что такое педагогический феномен

«Почему море грязное?»: как обучение на основе феноменов учит решать реальные проблемы

Финский подход к обучению помогает детям находить решения взрослых задач на стыке разных дисциплин. Как он работает на практике и подойдёт ли России?

что такое педагогический феномен. d9e1aa6a61cf38d8b122da22209f59d6. что такое педагогический феномен фото. что такое педагогический феномен-d9e1aa6a61cf38d8b122da22209f59d6. картинка что такое педагогический феномен. картинка d9e1aa6a61cf38d8b122da22209f59d6. Финский подход к обучению помогает детям находить решения взрослых задач на стыке разных дисциплин. Как он работает на практике и подойдёт ли России?

что такое педагогический феномен. 3d5cfb3282e12c0732aa6e98c1e20706. что такое педагогический феномен фото. что такое педагогический феномен-3d5cfb3282e12c0732aa6e98c1e20706. картинка что такое педагогический феномен. картинка 3d5cfb3282e12c0732aa6e98c1e20706. Финский подход к обучению помогает детям находить решения взрослых задач на стыке разных дисциплин. Как он работает на практике и подойдёт ли России?

Из этой статьи вы узнаете:

что такое педагогический феномен. 07355710022021 d6e7d4699a711662c2ff6e4127a41f4a3bd7fc01. что такое педагогический феномен фото. что такое педагогический феномен-07355710022021 d6e7d4699a711662c2ff6e4127a41f4a3bd7fc01. картинка что такое педагогический феномен. картинка 07355710022021 d6e7d4699a711662c2ff6e4127a41f4a3bd7fc01. Финский подход к обучению помогает детям находить решения взрослых задач на стыке разных дисциплин. Как он работает на практике и подойдёт ли России?

Журналист. Пишет и переводит статьи о самобытной культуре и образовании.

Что такое обучение на основе феноменов

Обучение на основе феноменов, или феномено-ориентированное обучение (от англ. phenomenon-based learning), — финское изобретение, суть которого в изучении не абстрактных теорий, а феноменов реальной жизни. В его центре — ученик, который сначала задаёт вопросы о волнующем его явлении, а после самостоятельно исследует его, используя знания из различных областей.

К примеру, ученика может заинтересовать феномен кофе. При его исследовании вопросы будут возникать сами собой. Почему почти все люди в мире пьют его? Как этот напиток был изобретён? Чем отличается латте от капучино? По мере погружения в тему вопросы могут становиться всё серьёзнее: почему при изготовлении кофе долгое время использовали рабский труд или почему Колумбия, один из крупнейших в мире производителей кофе, для внутреннего потребления импортирует его из соседних Перу и Эквадора? Для исследования феномена кофе придётся использовать знание и истории, и географии, и обществознания, и, вероятно, иностранных языков.

что такое педагогический феномен. hm6D A. что такое педагогический феномен фото. что такое педагогический феномен-hm6D A. картинка что такое педагогический феномен. картинка hm6D A. Финский подход к обучению помогает детям находить решения взрослых задач на стыке разных дисциплин. Как он работает на практике и подойдёт ли России?

«Феномен — это явление реальной среды. Не что-то феноменальное, из ряда вон выходящее, а явление, которое можно рассмотреть с различных сторон, которое не вписывается в рамки одного школьного предмета и которое можно изучать междисциплинарно», — комментирует старший продюсер бизнес- и EdTech-направления Skillbox Кирилл Прудников, в прошлом педагог, победивший в конкурсе «Я — i-Учитель» и изучавший феномено-ориентированное обучение на стажировке в Финляндии.

«Это должно быть такое явление, которое ребёнок может наблюдать в зоне своего ближайшего развития, то есть близко к опыту ученика, о чём говорил Лев Семёнович Выготский.

Затем оно проблематизируется: ученик при помощи преподавателя формулирует проблемные вопросы, на которые нет однозначного ответа, и на их основе реализует проект, который помогает решить проблему с помощью какого-то ценностного продукта.

Но ни в коем случае проблему не стоит ребёнку навязывать — надо постараться сделать так, чтобы студент, ученик эту проблему сам увидел, осознал и присвоил».

Кто придумал обучение на основе феноменов

Автор концепции обучения на основе феноменов — профессор образовательной психологии из Хельсинкского университета Кирсти Лонка. «В школе я была не очень старательной, потому что мне быстро становилось скучно», — рассказывает профессор. Именно поэтому она и посвятила жизнь созданию такого формата обучения, который увлекал бы детей и приносил радость от процесса познания.

Даже в самом названии подхода, по признанию Кирсти Лонка, заложена игра слов. Книгу о своей практике она назвала «Феноменальное обучение из Финляндии»: это и обучение на основе феноменов, и необыкновенное, фантастическое обучение. Впрочем, для автора книги цель образования вовсе не в том, чтобы развлекать детей — а в том, чтобы помочь им наслаждаться учёбой и находить внутреннюю мотивацию учиться.

Теперь ученики в возрасте от 7 до 16 лет должны ежегодно записываться по крайней мере на один модуль, спланированный по принципам феномено-ориентированного преподавания. Впрочем, обычное обучение по предметам, конечно, тоже сохраняется. «Сложно выстроить всю учебную программу на основе феномено-ориентированного обучения», — поясняет Кирилл Прудников.

Чем обучение на основе феноменов отличается от других подходов

Отличия от традиционного обучения

Чем феномено-ориентированное обучение отличается от традиционного, проще всего представить в таблице.

Традиционный подход к обучениюФеномено-ориентированное обучение
Часто вынуждает изучать абстрактные теории.Учит решать проблемы реальной жизни. В попытке разобраться с проблемой ученики сами открывают для себя необходимые знания и навыки. Вопрос «А зачем мне нужно это знать?» отпадает сам собой.
Отводит учащимся роль пассивных слушателей: учитель даёт им нужные знания. В результате ученики больше сосредоточены на запоминании фактов, а не на том, как применять полученные знания для решения реальных проблем.В основе подхода — активная роль ученика.
Разные предметы преподаются изолированно. В итоге ученикам может быть непросто провести связи между теориями и концептами из разных учебных дисциплин.Основано на междисциплинарности и даёт возможность объединить знания из разных сфер.

Отличия от проектного и проблемного обучения

Тем, кто знаком с проектным и проблемно-ориентированным обучением, может показаться, что обучение на основе феноменов мало чем от них отличается. Они действительно близки, но различия всё же есть, и главное из них — то, что в финском формате ученикам предлагается взглянуть на объект изучения с точки зрения разных научных дисциплин.

«Представим, что мы изучаем Балтийское море. Это феномен, который для учеников из Хельсинки абсолютно очевиден, — объясняет Кирилл Прудников. — Какие проблемы они могут наблюдать в Балтийском море? Например, ученики могут видеть, что оно загрязнено. Затем у них может возникнуть вопрос: „А почему Балтийское море такое грязное?“ Чтобы это понять, нужно подключать знания не только из химии, биологии и экологии, но и из гуманитарных предметов. Можно, например, разобраться с точки зрения истории, почему Балтийское море загрязняется, или применить подходы обществознания: посмотреть, какие политические решения прилежащих государств могут эту проблему решить. Ключевой аспект этого подхода — междисциплинарность. Проблемное и проектное обучение на самом деле как бы вшиты в феномено-ориентированное обучение. Ведь ученики, с одной стороны, решают проблемы реального мира, как в проблемном обучении, с другой — итогом исследования становится ценностный продукт, как в проектном обучении».

Феномено-ориентированное обучение своими корнями уходит, вероятно, к конструктивистской философии образования. Согласно конструктивизму, ученик не пассивно впитывает знания, а выстраивает их самостоятельно.

что такое педагогический феномен. hm6D A. что такое педагогический феномен фото. что такое педагогический феномен-hm6D A. картинка что такое педагогический феномен. картинка hm6D A. Финский подход к обучению помогает детям находить решения взрослых задач на стыке разных дисциплин. Как он работает на практике и подойдёт ли России?

«При феномено-ориентированном обучении, как и в конструктивизме, мы не говорим ученику, как решить ту или иную проблему, но сопровождаем его в поиске решения. Предлагаем ему частицы информации из разных учебных дисциплин, которыми он воспользуется в своём проекте, и в итоге у него в голове кристаллизуется знание», — объясняет Прудников.

Кроме того, как и в конструктивистском подходе, феномено-ориентированное обучение создаёт особую образовательную среду, которая мотивирует учеников на действия и сотрудничество с другими.

Феномено-ориентированное обучение как воспитание предпринимательских черт

Кирилл Прудников считает, что есть ещё одна особенность обучения на основе феноменов — развитие у учеников предпринимательских навыков. При этом подходе ребёнок учится не зарабатывать деньги, а предпринимать действия по изменению проблемной ситуации.

«Мне кажется, это подлинное предпринимательство — такая инициативная деятельность по решению какой-то задачи, — говорит эксперт. — Если мы посмотрим на самых крутых предпринимателей, они всегда с помощью своего продукта решают какую-то проблему. И этот подход как раз может воспитывать людей вот такого характера: инициативных, замечающих проблему, не боящихся её, а думающих, как её можно решить с помощью продукта».

Как применяют обучение на основе феноменов

Финская образовательная компания Valamis разработала большой гид по феномено-ориентированному обучению. Его авторы выделяют отдельные шаги в применении этой методики:

Автор феномено-ориентированного подхода Кирсти Лонка, впрочем, оговаривается: «Это образ мышления, не метод». Так что чётких советов о применении феномено-ориентированного обучения нет, и даже в самой Финляндии с его использованием возникают проблемы.

Для финских учителей младшей школы, которые, по словам профессора, способны преподавать 13 разных предметов, не составит труда организовать междисциплинарный урок. Проблемы начинаются, когда речь заходит об учениках 7–9 классов. Чтобы провести занятие на стыке дисциплин, нужно убедить педагогов по разным предметам пойти на сотрудничество друг с другом. Однако навыков кооперации им часто не хватает, поэтому для применения этой практики в старшей школе преподаватели должны учиться сотрудничать друг с другом.

что такое педагогический феномен. hm6D A. что такое педагогический феномен фото. что такое педагогический феномен-hm6D A. картинка что такое педагогический феномен. картинка hm6D A. Финский подход к обучению помогает детям находить решения взрослых задач на стыке разных дисциплин. Как он работает на практике и подойдёт ли России?

Что касается России, то феномено-ориентированное обучение, по словам Кирилла Прудникова, пока используют только в передовых школах: «Например, когда я ещё работал в Санкт-Петербурге, в Школе имени А. М. Горчакова, мы выстраивали отдельные проекты на основе феноменов. И мне кажется, та когорта учителей, которые стали победителями конкурса „Я — i-Учитель“ в 2019 году и как раз благодаря ему познакомились с этой концепцией, точно такие программы выстраивает. В общем-то эти люди стали, мне кажется, адептами, популяризаторами этой идеологии в России».

За что критикуют обучение на основе феноменов

Юсси Танхуанпяя, учитель физики из финской общины Лието, считает, что обучение на основе феноменов неспособно дать детям базовое понимание учебных дисциплин и возможность изучить какой-либо предмет на глубоком уровне. Кроме того, по словам педагога, такой формат обучения может увеличивать разрыв между наименее и наиболее способными учениками.

что такое педагогический феномен. hm6D A. что такое педагогический феномен фото. что такое педагогический феномен-hm6D A. картинка что такое педагогический феномен. картинка hm6D A. Финский подход к обучению помогает детям находить решения взрослых задач на стыке разных дисциплин. Как он работает на практике и подойдёт ли России?

«Этот метод прекрасно работает для способных учеников, которые понимают, какие знания они могут получить с помощью эксперимента. Это даёт им свободу учиться в своём темпе и делать следующие шаги тогда, когда они готовы к этому, — комментирует педагог. — Метод не работает с детьми, которые не могут сделать этого самостоятельно и нуждаются в большей поддержке. Разрыв между способными и не настолько способными детьми уже начал увеличиваться, и я боюсь, что всё станет ещё хуже».

Среди других минусов подхода отмечают, например, его бесполезность в достижении определённой цели, ведь в обучении на основе феноменов цели формулируются уже в процессе исследования. Кроме того, такой подход может быть неуместен в школах, где ценится конкуренция.

«Очевидный недостаток этого подхода в том, что он требует очень много ресурсов от преподавателя, — объясняет Кирилл Прудников. — И не всегда понятно, к какому результату приведёт обучение. Скорее всего, он будет личностным, а не предметным, то есть это будут изменения в личности ребёнка».

что такое педагогический феномен. hm6D A. что такое педагогический феномен фото. что такое педагогический феномен-hm6D A. картинка что такое педагогический феномен. картинка hm6D A. Финский подход к обучению помогает детям находить решения взрослых задач на стыке разных дисциплин. Как он работает на практике и подойдёт ли России?

«Кроме того, могут возникнуть трудности с формированием расписания, предупреждает специалист: какие-то уроки придётся передвинуть, какие-то — отменить. «Явная слабость этого подхода — в том, что он просто не структурный. Обычно как? „Вот математика с девяти до десяти, дальше русский язык, и поехали“. А феномено-ориентированное обучение всё-таки по-другому выстраивается, и структура другая. Она есть, но она не слишком явная. И это может быть для людей, которые пробуют такой формат, трудностью на первых этапах».

Несмотря на недостатки феномено-ориентированного обучения, международное сообщество внимательно следит за тем, насколько успешно оно применяется. И, судя по всему, у подхода неплохие шансы закрепиться в учебных программах, ведь он соответствует сложности мира, в котором мы живём.

«Я думаю, большая ошибка — заставлять детей верить, что мир устроен просто и что, если они выучат опредёленные факты, они уже ко всему готовы», — говорит Кирсти Лонка. Хотя в школах все знания о мире распределяют по разным дисциплинам, в действительности наше мышление гораздо более целостно и взаимосвязанно, считает профессор. И только такое же целостное обучение может научить детей понимать реальные проблемы, которые пытается преодолеть человечество: от миграционных кризисов до распространения информации в эпоху постправды.

Источник

Статья на тему «Педагогическая феноменология»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Статья на тему: «Педагогическая феноменология»

«Есть три наихудших довода: это передано нам от предков;

это привычно; это общепринято»

В отличие от животных, человеку свойственно искать опору для своего поведения не в «естественных» инстинктах, а в нравственном (духовном) слое своего сознания. В связи с этим ученые выделяют феномен «нравственного инстинкта сознания». Он определяется различными уровнями духовности личности, которую связывают с меняющейся космической энергетикой. В начале XXI века на смену эпохе Рыб пришла эпоха Водолея. Это обусловило способности к интеллектуальному росту у тех людей, которые идут навстречу своим скрытым духовным потребностям, тем самым усиливая способности к преодолению животных инстинктов. Отсутствие этого инстинкта, свойственное низкообразованным, в духовном смысле людям, под влиянием этих энергий, наоборот, усиливает такие качества незрелых душ, как раздражительность, нетерпимость, агрессивность. Отсюда – рост преступности, военные конфликты. Все серьезнее становится внутренний дисбаланс, и, как следствие, серьезные болезни, эпидемии, массовые психозы.

Духовные потребности могут быть воспитаны, вернее – востребованы и самоорганизованы самим человеком. Этим вопросом задавались философы со времен И. Канта, который одним из первых предвосхитил гибельность продвижения человечества к технократической цивилизации. Своеобразную методологическую «решетку», помогающую личности выработать (самоорганизовать) стратегию своего развития предлагает педагогическая феноменология. Человек, постоянно находясь в ситуации выбора одного из альтернативных решений, критерием такого выбора полагает осмысленную ценность. Для того, чтобы ценности стали достоянием и саморуководством сознания, они должны пройти через процесс придания смысла.

Людям не всегда хочется прилагать свой ум и проверять на деле услышанное или прочитанное, а заодно приобрести собственное, то есть ответственное мнение. Им проще ссылаться на слова других. Чтобы преподавать добро, надо самому постоянно учиться и применять знания с пользой. Творить зло и учить этому других людей не составляет особого труда. Вот почему испытывают страх толпы легковерных перед проклятием, порчей или сглазом. К нумерологии многие ошибочно относятся как к гаданию. Повторюсь, много лет использую свои знания для диагностики особенностей поведения человека, характеристики его личности.

Самый распространенный вопрос, который мне задают скептики: если в один день рождаются несколько людей, и у них одинаковые тесты, значит они имеют одинаковые характеры, совершают одинаковые поступки? Представьте, в один день месяц и год в разных уголках планеты Земля в этот мир приходят новорожденные с одинаковыми задачами. Однако они пришли в разные тела и к разным родителям. Их жизнь можно сравнить с массовым забегом на марафонскую дистанцию. Все стартуют одновременно и должны бежать, пусть даже по разным дорогам, в одном направлении к общей цели. Кто-то бежит в кроссовках, а кто-то в тяжелых сапогах. У кого-то тело с изъяном, а другой человек здоров. Один – сыт, другой – перекормлен, а третий – голоден. Кому-то помогает тренер, а другие бегут, как умеют, да еще и перепутав цель. Понятно, о чем я? Каждый из нас выполняет свою задачу в уникальных условиях, а потому с разными результатами.

Чтобы успешно решать повседневные проблемы, человек должен быстро и эффективно преобразовывать свои врожденные качества и способности в другие – необходимые ему для развития.

Для осознанного управления своей судьбой нужно познать себя и ответить на важные вопросы: каким я родился, какие достоинства приобрел, сохранил, преумножил и что утратил? На первый вопрос ответ заключен в изначальном раскладе цифр на «линиях судьбы». На остальные вопросы вам предстоит отвечать в процессе всей жизни.

Родители и учителя могут правильно спланировать выполнение своих обязанностей. Для этого необходимо рассчитать характеристики детей, понять их задачи, оценить качества, возможности и недостатки. Затем следует оценить собственные способности оказания помощи в деле их становления и развития. Здесь нам в помощь нумерологический анализ, который предлагает рекомендации по реализации того или иного природного дара, в том числе пути их преобразования в недостающие качества.

Предположим, у человека есть хороший плотницкий топор, которому можно найти разное применение. Топор у ленивого и бездарного человека поржавеет или пропадет без дела. Топор в руках человека вроде Раскольникова послужит орудием убийства людей с целью ограбления. И с помощью топора истинные мастера создают произведения подлинного искусства, шедевры архитектуры.

Любому человеку полезно осваивать многообразные пути развития самого себя и преподать это детям. Одаривать других людей советами можно без особого труда, увидеть себя со стороны и посоветовать самому себе всегда труднее. Древние говорили, что та мудрость хороша, которой мудрец пользуется сам.

Поэтому предлагаю с помощью числовой системы Пифагора определить факторы нашей жизни, влияющие на поведение человека, и ответить на вопрос: от чего оно зависит? Для этого следует определить принципы извлечения информации из каждой «клетки судьбы», а также из восьми «линий», образованных ими: строчек, столбиков и диагоналей.

Но важно не просто наличие или отсутствие цифр, но и количество цифр в столбцах, строчках и диагоналях – так называемых «линиях судьбы». Например, первый столбец (11,22,3) называется «Я сам». Он отвечает за выживание и самореализацию, способность выходить из трудностей самостоятельно. Второй (4,5,6), «Я и общество», расскажет об особенностях в общении с людьми. Третий (7,8,99) – «Я и Бог», познакомит с внутренним миром, внутренней опорой, собственной философией, способностью получать ответы на внутренние вопросы, понимать, любить и оправдывать людей, видеть суть.

Верхняя строка (11,4,7) «Духовная» – это сенситивные способности. Средняя строка (22,5,8) «Семейная» обусловливает качества, необходимые в семейной жизни. Нижняя строка (3,6,99) «Материальная» отражает, что стремление к переменам зависит от привязанности к материальной части мира и степени заземленности.

Диагональ творчества – 11,5,99. Творчество может быть инструментом жизни людей, а может творческий порыв включаться периодически и не управляться человеком. Совсем не творческих людей нет, просто в своем творчестве они могут руководствоваться чем-то иным. Например, практическими соображениями, эстетическими потребностями или желанием признания. Творчество может проявляться постоянно, а может – случайно и по настроению.

Диагональ чувственности (3,5,7) показывает способность человека чувствовать, сострадать, понимать чувства другого человека. Встречаются такие люди, у которых есть искажения в восприятии помыслов, намерений и эмоциональных состояний других людей, что свидетельствует об отсутствии какой-нибудь цифры в диагонали или сразу всех цифр.

Значение осознания, придания смысла не является абсолютной ценностью для человека. Ученые наблюдают с помощью телескопов живую часть макрокосмоса. Рассматривая через микроскоп тело человека, они видят подобие материальной части нашей Галактики. Неразвитый ум человека ограничивает его способности осознавать себя, влиять на окружающий мир и ведет к самоуничтожению. Тем не менее, только разумность (развитие умения мыслить) большинства из нас позволяет всем вместе участвовать в бесконечном и прекрасном преображении микро- и макрокосмоса. Исключительно сам человек, а точнее его сознание имеет возможность исправить программы своей жизни. Известная притча гласит о том, что изменить в этом мире человек может только себя и свое отношение к миру.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *