы Каспийское и Чёрное море. В связи с длительными военными действиями с Турцией каналу придавалось большое военно-хозяйственное значение.
Срочно был составлен проект канала, и в 1696 году, после обсуждения плана в Французской Академии наук, строительство канала началось. Руководителем проекта, как мы бы сейчас сказали, был назначен Астраханский генерал- губернатор князь Б. Н. Голицын, а его помощником «по шлюзному и перекопному делу на Камышинке» был назначен инженер Брекель. В 1698 году была вырыта часть канала и построен один шлюз. Однако, что-то там Брекель не доработал, не додумал и вода из закрытого шлюза и камеры, размыв основание вышла. Пока Галицын, по неспешной русской привычке соображал, как он будет отчитываться перед царем- заказчиком, Брекель по немецкой привычке быстро спасться, спешно и почти тайно, в отсутствие Петра выехал за границу, предварительно направив Петру I письмо, в котором обвинил во всем Голицына, который якобы недоброжелательно относился к делу, тормозил работы на канале и так далее. В то время, как он, Брекель не щадя своего живота и инженерного гения, буквально … Но и так понятно, что обычно, и до сей поры пишут подрядчики недовольному заказчику.
На смену Брекелю, в 1698 году пришёл английский инженер Джон Пери и начал с того, что признал предыдущее направление абсолютно неверным, Брекеля объявил неучем и шарлатаном, составил новый проект и в 1699 году приступил к строительству. Этим объясняется наличие остатков двух каналов.
Работы продолжались с перерывами до 1704 года. Однако, то ли Петр утратил интерес к строительству канала, потому что к этому времени Россия вела войну уже в совершенно другом направлении, а именно со Швецией, то ли слишком дорогим оказалась вся эта затея, но строительство канала было прекращено.
История канала на этом не заканчивается. В 1768 году в Академии наук о проекте канала вспомнили и направили обследовать реки Камышинку и Иловлю профессора Г. М. Ловица и адъюнка (впоследствии академика) П. Б. Иноходцева. Работы по нивелированию на Камышинке продолжались с перерывами до лета 1774 года и пркратились после ссмерти Г. М. Ливеца 8 августа 1774 года.
И это еще не все. Н. М. Карамзин считал, что первоначальные работы по сооружению канала следует относить к 1569 году, когда, турецкий султан Селим II, появился в этих местах для того, что бы выполнить замысел своего отца Сулеймана Великого. Сооружением такого канала можно было действительно закрепить владычество Крымской орды на Каспийском и Азовском морях. Турки даже начали работы, но через месяц их прогнали. Если так, то получается что идея судоходного канала, соединяющего Волгу и Дон, появилась в середине 16 века, а реализовать её удалось в другом месте только через 400 лет.
«Рождение города»
После в документах войны появится лаконичная запись:
«В августе 1942 года был сдан в эксплуатацию построенный за 100 дней южный участок железной дороги Камышин – Сталинград»
Отгремели последние залпы, закончилась война, А Петров Вал (сплошь подземный) так и остался важным железнодорожным узлом, через который проходили поезда со строительными материалами, оборудованием. Ему в ближайшее десятилетие предстояло выйти из-под земли и стать наземным рабочим посёлком железнодорожников. Самым первым кирпичным домом, построенным после войны, стало здание управления депо, сохранившееся до сих пор. Когда на станцию стали приезжать с детьми молодые матери-одиночки, потерявшие на фронте мужей, появилась необходимость в детском учреждении. Так 1949 году были сформированы первые детские ясли. Возводилось жильё для рабочих. К 1950 году в поселке было уже 500 индивидуальных домов, школа-семилетка, пять магазинов.
Я очень люблю свой город!
Проект «Город фарфористов» Проект «Город фарфористов» Тип проекта: познавательный. Вид проекта: групповой. Предмет исследования: фарфоровый завод. Продолжительность.
Проект «Мой дивный город» Наталья Тишкина Проект «Мой дивный город» АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ПРОЕКТА В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма:.
Проект «Город Трудославль» Проект «Город Трудославль» Все профессии прекрасны. Все профессии важны. Знаем мы, что наши руки Будут Родине нужны! Актуальность. Труд.
Проект «Мой дивный город» АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ПРОЕКТА В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность.
Сценарий мероприятия «Летопись истории по памятникам ВОВ в г. Петров Вал» Задачи: • Познакомить детей с летописью родного города, памятниками погибшим героям войны. • Воспитывать бережное отношение к народной.
Петров Вал: вокзал, зеки и Волжская рокада
Рельсы для рокады доставлялись через всю страну со скоростью воинских эшелонов – со стройучастка довоенной Байкало-Амурской магистрали. Демонтируется 180 км ветка до Тынды, а также ветка Известковая – Ургал. Но, поскольку рельсов хватило только до Петрова Вала, ГКО поручил Наркомвнешторгу А.И. Микояну импортировать для ведения строительства 1200 км рельсов с креплениями из США.
С разобранным БАМом перебросили его строителей – заключённых. Всего возникли два больших трудовых лагеря: Сталинградский – с дислокацией в с. Ольховка, и Саратовский в с. Умет, объединённые с 11 сентября 1942 года в единый Приволжский ИТЛ строгого режима действовавший до декабря 1944 года. Начальником учреждения был Ф.А. Гвоздевский, его заместителем капитан ГБ М.В. Филимонов. Для размещения спецконтингентов использовались пустые сёла выселенных немцев Поволжья. Свободные от населения сельские поселения были результатом выполнения секретного постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 26 августа 1941 года «О переселении немцев из Республики немцев Поволжья, Саратовской и Сталинградской областей». Этим постановлением было определено переселить всех немцев – всего 479 841 человек, из перечисленных регионов в Красноярский и Алтайский края, а также в Омскую и Новосибирскую области и Казахскую ССР. Переселению подлежали без исключения все немцы, как жители городов, так и сельских местностей, в том числе члены ВКП(б) и комсомола.
Руководство переселением возлагалось на НКВД СССР. Сроки были установлены с 3 сентября по 20 сентября 1941 года. 27 августа был подписан приказ НКВД, регламентирующий проведение операции. И только 28 августа принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О выселении немцев из районов Поволжья», который придавал законность операции. Указ был опубликован 30 августа 1941 года в республиканских газетах. Немцы были потрясены тем, что им предъявлены такие тяжелые обвинения, как присутствие среди немецкого населения Поволжья десятков диверсантов и шпионов. Всего к 20 сентября было отправлено из АССР немцев Поволжья по железной дороге 438 280 человек, водным транспортом 8200, а всего 446 480 человек. Было выселено все немецкое население. В разгар уборочной пришлось отвлекать транспорт, рабочую силу, войска НКВД и милицию. Урожай 1941 года выдался хороший, но его судьба была решена. На корню осталось 420 000 гектаров зерновых.
Основной контингент переселенцев были колхозники и около 20% городское население. В вагонах не было спальных мест, туалетов, медперсонала. Тысячи людей заболели в дороге, сотни погибли от болезней, антисанитарии и голода.
Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 ноября 1942 года начинается формирование трудовой армии, в состав которой в первую очередь мобилизовывались немцы-мужчины. Первая мобилизация началась с 10 января 1942 года, подлежали призыву на все время войны мужчины в возрасте от 17 до 50 лет. С сентября 1942 года в трудармии мобилизовались и женщины-немки в возрасте от 16 до 45 лет. Исключение составляли беременные женщины и имевшие детей до 3-х лет.
Из действующей армии были отозваны и отправлены на спецпоселение 64 644 немцев, они направлялись работать на лесозаготовки и карьеры, строительство крупных предприятий, дорог, нефтепроводов, прокладки мостов через реки. Для их размещения создавались лагеря НКВД, в которых была высокая смертность трудармейцев. Вскоре такая учесть постигла и калмыков, ингушей, чеченцев, крымских татар, курдов и других народов СССР.
По состоянию на 1 октября 1942 года в лагерях находились 33 520 заключённых, на 1 января 1943 года – 27 402 человека, из них 3080 женщин и 5193 осуждённых по 58-й статье. Кроме того, с 11 июля 1942 г. с целью форсирования строительства по приказу заместителя наркома внутренних дел, комиссара госбезопасности 3-го ранга В.Н. Меркулова был развернут Камышинский проверочно-фильтрационный лагерь на 2200 человек для военнослужащих Красной Армии побывавших в плену или вышедших из окружения. Всего на строительстве было задействовано 65 000 человек, включая уже отбывших срок наказания, но по директиве НКВД №185 от 29 апреля 1942 года оставленных на работах по вольному найму в лагерях и колониях до окончания войны (по наградным документам они проходят, как «бойцы строительных батальонов»).
Подконвойные строители получали ежедневно паек в зависимости от выполнения нормы выработки от 400 (менее 50% нормы) до 800 (125% и выше) граммов хлеба, 10 г. подболточной муки, 400 г. картофеля и овощей, 60 г. рыбы, 20 мяса, 12 жиров и 10 г. сахара. За перевыполняющих нормы на 100% и более норма выдачи пайка увеличивалась на 25-30%. Заключённые строители шли на работу под усиленным конвоем, бригадами по 50 человек в каждой. Рабочий день определялся лишь временем выполнения поставленной начальником задачи и фактически не нормировался.
Немецко-фашистские войска рвались к Волге, Кавказу, подошли к большой излучине Дона. ГКО резко сократил сроки ввода дороги в действие – к 1 октября. И уже 6 июля предписано обеспечить ввод линии Иловля – Петров Вал ещё на месяц раньше, а когда бои начались на территории области, было приказано открыть движение в августе 1942 года. К середине июля путь укладывали одновременно восемь колонн, за сутки в строй входило восемь километров пути. В блиндажах и капонирах размещались станции, разъезды, склады с горючим для локомотивов. Начиная с 22 июля, строители работали под непрерывными атаками вражеской авиации, затрачивая много сил на восстановление уже построенных участков и неся при этом большие потери. Заключённым не позволяли искать укрытий, они просто под прицелом автоматов ложились на землю. После захвата противником правого берега Дона в районе Клетской начались артиллерийские обстрелы района станции Иловля. Кроме того, над строительными участками с немецких самолётов сбрасывались листовки с обращением к осуждённым не выполнять требования начальников, организовывать вооружённые восстания. Часть заключенных, враждебно настроенных к Советской власти поддалась этим призывам.
2 октября 1942 года начальник оперативного отдела ГУЛАГа майор госбезопасности Порш послал заместителю наркома внутренних дел, комиссару госбезопасности С.Н. Круглову рапорт о тревожном положении в Приволжском лагере. Круглов в тот же день предписал старшему лейтенанту Никифору Ивановичу Балацкому выехать в штаб Приволжского лагеря «для оказания практической помощи и проверки агентурно-оперативной и следственной работы». Дело в том, что оперативно-чекистский отдел лагеря не в должной мере уделял внимание к вопросам предупреждения побегов и слабо вел агентурную разработку контрреволюционных элементов не только среди спецконтингента, но и среди вольнонаёмных. В рапорте начальнику Сталинградского областного управления НКВД Прошину Балацкий обосновал предпринятые им крайние меры критической оперативной обстановкой: «…в общем потоке эвакуированного населения группами бежали заключенные, дезертировали стройбатовцы со строительства и бойцы Красной Армии с фронта. В то же время наиболее враждебный элемент в лагерях готовился к организованным вооруженным выступлениям против Советской власти. В этом хаосе нелегко было навести порядок, однако, мобилизовав аппараты оперативно-чекистских отделов и военизированную охрану лагерей, мы с поставленной задачей справились».
Но не только страхом перед расстрелами можно объяснить активность строителей железной дороги. Нельзя сбрасывать со счетов фактор героического труда многих заключённых, осознание ими своего долга перед висящей на волоске судьбой Родины. Большое внимание трудовым достижениям уделяла многотиражная газета «Сталинская магистраль» (начальник политотдела В.Е. Перегудов, майор ГБ). В лагерях было организовано стахановское движение. Один из героев боец 4-го батальона А.Е. Бизюк работая на отсыпке насыпи, под лозунгом открытия лицевых счетов помощи Сталинградскому фронту, давал по две-три нормы выработки в день, а таких примеров были сотни.
Отмечая значение построенной магистрали для достижения перелома в Сталинградском сражении, приведём ряд фактов, характеризующих её работу. По участку Иловля – Петров Вал за август-сентябрь 1942 года удалось продвинуть на север свыше 200 эшелонов в составе 23 000 вагонов и 480 паровозов. На юг для Донского фронта по новой линии было пропущено 154 гружёных состава. Число поездов на участке доходило до 80 в сутки, а количество вагонов в отдельных составах достигало 125 единиц. Было замкнуто железнодорожное кольцо: Поворино – Арчеда – Иловля – Петров Вал – Камышин – Балашов – Поворино. Благодаря применению кольцевой езды удалось увеличить пропускную способность этой железной дороги с 16 до 22 пар поездов в сутки. Железнодорожники Волжской рокады переброской крупных армейских резервов и техники обеспечили успех операции «Уран» на окружение и уничтожение 6-й немецкой армии Паулюса, а также отражение деблокирующего удара Э.Ф. Манштейна.
Перрон.
Ничего сейчас не напоминает здесь о строителях этой железной дороги.
ПЕТРОВ ВАЛ
Смотреть что такое «ПЕТРОВ ВАЛ» в других словарях:
Петров Вал — город, Волгоградская обл. В 1698 г. на месте волока между реками Иловля (лп Дона) и Камышинка (пп Волги) по распоряжению Петра I началось сооружение Волго Донского канала. Строительство вскоре было заброшено, но сохранившиеся от него выемки и… … Географическая энциклопедия
петров вал — сущ., кол во синонимов: 1 • город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Петров Вал — Город Петров Вал Страна РоссияРоссия Субъект фед … Википедия
Петров Вал — город, Волгоградская обл. В 1698 г. на месте волока между реками Иловля (лп Дона) и Камышинка (пп Волги) по распоряжению Петра I началось сооружение Волго Донского канала. Строительство вскоре было заброшено, но сохранившиеся от него выемки и… … Топонимический словарь
Петров Вал — город (с 1988) в России, Волгоградская область, на левом берегу р. Иловля. Железнодорожный узел 15,1 тыс. жителей (1998). Предприятия железнодорожного транспорта. * * * ПЕТРОВ ВАЛ ПЕТРОВ ВАЛ, город (с 1988) в Российской Федерации, Волгоградская… … Энциклопедический словарь
Петров Вал — посёлок городского типа в Камышинском районе Волгоградской области РСФСР. Расположен на левом берегу р. Иловля (приток Дона). Узел ж. д. линий на Саратов, Балашов, Волгоград, Камышин. 12,8 тыс. жителей (1973). Предприятия ж. д. транспорта … Большая советская энциклопедия
Петров Вал — В Камышинском районе Волгоградской области, в 185 км к северу от Волгограда. Расположен на левом берегу р. Иловля (приток Дона). Узел железнодорожных линий (на Саратов, Балашов, Волгоград, Камышин). Население 14,2 тыс. человек (1992; 13,3 … Города России
Петров Вал — 403840, Волгоградской, Камышинского … Населённые пункты и индексы России
Петров Вал — Петров Вал, город в Камышинском районе Волгоградской области, в 185 км к северу от Волгограда. Расположен на левом берегу р. Иловля (приток Дона). Узел железнодорожных линий. Население 14,9 тыс. человек (1996).Город с 1988. Предприятия… … Словарь «География России»
Петров Вал (станция) — Станция Петров Вал Саратовское направление; Петров Вал Балашов Пассажирский; Петров Вал Камышин I Приволжская железная дорога … Википедия