что такое первичная медико санитарная помощь каково ее значение
Что такое первичная медико санитарная помощь каково ее значение
Статья 33. Первичная медико-санитарная помощь
1. Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
2. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 настоящего Федерального закона.
3. Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.
4. Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).
5. Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
6. Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
7. В целях оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре медицинских организаций могут создаваться подразделения медицинской помощи, оказывающие указанную помощь в неотложной форме.
Приложение. Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению
Приложение
к приказу Министерства
здравоохранения и
социального развития РФ
от 15 мая 2012 г. N 543н
Положение
об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению
С изменениями и дополнениями от:
23 июня, 30 сентября 2015 г., 30 марта 2018 г., 27 марта, 3 декабря 2019 г., 21 февраля 2020 г.
1. Настоящее Положение устанавливает правила организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению на территории Российской Федерации.
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями N 1-27 к настоящему Положению.
3. Работникам организаций, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, и населению закрытых административно-территориальных образований, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, первичная медико-санитарная помощь осуществляется с учетом особенностей организации оказания медицинской помощи, установленных Правительством Российской Федерации.
4. Первичная медико-санитарная помощь в медицинских организациях может оказываться населению:
5. Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний, и санитарно-гигиеническому просвещению.
6. Первичная медико-санитарная помощь оказывается в плановой и неотложной формах.
7. Первичная медико-санитарная помощь оказывается:
1) амбулаторно, в том числе:
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 21 февраля 2019 г. N АКПИ18-1292 абзац третий подпункта 1 пункта 7 Положения признан не противоречащим действующему законодательству
по месту выезда мобильной медицинской бригады, в том числе для оказания медицинской помощи жителям населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста, либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий;
2) в условиях дневного стационара, в том числе стационара на дому.
8. В целях повышения эффективности оказания первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не опасных для жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре медицинских организаций может организовываться отделение (кабинет) неотложной медицинской помощи, осуществляющее свою деятельность в соответствии с приложением N 5 к настоящему Положению.
С учетом образования контингентов граждан, временно (сезонно) проживающих на территории населенного пункта (в том числе на дачных участках и садовых товариществах), отделение (кабинет) неотложной медицинской помощи может организовываться в непосредственном приближении к месту временного (сезонного) проживания.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
10. Первичная медико-санитарная помощь включает следующие виды:
первичная доврачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами, другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, отделений (кабинетов) медицинской профилактики, центров здоровья;
первичная врачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, кабинетов и центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), центров здоровья и отделений (кабинетов) медицинской профилактики;
первичная специализированная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-специалистами разного профиля поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, в том числе оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
Информация об изменениях:
Приказом Минздрава России от 23 июня 2015 г. N 361н пункт 11 изложен в новой редакции
11. В малочисленных населенных пунктах с числом жителей менее 100 человек, в том числе временных (сезонных), находящихся на значительном удалении от медицинских организаций или их структурных подразделений (более 6 км), медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу, на территории обслуживания которых расположены такие населенные пункты, осуществляют организацию оказания первой помощи населению до прибытия медицинских работников при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью с привлечением одного из домовых хозяйств (домовые хозяйства, оказывающие первую помощь, создаются из расчета не менее 1 домового хозяйства на каждый населенный пункт).
Организация оказания первой помощи с привлечением одного из домовых хозяйств включает:
обеспечение домохозяйства средствами связи;
обеспечение домохозяйства связью с территориальным центром медицины катастроф;
обеспечение домохозяйству доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
формирование укладок для оказания первой помощи;
информирование населения о домохозяйстве, оказывающем первую помощь и обучение ответственных лиц домохозяйства навыкам оказания первой помощи;
обеспечение памятками о взаимодействии ответственных лиц домовых хозяйств с медицинскими организациями;
обеспечение лиц, оказывающих первую помощь, а также лиц, имеющих высокий риск развития внезапной сердечной смерти, острого коронарного синдрома и других жизнеугрожающих состояний, и членов их семей методическими пособиями и памятками по оказанию первой помощи при наиболее часто встречающихся жизнеугрожающих состояниях, являющихся основной причиной смертности (в том числе внезапной сердечной смерти, острого коронарного синдрома, острого нарушения мозгового кровообращения), содержащими сведения о характерных проявлениях указанных состояний и необходимых мероприятиях по их устранению до прибытия медицинских работников.
Информация об изменениях:
2 Часть 2 статьи 33 Федерального закона (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724).
13. Территориально-участковый принцип организации оказания первичной медико-санитарной помощи заключается в формировании групп обслуживаемого контингента по признаку проживания (пребывания) на определенной территории или по признаку работы (обучения) в определенных организациях и (или) их подразделениях.
14. Распределение населения по участкам осуществляется руководителями медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в зависимости от конкретных условий оказания первичной медико-санитарной помощи населению в целях максимального обеспечения ее доступности и соблюдения иных прав граждан.
15. В целях обеспечения права граждан на выбор врача и медицинской организации допускается прикрепление граждан, проживающих либо работающих вне зоны обслуживания медицинской организации, к врачам-терапевтам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) для медицинского наблюдения и лечения с учетом рекомендуемой численности прикрепленных граждан, установленной пунктом 18 настоящего Положения.
16. В медицинских организациях могут быть организованы участки:
терапевтический (в том числе цеховой);
врача общей практики (семейного врача);
комплексный (участок формируется из населения участка медицинской организации с недостаточной численностью прикрепленного населения (малокомплектный участок) или населения, обслуживаемого врачом-терапевтом врачебной амбулатории, и населения, обслуживаемого фельдшерско-акушерскими пунктами (фельдшерскими здравпунктами);
17. Обслуживание населения на участках осуществляется:
фельдшером фельдшерского здравпункта, фельдшерско-акушерского пункта;
врачом-терапевтом участковым, врачом-терапевтом участковым цехового врачебного участка, медицинской сестрой участковой на терапевтическом (в том числе цеховом) участке;
врачом общей практики (семейным врачом), помощником врача общей практики, медицинской сестрой врача общей практики на участке врача общей практики (семейного врача).
18. Рекомендуемая численность прикрепленного населения на врачебных участках в соответствии с нормативной штатной численностью медицинского персонала составляет:
Информация об изменениях:
Приказом Минздрава России от 23 июня 2015 г. N 361н пункт 19 изложен в новой редакции
19. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, с длительной сезонной изоляцией, а также в местностях с низкой плотностью населения участки могут быть сформированы с меньшей численностью прикрепленного населения, с сохранением штатных должностей врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей), медицинских сестер участковых, медицинских сестер врача общей практики, фельдшеров (акушеров) в полном объеме.
Первичная медико-санитарная помощь в малочисленных населенных пунктах оказывается в фельдшерских здравпунктах, фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной практики (семейной медицины), врачебных амбулаториях.
Информация об изменениях:
19.2. В населенных пунктах с числом жителей 100-300 человек организуются:
фельдшерско-акушерские пункты или фельдшерские здравпункты в случае, если расстояние от фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта до ближайшей медицинской организации превышает 6 км;
домовые хозяйства, оказывающие первую помощь, и (или) выездные формы работы, в случае, если расстояние от фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта до ближайшей медицинской организации не превышает 6 км.
19.3. В населенных пунктах с числом жителей 301-1000 человек организуются фельдшерско-акушерские пункты или фельдшерские здравпункты вне зависимости от расстояния до ближайшей медицинской организации в случае отсутствия других медицинских организаций.
19.4. В населенных пунктах с числом жителей 1001-2000 человек организуются:
фельдшерско-акушерские пункты или фельдшерские здравпункты в случае, если расстояние от фельдшерско-акушерского пункта до ближайшей медицинской организации не превышает 6 км;
центры (отделения) общей врачебной практики (семейной медицины) или врачебная амбулатория в случае, если расстояние от фельдшерско-акушерского пункта до ближайшей медицинской организации превышает 6 км.
19.5. При наличии водных и других преград, удаленности от ближайшей медицинской организации, низкой плотности населения (в 3 раза ниже среднероссийского показателя) численность обслуживаемого населения и расстояние до ближайшей медицинской организации может корректироваться относительно рекомендуемой численности обслуживаемого фельдшерско-акушерским пунктом или фельдшерским здравпунктом населения.
В случае преимущественного (более 40 %) проживания населения старше трудоспособного возраста в населенном пункте с числом жителей более 100 человек, могут быть организованы как фельдшерско-акушерские пункты, так и фельдшерские здравпункты.
19.6. В населенных пунктах с числом жителей более 2000 человек для оказания первичной врачебной медико-санитарной помощи организуются врачебные амбулатории вне зависимости от расстояния до ближайшей медицинской организации, либо структурного подразделения (отделения) медицинской организации, оказывающей первичную врачебную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу.
20. В зависимости от конкретных условий оказания первичной медико-санитарной помощи населению в целях обеспечения ее доступности могут формироваться постоянно действующие медицинские бригады, состоящие из врача-терапевта участкового, фельдшеров, акушеров и медицинских сестер с распределением между ними функциональных обязанностей по компетенции исходя из установленных штатных нормативов, предназначенных для расчета количества должностей, предусмотренных для выполнения медицинской организацией возложенных на нее функций.
21. Первичная специализированная медико-санитарная помощь организуется в соответствии с потребностями населения в ее оказании, с учетом заболеваемости и смертности, поло-возрастного состава населения, его плотности, а также иных показателей, характеризующих здоровье населения.
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается по направлению медицинских работников, оказывающих первичную доврачебную и первичную врачебную медико-санитарную помощь, а также при самостоятельном обращении пациента в медицинскую организацию.
22. Для оказания медицинской помощи больным с острыми хроническими заболеваниями и их обострениями, нуждающимся в стационарном лечении, но не направленным для оказания стационарной медицинской помощи в медицинскую организацию, может организовываться стационар на дому при условии, что состояние здоровья больного и его домашние условия позволяют организовать медицинскую помощь и уход на дому.
Отбор больных для лечения в стационаре на дому проводится по представлению врачей участковых терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей) и врачей- специалистов.
При организации стационара на дому осуществляется ежедневное наблюдение больного врачом-специалистом и медицинской сестрой, проведение лабораторно-диагностических обследований, медикаментозной терапии, различных процедур, а также консультации врачей-специалистов по профилю заболевания.
В субботние, воскресные и праздничные дни наблюдение за больными может осуществляться дежурными врачами и медицинскими сестрами, а также службой неотложной медицинской помощи. При ухудшении течения заболевания больной должен быть незамедлительно переведен в круглосуточный стационар.
Первичная медико-санитарная помощь
Основные факты
Что такое первичная медико-санитарная помощь?
С 1978 г. понятие ПМСП неоднократно становилось объектом новых интерпретаций или определений, что привело к путанице в понимании этого термина и практике его применения. Для более координированного осуществления будущих стратегий в области развития ПМСП на глобальном, национальном и местном уровнях и для руководства их осуществлением было разработано четкое и простое определение этого понятия:
«Первичная медико-санитарная помощь – подход к охране здоровья, охватывающий все общество и направленный на равноправное достижение наивысшего возможного уровня здоровья и благополучия каждым членом общества, в рамках которого приоритетное внимание уделяется удовлетворению медико-санитарных потребностей населения на самых ранних этапах их формирования посредством осуществления единого комплекса мероприятий от укрепления здоровья и профилактики до лечения, реабилитации и паллиативной помощи, осуществляемых максимально близко к среде повседневной жизни людей». ВОЗ и ЮНИСЕФ. Концепция первичной медико-санитарной помощи в XXI веке: на пути к ВОУЗ и ЦУР.
ПМСП состоит из трех взаимосвязанных компонентов, между которыми обнаруживается синергия: всеобъемлющий комплекс услуг здравоохранения, центральным элементом которого являются первичная медицинская помощь, а также блага и функции общественного здравоохранения; многосекторальные меры политики и действия, направленные на решение проблем, связанных с факторами и детерминантами здоровья; вовлечение и расширение прав и возможностей людей и местных сообществ для обеспечения их более активного участия в жизни общества и расширения их возможностей самопомощи и повышения их самостоятельности в вопросах собственного здоровья.
В основе ПМСП лежит приверженность ценностям социальной справедливости, равноправия, солидарности и сотрудничества. Фундаментом этой концепции является признание того, что обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья – одно из основных прав всякого человека без каких-либо различий.
Для того, чтобы всеобщий охват услугами здравоохранения (ВОУЗ) имел действительно универсальный характер, требуется переход от систем и институтов здравоохранения, ориентированных на лечение болезней, к системам здравоохранения, созданным для людей и вместе с людьми. Развитие ПМСП требует от органов власти на всех уровнях понимания необходимости действовать с выходом за рамки сектора здравоохранения и реализовывать общегосударственный межсекторальный подход к здравоохранению, в том числе обеспечивая учет вопросов здоровья при разработке мер политики во всех областях, а также уделяя пристальное внимание вопросу справедливости и необходимости охвата всего жизненного цикла человека.
ПМСП включает в себя работу в отношении широкого круга детерминантов здоровья и требует комплексного учета взаимозависимых аспектов физического, психического и социального здоровья и благополучия. Такой подход обеспечивает комплексный учет медицинских потребностей человека на протяжении всей его жизни, а не просто лечение отдельных заболеваний по мере их возникновения. Первичная медико-санитарная помощь позволяет предоставлять людям качественную комплексную помощь от укрепления здоровья и профилактики до лечения, реабилитации и паллиативной помощи и делать это максимально близко к среде повседневной жизни людей.
Почему так важна первичная медико-санитарная помощь?
Государства-члены взяли на себя обязательство дать новый импульс развитию первичной медико-санитарной помощи в качестве краеугольного камня устойчивых систем здравоохранения в интересах достижения ВОУЗ, связанных со здоровьем Целей в области устойчивого развития (ЦУР) и санитарно-эпидемиологической безопасности. В рамках работы по достижению ВОУЗ, ЦУР и санитарно-эпидемиологической безопасности ПМСП выполняет роль движущей силы. Это обязательство было закреплено и подтверждено в Астанинской декларации, сопутствующей ей резолюции 72/2 Всемирной ассамблеи здравоохранения, Глобальном докладе о мониторинге ВОУЗ 2019 г., а также на совещании высокого уровня Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций по ВОУЗ. Задачи по достижению ВОУЗ, ЦУР и санитарно-эпидемиологической безопасности являются амбициозными, но практически осуществимыми. Их выполнение требует неотложного ускорения, что может быть обеспечено на базе ПМСП.
ПМСП представляет собой наиболее инклюзивный, эффективный и результативный подход к повышению уровня физического и психического здоровья людей и их социального благополучия. Все больше данных свидетельствуют о высокой эффективности вложения ресурсов в развитие ПМСП во всем мире, особенно в контексте пандемии COVID-19.
Финансирование ПМСП повсеместно приводит к повышению результативности медицинской помощи, укреплению подотчетности системы здравоохранения и улучшению показателей здоровья населения. Некоторые из этих факторов непосредственно определяются характеристиками системы здравоохранения и уровнем доступа к медицинской помощи, однако имеющиеся данные недвусмысленно свидетельствуют о том, что здоровье и благополучие населения являются результатом действия гораздо более широкого круга факторов. К ним, в частности, относятся социальная защита, продовольственные системы, образование и экологические факторы.
ПМСП также играет важнейшую роль в повышении жизнестойкости систем здравоохранения в условиях кризисных ситуаций, укреплении их способности упредительно выявлять ранние признаки эпидемий и повышении их готовности к оперативному принятию мер в случае резкого повышения спроса на услуги здравоохранения. Доказательная база еще находится в процессе формирования, однако общепризнанным является представление о ПМСП как о точке первого доступа к системе здравоохранения и основе для укрепления важнейших функций в сфере охраны общественного здоровья, необходимых в случае таких кризисов, как пандемия COVID-19.
Деятельность ВОЗ
ВОЗ оказывает странам помощь в переориентации их систем здравоохранения на развитие ПМСП как одного из ключевых условий достижения ВОУЗ, ЦУР3 и санитарно-эпидемиологической безопасности. Системы здравоохранения должны отвечать потребностям людей, соответствовать контексту и быть способными выполнять возлагаемые на них задачи. Путь к укреплению систем здравоохранения, в частности, лежит через укрепление следующих компонентов: управление и финансирование в сфере здравоохранения; кадровые ресурсы здравоохранения; гендерное равенство и права; информационные системы; качество услуг и безопасность пациентов; здоровье матерей, новорожденных, детей и подростков, а также здоровое старение; охрана сексуального и репродуктивного здоровья; лекарственное обеспечение и снабжение медицинской продукцией; готовность к чрезвычайным ситуациям, реагирование на них и ликвидация их последствий; борьба с инфекционными и неинфекционными заболеваниями.
В области развития ПМСП во всем мире ВОЗ выделила три стратегические направления своей работы:
Первичная медико-санитарная помощь
Первичная медицинско-санитарная помощь, являясь центральным звеном здравоохранения, должна осуществлять главную функцию — улучшение здоровья населения. Амбулаторно-поликлиническая помощь — наиболее востребованный вид медицинской помощи, оказываемой населению врачами специалистами первичного звена здравоохранения в условиях амбулаторно-поликлинического учреждения.
На уровне первичного звена здравоохранения начинают и заканчивают обследование и лечение до 80% пациентов.
Согласно данным статистики из 1000 граждан 750 человек в месяц имеют проблемы со здоровьем. Только 250 человек обращаются за медицинской помощью. Только 5 человек из них нуждаются в консультации узкого специалиста, 9 в стационарной помощи, 1 в высокотехнологичной, остальные нуждаются в помощи врача первичного звена.
Основные причины смертности и инвалидизации населения потенциально предотвратимы и отчасти связаны с повышением доступности и качества медицинской помощи. Сегодня повышается роль врача первичного звена в улучшении показателей здоровья населения.
Деятельность врача амбулаторно-поликлинического учреждения направлена на выявление заболевания при проведении профилактического медицинского осмотра или обращении за медицинской помощью, на проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий с целью предупреждения развития осложнений заболевания, инвалидизации, преждевременной смерти.
Врач амбулаторно-поликлинического учреждения определяет показания и объем необходимых диагностических исследований для уточнения диагноза, определяет показания для госпитализации в дневной стационар и круглосуточный стационар, осуществляет отбор пациентов, нуждающихся в высокотехнологичных видах лечения, осуществляет динамическое наблюдение пациентов с выявленными заболеваниями и проводит лечение и реабилитацию согласно индивидуальному плану лечебно-оздоровительных мероприятий.
В амбулаторно-поликлиническом учреждении организуется работа «Школ здоровья» для населения с целью повышения медицинской грамотности по сохранению своего здоровья.
Ежегодно разрабатывается и утверждается Постановлением Совета администрации края краевая Программа государственных гарантий оказания населению Красноярского края бесплатной медицинской помощи.
Краевая Программа государственных гарантий оказания населению Красноярского края бесплатной медицинской помощи обеспечивает реализацию конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи за счет соответствия гарантированных видов и объемов медицинской помощи и необходимых для их реализации финансовых средств и формируется на основе анализа состояния здоровья населения, системы оказания медицинской помощи населению и системы финансирования.
В крае проводится планомерная работа по укреплению материально-технической базы медицинских учреждений первичного звена. В 2008 году поступило и установлено 206 единиц диагностического оборудования, в т.ч. 67 рентгенустановки, УЗИ-оборудование 30, ЭКГ-аппараты 16, 52 единицы эндоскопического оборудования, лабораторное оборудование 19. Ввод в эксплуатацию оборудования позволяет сокращать очереди на ожидание лабораторных и инструментальных исследований, повышать охват диагностическими обследованиями и выявлять заболевания на ранних стадиях.
В структуре посещений увеличился удельный вес посещений с профилактической целью с 35,5% в 2007г до 38,2%. Рост обусловлен увеличением медицинских осмотров по проведению дополнительной диспансеризации работающего населения в рамках реализации Национального проектав здравоохранении.
Мероприятия, проводимые в крае, направлены на смещение объемов стационарной помощи в дневные стационары и амбулаторно-поликлинические учреждения.
Стационарзамещающие технологии в 2008г. получили свое дальнейшее развитие. Число мест в дневных стационарах при амбулаторно-поликлинических учреждениях выросло до 1763 (в 2007г. – 1571). Удельный вес больных, пролеченных в дневных стационарах при АПУ составил 46,6%. Увеличилась средняя занятость мест. В дневных стационарах лечатся больные терапевтического, гинекололгического, неврологического профиля.
В рамках целевой программы «Развитие общей врачебной практики (семейной медицины) на территории Красноярского края на 2008-2010гг.», в 2008 году подготовлено 9 зданий для развертывания ОВП, прошло обучение 54 специалиста (18 врачей и 36 средних медицинских работника), приобретено 14 комплектов медицинского оборудования и 14 единиц санитарного автотранспорта. Всего в крае работает 71 врач общей практики.
Совершенствование первичной медико-санитарной помощи проводится поэтапно и системно с учётом возможностей каждого муниципального образования. Для организации качественной работы ОВП требуется дальнейшее совершенствование материально-технической базы и разработка нормативных документов.
Тем не менее, совершенствование оказания первичной медико-санитарной помощи населению муниципальных образований Красноярского края планируется в том числе и на основе развития общих врачебных практик (семейной медицины), ориентированных на гарантированное удовлетворение населения в первичной медико-санитарной помощи надлежащего качества и рациональное использование ресурсов отрасли.
Общая врачебная практика (семейная медицина) объединяет:
Возглавляет работу врач общей практики, который является и организатором здравоохранения в зоне своей деятельности (территориального участка).
Вторым этапом оказания врачебной помощи специализированной (по ряду специальностей) становится Центральная районная больница муниципального образования.
Третий этап — оказание специализированной помощи в межрайонных специализированных учреждениях.
Четвертый этап — краевые больницы, краевые специализированные медицинские учреждения.
Экономическая целесообразность развития общих врачебных практик обеспечивается рациональным использованием финансовых средств здравоохранения муниципальных образований, основанным на изменении структуры медицинской помощи, с переориентацией от “затратной” стационарной помощи к более экономичной амбулаторной медицинской помощи и профилактическому обслуживанию населения.
Развитие службы общей врачебной практики в Красноярском крае с его особенностями: протяженностью, низкой плотностью населению, особыми климатическими условиями, является особенно актуальным.
Однако дальнейшее решение проблемы развития общих врачебных практик без использования программно-целевого метода не позволяет повсеместно внедрить систему поэтапного перехода к общей врачебной (семейной) практике.
В связи с этим, в соответствии с распоряжением Совета администрации края от 24.08.2007 №948-р разработан проект краевой целевой программы «Развитие общих врачебных практик в Красноярском крае» на 2008-2010 годы.
Целью программы является повышение доступности и качества оказания первичной медико-санитарной помощи населению края в сельских территориях и городских новостройках на основе организации многопрофильной медицинской помощи на базе создаваемых общих врачебных (семейных) практик.
Задачами программы являются материально-техническое и информационное обеспечение деятельности офисов общей врачебной (семейной) практики края для оказания многопрофильной квалифицированной медицинской помощи; профессиональная переподготовка медицинских кадров общих врачебных (семейных) практик края; повышение престижа профессии врача, фельдшера и медицинской сестры общей врачебной (семейной) практики на основе принципа совершенствования механизмов финансирования общих врачебных (семейных) практик, ориентированных на показатели результатов деятельности.