что такое педагогическое наблюдение
Доклад «Метод педагогического наблюдения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Метод педагогического наблюдения
Наиболее доступным и распространенным методом педагогического исследования является наблюдение. Умение наблюдать является одним из важных условий успешной работы педагога с детьми. Оно необходимо воспитателю, поскольку позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, гибко строить график работы, целенаправленно руководить группой в целом.
Повседневные заботы по уходу за детьми, поддержанию порядка в помещении, организация групповых занятий могут поглотить все силы и внимание воспитателя, заслонить его интерес к поведению детей в свободное от занятий и режимных моментов время, потребностям, состояниям каждого ребенка, к переменам в его развитии. Поэтому наблюдение за поведением детей должно быть специальной задачей педагога.
Наблюдение должно быть целенаправленным, осмысленным и систематическим, а не стихийным и эпизодическим моментом в работе воспитателя. При этом оно не должно становиться самоцелью. В отношении детей с нормальным развитием информация, полученная в результате наблюдения, необходима для фиксации новых умений, формирующихся у ребенка, его интересов и предпочтений, для развития взаимодействия с ребенком и вовлечения каждого в ту сферу деятельности, которая соответствовала бы его естественному ходу развития. Наблюдение должно быть направлено на то, чтобы вовремя заметить возникшие проблемы, скорректировать собственную деятельность по отношению к ребенку, создать условия для продвижения вперед, помочь ему справляться с трудностями.
Чтобы научиться наблюдать, необходимо, помимо житейских или интуитивных представлений о ребенке, иметь научные знания о закономерностях психического развития. В противном случае педагог не сможет во всей полноте реализовать задачи воспитания, заметить возможные отклонения в развитии ребенка или особые способности в какой-то сфере.
Задачей педагога является наблюдение за каждым ребенком и группой в целом. Составив четкое представление о своих воспитанниках, он может планировать индивидуальную работу с каждым из них, отслеживать эффективность ее в ходе последующих наблюдений.
Время наблюдения зависит от того, что именно собирается увидеть воспитатель. Если он хочет уточнить, как ребенок играет или как дети взаимодействуют между собой, лучше всего это сделать во время свободной игры воспитанников в группе и на детской площадке. Если воспитатель намерен проанализировать, как ребенок общается со взрослым, следует специально организовать ситуацию взаимодействия, например, предложить ребенку вместе с воспитателем сделать поделку, собрать конструктор, пазлы или почитать книжку.
Внимательный воспитатель может извлечь полезную информацию для понимания особенностей ребенка даже из короткого эпизода наблюдения, сделать выводы и в случае необходимости провести педагогическую коррекцию или обратиться за помощью к психологу.
Чтобы наблюдение было эффективным, необходимо фиксировать его результаты с целью последующего анализа. Способы фиксации зависят от характера наблюдений и от педагогических целей.
Наблюдение как метод исследования характеризуется наличием цели, задач, программы, методики и техники наблюдения.
К достоинствам метода наблюдения относятся:
— возможность непосредственно охватить и зафиксировать конкретную картину проявлений развития, предоставляет много живых, интересных фактов, отражающих особенности и качества конкретного ребёнка.
— позволяет одновременно охватить поведение нескольких детей по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д..
— позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
— оперативность получения информации.
— наблюдение реального педагогического процесса, происходящего в динамике;
— регистрация событий в момент их протекания;
— независимость наблюдателя от мнений испытуемых.
К слабым сторонам метода можно отнести:
— недоступность некоторых сторон наблюдаемого объекта (мотивы, состояние, мыслительная деятельность);
— ограниченность объема наблюдений для одного исследователя;
— пассивный характер исследования и элементы субъективизма у наблюдателя.
На результаты наблюдений могут повлиять:
— его предубеждение ( искажение восприятия тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу);
— его усталость (в результате чего наблюдатель перестаёт замечать важные изменения, делает ошибки при записях );
— адаптированность наблюдателя к происходящему.
Наблюдение как метод познания изучаемых объектов должно удовлетворять ряду требований, важнейшими из которых являются:
НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ– это наблюдение, когда педагог сам выступает наблюдателем происходящего педагогического явления.
ОПОСРЕДОВАННОЕ (косвенное) наблюдение – это наблюдение, когда к его проведению привлекаются другие педагоги. Методика проведения таких наблюдений должна быть заблаговременно отработана теми, кто будет их вести.
ВКЛЮЧЁННОЕ наблюдение – это наблюдение, когда педагог включён в процесс взаимодействия с теми за кем наблюдает. Оно может быть открытым и закрытым. При открытом наблюдении дети знают, что за ними ведётся наблюдение. Если же участники не осведомлены, что они в поле зрения наблюдателя, то речь идёт о закрытом наблюдении. При закрытом наблюдении применяется записывающая аппаратура: видеокамера, фотоаппарат, диктофон. Ценность включенного наблюдения состоит в том, что оно позволяет собрать информацию, недоступную для получения другими методами. Наблюдателю здесь открываются более значимые для коллективной деятельности процессы и явления. Поскольку при длительном наблюдении воспитанники изучаемого коллектива успевают привыкнуть к исследователю, они возвращаются к своим привычным действиям и поведению, к своим обычным правилам и нормам, словом, к тому, что им свойственно в естественных условиях. Воспитатель постепенно начинает постигать более глубинные процессы коллективной жизни: проникать во внутрь взаимоотношений, «высвечивать» закономерности и противоречия, которые внешне не видны и т.д. Например, наблюдатель узнаёт, чем живёт коллектив, какие традиции являются ведущими, что поощряется и что порицается, какова нравственно-духовная и эмоциональная атмосфера, в которой живёт коллектив и т.д.
НЕ ВКЛЮЧЁННОЕ наблюдение – это наблюдение со стороны.
НЕПРЕРЫВНОЕ (сплошное) наблюдение – это наблюдение, которое предполагает фиксацию всех наблюдаемых факторов, проявлений, качеств, реакций и т. д. от начала до конца какого-либо процесса.
ДИСКРЕТНОЕ (выборочное) наблюдение – это наблюдение по определённым параметрам. Чаще всего педагогами используется метод открытого включённого наблюдения.
Алгоритм действия при наблюдении:
1. Определелить цель и задачи наблюдения. Например: выявить особенности освоения ребёнком способов познания, изучить поведение ребёнка в ситуации совместной деятельности и т. д..
2. Определить объект наблюдения. Например: определить группу от 3 до 5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течении дня, каждый день мы меняем детей и в течении 2-3 недель все дети смогут попасть в поле зрения педагога.
3. Выбрать ситуацию наблюдения, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребёнка в соответствии с поставленной целью, чтобы не нарушать естественного течения воспитательного процесса.
4. Выбрать способ фиксации результатов наблюдения.
Основные требования к методу педагогического наблюдения следующие.
Наблюдение должно иметь определенную цель. Чем уже и точнее его цели, тем легче регистрировать результаты и делать достоверные заключения.
Наблюдение должно проходить по заранее выработанному плану. Если речь идет о деятельности наблюдаемого, то надо заранее составить вопросник. Результаты подробно фиксируются записями, фотографиями, звукозаписями и т.д.
Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены. Чем детальнее сформулированы вопросы об исследуемых признаках и чем точнее определены критерии оценок этих признаков, тем большую научную ценность имеют получаемые сведения.
Психолого-педагогические явления следует наблюдать в реальных естественных условиях.
Наблюдатель должен заранее знать, какие ошибки могут быть допущены при наблюдении и предупреждать их.
Особенно большое значение имеет тщательная разработка схемы наблюдения, она может быть следующей:
1) выявляется проблемная ситуация,
2) определяются цели и задачи,
3) определяются объект наблюдения (отдельные индивиды или группа), предмет наблюдения (поведение индивида или группы), ситуации наблюдения;
4) выбирается способ наблюдения и регистрации данных;
5) строится план наблюдения (ситуации — объект — время);
6) выбирается метод обработки результатов;
7) осуществляется наблюдение согласно плану;
8) проводится обработка и интерпретация полученной информации.
Наблюдения в разных видах деятельности: в ситуациях применения детьми культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания; в ситуациях игровой деятельности; на прогулке; в образовательной ситуации; при экспериментировании; в уголке природы; при выполнении поручений; во время проведения детских праздников и т.д.
Метод наблюдения относится к мало формализованным методам мониторинга. Эти методы дают очень ценные сведения о ребёнке, особенно когда предметом изучения выступают такие явления, которые мало поддаются объективизации (например: ценностные ориентации, отношение ребёнка к различным явлениям) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию ( динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Малоформализованные методики очень трудоёмки. Только наличие высокого уровня культуры проведения наблюдения помогает избегать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования.
Результаты данного метода применяются воспитателем в повседневной работе: это составление ежедневных планов работ (групповые мероприятия, индивидуальные беседы), составление индивидуальных программ реабилитации воспитанников. С помощью наблюдения мы видим как меняется характер воспитанников, морально – нравственное поведение, в целом климат и настроение в группе.
На основании наблюдений в период пандемии работа была организована работа так, что на дистанционном обучении наши воспитанники заметно «подтянули» успеваемость, на занятия приходили все вовремя, домашнее задание выполнялось в полном объеме. Все выпускники поступили в учебные заведения. Воспитанники с удовольствием участвуют во всех мероприятиях, которые проводятся в нашем учреждении, конкурсах рисунков, поделок, соревнованиях и т. д.
Поездка в лагерь как же показала положительные результаты. Ребята привезли много грамот, с интересом рассказывали о мероприятиях проводимых там и о своем участии.
Но есть еще моменты на которыми нужно обратить внимание и скорректировать работу так, чтобы наши воспитанники активнее участвовали в мероприятиях проводимых школами, другими городскими, творческими кружками и организациями.
Педагогические наблюдения в детском саду
Инна Осипенко
Педагогические наблюдения в детском саду
Методика ведения педагогических наблюдений.
ВОСПИТАТЕЛИ ПРАВЫ В УТВЕРЖДЕНИИ О ТОМ, ЧТО ПОСТОЯННО НАБЛЮДАЮТ ЗА ДЕТЬМИ ЕСТЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ. ОДНАКО ТОЛЬКО СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К НАБЛЮДЕНИЮ И РЕГИСТРАЦИИ НАБЛЮДАЕМЫХ ФАКТОВ ПОМОГАЕТ ОБЕСПЕЧИТЬ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ И ПОЛНОТУ ПОЛУЧАЕМЫХ ДАННЫХ.
РОЛЬ НАБЛЮДАТЕЛЯ ТРЕБУЕТ ОТ ВОСПИТАТЕЛЯ, СПЕЦИАЛИСТА ВЫДЕЛИТЬ ДЛЯ ЭТОГО ВРЕМЯ И ИМЕТЬ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СРЕДСТВА ЗАПИСИ.
Однако следует стараться аккуратно регистрировать наблюдаемые действия, избегая субъективных интерпретаций и навешивания ярлыков. Объективное наблюдение не допускает фиксации того, что воспитатель думает или чувствует по поводу случившегося. Оно должно включать только то, что сделано или сказано.
Объективное наблюдение— это фактическое утверждение: «Дима взял кубик и бросил его в Машу», «Полина провела время на участке, сидя на скамейке под деревом».
Субъективные наблюдения являются ярлыками, личными суждениями или информацией, выходящей за рамки контекста,например: «Дима агрессивен», или «Марина ленива».
Для обеспечения объективности наблюдение должно быть детализированным и описательным, содержащим как можно больше информации. Например,запись эпизода: «Гриша решил строить из кубиков в строительном центре» даёт информацию о выборе Гриши места для работы и материала, с которым он работает.
Но не даёт столько информации, сколько содержит более полная объективная, детализированная запись наблюдения:
«Как только Гриша вошёл в группу, он объявил Мише и Соне, что хочет построить самый большой дом в городе, и пригласил их присоединиться к нему. Они использовали все имеющиеся строительные материалы и построили дом, состоящий из семи комнат. Гриша попросил меня изобразить знак для этого дома. Я сделала для них табличку с надписью «самый большой дом», а он скопировал слова на жёлтой бумаге. Гриша оставался в центре стро-ительства 50 минут».
Эта запись даёт следующую информацию:
• Гриша решил делать дом, причём обдумывал, что он хочет построить, ещё до того, как пришёл в детский сад.
• Гриша пригласил других детей.
• Он поделился с ними своими замыслами.
• Он расширил рамки своей игры, включив в неё навыки письма.
• Он был поглощён своим занятием в течение долгого времени.
Наблюдение и детальное описание поведения Гриши не отняло у воспитателя много времени. Просмотрев эту запись во время планирования, воспитатель сможет поощрить и расширить проявленный ребёнком интерес, поддержать его действия.
Например, в следующий раз заранее приготовит таблички с надписями и предложит Грише скопировать их. Кроме того, педагогу будет, о чём рассказать вечером родителям Гриши
Следует предельно аккуратно описывать наблюдаемые факты, по возможности, без субъективных интерпретаций и «ярлыков». Это обеспечивает наблюдению надёжность и достоверность.
НАДЁЖНОСТЬ. Информацию можно считать надёжной, если тот или иной тип поведения отмечается постоянно; если разные наблюдатели фиксируют одинаковое поведение ребёнка.
«09.10.16. Дима выбрал самое сложное задание, увлечённо начал работу, нашёл цифры, правильно подобрал фломастеры, закрасил хвост у петуха. Через 3минуты интерес пропал. Отвлёкся на работу Маши. Свою работу не закончил».
«17.10.16. Дима сообщил, что будет делать высокую башню из кирпичиков. Положил друг на друга 3 кирпичика и принялся помогать Кирюше строить дорогу».
«19.10.16. Дима начал протирать листья у бегонии. Протерев два верхних листочка, переключился на рассматривание рыбок в аквариуме».
«23.10.16. Во время одевания на прогулку надел носки и ботинки, затем начал перебирать вместе с Сашей игрушки в его шкафчике».
Такие факты можно считать достоверными.Если бы вместо описания фактов мы увидели записи подобные таким: «Дима невнимательный, неусидчивый мальчик» или «Дима не умеет доводить дело до конца», то это были бы оценочные суждения.
Таким образом, процесс наблюдения должен быть целенаправленным, постоянным, объективным, интегрированным, рефлексивным, описательным и достоверным.
ВАЖНО ПОМНИТЬ О ТОМ, ЧТО ПРИ ВЕДЕНИИ НАБЛЮДЕНИЯ:
• ценится и процесс, и результат;
• сбор и запись информации производится в разнообразных ситуациях и в различных контекстах;
• важно сосредоточиваться преимущественно на выявлении сильных сторон каждого ребёнка, а не его неудачах;
• согласованные результаты вносятся в шкалы наблюдений с приведением подтверждающих фактов;
• анализ поведения детей является основой для принимаемых педагогических решений.
Формы фиксации педагогических наблюдений и другие способы сбора информации
Повествовательные или дневниковые заметки.
Это чаще всего записи впечатлений о групповой и индивидуальной деятельности, которые делаются в конце каждого дня. Они имеют тенденцию к некоторой субъективности и часто схватывают мимолётное впечатление или настроение. Они полезны для отслеживания некоторых успехов и неудач среди событий дня. Например «Игра в прятки сегодня не удалась. Дети были усталыми и быстро потеряли к ней интерес. Гораздо больше детям понравилась прогулка к пруду, они жаждут увидеть, как из икры вылупятся лягушата.Миша сегодня проявил особенный интерес к текущей воде: пользуясь увеличительным стеклом, он разглядывал воду, пытаясь разобраться, что находится на дне пруда. Он не хотел возвращаться в детский сад, и мне пришлось трижды напоминать о том, что время прогулки подходит к концу».
Карта наблюдения.
Карта даёт основу для систематического сбора данных относительно развития ребёнка в различных областях.
Карта определяет и структурирует конкретные виды поведения, подлежащие наблюдению, обычно в ней перечисляются навыки, расположенные в той последовательности, в которой они формируются. Карта может включать такие категории, как развитие моторики (тонкие и крупные движения, активная речь и понимание речи, интеллектуальные, социально-эмоциональные умения и навыки самообслуживания. Карты обеспечивают информацию о том, что ребёнок может и чего не может в каждой из областей развития.
Карты наблюдения могут обеспечить сбор сведений о том, какие центры активности дети выбирают, и какие материалы наиболее часто используют. Воспитатели используют эту информацию при постановке целей и планировании педагогических действий, направленных на продвижение ребёнка. Они полезны для того, чтобы, например, побудить детей, проводящих наибольшую часть времени в центре искусства, исследовать разнообразные материалы, а также опробовать свои силы в других центрах. Воспитатели могут ПОМОЧЬ детям осуществить этот переход, организовав любимый ими вид занятий в другой части групповой комнаты, например, рисование облаков и неба для замка, который строится из коробок и модулей в Центре строительства или рисование снежинок и замёрзших деревьев в Центре науки.
Подсчёт частот и временных промежутков.
Этот вид записей помогает воспитателю отслеживать, как часто имеют место отдельные виды поведения. Подсчёт ведётся по отношению к определённому времени: «Сегодня за время прогулки Рома пять раз стукнул другого ребёнка», или же фиксируется длительность определённого поведения или действия: «Когда Тоню привели в группу, она проплакала восемнадцать минут». Этот вид записей наблюдений неоценим в ситуациях, когда нужно утвердиться или опровергнуть какую-либо гипотезу.
ОБЩИЕ ЦЕЛИ СОСТАВЛЕНИЯ ПОРТФОЛИО:
• иллюстрация личностно-значимых событий в жизни ребёнка;
• активизация участия родителей и ребёнка в документировании (историографии);
• предоставление фактов для многосторонней оценки;
• обеспечение всех, кто принимает решения в отношении обучения, необходимой информацией о его прогрессе;
• вовлечение детей в осмысление своих индивидуальных особенностей, в анализ и оценивание своих достижений и перспектив.
Портфолио используется как дополнительный источник информации для анализа и оценки актуальной ситуации и перспектив в развитии ребёнка.
Эффективность и надёжность такого метода сбора информации зависит от опыта взрослых, так как рубрики и содержание портфолио всецело определяется самим педагогом и родителями.
Родители более эмоциональны, разносторонни и искренни, в то тремя субъективны, их суждения иногда ошибочны. Нередко точка зрения на одни и те же особенности ребёнка у воспитателей и родителей существенно разнится и, что ещё более неприятно, воспитатели не замечают, не осмысливают и не используют информацию о ребёнке, предоставленную им родителями.
Разделы портфолио формируются творчески. В каждом детском саду и даже в отдельных группах детского сада они могут быть разными. К эстетическому оформлению портфолио единых требований нет, так же как нет поводов для высказывания претензий относительно количества и качества информации. Всё вместе целиком зависит от интереса и желания взрослых собрать материальные свидетельства роста и взросления ребёнка.
Ребёнок может самостоятельно отбирать для портфолио свои работы (рисунки, коллажи, фотографии и пр.) Детям нравится просматривать работы самостоятельно или вместе с воспитателем. Перебирая их, дети вспоминают, когда они сделали ту или иную работу, рассказывают о том, что она означает для них.
«Однажды в детском саду…» Видео 27 сентября в России отмечается праздник — День воспитателя и всех дошкольных работников. И в этот день хотелось бы пожелать всем работникам.
Адаптация в детском саду Адаптация это по сути привыкание, к новым условиям жизни, не обязательно на другом конце континента, не обязательно в другом городе, а.
Адаптация в детском саду. Знакомство родителей с ритмом жизни детей в детском саду Цель встречи: развитие взаимоотношений детей и родителей посредством включения в совместную деятельность. Задачи: • Содействовать возникновению.
Кинезиология в детском саду Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является основой оздоровления всего общества. В национальной доктрине образования.
Наблюдения на прогулке в детском саду В детском саду летом дети большую часть времени проводят на участке, поэтому воспитатели стараются организовать различные мероприятия, которые.
Психолого-педагогические аспекты компетенции воспитателя в детском саду Деятельность педагога включает три направления: воспитательно–образовательное, учебно-методическое и социально – педагогическое. В российском.
Выпускной в детском саду. Выпускной в детском саду. Реб 1: О ком сегодня все твердят? И для кого улыбки эти? Волнуется весь детский сад, причина есть – конечно, дети.
Выпускной в детском саду Сценарий выпускного бала «До свидания, детский сад!» Действующие лица: Волшебник-недоучка, Мэри Поппинс, Пеппи Длинныйчулок Под музыку.
Выпускной в детском саду Звучит музыка, дети входят танцуя, начинается вальс. Воспитатель: На праздник дружною семьей, Мы собрались в последний раз, Ребят мы в школу.
Выпускной в детском саду. Ведущий: Сегодня праздник удивительный Он не простой, а заключительный! Для всех, кто в школу собирается Чудесный праздник начинается!.
Педагогическое наблюдение: метод, позволяющий дойти до каждого
Личностно-ориентированное образование предполагает обучение, ставящее во главу угла личность школьника, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности, его отношение к знаниям. Создавая соответствующую такому подходу образовательную технологию, необходимо уточнить, на кого именно мы ориентируемся, и моделировать учебный процесс так, чтобы он был приближен к конкретному ученику. Чем же руководствоваться при этом? Традиционными тестами? Или искать другой путь?
Изъяны тестирования и преимущества наблюдения
Несколько лет назад, начиная в нашей школе под руководством профессора И. С. Якиманской эксперимент по внедрению технологии личностно-ориентированного образования, мы выбрали другой метод диагностики личности ученика.
Это педагогическое наблюдение, где тестирование носит лишь вспомогательный характер и используется только в том случае, когда данные наблюдения необходимо дополнить анализом психофизиологических особенностей школьника.
В начале эксперимента в педагогическом коллективе остро обсуждался вопрос о том, кто должен и может вести такое педагогическое наблюдение. Несомненно, эту работу должны осуществлять специалисты. Но по плечу ли она учителю, не владеющему специальными психологическими знаниями, загруженному программным содержанием? Способен ли он объективно и систематически изучать личность каждого школьника? Наша практика показывает, что это возможно.
Комплексно, разносторонне, в динамике
Конечно, сначала знания учителя о каждом ученике фрагментарны и мало структурированы. Но при специальном обучении ведению наблюдений субъективность снимается. Вот принципы, по которым мы обучаем учителей.
• Каждое наблюдение имеет конкретную цель и проводится по определенной схеме.
• Данные наблюдений фиксируются в описательной форме (на основе схемы) и носят чисто констатирующий, а не объяснительный или оценочный характер.
• Наблюдения проводятся регулярно по разработанной в ходе эксперимента календарной сетке в течение всего учебного года, а не от случая к случаю.
• Анализ наблюдаемых проявлений ученика производится не изолированно, а в контексте всей учебной ситуации.
• Данные наблюдений используются в коррекционной работе.
Выработанный мониторинг проведения педагогических наблюдений позволяет учителю видеть проявления своих учеников комплексно, разносторонне, в динамике.
Обучение в школе начинается со знакомства учителя с особенностями личностного развития каждого ребенка, выявления его интересов, потребностей, с опорой на уже имеющийся к моменту поступления в школу «субъектный» опыт. А изучение индивидуальных особенностей ребенка начинается еще в подготовительной группе детского сада. Его проводит воспитатель по программе, разработанной кандидатом психологических наук С. В. Зайцевым. В результате составляется «Карта школьной зрелости», где фиксируются особенности познавательных процессов, эмоциональной, двигательной и рефлексивной сфер развития, а также данные о социальном окружении. Так что школьный учитель уже имеет возможность познакомиться с «субъектным опытом» своего нового ученика.
При приеме ребенка в школу его индивидуальные особенности продолжают изучать учителя первых классов с помощью специально разработанной процедуры «Педагогическое знакомство». Все предыдущие данные дополняются сведениями о характере школьных интересов, учебных навыков, а также индивидуальных предпочтений форм учебной работы (коллективной, групповой или индивидуальной). Весьма существенным источником сведений о развитии ребенка является его семья. На первом родительском собрании папы и мамы заполняют «Историю развития ребенка».
Выявляя в начале обучения личностные особенности ребенка, школа пытается создать образовательную среду, под воздействием которой может раскрываться, а следовательно, и наблюдаться его индивидуальность. Для этого, помимо учебных занятий, проводятся специальные уроки, на которых детей приучают к специфике педагогического общения. И наблюдают процесс их адаптации к учебным занятиям. Для этого используется курс «Введение в школьную жизнь»,* который помогает ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника», раскрывает новую для него систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой.
Мы основательно готовим наших педагогов к проведению такого курса. Организуются семинары, на которых раскрываются его педагогические и психологические задачи, уточняется содержание наблюдения. Семинары помогают научиться грамотно наблюдать за развитием ребенка, гибко выбирать методические приемы и средства воздействия, поощрять индивидуальные изменения.
С первых дней обучения ребенка в школе учителя начальной школы продолжают педагогическое наблюдение, начатое в детском саду. Для этого используются карты наблюдения, разработанные И. С. Якиманской. Их содержание отражает суть педагогического процесса, помогает наблюдать основные проявления личностных особенностей ученика, его индивидуальную познавательную активность, самостоятельность, произвольность и продуктивность деятельности, избирательность форм учебной работы. Эти сведения дополняются наблюдениями особенностей усвоения учебного материала и изучением предметной избирательности.
В третий год обучения на основе наблюдения и анализа интересов и предпочтений ученика начинается изучение предметной избирательности с учетом сложившихся способов переработки учебного материала. Свои впечатления педагог регистрирует в индивидуальном «Бланке результатов наблюдения». Затем проводится анализ данных как по количественным, так и по качественным параметрам и вырабатывается стратегия развития личности каждого школьника. Педагогическое наблюдение дает возможность проследить динамику развития ученика, устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе, выявлять сильные и слабые стороны и в то же время позволяет оценивать его не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям.
Таким образом, педагог может индивидуализировать учебный процесс, составляя для каждого индивидуальную программу обучения и развития. В ходе такой работы постепенно складывается «познавательный профиль» ученика, то есть, по определению И. С. Якиманской, «не совокупность воспроизводимых учеником предметных знаний, а своеобразный тип мышления, который должен быть адекватен предметному содержанию научного знания».** Выявление такого «познавательного профиля» и является основой для составления траектории развития ученика сначала в начальной школе, а затем и на других школьных ступенях.
Все это служит основой для составления характеристики, в которой детально описывается индивидуальность каждого ученика. Вот как она выглядит.
Психолого-педагогический портрет ученицы Эльвины Н.
Данные «Карты школьной зрелости». По наблюдениям воспитателя, девочка демонстрирует желание идти в школу, часто говорит о том, как станет школьницей. Общительна, контактна, но не умеет постоять за себя, отстаивать свое мнение и интересы. С удовольствием работает в паре, группе, прислушивается к мнению и интересам других детей, быстро соглашается с мнением других.
Говорит связно. Может понятно сформулировать вопрос, просьбу. Может сосредоточенно заниматься одним и тем же делом в течение продолжительного времени, но при возникших затруднениях сразу ищет сотрудничества с воспитателем. Часто не успевает выполнить задание за то же время, что и большинство сверстников. Затрудняется запоминать и точно воспроизводить полученную информацию. Любознательна, проявляет интерес к заданиям и играм, которые требуют интеллектуальных усилий.
Данные «Педагогического знакомства». Во время педагогического знакомства была стеснительна, но на вопросы отвечала четко.
Учебные интересы: любит заниматься чтением, играть в куклы, в школе хотела бы заниматься решением примеров, еще хотела бы быть учителем, чтобы задавать разные вопросы.
Учебные умения: читает по слогам, считает (с заданиями справилась), умеет писать печатными буквами, но наблюдаются дрожащие линии.
Данные наблюдения «Основных проявлений личностных особенностей». По наблюдению педагога, на уроках учебные задания выполняет с интересом, стремится выполнить их до конца; при возникших затруднениях обращается за помощью к учителю. Может работать самостоятельно; охотно отвечает на вопросы учителя. При выполнении заданий нуждается в помощи. Правильно выполняет большинство предложенных заданий, согласно образцу, заданному учителем. Удерживает в процессе работы цель деятельности; способна продолжительное время сосредоточенно заниматься одним и тем же делом, не обращая внимания на окружающих. На уроках с удовольствием работает в группе, паре; в совместной работе предпочитает позицию исполнителя, легко соглашается с мнением других.
Помогать адаптироваться, обучаться и развиваться
Карты педагогического наблюдения и дают педагогу возможность решать ряд задач личностно-ориентированного обучения. Происходит накопление «банка данных» о школьнике, выявляются с целью адаптации к учебному процессу его особенности. Простраивается индивидуальная траектория развития каждого ученика и создается учебная среда, в которой он развивается с учетом своих предпочтений и интересов.
Карты наблюдения, проводимого сначала учителем начальной школы, а затем педагогом-предметником, формируют у педагога собственную точку зрения на проблемы школьника и перспективы его развития. На этой основе и возникает сотрудничество учителя с психологом, которые совместно разрабатывают индивидуальные траектории развития для учеников. Конечно, бывают случаи, когда педагог, особенно с многолетним стажем, не соглашается с мнением психолога, отвергая его данные как несоответствующие собственным представлениям о школьнике, и психолог, как правило, соглашается с точкой зрения учителя, поскольку она основывается на многократных наблюдениях. Но анализируя данные наблюдения, психолог в диалоге с педагогом уточняет наиболее рациональную программу психолого-педагогической поддержки учащегося. Совместно вырабатывается индивидуальный подход к школьнику в процессе обучения, и с учетом его возможностей, предпочтений и интересов изменяется учебное содержание, подбор дидактического материала.
Повседневное изучение личности ученика помогает учителю активизировать каждого, а не выводить на основе тестирования тех или иных неудачников в классы коррекционно-развивающего обучения. Такой вывод нужен только в том случае, когда наблюдается так называемое «искаженное развитие» и когда исчерпан весь арсенал психолого-педагогической поддержки.
Постоянное наблюдение за развитием личности каждого школьника и соответствующее его потребностям моделирование урока помогают ученику найти свое поле учебной деятельности, и тогда он получает возможности самореализоваться и развиваться, достигая конкретных успехов. А это, пожалуй, самое важное, ибо только успех и порождает желание учиться и совершенствоваться.