что такое педагогический эффект
Педагогические эффекты современных образовательных технологий
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Педагогические эффекты современных образовательных технологий.
В рамках современного образовательного процесса необходимо четко уяснить момент о том, что окружающий нас мир претерпевает изменения во всех сферах жизни, тем более в образовании. С переходом на новые образовательные стандарты второго поколения крайне актуальным является освоение преподавателями современных образовательных технологий.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе данные технологии дают возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время. Именно поэтому, в школах преподавательский состав обязан применять широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.
Говоря о полноценном образовательном процессе, необходимо учитывать основные источники, прежде всего, нравственного воспитания школьников. Одним из источников нравственного опыта является учебная деятельность. Нравственное развитие школьников на занятиях осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией занятия: устные журналы, беседы, лекции, уроки вежливости, уроки хороших манер, анкетирование, диспуты, конференции, праздники вежливости и т.д.
Новая ступень образовательного процесса строится на формировании у учащихся универсальных учебных действий, а, следовательно, это предусматривает способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Что же касается применения игровых технологий на уроках, то в этом большое количество «плюсов». Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает в настоящее время период своеобразного расцвета. С одной стороны, оно вызвано развитием педагогической теории и практики, распространением проблемного обучения, с другой стороны, обусловлено социальными и экономическими потребностями формирования разносторонне активной личности, которую мы и обучаем в современной школе. При применении на уроках игровых технологий необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, не злоупотреблять данным методом обучения, потому как интерес к таким урокам пропадает, и игра может стать для учащихся в тягость.
В образовательном процессе особое место занимает контроль знаний и умений как внешний, так и внутренний. Какой же из них наиболее полно мотивирует учащихся к учебной деятельности. На мой взгляд, самоконтроль имеет наибольшее значение для каждого ученика, ведь объективно оценить себя очень сложно, прислушаться к критике одноклассников, если таковая имеется, тоже не просто. Такой вид деятельности на уроках позволяет показать ученику, что же необходимо изменить для полноценного понимания и усвоения учебного материала. На этапе рефлексии, так же необходимо озвучивать все то, что получилось и не получилось на уроке. Это стимулирует учащихся к глубокому изучению и повторению пройденного материала, поэтому более эффективен все же внутренний контроль и осознание самим учащимся того, что еще нужно изучить по пройденному материалу.
Что же касаемо кейс-методов в целом, то они представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая преподавателя. Считаю, что ограничений такие методы обучения не имеют, но информация, предлагающаяся учащимся для работы, должна быть правильно дозирована и с учетом возрастных особенностей учащихся.
Обновление современного образования в России носит глобальный характер, охватывает все его уровни и ступени, что диктуется новыми условиями и потребностями развития общества, нуждающегося в наличии эффективной и гибкой образовательной системы. На сегодняшний день существуют проблемы, создаваемые учителю открытым многоуровневым коммуникативным пространством современного образования. Для каждого преподавателя они свои и задача каждого педагога – отыскать правильные пути выхода из проблемы с учетом возрастных и психологических особенностей обучаемых им детей, с учетом изменений в современной системе образования. Именно поэтому изучение каждым педагогом многообразия современных образовательных технологий обязательно, так как успешность усвоения учебного материала сейчас – это успешная личность в будущем.
Преподаватель истории и обществознания ТПКУ
Эссэ «Педагогические эффекты группового сбора»
Донская Лариса
Эссэ «Педагогические эффекты группового сбора»
«Педагогические эффекты группового сбора»
В настоящее время воспитательно- образовательный процесс в детском саду претерпевает изменения. Изменилась структура основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ, которая рассматривается, как модель организации образовательного процесса.
Принцип развивающего образования, в условиях ФГОС предполагает, что образовательное содержание предъявляется ребёнку с учётом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учётом его интересов, что способствует развитию, т. е. реализации как явных, так и скрытых возможностей.
Цели и задачи, а также структура утреннего сбора и содержание практических материалов в центрах показывают наглядно, как осуществляется интегрированный подход в педагогическом процессе, как предъявляется образовательное содержание ребёнку в условиях ФГОС.
Мы часто говорим: «Дети – это наше будущее». Если хотим, чтобы эти повзрослевшие люди были знающими, ответственными и внимательными друг к другу, то должны обучать наших ребят социальным, эмоциональным навыкам и ценностям.
Для достижений этих целей способствует проведение ежедневных Групповых Сборов в детских садах. При проведении этих мероприятий создается атмосфера в которой наши дети и мы сами хотели бы существовать. Поскольку позитивный опыт повторяется ежедневно, уроки доброты, сопереживания, терпимости и принятия становятся существенными ценностями участников.
Групповой сбор – это время, когда мы обучаем детей жизненно необходимым навыкам. Опыт показывает, что проблемы детей связаны с отсутствием определённого навыка в его поведенческом репертуаре. Соответственно необходимым навыкам нужно учить, создавая условия и моделируя пример приемлемого поведения.
В ежедневном распорядке дня групповой сбор занимает важное место. Прежде всего, это возможность всем детям собраться вместе, рассказать, о чем ты думаешь, что чувствуешь, высказать свое мнение, задать вопросы. Как это важно, когда тебя слышат…
В кругу сидят понимающие тебя люди, маленькие и большие, желающие тебе добра и радости. Круг – это гарантия твоей защищенности. Тональность утреннего сбора определяет атмосферу первой половины дня всей группы, а для взрослых – утренний сбор своего рода индикатор понимания детей, их состояния и настроения.
Если в традиции дошкольного учреждения входит групповой сбор, он становится любимым «ритуалом» и для детей и для взрослых. Дети, приходя в детский сад утром, имеют право сами выбрать, где, с кем и чем они хотели бы заниматься; они быстро привыкают к такой форме работы, хотя на первых порах далеко не всем бывает легко прислушаться к себе и понять собственные потребности. Возможность такой ежедневной тренировки навыка выбора способствует воспитанию самостоятельности, учит детей планировать свою деятельность. Групповой сбор предназначен, прежде всего, для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.
Ребёнок вправе самостоятельно принять решение: продолжить начатую до группового сбора работу или игру или принять участие в групповом сборе; включиться в него сразу или когда он сам будет готов это сделать, разумеется, если такое поведение не нарушает сложившуюся к этому моменту общую атмосферу или логику обсуждения какого-либо вопроса. Ребёнку не запрещается включение в групповой сбор с опозданием. Ему лишь дают понять, что если он хочет быть вместе с другими, хочет вместе играть, петь, радоваться, влиять на события, следует рационально планировать свои действия, учиться управлять своим временем и поведением.
В групповом сборедля ребенка раскрывается ряд возможностей: возможность для общения, возможность для проявления самостоятельности, самоорганизации, возможность свободы и ответственности, возможность для сотрудничества. Планирование воспитательно-образовательной работы осуществляется воспитателями вместе с детьми в виде разработки и реализации тематических проектов.
У нас организация и стиль проведения утреннего сбора не похожи на традиционное занятие. Это, скорее, разговор на «вольную» тему, где каждый имеет право на суждение, на свой выбор, но где взрослый удерживает главную ценность – развитие у детей способности к самостоятельности мышления, самоорганизации.
Групповой сбор строю на позиции интегративного подхода, создаю условия для социального, эмоционального и интеллектуального развития каждого члена сообщества группы. Чувство принадлежности и опыт внимательного, уважительного слушания, своих мыслей и кооперативного взаимодействия которые развиваются во время утреннего сбора – это основа для социальных взаимодействий в группе в течение всего дня и года.
Фоторепортаж «Фестиваль сбора винограда и виноделия» 30.09 – 1.10. 2017 в Балаклаве проходил фестиваль, посвященный сбору винограда и виноделию. Фестиваль проводится второй год в «Золотой.
Фотоотчет «Осень, пора сбора урожая» (первая младшая) На протяжении нескольких лет в нашем детском саду функционирует проект. Мы с детками (причем участвуют все группы, ухаживаем за огородом,.
«Одежда». Конспект утреннего группового сбора (младшая группа) Утренний групповой сбор. Тема «Одежда». Младшая группа. Воспитатель: Шевелёва Оксана Анатольевна Дети: младшая группа (3-4). 1. Позывной:.
Конспект утреннего сбора в подготовительной группе Воспитатель: Ребята, настал новый день. Пришло время утреннего сбора. Я рада всех сегодня видеть. Давайте потрем свои ладошки, почувствуем.
Консультация для педагогов «Психолого-педагогические эффекты в процессе общения педагога с детьми» Работа педагога неразрывно связана с педагогическими и психологическими ситуациями. Истоки любой педагогической ситуации и результаты ее.
Организация утреннего и вечернего сбора В ходе организации режима пребывания детей в группе дошкольного учреждения, я использую разнообразные методы и формы, включая всех детей.
Эссэ «Ступенька моего пути» Ступенька моего пути. Я самый обычный человек и практически ничем, по моему мнению, не выдающийся. Всю жизнь делаю то, что больше всего.
Педагогические (тренинговые, учебные) эффекты, связанные с эмоциональным состоянием участников обучения
Продолжение публикации коллекции тренинговых эффектов Веры Кобзевой
Тренинговый эффект,
связанный с эмоциональным состоянием участника
Фраза или мысль участника тренинга
Мотивация делать иначе, лучше
«Действительно, так работать, как мы тренировались на тренинге, гораздо эффективнее. Обязательно попробую применять всё, чему научился».
«Мое настроение улучшилось, чувствую себя отлично, хочется просто горы свернуть!»
«В организации нашей дела идут из рук вон плохо,
руководитель абсолютно некомпетентный, зарплата маленькая…»
«Давно я не учился, а на тренинге понял, как это важно и полезно. Обязательно надо продумать систему моей учебы и дальше».
Повышение, понижение тревожности
«Руководство задумало обучение, значит, в организации что-то не так…»
«Руководство задумало обучение, значит, дела в нашей организации идут нормально. »
Повышение, снижение самооценки
«У меня все отлично получается, это тренинг показал. Я просто супер!»
«У меня ничего не получается. Это тренинг показал. Я никогда не научусь делать так, как объяснил тренер».
«Как же я устал на тренинге».
«Безобразие какое-то! Тренер ничего не знает про нашу компанаю, предлагает какие-то дурацкие игры, мы только время зря здесь тратим. Я скажу ему при всех после перерыва, чтобы он изменил программу, иначе, я за себя не отвечаю!»
«А вдруг, это не тренинг, а скрытая оценка? И после тренинга кого-то уволят?»
«А вдруг, это не тренинг, а скрытая оценка? И после тренинга наконец-то всем станет, что я истинный профессионал в нашей компании».
«А что, если это и не тренинг вовсе, а руководство хочет проверить нас, насколько мы должности соответствуем?»
Если тренинг в рабочее время, то радость (печаль), что можно не работать
«Как здорово, что тренинг в рабочее время, можно переключиться на другую деятельность, отдохнуть!»
«Как жаль, что тренинг в рабочее время, придется потом сверхурочно делать то, что намечено на сегодня!»
Удивление, что не всё знал
«Надо же, я то думал, что всё знаю в этом вопросе, а после диалога с тренером выяснилось, что это не так!»
Заносчивость, гордость, что участвовал в тренинге
«Я участвовал в этом тренинге, а некоторые коллеги нет. Я теперь более продвинутый, чем они!»
Принятие на себя (перекладывание на других) ответственности за результат тренинга и личную профессиональную успешность в целом
«Действительно, только от меня зависит, каким я буду в тренинге и буду ли использовать новое, что получу на этом тренинге в своей работе!»
«Нет, это не от меня зависит, каким я буду в ходе тренинга и буду ли применять что-то новое после тренинга. Это зависит от моего начальника, моей зарплаты, моего настроения, да мало ли еще отчего!»
Замкнутость в отношениях с руководителем
«На тренинге я многое понял, что не так у нас в отделе, и что не так делает мой руководитель. По-деловому обсуждать с ним ситуацию невозможно. Поэтому лучше мне поменьше с ним общаться».
«Я еще хочу на тренинг, хочу постоянно тренироваться, жить без тренингов не могу»
Примечания Редактора портала TREKO.RU:
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: «Закон об авторском праве и смежных правах» PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.
Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте, Педагогические эффекты современных образовательных технологий Автор: В рамках современного образовательного процесса необходимо четко уяснить момент о том, что окружающий нас мир претерпевает изменения во всех сферах жизни, тем более в образовании. С переходом на новые образовательные стандарты второго поколения крайне актуальным является освоение преподавателями современных образовательных технологий. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе данные технологии дают возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время. Именно поэтому, в школах преподавательский состав обязан применять широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. Говоря о полноценном образовательном процессе, необходимо учитывать основные источники, прежде всего, нравственного воспитания школьников. Одним из источников нравственного опыта является учебная деятельность. Нравственное развитие школьников на занятиях осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией занятия: устные журналы, беседы, лекции, уроки вежливости, уроки хороших манер, анкетирование, диспуты, конференции, праздники вежливости и т.д. Новая ступень образовательного процесса строится на формировании у учащихся универсальных учебных действий, а, следовательно, это предусматривает способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Существует мнение, что трудоемкость методов работы с текстом минимизирует удовольствие, получаемое от чтения. Это мнение очень спорно, так как, учитывая свой собственный преподавательский опыт, могу с уверенностью сказать, что все зависит от конкретного ученика, для кого-то это действительно тяжело, глубоко изучить учебный текст и проанализировать его с помощью любого предлагаемого учителем способа, а для кого-то это представляется очень интересным. Что же касается применения игровых технологий на уроках, то в этом большое количество «плюсов». Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает в настоящее время период своеобразного расцвета. С одной стороны, оно вызвано развитием педагогической теории и практики, распространением проблемного обучения, с другой стороны, обусловлено социальными и экономическими потребностями формирования разносторонне активной личности, которую мы и обучаем в современной школе. При применении на уроках игровых технологий необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, не злоупотреблять данным методом обучения, потому как интерес к таким урокам пропадает, и игра может стать для учащихся в тягость. В образовательном процессе особое место занимает контроль знаний и умений как внешний, так и внутренний. Какой же из них наиболее полно мотивирует учащихся к учебной деятельности. На мой взгляд, самоконтроль имеет наибольшее значение для каждого ученика, ведь объективно оценить себя очень сложно, прислушаться к критике одноклассников, если таковая имеется, тоже не просто. Такой вид деятельности на уроках позволяет показать ученику, что же необходимо изменить для полноценного понимания и усвоения учебного материала. На этапе рефлексии, так же необходимо озвучивать все то, что получилось и не получилось на уроке. Это стимулирует учащихся к глубокому изучению и повторению пройденного материала, поэтому более эффективен все же внутренний контроль и осознание самим учащимся того, что еще нужно изучить по пройденному материалу. Что же касаемо кейс-методов в целом, то они представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая преподавателя. Считаю, что ограничений такие методы обучения не имеют, но информация, предлагающаяся учащимся для работы, должна быть правильно дозирована и с учетом возрастных особенностей учащихся. Обновление современного образования в России носит глобальный характер, охватывает все его уровни и ступени, что диктуется новыми условиями и потребностями развития общества, нуждающегося в наличии эффективной и гибкой образовательной системы. На сегодняшний день существуют проблемы, создаваемые учителю открытым многоуровневым коммуникативным пространством современного образования. Для каждого преподавателя они свои и задача каждого педагога – отыскать правильные пути выхода из проблемы с учетом возрастных и психологических особенностей обучаемых им детей, с учетом изменений в современной системе образования. Именно поэтому изучение каждым педагогом многообразия современных образовательных технологий обязательно, так как успешность усвоения учебного материала сейчас – это успешная личность в будущем. Психолого-педагогические эффекты в процессе общения педагога с детьми
«Психолого-педагогические эффекты в процессе общения педагога с детьми» Работа педагога неразрывно связана с педагогическими и психологическими ситуациями. Истоки любой педагогической ситуации и результаты ее решения имеют психологическую основу: педагог оказывает на детей психологическое влияние, они получают определенное впечатление, что ведет к возникновению и проявлению того или иного психолого-педагогического эффекта, способствующего необходимому разрешению ситуации.Это показывает схема: Где влияние – то, что делает педагог; впечатление – психическое состояние детей; эффект – результат влияния педагога на психическое состояние детей. Знание психолого-педагогических эффектов и умение их достигать помогает воспитателям успешно справляться с педагогическими задачами, по-новому взглянуть на свои профессиональные возможности, на средства влияния на детей. Многие воспитатели достигают психолого-педагогических эффектов в своей работе с детьми, а знание о психологических эффектах помогает относиться к ним более осмысленно и использовать их целенаправленно. Психолого-педагогические эффекты способны помочь воспитателю решить не только педагогически сложные задачи в своей работе, но и влиять на развитие собственной личности. Нередко считается, что процесс воспитания детей заключается лишь в словесных объяснениях им, как надо себя вести и поступать тогда-то и там-то. Но так ли воспринимают дети то, что говорит им воспитатели, родители, рассчитывая на положительный результат? Не всегда так, как нам хотелось бы. Чтобы достигать результата, которого хочет педагог, он должен осознавать свои чувства, уметь анализировать мотивы поступка ребенка, ставить цели и выбирать правильно средства педагогического воздействия, анализировать полученный результат. Для этого можно использовать следующий алгоритм (см. Приложение 1). После определения чувств, оценки мотивов поведения ребенка и постановки цели педагог начинает выбирать средства педагогического воздействия. Чтобы взаимодействие было эффективным, стиль общениявоспитателя с ребенком должен руководствоваться следующими принципами: 1. Равенство прав и уважения человеческого достоинства – так рождаются отношения уважения и доверия. 2. Сохранение и развитие позитивного образа «Я» ребенка, который основан на адекватном представлении о качествах личности (ребенок должен думать о себе хорошо,а анализировать плохие поступки: ты – хороший, но ты поступил неправильно). 3. Поддержка в проблемных ситуациях и ситуациях выбора решений. Проблемные ситуации в педагогическойпрактике могут быть различными: требующими экстренного вмешательства педагога, а также ситуации, требующие использования различных психолого-педагогических эффектов, которые будут благотворно влиять на процесс общения с детьми и на процесс воспитания личности. Рассмотрим ситуации экстремального общения педагога с детьми (см. Приложение 2). Рассмотрим несколько психолого-педагогических эффектов, которые позволяют благотворно влиять на процесс воспитания личности и могут быть использованы педагогом в процессе общения с детьми (см. Приложение 3). • ЭФФЕКТ ТРЕТЬЕГО ВАРИАНТА. Нередко педагог оказывается в ситуации,для выхода из которой недостаточно принятия одного из двух противоположных решений: в любом случае пострадает какая-то спорящая сторона, что отрицательно скажется на их последующих взаимоотношениях. Выход поможет найти эффект третьего варианта. Этого эффекта добиваются, предлагая ребенку третий вариант, который позволяет не обидеть ни ту, ни другую стороны, находящиеся на грани конфликта. Все оказываются довольны, ссора не возникает, никто не на кого не обижен. • ЭФФЕКТ МАЛЬВИНЫ. Когда ребенку внушают, что он очень хорош, без устали восхищаются им (как Пьеро восхищается Мальвиной) и ребенок растет и воспринимает мир лишь как дополнение к собственной персоне и никак иначе. Такие дети любят похвалу, хвалят сами себя. Похвала очень опасна для формирующегося характера одаренных детей, поэтому чрезмерно хвалить их не рекомендуется. Нужно, чтобы и очень способные дети понимали, что окружающие их люди тоже талантливы. • ЭФФЕКТ НЕОЖИДАННОСТИ. Этот эффект используется в различных экстремальных ситуациях. • ЭФФЕКТ УМОЛЧАНИЯ. «Только правду, одну правду, но… не всю правду» (Г. Лессинг). Педагог о своем воспитаннике должен говорить родителям правду, но не всю. В этом и состоит суть эффекта умолчания. Иногда, когда педагог, проведя беседу с ребенком после его негативного поведения договаривается не рассказывать родителям, может происходить эффект умолчания. Педагог как бы сообщает ребенку, что он ему доверяет, верит, что этого больше не повториться. Ребенок начинает исправлять поведение. • ЭФФЕКТ ОТРИЦАНИЯ. Он создается механизмами психологической защиты. Информация, предупреждающая ребенка о чем-то опасном, им не воспринимается. Рассчитывать на эффект отрицания рискованно, так как может произойти не такая реакция ребенка, которую педагог ожидал. Поэтому применять такой эффект нужно очень осторожно. • ЭФФЕКТ ПАДАЮЩЕЙ ЗВЕЗДЫ. Этот эффект, который используется по отношению к одаренным детям, способным детям, который не может раскрыть своих способностей. Талантливым детям, которые не могут проявить себя в детском саду, требуется внимательная педагогическая поддержка. Одаренные дети не более «легкие», чем все остальные, а напротив, более «трудные», и в отношениях со взрослыми, и в отношениях со сверстниками. Важно воспитывать нравственность такого ребенка, оберегать его от незаслуженных обид и от нанесения им самим обид другим людям. Талантливым детям необходимо давать важную роль в образовательном процессе, помогать найти достойное своим интеллектуальным возможностям место в работе на занятиях, в играх. • ЭФФЕКТ ПОДРАЖАНИЯ. Используется в случаях, когда необходимо скорректировать негативные ситуации. ПРАКТИКУМ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА (по предложенным педагогами ситуациям из опыта работы). Педагогам предлагается разделиться на пары. Каждая пара получает свою педагогическую ситуацию, требующую решения. Время подготовки ответов – 5 минут. Затем обсуждается ситуация и варианты решения каждой ситуации. 1. Девочка хочет забрать у другого ребенка игрушку. Тот не отдает. Тогда она начинает отнимать ее силой, бьет другого ребенка. (Как должен действовать воспитатель) 2. Мальчик упрямо отказывается есть. Упирается,говорит: «Не хочу». Уговоры на него не действуют. (Как должен действовать воспитатель) 3. Дети одеваются гулять на улицу. Мальчик сидит и не одевается. Воспитатель говорит ему, чтобы он одевался, но он продолжает сидеть и делает вид, что не слышит воспитателя. (Как должен действовать воспитатель) 4. Мальчик ударил ребенка. Это происходит уже не в первый раз. Другому ребенку часто достается от этого мальчика. Воспитатель предлагает обиженному ребенку дать сдачи. Обиженный ребенок дает сдачи. Мальчик, получивший сдачи сидит один, обижен, не играет с детьми. Когда воспитатель отвлекается, мальчик набрасывается на того, который ему дал сдачи и начинает избивать. (Эффективны ли были действия воспитателя? Изменили ли они поведение ребенка? Как можно было поступить после того, как один ребенок ударил другого) 5. Мальчик нарушает правила поведения. Его наказывают в течение дня. Он, в конце концов, начинает кричать и угрожать, что сожжет детский сад, бумаги воспитателя и т. д. (Оцените действия воспитателя в течение дня. Как должен действовать воспитатель в сложившейся ситуации) 6. Спокойный, уравновешенный мальчик, который никогда не получает замечаний со стороны от воспитателя, не хочет ходить в детский сад. Как должен действовать воспитатель? 7. Девочка пришла к воспитателю жаловаться, что ее толкнула другая девочка. Воспитатель выясняет ситуацию. Оказывается, что девочка, которая жаловалась, сама первая толкнула другую девочку. Как должен действовать воспитатель? 8. Дети собираются на прогулку. Мальчик не одевается, бегает по коридору, пристает к другим детям. Как должен действовать воспитатель? 9. Мальчик не хочет участвовать ни в каких занятиях.Отказывается: «Не буду заниматься». На занятиях старается привлечь к себе внимание остальных детей, отвлечь их от занятия. Как должен действовать воспитатель? 10. Мальчик постоянно старается обидеть или сделать больно другим детям, но так, чтобы этого не видели взрослые. Воспитатель замечает это. Как должен действовать воспитатель? 11. Девочке понравилась чужая игрушка. Пока хозяин игрушки отвлекся на другую игру, игрушка исчезает. Затем ее находят у девочки. Как должен действовать воспитатель? 12. Две девочки играют вместе, но начинают ссорится из-за игрушки, не могут поделить, начинают плакать. Как должен действовать воспитатель? 13. Девочка (ранний возраст) упрямо не хочет ждать, пока воспитатель поможет другим детям раздеться после прогулки.Твердит: «Разденьте меня сначала», плачет. Как должен действовать воспитатель? 14. Девочка (ранний возраст) отказывается кушать,твердя упрямо: «Уйди, отстань!» Как должен действовать воспитатель? 15. Во время обеда дети разговаривают Как должен действовать воспитатель? 16. Мальчик во время занятия все время вертится, разговаривает, отвлекает других. Как должен действовать воспитатель? 17. После игры девочка плачет, обижается, что не успела поучаствовать в игре.Говорит: «Я тоже хочу поиграть!» Как должен действовать воспитатель? 18. Мальчик весь день вел себя спокойно, играл, был послушным. Вечером, когда за ним пришла бабушка, он начинает проявлять агрессию в присутствии ее. Вырывает цветы с корнем в коридоре детского сада, начинает все бить, избивать детей. Как должен действовать воспитатель? 1 ШАГ: «Оценка педагогом ситуации, осознание собственных чувств (чувства педагога: «я беспокоюсь о психологической безопасности ребенка»): • Что я сейчас чувствую? (полезно сообщать ребенку о своих чувствах) • Что я хочу сделать? 2 ШАГ: «Анализ мотивов поступка ребенка (коллеги)»: • Почему это происходит? 3 ШАГ: «Постановка педагогической цели»: • Чего я хочу получить от ребенка? • Как я хочу этого добиться в преобразующей форме (как это сделать, не потеряв своего достоинства, используя педагогическое воздействие (которое направлено не на личность ребенка (коллеги, а на его поступок? 4 ШАГ: «Выбор педагогических средств»: • Как я это сделаю? (Желательно осуществлять выбор средств совместно с ребенком (коллегой): «Я вижу, что… Что нам нужно сделать в этой ситуации?»Жесткое условие: ждать, пока ребенок (коллега) не ответит) 5 ШАГ: «Практические действия»: • Применение на практике выбранных средств. • Поучилось ли то, что я хотел получить (шаг 3) или нет? (Если да, то средства были выбраны правильно, если нет – то средства были выбраны неправильно (возврат к шагу 4). ЭКСТРЕМАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ 1.СИТУАЦИИ АБСОЛЮТНОГО ЗАПРЕТА: • ребенок наносит вред себе; • ребенок наносит вред окружающим (физическая агрессия); • ребенок наносит вред воспитателю; • ребенок наносит вред материалам занятий, групповому оборудованию и т. д. Педагог жестко запрещает: «В нашем детском саду этого нельзя делать никогда! Это запрещено!» Спокойный уверенный тон. Необходимо сразу знакомить детей с этими запретами и придерживаться выполнения этих правил в группе постоянно. В случае речевой агрессии по отношению к воспитателю: «Со мной так разговаривать нельзя!» В случае речевой агрессии по отношению к детям: «У нас в детском саду так разговаривать нельзя!» 2.СИТУАЦИИ ЗАПРЕТА: когда ребенку нужно что-то запретить делать. Педагог сообщает о своих чувствах, говорит о запрете на определенное поведение,описывает возможную альтернативу и сообщает ультимативные условия: «Я понимаю, что тебе сейчас весело, хочется кричать и прыгать но этого на занятии, когда я рассказываю, делать нельзя. Можно это будет сделать после занятия, на прогулке. Если ты будешь продолжать это делать, мне придется посалить тебя одного, чтобы ты не мешал другим детям слушать». 3.РЕБЕНОК БОРЕТСЯ ЗА ВНИМАНИЕ: Ребенок делает все, чтобы привлечь к себе внимание. Педагог чувствует раздражение. Не давать негативного внимания. Дать позитивное внимание. 4.РЕБЕНОК БОРЕТСЯ ЗА ВЛАСТЬ: Ребенок также привлекает своим поведением внимание, но педагог чувствует беспомощность. Перестать бояться и дать ребенку власть. Не уличать в некомпетентности, а дать возможность сделать то, что он может. 5. РЕБЕНОК МСТИТ (сложный случай): Ребенок нарушает правила поведения из чувства мести, он не верит взрослому. Педагог при этом чувствует горечь, отчаяние, обиду. Не мстить в ответ ребенку, мягко озвучить истинные намерения ребенку («Может быть ты так поступаешь, чтобы я растерялась» и т. д.). ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ 1. ЭФФЕКТ ТРЕТЬЕГО ВАРИАНТА. Используется, когда при принятии одного из двух решений пострадает какая-либо спорящая сторона. Один ребенок хочет поиграть с машинкой в «шофера», другой хочет, чтобы машинка стояла в автопарке. Дети ссорятся, не могут договориться. Педагог: «Играть в шофера очень интересно, и не менее интересно играть в автопарк. Но я хочу вам показать другую игру, в которую вы еще не играли. Поиграем?» 2. ЭФФЕКТ МАЛЬВИНЫ. Используется, когда ребенок сам хвалит себя, любит похвалу со стороны окружающих. Девочка талантливая, способная, любит похвалить себя, чтобы хвалили ее. Из-за зазнайства испорчены отношения с другими детьми. Педагог: «не слышит» ее похвалы в свой адрес (делает вид, что не слышит). Дает менее значимые роли, выделяя и других детей. При настойчивом требовании похвалы: «Посмотрите, у меня самый лучший рисунок»,сообщает безлично: «Мне нравятся красивые рисунки». 3. ЭФФЕКТ НЕОЖИДАННОСТИ. Используется в экстремальных ситуациях, когда требуется быстрое решение. 4. ЭФФЕКТ УМОЛЧАНИЯ. Используется в ситуациях негативного поведения ребенка. Мальчик избил другого ребенка и, чтобы избежать наказания, бросился бежать по лестнице. Педагог: увидев стрессовое состояние ребенка, хватает его, чтобы он не навредил себе. Ребенок бьет ее, вырывается. Воспитательница держит его крепко и ведет в группу на занятие. Ребенок успокаивается. Воспитатель не рассказывает об этом инциденте родителям, не обвиняет ребенка. Ребенок в дальнейшем старается этого не повторять. 5. ЭФФЕКТ ОТРИЦАНИЯ. Используется в ситуациях, требующих острого педагогического вмешательства. Мальчик на занятии кривляется, не дает другим заниматься. Педагог: «Знаете, ребята, в зоопарке живет много обезьян.Все они разных пород: мартышки, гориллы, шимпанзе и другие. Там они, как и в родных джунглях, кривляются, прыгают, громко шумят и дерутся. Ведь им больше нечего делать, а ума, как вы знаете, у них не хватает. Однажды в зоопарке был пожар и все обезьяны разбежались. Не хотелось бы думать, что некоторые из них под видом детей проникли в нашу группу и пытаются себя вести так, как вели в джунглях. История эта, я надеюсь, понятна вам? Ведь в нашем детском саду нет обезьян». 6. ЭФФЕКТ ПАДАЮЩЕЙ ЗВЕЗДЫ. Используется по отношению к талантливым детям, которые по каким-либо причинам не смогли проявить свои способности. Мальчику родители внушили, что он самый, самый… Дети с ним не хотят дружить из-за его зазнайства. Ребенок стал обижаться, нарастал конфликт. Девочка из многодетной семьи, неуверенна в себе, ведет себя тихо, замкнуто. На занятиях не может проявить себя. Педагог в 1 ситуации: назначил его помощником на занятии математики во время выполнения детьми индивидуальных заданий (у ребенка были отмечены математические способности). Ребенок стал выделяться из коллектива не только высокомерием,но и хорошими качествами: взаимовыручкой, умением помочь. Педагог во 2 ситуации: дал девочке ответственное задание – назначил ответственной за зеленый уголок (у девочки желание изучать явления природы и т. д., попросил выступить перед ребятами с небольшим рассказом о тех комнатных цветах, которые растут в их группе, помог подготовиться. Девочка выделилась из коллектива своими индивидуальными способностями, стала более уверенна в себе. 7. ЭФФЕКТ ПОДРАЖАНИЯ. Используется для коррекции негативных ситуаций. Девочка во время занятия все время крутится, отвлекается, достает различные предметы, мешает проведению занятия. Педагог: предложил ребенку провести занятие, научить ребят тому, что он сам умеет. Когда девочка стала объяснять детям, как сделать поделку, воспитательница мешала ей, отвлекала других детей посторонними вопросами. Потом побеседовала с девочкой, спросила ее, как она себя чувствовала на месте воспитателя, которому мешают. Важным условием для построения полноценного общения педагогов и родителей является принципиальная открытость детских групп для родителей, которые могут участвовать в их жизни. Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина. Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога с расторможенными и вспыльчивыми детьми» Изучив достаточно много литературы по данному вопросу, пришла к выводу, что «изобрести новый велосипед» мне не удастся, поэтому остановлюсь. Консультация для воспитателей ДОУ «Общение педагога с детьми» Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями,.
|