что такое петипа в балете
Дуэлянт, трудяга, гений Он приехал в Россию и сделал русский балет великим
«Окончательно исчез наш прекрасный балет, — писала «Северная пчела» в январе 1847 года. — Материально он еще существует. Есть прелестные танцовщицы, искусные танцоры, удивительный кордебалет, есть ежедневно распускающийся рассадник самых редких дарований; нет только в публике охоты смотреть на них. Единственным средством к возбуждению этой охоты было бы, может быть, сочинение новых, занимательных балетов, но для этого нужен новый Дидло, новый Прометей, новый гениальный хореограф, а теперь такого, кажется, нет во всей Европе».
До прибытия Мариуса Петипа в Петербург оставалось полгода.
Он еще только собирался в Россию. 28 лет, в долгах как в шелках, плюс проблемы с испанской и французской полицией. Работая до того в Мадриде и давая частные уроки танцев в одном благородном семействе, он закрутил роман с юной девицей; за матерью той девицы ухаживал французский посольский чиновник, быстро решивший, что Петипа посягает именно на его сокровище. Дуэль на пистолетах, раздробленная челюсть противника — и необходимость быстро убираться из Мадрида.
Вся предыдущая жизнь Петипа была жизнью бродячего человека театра: он, можно сказать, родился в кулисах. Отец — танцовщик, мать — актриса; старший брат стал танцовщиком, сестра актрисой. На свет Мариус Петипа появился в Марселе, затем семейство переехало в Брюссель, где наш герой впервые вышел на сцену (ему было пять лет). Никакого академического образования — Мариуса учил отец, и правильной постановке рук способствовали удары скрипичным смычком (в давние времена балетный класс шел под скрипку, а не под фортепиано). Смычки периодически ломались, мальчишка злился и заявлял, что не хочет заниматься танцами, ибо не мужское это занятие. Но тут вступала мать — она уговаривала ребенка терпеть и работать, и ребенок ее слушался. Семья кочевала: из Брюсселя в Антверпен, оттуда в Бордо. Когда Мариусу исполнилось девятнадцать, он получил собственный контракт в Нанте. Там он дебютировал как хореограф (получая 10 франков авторских за каждый спектакль), затем вернулся в Бордо уже как премьер, потом уехал в Испанию, где имел большой успех. И вот из Испании пришлось убегать как можно быстрее, пересекая границу под вымышленным именем. Контракт танцовщика, предложенный ему директором Императорских театров Гедеоновым (Дирекция постоянно искала таланты за рубежом), был как нельзя кстати. Петипа приехал в Россию. Бродячая жизнь закончилась. Следующие шестьдесят с лишним лет он будет принадлежать Петербургу.
Дебютировав в сентябре 1847 года сразу как танцовщик и как постановщик в «Пахите» (на спектакле был Николай I, одаривший нового артиста своего театра перстнем с восемнадцатью бриллиантами), Петипа работал чрезвычайно много. Он поставил в России более ста балетов — и вообще-то именно он создал тот «большой стиль», ту «большую классику», что ныне считается фундаментом русского классического балета.
«Лебединое озеро» первым поставил не он — мировая премьера была в Москве в 1877 году, спектакль выпускал хореограф Вацлав Рейзингер, и балет успеха не имел. То «Лебединое озеро», что сейчас известно всему свету, появилось лишь в 1895 году — и сделал его Петипа вместе со Львом Ивановым. Последний ставил сцены с белыми лебедями, Петипа — всю историю с лебедью черной. Зато «Спящая красавица» (премьера в 1890-м) принадлежала ему с первого такта. Он расписывал Чайковскому, сколько минут музыки нужно для того или другого танца, и гениальный композитор послушно работал по этой схеме. «Раймонда» (1898) предсказала поворот балета к мирискусническим красотам; менее всего известная широкой публике из «мировых балетов» и самая захватывающая сюжетно «Баядерка» (1878) поражает воображение контрастом буйных красок Индии и строгостью прозрачных привидений в акте «Теней». Шестьдесят лет работы Петипа — это эволюция балетной техники, фантастическое мастерство построения больших сцен (он мог и двести человек на сцену выпустить — и всем работа находилась), бешено работающая фантазия и прекрасное понимание того, что есть балетный человек. Он любил своих балерин и периодически разрешал им в своих балетах менять па на те, что они считали более выгодными для себя. Он сочинял балеты так, чтобы они были не только красивы, но и удобны для исполнения.
За долгую жизнь ему пришлось работать с разными начальниками (директорами Императорских театров), начиная с Александра Гедеонова, который в середине XIX века поразил его своей щедростью. Когда нищий Петипа в конце сезона прибыл в Петербург, ему выдали немалый аванс и четыре месяца платили зарплату просто так, пока не открылся сезон; хореограф все вспоминал, как в Нанте ему даже больничный со сломанной ногой пришлось выторговывать хитростью. И завершал свою работу Петипа с Владимиром Теляковским, который в начале ХХ века считал, что Петипа устарел и чем скорее удастся сдвинуть его в отставку, тем лучше. Своего добился, старик ушел в отставку, уехал в Гурзуф и там доживал последние годы. Большого прогресса в подведомственном двору балете после этого не случилось. Петипа яростно ревновал к поднимающейся славе Александра Горского (дирекция командировала того в Москву переносить балеты Петипа в Большой, а молодой хореограф не перенес, но основательно переделал «Дон Кихота» — и переделал так эффектно, что после и в Мариинском театре взяли его редакцию; подлинного спектакля Петипа не сохранилось, сейчас его пробуют восстанавливать балетмейстеры-реставраторы).
Он знал силу печатного слова; он придумывал о себе легенды; он вполне понимал, что такое театральная интрига, и мог ее ловко провернуть. Обе его жены — Мария Суровщикова и, после смерти первой, Любовь Савицкая — были танцовщицами; все его дети пошли служить в театр (сыновья — в драматический, дочери — в балетный). Он, принявший русское подданство только в 1894 году, собственно говоря, и являл собой русский балет — величественный, изобретательный, обидчивый и пылкий. Неудивительно, что ему часто приписывают вообще все старинные балеты — например, «Щелкунчик», который целиком поставил Лев Иванов. И естественно, что осваивающие наше национальное искусство зарубежные артисты периодически «крестят» его именем даже сочинения советских авторов. Поэт — Пушкин, фрукт — яблоко, балет — Петипа. И не поспоришь.
Мариус Петипа: французский отец русского балета
Одним из первых выходов русского искусства на международную сцену стали знаменитые гастроли артистов императорского балета под руководством выдающегося антрепренёра С.П. Дягилева, вошедшие в историю под названием «Русские сезоны» (1908-29 гг.).
Однако не все помнят, что наиболее выдающимся из создателей российской балетной школы, сразу же покорившей сердца иностранцев, был не русский хореограф, а уроженец Франции Мариус Иванович Петипа, прибывший в Российскую империю за шестьдесят лет до описываемых событий – в 1847 году.
Будущий великий балетмейстер родился весной 1818 года в Марселе (Франция). Его отец, Жан-Антуан Петипа, был весьма известным хореографом и театральным педагогом, в конце жизни эмигрировавшим в Россию и преподававшим в Императорском Петербургском театральном училище[1].[2] Также балету посвятил свою жизнь и старший брат М.И. Петипа, Люсьен, позже ставший директором Парижской оперы.
В силу этих причин профессиональный выбор нашего героя был предрешён ещё в детстве. Уже в десять лет он дебютировал в поставленном его отцом балете «Танцемания». В начале 1840- х гг. молодой танцовщик заключил первые крупные контракты с такими ведущими европейскими театрами, как Национальная опера в Бордо (Франция) и Королевский театр в Мадриде. Однако, уже в 1846 г. М.И. Петипа был вынужден оставить европейскую сцену из-за скандальной дуэли с французским дипломатом.[3] В сложившихся условиях гонимый артист охотно принял приглашение на должность танцора-мима в Большой театр Санкт-Петербурга.[4]
Путь М.И. Петипа к всемирной славе оказался достаточно тернистым. Его первые балеты на сюжеты французских романтиков не имели широкого успеха. К тому же, немало трудностей доставляло и соперничество со знаменитым балетмейстером Ж.-Ж. Перро, одним из постановщиков первой версии знаменитого балета «Жизель». Наиболее ранним крупным успехом М.И. Петипа стал масштабный балет «Дочь фараона» (1862 г.) по роману французского литератора Теофиля Готье, известного современному читателю по поэтическому сборнику «Эмали и камеи».
Масштабность поставленных нашим героем групповых номеров и монументальные обстановочные эффекты мгновенно поразили петербуржскую публику, давно привыкшую к камерным балетам. [5]
За первым триумфом последовала небольшая народно-патриотическая пьеса «Мужичок» (1865 г.), удивившая либеральные круги своей близостью к традиционному русскому танцу.
Наиболее успешными из постановок М.И. Петипа его современники считали балеты на индийские («Баядерка» 1877 г.) и османские («Роксана — краса Черногории» 1878 г.) сюжеты. Секрет тёплого приёма последней постановки заключался, по словам советского композитора и музыковеда Ю.И. Слонимского, в её соответствии всеобщему подъёму патриотических настроений. [7] В год создания «Роксаны…» (1877 г.) русские войска вновь отправились освобождать угнетённые славянские народы от многовекового турецкого владычества. Кстати, «Баядерка» М.И. Петипа не сходила с российской балетной сцены более полувека, до 1933 года.[8]
Однако после этой череды успехов наш герой неожиданно столкнулся с такими трудностями, каких он ещё не знал за почти сорок лет своей балетной карьеры. Эпоха реакции и контрреформ, начавшаяся после гибели императора Александра II, затронула и театральную сферу. К тому же, возвышению М.И. Петипа начал противодействовать новый директор императорских театров (1881-99 гг.) И.А. Всеволожский. Этот весьма далёкий от реалий культурной жизни столицы дипломат пытался превратить санкт-петербуржский театр в придворное учреждение. Ведь таким «храм искусства» и был во Франции во времена кумира цензора, короля Людовика XIV.[9]
Лучшим балетом, поставленным М.И. Петипа в 1880-1890-е гг. считается «Спящая красавица» (1890г.). Значимость этой постановки для истории русского балета заключается в сочетании трёх факторов. Во-первых, именно «Спящая красавица» ознаменовала окончательный переход М.И. Петина от романтико-драматического балета к хореографической постановке, где танец стоит выше внешнего действия. Во-вторых, именно с этой работы началось возвращение к жанру балета П.И. Чайковского, не писавшего подобной музыки с момента создания «Лебединого озера» (1877 г.).Позже они совместно поставят на сцене Мариинского театра и знаменитого «Щелкунчика» (1895 г.).
Историк балета Б.А. Илларионов называет «Спящую красавицу» симфонией действия, хореографии и музыки в едином произведении.[11] К тому же, именно в этом балете М.И. Петипа смог окончательно разграничить задачи сольного (личностного) и массового (лишённого индивидуализации) танца.[12] Этот приём стал одним из авторских знаков балетмейстера. Заложенных в «Спящей красавице» традиций «придворного» балета М.И. Петипа придерживался до конца жизни.
Однако его балетный век уже подходил к концу. В 1901 г. на место достаточно консервативного, но поддерживавшего позднего М.И. Петипа И.А. Всеволожского пришёл молодой реформатор В.А. Теляковский (директор Императорских театров в 1901-17 гг.). В своей «балетной политике» он покровительствовал молодым хореографам, таким А.А. Горский и М.М. Фокин (оба ученики М.И. Петипа, танцевавшие в его поздних постановках).[13] Старого балетмейстера эти молодые деятели искусства считали «Победоносцевым от балета».[14]
[2] Петипа Жан Антуан // Энциклопедия балета. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ballet-enc.ru/html/p/petipa.html, свободный. (Дата обращения: 11.01.2020).
[3] Емельянова-Зубковская Г.Н. К 200-летию со дня рождения выдающегося балетмейстера Мариуса Петипа. // Общество. Среда. Развитие. (Terra Humana).2018.№1(46). С.163-164.
[4] Существовал в 1784-1886 гг. Ныне на его месте располагается Санкт-Петербургская консерватория.
[5] Слонимский Ю.И. Мастера балета. Л.,1937. С.209.
[8] Зозулина Н.Н. «Баядерка» М. Петипа: к вопросу о четвертом акте балета // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 2018. №5 (58). С.28.
[10] Слонимский Ю.И. Указ.Соч. С.240.
[11] Илларионов Б.А. Структура хореографического действия в «Спящей красавице» М. И. Петипа // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 2017. №2 (49). С.18.
[12] Слонимский Ю.И. Указ.Соч. С.243-248.
[13] Портнова Т.В. Балетмейстерские зарисовки как знаковая система записи танца: от М. Петипа к М. Фокину // Концепт. 2015. №10. С.6-10.
[14] Слонимский Ю.И. Указ. Соч.
Вскоре после своего бенефиса по случаю 50-летия творческой деятельности (1903 г. – премьера «Волшебного зеркала») восьмидесятипятилетний балетмейстер был вынужден уйти в отставку. Отлучённый от дела всей жизни, он всё равно не покинул свою вторую Родину, где и скончался в июле 1910 г. Последние годы полузабытого мастера были скрашены лишь триумфом его гениального ученика М.М. Фокина, представившего в 1909-10 гг. балеты «Павильон Армиды» и «Египетские ночи», «Жар-птица» и «Шахеразада».
Что такое петипа в балете
«Накануне первого представления моего балета «Дон Кихот» отправился я на Семеновский плац и там, на Конном рынке, отыскал лошадь, достойную стать Росинантом. В вечер премьеры на сцену пришли великие князья, чтобы полюбоваться этой лошадкой с уныло повисшей головой, торчащими ребрами и волочащейся задней ногой. Великий князь Константин Николаевич спросил меня:
— Петипа, где это вы раздобыли такую лошадь, это же настоящий Росинант?
— Купил на Семеновском плацу, ваше высочество!
— И сколько за нее дали?
— Девять рублей, ваше высочество.
— Да это просто даром, Петипа! Теперь у вас одной артисткой больше!»
«Дорогой и многоуважаемый сотрудник! Я почти что окончил эскизы пятой картины балета «Спящая красавица». Все будет кончено не позже как к 1 июня. Но интересно было бы знать, правда ли то, что я вычитал в одной русской газете. Она сообщает, что постановка нашего балета отложена на сезон 1890/91 года, а в предстоящий сезон намереваются возобновить балет «Конек-Горбунок». Дело в том, что если известие это верно, то я мог бы не очень торопиться с инструментовкой балета, имея в своем распоряжении целый год, и даже больше; если же это только утка, я должен немедленно приступить к делу, чтобы партитура всего балета была готова к сентябрю. Около 25 мая думаю приехать дня на два в С.-Петербург и, если застану еще Вас там, буду иметь удовольствие повидать Вас. До свидания, дорогой друг и сотрудник.
Искренно Вам преданный П. Чайковский».
Мариус Иванович Петипа
Мариус Петипа
Танцовщик, балетмейстер и педагог с именем, которое звучит словно элемент классического танца. Мариус Петипа — француз, посвятивший жизнь русскому балету.
Первой сценой для уроженца Марселя Мариуса Петипа стал брюссельский театр. Первым учителем Мариуса стал отец Жан Антуан Петипа— в детстве он играл в его постановках, а в юношеском возрасте гастролировал вместе с отцом, выступая во Франции, США и Испании. В его же постановке в 1831 году Мариус впервые вышел на сцену в «Танцемании». Сам молодой танцовщик от балета был не в восторге.
«Семи лет начал я обучаться и танцевальному искусству в классе отца моего, переломившего о мои руки не один смычок для ознакомления меня с тайнами хореографии. Необходимость такого педагогического приема вытекала, между прочим, из того, что не чувствовал я в детстве ни малейшего влечения к этой отрасли искусства» — вспоминал Мариус Петипа. Портрет пятнадцатилетнего Мариуса. Около 1833 года.
Всего девять лет понадобилось Мариусу, чтобы пройти путь от станка в учебном классе до места премьера и даже балетмейстера в Нантском театре.
За пластикой — в Россию
Однако, уже в 1846 г. М.И. Петипа был вынужден оставить европейскую сцену из-за скандальной дуэли с французским дипломатом. В сложившихся условиях гонимый артист охотно принял приглашение на должность танцора-мима в Большой театр Санкт-Петербурга. Работа привлекала не только выгодным контрактом. Молодому и уже известному балетмейстеру еще не исполнилось тридцати, он был вполне успешен, но вот в самом европейском балете Петипа не хватало пластики и красоты. Потомственный танцовщик на родине видел вместо высокого искусства «клоунские упражнения».«Балет — серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота, а не всевозможные прыжки, бессмысленные кружения и поднимание ног выше головы… Так балет падает, безусловно, падает».- Мариус Петипа
Мариус Петипа приехал в Россию в 1847 году танцевать, и до конца дней его жизнь оказалась связанной с Петербургом. Дебютировав на сцене Петербургского Большого театра в балете «Пахита», постановку которого гастролер осуществил сам, Мариус Петипа занял положение первого танцовщика балетной труппы. Он исполнял ведущие партии во многих балетах Жюля Перро и в своих постановках.
«Венцом искусства Петипа была мимика. Здесь он был положительно выше всяких похвал. Темные жгучие глаза, лицо, выражающее целые гаммы переживаний и настроений, широкий, понятный, убедительный жест и глубочайшее проникновение в роль и характер изображаемого лица ставили Петипа на высоту, которой достигали очень немногие его собратья по искусству. Его игра могла в самом серьезном смысле слова волновать и потрясать зрителей», – так описывала балерина Екатерина Вазем танцовщика Петипа. Мариус Петипа – Таор в балете «Дочь фараона» © Мариинский театр
В 1855 году ему досталось еще и место педагога балетного отделения петербургского Театрального училища. И всеми секретами мастерства, найденными самостоятельно, подсмотренными у заезжих звезд, Петипа стал делиться со своими учениками. Окончив школу, те приходили в театр и с полуслова понимали своего наставника – уже знали все особенности стиля Петипа и с легкостью справлялись с его хореографией. Петипа растил «своих артистов».
Русская премьера Мариуса Петипа состоялась на сцене петербургского Большого (Каменного) театра. Практически одновременно в качестве солиста и постановщика — помощника главного балетмейстера театра Жюля Перро. Наставник, перед тем как поручить молодому коллеге собственную постановку, отправлял своего ученика в музеи и за книгами — получать знания по этнографии и истории. Лишь спустя восемь лет Мариус Петипа поставил собственный дивертисмент по испанским мотивам «Звезда Гренады».
Успешные дебюты
Наиболее успешными из постановок М.И. Петипа его современники считали балеты на индийские («Баядерка» 1877 г.) и османские («Роксана — краса Черногории» 1878 г.) сюжеты. Секрет тёплого приёма последней постановки заключался, по словам советского композитора и музыковеда Ю.И. Слонимского, в её соответствии всеобщему подъёму патриотических настроений. В год создания «Роксаны…» (1877 г.) русские войска вновь отправились освобождать угнетённые славянские народы от многовекового турецкого владычества. Кстати, «Баядерка» М.И. Петипа не сходила с российской балетной сцены более полувека, до 1933 года М. Петипа – Вильсон («Дочь фараона»). 1862
М. Петипа – Таор («Дочь фараона»). 1862
М. Петипа в балете «Фауст». 1867
«Принимаясь за постановку нового балета, Петипа ждал, пока полная тишина не воцарится в зале, – вспоминал исполнитель многих ведущих партий в его сочинениях Николай Легат. – Самые интересные моменты наступали, когда Петипа сочинял мимические сцены. Показывая каждому в отдельности его роль, он настолько увлекался, что все мы сидели затаив дыхание, боясь упустить хоть малейшее движение этого выдающегося мима. Когда заканчивалась сцена, раздавались бурные аплодисменты, но Петипа не обращал на них внимание».Николай и Сергей Легаты. Карикатура на Мариуса Петипа © Мариинский театр
Первой большой удачей Петипа-балетмейстера стала «Баядерка» на музыку Людвига Минкуса. На премьере в главной партии выступала Екатерина Вазем, а в 1902 году тогда еще начинающая Анна Павлова. В основе спектакля — французский балет «Сакунтала», поставленный братом Мариуса, Люсьеном Петипа, за два десятилетия до петербургской премьеры. И все же критики отмечали, что русская «Баядерка» получила собственное хореографическое воплощение, а завершающая картина спектакля «Тени» стала одним из самых ярких образцов классического танца.
«Эпоха Петипа»
За почти шестьдесят лет, отданных петербургской сцене, хореограф и педагог, он воспитал не одно поколение русских артистов, поставил более семидесяти балетов и многолетним вдохновенным трудом перенес столицу балетного мира в Петербург – все передовое в балете второй половины XIX века рождалось в Петербурге. Созданные в Мариинском театре большие балеты Петипа, сюжетной канвой объединяющие классические ансамбли, красочные характерные танцы, зрелищные жанровые сцены и пантомиму, стали венцом балетного искусства XIX столетия и отправной точкой для исканий ХХ века.
Постановки Мариуса Петипа сегодня – это золотой фонд классического наследия. В репертуаре Мариинского театра их сохранилось девять. Выставка, основанная на материалах архива Мариинского театра и коллекции эскизов Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки, рассказывает, как менялись на родной сцене сочинения Петипа, какие коррективы вносило время в шедевры хореографа.
В 76 лет французский балетмейстер получил русское гражданство, а спустя год вместе со своим учеником-хореографом Львом Ивановым ставит «Лебединое озеро». Спектакль, уже видевший сцену в 1877 году, получил новое прочтение спустя 17 лет. Сцену бала во дворце украсили польский, испанский, венгерский танец, а нежной Одиллии Петипа противопоставил па-де-де страстной Одетты. Спектакль стал бессменным символом русского балета.
«Петипа вывез из Франции традицию французского изящества, точно так же, как Растрелли и Росси принесли в императорскую столицу традиции итальянского барокко и ампира. Он получил в России возможность работать так, как он никогда не смог бы в тот период работать в Париже или в Риме, поскольку на императорских петербургских театрах сосредоточено было внимание двора, на них отпускались огромные средства и они находились в привилегированном положении», — говорил о Петипа известный хореограф Джордж Баланчин.
За 92 года своей жизни Петипа состоялся как балетмейстер, и как семьянин: был дважды женат, воспитывал детей. По «традиции» однажды его просто отстранили от работы, ссылаясь на возраст и слабое здоровье. Несмотря на то, что еще при жизни Петипа занял почетное место на пьедестале искусства, полноценное признание его значимости пришло гораздо позже.
Вскоре по приезде в Россию Мариус женился на русской балерине М. Суровщиковой, но она рано умерла, оставив его с сыном Жоржем.
Вторая жена балетмейстера, тоже актриса, Н. Савицкая, стала его верным другом и помощницей во всех делах, несмотря на большую разницу в возрасте.
Петипа реформировал классический балет и из искусства принимать определенные позы, превратил его в хореографическое повествование. Для каждого артиста он подбирал свою гамму движений, позволявшую показать их индивидуальность. Танцовщик был для него, прежде всего актером, который должен был передать свои переживания средствами танца.
Француз Петипа был предан русскому балету до конца своих дней, а русских артистов считал лучшими в мире, ссылаясь на их природную способность к танцу. «Я считаю петербургский балет первым в мире именно потому, что в нем сохранилось то серьезное искусство, которое было утрачено за границей», — говорил балетмейстер.
Однако его балетный век уже подходил к концу. В 1901 г. на место достаточно консервативного, но поддерживавшего позднего М.И. Петипа И.А. Всеволожского пришёл молодой реформатор В.А. Теляковский (директор Императорских театров в 1901-17 гг.). В своей «балетной политике» он покровительствовал молодым хореографам, таким А.А. Горский и М.М. Фокин (оба ученики М.И. Петипа, танцевавшие в его поздних постановках). Старого балетмейстера эти молодые деятели искусства считали «Победоносцевым от балета»
Последние 7 лет жизни знаменитый Петипа, в числе поклонников которого был император Николай II, был фактически отстранен от работы в театре – у него не сложились отношения с новым директором Императорских театров Теляковским, который обвинял балетмейстера в консерватизме и вмешивался в постановки. Без активной творческой работы балетмейстер чувствовал себя одиноким.
«Мерзкий конец — это моя старость. Есть жена и дети, а я не счастлив. …Есть большая пенсия — а счастья нет», — писал в дневнике Петипа.
Балетмейстер скончался в 1910 году в крымском Гурзуфе. «Умер он ненужным и озлобленным старцем, оторванным и от товарищей, которых он пережил, и от нового поколения, восставшего, как оно считало, против XIX века, с которым, как оно надеялось, уже было покончено», — вспоминал Дмитрий Баланчин.
Свою последнюю волю Петипа озвучил в дневнике еще в 1903 году: «Моя последняя воля в отношении моих похорон. Все обязательно должно быть очень скромно. Две лошади для дрог. Никаких приглашений на похороны. Только объявление в газетах, оно заменит их».
Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга.