что такое перевозочный сектор зтб
Терминология транспортной безопасности
Транспортная безопасность в Российской Федерации регулируется законами, нормативными актами, постановлениями правительства. Законодательные акты составляются в официально-деловом стиле, сухим юридическим языком, довольно сложным к прочтению и пониманию.
Для человека, впервые столкнувшегося с необходимостью обеспечения транспортной безопасности для собственного предприятия, довольно сложно разобраться в многообразии определений, используемых в законодательных актах и разобраться в этом предмете.
В этой статье приведены основные понятия, используемые при описании транспортной безопасности, с пояснениями и примерами.
Компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности – федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности.
К ним относятся: Росавтодор, Росморречфлот, Росжелдор, Росавиация.
Защищенность объектов транспортной инфраструктуры – состояние, при котором обеспечиваются условия для предотвращения АНВ в деятельность ОТИ.
Оценка уязвимости и реализация плана транспортной безопасности проводятся для обеспечения защищенности ОТИ и ТС.
Зона свободного доступа – конфигурация и границы территории ОТИ, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается.
Перевозочный сектор зоны транспортной безопасности – участок зоны транспортной безопасности ОТИ, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с перечнями должностей.
Технологический сектор зоны транспортной безопасности – зона транспортной безопасности ОТИ, доступ в которую ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с перечнями должностей.
Критический элемент объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) – строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы ОТИ, АНВ в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению его функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций.
Пункт управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ – специально оборудованное помещение, из которого осуществляется управление инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности.
Модель нарушителя – способы реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ с использованием совокупности сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности, а также действий потенциальных нарушителей, преследуемых целей при совершении АНВ в деятельность ОТИ.
Нарушитель – лицо (группа лиц), совершившее или пытающееся совершить АНВ, а также лицо, оказывающее ему содействие в этом.
Силы обеспечения транспортной безопасности – лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности и персонал, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности ОТИ, а также подразделения транспортной безопасности.
Подразделения транспортной безопасности – подразделения субъектов транспортной инфраструктуры, а также подразделения коммерческих предприятий и иных организаций, привлеченные на законном основании для осуществления функций по защите ОТИ от АНВ.
Внутриобъектовый режим – порядок передвижения физических лиц и транспортных средств в зоне транспортной безопасности в целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ.
Пропускной режим – порядок допуска физических лиц и транспортных средств в зону транспортной безопасности.
Транспортная безопасность – состояние защищенности ОТИ и ТС от АНВ.
Уровень безопасности – степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения АНВ.
Основные понятия в области транспортной безопасности
Акт незаконного вмешательства — противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
Транспортная безопасность — состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности — федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности.
Субъекты транспортной инфраструктуры — юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Обеспечение транспортной безопасности — реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Силы обеспечения транспортной безопасности — лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.
Подразделения транспортной безопасности — осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и/или аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.
Зона транспортной безопасности — объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных.
Сектор свободного доступа зоны транспортной безопасности — часть зоны транспортной безопасности, на которой в отношении перемещаемых объектов досмотра проводится досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр, а выявление правовых оснований для прохода (проезда) не требуется.
Перевозочный сектор зоны транспортной безопасности — участки зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей и с учетом предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения.
Технологический сектор зоны транспортной безопасности — участки зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей с учетом предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения.
Критический элемент ОТИ и/или ТС — строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы ОТИ или ТС, акт незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению их функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций.
Контрольно-пропускной пункт (пост) — специально оборудованное место на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств в зону транспортной безопасности.
Пункт (пост) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ — специально выделенное на ОТИ и оборудованное в соответствии с утвержденным планом обеспечения транспортной безопасности отдельное помещение (участок помещения), для управления силами и техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (в стационарном или подвижном варианте).
Инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности — конструкции ОТИ (заграждения, противотаранные устройства, решетки, усиленные двери, заборы, шлюзы и т.д.), предназначенные для воспрепятствования несанкционированному проникновению лиц, пытающихся совершить АНВ, в зону транспортной безопасности.
Технические средства обеспечения транспортной безопасности — это системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио и видеозаписи, связи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на ОТИ и ТС в целях обеспечения транспортной безопасности.
Инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности (ИТСО) — состав инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности и технических средств обеспечения транспортной безопасности, используемых на ОТИ в целях защиты от актов незаконного вмешательства.
Пропускной режим — порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, а также вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты (с объектов).
Внутриобъектовый режим — порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящихся на охраняемых объектах, в соответствии с требованиями внутреннего трудового распорядка, пожарной безопасности и др. документами.
Терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий (ФЗ от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
Уровень безопасности — степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.
Уровень безопасности N 1 — степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения АНВ в деятельность транспортного комплекса.
Уровень безопасности N 2 — степень защищенности транспортного комплекса от непосредственных угроз, заключающихся в наличии совокупности конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения АНВ в деятельность транспортного комплекса.
Уровень безопасности N 3 — степень защищенности транспортного комплекса от прямых угроз, заключающихся в наличии совокупности условий и факторов, создавших опасность совершения АНВ в деятельность транспортного комплекса.
Угроза захвата — возможность захвата ОТИ и/или ТС, установления над ними контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.
Угроза взрыва — возможность разрушения ОТИ и/или ТС или нанесения им/их грузу, здоровью персонала, пассажирам и другим лицам повреждений путем взрыва (обстрела).
Угроза размещения/попытки размещения на ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ) — возможность размещения/совершения действий в целях размещения на ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить ОТИ и/или ТС, нанести им/их грузу повреждения.
Угроза поражения опасными веществами — возможность загрязнения ОТИ и/или ТС или их критических элементов опасными химическими, радиоактивными или биологическими агентами, угрожающими жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
Угроза захвата критического элемента ОТИ и/или ТС — возможность захвата критического элемента ОТИ и/или ТС, установления над ним контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.
Угроза взрыва критического элемента ОТИ и/или ТС — возможность разрушения критического элемента ОТИ и/или ТС — или нанесения ему повреждения путем взрыва (обстрела), создающего угрозу функционированию ОТИ и/или ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
Угроза размещения или попытки размещения на критическом элементе ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ) — возможность размещения/совершения действий в целях размещения на критическом элементе ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить критический элемент ОТИ и/или ТС или нанести ему повреждения, угрожающие безопасному функционированию ОТИ и/или ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
Угроза блокирования — возможность создания препятствия, делающего невозможным движение ТС или ограничивающего функционирование ОТИ, угрожающего жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
Угроза хищения — возможность совершения хищения элементов ОТИ и/или ТС, которое может привести их в негодное для эксплуатации состояние, угрожающее жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
Модель нарушителя — способы реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ и/или ТС с использованием совокупности сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности, а также действий потенциальных нарушителей, преследуемых целей при совершении АНВ в деятельность ОТИ и/или ТС.
Нарушитель — лицо (группа лиц), совершившее или пытающееся совершить АНВ, а также лицо, оказывающее ему содействие в этом.
Продолжаем тему. Прочти и задумайся!
Статья 1. Основные понятия
Статья 1. Основные понятия
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона
В целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ статья 1 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 1.2
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ статья 1 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 1.3
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ статья 1 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 1.4
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ пункт 5 статьи 1 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции
Информация об изменениях:
а) железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции;
Информация об изменениях:
б) объекты инфраструктуры внеуличного транспорта, определяемые Правительством Российской Федерации;
в) тоннели, эстакады, мосты;
г) морские терминалы, акватории морских портов;
д) порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения;
Информация об изменениях:
е) расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения, в том числе гибко или стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, за исключением подводных сооружений (включая скважины);
Информация об изменениях:
ж) аэродромы и аэропорты;
Информация об изменениях:
з) определяемые Правительством Российской Федерации участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение;
Информация об изменениях:
и) здания, строения, сооружения, обеспечивающие управление транспортным комплексом, его функционирование, используемые федеральными органами исполнительной власти в области транспорта, их территориальными органами и подведомственными организациями, а также объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта, определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ статья 1 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 5.1
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 225-ФЗ статья 1 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 6.1, вступающим в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ статья 1 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 6.2
ГАРАНТ:
См. Федеральную систему обеспечения авиационной безопасности от 4 апреля 2019 г.
См. Федеральную систему подготовки персонала в области авиационной безопасности от 4 апреля 2019 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ в пункт 7 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ статья 1 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 7.1
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ статья 1 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 7.2
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ статья 1 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 7.3
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ пункт 9 статьи 1 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ пункт 11 статьи 1 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции
а) транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение;
Информация об изменениях:
б) воздушные суда гражданской авиации, используемые для осуществления коммерческих воздушных перевозок и (или) выполнения авиационных работ;
в) воздушные суда авиации общего назначения, определяемые Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
Информация об изменениях:
г) суда, используемые в целях торгового мореплавания, за исключением судов, используемых для санитарного, карантинного и другого контроля, прогулочных судов, спортивных парусных судов, а также искусственных установок и сооружений, которые созданы на основе морских плавучих платформ и особенности защиты которых от актов незаконного вмешательства устанавливаются в соответствии со статьей 12.3 настоящего Федерального закона;
д) суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров, за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, и (или) для перевозки грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
е) железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
ж) транспортные средства городского наземного электрического транспорта;
Транспортная безопасность. Разрешение конфликтов с пассажирами
Редактор Владимир Игоревич Ушаков
© Николай Валентинович Могилевский, 2017
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Принятые сокращения
Введение
Работники Службы транспортной безопасности Московского метрополитена при исполнении своих должностных обязанностей руководствуются Федеральными и локальными нормативными актами.
В части обеспечения транспортной безопасности (ОТБ) на объектах транспортной инфраструктуры (ОТИ):
Федеральный закон от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности»;
Постановление Правительства РФ от 15.11.2014 г. №1208 «Об утверждении требований по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта»;
Приказ Министерства транспорта РФ от 23.07.2015 г. №227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности»;
Приказ Министерства транспорта РФ от 21.08.2014 г. №231 «Об утверждении требований к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности, включая особенности проверки соответствия знаний, умений навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности применительно к отдельным видам транспорта»;
Постановление Правительства РФ от 5 апреля 2017 г. №410 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий метрополитенов»;
Должностная инструкция инспектора досмотра Службы безопасности Московского метрополитена.
В части обеспечения соблюдения пассажирами Правил пользования Московским метрополитеном (Прил. 2):
Правила пользования Московским метрополитеном, утвержденные Постановлением Правительства Москвы №844 – ПП от 19.09.2008 г. (в редакции, утвержденной Постановлением Правительства Москвы №452 – ПП от 21.07.2015г);
Регламент обращения дежурного персонала Службы безопасности Московского метрополитена, с гражданами при исполнении должностных обязанностей на линейках АКПП на станциях метрополитена (Приказ от 24.10.2012 г. № Б – 24 – 05/68).
Основные понятия
Объект транспортной инфраструктуры – технологический комплекс, включающий в себя:
системы связи, навигации и управления движением транспортных средств;
иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством РФ (16 – ФЗ, Ст. 1, п.5).
Зона транспортной безопасности (ЗТБ) – объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, его часть, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц (транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, либо перемещения животных (16 – ФЗ Ст. 1, п.1, п.п.1.1).
Границы зоны транспортной безопасности устанавливаются Планом обеспечения транспортной безопасности (ПП РФ №410, п.5, п.п.28).
Транспортная безопасность – состояние защищенности объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства (16 – ФЗ, Ст. 1, п.10).
Соблюдение транспортной безопасности – выполнение физическими лицами, следующими либо находящимися на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах требований, установленных Правительством Российской Федерации (16 – ФЗ, Ст.1, п.1, п.п.1.2).
Акт незаконного вмешательства (АНВ) – противоправное действие или бездействие, в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий (16 – ФЗ, Ст.1, п.1).
Перемещение в перевозочный сектор ЗТБ лиц, следующих, либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры, не имеющих правовых оснований (отказавшихся от досмотра (16 – ФЗ Ст.12.2, п.11), перемещающих при себе предметы, вещества и\или устройства, включенные в перечни запрещенных и ограниченных к перемещению в ЗТБ (ПрМт №227, п.13), не реализовавших проездной документ, или не имеющих специальный пропуск (ПП РФ №410, п.5, п.п.31) – является актом незаконного вмешательства в деятельность ОТИ метрополитена.
Сектор свободного доступа (ССД) зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – конфигурация и границы территории ОТИ, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается.
Технологический сектор зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – зона транспортной безопасности ОТИ, доступ в которую ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с перечнями должностей.
Перевозочный сектор зоны транспортной безопасности – участок зоны транспортной безопасности ОТИ, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с перечнями должностей.
Систематизация конфликтов и рекомендации по их разрешению
Цели и задачи работников Службы транспортной безопасности Московского метрополитена:
обеспечение соблюдения правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях ОТБ, при перемещении физических лиц, следующих либо находящихся на ОТИ из сектора свободного доступа в перевозочный и\или технологический сектор ЗТБ (ПП РФ №1208, п.2, п.п. «а»);
Следует отметить, что дополнительный досмотр по результатам наблюдения и (или) собеседования проводится с составлением соответствующего акта (Прил. 1).
контроль за соблюдением физическими лицами, следующими либо находящимися на ОТИ (не всегда еще ставшими пассажирами) требований ПрМт №227 п. 43, 45, 46, 47; Правил пользования Московским метрополитеном (Прил. 2, Московской монорельсовой транспортной системой – Прил. 3, Московского центрального кольца – Прил. 4).
Специфика работы Сил ОТБ на станциях Московского метрополитена:
график работы Сил ОТБ, всех без исключения, в целях соблюдения принципа непрерывности обеспечения транспортной безопасности (16 – ФЗ Ст.3, п.4): «день – ночь – отсыпной – выходной». Первый день работы: 8.00 – 20.00 (день), второй день работы: 20.00 – 8.00 (ночь), после ночи – отсыпной, следующий день – выходной. Так осуществляется цикл в 24 часа;
утренний «час пик»: 7.00 – 8.00, иногда смещение этого часа на некоторых станциях по реальной обстановке может длиться до 09.00 – 09.30;
закрытие станции на вход – 01.00 час;
закрытие станции на выход – 02.00 час;
открытие станции на вход пассажиров – 5.30 час.
Характерные конфликтные ситуации, возникающие между пассажирами и Силами ОТБ
Контроль за соблюдением пассажирами Правил пользования метрополитеном
Попытка несанкционированного прохода в перевозочный сектор ЗТБ
Утреннее время, «час пик» – пассажиропоток максимальный.
Пассажиры торопятся, неаккуратно прикладывают проездные карты к валидатору турникета. Турникет периодически не пропускает пассажиров. Пассажиры в грубой, взвинченной форме высказывают претензии работникам из числа Сил ОТБ, пытаются «прорваться» за линейку турникетов, в сторону перевозочного сектора ЗТБ.
Попытки пассажиров силой «прорваться» через закрытые створки турникетов в перевозочный сектор ЗТБ (рис. 1) являются с точки зрения 16 – ФЗ Ст. 1, п.1 актами незаконного вмешательства и подлежат пресечению Силами ОТБ.
Рис. 1. Пример попытки несанкционированного прохода в перевозочный сектор метрополитена
Путь разрешения конфликта:
Работникам из числа Сил ОТБ разъяснить пассажиру в вежливой и культурной форме, что он неаккуратно приложил проездную карту к валидатору турникета, поездка не списалась с карты. Либо приложил карту к валидатору турникета правильно, поездка списалась, но пассажир вместо того, чтобы войти в турникет слева, вошел в него справа и турникет соответственно пассажира не пропускает. В том случае, если поездка списалась, а пассажир не прошел в турникет слева, Силы ОТБ имеют право пропустить пассажира в перевозочный сектор ЗТБ, как имеющего правовые основания на такое перемещение через «ручной контроль» турникета (рис. 2).
Рис. 2. «Линейка» турникетов вестибюля станции
Попытка прохода в перевозочный сектор ЗТБ с детьми старше 6 лет без оплаты проезда
Утреннее время, «час пик» – пассажиропоток максимальный.
Не желая оплачивать проезд детей старше 6 лет, взрослые прижимают их к себе и «таранят» турникет (рис. 3). Турникет не пропускает двоих пассажиров. Работники из числа Сил ОТБ делают нарушителю замечание, возникает конфликт.
Путь разрешения конфликта:
Работникам из числа Сил ОТБ разъяснить пассажиру в вежливой и культурной форме, что они понимают сложность экономической ситуации, и что ребенок не зарабатывает, но Правила пользования Московским метрополитеном – это закон. Закон обязателен к исполнению всеми лицами, следующими, либо находящимися на ОТИ метрополитена. В противном случае данные пассажиры с детьми квалифицируются по своему поведению как лица, не имеющие правовых оснований для перемещения в ЗТБ.
Рис. 3. Проход с ребенком через турникет
Попытка перемещения в перевозочный сектор ЗТБ нескладных велосипедов
В течение всей дневной смены.
Пассажиры пытаются провезти взрослые нескладные велосипеды и трюковые велосипеды, что запрещено (см. Правила пользования Московским метрополитеном п. 2, п.п. 2.10.4). Работники из числа Сил ОТБ пресекают попытки пассажиров провезти взрослые нескладные велосипеды (рис. 4, 5), возникают конфликты. Пассажир заявляет, что на других станциях его пропускают беспрепятственно.
Рис. 4. Взрослый нескладной велосипед запрещен к провозу Правилами пользования метрополитеном
Рис. 5. Трюковой велосипед запрещен к провозу Правилами пользования метрополитеном
Путь разрешения конфликта:
1. В ответ на заявления пассажиров о том, что на других станциях метрополитена их пропускают беспрепятственно, Силам ОТБ следует в вежливой и культурной форме дать понять пассажиру, что действия коллег здесь не подлежат обсуждению.
2. Силами ОТБ предлагается пассажиру задрапировать велосипед чехлом (рис. 6) и оплатить дополнительный билет для провоза багажа. В этом случае допускается перемещать велосипед в перевозочный сектор ЗТБ в качестве багажа.
Рис. 6. Нескладной велосипед в чехле разрешен к провозу Правилами пользования метрополитеном в качестве багажа при условии оплаты
Взрослый складной велосипед в сложенном состоянии (рис. 7) Разрешен к провозу Правилами пользования Московским метрополитеном.
Рис. 7. Складной велосипед в сложенном состоянии
Попытка перемещения в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности животных
В течение всей смены.
Пассажиры пытаются провезти крупную собаку (рис. 8). В соответствии с требованиями ПрМт №227, п.134 и Правил пользования метрополитеном животных, птиц и рептилий разрешается провозить в клетках (рис. 11) и контейнерах. Исключение – собаки, перемещающиеся в ЗТБ в особом режиме:
собаки-поводыри для лиц с ослабленным зрением и слепых (рис. 9);
служебные собаки военизированных формирований РФ (рис. 10).
Силы ОТБ доводят до пассажира требования вышеуказанных нормативно – правовых документов. Никакие аргументы пассажира о наморднике не принимаются. Возникает конфликт между пассажиром и Силами ОТБ.
Рис. 8. Неправомерное перемещение собаки в перевозочный сектор ЗТБ
Рис. 9. Собака-поводырь для лиц с ослабленным зрением и слепых
Рис. 10. Служебная собака кинологического отдела УВД на Московском метрополитене
Путь разрешения конфликта:
Силам ОТБ в вежливой и культурной форме ознакомить пассажира с требованиями ПрМт №227 и Правил пользования метрополитеном. Предложить ему воспользоваться услугами наземного транспорта.
Рис. 11. Клетка, предназначенная для перевозки животных
Попытка прохода в технологический сектор ЗТБ
В течение всей смены (особенно опасно после 22.00, когда в метрополитене возможно появление лиц в нетрезвом состоянии).
Пассажир в категоричной, требовательной форме спрашивает: «Где тут у вас туалет!?». Требует немедленно провести его туда. Силы ОТБ сообщают пассажиру о том, что Московский метрополитен не предоставляет такую услугу пассажирам и не планирует этого делать. Туалет для дежурного персонала станции находится в технологическом секторе ЗТБ, куда вход лицам, не имеющим правовых оснований, категорически запрещен (Инструкция о пропускном и внутриобъектовом режиме). Пассажир в недружественной форме начинает упрекать работников из числа Сил ОТБ в том, что сами они туалетом пользуются, а пассажирам не разрешают. Угрожает жалобой на действия Сил ОТБ.
Путь разрешения конфликта:
Силам обеспечения транспортной безопасности в вежливой и культурной форме ознакомить пассажира с требованиями пропускного и внутриобъектового режима. Сообщить о невозможности допуска лиц, не имеющих правовых оснований, в технологический сектор зоны транспортной безопасности. В случае неадекватной реакции пассажира на сообщенную информацию вызвать сотрудников полиции из числа патрульно—постовой службы УВД на Московском метрополитене (рис. 12).
Рис. 12. В случае неадекватной реакции пассажира вызвать сотрудника полиции
Попытка прохода в перевозочный сектор ЗТБ пассажиров с детьми с нарушением правил безопасности
В течение всей смены.
Путь разрешения конфликта:
Силам ОТБ в вежливой и культурной форме разъяснить родителю, что он был заблаговременно предупрежден о недопустимости прохода в турникет с малолетним ребенком (рис. 13), ведя ребенка за собой за руку. Также сообщить родителю о том, что в районе КПП (поста) осуществляется видеонаблюдение и факт случившегося зафиксирован техническими средствами ОТБ.
Попытка прохода в перевозочный сектор ЗТБ без оплаты проезда сотрудников полиции, не имеющих на то правовых оснований
В течение всей смены.
К работникам из числа Сил ОТБ, стоящим на границе АКПП (инспектор станции), подходит сотрудник полиции, не являющийся персоналом структуры УВД на Московском метрополитене и в категоричной форме требует пропустить его в перевозочный сектор ЗТБ через ручной контроль линейки турникетов без оплаты проезда, мотивируя свою просьбу тем, что он сотрудник полиции и имеет на это право. В действительности сотрудник полиции лжет. Работники из числа Сил ОТБ об этом прекрасно знают. Работники из числа Сил ОТБ уведомляют полицейского о том, что на основании Правил пользования Московским метрополитеном, п.2, п.п. 2.2 «проход за пределы пропускных пунктов станций метрополитена, а также провоз багажа осуществляются на платной основе, за исключением прохода граждан, которым в соответствии с законодательством установлены льготы». Возникает конфликт. Сотрудник полиции провоцирует работников из числа Сил ОТБ. Зачастую с употреблением ненормативной лексики. Вынуждает работников из числа Сил ОТБ отступить и пропустить его, «не связываться».
Путь разрешения конфликта:
Силам ОТБ в вежливой и культурной форме сообщить сотруднику полиции, стремящемуся переместиться в перевозочный сектор ЗТБ, о недопустимости таких действий. Предупредить его о том, что в целях разрешения данного конфликта на КПП будет вызван сотрудник патрульно—постовой службы из числа персонала УВД на Московском метрополитене. О том, что в случае, если сотрудник полиции, не имеющий правовых оснований, «прорвется» в перевозочный сектор ЗТБ силой, не дожидаясь прибытия сотрудника патрульно—постовой службы УВД на Московском метрополитене, работники из числа Сил ОТБ осуществят оповещение Пункта управления ОТБ. Предупредить, что КПП оснащен средствами аудио – видео фиксации и видеообзор данного события будет приложен к докладной записке на имя руководства Подразделения транспортной безопасности.
Попытка прохода в перевозочный сектор ЗТБ в состоянии опьянения, после закрытия станции на вход
После закрытия станции на вход.
Лица в состоянии алкогольного, наркотического, иного опьянения через двери «выход» проходят на станцию, не оплатив проезд и пытаются уехать на последнем поезде. Такие действия лиц, следующих либо находящихся на ОТИ квалифицируются как противоправные и расцениваются как АНВ в деятельность ОТИ (Правила пользования Московским метрополитеном п.2, п.п. 2.11.1). Работники из числа Сил ОТБ обязаны препятствовать таким действиям (рис. 13). Возникает конфликт.
Рис. 13. Попытка прохода в состоянии опьянения, после закрытия станции на вход расценивается как противоправное действие
Путь разрешения конфликта:
Силам ОТБ, держась на безопасном расстоянии от пассажира, находящегося в состоянии опьянения и по возможности избегая разжигания конфликта, в вежливой и культурной форме сообщить пассажиру о недопустимости его действий. Предупредить пассажира, находящегося в состоянии опьянения, о том, что его действия фиксируются техническими средствами ОТБ (камерами видеонаблюдения). Предупредить о том, что в район КПП будет вызван сотрудник патрульно—постовой службы УВД на Московском метрополитене.
Обеспечение транспортной безопасности
Попытка отказа пройти досмотр багажа
Утреннее время, «час пик» – пассажиропоток максимальный.
Работники из числа Сил ОТБ приглашают на досмотр в рентгенотелевизионной установке (РТУ) (рис. 14, 15) пассажиров с багажом, ручной кладью, грузобагажом.
Рис. 14. Досмотр багажа, ручной клади при помощи РТУ «Калан-2М»
Рис. 15. Досмотр багажа, ручной клади при помощи РТУ «Инспектор-65/75 ZX»
пассажира такое приглашение нервирует, т.к. он торопится. Напряженность ситуации дополнительно обусловлена тем, что в «час пик» станция метрополитена переполнена пассажирами, все спешат, обстановка нервозная. Пассажир в недружественной форме спрашивает, на каком основании его подвергают досмотру. Далее пассажир заявляет, что работники из числа Сил ОТБ «дурью маются», выражает свое неудовольствие при помощи ненормативной лексики.
Работникам из числа Сил ОТБ не допустить разжигание конфликта. Начать общение с фразы: «Уважаемый пассажир». Представиться: «Инспектор Иванов Иван Иванович». Вежливо, но твердо сообщить название законодательных актов, обосновывающих досмотровые мероприятия на границе ЗТБ (16 – ФЗ Ст. 12.2 п.1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, ПП РФ №1208 п. 2, п.п. «а», «б»). Не пытаться «прожигать взглядом» пассажира. Держать дистанцию между собой и пассажиром. Со всей серьезностью, но без личностного акцента сообщить пассажиру о том, что прохождение досмотра является его обязанностью, а не правом. О том, что отказ от прохождения досмотра влечет за собой недопущение в ЗТБ (16 – ФЗ Ст.12.2 п. 11, 12).
Приглашение пассажира с багажом на досмотр. Ситуация полностью аналогична ситуации, разобранной ранее. Действия работников из числа Сил ОТБ по разрешению возникающего конфликта аналогичны.
Попытка перемещения в ЗТБ запрещенных предметов и веществ
Разрешение потенциально опасной ситуации: