что такое первичные меры пожарной безопасности
Что такое первичные меры пожарной безопасности
Статья 63. Первичные меры пожарной безопасности
Первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Статья 63. Первичные меры пожарной безопасности
Статья 63. Первичные меры пожарной безопасности
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 63 настоящего Федерального закона
Первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Федеральный закон от 6 октября 2003 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской федерации»
Глава 3. ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ
Статья 14. Вопросы местного значения поселения
8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;
23) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
Статья 15. Вопросы местного значения муниципального района
7) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
21) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
Статья 16. Вопросы местного значения городского округа
8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа;
10) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа;
28) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне»
Статья 8. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны
2. Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:
проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;
проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;
поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
2. Органы местного самоуправления самостоятельно:
а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
и) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
к) устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 3 статьи 4.1настоящего Федерального закона;
л) участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
2.1. Органы местного самоуправления содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»
Статья 19. Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Меры пожарной безопасности
Пожарная безопасность объекта – наиважнейшая составляющая безопасности людей и имущества. Поэтому во всех странах мира принимаются законы, в которых четко описывается, что нужно делать, чтобы не допустить очагов возгорания. Именно в нормативных документах описываются меры пожарной безопасности, которые необходимо придерживаться строго.
Разрабатываются меры пожарной безопасности
Первичные меры пожарной безопасности
В принципе, меры, относящиеся к пожарной безопасности, несложны. Это комплекс мероприятий, которые должны контролироваться руководителями объектов. К первичным мерам относятся:
Это чисто технические мероприятия. Есть и другой вид мер пожарной безопасности, который относится к категории организационных мероприятий. Это организация и проведение обучения требованиям и правилам пожарной безопасности. Сюда входит разные виды инструктажей, которые дают знания работникам о мерах противопожарной безопасности. Проводятся инструктажи с определенной периодичностью. Проводят их специально обученные работники или представители Госпожнадзора.
Основное профилактическое мероприятие, связанное с ПБ, это соблюдение противопожарного режима. Последний – это совокупность тех мер ПБ, которые устанавливаются для объекта (помещения, цеха, склада и прочего). И они должны выполняться всеми сотрудниками, работающими на них. При этом противопожарный режим фиксируется приказами руководителей, разработанными планами, инструкциями и распоряжениями.
Главная цель противопожарного режима – не допустить возникновения пожара. Чтобы реализовать эту цель, применяются меры пожарного безопасности. Если говорить в частности о производственных объектах, то к таким мерам относятся:
При этом противопожарный режим включает в себя такие меры, к которым относятся содержание эвакуационных маршрутов и проходов, постоянная уборка рабочих мест, соблюдение норм хранения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции в соответствии с требованиями ПБ, проверка производственных и служебных помещений после окончания работы.
Как показывает практика, в чисто финансовом и организационном плане меры противопожарной безопасности не требуют каких-то значительных вложений. Есть определенные финансовые затраты, которые касаются приобретения моющих средств и мебели. Последние используются для организации мест курения. В основном же все будет зависеть от администрации объекта. Как строго она будет следить за выполнением узаконенных мер. Поэтому на каждом объекте приказом руководителя назначается ответственный за ПБ сотрудник. Он и контролируется проводимые мероприятия. Делать это он должен каждый день.
Обучение правилам ПБ
Не на всех объектах отношение к проводимому обучению по ПБ ответственное. Многое делается просто на бумаге. Но именно инструктаж позволяет дать полную информацию работникам о том, что надо делать, чтобы не предприятии не возник пожар. Именно здесь они получают знания о том, каким мерам надо следовать, чтобы предупредить возгорание.
Особенно это важно на предприятиях, где используются взрыво- и пожароопасные технологии, а также объекты с массовым пребыванием людей (более 50 человек). Поэтому на таких объектах сотрудников обучают правилам тушения пожаров, навыкам использования средств пожаротушения (огнетушителей, пожарных кранов и прочего) и организации эвакуации. Приказом руководителя устанавливаются обязанности каждого сотрудника, которые формируют действия при пожаре. К примеру, кто-то должен звонить в пожарную охрану, кто-то встречать прибывшие подразделения пожарников, кто-то должен заниматься тушением очагов возгорания и так далее.
Огневые работы
Наиважнейшая составляющая мер противопожарной безопасности – правильно организовать и провести огневые работы. Поэтому в правилах ПБ есть статьи, определяющие, как все это надо проводить. Здесь учитывается не только правильно проведенная технология, в основном процессу предшествуют подготовительные работы. В них входят:
Обобщение по теме
Профилактические мероприятия, связанные с требованиями ПБ, основная работа ответственного за пожарное состояние лица. Данный работник составляет планы, соответствующие ПБ, строго контролирует их исполнение. Именно таким образом можно добиться снижение рисков появления пожаров.
Тема 6. Первичные средства пожаротушения.
ОГНЕТУШИТЕЛИ ХИМИЧЕСКИЕ ПЕННЫЕ (ОХП)
Данные огнетушители предназначены для тушения твердых и жидких веществ и материалов. Область примене-ния их почти безгранична, за исключением тех случаев, когда огнетушащее вещество способствует развитию процесса горения или проводит электрический ток.
Они просты по устройству, при правильном содержа-нии надежны в эксплуатации.
ОХП состоят из корпуса, кислотного полиэтиленового стакана, горловины, рукоятки, крышки, пружины, клапана, спрыска и предохранителя.
Для приведения в действие огнетушителя ОХП не-обходимо:
— прочистить спрыск металлическим стержнем (прово-лока, гвоздь)
— поднести огнетушитель к очагу пожара;
— рукоятку поднять и перекинуть до отказа, перевернуть огнетушитель вверх дном;
— встряхнуть, направить струю на очаг загорания.
К недостаткам пенных огнетушителей относятся: узкий температурный диапазон применения (+50С…+450С), коррозионная активность заряда, возможность повреждения объекта тушения, необходимость ежегодной перезарядки.
Виды ручных химических пенных огнетушителей:
— ОХП – 10, ОП-М и ОП-9ММ.
ОГНЕТУШИТЕЛИ ВОЗДУШНО-ПЕННЫЕ (ОВП).
Воздушно-пенные огнетушители предназначены для тушения твердых и жидких веществ и материалов.
Составные части огнетушителя: корпус, сифонная труб-ка, баллон с диоксидом углерода, мембрана, держатель, прокладка, крышка, горловина, рычаг, рукоятка, шток, защитный колпак, центробежный распылитель, раструб, пакет сеток и башмак.
Виды воздушно-пенных огнетушителей:
Ручные ОВП-5, ОВП-10;
Стационарные ОВП-100, ОВПУ-250.