что такое перевернутое обучение определение в педагогике
Что такое перевернутое обучение определение в педагогике
Организовывала уроки в перевёрнутом классе, знает всё об этой технологии обучения.
Суть модели обучения перевёрнутого класса
Название «перевёрнутый класс», или flipped classroom, выбрано не случайно — подразумевается, что здесь всё не так, как на обычном уроке. Согласно этой концепции, школьники изучают теорию дома, перед занятием. А на самом уроке отрабатывают её на практике под руководством педагога.
Методику в 2007 году придумали Джонатан Бергман и Аарон Сэмс — преподаватели химии в американской школе. Позже её начали использовать и другие учителя–предметники.
Зачем нужен перевёрнутый класс
В обычных классах много недостатков. Вот несколько примеров.
Если ученик не понял что-то из теории, сложно это наверстать. На уроке педагог торопится изложить материал так, чтобы успеть всё. Часто этого не хватает на полноценное объяснение темы, а ребёнок не успевает за темпом объяснений учителя. Или время уходит на организационные вопросы и разборки по поводу дисциплины, а до новой темы доходит только под конец занятия. Ученики уходят домой с кучей вопросов — им приходится звать родителей, подключать репетиторов и пытаться понять, в чём суть материала и домашнего задания.
Решение, которое предлагает перевёрнутый класс: теория подаётся до урока, и ученик может потратить на её изучение столько времени, сколько потребуется — хоть пять раз пересмотреть лекцию и сделать несколько конспектов. Так усваивать материал легче.
На практику просто не хватает времени. А она важнее, чем теория. Можно провести аналогию с любой профессией: для хирурга имеет значение не количество прочитанных научных трудов, а количество успешно проведённых операций.
Решение, которое предлагает перевёрнутый класс: каждый урок посвящается практике. У школьников не возникает вопросов, как решать задачки в домашке, потому что каждая разбирается вместе с учителем в классе. Итог — ученики способны применять знания на практике.
Часто уроки построены однообразно. Учёба идёт по надоевшему кругу: учитель разжевал тему, дома ребёнок попытался решить домашку, осталось куча вопросов, кому задать — непонятно. Новые форматы и интерактив подключаются редко.
Решение, которое предлагает перевёрнутый класс: разнообразие форматов и видов деятельности. Теория может подаваться в форме параграфов, статей, видеоматериалов, презентаций, ссылок на нужные учебники. Некоторые педагоги записывают собственные видеолекции и отправляют ученикам в качестве теории, чтобы те разобрали тему дома и пришли на урок подготовленные.
Другие учителя, напротив, считают, что дети должны сами учиться искать информацию и обрабатывать её, и не дают конкретных материалов для изучения, а только называют тему. Тогда задача школьника — самостоятельно найти теоретический материал и прийти на занятие перевёрнутого класса.
Практика может проходить в формате викторин, игр, мастер-классов, проектов, дискуссий, симуляций, разбора задач и кейсов, опытов и экспериментов.
Пока что недостаточно исследований о том, насколько эффективно перевёрнутый класс решает проблемы. Но педагоги, которые уже работают по новой системе, отмечают, что ученики показывают достойные академические результаты.
Преимущества и недостатки перевёрнутого класса
Вот несколько плюсов и минусов этой необычной системы.
Плюсы
✅ Школьники изучают материал в удобном темпе. Перевёрнутый класс позволяет потратить на изучение темы ровно столько времени, сколько нужно для понимания. Ученик в любой момент может поставить запись лекции на паузу или перемотать назад.
✅ Перевёрнутый класс развивает самостоятельность и умение докапываться до сути.
✅ Школьники больше приспособлены к решению практических задач, чем к теоретическим положениям. Они чётко знают, как применять знания на практике.
✅ Если пропустить урок в перевёрнутом классе, всё равно получишь знания, изучив дома теорию.
Минусы
❌ «Задано устно — значит не задано». Если ребёнок не слишком знаком с концепцией перевёрнутого класса, ему может быть непривычно перестроиться.
❌ Концепция подразумевает, что нужно действительно готовиться к уроку. Нельзя просто прийти на урок и ждать, что тебе всё объяснят.
❌ Нельзя оперативно задать вопросы лектору, когда смотришь лекцию дома.
Резюме
Модель урока перевёрнутого класса пока не прижилась на постоянной основе ни на западе, ни в России. Но есть экспериментальные классы, где учителя работают по такой системе. Каждый сам решает, как лучше организовать учёбу.
Считается, что такая методика компенсирует недостатки традиционной образовательной системы: в частности, нехватку времени на объяснение теории и неумение школьников применять знания на практике.
Успех перевёрнутой методики зависит от синергии между преподавателем и учениками и требует постоянной мотивации до, во время и после обучения. Вряд ли эта концепция станет повсеместной в ближайшие годы — но уже становится популярной.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Интересное по рубрике
Найдите необходимую статью по тегам
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы в инстаграм
Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством
Посмотреть
Рекомендуем прочитать
Реальный опыт семейного обучения
Звонок по России бесплатный
Посмотреть на карте
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.
Что такое перевернутое обучение определение в педагогике
Мы уже упоминали о новом подходе к обучению, когда лекции слушают дома, а домашнее задание делают в классе. Сегодня мы представляем вашему вниманию справочный материал о том, что же подразумевается под «перевёрнутым обучением» (flipped classroom) и с чем его едят.
1. Что это такое?
Понятие перевернутого обучения опирается на такие идеи, как активное обучение, вовлечение студентов в общую деятельность, комбинированная систему обучения и, конечно, подкаст. Ценность перевернутых классов в возможности использовать учебное время для групповых занятий, где студенты могут обсудить содержание лекции, проверить свои знания и взаимодействовать друг с другом в практической деятельности. Во время учебных занятий роль преподавателя – выступать тренером или консультантом, поощряя студентов на самостоятельные исследования и совместную работу.
2. Как это работает?
Не существует единой модели перевернутого обучения – термин широко используется для описания структуры практически любых занятий, которые строятся на просмотре предварительно записанных лекций с последующим их обсуждением непосредственно в классе. В одной общей модели студенты могут просматривать несколько лекций, длящихся по 5-7 минут каждая. Онлайн-опросы или задания могут прерываться для проверки усвоения пройденного студентами материала. Прямая реакция на опросы и возможность повторного просмотра лекций помогут прояснить непонятные моменты.
Преподаватели могут проводить в своем классе обсуждения или превратить класс в студию, где студенты создают, сотрудничают и реализуют на практике то, что они узнали из лекций и наблюдали за пределами класса. Являясь специалистами на местах, педагоги предлагают различные подходы, уточняют содержание и наблюдают за прогрессом. Они могут организовать студентов в специальную рабочую группу, чтобы решить проблему, над которой работают несколько студентов. Поскольку такой подход представляет собой общие изменения в процессе развития, некоторые преподаватели предпочитают применять только некоторые элементы из перевернутой модели обучения или использовать несколько перевернутых уроков в течение всего курса обучения.
3. Кто это применяет?
Все большее число индивидуальных программ в области высшего образования начинают использовать перевернутые модели обучения. В Университете Алгонквин уроки с видеолекциями применялись с целью объяснения принципов работы программного обеспечения для редактирования, которое, как известно, трудно объяснить в условиях стандартных лекций. Короткие обучающие видеолекции позволяют студентам продвигаться по теме в удобном для них темпе, перематывая запись для повторного просмотра важных моментов и пропуская те части, материал которых им уже знаком. Все это способствует тому, что студенты приходят в класс подготовленными к использованию программного обеспечения и в состоянии делать творческие проекты совместно с другими обучающимися.
Особенно успешный пример смешанных и перевернутых программ обучения в области бухгалтерского учета в Университете штата Пенсильвания охватывает 1300 студентов. Время в классе используется для открытого обсуждения, выступления приглашенного со стороны лектора, или практического решения проблем, когда преподаватель оказывает помощь студентам. В Гарвардском университете один из профессоров, преподающий физику, не только использует перевернутую модель обучения, но также разработал соответствующий сайт, посвященный изучению катализаторов, который обеспечивает преподавателей бесплатным интерактивным программным обеспечением, позволяющим студентам обсуждать материал и применять на практике знания, полученные в ходе лекций.
4. Почему это важно?
Во время традиционных лекций студенты часто пытаются ухватить то, что они слышат в момент речи лектора. У них нет возможности остановиться, чтобы обдумать сказанное, и, таким образом, они могут упускать важные моменты, потому что стараются записать слова преподавателя. А использование видео и других предварительно записанных информационных носителей позволяет студентам полностью контролировать ход лекции: они могут смотреть, перематывать назад или вперед по мере необходимости. Такая возможность имеет особое значение для студентов с определенными физическими ограничениями, особенно при наличии подписей для людей с нарушениями слуха. Лекции, которые можно просматривать более одного раза могут также помочь тем, для кого английский язык не является родным. Посвятив время на уроке разбору материала, преподаватели имеют возможность обнаружить ошибки в восприятии, особенно те, которые широко распространены в классе. В то же время совместные проекты могут способствовать социальному взаимодействию между студентами, облегчая процесс восприятия информации друг у друга.
5. Каковы недостатки?
При внедрении перевернутой модели обучения легко наделать ошибок. Хотя идея очень проста, эффективный «переворот» требует тщательной подготовки. Запись лекции требует усилий и времени со стороны преподавателей, а элементы классного и внеклассного обучения должны составлять единое целое, чтобы студенты могли понять принцип данной модели и были мотивированы на подготовку к занятиям в классе. И, наконец, введение перевернутого обучения может означать дополнительную работу и потребовать новых навыков от преподавателя, хотя этот процесс можно смягчить, вводя модель постепенно.
Студенты, в свою очередь, жалуются на потерю очных лекций, особенно, если они чувствуют, что обозначенные видеолекции доступны для всех в интернете. Студенты, с этой точки зрения, не могут сразу оценить значение практической части модели, задаваясь вопросом, что же такое обучение принесет им, чего они не могли бы получить от простого поиска в интернете. Те, кто привык посещать занятия для прослушивания лекций, вполне свободно могут пропустить занятия, посвященные активной деятельности и, таким образом, упустить реальную ценность перевернутого обучения. Наконец, даже если студенты принимают такую модель обучения, их оборудование не всегда позволяет качественно принимать и просматривать видео.
6. Где это применяется?
По мере обретения перевернутыми классами популярности, должны появляться новые инструменты для поддержки внеклассной части учебной программы. В частности, продолжающееся развитие мощных мобильных устройств предлагает широкий выбор богатых, образовательные ресурсов и возможность пользоваться ими в удобном месте и подходящее время. Все большее число курсов будут охотно использовать элементы перевернутого обучения, дополняющие традиционную внеклассную работу с видео-презентациями и поддерживающие проектную и лабораторную работу во время занятий в классе. На определенном уровне принятия данной модели, колледжам и университетам, возможно, придется обратить пристальное внимание на пространство в классах, чтобы удостовериться в возможности поддержания активной деятельности и совместной работы, распространенной в перевернутых классах.
7. Какова роль в процессе преподавания и обучения?
Перевёрнутое обучение: преимущества и недостатки
Неграмотными людьми XXI века будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться и переучиваться.
(Алвин Тоффлер, американский философ, социолог, писатель).
С каждым годом российское школьное образование обогащается новыми методиками и технологиями. Меняются не только учебные пособия, но и сам принципиальный подход к процессу получения знаний. Не так давно образовательной новинкой стали так называемые «перевёрнутые» классы. Разбираемся: чем отличается урок «наоборот» от обычного, кто придумал совершенно новый подход к обучению и в чем плюсы и минусы подобных занятий.
Принципиально новый подход к процессу обучения пришел к нам благодаря стараниям американских учителей химии Аарону Самсу и Джонатану Бергманну из Woodland Park High School. Преподаватели посчитали, что тратить драгоценное урочное время на объяснение нового материала контрпродуктивно. Гораздо эффективнее будет записать все объяснения новых тем в форме видеолекций и предложить изучение таких роликов в качестве домашнего задания учащимся. Соответственно, практику по новому, заранее изученному материалу школьникам предлагается выполнять уже в стенах родного образовательного учреждения под контролем учителя.
Поясняя принцип новой методики обучения, один из авторов, Аарон Самс, сообщает:
«Когда студенты приходят в аудиторию, они появляются не для того, чтобы узнать новое содержание, они показывают, как применить то, что они узнали дома с помощью видео».
Что требуется от учителя?
Что требуется от ученика?
Плюсы перевёрнутого обучения
Обучение наоборот: зачем учителя «переворачивают уроки»
Александр Столяров
Занятия по методике «перевернутый класс» впервые начали проводитьсяв США более десяти лет назад. С того времени они вызывают споры среди учителей, которые видят в них как преимущества, так и недостатки. На канале «Интерактивные технологии» разбираемся, как «перевернутые классы» набирали популярность во всем мире, кто в России использует эту методику, и почему иногда такие занятия оказываются неэффективными.
Революция из Колорадо
Первые «перевернутые уроки» провели в 2007 году школьные учителя из США — Аарон Сэмс и Джонатан Бергман. Они работали в одной из средних школ штата Колорадо и вместе составляли планы занятий, вопросы для тестов и лабораторные задания. Особого интереса к урокам у школьников не было: они опаздывали, не решали домашние задания. И Сэмс и Бергман придумали современное решение — начали записывать свои лекции на видео, выкладывать в сеть, а школьникам отправлять ссылки на материалы. В результате, через год успеваемость детей повысилась, а новую методику взяли на вооружение и другие педагоги.
Как оказалось, этот формат был намного удобнее традиционных занятий, при этом не только для школьников, но и для учителей. Педагогам больше не приходилось постоянно рассказывать один и тот же материал, достаточно было только ответить на вопросы, привести примеры, и дальше можно было сразу начинать практическую часть урока.
Еще одним первопроходцем, начавшим вести занятия в формате «flipped classroom», был Салман Хан. Он работал инвестиционным аналитиком и по телефону математикой со своей двоюродной сестрой. Когда Хана попросили взять в ученики ещё двух человек, он записал несколько видеороликов, где подробно объяснял предмет, и выложил их на Youtube. Эти лекции смогли посмотреть и другие дети. Через какое-то время видеозаписи стали настолько популярными, что Хан смог открыть свою академию — электронную базу видеоуроков, и получил грант от Google на развитие проекта.
Хан обосновывал необходимость перехода в «перевернутый» формат обучения несовершенством школьной программы. По его мнению, программа по математике в школе плохо продумана, так как быстро нарастает сложность заданий.
Он сравнивает подобные занятия с обучением езды на двухколесном велосипеде. «Дети только немного научились на нем кататься и их сразу же пересаживают на одноколесный велосипед», — говорит Хан.
Занятия по методике «перевернутый класс» значительно упрощают усвоение материала, так как школьники могут переслушивать видеолекции и лучше запоминать сложные темы.
Противоречивый опыт
Спустя десятилетие учителя стали все чаще использовать методику во время занятий. Один из самых известных адептов этого формата сегодня — учительница из Эстонии, Марина Курвитс.
Курвитс вместе со своим мужем Юри, который тоже работает учителем, начали размещать задания в сети. Школьники решали задания самостоятельно, но если сталкивались с трудностями, обращались в специальный чат, где учителя им давали подсказки. Если какие-то упражнения вызывали слишком много вопросов, их разбирали на очных занятиях в классе.
Курвитс отметила, что у педагогов могут быть разные причины для внедрения «перевернутого обучения». Например, учителя литературы сталкиваются с тем, что дети не читают и не хотят читать книги. А преподаватели иностранных языков вынуждены в традиционном формате много времени тратить на грамматику, тогда как на разговорную речь его совсем не остается.
По мнению белорусского учителя Анастасии Гончаровой, педагоги в «перевернутом классе» превращаются из «говорящей головы» в фасилитатора — человека, способного создать плодотворное обсуждение предмета. Преподаватель отметила, что в эпоху Google найти информацию становится очень легко, поэтому учителя, просто читающие каждый урок с листа, вряд ли будут интересны детям.
Однако Гончарова замечает, что подобные занятия могут быть неэффективными, если использовать новый формат нерегулярно.
«Взявшись однажды, нужно использовать эту технологию на продолжении долгого времени», — говорит педагог.
Учительница химии из США Кларисса Соренсен-Унру указывает на противоречивый опыт работы в «перевернутом классе». Она давала детям на дом учить параграфы из учебника, а в очно предлагала играть в карточную игру, которая закрепляла усвоенный материал. Сперва это работало, и дети были вовлечены в учебу. Однако на одном из занятий ребята начали засыпать, концентрация внимания сильно упала. Так педагог пришла к выводу, что новая методика может сработать в одних группах, однако в других она неэффективна.
По словам педагога, проблема заключается в том, что «перевернутые классы» требуют от учителей совершенно других навыков преподавания, чем при традиционном обучении. И некоторые преподаватели могут просто ими не обладать.
Это подтверждают и научные данные. В 2019 году военная академия США в Вест-Пойнте провела исследование, показавшее, что занятия по модели «перевернутый класс» вначале улучшили результаты викторин по математике у студентов, но развития успехов не наблюдалось, и успеваемость студентов по другим предметам осталась такой же, как и была.
«Перевернутые учителя» из России
В России методика «перевернутый класс» набирает популярность. Елена Пономарева, преподаватель химии из Воронежа начала использовать эту модель обучения еще в 2015 году, когда впервые выложила на YouTube свои лекции по органической химии. Они были сняты в формате небольших роликов, шли 10-12 минут. Учитель отметила, что вынуждена была использовать такой формат, так как часы, предусмотренные школьной программой на органическую химию, сильно сократились. Видео-лекции помогали решить проблему пропущенных уроков, организовать повторение выученного материала, обеспечить индивидуальный темп изучения. Преподаватель также загрузила на Google-формы тесты, которые школьники проходили после каждого урока. Если ученики их не выполняли, то до практики они не допускались.
Опытом Пономаревой заинтересовались и другие российские учителя. К эксперименту присоединились Елена Нечитайлова из Ростовской области и Олеся Неревяткина из Саратова. Вместе с Пономаревой они создали целый «перевернутый курс» органической химии для учеников 10-го класса. На сайте проекта представлено 34 урока: это уже ранее записанные лекции Пономаревой, а также методические пояснения для учителей.
Еще одна учительница, Юлия Бондаренко из Новосибирска, использовала методику «перевернутого класса» для уроков английского языка. Школьникам перед занятиями по аудированию давали задание — прочитать шесть небольших текстов. Дети искали в них новые слова и по словарю определяли их значение. Во время классных занятий ученики слушали эти же тексты, но в кратком изложении и выполняли новые задания. Перед занятиями по грамматике учительница отправляла ребятам ссылку на материалы с новой темой. В классе дети обсуждали этот материал и выполняли практические задания.
Прыжок в будущее
Сильный толчок в развитии методики дало появление онлайн-сервисов. Популярными стали системы CMS (система управления контентом) и LMS (система управления обучением). В первую можно загружать задания и материалы к урокам, а вторая способна сама проверять сделанные учениками задания и анализировать, сколько времени потребовалось на их выполнение.
Кроме того, учителя, которые преподают по методике «перевернутый класс», часто используют специальные программы и сервисы. Например, популярностью пользуется платформа LearningApps — которая позволяет разрабатывать тестовые задания. В нее загружено множество шаблонов, которые могут сформировать тест любой сложности.
Другая популярная программа — Quizizz. Она дает возможность учителям составить тесты и подготовить викторины. С ее помощью можно проводить экспресс-опросы.
Для сбора статистики подходит приложение Plickers. Оно позволяет составлять диаграммы ответов учеников, чтобы понять, как школьники отвечали на вопросы.
Переворачивать или нет?
Учителя, которые работают в «перевернутом классе», обычно говорят не только о ее преимуществах, но и о недостатках. Чтобы желающим попробовать новую методику было на что опираться, мы привели несколько аргументов к позициям «за» и «против».
Плюсы «перевернутого класса»
Минусы «перевернутого класса»
Инна Стивенс,
старший консультант по образованию
Promethean
Сейчас мы часто слышим высказывания, что здорово, что все возвращается к тому, что было до пандемии. Мне эти ожидания кажутся необоснованными — все уже не станет таким как прежде, а стремление назад контрпродуктивно во многих сферах жизни. Особенно в образовании.
Не стоит возвращать прежнюю версию, надо создавать новую, усовершенствованную. Интересно, что то, что было экспериментом, развивалось усилиями педагогов- энтузиастов — тот же перевёрнутый класс — вдруг стало реальностью массового обучения при переходе на дистант. То что по английски называется input — все, что можно упаковать в видеолекцию, скринкаст, текст, любой другой цифровой ресурс или образовательный плейлист — можно изучать асинхронно и самостоятельно. А в синхронном режиме — живом или виртуальном предлагаются активные формы работы — дискуссии, интерактивные групповые задания, практика.
Но это не та практика, которую можно смело отдать в руки искусственному интеллекту, а совместная работа, требующая быстрой обратной связи от педагога или товарища. Четкая граница синхронного и асинхронного обучения задаёт новую динамику в классе: все «живое» становится очень активным, обладает высокой вовлеченностью. Перевёрнутый класс всего лишь один из форматов смешанного обучения, и, вероятно, он очень скоро станет привычным и даже перестанет называться «перевёрнутым».