что такое педагогический контроль
Реферат » Педагогический контроль»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Реферат по дисциплине:
« Теория и методика обучения базовым видам физкультурно-спортивной деятельности»
« Педагогический контроль, его значение, содержание, виды контроля»
Рябикова Надежда Николаевна
1. Основные правила питьевого режима 3
2. Питьевой режим 3
3. Питьевой режим во время тренировок 6
4. Что, как и сколько 8
Список литературы 12
Перед тем как приступить к изучению темы педагогического контроля, какие цели, какие функции он выполняет, необходимо разобраться в том, что такое контроль в общем понятии. Необходимо понять, для чего он нужен.
Контроль присутствует везде. Он есть в любой организации, учреждении, ему подчиняются все. В общем смысле, контроль — одна из основных функций системы управления. Но контроль бывает разный, и может выполнять совершенно разные функции, в зависимости от поставленных задач. Контроль осуществляется на основе наблюдения за поведением управляемой системы с целью обеспечения оптимального функционирования последней. На основе данных контроля осуществляется адаптация системы, то есть принятие оптимизирующих управленческих решений. Таким образом, становится яснее, что включает в себя контроль и на что направлен.
Педагогический контроль, имеет более узкую направленность. Педагогический контроль – это контроль знаний и умений учеников, который осуществляется педагогом. Педагогический контроль – это система мероприятий, обеспечивающих проверку запланированных показателей физического воспитания, для оценки применяемых средств, методов и нагрузок.
Контроль направлен на получение информации, анализируя которую, педагог вносит необходимые коррективы в осуществление процесса обучения. Это может касаться изменения содержания, пересмотра подхода к выбору форм и методов обучения или же принципиальной перестройки всей системы учебной работы.
На основе анализа полученных в ходе педагогического контроля данных проверяется правильность подбора средств, методов и форм занятий, что создаёт возможность при необходимости вносить коррективы в ход педагогического процесса.
Цель работы: усвоить назначение педагогического контроля.
Для того чтобы достичь цели, будет необходимо выполнить ряд задач:
— определить сущность педагогического контроля;
— сформировать общее понятие педагогического контроля, какое значение имеет педагогический контроль в преподавательской деятельности и какие цели, функции и принципы в себе заключает;
— изучить формы и методы педагогического контроля;
— изучить виды педагогического контроля;
— подвести итог и сделать заключение.
1. Назначение и сущность педагогического контроля к
Для начала необходимо определить сущность понятия «контроль». На сегодняшний день существует несколько определений контроля:
— управленческое действие, в рамках которого выявляются и оцениваются результаты деятельности организации, анализируются причины, обусловившие их достижение, и определяются последующие корректирующие действия.
Проверка знаний учеников, является приоритетной задачей педагога. В первую очередь важно проконтролировать, насколько хорошо усвоен пройденный материал, во вторую очередь, если выявлены пробелы в знаниях, то сделать работу над ошибками. Контроль эффективности усвоения материала является обязательным компонентом, востребованным на всех стадиях обучения. Особенно важно осуществлять его после прохождения какого-либо раздела программы или завершения очередного класса.
2. Цели и функции контроля знаний
Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. Принято считать, что контроль является так называемой «обратной связью» между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету.
-диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся. Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренной программой по предмету ;
-учет результативности отдельного этапа процесса обучения. Эта цель заключается в обнаружении достижений, успехов учащихся, в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения учащихся в активную творческую, учебную деятельность ;
-определение итоговых результатов обучения на разном уровне.
Если перечисленные цели контроля знаний и умений реализовать, то можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции:
Теперь более подробно о каждой функции в отдельности:
1. Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения. Сравнивается планируемое с действительными результатами, усваивается эффективность используемых учителем методов, форм и средств обучения.
2. Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся проверяют и закрепляют изученный материал. Учащиеся не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации. Проверка помогает учащимся выделить главное, основное в изученном материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний.
3. Диагностическая функция – это процесс выявления уровня знаний, умений, навыков, оценка реального поведения учащихся. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.
4. Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации в учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы и т.д.). Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные проблемы в системе приемов познавательной деятельности.
Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.
5. Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление студентов. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.
6. Ориентирующая функция – получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учащимся и группой в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.
7. Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.
Умение применять все функции контроля является важным навыком преподавателя в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике дает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.
3. Принципы контроля знаний
а) Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, видов, методов и средств контроля. Цели контроля предполагают ответы на следующие вопросы: что должно проверяться, кто должен опрашиваться, какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки, какой ожидается эффект от проведения проверки.
От решения этих вопросов во многом зависит объективность и качество контроля.
в) Всесторонний контроль охватывает большой по содержанию проверяемый материал. Этот принцип включает в себя усвоение основных идей данного курса, и усвоение учебного материала по определенным содержательным, стержневым линиям курса, и знание учащимися отдельных и существенных фактов, понятий, закономерностей, способов действий и способов деятельности.
Соблюдение указанных требований обеспечивает надежность контроля и выполнение им своих задач в процессе обучения.
3. Формы и методы контроля
3.1 Методы контроля
Современная дидактика выделяет следующие методы контроля: методы устного контроля, методы письменного контроля, методы практического контроля, дидактические тесты, наблюдение.
Отдельные ученые выделяют также методы графического контроля (Щукина Г.И.), методы программированного и лабораторного контроля (Бабанский Ю.К.), пользование книгой, проблемные ситуации (Оконь В.). Охарактеризуем основные методы и формы проверки результатов обучения.
Устный контроль как текущий проводится каждый урок в индивидуальной, фронтальной или комбинированной форме. На уроке и в лексике учителей это называется опросом. Опытные учителя владеют разнообразными техниками опроса, применяют дидактические карточки, игры, технические средства.
— В.Шаталов ввел ответ учащихся на магнитофон с последующим прослушиванием и оценкой учителя.
— Индивидуальный опрос учащихся позволяет учителю получить более полные и точные данные об уровне усвоения, однако он оставляет пассивными на уроке других учеников, что вынуждает учителя решать проблему их занятости во время опроса.
— Фронтальный опрос занимает всех учащихся сразу, но дает более поверхностное представление об усвоении ими знаний.
Выполнение практических работ можно считать эффективным, но мало применяемым способом проверки результатов обучения. Имеется в виду, прежде всего, проведение учеником лабораторных опытов, создание изделий, монтаж аппарата и пр. Уже по этому перечню видно, что указанный метод больше подходит к профессиональной школе, и он действительно чаще используется в ней: в техническом, медицинском, педагогическом образовании.
3. При текущем контроле знаний в школе учителем широко используется наблюдение, систематическое изучение учащихся в процессе обучения, обнаружение многих показателей, проявлений поведения, говорящих о сформировании знаний, умений и других результатов обучения. Учитель практически наблюдает ученика всегда, во многих ситуациях. Ситуация текущей и периодической проверки знаний позволяет учителю получить достаточно полные данные об ученике: и уровень его знаний, умений по предмету, и отношений к учебе, степень его познавательной активности, сознательности, и умения мыслить, решать самостоятельно различного рода задачи. Результаты наблюдений не фиксируются в официальных документах, но учитываются учителем для корректировки обучения, в общей итоговой оценке учащегося для своевременного выявления неуспеваемости.
Преимущество тестов в их объективности или независимости проверки и оценки знаний от учителя. Однако к тесту наука предъявляет высокие требования, рассматривая его как измерительный прибор. С этой точки зрения разработка тестов — дело специалистов. Необходимо, чтобы тест отвечал следующим требованиям: надежность, валидность, объективность.
Применение разных методик и форм проверки, позволяет наиболее точно выделить недостатки и пробелы в знаниях. Так все методы проверки применяются в разных ситуациях и периодах обучения. Методики рассчитаны на разных учеников. Они разработаны, для того, чтобы процесс обучения был интересен и продуктивен. Если всё время приходилось только изучать новое, без повторения пройденного, то в конечном итоге вряд ли был бы положительный результат.
3.2 Формы контроля знаний и умений учащихся
— краткая самостоятельная работа;
— письменная проверочная работа;
— устный зачет по изученной теме.
3.3 Факторы, влияющие на объективность, проверки и оценки знаний
В школьной практике наблюдаются значительные расхождения в оценке учителями устных и письменных ответов учащихся, в требованиях к качеству формируемых знаний, в определении значимости допущенных ошибок. Одну и ту же ошибку один преподаватель считает грубой, другой — негрубой, третий — недочетом. Одни преподаватели не обращают внимания на орфографические ошибки как в биологических терминах, так и в других словах, другие снижают за них отметки на один или два балла. Эта картина типична и для гуманитарных, и для естественно-математических дисциплин.
При контроле знаний не ставятся единые, общепринятые и одинаково понимаемые цели, которые нужно достигнуть в результате обучения. Цели обучения формулируются очень широко и допускают различную трактовку со стороны учителей: дать прочные знания основ наук, сформировать логическое мышление, познавательную активность учащихся, мировоззрение и так далее. Неясно, какие задания, вопросы, упражнения должны выполнить школьники, чтобы показать наличие этих характеристик.
Субъективность проверки и оценки знаний связана в определенной мере с недостаточной разработкой методов контроля системы знаний. Нередко оценка темы, курса или его частей происходит путем проверки отдельных, часто второстепенных элементов, усвоение которых может не отражать овладение всей системой формируемых знаний, умений, навыков. Качество и последовательность вопросов определяются каждым учителем интуитивно и часто не лучшим образом. Неясно, сколько надо задать вопросов для проверки всей темы, как сравнить задания по их диагностической ценности.
В педагогической литературе чаще всего выделяют следующие виды контроля: предварительный, текущий, рубежный (периодический), итоговый (приложение 1).
1) Предварительный контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. На основании данных предварительного контроля, проводимого в начале учебного года, преподаватель вносит коррективы в календарно-тематический план, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на занятиях с конкретной группой, намечает пути устранения выявленных пробелов в знаниях учащихся.
При организации текущего контроля необходимо добиваться сознательного, а не формального, механического усвоения учащимися учебного материала.
Текущий контроль должен занимать небольшую часть учебного занятия, чтобы не приводить к спешке при изложении нового материала и закреплении полученной информации.
3) Периодический (рубежный) контроль позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам предмета. Такой контроль проводят обычно несколько раз за учебную четверть. Примером рубежного контроля могут служить контрольные работы, контрольно-учетные и учетно-обобщающие уроки, зачеты по лабораторным работам.
Периодический контроль позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний и приобретенных умений, так как он проводится через продолжительный период времени и не по отдельным дозам учебного материала. Как уже было сказано, при этом виде контроля охватываются значительные по объему разделы курса и от учащихся требуется большая самостоятельная конструктивная деятельность. С помощью периодического (рубежного) контроле обобщается и усваивается целый раздел (тема), выявляются логические взаимосвязи с другими разделами, другими предметами.
Рубежный контроль охватывает учащихся всей группы и проводится в виде устного опроса, небольших письменных, графических практических работ. Проведение его обычно предусматривается в календарно-тематических планах работы преподавателей.
4) Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин.
Таким образом, более подробно разобрав виды контроля, можно увидеть, насколько разнообразен контроль, насколько правильно педагог должен уметь применять эти виды контроля, для того, чтобы учебный процесс был более успешным и плодотворным.
В следующих разделах было подробно разобрано следующее: цели и функции педагогического контроля, формы и методы контроля, все виды педагогического контроля. Все эти разделы связаны между собой, так как они направлены на профессиональные навыки педагога, на то, как он должен работать с учащимися, какие цели должен преследовать и при помощи каких методов он должен осуществлять все виды контроля.
Очень важно для педагога уметь создать свою систему контроля, которая будет соответствовать общим стандартам, и которая будет эффективной. Эффективность зависит от четкого понимания педагога, принадлежности той или иной проверки знаний, на что она направлена, на повторение и закрепление или на результат. Четко организованная система контроля позволяет планомерно и оперативно управлять процессом обучения, помогает выделить пробелы в знаниях и разработать программы для их устранения.
Исходным моментом проверки и оценки являются постановка целей и задач обучения, конечных и промежуточных результатов, которых должны достигнуть учащиеся.
Список использованной литературы
1. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях –– Москва: Мастерство, 2001.
4. И.В. Зайченко. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://uchebnikionline.ru.
« Педагогический контроль, его значение, содержание, виды контроля»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Реферат по дисциплине:
« Теория и методика обучения базовым видам физкультурно-спортивной деятельности»
« Педагогический контроль, его значение, содержание, виды контроля»
Гафиуллина Гульсия Дамировна
1. Назначение и сущность педагогического контроля 5
2. Функции и цели контроля знаний 6
3. Принцип контроля знаний 9
4. Виды контроля 10
Список литературы 15
Перед тем как приступить к изучению темы педагогического контроля, какие цели, какие функции он выполняет, необходимо разобраться в том, что такое контроль в общем понятии. Необходимо понять, для чего он нужен.
Контроль присутствует везде. Он есть в любой организации, учреждении, ему подчиняются все. В общем смысле, контроль — одна из основных функций системы управления. Но контроль бывает разный, и может выполнять совершенно разные функции, в зависимости от поставленных задач. Контроль осуществляется на основе наблюдения за поведением управляемой системы с целью обеспечения оптимального функционирования последней. На основе данных контроля осуществляется адаптация системы, то есть принятие оптимизирующих управленческих решений. Таким образом, становится яснее, что включает в себя контроль и на что направлен.
Педагогический контроль, имеет более узкую направленность. Педагогический контроль – это контроль знаний и умений учеников, который осуществляется педагогом. Педагогический контроль – это система мероприятий, обеспечивающих проверку запланированных показателей физического воспитания, для оценки применяемых средств, методов и нагрузок.
Контроль направлен на получение информации, анализируя которую, педагог вносит необходимые коррективы в осуществление процесса обучения. Это может касаться изменения содержания, пересмотра подхода к выбору форм и методов обучения или же принципиальной перестройки всей системы учебной работы.
На основе анализа полученных в ходе педагогического контроля данных проверяется правильность подбора средств, методов и форм занятий, что создаёт возможность при необходимости вносить коррективы в ход педагогического процесса.
Цель работы: усвоить назначение педагогического контроля.
Для того чтобы достичь цели, будет необходимо выполнить ряд задач:
— определить сущность педагогического контроля;
— сформировать общее понятие педагогического контроля, какое значение имеет педагогический контроль в преподавательской деятельности и какие цели, функции и принципы в себе заключает;
— изучить формы и методы педагогического контроля;
— изучить виды педагогического контроля;
— подвести итог и сделать заключение.
1. Назначение и сущность педагогического контроля к
Для начала необходимо определить сущность понятия «контроль». На сегодняшний день существует несколько определений контроля:
— управленческое действие, в рамках которого выявляются и оцениваются результаты деятельности организации, анализируются причины, обусловившие их достижение, и определяются последующие корректирующие действия.
Проверка знаний учеников, является приоритетной задачей педагога. В первую очередь важно проконтролировать, насколько хорошо усвоен пройденный материал, во вторую очередь, если выявлены пробелы в знаниях, то сделать работу над ошибками. Контроль эффективности усвоения материала является обязательным компонентом, востребованным на всех стадиях обучения. Особенно важно осуществлять его после прохождения какого-либо раздела программы или завершения очередного класса.
2. Цели и функции контроля знаний
Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. Принято считать, что контроль является так называемой «обратной связью» междуучителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету.
-диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся. Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренной программой по предмету;
-учет результативности отдельного этапа процесса обучения. Эта цель заключается в обнаружении достижений, успехов учащихся, в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения учащихся в активную творческую, учебную деятельность;
-определение итоговых результатов обучения на разном уровне.
Если перечисленные цели контроля знаний и умений реализовать, то можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции:
Теперь более подробно о каждой функции в отдельности:
1. Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения. Сравнивается планируемое с действительными результатами, усваивается эффективность используемых учителем методов, форм и средств обучения.
2. Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся проверяют и закрепляют изученный материал. Учащиеся не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации. Проверка помогает учащимся выделить главное, основное в изученном материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний.
3. Диагностическая функция – это процесс выявления уровня знаний, умений, навыков, оценка реального поведения учащихся. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.
4. Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации в учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы и т.д.). Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные проблемы в системе приемов познавательной деятельности.
Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.
5. Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление студентов. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.
6. Ориентирующая функция – получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учащимся и группой в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.
7. Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.
Умение применять все функции контроля является важным навыком преподавателя в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике дает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.
3. Принципы контроля знаний
а) Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, видов, методов и средств контроля. Цели контроля предполагают ответы на следующие вопросы: что должно проверяться, кто должен опрашиваться, какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки, какой ожидается эффект от проведения проверки.
От решения этих вопросов во многом зависит объективность и качество контроля.
в) Всесторонний контроль охватывает большой по содержанию проверяемый материал. Этот принцип включает в себя усвоение основных идей данного курса, и усвоение учебного материала по определенным содержательным, стержневым линиям курса, и знание учащимися отдельных и существенных фактов, понятий, закономерностей, способов действий и способов деятельности.
Соблюдение указанных требований обеспечивает надежность контроля и выполнение им своих задач в процессе обучения.
В педагогической литературе чаще всего выделяют следующие виды контроля: предварительный, текущий, рубежный (периодический), итоговый (приложение 1).
1) Предварительный контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. На основании данных предварительного контроля, проводимого в начале учебного года, преподаватель вносит коррективы в календарно-тематический план, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на занятиях с конкретной группой, намечает пути устранения выявленных пробелов в знаниях учащихся.
При организации текущего контроля необходимо добиваться сознательного, а не формального, механического усвоения учащимися учебного материала.
Текущий контроль должен занимать небольшую часть учебного занятия, чтобы не приводить к спешке при изложении нового материала и закреплении полученной информации.
3) Периодический (рубежный) контроль позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам предмета. Такой контроль проводят обычно несколько раз за учебную четверть. Примером рубежного контроля могут служить контрольные работы, контрольно-учетные и учетно-обобщающие уроки, зачеты по лабораторным работам.
Периодический контроль позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний и приобретенных умений, так как он проводится через продолжительный период времени и не по отдельным дозам учебного материала. Как уже было сказано, при этом виде контроля охватываются значительные по объему разделы курса и от учащихся требуется большая самостоятельная конструктивная деятельность. С помощью периодического (рубежного) контроле обобщается и усваивается целый раздел (тема), выявляются логические взаимосвязи с другими разделами, другими предметами.
Рубежный контроль охватывает учащихся всей группы и проводится в виде устного опроса, небольших письменных, графических практических работ. Проведение его обычно предусматривается в календарно-тематических планах работы преподавателей.
4) Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин.
Таким образом, более подробно разобрав виды контроля, можно увидеть, насколько разнообразен контроль, насколько правильно педагог должен уметь применять эти виды контроля, для того, чтобы учебный процесс был более успешным и плодотворным.
В следующих разделах было подробно разобрано следующее: цели и функции педагогического контроля, формы и методы контроля, все виды педагогического контроля. Все эти разделы связаны между собой, так как они направлены на профессиональные навыки педагога, на то, как он должен работать с учащимися, какие цели должен преследовать и при помощи каких методов он должен осуществлять все виды контроля.
Очень важно для педагога уметь создать свою систему контроля, которая будет соответствовать общим стандартам, и которая будет эффективной. Эффективность зависит от четкого понимания педагога, принадлежности той или иной проверки знаний, на что она направлена, на повторение и закрепление или на результат. Четко организованная система контроля позволяет планомерно и оперативно управлять процессом обучения, помогает выделить пробелы в знаниях и разработать программы для их устранения.
Исходным моментом проверки и оценки являются постановка целей и задач обучения, конечных и промежуточных результатов, которых должны достигнутьучащиеся.