что такое первичные и вторичные данные
Первичная и вторичная информация
По отношению к объекту маркетинговых исследований и по методам её получения информация бывает первичной и вторичной.
Вторичная информация – это данные, собранные ранее для целей, отличных от связанных с решением исследуемой проблемы. В зависимости от источника получения выделяют внутреннюю (получаемую в рамках фирмы – бюджеты, данные о сбыте, данные о прибылях и убытках, счета клиентов, данные о запасах, результаты предыдущих исследований и т.п.) и внешнюю (получаемую вне рамок фирмы) вторичную информацию.
Вторичные источники данных могут включать следующую информацию:
— статистические данные о потреблении и производстве данного изделия в прошлом, о пользователях изделия;
— анализ затрат на производство и цен на изделия данного типа;
— анализ ситуации на рынке;
— анализ перспектив потребления и производства изделий, возможность расширения круга потребителей изделия;
— сведения о потенциальных потребителях и конкурентах;
— общеэкономические данные об уровне средней заработной платы, занятости, темпах развития различных отраслей, темпах роста населения.
Источники вторичной информации подразделяются на неофициальные и официальные. К первым относятся периодические издания, книги, монографии и другие непериодические публикации. Официальные источники – статистический и аналитический материал по таким вопросам как предоставление кредитов, льгот в налогообложении, гарантии правительства и др. К вторичным источникам относятся внутренние источники фирмы, специализированная литература, справочники, сборники коммерческой и деловой информации.
Сбор вторичных данных (рис. 3) занимает обычно меньше времени и обходится гораздо дешевле. Это связано с тем, что интересующая фирму информация уже была ранее собрана для каких-то других целей и имеется в готовом виде или требует небольших обобщений либо уточнений.
Рис. 3. Алгоритм подготовки и проведения сбора информации
Однако вторичные данные имеют ряд недостатков. Они могут быть неполными, неточными или устаревшими. Это требует проведения дополнительных мероприятий по сбору новой информации, т.е. первичных данных.
Первичная информация – это данные, получаемые в результате специально проведенных для решения конкретной маркетинговой проблемы полевых исследований. Её достоинства заключаются в том, что сбор информации осуществляется в соответствии с точно поставленной целью; известна и контролируема методология сбора; результаты доступны для фирмы и ограждены от конкурентов; известна надёжность данных. Недостатки заключаются в дороговизне и больших временных затратах.
3. Выявление проблем и формулирование целей исследования
Цели исследований могут быть поисковыми, т.е. предусматривают сбор каких-то предварительных данных, проливающих свет на проблему, а возможно, и помогающих выработать гипотезу. Они могут быть также описательными, т.е. предусматривают описание определенных явлений. Например, требуется выяснить численность авиапассажиров или численность тех, кто слышал о компании «Аэрофлот». Бывают и экспериментальные цели, которые предусматривают проверку гипотезы о какой-то причинно-следственной связи, например о том, что снижение стоимости обучения на 15% вызовет рост числа платных аспирантов по крайней мере на 20%.
Отбор источников информации. На втором этапе необходимо определить вид интересующей заказчика информации и пути ее наиболее эффективного сбора. Исследователь может собирать вторичные или первичные данные либо те и другие одновременно.
Вторичные данные — информация, которая уже где-то существует, которая собрана ранее для других целей. Первичные данные — информация, собранная впервые для какой-либо конкретной цели.
Сбор вторичных данных. Исследование обычно начинают со сбора вторичных данных. В качестве источников данных используют издания государственных и региональных учреждений, периодику, книги, бюллетени компьютерных сетей. Используют и услуги коммерческих организаций, внутренние отчеты о прибылях и убытках, отчеты коммивояжеров, отчеты о предыдущих исследованиях.
Вторичные данные служат отправной точкой исследования. Они дешевле и более доступны. Однако нужных исследователю сведений может просто не быть либо существующие данные устарели, неточны, неполны или ненадежны. В этом случае исследователю придется с гораздо большими затратами средств и времени собирать первичные данные, которые, вероятно, окажутся и более актуальными, и более точными.
Методы исследования
Методы маркетинговых исследований: анализ документов, наблюдения, опрос, эксперимент; количественные и качественные методы.
Поскольку в основе маркетинга лежит информация, то основу маркетинговых методов исследования составляют методы сбора маркетинговой информации.
Основные методы исследования:
Наблюдения осуществляются, например, за временными колебаниями потоков посетителей торговых предприятий с помощью визуального контроля или видеокамерами с последующей компьютерной обработкой.
Экспериментальные исследования могут применяться при тестировании новых продуктов, изменении методов торговли, продвижения. По результатам эксперимента выбирается оптимальный вариант действий. В основе методики эксперимента лежит сравнение в контролируемых условиях.
При подходе «до и после» сравниваются результаты до изменений и после их проведения. При применении «расщепленных потоков» сравниваются результаты для двух статистических эквивалентных групп потребителей (испытуемой и контрольной). В случае использования методики «разница» предлагаются, например, одновременно три типа продукта, один из которых обладает испытуемыми свойствами. Если покупатель не чувствует этой разницы, то покупки разных типов будут носить случайный характер. Методика типа «латинский квартал» означает проведение эксперимента в небольшой группе разнородных покупателей, что позволит распространить полученные результаты на большую общность покупателей.
Качественные исследования проводятся в том случае, когда нет необходимости в строгих численных результатах.
Групповые интервью обычно проводятся по методу «мозговой атаки» 8-10 участников.
Индивидуальные глубинные и псевдоструктурированные интервью проводятся в разных формах — от полностью свободной (интервью позволяет респонденту отвечать в любой форме) до псевдостуктурированной (близкой к анкетному опросу, но с возможностью респонденту иметь некоторую свободу выражения своих мыслей).
—Наиболее широко применяются обзорные исследования с помощью анкетпо почте, опросов по телефону, персональных интервью и с помощью Internet. При этом любая анкета требует тщательной разработки, опробования и отработки. Форма вопроса может повлиять на ответы.
Сравнительно новым, развивающимся методом сбора первичной информации являются исследования посредством Internet. Исследования с помощью Интернет являются относительно дешевым методом сбора первичной информации. На практике исследования в диалоговом (on-line) режиме имеют два существенных преимущества перед обычными исследованиями и опросами: быстрота и рентабельность. Организация исследований в диалоговом режиме требует предварительного тщательного планирования, но результаты получаются практически мгновенно. Также нет различий в скорости и стоимости проведения исследований внутри и за пределами страны. Важно отметить, что при работе в Интернет фирма, раскрывая и удовлетворяя потребности клиента, должна стремиться также внести свой вклад в разработку новых идей и методов для электронной коммерции.
Таким образом, новая роль маркетинга помимо удовлетворения потребностей клиента непосредственно включает в себя «альтруистическую», кооперативную цель облегчения развития рынка. В новых условиях менеджерам по маркетингу следует сосредоточиться на разработке новых идей и принципов, поскольку, как утверждают Федько В..П. и Н.Г. «механический» перенос в среду Интернет старых форм, скорее всего, будет малоэффективным.
Вторичные данные
Вторичные данные — это маркетинговая информация, полученная из разных источников.
В отличие от первичных данных, именно с анализа вторичных необходимо начинать изучение рынка. Первичные используются только если информации, полученной из вторичных оказалось недостаточно или по результатам анализа были выявлены проблемы, которые необходимо срочно решить.
С помощью вторичной информации можно проанализировать, как развивается сфера, в которой работает компания, какова ситуация в государстве: безработица, инфляция, ВВП, курс валют и т. д. Вторичные данные позволяют изучить конкурентов, использующиеся актуальные технологии, а также получить ценные сведения о целевой аудитории, о ее возрасте, половой принадлежности, доходах, интересах.
Исследование вторичных данных позволяет сформировать ценовую политику, определить расходы предприятия и его конкурентов, а также спрогнозировать динамику продаж. Такое исследование является кабинетным, поэтому относится к недорогим методам исследования. Вторичные данные используют не только для того, чтобы сформировать общую картину, оценить среду, в которой работает бизнес, но и в дальнейшем для решения конкретных задач: сокращение расходов, увеличение прибыли и т. д.
Эксперты рекомендуют начинать исследование именно со вторичных данных, так как это самый недорогой способ получить объективную картину, которую в дальнейшем при необходимости можно будет уточнять и создавать для этого собственные первичные данные. Если компания небольшая или только выходит на рынок, либо у него ограничен бюджет на анализ первичных данных, то это оптимальный метод в такой ситуации, он нередко единственный доступный. Вторичные данные часто используют для подготовки бизнес-планов перед тем, как открыть стартап или начать новый проект. Другими словами, анализ вторичных данных — это изучение внешних факторов рынка.
Источники вторичной информации бывают внутренними и внешними. Последние — это отчёты госорганов и предприятий, проведённые исследования авторитетными аналитическими компаниями, информация о котировках с бирж, различные законодательные акты, объявления общественных деятелей и сообщения в СМИ, независимые исследования, различные каталоги. Внутренние источники — это различная отчётность, финансовая, бухгалтерская, результаты маркетинговых кампаний, обратная связь от пользователей, например, книга жалоб и т. д.
Настроить интеграцию без программистов ApiX-Drive
Первичные и вторичные данные
Обычно при проведении маркетинговых исследований используется информация, полученная на основе первичных и вторичных данных.
Первичные данные получаются в результате специально проведенных для решения конкретной маркетинговой проблемы так называемых полевых маркетинговых исследований; их сбор осуществляется путем наблюдений, опросов,экспериментальных исследований, выполняемых над частью общей совокупности исследуемых — выборкой.
Под вторичными данными, применяемыми при проведении так называемых кабинетных маркетинговых исследований, понимаются данные, собранные ранее из внутренних и внешних источников для целей, отличных от целей маркетинговых исследований. Другими словами, вторичные данные не являются результатом проведения специальных маркетинговых исследований.
Кабинетные исследования являются наиболее доступным и дешевым методом проведения маркетинговых исследований. Для малых, а порой и средних организаций — это практически доминирующий метод получения маркетинговой информации.
Вторичная информация, с которой должна работать системапостоянного слежения за внешней маркетинговой средой, обширна и, как правило, рассеяна во множестве источников, которые полностью практически невозможно перечислить. Многие международные и российские центры и организации регулярно публикуют экономические данные, которые могут оказаться полезными при анализе и прогнозировании.
Можно выделить четыре главных достоинства использования вторичных данных:
· быстрота получения по сравнению со сбором первичных данных;
· дешевизна по сравнению с первичными данными;
· повышают эффективность использования первичных данных.
Вторичные данные помогают исследователю более глубоко ознакомиться с ситуацией в отрасли, с тенденциями изменения объема продаж и прибыли, конкурентами, последними достижениями науки и техники.
К недостаткам вторичных данных относится возможная нестыковка единиц измерения, использование различных определений и систем классификаций, разная степень новизны, невозможность оценить их достоверность. Эти недостатки обусловлены, прежде всего, тем,что первичная информация специально не получается исходя из целей определенного маркетингового исследования, а исходя из каких-то других целей.
9 Метод Дельфи (иногда дельфийский метод) был разработан в 1950—1960 годы в США для прогнозирования влияния будущих научных разработок на методы ведения войны (разработан корпорацией RAND, авторами считаются Olaf Helmer, Norman Dalkey, и Nicholas Rescher). Имя заимствовано от Дельфийского Оракула.
Суть этого метода в том, чтобы с помощью серии последовательных действий – опросов, интервью, мозговых штурмов – добиться максимального консенсуса при определении правильного решения. Анализ с помощью дельфийского метода проводится в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими методами.
Базовым принципом метода является то, что некоторое количество независимых экспертов (часто несвязанных и не знающих друг о друге) лучше оценивает и предсказывает результат, чем структурированная группа (коллектив) личностей. Позволяет избежать открытых столкновений между носителями противоположенных позиций т.к. исключает непосредственный контакт экспертов между собой и, следовательно, групповое влияние, возникающее при совместной работе и состоящее в приспособлении к мнению большинства, даёт возможность проводить опрос экстерриториально, не собирая экспертов в одном месте (например, посредством электронной почты)
· группы исследователей, каждый из которых отвечает индивидуально в письменной форме.
· организационная группа — сводит мнения экспертов воедино.
· время проведения зависит от средств коммуникации экспертов.
· опрашиваемые должны уметь хорошо излагать свои мысли, так как данный метод основан на получении информации в письменной форме, в противном случае обработка затрудняется
· анкетируемые должны обладать высоким уровнем мотивации, так как отсутствует поощрение за заполнение анкет.
10 Выборка или выборочная совокупность — это необходимый для социологического исследования минимум результатов (случаев, испытуемых, объектов, событий, образцов) отобранных с помощью определённой процедуры из генеральной совокупности.
Характеристики выборки:
· Качественная характеристика выборки – что именно мы выбираем и какие способы построения выборки мы для этого используем.
· Количественная характеристика выборки – сколько случаев выбираем, другими словами объём выборки.
ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КЛИЕНТОЦЕНТРИЧНОГО ПОДХОДА
ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КЛИЕНТОЦЕН-ТРИЧНОГО ПОДХОДА
5.2 ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ
Таблица 3
Преимущества и ограничения кабинетных исследований
Для использования инструмента не нужны специальные условия и респонденты.
Инструмент можно использовать в одиночку, нет необходимости в командной работе.
Инструмент позволяет детально изучить предмет исследования.
Инструмент позволяет оценить использованные ранее методы и инструменты, отказаться от неудачных и сосредоточиться на необходимых.
Инструмент помогает найти экспертов в конкретной области, которые могут дать интервью, принять участие в творческих семинарах или стать рецензентами;Неизбежны временные затраты.
Необходимые актуальные данные не всегда доступны.
Используемые данные не всегда релевантны данной задаче
Таблица 4
Преимущества и ограничения анализа трендов
Для использования инструмента не нужны респонденты и специальные условия.
Инструмент позволяет погрузиться в контекст проблемы.
Инструмент позволяет создать общую базу знаний для командной работы.
При командной работе инструмент обеспечивает экономию времени на поиск информации.
Инструмент позволяет посмотреть на проблему задачи с разных сторон, оценить мировой опыт.
С помощью инструмента удается принимать более обоснованные решения в разработке продукта.
Инструмент облегчает прогнозирование и выявление скрытых возможностей;Инструмент неприменим на серединных и конечных стадиях разработки сервисов или процессов.
Инструмент не подходит для верификации гипотез.
Инструмент не позволяет в полной мере судить о востребованности конкретного продукта и его пользе для реального клиента
Таблица 5
Пример матрицы тренда при проектировании государственной услуги
Рисунок 8
Карта трендов
Примеры вопросов для дискуссии:
Что нового вы узнали?
Что можно назвать ключевыми проблемами?
Как бы вы могли использовать идеи, которые у вас возникли при анализе карты трендов?
При разработке чат-бота для службы занятости карта трендов использовалась в урезанном формате: команда своими силами оценила востребованность инструмента и его соответствие целевой аудитории (рисунок 9).
Чат-боты все реже используются на сайтах, зато в мессенджерах они достаточно популярны. Было решено ограничиться чат-ботом в Telegram и в дальнейшем, возможно, использовать его в других каналах.
Поиск в Google показал, что в России службы занятости редко используют чат-боты. Для создания чат-ботов есть готовые инструменты, шаблоны. Со временем как инструмент они переходят в категорию привычного («все так делают»). Значит, можно рассчитывать на одобрение аудитории небольшого города.
Михаил и Екатерина провели небольшое исследование на основе открытых данных о рождаемости в регионе за последние 10 лет. Выяснили, что рождаемость растет на 3–5% ежегодно, при этом безработица тоже увеличивается, в возрасте 18-64 лет 54% жителей составляют женщины, из них 40% в возрасте 18-35 лет.
Сбор данных: вторичная и первичная информация
Сбор вторичной информации по предмету исследования, как правило, предшествует сбору первичной информации. По критериям доступности, стоимости, оперативности получения вторичная информация имеет преимущества перед первичной.
Однако неполнота, неполная адекватность задачам анализа, несвоевременность данных являются недостатком вторичной информации. Например, данные переписи населения содержат демографические характеристики жителей, однако не содержат сведений об их марочных предпочтениях.
Сбор первичной информации, как правило, дороже и длительнее по времени, однако в результате можно получить более ценную и детальную информацию. Выбор между вторичной и первичной информацией связан с затратами, валидностью и эффективностью этих вариантов.
В действительности многие проекты маркетинговых исследований комбинируют вторичную и первичную информацию для получения полного ответа на маркетинговые вопросы.
Решения, принимаемые при планировании сбора первичной информации, показаны в табл. 6.4.4.1
Методы сбора | Методы контакта | План выборки | Инструменты |
_ информации | исследования | ||
Опрос | Личный | Единица выборки | Анкета |
Наблюдение | Телефонный | Размер выборки | Электронно- |
Эксперимент | Интернет Почта | Процедура выборки | механические |
Методы сбора первичной информации — опрос, наблюдение, эксперимент — уже были рассмотрены ранее. Сбор первичной информации может вестись при различных формах контакта с исследуемыми: личный, телефонный, Интернет, почта.
Для сбора первичной информации разрабатывается план выборки — система решений о единице, размере и процедуре выборки. Сначала необходимо решить, что изучать. Предположим, необходимо провести опрос потребителей.
Маркетеры обычно делают выводы о больших группах объектов (потребителей, компаний) путем изучения малых образцов, или выборки, из общей совокупности этих объектов. Вся группа объектов (людей в данном случае), которые исследователи хотят изучить, называется популяция (population, universe), или генеральная совокупность.
Так, например, для политической кампании популяцию составляют все избиратели. Для исследования рынка йогуртов — все потребители йогурта.
Поскольку опросить всех потребителей невозможно, выбирается лишь часть всех потребителей, или образец, отражающий свойства всей группы. Этот образец называется выборкой.
Выборка (sample)— это часть исследуемой группы объектов (потребителей), выбранная для маркетингового исследования и представляющая всю группу. Выборка должна отражать целевой рынок, т. е. представлять его характеристики, или быть репрезентативной.
План выборки содержит ответы на три вопроса. Во-первых, это единица выборки (sampling unit), т. е. кого нужно опрашивать. Исследователь должен определить, какая информация необходима и кто наиболее вероятно ею располагает.
Однако для надежных результатов совсем необязательно опрашивать большинство людей популяции. Хорошо сформированная выборка, составляющая менее одного процента популяции, часто может дать хорошую надежность.
Третий вопрос плана выборки: как выборка должна формироваться, или процедура выборки (sampling procedure).
Хотя ошибка неслучайной выборки не может быть измерена. В табл. 6.4.4.2 показаны варианты выборки. Метод выборки зависит от потребностей исследования. Нередко методы комбинируются.
После составления плана выборки принимается решение оо инструментах исследования. Основные инструменты — опросный лист и электронно-механические средства. Опросный лист — традиционное средство сбора первичной информации: лично, по телефону или через Интернет. Нужно решить, какие вопросы задавать, в каком порядке их расположить.
Закрытые вопросы (с вариантами выбора) дают ответы, легко табулируемые и интерпретируемые. Открытые вопросы (со свободной формой ответа) более полезны в предварительном, разведывательном исследовании. Первый вопрос листа должен пробуждать интерес респондента, а последний может быть наиболее трудным. Электронно-механические инструменты — сканеры, счетчики посещений web-страниц считывают информацию автоматически.
Собранная информация должна быть подготовлена к последующему анализу — ведется поиск ошибок и их устранение. Так, например, анкеты с пропущенными ответами либо признаются недействительными и не используются в дальнейшем, либо дорабатываются с респондентами при повторном контакте, если это возможно.