что такое перемещение аккорда
Транспонирование аккордов. Перевод аккордов гитары в другую тональность.
Транспонирование аккордов – что это такое?
Транспонирование аккордов – это удобный инструмент для вокалистов, которые не могут вытянуть определенные ноты в произведении. Вы просто опускаете или поднимаете аккорды в другую тональность, сохраняя их форму и мелодическое звучание песни. Это довольно удобно для тех, кто не имеет при себе каподастра или просто не может петь в нужной тональности. Именно тому, как транспонировать аккорды, и посвящена данная статья.
Для чего нужно транспонировать аккорды?
Чтобы изменить тональность аккордов на более удобную для вокала
В песнях есть аккорды с баррэ, а вы умеете ставить только открытые аккорды
Это более частный случай, и он работает далеко не всегда. Однако если песня исполняется, например, с зажатием последовательности аккордов с баррэ, то вы можете попробовать перенести их в открытые формы – хотя, зачастую, гораздо проще будет воспользоваться капо.
Песня исполняется в другой тональности
Это часто бывает, если песня подбиралась не опытным музыкантом по памяти, а не на слух. Тогда она может быть мелодически верна, однако аккорды в ней используются другие. В этом случае навык транспонирования вам точно поможет понять, что не так в подобранной мелодии.
Четыре способа транспонирования аккордов
Ниже представлено четыре способа транспонировать аккорды. Это наиболее простые и популярные методы, которые подойдут даже новичкам, которые не знакомы с музыкальной теорией, и для которых тональности совершенно незнакомы.
Сайты с функционалом транспонирования
На многих сайтах с аккордами есть функция транспонирования. Обычно в тексте указана гармония в изначальной тональности, а уже при помощи специальных кнопок вы можете поднять ее или опустить на полтона и более. Это крайне удобно новичкам, которые не знакомы с понятием музыкальной теории и им требуется просто перенести трезвучия в другие позиции.
Программа CoverTon
Существует программа, которая поможет вам в транспонировании аккордов. Она качается с нашего сайта (ссылка ниже) и абсолютно бесплатна. Кроме того, она также легка в освоении для новичка, однако для ее пользования нужно знать понятия тональности.
Как ей пользоваться:
Использование каподастра для смены тональности
Каподастр позволяет вам сдвигать по ладам трезвучия, не меняя построение аккордов. Однако для того, чтобы правильно пользоваться им, вам надо знать, в какой тональности находится песня, и в какую вам ее надо перевести – а это уже работа с теорией музыки. Тем не менее, каподастр определенно должен быть в арсенале каждого музыканта, потому что это облегчает музицирование и расширяет возможности инструмента.
Таблица транспонирования аккордов
Для тех, кто знает музыкальную теорию, прекрасно подойдет таблица транспонирования. Она представлена ниже. Пользоваться ей надо таким образом:
Пример
У вас песня в тональности Am (ля-минор) с аккордами Am-F-C-G, а вам нужна тональность Em
Ищем Am, спускаемся вниз в столбце и находим Em
Все следующие аккорды будут находиться в той же строке где Em, просто начинайте искать сверху вниз от исходного трезвучия.
Выглядеть это будет так:
Чтобы до конца разобраться, как транспонировать, найдите все аккорды, которые представлены в этом примере в таблице.
Модуляция аккордов
Модуляция – это способ построения гармонии, когда вы меняете тональность песни в ее процессе. Это очень красивый метод разнообразить композицию, и его часто применяют различные группы для того, чтобы удивить слушателя.
Обычно музыканты просто переводят минорную тональность в мажорную или наоборот. Это крайне необычно звучит.
Для того, чтобы совершать модуляции, надо понять правила по которым они делаются. Обычно аккорды выставляются в квинту друг от друга – то есть, если вы хотите перевести мелодию из тональности C, то верным аккордом будет Am.
Кроме того, существует понятие модуляции скачком, когда все аккорды разом переходят в любую другую тонику. Тут уже все зависит прямо от вас и вашего композиторского таланта.
Модуляция в музыке
В обычных поп-песнях модуляции практически не используются. Такой прием свойственен рок-музыке, особенно жанрам «прогрессив» и «авангард», где идет отход от классических канонов музыкальной теории. При этом не всегда аккорды переходят в другую тональность полностью – все зависит от аранжировки.
Самое главное – прежде чем нарушать основы, выучите их. Научитесь транспонировать сложные с трезвучия в аккорды без баре, а также переносить песни в другие тональности.
Заключение
Даже новичку стоит узнать, что такое модуляция. Это крайне важно для понимания музыкальной теории и того, как вообще музыка работает. Кроме того, это однозначно стоит понять тем, кто хочет расширить свои познания в аранжировке и сочинении. Это довольно просто запомнить, однако открывает крайне богатые возможности для продумывания композиции собственных песен.
ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
Альберт Гастинов
2 Replies to “ Транспонирование аккордов. Перевод аккордов гитары в другую тональность. ”
Здравствуйте, у меня вопрос, если мы меняем тональность, то аккорды совсем другие становятся и звучат уже по другому, как это работает? Я думал что песня играется в одной тональности и если низко например, то просто меняем на тот же аккорд на баррэ в той же тональности.
Здравствуйте. Все верно, звучание меняется, т.к. изменяется тональный окрас. Ваш вариант с баррэ тоже работает, но не всегда удобен и применим. Вы написали, к примеру, если низко, то да можно ставить баррэ или каподастр. А если вам высоко петь? Куда тогда двигаться? Для этого как раз и будет удобнее транспонировать все аккорды на тональность ниже. К примеру, у нас аккорды Dm – A# – F – C, но вам это слишком высоко и удобнее играть и петь в Ля-миноре (Am). Мы транспонируем эти аккорды и получаем знакомую нам последовательность Am – F – C – G.
На вопрос «Как это работает», все просто и сложно одновременно. По сути, тональность меняется из уже готовых 12 нот, 7 целых и 5 полутонов. Меняя главный аккорд, который задает тональность, мы меняем и саму гамму, в которой они строятся, но при этом аккорды будут иметь одинаковые формулы построения и ступени в гамме. Следовательно, звучание изменится (на слух), но гармония и последовательность сохранится, и вам будет комфортнее петь и играть. Надеюсь, я правильно понял ваш вопрос.
Что такое перемещение аккорда
ГЛАВА 6. ГАРМОНИЧЕСКОЕ СОЕДИНЕНИЕ АККОРДОВ.
ГАРМОНИЧЕСКОЕ соединение аккордов – это когда общий тон (или общие тоны) при смене аккорда остаются на месте В ТОМ ЖЕ ГОЛОСЕ.
ТЕХНИКА ГАРМОНИЧЕСКОГО СОЕДИНЕНИЯ T-D:
1. Бас идёт с примы Т на приму D, при этом делается ход на кварту или квинту.
2. Общий тон остаётся на месте (показан малиновым цветом).
3. Два других звука идут на секунду вниз в ближайшие звуки D.
ТЕХНИКА ГАРМОНИЧЕСКОГО СОЕДИНЕНИЯ Т-S:
1. Бас идёт с примы Т на приму S, при этом делается ход на кварту или квинту.
2. Общий тон остаётся на месте (показан малиновым цветом).
3. Два других звука идут на секунду (тон или полутон) вверх в ближайшие звуки S.
ГЛАВА 7. МЕЛОДИЧЕСКОЕ СОЕДИНЕНИЕ АККОРДОВ.
МЕЛОДИЧЕСКОЕ соединение аккордов – это когда нет выдержанных (тянущихся) звуков, и все голоса движутся относительно друг друга, совершая мелодический ход. Это возможно в любом соотношении трезвучий. При секундовом соотношении (скажем, S-D) мелодическое соединение обязательно, ибо там по-другому и невозможно.
ТЕХНИКА МЕЛОДИЧЕСКОГО СОЕДИНЕНИЯ ПРИ СЕКУНДОВОМ СООТНОШЕНИИ (S-D):
1. Бас идёт на секунду вверх.
2. Остальные голоса идут противоположно басу.
Обращения аккордов и гармонизация
Я тут начал копаться во всех возможных аккордах в гамме, и решил вам рассказать про “обращения” аккордов.
Научно: Обращение аккорда — видоизменение аккорда посредством перемещения звуков, при котором нижним тоном становится его терция, квинта или септима.
Это значит, что только эти ноты могут быть в “до мажоре”.
Обращения касаются только “закрытых” аккордов. Это такие, расстояние между крайними нотами которых не больше октавы.
Здесь мы будем использовать только закрытые аккорды, и “обращения”.
Уже упомянутый до мажор, если закрытый, может быть только в трёх формах:
Всё в пределах 12 полутонов (одной октавы) между крайними нотами.
Поэтому, давайте дадим более простое определение “обращения”:
Что теперь нам с этим делать?
Сначала сразу скажу, что мы здесь экспериментируем над мажором, но на его месте мог быть каждый. И грустный минор, и зажатый уменьшенный, и воздушный увеличенный, и всякие септ-нон-ундецима-мультиаккорды.
Обращения, к счастью, различаются и порядковым числом (первое обращение, второе обращение, итд), и названиями (напр.: квартсекстаккорд), и записью (С64), и звучанием!
Порядковый номер обращения:
Перенося по ноте на октаву вверх, номер будет расти.
Обычный мажорный аккорд всегда состоит из двух терций. Большой и малой. Про интервалы тут.
В первом же обращении, у нас получается E G C, и расстояние между нотами уже другое:
Во втором обращении у нас аккорд G C E:
Названия обращений септаккордов я просто приведу списком.
Как тебе такое, парень?
А если закрытый аккорд:
Подведём полу-итоги перед следующим актом:
Начав с “до мажор” мы теперь знаем, что существуют такие аккорды как:
C2, C43, С53, C6, C64, C65, C7.
**Кто сможет не подсматривая все правильно назвать и объяснить? 🙂
Точно также можно получить обращения аккордов от других нот (расстояния между нотами задают тон (и название) всему аккорду), получая D6, Fb65, A#2, и всякое такое.
И наконец мы пришли к звучанию. Мы же о музыке говорим!
Зачем же нам в нашей музыке обращения?
А вот в обращениях много полезного!
Например при прыжке с C на Am банальнее всего будет шагнуть целой рукой с до на ля:
Так у нас сменились вообще все клавиши.
А если мы, вместо Am возьмём Am6 (CEA), то нам будет достаточно только сдвинуть один палец на один “шаг”:
Звучит это божественно и намного более “целостно”.
Все клавиши сменились.
**В отличие от «широких» аккордов, которые могут вносить больше диссонансов.
И, наконец, субъективные оценки:
Первое обращение аккорда поднимает тонику на октаву, поэтому может звучать более ярко, но при этом всё ещё оставаться тоническим аккордом.
В полу-заключение скажу, что не бойтесь экспериментировать!
Все ошибки можно списать на внезапный джаз.
А все победы нас продвигают ещё дальше в музыке!
В следующем посте я постараюсь собрать небольшой набор лайфхаков, как сменять аккорды в композиции. Из той кучи, в которой я сейчас копаюсь.
Zauberer and his harmonica magic
Страницы
пятница, 30 апреля 2010 г.
Классическая гармония. №3. Перемещение аккорда
Сегодня со мной произошел просто чудовищный случай. Списался я по аске с одним парнем, который написал на форуме, что он начинающий гитарист и хочет найти начинающую группу и играть в стиле рок-н-ролл и т. п. Ну, я ему рассказал, что в принципе мы начинающая группа и планируем играть и рок-н-ролл, и много другое. Договорились встретиться. И вот сегодня на встрече я неожиданно узнал, что этот товарищ играть захотел всего лишь пару недель назад, гитару взял у друга, а своей нет, не знает, что такое тональность, аккорды и, страшно сказать, ноты. Но амбиции прут: рок-н-ролл, группа, Чак Берри, Элвис Пресли. 🙂 Вот такие кадры зарождаются в нашем Тульском княжестве.
Все эти детали прекрасно объяснены в учебнике, на практике же все происходит практически автоматически. Также определяются главные трезвучия для каждой ноты мелодии. Если аккорд повторяется, то это означает, что нужно применить перемещение. А сменится при этом расположение или нет, это уже зависит от конкретных обстоятельств, от способа голосоведения.
Следующая тема более интересная. Это гармонизация баса. Там уже приходится самому сочинять мелодию при заданном басе. При этом можно сочинить даже несколько вариантов (даже не смотря на то, что мы до сих пор пользуемся только главные трезвучиями лада). Думается, через пару тем будет еще чудесатее и страньше.
ЗЫ. Да, не знаю, что еще написать. Что-то на работе приходится много работать, да попутно в почти срочном режиме изучать некоторые песни Мадди Уотерса. Думаю, что рано или поздно таки я их и сыграю.
Что такое перемещение аккорда
Мелодия для гармонизации:
В первом и во втором тактах звучат ноты соль и ми, которые являются квинтой и терцией тонического трезвучия. Мелодия, как правило, начинается с тонической функции, поэтому вы можете с уверенностью поставить под этими тактами аккорд С. В следующем, третьем такте три из четырех звуков принадлежат функции доминанты, хотя есть два звука (ре и фа), которые можно отнести и к субдоминанте. Можно проверить на слух, что звучит лучше. Мы уверены, что вы остановитесь на доминанте. Следующий, четвертый такт — однозначно тоника. Далее таким же способом анализируем оставшиеся четыре такта. В результате у вас должна получиться следующая гармоническая последовательность: Т — Т — D — Т — S — Т — D — Т или в буквенно-цифровом варианте: С — С — G — С — F — С — G — С.
Гармоническая последовательность:
Для гармонизации применяется тесное и широкое расположение аккордов.
Мелодическое соединение аккордов:
Перемещение аккордов применяется для удобства голосоведения и разнообразия мелодической линии.
Любое музыкальное произведение развертывается во времени и представляет собой нечто единое по мысли и целое по форме, но вместе с тем оно расчленяется на отдельные составляющие (разделы). Такие составляющие отделяются друг от друга цезурами. Цезура — момент, отделяющий конец одного построения от начала другого. Простейшее построение, несущее в себе лишь одну мысль (тему), называется периодом. Период, как правило, делится на два равных построения, называемых предложением. Каждое предложение и в итоге период заканчиваются определенным гармоническим оборотом, который называется каденцией или кадансом. По своему месторасположению кадансы бывают серединными и заключительными. Обычно серединные кадансы заканчиваются на неустойчивой функции S или D и тем самым обеспечивают связь между предложениями. Второе предложение, как правило, заканчивается тоникой.
Параллельные октавы и квинты: