что такое перенос риска
Microsoft Excel
трюки • приёмы • решения
Какие использовать методы реагирования на риски в управлении проектами
Существует много разных методов реагирования на риски, в том числе таких, как принятие, перенос, избежание, смягчение, планирование мер на случай возникновения ситуации, обусловленной соответствующим риском, и обход. Каждому из этих методов присущи свои достоинства и недостатки. Как правило, каждый риск требует особого подхода и метода реагирования, хотя наличие плана на случай возникновения ситуации, обусловленной соответствующим риском, в дополнение к стратегии реагирования на риски является вполне приемлемым подходом для рисков с высокой вероятностью и значительным влиянием. Ниже мы рассмотрим каждый из этих методов.
Принятие
Сущность стратегии принятия должна быть понятна из самого названия. Вместо того чтобы составлять тот или иной план реагирования, команда соглашается принять последствия события, обусловленного соответствующим риском, если это событие действительно произойдет. Причиной, в силу которой вы можете выбрать именно эту стратегию для риска с высокой вероятностью и значительным влиянием, может быть то обстоятельство, что последствия данного риска являются благоприятными для исполнителей проекта. Причиной выбора стратегии принятия может оказаться и невозможность планирования или определения адекватной реакции на наличие соответствующего риска. Не следует, однако, во всех случаях искать именно такое объяснение своей неспособности (или нежелания) разрабатывать план реагирования на риск. Команда должна сделать все, что от нее зависит, для выработки надлежащего плана реагирования на риск.
Занимаясь реализацией проекта St. Movie, мы могли бы выбрать вариант принятия риска «Невозможность заключить договор с компанией-перевозчиком к запланированному сроку» или стратегию переноса (о ней речь пойдет далее), но, по правде говоря, если в силу тех или иных причин нам не удастся к запланированному сроку заключить договор с компанией-перевозчиком, то вряд ли можно будет что-либо сделать для исправления ситуации. (Разве что работники нашей компании станут самостоятельно грузить имущество, подлежащее перевозке, на добытые ими по случаю транспортные средства; впрочем, в этом случае возникнут другие риски, не говоря уже о проблемах, связанных с дополнительными выплатами работникам нашей организации.)
Перенос
Этот метод предполагает перенос риска и его последствий на какую-либо третью сторону. Классическим примером переноса риска является страхование. Многие из нас покупают полисы страхования личного имущества на случай пожара, воровства и прочих бедствий, которые угрожают нашему личному имуществу. В случае наступления страхового события страховая компания возмещает часть стоимости пострадавшего имущества, что дает нам возможность приобрести новые вещи взамен пропавших. В этом случае риск не уменьшается, он просто переносится на кого-то другого (или другую организацию), кто берет на себя ответственность за наступление события, обусловленного соответствующим риском, а также за последствия этого события.
Данная стратегия влечет за собой определенные издержки. Это обстоятельство обязательно следует принимать во внимание при составлении бюджета проекта. Вообще говоря, при составлении бюджета проекта следует иметь в виду все стратегии реагирования на риски, поскольку многие из них могут предполагать использование дополнительных ресурсов (помимо планов обычных действий, связанных с реализацией проекта). При реализации проекта St. Movie можно было бы выбрать именно такую стратегию в отношении риска «Невозможность заключить договор с компанией-перевозчиком к запланированному сроку». Но если подходить к этой проблеме реалистично, то единственное, на что можно рассчитывать в данном случае, это возмещение денежного ущерба. Если договор с компанией-перевозчиком не будет заключен к запланированному сроку, то переезд не состоится. Именно поэтому в данном случае и принятие, и перенос являются приемлемыми стратегиями.
Эта же стратегия подошла бы и в отношении риска «Неправильный выбор стабилизаторов электропитания». Если бы команда, занимающаяся реализацией проекта St. Movie, заключила договор подряда на выполнение этой задачи с какой-либо третьей стороной, и в этом договоре было четко указано, что именно эта сторона несет всю ответственность за правильный выбор стабилизаторов электропитания, а также за решение всех проблем, связанных с неправильным выбором этих устройств, тогда весь этот риск взяла бы на себя третья сторона, а не данная организация.
Избежание
Стратегия избежания риска заключается в устранении причины риска или изменении плана проекта таким образом, чтобы можно было защитить проект от последствий данного риска, то есть, по сути, избежать его. В случае проекта St. Movie мы могли бы воспользоваться стратегией избежания в отношении риска «В формулировке масштаба проекта не детализируются все требования». Задокументировав надлежащим образом все требования и обеспечив четкое отслеживание и контроль изменений в масштабе проекта в течение всего времени выполнения данного проекта, можно было бы избежать этого риска. Для избежания рисков можно принимать и другие меры, например совершенствование коммуникаций, выделение для проекта дополнительных ресурсов, уточнение масштаба проекта и т.д.
Смягчение
Смятение риска предполагает снижение вероятности возникновения события, обусловленного данным риском, а также снижение влияния данного риска до приемлемого уровня. Своевременное принятие мер, направленных на смягчение возможных последствий события, обусловленного данным риском, как правило, обходится дешевле, чем «расхлебывание» этих последствий после того, как указанное событие станет свершившимся фактом. Например, выполнение надлежащего тестирования серверов в центре обработки данных по проекту St. Movie позволит сократить до минимума простои. Эту стратегию можно использовать в отношении риска «Неспособность телекоммуникационной компании обеспечить к запланированному сроку прокладку кабелей связи в новом здании», удостоверившись в том, что телекоммуникационная компания сможет выполнить указанные работы в установленные сроки еще до того, как будет подписан договор аренды здания на улице St. Movie. Эту стратегию можно также использовать в отношении риска «Невозможность заключить договор с компанией-перевозчиком к запланированному сроку», заблаговременно удостоверившись в том, что мы выбрали надежного и опытного перевозчика (для этого, возможно, понадобится получить рекомендации от компаний, которые уже пользовались его услугами).
Передача риска
Вы будете перенаправлены на Автор24
Передача риска – это передача ответственности за риск третьим лицам при с сохранением существующей степени риска.
Сущность передачи риска
Под передачей (переносом) риска понимается передача другой стороне бремени потерь от риска.
Передача риска является очень важным и достаточно сложным методом обработки риска. В нем принимают участие, как минимум, двое. В некоторых случаях участников значительно больше, а отношения, возникающие между ними при передаче риска, не являются прозрачными. Помимо этого, сами возможности и способы оформления передачи рисков могут строго регламентироваться действующим законодательством.
Риск может быть передан по одному двух вариантов:
В случае передачи риска с целью регулирования другой стороне, передается возможность появления неблагоприятного события. Это чаще всего происходит путем передачи процесса или объекта, с которым связан риск. Если переданный риск реализуется, то убытки понесет принимающая сторона.
При передаче риска с целью финансирования вероятность наступления случайных убытков остается у передающей стороны. При этом принимающая сторона берет на себя обязательства по полному или частичному возмещению первой стороне указанных убытков.
Как правило, передача риска имеет место быть в таких случаях:
Риски могут передаваться:
Передача риска – это сложный процесс не только с юридической стороны, но и со стороны управления. Часто сложно провести оценку надежности данного метода обработки риска, поскольку она во многом зависит от правильного выбора принимающей стороны, ее возможностей и готовности управлять данным риском.
Готовые работы на аналогичную тему
Нередко руководители совершают ошибки при передаче риска другим, а именно:
Подобные ошибки становятся причиной увеличения общей неопределенности в отношении убытков у передающей стороны.
Принятие решения о передаче риска должно сопровождаться оценкой стоимости использования данного метода, поскольку в длительном периоде обычно передача риска оказывается дороже, чем его преодоление.
Методы и формы передачи риска
Наиболее распространенные методы передачи рисков представлены на рисунке 1.
Охарактеризуем каждый из них.
Под страхованием понимается передача рисков страховой компании за плату. Страхование является основным методом страхования рисков. Его суть заключается в том, что инвестор готов отказаться от некоторой части доходов, чтобы минимизировать риски.
Хеджирование представляется собой систему мер, которая позволяет полностью исключить или же ограничить риски финансовых операций при неблагополучных изменениях в будущем, изменении цен и т.д.
Хеджирование может быть на повышение и понижение. В первом случае – это биржевая операция по скупке срочных контрактов, опционов. Во втором случае имеет место биржевая операция, при которой продаются срочные контракты, опционы.
К иным формам передачи риска относятся:
Защитные оговорки делятся на:
Способы компенсации риска
Компенсация – это комплекс мероприятий, которые направлены на предупреждение рисков и создание условий минимизации последствий реализации рисков.
К методам компенсации рисков относятся:
Другими словами, под компенсацией рисков понимается регулярная деятельность по обеспечению эффективного функционирования предприятия.
Распространенным инструментом компенсации риска является привлечение помощи со стороны для управления рисками. Также риски компенсируются за счет заключения долгосрочных соглашений с потребителями и поставщиками, за счет создания интегрированных структур, объединяющих организации и предприятия, связанные производственными, финансовыми и другими отношениями, за счет объединения нескольких предприятий для укрупнения своих капиталов.
Методы управления рисками
Во вступительной части нашего обзора, в котором мы будем анализировать методы управления рисками, предлагаем начать с красноречивого примера. Когда Тони Хейворд стал генеральным директором “BP” (название до мая 2001 года — “British Petroleum”) в 2007 году, он поклялся сделать безопасность своим главным приоритетом. Среди новых правил, которые он установил, были требования, чтобы все сотрудники использовали крышки на кофейных чашках при ходьбе и воздерживались от текстовых сообщений во время вождения. Три года спустя, под наблюдением Тони Хейворда нефтяная вышка Deepwater Horizon взорвалась в Мексиканском заливе, вызвав одну из самых страшных техногенных катастроф в истории. Комиссия по расследованию (США) приписала это бедствие управленческим ошибкам, которые нанесли урон “способности вовлечённых лиц идентифицировать риски, с которыми они столкнулись, и правильно оценить, сообщить и устранить их”. Именно об идентификации, оценке, предупреждении и устранении рисков мы и будем говорить.
Какие риски существуют в жизни предприятия?
Согласно глобальному исследованию по управлению рисками “Aon”, основанного на проводимом два раза в год опросе с почти 2000 ответов, принадлежащими государственным и частным компаниям всех размеров и широкому кругу отраслей, основными десятью рисками, которые угрожают предприятию стали:
Итак, начало положено. Риски идентифицированы. Но, прежде чем продолжить, необходимо раскрыть суть самого риск-менеджмента. И начнём с истории, потому что “Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего” (М. Ломоносов).
“Истинная разделительная линия между тем, что мы должны назвать древними временами и современностью, заключается в овладении риском”.
Какова история управления рисками? В одной очень интересной книге на эту тему “Против богов: замечательная история риска” утверждается, что истинная разделительная линия между тем, что мы должны назвать древними временами и современностью, заключается в овладении риском. В этой книге Питер Л. Бернстайн утверждает, что когда люди начали понимать, как предсказывать риски и управлять ими, они также начинали понимать, что будущее будет содержать не только случайные события, порождённые волей богов или капризами природы.
Некоторые историки считают, что самая ранняя концепция управления рисками возникла из-за игр. За тысячи лет до того как пользователи интернета могли играть в онлайн-покер, люди в разных древних цивилизациях играли в настольные игры и кости, которые превратились в шахматы и шашки более двух тысяч лет назад.
Исторические свидетельства того, что игры породили теорию вероятностей, важную для управления рисками, получены из работ Данте и Галилея. Знаменитые математики, Паскаль и Ферма, писали друг другу об азартных играх в 1600-х годах, и эта переписка, как полагают, дала начало современной теории вероятностей, используемой сегодня.
Если рассмотреть роль страхования в управлении рисками, то его истоки можно проследить до древних времён. Например, общества взаимопомощи и захоронения были задокументированы ещё в первые дни древнего Рима. Они считаются предшественниками современных страховых компаний.
Заканчивая краткий экскурс в историю, делаем вывод: в любой момент истории, когда люди управляли бизнесом, армиями или целыми странами, наверняка были люди, нанятые для управления рисками с помощью инструментов, которыми они обладали в то время.
Как и любая дисциплина, риск-менеджмент требует описания процессов и систематизации. Первым шагом в создании эффективной системы управления рисками является понимание качественных различий между типами рисков, с которыми сталкиваются организации. Исследования показывают, что риски попадают в одну из трёх категорий. События риска из любой категории могут быть фатальными для стратегии компании и даже для её выживания.
Предотвратимые риски
Это внутренние риски, возникающие внутри организации, которые поддаются контролю и должны быть устранены или исключены. Примерами являются риски, связанные с несанкционированными, незаконными, неэтичными, неправильными или неуместными действиями сотрудников и менеджеров, а также риски сбоев в обычных рабочих процессах. Безусловно, у компаний должна быть зона терпимости к дефектам или ошибкам, которые не причинят серьёзного ущерба предприятию и для которых достижение полного избегания будет слишком дорогостоящим. Но в целом компании должны стремиться устранить эти риски, поскольку они не получают стратегических выгод от их принятия. Сотрудник, подкупающий местного чиновника, может принести компании некоторую краткосрочную прибыль, но со временем такие действия приведут к снижению стоимости компании.
Эта категория рисков лучше всего управляется посредством активной профилактики: мониторинга операционных процессов и направления поведения людей и решений в отношении желаемых норм. Поскольку уже существует достаточное количество литературы по подходу на основе правил, мы отсылаем заинтересованных читателей к боковой панели “Менеджмент управления персоналом” вместо развёрнутого обсуждения лучших практик в данном обзоре.
Стратегические риски
Компания добровольно принимает на себя некоторые риски, чтобы увеличить доход от своей стратегии. Банк принимает на себя кредитный риск, например, когда он одалживает деньги; многие компании берут на себя риски благодаря своим исследованиям и разработкам.
Стратегические риски сильно отличаются от предотвратимых рисков, потому что они не являются нежелательными по своей природе. Стратегия с высокими ожидаемыми доходами обычно требует от компании принятия на себя значительных рисков, и управление этими рисками является ключевым фактором для получения потенциальной выгоды. “BP” согласилась с высоким риском бурения на несколько миль ниже поверхности Мексиканского залива из-за высокой стоимости нефти и газа, которые она надеялась добывать.
Стратегическими рисками нельзя управлять с помощью модели управления на основе правил. Вместо этого вам нужна система управления рисками, предназначенная для уменьшения вероятности того, что предполагаемые риски действительно материализуются, и для улучшения способности компании управлять или сдерживать события рисков в случае их возникновения. Такая система не помешает компаниям предпринимать рискованные предприятия; напротив, это позволило бы компаниям брать на себя рискованные предприятия с более высокой прибылью, чем конкуренты с менее эффективным управлением рисками.
Внешние риски
Некоторые риски возникают в результате событий вне компании и находятся вне её влияния или контроля. Источники этих рисков включают стихийные и политические бедствия и крупные макроэкономические сдвиги. Внешние риски требуют ещё одного подхода. Поскольку компании не могут предотвратить такие события, их руководство должно сосредоточиться на идентификации (как правило, это очевидно в ретроспективе) и смягчении их воздействия.
Компании должны адаптировать свои процессы управления рисками к этим различным категориям. Хотя подход, основанный на соблюдении нормативных требований, эффективен для управления предотвратимыми рисками, он полностью недостаточен для стратегических рисков или внешних рисков, которые требуют принципиально другого подхода, основанного на открытых и явных обсуждениях рисков. Однако это легче сказать, чем сделать; обширные поведенческие и организационные исследования показали, что люди имеют сильные когнитивные искажения, которые не позволяют им думать о риске и обсуждать его, пока не станет слишком поздно.
Таблица 1.
Вид риска | Описание |
Рыночный | Общий риск финансовых потерь, связанных с изменением цен на все продукты, составляющие портфель. Он включает риск изменения процентных ставок, валютный риск, фондовый риск и товарный риск. Процентный риск или процентная ставка является финансовый риском потому, что продукт теряет свою ценность в результате уменьшения или увеличения процентных ставок. Валютный риск — это финансовый риск потери стоимости инвестиций из-за изменения обменных курсов. Фондовый риск — это возможность понести потери капитала между моментом приобретения актива и моментом его перепродажи. Например, клиент покупает пакет акций. Всего 100€ первого января 2019 года и перепродаёт через неделю. Однако 8 января 2019 года цена акций упала до 90€. Между моментом покупки и продажи прошла неделя, и акция потеряла 10€. Клиент потерял 10€. Товарный риск напрямую влияет на компании, занимающиеся производством и переработкой сырья и энергии. Например, производители автомобилей зависят от стоимости сырья. Свинец и алюминий составляют около 25% производственных затрат. Из-за подорожания сырья, компании теряют прибыль, что также выражается в падении цен на акции. |
Кредитный | Финансовый риск того, что качество погашения заёмщиком будет снижено, что может привести к падению стоимости долгового обеспечения. |
Риск ликвидности | Финансовый риск невозможности перепродать ценные бумаги из-за недостаточного объёма транзакций. Мы говорим о ликвидном рынке, когда объём сделок достаточно высок, чтобы можно было без проблем продавать ценные бумаги. Пример. Человек, которому нужно переехать, хочет быстро продать свою квартиру, чтобы купить другую. Здесь риск ликвидности отражается в невозможности сделать «доступными» деньги, доступные человеку через владение его квартирой. Чтобы быстро реализовать актив, его, безусловно, придётся продавать по цене ниже его реальной стоимости. |
Инвестиционный | «Риск» в инвестициях означает колебания доходности (размытие). Небольшие колебания доходности называются «низким риском», а большие колебания называются «высоким риском». Например, при сравнении акций венчурной компании с акциями «Toyota», цена венчурных акций может значительно колебаться (например, в 10 раз за несколько дней) по сравнению с акциями «Toyota». В этом случае венчурные акции более рискованные (по сравнению с акциями «Toyota»). |
Операционный | Операционный риск соответствует потенциальным потерям, вызванными ошибками, совершенными человеческими или материальными ресурсами: сбоями программного обеспечения, мошенничеством, ошибками ввода и т. д. Дело, которое наделало много шума во Франции: дело Жерома Кервьеля. Этот трейдер заставил «Societe Generale» потерять 6,3 миллиарда евро в 2007 году. Этот случай рассматривается как мошенничество и является частью операционных рисков. |
Юридический | Согласно определению, данному Банком Италии, юридический риск может быть определён как риск наложения судебных или административных санкций, значительных финансовых потерь или ущерба репутации в результате нарушения обязательных норм (закона или регулирования) или саморегулирования (уставы, кодексы поведения). |
Налоговый | Внедрение системы управления налоговыми рисками должно не только способствовать управлению и решению, а также уменьшать налоговые риски. |
Информационный | Информация, которая обрабатывается правильно, стала важным активом. Чем выше ценность информации, тем более уязвимой становится компания в случае потери данных (например, из-за утечки данных, кибератак или мошенничества). |
Маркетинговый | Четыре маркетинговых риска, с которыми сталкиваются компании в современном деловом мире: восприятие и ценность бренда; принадлежность (негативные ассоциации при потере репутации партнёрами); провал рекламной кампании; неадекватная маркетинговая стратегия. |
После подробной идентификации и систематизации рисков, перейдём к следующему этапу — оценке риска.
Оценка риска
Оценка риска используется для анализа влияния выявленных рисков на компанию. Вероятность возникновения и возможный размер ущерба используются для оценки. Если количественная оценка не может быть проведена из-за недостатка данных, риски должны оцениваться на основе качественных критериев. Визуализация с помощью портфеля рисков может быть полезна для оценки риска. Анализ и оценка взаимодействия отдельных рисков также играет важную роль. В большинстве случаев незначительные индивидуальные риски в сочетании друг с другом часто представляют значительный экзистенциальный риск и требуют других мер в контексте управления рисками.
Предупреждение и устранение рисков
Контроль рисков помогает найти способы реагирования на выявленные и оценённые риски. Различные меры и стратегии должны помочь сбалансировать возможности и риски. Стратегия риска должна быть адаптирована к общей корпоративной стратегии. Для этого у компаний есть четыре варианта управления:
Всё управление рисками должно подвергаться мониторингу, который обычно проводится внутренним аудитом. Таким образом можно контролировать и обеспечивать качество и функциональность управления рисками и всеми используемыми инструментами. В то же время должна также иметь место передача информации о рисках, с помощью которой все соответствующие данные могут быть своевременно переданы ответственному лицу. Это повышает осведомлённость о рисках компании.
Инструменты управления рисками:
Посмотрите правде в глаза. Хотя вы уверены, что ваш проект будет успешным, всегда есть вероятность, что что-то пойдёт не так. Управление рисками — это постоянная деятельность, поэтому вы должны продолжать выявлять и регистрировать новые риски по мере их возникновения в течение деятельности компании.
Создание списка рисков — хорошая отправная точка, но этого недостаточно. Вам также нужен план действий для каждого риска, чтобы иметь возможность эффективно управлять ими.
Существует 5 основных способов управления риском: принятие, предотвращение, перенос, смягчение и эксплуатация. Вот подробный взгляд на каждый из них.
Принятие риска
Принятие риска означает, что, хотя вы определили его и зарегистрировали в программном обеспечении для управления рисками, вы не предпринимаете никаких действий. Вы просто принимаете, что это может произойти, и решаете разобраться с этим, если это произойдёт.
Это хорошая стратегия для использования при очень небольших рисках — рисках, которые не окажут большого влияния на ваш проект, если они произойдут, и с ними можно легко справиться, если или когда они возникнут. Создание альтернативной стратегии управления рисками или принятие мер по борьбе с риском может занять много времени, поэтому зачастую лучше использовать свои ресурсы.
Предотвращение риска
Вы также можете полностью изменить свои планы, чтобы избежать риска. Избегайте риска. Это хорошая стратегия для случаев, когда риск имеет потенциально большое влияние на ваш проект. Например, если в январе финансовая команда вашей компании занята ведением корпоративных счетов, провести их в январе через учебный курс для изучения нового процесса не будет хорошей идеей. Есть риск, что счета не будут сделаны, поскольку в январе все они будут слишком заняты, чтобы посещать тренинги или применять новые знания, даже если они действительно посещают семинары. Вместо этого было бы лучше избегать января для обучения полностью. Измените план проекта и запланируйте обучение на февраль, когда основная часть бухгалтерских работ закончится.
Перенос риска
Перенос риска — это стратегия управления рисками, которая используется не очень часто и обычно встречается в проектах, где участвуют несколько сторон. По сути, вы передаёте влияние и управление риском кому-либо ещё. Например, если у вас есть сторонний договор на написание кода вашего программного обеспечения, вы можете перенести на него риск того, что в коде возникнут ошибки. Затем они будут нести ответственность за управление этим риском, возможно, путём дополнительного обучения.
Обычно договорённости о передаче записываются в проектные контракты. Страхование является ещё одним хорошим примером. Если вы перевозите оборудование в рамках вашего проекта, а фургон попал в аварию, страховая компания будет нести ответственность за предоставление нового оборудования для замены того, которое было повреждено. Проектная команда признает, что несчастный случай может произойти, но они не будут нести ответственность, поскольку теперь это является обязанностью страховой компании.
Смягчение риска
Смягчение риска, вероятно, является наиболее распространённой методикой управления рисками, используемой для оценки риска. Это также самый простой для понимания и самый простой в реализации способ. Что означает смягчение, так это то, что вы ограничиваете влияние риска, чтобы в случае его возникновения проблема, которую он создаёт, была меньше и её способы её решения легче.
Например, если вы запускаете новую стиральную машину, а отдел продаж должен продемонстрировать её покупателям, существует риск, что отдел продаж не поймёт продукт и не сможет сделать хорошую презентацию. В результате они будут делать меньше продаж, и будет меньше доходов для компании.
Стратегия смягчения в этой ситуации будет состоять в том, чтобы обеспечить хорошее обучение для отдела продаж. Может всё же быть шанс, что некоторые члены команды или не понимают продукт, или они пропускают тренинг, или они просто не являются экспертами в стиральных машинах и никогда не будут, но влияние риска будет намного меньше, так как большая часть команды сможет эффективно продемонстрировать новый продукт.
Вы можете смягчить воздействие так, как в этом примере, и вы также можете смягчить вероятность его возникновения. Действия будут в целом одинаковыми; иногда вам нужно будет выполнить несколько задач, чтобы уменьшить вероятность возникновения риска, и несколько отдельных задач, чтобы уменьшить влияние риска в случае его возникновения.
Эксплуатация
Принятие, предотвращение, перенос и смягчение рисков прекрасно подходят для случаев, когда риск оказывает негативное влияние на проект. Но что, если риск оказывает положительное влияние?
Например, риск того, что новые стиральные машины будут настолько популярны, что у нас не будет достаточно персонала, чтобы провести демонстрации? Это положительный риск — то, что принесло бы пользу проекту и компании, если бы это произошло. В этих случаях мы хотим максимально увеличить вероятность того, что риск случится, а не остановить его или передать выгоду кому-то другому!
Эксплуатация — это стратегия управления рисками, используемая в таких ситуациях. Ищите способы, как заставить риск случиться, или способы усилить воздействие, если оно произойдёт. Можно обучить дополнительный персонал по продажам, чтобы они также демонстрировали стиральную машину и проводили больше дополнительного маркетинга, чтобы увеличить вероятность того, что у новой машины будет большой спрос, и есть люди, которые при необходимости смогут сделать презентации.
Это 5 стратегий управления рисками, которые вы можете использовать для управления рисками в вашем проекте. Вероятно, вы обнаружите, что используете комбинацию техник, выбираете стратегии, которые наилучшим образом соответствуют рискам вашего проекта и навыкам вашей команды. Однако когда вы приближаетесь к потенциальному риску, убедитесь, что вы записали план действий в свой журнал рисков и ведёте его в соответствии с последними достижениями в управлении рисками.
В управлении проектами нулевого риска не существует. Всегда существует вероятность того, что ваш проект пойдёт не по плану. Поэтому идея состоит в том, чтобы предвидеть и максимально ограничивать риски, которые могут возникнуть, в попытке уменьшить их влияние на бесперебойную работу проекта.
Начиная запуск проекта, вы должны настроить управление рисками: выявить слабые места вашего проекта, подумать о действиях по предотвращению рисков и обдумывать способы их решения/устранения. Подготовившись таким образом, вы избежите дестабилизации при возникновении непредвиденных событий.
Невозможно предвидеть все риски, однако тщательный анализ рисков — это хороший способ гарантировать успех вашего проекта.
Общие методы управления рисками
Уклонение — лучшее средство контроля потерь. Это потому, что, как следует из названия, вы полностью избегаете риска. Если ваши усилия по предотвращению потерь были успешными, то вероятность того, что вы понесёте убыток (от этого конкретного фактора риска) составляет 0%. Вот почему уклонение, как правило, является первым из рассмотренных методов контроля риска. Это средство полного устранения угрозы. Например, инвестор хочет купить акции нефтяной компании, но цены на нефть значительно упали за последние несколько месяцев. Существует политический риск, связанный с добычей нефти, и кредитный риск, связанный с нефтяной компанией. Он оценивает риски, связанные с нефтяной отраслью, и решает избежать участия в компании. Это известно как уклонение от риска.
Предотвращение потерь — это метод, который ограничивает, а не устраняет потери. Вместо того чтобы полностью избегать риска, этот метод принимает риск, но пытается минимизировать потери в результате этого. Например, хранение инвентаря на складе означает, что он подвержен краже. Однако, поскольку на самом деле не существует способа избежать этого, разработана программа предотвращения потерь, чтобы минимизировать потенциальные риски. Эта программа может включать патрулирование территории, установку видеокамер и наличие охраняемых хранилищ.
Снижение потерь — это метод, который не только принимает риск, но и принимает тот факт, что потеря может возникнуть в результате риска. Этот метод стремиться минимизировать потери в случае какого-либо типа угрозы. Например, компании может потребоваться хранить легковоспламеняющиеся материалы на складе. Руководство компании понимает, что это необходимый риск, и решает установить на складе современные разбрызгиватели воды. В случае пожара сумма потерь будет сведена к минимуму.
Разделение — это метод контроля риска, который включает рассеивание ключевых активов. Это гарантирует, что если что-то катастрофическое произойдёт в одном месте, влияние на бизнес будет ограничено активами только в этом месте. С другой стороны, если бы все активы были в этом месте, то бизнес столкнулся бы с гораздо более серьёзной проблемой. Примером этого является случай, когда компания использует географически диверсифицированную рабочую силу.
Дублирование — это метод контроля риска, который по существу включает создание плана резервного копирования. Сбой сервера информационных систем не должен останавливать весь бизнес. Вместо этого резервный или аварийный сервер должен быть легкодоступен в случае сбоя основного сервера. Другой пример дублирования в качестве метода контроля риска — использование компанией службы аварийного восстановления.
Диверсификация — это метод контроля риска, который распределяет бизнес-ресурсы для создания нескольких направлений бизнеса, которые предлагают различные продукты и/или услуги в различных отраслях. При диверсификации существенная потеря дохода от одного направления бизнеса не нанесёт непоправимого ущерба конечному финансовому результату компании.
Заключение
Управление рисками сильно отличается от управления стратегией. Управление рисками фокусируется на негативе — угрозах и неудачах, а не на возможностях и успехах. Это идёт вразрез с культурой “можно сделать”, которую старается поддерживать большинство команд-лидеров при реализации стратегии. И многие лидеры склонны сбрасывать со счетов будущее; они неохотно тратят время и деньги сейчас, чтобы избежать неопределённой проблемы в будущем. Кроме того, снижение риска обычно включает в себя распределение ресурсов и диверсификацию инвестиций, что является противоположностью интенсивной направленности успешной стратегии.
По этим причинам большинству компаний нужен отдельный департамент для управления стратегическими и внешними рисками. Размер департамента риск-менеджмента будет варьироваться от компании к компании, но группа должна отчитываться непосредственно перед топ-командой.
Действительно, поддержание тесных отношений со старшим руководством, возможно, будет самой важной задачей; способность компании противостоять угрозам во многом зависит от того, насколько серьёзно руководители воспринимают свою функцию управления рисками, когда светит солнце, а на горизонте нет облаков.
Это то, что отделяло банки, потерпевшие крах в финансовом кризисе, от тех, которые выжили. Обанкротившиеся компании перевели управление рисками в режим соответствия; их риск-менеджеры имели ограниченный доступ к высшему руководству и своим советам директоров. Кроме того, руководители обычно игнорировали предупреждения риск-менеджеров о высокоэффективных методах управления рисками. В отличие от этого, “Goldman Sachs” и “JPMorgan Chase”, две компании, которые хорошо пережили финансовый кризис, обладали сильными внутренними функциями управления рисками и руководящими группами, которые понимали и управляли многочисленными рисками подверженности компаний. Барри Зуброу, директор по управлению рисками в “JPMorgan Chase”, сказал:
“Возможно, у меня есть звание, но Джейми Даймон [генеральный директор] — главный специалист по управлению рисками компании”. Формализация и стандартизация моделей управления может смягчить некоторые критические риски, но не все из них. Активное и экономически эффективное управление рисками требует, чтобы менеджеры систематически думали о множественных категориях рисков, с которыми они сталкиваются, для того чтобы они могли своевременно применить соответствующие методы управления рисками для каждой из категорий. Методы управления рисками позволяют нейтрализовать шаблонный взгляд: “Видеть мир, не таким, каким нам бы хотелось, чтобы он был, а таким, каков он есть”.
В свою очередь, мы надеемся, что наш обзор поможет вам идентифицировать, оценить, предупредить и устранить все категории рисков, с помощью верно сформулированной стратегии управления, что приведёт к процветанию и стабильности вашей компании.