что такое пещера для детей определение
Пещеры
Пещеры — это пустоты внутри холмов, гор и скал. Чаще всего пещеры появляются в результате деятельности подземных вод, которые вымывают мягкие породы, оставляя на их месте пустоты. Некоторые пещеры образовались от постоянного воздействия морских волн на скалы. Существуют пещеры, которые возникли в процессе вулканической деятельности после извержения горячей лавы или в результате землетрясений.
В пещеры не проникает солнечный свет, но там живут растения и животные, которые приспособились к полной темноте. Самые известные и многочисленные жители — это летучие мыши, которые прекрасно ориентируются даже в самых узких лабиринтах благодаря эхолокации. Кроме летучих мышей, в пещерах обитает несколько видов насекомых, пауки, раки, креветки, саламандры и рыбы.
Пещеры бывают разных размеров. В самой маленькой с трудом помещается ребенок, а некоторые длинные системы пещер имеют протяженность в сотни километров. Внутри некоторых пещер сверху свисают сосульки самых причудливых форм. Это — сталактиты. Вода, которая капает с потолка пещеры, содержит в себе много соли, частички которой постепенно нарастают друг на друга, образуя сталактит, похожий на сосульку. Такие же сосульки, только покрупнее, можно наблюдать на дне пещеры, их называют сталагмиты. Сталагмиты образуются из солей воды, которая стекает со сталактитов. Иногда сталактиты и сталагмиты соединяются, образуя в пещере колонну.
Самая длинная пещера в мире — Мамонтова. Она находится в США и длина её составляет около 550 км. Самая глубокая пещера — Крубера—Воронья расположена в Абхазии. Она состоит из колодцев, соединённых между собой перелазами и галереями. Самая большая глубина — 2190 м ниже уровня моря.
Пещеры: характеристика и виды
Пещеры — естественные полости в верхней толще земной коры. Они сообщаются с поверхностью земли одним или несколькими выходными отверстиями, проходимыми для человека. Наиболее крупные пещеры представляют собой сложные системы проходов и залов — их суммарная протяженность может достигать нескольких десятков километров.
Какие образуются пещеры?
По происхождению пещеры можно разделить на 5 групп: тектонические, эрозионные, ледниковые, вулканические и карстовые.
Самые самые
В 2009 г. группа британских геологов обнаружила во Вьетнаме пещеру, которая поразила всех своими размерами. Ее высота достигала 200 м, то есть равнялась высоте 70-этажного небоскреба. Ширина пещеры превышала 150 м, длина — высоте 8 км. Оказалось, что местные жители уже знали об этой пещере и даже придумали ей название — Шондонг (Горная Река). Здесь на самом деле течет подземная река, а в некоторых местах даже растут деревья.
Самая глубокая в мире пещера расположена в Абхазии, она называется Кру-бера-Воронья. Она опускается вниз на 2196 м. А самой большой пещерой в мире является система из двух пещер в США. Она называется Мамонтова — Флинт-Ридж. Вначале эти пещеры были открыты независимо друг от друга, но потом спелеологи — люди, изучающие пещеры, — нашли между ними соединяющие их проходы. Возможно, людям ещё не всё известно о пещерах, и существуют под землёй и более обширные пустоты.
Наскальные рисунки
Пещеры сыграли важную роль в истории развития человечества. Первобытные люди использовали пещеры как убежище от ветра и холода, и найденные в пещерах орудия и настенные рисунки неандертальцев и кроманьонцев тому подтверждение.
Чудесные образования
Во многих пещерах встречаются любопытные образования — сталактиты, сталагмиты, сталагнаты. Термин «сталактиты» в переводе с греческого языка означает «натекший по капле». Сталактиты возникают в результате выпадения в осадок растворенного вещества при испарении капель, свисающих сверху. Эти образования нависают в виде сосулек, трубок, гребенок или бахромы.
Название «сталагмит» произошло от греческого слова «капля». Эти образования появляются на дне пещер при испарении упавших сверху капель, вырастая вверх в виде столбиков. Сталактиты и сталагмиты могут срастаться, образуя сталагнаты.
Подземные обитатели
Живой мир пещер не очень богат, но и там можно встретить некоторых животных. Прежде всего, конечно, это летучие мыши. Многие их виды используют пещеры как ежедневное укрытие или для зимовки. Кроме того, в некоторых пещерах, в районах с теплым климатом, обитают несколько видов насекомых, пауки, раки, креветки, саламандры и рыбы. Причем пещерные виды животных настолько адаптируются к полной темноте, что теряют зрение.
Урок окружающего мира в 4-м классе. Тема: «Как образуются пещеры»
— сформировать представление о пещерах, их особенностях;
— развивать умение работать с физической картой;
— развивать логическое мышление, внимание, речь, умение делать выводы;
— развивать навыки самостоятельной работы, познавательную активность;
— воспитывать интерес к окружающему миру, экологически обоснованные взгляды на охрану природы;
— содействовать воспитанию коллективизма;
I. Мобильный момент урока.
III. Актуализация опорных знаний учащихся.
1) Постановка учебных задач урока.
Мы теперь уже знаем, что разведкой и разработкой полезных ископаемых занимаются …геологи. Знаем также, что полезные ископаемые и горные породы залегают глубоко под землей.
Сегодня на уроке мы с вами и отправимся в недра нашей земли. Но не на поиски полезных ископаемых, а на поиски подземного царства. Да-да, оказывается, подземное царство существует!
Хотелось бы вам об этом узнать и увидеть это царство?
2) Погружение в тему урока.
Итак, чтобы лучше понять, о чем мы сегодня будем говорить, я приглашаю опуститься в это подземное царство, а как оно называется, вы узнаете позже.
Поэтому, я прошу вас быть предельно осторожными, внимательными и ничего не пропустить.
IV. Просмотр слайдов с фотографиями различных пещер на фоне загадочного музыкального фона “Страхи” (Приложение 1 + Приложение 3)
V. Работа над темой урока.
1) Что такое пещеры?
Кто догадался, где мы побывали? Правильно, это пещеры. Таинственные и загадочные, неизученные до конца и притягивающие разных ученых.
Пещеры – это уникальный естественный объект, созданный природой. Для первобытного человека пещера служила домом, где он укрывался от непогоды и хищных зверей, готовил пищу, рисовал на стенах события своей жизни. Вот по таким пещерным наскальным рисункам, по найденным в пещерах предметам, ученые узнали о жизни предков. За последние 10 лет открыто 1500 пещер. Даже целые подземные поселения с множеством комнат, залов.
2) Работа с Физической картой Российской Федерации.
Как вы понимаете, существование пещер в основном возможно в горах и гористой местности.
Предположите, где на территории нашей страны найдены пещеры.
(Уральские горы, Алтай, Крым)
Покажите на карте России эти места.
3) Работа с учебником. (Учебник стр. 85, 86)
4) Работа с Физической картой полушарий.
Найдите и покажите на карте полушарий, где могут располагаться крупнейшие пещеры мира?
Крупнейшая пещера на планете расположена в Альпийских горах Швейцарии. Длина ее достигает 78 км. Вторая по величине Мамонтова пещера в Северной Америке. Протяженность ее залов и переходов – 71 км. В ней протекает три подземных реки, 8 водопадов, в ее залах уместилось три подземных озера. Загадочны таинственные пещеры в горах Турции.
Вывод: (делают дети) существование пещер возможно только в горах, гористой местности.
Давайте поиграем в игру “Великаны и карлики”. Когда я говорю “великаны”, вы поднимаете руки вверх и встаете на носочки: вот какие вы большие! Когда я скажу “карлики”, вы приседаете и кладете руки на коленочки: вот какие вы маленькие!
А я буду говорить быстро и путать вас. Кто окажется внимательнее?
VII. Работа над новым материалом.
1) Как образуются пещеры?
Работа в парах по карточкам – метод поиска и обоснования своего ответа.
В помощь вам я предлагаю варианты ответов:
— их выкапывают люди;
— их выкапывают крупные животные для своего жилища;
— пещерные ходы в горах размываются водой;
(Дети работают в парах до 4 мин. и обосновывают свой ответ)
Пещеры создает вода. Нам уже известно, что вода хороший растворитель.
Постепенно, тысячи лет вода размывает и растворяет горные породы, минералы и уносит их прочь, образуя пещеры.
По дну пещер текут ручьи с целебной очищенной водой, которую мы называем минеральной.
В пещерах темно, холодно и сыро.
Вывод: (делают дети) Пещеры создает вода.
2) Знакомство со сталактитами и сталагмитами.
Работа с учебником стр.85.
— Рассмотрите рисунки сталактиты и сталагмиты и найдите в тексте их научное определение.
Со сводов этих пещер падают капли воды с растворенными в ней крупицами минералов. Высыхая, они слой за слоем образуют каменные сосульки. Их называют сталактитами. Одновременно со дна пещеры навстречу им поднимаются столбики причудливой формы из таких же натеков – сталагмиты.
Сталактиты и сталагмиты бывают белого, зеленого, желтого, красного, розового цвета. Как вы думаете, от чего зависит цвет сталактита? (От растворенного минерала и его примесей)
Просмотр слайдов “Сталактиты и сталагмиты”. (Приложение 2)
3) Сообщение учащегося “Живые организмы в пещерах”. (Учебник стр.87 и материалы Энциклопедии)
Как вы считаете. Есть ли жизнь в пещерах, можно ли встретить там живые организмы?
Об этом вы прослушаете сообщение одноклассника.
Пещеры – царство темноты и тишины. Удивительно, что температура в пещере летом ниже. А зимой выше, чем снаружи. Около 200 видов животных обитает в пещерах, но там почти нет болезнетворных микробов, поэтому пещеры сейчас используют для лечебных целей.
Главные хозяйки пещер – летучие мыши. Живут в пещерах и безобидные хвостатые земноводные протеи, пауки, многоножки, черви. Все они бесцветные и прозрачные. Глаза у них либо слабо развиты, либо совсем отсутствуют. Сейчас протеи занесены в Красную книгу.
Найдены в пещерах даже растения. Все они приспособились к жизни в темноте. (Учебник стр. 87)
Вывод: (делают учащиеся) Даже в таких условиях в пещерах есть обитатели, приспособившиеся к такой жизни, к таким условиям.
VIII. Закрепление изученного материала.
— Как образуются пещеры?
— Как появляются сталактиты и сталагмиты?
— Чем пещеры могут быть интересны историкам, биологам?
— В чем особенность живых организмов пещер?
X. Домашнее задание.
Учебник стр. 85–87, вопросы.
Список используемой литературы
1. Учебно-методический комплект “Гармония”.
2. Учебник О.Т.Поглазова Окружающий мир 4 класс, Смоленск “Ассоциация XXI век”. 2010.
3. Рабочая тетрадь. О.Т.Поглазова. Окружающий мир. 4 класс, Смоленск “Ассоциация XXI век”. 2010.
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Загадки пещер» (подготовительная группа)
Завгородняя Нина Анатольевна
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Загадки пещер» (подготовительная группа)
обогащать представление детей об объектах неживой природы – камнях и минералах;
учить детей проводить несложные опыты, придерживаясь определенного плана и соблюдая определенные правила поведения в лаборатории;
развивать в детях способность к самостоятельному поиску информации;
формировать исследовательский тип мышления и исследовательское поведение.
Дети входят в групповое помещение, где стоят стол, стул и накинутая на стул мантия ученого. На столе лежит шапочка и открытый блокнот.
Дети, сегодня я обнаружила в блокноте уже известного нам профессора Иван Ивановича записку для нас. Послушайте,что он нам сообщает:
«Мои юные любознательные друзья! Мне спешно пришлось отправиться в экспедицию с геологами. Думаю, что в мое отсутствие Вам не придется скучать. Я оставил вам интереснейшие образцы горных пород, а так же задания, которые помогут вам научиться исследовать и экспериментировать, придерживаясь определенного плана. Соблюдайте аккуратность! Новых вам открытий!»
С уважением, Ваш профессор Иван Иванович
А вот и материал, который оставил нам профессор!
Рассматриваем коллекцию камней и минералов: мел, уголь, слюду, гранит, соль.
Ребята, скажите,к какой природе: живой или неживой относятся камни?
Каждый камень по-своему хорош и может рассказать о себе много интересного и таинственного. Ученые одни камни называют минералами, а другие горными породами. Скажите, а как люди используют камни?
Строят дома, крепости, мостят улицы и дороги.
Ребята, а какие камни годятся для постройки дома? Вот, к примеру, мел – он годится?
Нет! Мел – мягкий. Из него получают белый порошок, который используют для побелки, добавляют в краску, при изготовлении лекарств, бумаги, зубной пасты.
Нет! Это топливо! Он используется в котельных на фабриках, заводах, железных дорогах.
Да! Для строительства необходим булыжник!
Молодцы! А как вы думаете, можно ли есть камень? Вы знаете, кто это делает?
А человек может питаться камнями? Мы каждый день употребляем в пищу кристаллы одного камня. Попробуйте его отгадать!
Белый камень из горы
Всегда стоит на столе
Тот вкуса не знает.
Ребята, соль – полезное ископаемое. Добывают ее под землей в огромных пе-щерах или из морской воды. Это единственный в мире минерал, который люди и животные употребляют в пищу.
А теперь, чтобы мы все это лучше запомнили, предлагаю поиграть в игру «Про что я говорю?» (с мячом).
1. «У меня черный бок,
Я везде горю, тепло свое отдаю» (Уголь)
2. Отдельно я не так вкусна,
Но в пище я всегда нужна! (Соль)
3. Им можно писать и на асфальте, и на школьной доске. (Мел)
4. Его края ровные, сам он жаркий, найти его можно на берегу реки. (Речной камень)
5. Это что за камешок
Сладок с ним у нас чаек! (Сахар)
Ну, а, теперь, дети, пройдем в научную лабораторию. Какие правила поведения в лаборатории вы знаете?
Поочередно выставляются значки – символы.
Дети так же, поочередно, повторяют правила.
В лаборатории нельзя работать одному;
В лаборатории необходимо соблюдать порядок и тишину;
В лаборатории надо работать в спец. одежде;
Все опыты необходимо проводить над столом или на подносе;
Соблюдать порядок работы
• В лаборатории нельзя спешить и суетиться.
И, так, вы хорошо знаете правила поведения в лаборатории. Сегодня я предлагаю вам провести исследование соли. Для этого нам потребуется ряд опытов. Результаты опытов мы будем записывать табличку, где есть колонки (показывает)
Посмотрим на соль. Какого оно цвета? Белого! Заносим это свойство в таблицу.
Посмотрим на соль через увеличительное стекло! На что то она похожа?
На зернышки, кристаллы.
Пересыпьте соль медленно и аккуратно.
Капнем на соль воды из пипетки. Что случилось? Куда она делась?
Совершенно верно. «Соль впитывает воду». Это еще одно ее свойство.
А если, наоборот, в стаканчик с водой насыпать соли и хорошенько переме-шать.
Соль растворилась в воде.
Верно, Это ещё одно свойство соли, она растворяется в воде. Теперь попро-буйте эту воду на вкус. Что случилось?
Вкус воды изменился. Она стала солёной.
Пещеры находятся глубоко под землей. Это ходы, коридоры, лабиринты.
Совершенно верно! Наши дети подготовили интереснейшие сообщения о сталактитах и сталагмитах. Давайте их послушаем.
Сталактиты и сталагмиты – уникальное явление природы. Как образуются сталактиты? С крыши пещеры, с ее сводов капает жесткая вода, и постепенно вырастает острая каменная сосулька. Если капли похожи на дождик, вырастает целый лес сталактитов, разной длины и толщины, иногда и разной окраски. Если дождик больше похож на капель, вырастают густые заросли соломки. Сталактиты растут тысячи лет.
В том месте, куда падает капля, сначала образуется маленький бугорок. Бугорок растет и превращается в пенек. Так появляется сталагмит. Он крупнее, толще и крепче сталактита. Сталактит может оборваться под собственной тяжестью, сталагмит никогда.
Иногда вода уходит из пещеры, однако, влажность воздуха остается очень высокой, и на камнях вырастают кристаллы. Кристаллы похожи на снежинки, пушинки, звездочки, веточки. При свете фонаря это очень красивое зрелище!
Спасибо, ребята! Мы многое узнали о том, как в природе образуются сталактиты и сталагмиты. Совсем недавно мы с вами тоже провели опыт по выращиванию сталактита. А что у нас получилось – расскажет
Мы взяли два прозрачных стакана с горячей водой. Насыпали соли и хорошо перемешали. Взяли шерстяную нитку. Один конец поместили в один стакан, другой – в другой. Нитка провисала между стаканами, и с нее капал соляной раствор. Под капли мы поставили тарелочку. Со временем капли стали застывать, а на нитке выросла сосулька – сталактит. На тарелочке так же появился нарост. Это – сталагмит. Эксперимент у нас занял 5 дней, а получилось очень здорово!
Спасибо ребята! Остаётся добавить, что мы подтвердили свои знания опыт-ным путём. А теперь нас ожидает увлекательная экскурсия по самым увлекательным пещерам нашей страны. Подойдите, пожалуйста, к нашей галерее. Кто хочет быть первым экскурсоводом?
Это самая длинная в нашей стране пещера. В ней много лабиринтов, запутанных ходов. Внутри пещеры есть глубокие озера. Пещера находится в Сибири.
Спасибо, замечательно! Кто будет следующим экскурсоводом?
Эта пещера находится вблизи города Сочи. В ней найдены следы древнего человека, его рисунки на стенах. Здесь самые длинные и крупные сталагмиты. Один из сталагмитов назвали «Ракета», потому что он возвышается ввысь на 6 метров.
Очень интересные сообщения! Кто хочет быть следующим экскурсоводом?
Это самая глубокая пещера в России. Чтобы в нее попасть, надо спуститься вниз, как по узкому колодцу. Это под силу только очень отважным людям!
Спасибо, ребята! Вы хорошо потрудились! Вы большие молодцы! Ребята, мы с вами увидели, как уникальна природа России, сколько в ней удивительных и загадочных мест. Нет на земле уголков прекрасней, чем наша Родина.
Исполняется песня «Моя Россия» муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьева
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Сезонные измения» Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Сезонные измения». Николаева Марина МАДОУ «Детский сад №56» г. о. Самара Конспект.
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства снега» (средняя группа) Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства снега» (средняя группа) Составила: Воспитатель: Пономарева В. Н. 2017.
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Свойство дерева» Цель: Познакомить детей со свойствами дерева. Задачи: • Расширение представлений детей о дереве, его свойствах. • Развитие умений определять.
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Мыльные пузыри» Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Мыльные пузыри» Панасенко Ю. С. «Детский сад № 81» г. Рязань. Цель: создать условие.
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Извержение вулкана» Подготовительная к школе группа Составила и провела: Карасева Маргарита Геннадиевна Цель: Познакомить детей с природным явлением—вулканом,.
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебная вода» Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности «Волшебная вода» Виды детской деятельности: игровая, познавательно –.
Конспект занятия «Удивительное стекло» по познавательно-исследовательской деятельности Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе (ознакомление с окружающим миром) на тему: «Удивительное.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности «Загадки природы: вулканы» Образовательная область Познавательное развитие. Развитие познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Загадки природы: вулканы».
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница — вода» Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности «волшебница — вода» Воспитатель Панкратова Н. В Задачи: Образовательные:.
Конспект занятия для учащихся среднего школьного возраста «Удивительный мир пещер»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
для учащихся среднего школьного возраста
Тема: «Удивительный мир пещер»
Цель: развитие у детей любви к родной природе, интереса к географии и краеведению, формирование бережного осмысленного отношения к природе.
дать детям первоначальное представление о пещерах, их происхождении;
познакомить отдельными представителями животного мира пещер Кемеровской области;
воспитывать чувство ответственности учащихся за свое поведение в мире природы. Оборудование: макет пещеры, образцы горных пород, сталактит, чучело летучей мыши, фотографии пещер Кемеровской области и животных-обитателей пещер.
Где встречается такое,
Что земля над головою?
Бывали ли вы в пещерах? Попадая туда, оказываешься в совершенно ином, удивительном и непривычном мире вечной темноты, прохлады, тишины и сырости.
2. Знакомство с пещерами
Пещеры – это полости, образовавшиеся в верхней части земной коры в результате естественных процессов. Так прозаично описывает эти таинственные объекты научный язык. Однако у настоящих ценителей пещер, всегда найдутся для них живые слова.
Вот так, например, говорил о них Альфред Бегли, швейцарский исследователь пещер: «Под земной поверхностью в абсолютной темноте находится настолько огромный мир, что можно говорить о новом континенте».
Существуют искусственные (образованные человеком) и естественные (образованные природными процессами) пещеры. Естественные пещеры делятся по происхождению (ведущему процессу) на следующие пять видов:
Макет пещеры в эколого-краеведческом музее СЮН
Как образуются карстовые пещеры?
Карстовые пещеры образуются вследствие растворения пород водой, поэтому они встречаются только там, где залегают растворимые породы: известняк, мрамор, доломит, мел, а также гипс и соль. Известняк, а тем более мрамор, растворяется чистой дистиллированной водой очень плохо. В несколько раз растворимость повышается, если в воде присутствует растворённый углекислый газ (а он всегда присутствует в природной воде), однако всё равно известняк растворяется слабо по сравнению, скажем, с гипсом или, тем более, солью. Но оказывается, что это положительно сказывается на образовании протяжённых пещер, поскольку гипсовые и соляные пещеры не только быстро образуются, но и быстро разрушаются.
Ни одна пещера в мире не похожа на другую. Огромные залы с гротами, колодцами, озёрами, водопадами и ледниками.
Карстовые пещеры самые красивые. Именно в этих пещерах образуются сталактиты, сталагмиты, удивительный пещерный оникс.
Основная порода, в которой образуются пещеры Кемеровской области – известняк.
Дождевая и талая вода просачивается по мелким трещинкам сквозь почву с горными породами, вбирает в себя углекислый газ. Мелкие ручейки по трещинам собираются в подземную речку.
Вода (слабая угольная кислота) долгими тысячелетиями промывает и протачивает себе русло. Известняк переходит в растворимое состояние и вымывается из скал, делая воду жесткой. Образуется пещера.
Со временем подземная река может найти новую трещину и спуститься еще на один, на два, на три, а то и на все шесть этажей. Нижние «мокрые» пещеры продолжают расти, верхние сохраняют принятую форму.
В покинутой пещере (уже свободной от реки) растут сталактиты.
Работа со схемой «Образование карстовой пещеры»
Как образуются сталактиты?
Со сводов пещер капает жесткая вода. Это и преобразованные в каменных породах осадки, которые просочились с поверхности земли сквозь «крышу», и собственный пещерный конденсат. На поверхности камня проходит обратная реакция. Растворенный в воде гидрокарбонат кальция снова превращается в карбонат, отдавая углекислый газ. В быту подобный процесс ведет к появлению налета на ванных, появления накипи в кастрюлях, радиаторах.
Потолок пещеры. Подземная капель
В начале на скале появляется колечко, затем растущая трубочка. Пока отверстие не засорилось, вода капает из него, и постепенно вырастает острая прямая каменная сосулька – сталактит. Если водоток хороший, если нет соседних капелей, сталактит будет одиночным и может вырасти большим. Там, где столетиями идет постоянный дождик, нарастает целый лес сталактитов, обычно разной длины и толщины, иногда и разной окраски. Если капель совсем мелкая, могут появиться густые заросли «соломки» длиной более метра и толщиной в несколько миллиметров, прозрачной, сияющей в свете фонаря, словно изысканная подземная люстра.
У сталактитов есть сезонные кольца
Внешне они похожи на годичные кольца деревьев. По ним тоже можно определить возраст, погодные условия во времена, отдаленные от нас на тысячи и даже миллионы лет. Для этого определяют состав (изотопный и химический) нужного «кольца». Важно не ошибиться, ведь колец так много!
Долго ли растут сталактиты?
Сталагмиты, сталагнаты и другие натечные образования
Какой еще формы бывают натечные образования в пещерах? В том месте, куда падает капля, сначала появляется пятнышко, затем бугорок из нерастворимых солей (в основном все того же углекислого кальция). Бугорок растет, превращается в каменный пенек – иногда заостренный, но чаще плоский или закругленный беспорядочным разбрызгиванием жесткой воды. Так образуется сталагмит. Обычно он крупнее, толще и крепче сталактита, потому что вода стекает по его стенкам, и весь освободившийся карбонат идет на строительство. И еще потому, что сталактит рано или поздно обрывается под собственной тяжестью, а сталагмит – никогда.
Если движение воды не нарушено, сталактит срастается со сталагмитом, образуется прочнейшая подземная колонна – сталагнат. Отныне ей не угрожает уже ничто, кроме землетрясений, поэтому сталагнаты могут разрастаться до гигантских размеров.
Сталактиты, сталагмиты и сталагнаты
Стекая по наклонным сводам пещеры, жесткая вода оставляет за собой не пятнышки, а полоски карбоната кальция. Эти полоски растут в толщину и со временем превращаются в тонкие плоские паруса. Они бывают ровными и волнистыми, как края скатерти, могут покрывать всю стену до земли, а могут остаться в форме чебуреков, образовав «карниз» или «люстру», и дальше уже расти как обычные сталактиты. Все зависит от движения прихотливой, своенравной «ленивой» водяной капли, которая всегда выбирает себе путь самый легкий и самый выгодный. Обычно гребешки позванивают, если постучать по ним палочкой, поэтому обросшие гребешками стены называют «ксилофонами» и «органами».
Подземные водопады тоже оставляют после себя следы известняка. Он нарастает плотным природным слоем и останется украшением на десятки, сотни тысяч лет. Даже после того, как непутевая речка покинет верхние этажи пещеры, на стенах пещеры останутся застывшие каменные водопады…
Капели и ручейки натекают в ванночки, по краям которых нарастает известняковый валик – гуровая плотина. В гуровых ванночках идет своя жизнь: растут каменные «кувшинки» и «лотосы» с округлыми «бутонами» и лежащими в воде плоскими «листьями».
В некоторых ванночках созревает пещерный жемчуг. Это не драгоценный камень, но состав морских и пещерных жемчужин один и тот же. Принято считать, что упавшая в ванночку песчинка вращается водным потоком и постепенно обволакивается известняком (который в чистом виде прозрачен, как стекло). Но жемчужины образуются и в совсем тихих заводях.
Белёсая паста или зернистая белая пудра, появляющаяся на полу и стенах известняковых пещер вследствие разрушения горных пород микроорганизмами или замерзания известняка со льдом, из которого при этом выделяется углекислый газ, называется пещерным молоком.
3. Самые известные и красивые пещеры Кемеровской области
В дремучей тайге Кемеровской области, в Таштагольском районе есть уникальный памятник природы — Азасская пещера. Кроме своей красоты эта пещера знаменита тем, что считается местом обитания снежного человека – Йети. Своё название она получила из-за ручья Азас, который вытекает из неё.
Азасская пещера прекрасна в любое время года. Когда приходят морозы, то её красота излучается ледовыми сталагмитами. А в самой пещере достаточно тепло, поскольку её температура не опускается ниже нуля, и просторно.
В этой местности можно наблюдать интересные аномалии. Характерное для тайги наличие насекомых здесь полностью отсутствует. Жители, конечно же, эту аномалию списывают на снежного человека, будто бы его запах отпугивает живность.
Азасская пещера – это памятник природы, который спрятался от людских глаз, одно из семи чудес Кузбасса.
Пещера Гавриловская – 1
Пещеры расположены в 2-х километрах от деревни Гавриловка Гурьевского района Кемеровской области.
Вход в пещеру вскрыт выемкой для железнодорожного полотна, находится у основания скального обнажения. Входное отверстие представляет собой узкую полуовальную горизонтальную щель, шириной 2 м и высотой до 30см.
Уникальным геологическим объектом в Кемеровской области является, находящаяся у поселка Медвежка на территории Крапивинского района карстовая пещера Партизанская.
Карстовая полость Партизанской пещеры небольшая с длиной ходов не более 20 метров, заканчивается невысоким залом. Стены пещеры гладкие ровные, обмытые просачивающимися вглубь земли дождевыми и талыми водами. Летучих мышей здесь нет, но осенью под своды пещеры залетает множество божьих коровок. Пол пещеры довольно влажный скользкий, ровный, только в зале видны упавшие с потолка крупные камни. Рядом с пещерой протекает очень живописный безымянный ручей, впадающий в речку Медвежка. По обе стороны от него зеленой стеной встает тайга с обилием ягодных кустарников и необыкновенно щедрым разнотравьем.
В скале, высотой около 10м, расположен вход в пещеру. Длина пещеры составляет около 200м. Пещера Надежда украшена сталактитами, сталагмитами, «макаронами», гурами, «пещерным молоком». Проход выходит в световой грот. Грот и проходы красиво обнатечены. Помимо обычных натечных форм рельефа со стен грота свисают корни деревьев.
Карстовая полость Тайдонской пещеры образовалась в древних известняковых отложениях, образовавшихся на дне теплого доисторического моря. Остатки жизнедеятельности тепловодных моллюсков отложились в мощные известняковые толщи. Известняк является хорошо размываемой талыми и дождевыми водами породой.
Подземная галерея Тайдонской пещеры довольно просторная длинная, длина составляет более 30 метров, заканчивается проход невысоким залом. От зала в разные стороны отходят слепые гроты, некоторые из них довольно длинные.
В Прокопьевском административном районе Кемеровской области, на правобережье речки Томь-Чумыш у села Томское находится интересный геологический объект, памятник природы карстовая Томская пещера.
Пещера известна остатками следов первобытных людей, ведь подземные галереи всегда использовались человеком для жилья. Такие пещеры вызывают неподдельный интерес ученых.
Пещера Кизасская – это выход известняка на правом берегу реки Мрассу, выше устья реки Кизас. Длина пещеры составляет около 200 м. Превышение над уровнем реки около 100 м. Скальный массив представляет собой обточенный водой известняковые «зубы» высотой до 150 м. Вход в пещеру находится под левым «зубом». Он представляет собой нишу высотой около 4 м и шириной около 20 м.
Большая Кизасская» пещера имеет 2 яруса, она соединяется с колодцами 15-метровой глубины. Общая протяженность ходов 600 м.
Любая пещера уникальна тем, что является замкнутой экосистемой, изолированной от экосистемы Земли.
Пещеры защищены от внешнего мира, имеют постоянный внутренний климат и крайне медленно эволюционируют. Эти характеристики делают их бесценными для археологии: пещеры сохранили для нас останки древних людей, кости вымерших животных и пыльцу растений.
Некоторые животные используют пещеры как убежища, например, совы.
Собственный животный мир пещер не отличается особым разнообразием (исключая привходовую часть, куда попадает солнечный свет), и все же есть животные и растения, которые селятся преимущественно в пещерах или только в них. Это летучие мыши, некоторые насекомые, креветки и другие ракообразные, пауки, рыбы и саламандры. Пещерные жители, приспособились к полной темноте, часто полностью слепы и лишены пигмента.
Чаще всего в пещерах встречаются летучие мыши.
Многие их виды используют пещеры как ежедневное укрытие или для зимовки. Причём летучие мыши залетают подчас в весьма удалённые и труднодоступные уголки, прекрасно ориентируясь даже в самых узких, длинных и запутанных подземных лабиринтовых ходах. Эти, снабженные биологическим радаром рукокрылые животные, благодаря умению издавать и воспринимать ультразвуковые колебания, свободно ориентируются в полной темноте и по праву являются вершиной животного мира пещер. Их колонии выделяют огромное количество помета, служащего основой жизни более примитивных подземных обитателей: мокриц, многоножек, червей, ногохвосток, моллюсков и паукообразных.
Вечерница рыжая Ушан бурый
Ребята рассматривают чучело летучей мыши (ушан бурый), изучают ее внешнее строение, приспособленность к полету и ночному образу жизни.
Троглобионты – уникальные обитатели пещер, идеально приспособленные для жизни под землей. Они слепы и бесцветны, полагаются на органы осязания и обоняния. Большая влажность пещер привела к смешению сухопутных и водных животных: многоножки, пауки и мокрицы научились ползать по дну подземных рек, а, рачки-бокоплавы нередко выходят на берег. У подземных насекомых нет крыльев и в сравнении с их наземными собратьями развит так называемый «пещерный гигантизм».
В средневековых преданиях упоминается подземный «дракольм», который, выползая, приносит людям беду. За этой грозной личиной скрывается уникальный обитатель пещерных водоемов – протей. Из-за слаборазвитых легких он быстро гибнет, оказавшись без воды. Питается протей мелкими ракообразными и червями, процеживая их через решето мелких зубов. Взамен глаз, скрытых под полупрозрачной кожей, навигацию он осуществляет светочувствительными клетками, расположенными на поверхности тела.
Пещерные рыбы, обитающие в подземных водоемах, бесцветны и слепы, зато обоняние, вкус и осязание у них отлично развиты. С помощью уникальных чувствительных сосочков для определения давления воды рыбы ориентируются в пещерных реках и охотятся на скудную подземную добычу.
Разгадай чайнворд: найди и прочитай названия пещер нашей области.