что такое педагогическая задача
Конспект лекций по курсу «Общие основы педагогики».
2.10. Педагогическая задача.
Термин «задача» используется в разных науках и трактуется широко и неоднозначно: как поставленная цель, которую стремятся достичь; как поручение, задание; как вопрос, требующий решения на основании определенных знаний и размышления; как проблема и т. п. В современной педагогике наиболее часто применяются следующие определения.
1. Под педагогической задачей понимается цель, к которой стремится педагог, и способ ее достижения.
2. Педагогическая задача – это система особого рода, представляющая собой основную единицу педагогического процесса.
3. Педагогическая задача – это осмысленная педагогическая ситуация с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности.
4. Педагогическая задача – это материализованная педагогическая ситуация, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.
Подход к рассмотрению структурных компонентов педагогической задачи в современной науке неоднозначен. Рассматривая ее как элемент педагогического процесса, можно выделить следующие компоненты: а) педагоги; б) воспитанники; в) содержание; г) средства.
Если рассматривать педагогическую задачу как систему, то обязательными ее компонентами являются исходное состояние предмета задачи и желаемая модель конечного состояния.
Предметом педагогической задачи могут выступать все педагогические характеристики, которые подвержены количественным и качественным изменениям (материальные и идеальные).
Трудность задачи является субъективной характеристикой. Она описывается такими неформальными признаками, как новизна, неожиданность и проблемность.
Специфика педагогической задачи состоит в особенности ее решения. Как отмечает С.Г. Костюк, педагогические задачи могут быть решены и решаются только посредством руководимой учителем активности учащихся, их деятельности. Специфика педагогической задачи заключается еще и в том, что при ее анализе нельзя полностью абстрагироваться от характеристики субъектов, занятых ее решением, поскольку сам ее предмет совпадает с субъектом.
В педагогической науке принято классифицировать педагогические задачи по следующим основаниям:
• в соответствии с временным признаком – стратегические, тактические, оперативные;
• в соответствии с представлениями о целостном педагогическом процессе – дидактические, воспитательные;
• в соответствии с технологическим подходом – собственно педагогические и функционально-педагогические.
Стратегическими называют педагогические задачи, вытекающие из общей цели образования. Они формируются в виде ряда представлений о базовой культуре человека, которая выступает предметом педагогических задач. Стратегические задачи задаются извне, отражая объективные потребности общественного развития, и определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности.
Тактические задачи – это стратегические задачи в реальном педагогическом процессе. Они приурочены к определенному этапу решения стратегических задач, но сохраняют свою направленность на итоговый результат образования.
Оперативные задачи – это педагогические задачи, которые встают перед педагогом в каждый отдельно взятый момент его практической деятельности.
Дидактические задачи направлены на управление учебно-познавательной деятельностью учащихся. Они подразделяются на учебные (на решение которых направлены действия, составляющие учебную деятельность) и критериальные (которые должен научиться решать ученик, описание которых дается в учебных программах в виде требований к знаниям и умениям учащихся).
Воспитательные задачи призваны управлять процессом воспитания подрастающего поколения. В общем случае они подразделяются на задачи социального, умственного, нравственного, эстетического, физического и трудового воспитания.
Собственно педагогические задачи связаны с изменением личности ученика, переводом ее из одного состояния в другое, более высокое по уровню воспитанности, обученности, развитости. Функционально-педагогические задачи направлены на выбор форм, методов и средств реализации собственно педагогических задач.
Рассматривая вопрос о решении педагогической задачи, необходимо отметить, что оно является общим для всех вышеперечисленных типов педагогических задач.
В качестве этапов решения педагогической задачи выступают:
1) постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий;
2) конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия);
4) анализ результатов решения.
Различают процесс и способ решения педагогической задачи. В.А. Сластенин предлагает под способом понимать некоторую систему последовательно осуществляемых операций (процедур), приводящих к ее решению, а под процессом – реализацию некоторого способа как «фрагмента функционирования решателя», осуществляемого им при решении задачи или с целью ее решения.
Выделяют продуктивный и непродуктивный процессы решения педагогической задачи. Способ ее решения в большинстве случаев нейтрален и по своей специфике может быть обязательным, рекомендуемым, запрещенным.
При решении педагогической задачи возможны получение не только прямого, но и побочного результата, а также соотношение предметного и воспитательного результатов.
Что такое педагогическая задача
Мы часто слышим и читаем в различных пособиях, что любая деятельность начинается с определения целей и задач. Но чем отличаются задачи от целей?
Во-первых, тем, что цель отражает конечный результат, которого мы хотим добиться в процессе деятельности, а задача – лишь направление к этому результату.
Во-вторых, задача ставится для конкретизации пути к цели, способа или способов достижение цели.
В-третьих, задача – не готовый, а лишь намеченный путь к цели, этот путь ещё надо «проложить», решив задачу.
В-четвёртых, для достижения одной цели может служить не одна задача, а несколько задач, если цель достигается в несколько этапов, и на каждом из них требуются разные способы. Так, чтобы сделать из квадратной доски круг, можно воспользоваться электролобзиком, и тогда весь процесс обработки уложится в один этап. Если же такого инструмента у нас нет, то путь к цели можно разделить на два этапа (см. рисунок): на первом этапе спилить углы, а на втором – придать многоугольнику круглую форму, для чего понадобится другой способ обработки, например: обточить на токарном станке или обстрогать рубанком. Используя доступные нам способы и средства, нужного результата мы добиваемся в обоих случаях, однако во втором увеличивается количество решаемых задач.
То, что необходимо преобразовать для достижения цели, является предметом задачи.
Любая задача может рассматриваться как система, включающая два основных компонента:
1) состояние предмета задачи (каков он на момент постановки задачи);
2) модель требуемого состояния предмета задачи (каким он должен стать, приобретя новые свойства, когда задача будет решена).
Специфика педагогических задач
Выполняя различную деятельность, люди решают задачи, суть которых сходна в том, что решение задач приводит к достижению цели деятельности, связанной с переводом предмета задачи в требуемое состояние.
Предмет педагогической задачи – ученик, воспитанник. Возникновение педагогической задачи обусловлено необходимостью перевода обучаемого, воспитуемого из одного состояния в другое.
Педагогические задачи отличаются от прочих тем, что…
1) педагогическую задачу на этапе взаимодействия субъектов педагогического процесса решают, по меньшей мере, два субъекта (педагог и воспитанник);
2) решение педагогической задачи не заканчивается переведением её предмета в требуемое состояние, необходима рефлексия процесса решения, во всяком случае, в лице педагога;
3) педагогические задачи (те, которые решает педагог) неразрывно связаны с задачами учебными (теми, которые решает обучающийся), поэтому успешность решения педагогической задачи определяется успешностью решения учебной задачи учеником;
4) при анализе педагогической задачи нельзя полностью абстрагироваться от характеристики субъектов, занятых ее решением, поскольку сам её предмет совпадает с субъектом-учеником; таким образом, успешность её решения зависит не только от субъекта задачи (педагога) но и от предмета задачи, ведь её предметом является субъект-ученик.
Педагогическая задача – осмысление сложившейся педагогической ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых действий.
Педагогическую задачу можно представить в следующем виде:
Педагогические задачи и условия их правильного решения
Педагогическая задача — что это такое, определение
Педагогическая задача — конкретная и нацеленная на результат педагогическая ситуация, которая направлена на осмысление и преобразование существующей действительности. К таким изменениям относятся: прогресс в знаниях, умениях и отношениях учащихся. Педагогические ситуации создаются организованно как самим педагогом, так и спонтанно учащимися.
Педагогическая задача имеет те же компоненты, что и педагогический процесс: педагоги, воспитанники, содержание и методы. Но к ней, как к системе, добавляются такие составляющие, как исходное состояние предмета задачи и модель требуемого состояния.
В процессе педагогической деятельности выполняются такие задачи, как воспитательные, обучающие и образовательные. Сама эффективность педагогической задачи выражается в способностях успешно определять разнообразные жизненные ситуации. Она формируется в соответствии с поставленными целями.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Любая педагогическая ситуация проблемна. Осознанная и поставленная педагогом как задача, она в дальнейшем в результате педагогических действий преобразуется в определенную систему задач педагогического процесса.
Педагогические задачи не всегда бывают конфликтными, но всегда содержат противоречия между ожиданием и реальностью.
Существует следующая классификация педагогических задач:
Способы решения педагогической задачи
Существует определенный алгоритм, который имеет несколько этапов:
Пример и решение некоторых педагогических задач
К вариантам решения педагогических задач можно отнести:
Ситуация 1. Мальчик решает на доске задачу, но не справляется с ней и получает двойку. Когда он поворачивается к классу, видит — все над ним смеются.
Проблема в контексте педагогического процесса: проблема воспитания и взаимоотношений между сверстниками в коллективе.
Педагогическая задача: воспитание дружеских взаимоотношений, взаимоподдержки и толерантности в коллективе.
Решение 1. Организовать систему классных часов, в основе которых лежит тема доверия и взаимоуважения.
Решение 2. Внедрять в учебную деятельность нестандартные уроки и методики.
Решение 3. Провести беседу с родителями на тему воспитания.
Ситуация 2. Работая во 2 классе, учительница заметила, что стали теряться вещи. Это вызвало тревогу. Ей было необходимо найти того, кто берет чужое. Учительница решила использовать психологическую методику для младшего школьника, и создала ситуацию, при которой воришка сам выдал бы себя.
Способ решения: Учительница раздала всем спички и сказала, что у того, кто взял чужое, спичка вырастет. После чего у каждого стала проверять. У одного мальчика она была сломана. Он объяснил это тем, что спичка так не вырастет. Так был выявлен тот, кто брал чужие вещи. После данного случая вещи перестали пропадать.
Педагогическая задача: пример и решение
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие педагогической задачи
Педагогическая задача – это определенная осмысленная педагогическая ситуация, имеющая конкретную цель, направленную на познание и преобразование действительности.
В настоящее время выделяют три основных подхода к пониманию сущность педагогической задачи:
В настоящее время различают следующие педагогические задачи:
Алгоритм решения педагогической задачи
Процесс решения педагогической задачи проходит последовательно несколько этапов:
Осуществление анализа педагогической ситуации:
Планирование и целеполагание. Целеполагание предусматривает проверку имеющихся исходных предложений и полученных результатов, а также проектирование реализуемого педагогического воздействия.
Конструирование и последующая реализация педагогического процесса. Обоснованный выбор разнообразных видов деятельность учащихся, управление педагогическим процессом и действиями учащихся во время него.
Коррегирование и регулирование – предусматривают оценку неуспешности или успешности реализуемого педагогического процесса и действий, при необходимости осуществление их корректирования и коррегирования.
Осуществление итогового контроля и учета полученных результатов. Решение любой педагогической задачи должно обязательно заканчиваться осуществлением итогового учета и сопоставления с исходными данными, анализом достижений и недостатками педагогических действий, эффективности использованных методов, средств и форм организации воспитательно-образовательной работы.
Готовые работы на аналогичную тему
Пример и решение некоторых педагогических задач
Пример 1. (В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»).
Педагогическая задача: Привить детям бережное отношение не только к собственным вещам, но и к вещам других людей. Уметь не просто видеть, но и ценить прекрасное, сохранять и оберегать его.
Решение задачи, предложенное В.А. Сухомлинским: Каждый ребенок от рождения небрежно относится не только к своим вещам, но и к вещами других людей, имеет некоторую жестокость к окружающему миру. Это связано с тем, что такие качества как бережливость необходимо целенаправленно и методично воспитывать в каждом ребенке, начиная как можно раньше. Взрослый должен обращать внимание ребенка на его отрицательные поступки, разбирать каждый поступок, его причины и последствия.
Кроме того, необходимо собственным примером показывать детям как следует поступать по отношению к своим и чужим вещам, окружающему миру. Родители и воспитатели должны показать ребенку, какого труда стоит создание вещи, какую ценность она представляет для своего хозяина. Для формирования бережного отношения к окружающему миру следует показать его значимость в жизни людей и непосредственно данного ребенка.
В образовательных учреждениях помимо устных объяснений и собственного примера, педагог должен осуществлять совместную работу с детьми в групповом уголке, на пришкольном участке и т.д. Все это поможет не только на словах объяснить, но и на практике привить уважение и бережное отношение к вещам и окружающему миру. Так как дети будут иметь возможность почувствовать красоту окружающего мира, ту радость, которую он дарит людям.
Пример 2. (В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»).
Педагогическая задача: привить детям любовь к получению знаний, придать им уверенность в собственных силах и умениях, сформировать стойкий интерес ко всему окружающему.
Решение задачи, предложенное В.А. Сухомлинским: Способов решения данной задачи огромное множество, каждый педагог должен выбрать один метод, который на его взгляд будет эффективным в работе с детьми, либо же совокупность нескольких методов.
Процесс формирования любви к процессу обучения закладывается еще в дошкольном детстве, важно не оттолкнуть ребенка от получения знаний. Для этого следует проводить все занятия с дошкольниками в интересной форме и в благоприятной психологической атмосфере, например, занятия на природе, встречи с интересными людьми и т.д.
Помимо атмосферы и обстановки педагог должен понимать, что отрицательные оценки или негативные отзывы о проделанной ребенком учебной работе снижают его мотивацию на дальнейшее обучение. Именно поэтому для формирования любви к учебе, оценку деятельности ребенка следует давать корректно. Важно прививать ребенку уверенность в собственных силах. В связи с чем, учащимся начальных классов не ставятся оценки, педагог словесно отмечает их успехи и при необходимости поправляет ошибки.
Педагогические задачи и варианты их решения
Педагогическая деятельность представляет собой непрерывное решение педагогических задач. Решить их — значит найти адекватный данной педагогической ситуации способ достижения педагогической цели. Ситуативные задачи стимулируют творческое отношение к педагогической деятельности. Ведь, как правило, лучшим, наиболее приемлемым решением оказывается внешне парадоксальное, нестандартное действие.
Просмотр содержимого документа
«Педагогические задачи и варианты их решения»
Ситуативные задачи стимулируют творческое отношение к педагогической деятельности. Ведь, как правило, лучшим, наиболее приемлемым решением оказывается внешне парадоксальное, нестандартное действие.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И ВАРИАНТЫ ИХ РЕШЕНИЯ
К педагогическим задачам относят:
1) задачи педагогической диагностики (изучение типа характера, личности, мышления, стиля поведения или общения и др.);
2) задачи по проектированию содержания и отбору способов деятельности учеников;
3) задачи по выбору приемов и методов воздействия на ученика;
4) задачи по организации деятельности учащихся;
5) задачи по формированию общественного мнения коллектива;
6) задачи по переориентации ученика;
7) задачи по изменению отношения к учению;
8) задачи по закреплению привычки, интереса;
9) задачи по усилению самоконтроля слов и действий у ученика;
10) задачи по росту самостоятельности;
11) задачи на развитие и проявления творчества;
12) задачи на повышение ответственности, дисциплинированности и развития нравственных качеств личности;
13) задачи по педагогическому стимулированию;
14)задачи по самовоспитанию.
Задачи по проектированию содержания и отбора способов деятельности учеников.
З а д а ч а 1. Учитель литературы планирует урок по теме. «»Особенный человек» Рахметов в романе Чернышевского «Что делать?»». 1
В форме беседы? Нет. Это в какой-то степени распылит материал, и вряд ли каждый постигнет образ Рахметова во всем объеме и глубине.
1 Фрагмент из книги Ю. Л. Львовой «Творческая лаборатория учителя» (М., 1985).
А если лекция? Нет, ведь в лучшем случае ученики будут заинтересованными слушателями…
Может быть, доклад сильного ученика? Доклад? Нет, вряд ли он окажется результативнее лекции учителя. И все-таки необходим доклад, это точно. Только в новой форме: ученики должны встать в позицию исследователей. И это получится, если докладчиком будет не один ученик, которого я назначу, а все, весь класс.
Да, они получат задание: каждому приготовить доклад на тему «Особенный человек Рахметов как воплощение идеала автора».
Пройду по рядам, бегло просмотрю материалы (план, конспект, тезисы, подбор аргументов, цитат и пр.), выберу одного докладчика. Кого? Лучше не самого сильного: он может так исчерпывающе и убедительно изложить материал, что конференция по докладу не состоится. Значит, слабого, который схематично раскроет образ Рахметова? Это убьет урок. Надо выбрать такого докладчика, у которого добросовестно сделана работа, но, как правило, есть «белые пятна», спорные мысли, словом, все, что дает пищу и для познания, и для дискуссии в классе.
Итак, доклад. А чтобы ребята были не пассивными слушателями, нужно предложить им по ходу доклада набросать его план и потом сравнить этот план со своим. Готовясь к дискуссии, ребята составят рецензии на доклад.
Стоп! Рецензии… Представляю, как начнут «раскачиваться» ребята. Уйдет много времени. Нельзя! Значит, надо раздать каждому карточки с планом рецензии: 1) раскрыта ли тема? 2) достаточно ли доказательств? 3) последовательно ли расположен материал? 4) что вызывает возражения, что можно дополнить? 5) каков язык докладчика? 6) какую оценку заслужил докладчик?
Так, хорошо. После доклада надо организовать дискуссию, а в заключение подвести итог урока, оценить работу учеников и предложить на дом сочинение «Уроки Рахметова».
1. На что опирался педагог в отборе способов работы на уроке?
2. Выделите из текста формы работы на уроке в соответствии с логикой размышлений педагога.
3. Разбейте весь фрагмент на смысловые «единицы», отражающие мотивы выбора педагога. Оцените выбор, сделанный в каждом случае.
З а д а ч а 2. Организация деятельности учащихся на уроке.
Изучение по ботанике темы «Основные группы растений».
Затем до окончания урока все ученики по очереди работают в парах сменного состава друг с другом, они меняются ролями, выступая то в качестве обучаемых, то в качестве обучающих.
1.Какие задачи решал педагог, организуя процесс обучения таким образом?
2.Какие способы влияния и от кого ощущали на себе ученики в процессе изучения темы?
3. В чем вы видите педагогическое значение ситуаций выбора в процессе обучения?
З а д а ч а 3. Организация групповой деятельности учащихся в форме деловой игры (на уроке химии).
Учитель: «Представьте, что вы создаете современный завод по производству искусственного волокна из отходов лесоматериалов. Для этого вам необходимо организовать работу следующих отделов предприятия: химико-технологического, инженерно-экономического, экологического, подготовки кадров».
Далее учитель сообщает необходимые цифровые данные. После короткого инструктажа ученики на выбор объединяются по группам, сами решают проблемы лидерства и распределения обязанностей внутри группы. Затем в течение 25 минут урока им предоставляется простор для творчества и самовыражения каждого. О результатах работы группы по сути решения проблемы в целом докладывает ее руководитель, поочередно предоставляя слово «специалистам», а те раскрывают детали защищаемого проекта. Учитель и ученики других групп оценивают работу всей группы и каждого «специалиста».
1. Дайте оценку применяемым методам обучения.
2. На какие принципы опирался педагог в своей работе?
3. Выделите основные элементы деловой игры. В чем ценность игровых форм организации педагогического взаимодействия?
Задачи по изменению отношения к учебе
«Какой упрямый этот Толя Толкачев. Никогда он не слушает объяснение, вечно вертится, разговаривает, отвлекает других. Что с ним делать, как заинтересовать?» Как-то раз после уроков Евгения Павловна остановила Толю в коридоре.
— Хочешь, скажу по секрету, о чем завтра пойдет речь на моем уроке?
На следующий день Толя Толкачев, к удивлению всего класса, поднял руку и, ответив на вопрос учителя, посмотрел по сторонам торжествующе. А на перемене он подошел к Евгении Павловне и, смущаясь, попросил:
— Скажите, а о чем вы будете завтра рассказывать?
1. В чем секрет успеха Толи? Оцените средства достижения подобного успеха.
2. При каких условиях этот успех мальчика может быть закреплен?
3. Можно ли оценить действия учителя как антипедагогические?
Спонсоры факультета в честь празднования юбилея университета выделили три туристических путевки в качестве премии лучшим студентам.
Как, по какому принципу провести отбор кандидатов на поездку среди студентов всего факультета?
• Совет факультета решил провести конкурс среди студентов каждого курса и наградить победителей премией.
• Совет факультета собрал старост групп и, проанализировав академическую успеваемость всех студентов, с помощью общественного мнения принял решение.
1. Каким принципом вы бы руководствовались в подобной ситуации? Обоснуйте свой выбор.
2. Предложите свой вариант решения такой проблемы.
Задачи по педагогической диагностике
З а д а ч а 1. На выявление жизненной позиции старшеклассников.
Всем старшеклассникам школы предложили принять участие в составлении «джентльменского набора» — списка качеств своего ровесника через газету «Алые паруса». На ее страницах был предложен ряд вопросов. Часть из них состояла в том, чтобы закончить предложение:
• Какие качества характеризуют современного человека?
• Кого можно сегодня назвать «джентльменом»?
• Как вы прокомментируете шутку англичан, что «джентльмен — это тот, кто кошку назовет кошкой, даже если на нее наступит»?
• Больше всего я ценю в человеке.
• Считаете ли вы себя современным человеком? А джентльменом? Почему?
1. Дайте свой вариант ответов на все предложенные вопросы.
2. Какой из задаваемых вопросов вы считаете наиболее важным для понимания жизненной позиции современного молодого человека?
З а д а ч а 2. На выявление характера взаимоотношений среди ребят классного коллектива и их нравственной готовности к принятию справедливых и самостоятельных решений.
Классу предложили помочь в подготовке первого этажа школы к школьному празднику. При этом было выделено 4 основных задания: 1) вымыть пол, 2) аккуратно расставить столы и стулья, 3) стереть пыль с мебели и полить цветы, 4) подготовить и привести в порядок материалы для выставки, разложив все отобранные экспонаты. Расставить мебель нетрудно, но это можно сделать только в последнюю очередь — после окончания уборки. Значит тем, кто готовит выставку, придется задержаться дольше остальных. Вытереть пыль и полить цветы — самая непродолжительная и легкая работа, а отбор и систематизация материалов для выставки потребуют времени, кропотливости, внимания и вкуса.
Разъяснив все моменты работы, воспитатель кладет на стол четыре листка бумаги (по количеству заданий) и просит класс разделиться на бригады и выбрать вид работы самим. Затем он отвлекается, делая вид, что занят своим делом, и наблюдает за ходом распределения участков работы и за делением на бригады.
1. В чем ценность данного приема организации деятельности?
2. Какие аспекты воспитания решались в данной ситуации?
3. Каково место педагога в ситуации? Проанализируйте его позицию.
4. Для какого возраста подобная форма организации деятельности в коллективе будет более эффективна?
Работая с первым классом, учительница заметила, что у ребят пропадает то одна, то другая вещь. Это вызвало тревогу в классе, зазвучали жалобы, стала развиваться атмосфера подозрительности и недоверия. Учительнице необходимо было пресечь пропажи и найти того, кто присваивает чужое. Она поставила перед собой задачу — используя психологические особенности младшего школьного возраста, создать ситуацию, в которой воришка, соблазнившийся чужим, прямо или косвенно выдал бы себя. Младший школьник обычно наивен, непосредствен, доверяет словам и указаниям педагога, легко внушаем, а также склонен к самовыявлению сущности именно в совместных делах.
С п о с о б р е ш е н и я. Учительница раздала ученикам по спичке и попросила, чтобы они положили ее на одну ладонь и прикрыли другой ладонью. После этого уверенно и громко сказала, что очень скоро спичка вырастет у того, кто взял чужую ручку. Для проверки она принялась подходить к каждому и просила показать его спичку. Подойдя к Коле, обнаружила, что его спичка сломана.
— Почему у тебя спичка сломана? — спросила учительница.
— Я ее поломал, чтобы она не росла, — ответил мальчик. Так был выявлен тот, кто брал чужие вещи. Учительница объяснила малышу, что нельзя без разрешения брать чужое, так как это сразу будет обнаружено. С тех пор вещи в классе перестали пропадать.
1. Выделите в тексте момент, раскрывающий психологический аспект решения педагогической задачи.
2. Как бы вы поступили на месте педагога в подобных обстоятельствах? Предложите свой вариант решения задачи.
З а д а ч а 4. «Что делает нас людьми?»
Выберите из предлагаемого списка те свойства, которые характерны для человека, и запишите их в левый столбец, а те, что присущи животным, — в правый.
1. Может жертвовать собой для других.
2. Действует согласно инстинкту.
3. Обладает чувством времени.
4. Никогда не пожертвует пищей.
5. Способен на глубокую привязанность.
6. Ищет высшее понимание истины.
7. Его отличает чувство ответственности.
8. Сам решает, как себя вести.
9. Нанося другому вред, не чувствует вину или стыд.
10. Может отложить исполнение своих желаний, если это мешает другому.
11. Способен выражать себя через искусство.
12. Чувствует потребность в свежем воздухе, тепле.
13. Может плавать, бегать, лазать.
14. Может мечтать и оценивать красоту.
З а д а ч а 5. О взаимоотношениях, интересах, увлечениях в семье школьника. Из материалов школьных сочинений.
Пятиклассники написали сочинение по рисункам учебника «Как я помогал маме». На одной картинке мальчик достает из стенного шкафчика банку с вареньем. За этой процедурой с интересом наблюдает серый кот. На другой картинке — мальчик, схватившись за голову, смотрит на осколки банки и разлившееся варенье. Кот в ужасе бежит с места происшествия.
Сочинение Саши К.: «Если бы у нас дома произошла такая история с вареньем,— пишет он, — я бы сказал, что банку разбила кошка. Когда говоришь — ничего не бывает. Просто мама отлупила бы кошку. »
Сочинение Валеры Ш.: «Когда я вынимал из шкафчика банку, нетерпеливая Мурка прыгнула и схватилась когтями за штанину. От неожиданности я выпустил банку. Я не стал говорить маме про кошку, она бы ее выгнала. А куда бы Мурка делась. »
1. В чем педагогическое назначение таких сочинений?
2. Какие стороны личности проявились у мальчиков в сочинении?
3. Как могут быть использованы сочинения в воспитательной работе с детьми?
4. Как следует отреагировать педагогу на откровенное высказывание мыслей учениками?
5. На какие просчеты в воспитании педагогу и родителям следует обратить внимание в последующей воспитательной работе с Сашей К. и Валерой Ш.?
6. Какие пути преодоления этих ошибок видите вы?
«Закройте глаза, — говорит воспитатель детям, — расслабьтесь и представьте себе следующие картины:
Вообразите себе, что вы идете по лесу. Вы очень ясно представляете себе этот лес — какие там растут деревья, какая там трава, цветы, насекомые, животные, как он освещен, какое это время года. Есть ли там дорога или тропинка, или вы сами прокладываете себе путь по бездорожью в тропиках, джунглях или в тайге.
Потом вы находите на земле чашку. Ее тоже нужно вообразить во всех подробностях: старая она или новая, чистая или грязная, из чего сделана, какого цвета и размера.
Продолжая гулять, вы встречаетесь с препятствием. Это может быть стена, забор, канава. Представьте себе в подробностях свои ощущения и действия.
Затем вообразите, что вы оказались у дома. Какой он? Вы заходите в дом, внимательно осматриваетесь, делаете все, что захотите. Вообразите обстановку дома во всех подробностях: мебель, освещение и т. п. Затем вы выходите из дома и идете дальше.
Вы встречаете злого волка. Что вы предпримете? Как выйдете из положения?
Когда волк убегает, вы продолжаете прогулку. и вот вы набрели на озеро. Подойдите к озеру поближе и делайте все, что захотите.
Наконец вы очутились возле длинной высокой стены. Вы не можете увидеть, что за ней. Что вы предпримете?»
К л ю ч и к и г р е
Лес — это общество. Состояние леса показывает умение жить в обществе. Какой для вас этот лес, таким вы видите окружающий мир людей.
Чашка — это вы сами, ваш собственный образ. Какой он: чистый и светлый или темный и грязный.
Препятствие и то, как вы преодолеваете его, — это умение справляться с трудностями.
Дом и то, что вы делаете в нем, — это семья и семейные отношения.
Волк и то, как вы справляетесь с ним, — это способность преодолеть свой страх.
Задача на выбор линии поведения или способа воспитательного воздействия
«В минувшую субботу — а стояла сентябрьская, на удивление располагающая к доброму настроению погода — меня остановил на улице мальчик и просто сказал:
— Дядя, дайте, пожалуйста, 3 рубля.
Я глянул на мальчика и понял, что мальчик сыт, ухожен, одет аккуратно, на лице — здоровый румянец.
— Послушай, а зачем тебе деньги?
С п о с о б ы р е ш е н и я:
1. Я, признаться, не нашел ничего лучшего, как спросить: «Тебе не стыдно?»
2. Я взглянул на него выразительно и, ничего не сказав, пошел дальше.
1. Какое решение кажется вам более верным?
2. Как бы вы отреагировали на подобные слова мальчика?
3. О чем говорит данная жизненная ситуация?
4. В чем вы видите причины возникновения таких ситуаций?
Задачи на применение метода “ пример”
1. Дайте оценку микросреды, в которой происходит событие.
2. Можно ли по данному поступку судить о духовном обнищании современных подростков?
3. Кто и как регулирует отношения внутри коллектива в подобных случаях?
— Как ты разговариваешь с учителем? Встань!
— А чего мне вставать? Я ничего не сделал…
— Ах, так? Ну тогда выходи отсюда!
Учительница, взяв мальчика за руку, выгнала его силой из класса под неодобрительный шепот всех остальных школьников.
1. Почему произошел срыв в поведении мальчика?
2. Проанализируйте характер педагогического воздействия учителя на Витю. Дайте психологическое объяснение, инструментовку методам, выбранным учителем.
3. В чем состоял педагогический просчет учителя?
Отца у Саньки не было, он ушел из семьи два года назад. Мать работала сутками, чтобы прокормить троих детишек. Следить за мальчиком было некому. Он совсем отбился от рук всех педагогов и воспитателей, да и мать свою уже не слушал.
Легонько взяв Саньку за худенькое плечо, он усадил его на стол под яблоней.
Матвей Петрович задумчиво посмотрел на сжавшегося, притихшего паренька.
— Ты вот что, — наклонился к нему Матвей Петрович, — захаживай ко мне, а? Сад у меня большой, дела нам с тобой обоим хватит. Я тебя всем премудростям научу, глядишь, впоследствии садоводом станешь. А дело это не простое. Яблоня, она все равно что человек, внимания требует. Ну как, придешь? Вот и хорошо, — обрадовался старик, хотя Санька не мог вымолвить ни одного слова. Он был поражен словами и отношением к себе Матвея Петровича.
— А яблоки, — продолжал тот, — возьми с собой, мать и сестренок угостишь. Я тебе сейчас еще нарву.
Матвей Петрович нарвал яблок, положил их в плетеную корзинку и отдал Саньке.
— Корзинку завтра или в другой раз принесешь. Ну иди, — легонько потрепал грубой ладонью Санькины волосы и пошел за водой. А когда оглянулся, увидел… Санька, неисправимый озорник и хулиган, стоял и ясными, добрыми глазами смотрел ему вслед…
Потом они стали друзьями, и Санька сильно к нему привязался, чувствуя заботу и понимание мудрого человека.
1. Какие педагогические задачи решил в этой ситуации Матвей Петрович?
2. Как ему удалось превратить причину конфликта в повод для зарождения добрых отношений с трудным подростком?
3. При каких условиях метод наказания приносит результаты?
Задачи на выбор способа поведения
Представьте себе, что к вам пришел товарищ, который живет далеко от вас. Пришел за книгой, которую вы ему обещали, но забыли вовремя приготовить. Ее надо долго искать. Как вы будете действовать и что предложите товарищу?
Представьте себе, что вы пришли в театр тогда, когда в вашем ряду все зрители уже сидят на местах, а вам предстоит пройти на свое место, которое расположено в середине.
Как вы будете действовать?
Вы пришли в театр. И вот в самый напряженный момент спектакля, когда все сосредоточенно следят за ходом развития действия, кто-то, сидящий неподалеку, начинает переговариваться со своим соседом, смеяться. А позади, чуть ли не за вашей спиной, кто-то угощается конфетами и шуршит бумагой.
Что вы испытываете? Как вы поступите в такой ситуации?
Вы с девушкой стоите на перроне в ожидании поезда. Девушка доела мороженое. Она смяла в комочек бумагу от мороженого и, оглядываясь по сторонам, ищет глазами урну, чтобы ее выбросить. Вдали уже показался приближающийся поезд.
Куда же выбросить бумагу? Ваши действия?
Владимир ехал в автобусе. Вдруг водитель автобуса неожиданно резко затормозил. Юноша не удержался и толкнул рядом стоящую даму. Он сразу же извинился, но в ответ услышал брань. Владимир пытался объяснить, что он не виноват, что он не мог удержаться от толчка и что за свою неловкость он приносит извинение. Но разобиженная дама обвинила юношу в невежливости, в том, что он задел ее намеренно.
Какими могут быть дальнейшие действия юноши?
Задачи на выбор стратегии жизни и образа поведения
Вообразите двух людей. У каждого — десять хороших друзей. Теперь представьте себе, что один из них каждый день просит своих друзей помочь ему: одолжить деньги, еду, оказать другие услуги. Обращаясь к ним, он говорит, что если они действительно его друзья, то не откажут ему в этом.
Теперь обратимся к другому. Каждый день он встает пораньше, чтобы все самому сделать и успеть. Он всем сердцем предан своим друзьям, поэтому просто звонит им довольно часто и без причин, навещает их, помогая, чем может, не обременяя своими просьбами или подчеркивая, как для него важна дружба.
С кем из этих двух людей вы хотели бы дружить?
Тимур сильно отставал по математике. За партой впереди него сидела Таня — круглая отличница по всем предметам. Внешне она не отличалась ни яркостью, ни привлекательностью. К тому же на фоне шумных и разговорчивых одноклассниц она казалась тихой и скромной. К концу года, перед выпуском, Тимур запаниковал. Он всеми силами искал способ сдать математику хорошо. Через некоторое время он принялся оказывать Тане знаки внимания и подарил ей ко дню рождения цветы. Он стал часто подходить к ней на переменах, стараясь ее развлечь, рассказывал смешные истории. Никто не уделял Тане такого внимания, поэтому теперь ей казалось, что она Тимуру по-настоящему нравится. На выпускных экзаменах Тимур полностью переписал ее работу и получил по математике «отлично».
Может ли существовать добро без зла? Почему так важна мотивировка поступка?
Если бы об этом узнал учитель математики, что бы он сделал?
К вам сегодня днем подошел друг, с которым вы давно не виделись, и пригласил вас в театр. Вы охотно соглашаетесь, и друг очень рад, что вы проведете это время вместе. Затем вы звоните маме на работу, чтобы предупредить ее, но прежде чем вы успеваете что-то сказать, она радостно говорит, что звонок очень кстати: она просит посидеть дома вечером с младшим братом. Ей необходимо встретиться с одним из коллег и пойти после работы на совещание; это для нее очень важно, так как могут открыться новые перспективы в работе и в материальном положении семьи.
1. Если вы думаете только о том, чтобы не расстроить свою маму, то скажете своему другу, что не сможете пойти — совесть замучает. Вы останетесь дома, чтобы присматривать за братом, но неохотно, так как сделаете это только из боязни разочаровать или рассердить маму. И самое неприятное — то, что друг наверняка обидится, и не потому, что вы не смогли пойти, а из-за вашей нечувствительности и отсутствия понимания.
2. Если для вас важнее реакция друга, то ваше решение будет зависеть от его мнения. Мать очень расстроится не потому, что она не пойдет на встречу, а из-за вашей неискренности и пренебрежения семейными интересами и ее просьбой.
3. Если вас в основном интересует материальная сторона проблемы, то главным будут деньги — чтобы мама заработала побольше и купила вам больше вещей. А мама при этом будет гордиться вами и благодарить за помощь. Но заслуживаете ли вы ее благодарности? Прав ли будет ваш друг, если усомнится в вашей честности и искренности?
4. Если вы эгоцентричны, то вас будет интересовать лишь максимальная выгода. Что лучше — сходить развлечься или заработать несколько лишних очков у матери, чтобы в следующий раз она разрешила вам съездить к приятелю, живущему за городом?
5. Если вы здравомыслящий человек и понимаете важность сбалансированного подхода к любой ситуации, то постараетесь оставить в стороне эмоциональную сторону вопроса и взвесить все «за» и «против». Вы рассмотрите ситуацию и свои действия с учетом потребностей матери, финансовых интересов семьи, интересов друга, других обстоятельств. Затем вы учтете возможные результаты и последствия альтернативных решений.
Выберете наиболее приемлемое для вас решение или предложите свой вариант.
Задачи на выбор стиля поведения под «давлением среды»
Идет обсуждение рассказа, который вы только что прочитали все вместе. Большинство однокурсников придерживается сходной точки зрения. И только Андрей, зануда, как всегда, не согласен. Он отчаянно доказывает свое мнение, которое у него всегда особое. Он ведет себя как настоящий всезнайка, и всех это обычно злит. Однако в этот раз ваша точка зрения совпадает с тем, что рассказал Андрей. После того как он высказывается, педагог обращается к вам. Вы согласны с Андреем, но знаете, что группа попросту поднимет вас на смех, если решит, что вы с ним заодно. Как вы поступите?
А(отсутствие сопротивления среде). Ни в коем случае не скажете то, что думаете. Вы выскажете мнение, сходное с тем, что высказала почти вся группа. Вы никому не признаетесь, что думаете на самом деле.
Б (возможный компромисс). Вы не будете лгать, но постараетесь найти уклончивый ответ: не скажете, что согласны со всеми, но и не скажете, что думаете на самом деле, потому что не хотите терять уважение однокурсников.
В (не подвержены влиянию среды). Вы говорите то, что думаете. Вы не пытаетесь опровергнуть мнение всех, но четко высказываете свою позицию, несмотря на то, что она совпадает с позицией Андрея.
Выберите вариант решения или предложите свой.
Однажды вы вместе со своими приятелями идете в гости к другу. Родителей нет дома, и ребята начинают пить спиртные напитки. Они передают бутылку по кругу, а когда она кончается, принимаются за следующую. Вы не хотите пить. Вам неловко из-за того, что другие делают это. Вы шепотом говорите другу, что не хотите, но он только смеется над вами: «Да ты попробуй, не век же нам оставаться детьми!» Как вы поступите?
А. Станете пить, потому что все остальные пьют, а вы не хотите, чтобы над вами смеялись или обсуждали вас за глаза.
Б. Придумываете отговорку, чтобы не пить, вроде: «Я принимаю лекарство, его нельзя смешивать со спиртным».
В. Просто говорите: «Нет, спасибо» или «Я не хочу».
1. Какое решение вы примете, оказавшись в подобной ситуации?
2. Если вас не устраивают предложенные варианты, опишите свой способ решения задачи.
В вашей группе есть очень несимпатичный мальчик, Василий. Он действует всем на нервы. Он занят только собой, все время болтая о своих успехах, о папиной заграничной машине и о том, сколько ему привозят подарков. Постоянно на кого-то жалуется или к кому-то придирается. Как-то раз вы останавливаетесь поболтать с группой приятелей или приятельниц. Всплывает имя Василия, и они начинают отпускать злые шутки на его счет. Все смеются. Вам делается не по себе, ведь вы знаете, что одна из причин, по которой Василий так себя ведет — у него нет друзей, и все к нему относятся недоброжелательно. Шутки вам не нравятся, и вам действительно неприятно, что все над ним смеются, хотя он и не ваш друг.
Как вы думаете, что вы станете делать в такого рода обстоятельствах? Выберите вариант возможных действий или предложите свой.
А. Смеетесь вместе с другими. Вам от этого не по себе, но вы не хотите, чтобы другие подумали, будто вы его поддерживаете.
Б. Не смеетесь над шутками, хотя и не высказываете своего отношения к ним.
В. Не смеетесь и говорите другим, что вам не нравится, как они говорят о Василии за глаза.
Вы слышите беседу двух популярных на курсе девушек о вашей лучшей подруге. Вас злит то, что они говорят о ней гадости, но вы знаете, что они начнут относиться к вам с подозрением, если встать на ее защиту. У вас три возможности:
А. Побежать к своей подруге и передать ей весь разговор.
Б. Пройти мимо и притвориться, что ничего не слышите.
В. Вмещаться в разговор и защитить свою подругу.
Что бы вы предпочли?
Родители дарят вам на день рождения меховую шапку, от которой вы в восторге. Вы знаете, что отец долго копил деньги, чтобы купить ее. Вы рады новой шапке. Но когда вы приходите в ней в университет, кто-то из знакомых говорит: «Где ты раздобыл этот ужас?» Реакция другого не лучше: «Ого! Из какого это чудо-юдо зверя сделана твоя шапка?» Если бы так произошло, как бы вы поступили?
А. Решили бы, что шапка действительно не к лицу и что она вам самому не нравится.
Б. Шапка по-прежнему вам нравится, но теперь вы надеваете ее только в присутствии родителей и других взрослых.
В. Шапка вам нравится, и вам нет дела до того, что говорят приятели.
Задача на выбор варианта ответа
— Мам, дай, пожалуйста, деньги на дискотеку!
В а р и а н т ы о т в е т о в
1. Возьми (дает больше, чем надо), сдачу принесешь.
2. Ты знаешь, где у нас деньги лежат. Возьми побольше, может быть, захочешь там что-то купить или кого-то угостить.
3. Нет у меня, надоел ты мне со своими просьбами, когда сам будешь зарабатывать?
4. Ты вчера у меня полтинник взял? Нет? А кто же? Ну-ка, покажи карманы!
5. Мы в ваши годы по дискотекам не ходили, а учились и трудились, а вы.
1. Проанализируйте все варианты ответов с точки зрения их педагогического влияния на дочь или сына. Какую позицию демонстрирует каждый ответ?
2. Какому ответу Вы отдаете предпочтение? Почему?
3. Что необходимо учитывать родителям в подобных ситуациях?
З а д а ч и н а п е р е о р и е н т а ц и ю
В классе появился новенький — Виталий. Первые дни мальчик посещал занятия и вел себя хорошо. Но спустя несколько дней он перестал появляться в школе. От милиционера педагоги узнали, что Виталий вместе с группой ребят украл аудиотехнику. Классная руководительница отправилась домой к Виталию. Ничего радостного она не узнала и никакой помощи не ждала, так как узнала, что отца нет, а мать ведет аморальный образ жизни.
И вдруг педагог вспомнила о разговоре с Виталием и его друзьями. Это была встреча на улице, где Виталий что-то рисовал на асфальте. Один из друзей сказал о больших способностях Виталия к рисованию. Узнав, где живет этот друг Виталия, классная руководительница нашла там и Виталия. Неприветливо встретив учителя, Виталий был удивлен неожиданным предложением Татьяны Викторовны — помочь в оформлении наглядных пособий к ее урокам. Для этого она дала ему деньги на покупку бумаги, красок и других необходимых материалов.
На следующий день дома у педагога Виталий мастерил и готовил наглядные пособия. В результате он стал приходить к ней домой каждый вечер с готовыми рисунками, таблицами.
Лишь к началу следующего года Виталий попросил учительницу помочь вернуться в школу, но только в ее класс.
Хорошо, что администрация школы поддержала такой интерес, организовав для Виталия обучение по индивидуальной программе, чтобы совсем его не потерять,
Итак, Виталий стал регулярно посещать школу и усердно учиться.
1. Какие приемы педагогического воздействия использовал учитель?
2. Чем можно объяснить расположение мальчика к учителю?
3. Какая сторона человеческих отношений отразилась в истории с Виталием?
Однажды дети вместе с педагогом поехали в лес собирать семена белой акции, чтобы засеять ими улицы новостройки в микрорайоне школы. Учительница сказала, что на земле очень мало семян, так как большинство засохших стручков висит на высоких ветвях.
Не успела учительница сказать это, как Коля, очень хулиганистый и конфликтный мальчик, был уже на дереве. Всем было понятно, что сделал он это единственно из стремления ослушаться, проявить своенравие. Но, к удивлению, учительница похвалила Колю:
— Смотрите, дети, какой молодец Коля! Сейчас он будет бросать нам стручки. Эта похвала застала Колю врасплох. Но думать было некогда, под высокой акацией уже рассаживались ребята, и Коля начал срывать сухие стручки и бросать их. Дети наперебой просили его:
— Коля, бросай мне. Коля, бросай прямо в шапку. Мальчик увлекся работой. Нашелся еще один отважный мальчуган, не побоявшийся острых шипов и колючек. И они с Колей начали соревноваться.
1. Оцените педагогическую значимость реплик учителя и то, как умело он переключил активность Коли в нужное, полезное русло.
2. Когда слово учителя производит воспитательный эффект?
3.О чем следует помнить в процессе взаимодействия с конфликтно настроенными людьми?
Ребенок обругал своего приятеля. Соседка рассказала об этом родителям.
— Я считаю, что все высказал по заслугам. Так ему и надо, — подросток старается объяснить и доказать родителям свою правоту.
— То есть это метод борьбы с теми, кто неправ? — уточняет отец.
— И ты мог бы такое сказать маме, если бы она была неправа’. Нам не нравится этот поступок, но мы любим тебя и верим, что это больше не повторится.
1. Вы согласны с приведенными отцом доводами? Насколько оправдано в данной ситуации сравнение с отношением сына к матери?
2. Оцените средства педагогического воздействия отца на сына.
3. Как вы понимаете обучение родителями своих детей культуре взаимоотношений с людьми?
В университете многие однокурсники Тани считают большим шиком курить. И Татьяна тоже постепенно пристрастилась к сигаретам. Мама не раз замечала, как подружки курят, но не разу не сделала им замечания, хотя весь ее вид выражал неудовольствие.
А однажды она сказала дочери:
— Давай поедем с тобой в Озерки.
— Почему именно в Озерки? — спросила Таня.
— Узнаешь, — таинственно пообещала она.
Они приехали в Озерки, шли среди каких-то новостроек. И вдруг остановились. Мама сказала:
— Здесь был тот самый убогий ресторанчик, где собирались подонки общества и куда вечерами приходил Блок. Именно здесь он встретил женщину, которую воспел в своих стихах. Ты помнишь? «И каждый вечер, в час назначенный (иль это только снится мне?), девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне. И медленно, пройдя меж пьяными, всегда без спутников, одна, дыша духами и туманами, она садится у окна. » Обрати внимание, девочка, великий Блок никогда не говорил о лице своей незнакомки: «. странной близостью закованный, смотрю за темную вуаль и вижу берег очарованный и очарованную даль. » Неизвестно, красива женщина или нет, правильны ли черты ее лица или дисгармоничны? Оказывается, даже великому эстету Блоку не это важно в образе Прекрасной Дамы. В его незнакомке столько женского достоинства, сдержанности, элегантности, женственности, что ни один мужчина не смеет прикоснуться к ней нечистым взглядом или жестом.
Мама помолчала и вдруг неожиданно спросила:
— Ну, а можешь ли ты себе представить, чтобы кто-то посмел похлопать по плечу Прекрасную Даму и сказать: «Дай прикурить!»
Мама знала дочкину любовь к Блоку и умело воспользовалась ситуацией общения, чтобы изменить отношение девушки к курению.
1. Оправдана ли такая нетерпимость матери в отношении потребности к курению, сложившейся у дочери?
2. Насколько психологически и педагогически целесообразны действия матери?
3. Какие последствия здесь можно прогнозировать?
Задачи на оказание помощи в разрешении конфликта
Идя на урок, педагог видит у кабинета толпу ребят и двоих дерущихся подростков. Педагог попросил всех зайти в кабинет, а драчунов остаться в коридоре. Закрыв двери и оставшись наедине с мальчиками, педагог спрашивает:
— Можете объяснить, почему вы поссорились, из-за чего возникла драка? Мальчики молчат, они угрожающе смотрят друг на друга.
— Это секрет? — серьезно спрашивает педагог.
Они кивают головой.
— Тогда сделаем так, даю вам 5 минут — поговорите как мужчина с мужчиной, только без кулаков и оскорблений, тихо, мирно выясните свои отношения. И помните, вы должны войти в класс более крепкими друзьями, чем были прежде, покажите всем, как вы можете цивилизованно решать сложные жизненные проблемы.
1. Прав ли учитель? Чем он руководствовался?
2. Согласны ли вы с мнением, что на практике должно реализовываться некое представление о «мужском» и «женском» воспитании?
3. Какое решение, приняли бы вы в подобном случае?
Дима (Д): Леша сегодня не хочет со мной играть. Он не хочет делать то, что делаю я.
Мама (М.): Ты сердишься на Лешу?
Д.: Еще бы! Не хочу больше с ним играть. Не буду с ним играть.
М.: Ты так на него сердишься, что не хочешь больше его видеть?
Д.: Именно так. Но если я перестану с ним дружить, с кем я буду играть во дворе?
М.: А тебе бы не хотелось остаться одному?
Д.: Конечно. Мне так и хочется на него броситься с кулаками.
М.: Ты хочешь поладить с ним, но тебе трудно на него не сердиться?
Д.: Он всегда охотно соглашался делать то, что предлагал я. А теперь он больше не хочет, чтобы я им командовал.
М.: Да, теперь тебе на него не так уж легко повлиять, как раньше.
М.: Такой он тебе, наверное, больше нравится?
Д.: Мне трудно перестать им командовать — я так к этому привык. Может быть, мы с ним не будем ссориться, если я иногда соглашусь делать то, что он предлагает. Как ты думаешь?
М.: Ты думаешь, что если время от времени ты будешь ему уступать, ваши отношения станут лучше?
Д.: Может быть. Я попробую.
М.: Вот и молодец, попробуй.
Во п р о с ы и з а д а н и я
1. Носят ли вопросы и суждения мамы поучительный характер?
2. Какие высказывания вы бы убрали из диалога? Почему?
3. Дайте характеристику диалога с точки зрения поиска средств для разрешения конфликта. Какую позицию при этом выбрала мама? По каким признакам можно судить о ее ненавязчивой помощи сыну?
Задача на усиление внимательности и самоконтроля
Учитель дает задание: на слух определить, из скольких самостоятельных предложений состоит отрывок из стихотворения Ф. Тютчева:
Смотри, как запад разгорелся
Вечерним заревом лучей.
Восток померкнувший оделся
Холодной сизой чешуей!
В вражде ль они между собою?
Иль солнце не одно для них
И, неподвижною средою
Деля, не соединяет их?
Ученики ответили, что в этом отрывке выделяются четыре предложения.
На основании чего, — задает вопрос учитель, — вы установили, что он состоит из четырех предложений?
1. Зависит ли эффективность выполнения задания от возраста школьников или каких-либо еще факторов?
2. Какую концепцию или модель обучения иллюстрирует данный фрагмент?
Задача на рост самостоятельности
Выбери из списка юмористических фраз предложения, которые могут быть полезны несамостоятельному человеку.
• До глубокой мысли надо приподняться.
• Не можешь жить, займись чем-нибудь другим.
• Чтобы дойти до источника, нужно плыть против течения.
• Мудрость бесконечна, можно и заблудиться.
• Все в природе взаимосвязано, поэтому без связей лучше не жить.
• В жизни всегда есть место подвигу, нужно только быть подальше от этого места.
• Не пляши под любой лейтмотив.
• Если ты не самый близкий друг и товарищ самому себе, то ты не можешь быть ничьим другом.
• Свободно только падение.
• Чем больше переживаешь, тем меньше живешь.
• Слишком светлое будущее непрактично.
• Чтобы быть собой, нужно быть хоть кем-нибудь.
• Занимая деньги, подумай, нужны ли тебе еще твои друзья.
• Чувство собственного достоинства не всегда достойно.
• Нет позиции, принимай позу.
• Чем дальше хочешь прыгнуть, тем ниже нужно согнуться.
• И пустое место борется за место под солнцем.
• Карабкаться в гору еще не значит стремиться к возвышенному.
• Идущий прямо к цели гнет свою линию.
• Если вам хорошо и вы хотите, чтобы вашим друзьям было тоже хорошо, скажите им, что вам плохо.
• Точка зрения не должна быть мертвой.
• Не будь умнее, чем позволено.
• Если поступать по совести, никогда не ошибешься на чужой счет.
• Если все время мыслить, на что же существовать?
• Безопаснее всех те пути, которые никуда не ведут.
•Если стоять на нескольких точках зрения, обязательно займешь устойчивое положение.
• Кому море по колено, тот и в луже утонет.
Задачи на проявление и развитие творчества
При изучении биогеоценозов педагог выбирает несколько участков одинаковых биогеоценозов, которые находятся на разных стадиях рекреационной дигрессии: например, участок, расположенный в черте города, рядом с городом и в 20 км от города. Класс делится на группы, каждая из которых исследует один участок, выполняя при этом одинаковые задания по изучению состояния почвы, растительного покрова, животного мира и сравнения полученных данных с результатами работы прошлых лет. Для этого в группах ученики разделяются по «специальностям»: картографы, геоморфологи, почвоведы, ботаники, зоологи. Каждому «специалисту» выдается инструкция, где обозначен учебный материал, который ученик должен повторить и изучить самостоятельно, перечислено оборудование, даны задания и вопросы. После этого все ученики самостоятельно обрабатывают полученные данные, выявляют причины дигрессии биогеоценозов, ищут способы, направленные на их восстановление. На уроке от каждой группы делается сообщение о результатах исследований, проходит обмен мнениями, формулируются выводы.
1. Какие методы и средства обучения использованы педагогом?
2. Раскройте логику развития творчества у учащихся на данном уроке.
Вам предлагаются мнения о происхождении жизни на земле:
— «Для возникновения жизни вполне достаточно случайных химических реакций в большой грязной луже» (доктор биологических наук, профессор Медников Б. М.)
— «Мир есть художественное произведение, подлежащее созерцанию, так что через него познается премудрость его Творца» (Василий Великий. Беседы на Шестоднев).
— «Богословие и естествознание — это два рельса, которым во избежание катастрофы лучше не пересекаться и не сливаться. Последствия будут столь печальны, если рельсы разойдутся в разные стороны, либо если одни из них объявят вовсе не нужными и уберут. Кроме того, рельсы лежат крепко тогда, когда они соединены шпалами, положены на единую насыпь на равной высоте. Лишь эти условия сберегут локомотив, несущий человечество, и обеспечат взаимопонимание ученых и богословов» (По страницам журнала «Биология в школе»).
Подготовьте рецензию на эти мнения с опорой на содержание какого-либо текста с целью его критической оценки.
Представьте себе, что вы перенеслись на машине времени в 50-е годы XIX века и встретились с Чарльзом Дарвином. О каких неизвестных ему достижениях современной биологии, важных для теории эволюции, вы могли бы ему поведать?
— Кто нарисует весенний ветер? — спрашивает учитель. К доске выходят двое. На одном рисунке дома и дым уносит ветром вместе с трубой, на другом — ветки верб хлещут по разорванным облакам.
— Чудесные рисунки, — поощряет учитель смельчаков. — Но что еще можно добавить? Какую деталь? Посмотрите в окно.
В классе хохот, но каждому хочется добавить свое.
— Вот видите, как много выражает одна только линия. И как по-разному видит мир каждый из вас.
Воспитательница организовала прогулку в парк. Она выбрала самое живописное место и предупредила, чтобы каждый взял с собой рамку для картины.
Когда все поднялись на горку, воспитательница сказала:
— Мы сегодня с вами будем выбирать картины с изображением зимнего пейзажа. Кто из вас выберет самую красивую и сможет всем доказать красоту этой картины, получит приз — книгу о русской живописи.
— А где эти картины? — спросил кто-то из учащихся.
— Они вокруг нас. Возьмите свою рамку, наводите ее на различные части живого пейзажа и смотрите, что же за картина оказалась у вас в рамке. Когда подберете самую красивую, пригласите всех нас посмотреть.
Ученики начали искать живописные уголки парка, наводили свои рамка, выражали восторг, приглашали всех посмотреть.
Всеми была признана лучшей картина Гены. Ему удалось выбрать вид, напоминающий дорогу в ущелье.
Радостные и возбужденные возникшим интересом к живописи, ребята выразили желание написать красками увиденные пейзажи.
1. Каков стиль деятельности и поведения учителя?
2. Оцените, обосновав, каждый прием взаимодействия педагога с детьми.
3. В чем ценность выхода педагога за пределы традиционной классно-урочной формы организации обучения?
— Различия в аминокислотных последовательностях молекул цитохрома С (белок, необходимый для осуществления процесса митохондриального дыхания),— говорит учитель — увеличивается с ростом внешнего отличия между группами животных. Сравнение цитохрома С простейшей бактерии с цитохромом С других организмов дает следующие результаты, характеризующие их отличие друг от друга в процентах:
• бактерия и человек или млекопитающие — 65 %,
• бактерия и птицы — 65 %,
• бактерия и рептилии (черепаха, змея) — 65 %,
• бактерия и различные растения — 66 %.
Докажите, в пользу какой концепции развития органического мира свидетельствует этот факт?
На уроке математики учительница, прежде чем начать выводить формулу площади круга, предложила школьникам задачу следующего содержания:
— Для устройства мостов через небольшие речки под мостом укладывают трубу, пропускная способность которой должна быть не меньше пропускной способности русла реки. Рассчитайте наименьшее значение диаметра трубы, чтобы речная вода беспрепятственно текла по ней. Поперечное сечение представляет собой трапецию с основаниями 5 и 9 м, высотой 1,2 м.
Школьники сами определяли план решения задачи, разделившись на группы. Процесс нахождения площади сечения и диаметр трубы осуществлялся совместно с учительницей.
Задача на педагогическое стимулирование
В начале второй четверти учитель предлагает ученикам начального класса:
— Давайте я вас рассажу так, чтобы мне было удобно с вами работать. Те, кто получил 3 или более низкую оценку, сядьте, пожалуйста, в ряд справа от меня. А те, кто получил другие отметки, сядьте, пожалуйста, слева от меня. Для чего? Дело в том, что как только ты получишь уже не 3, а 5, я тебя пересаживаю в другой ряд, а как только станешь снова получать оценки ниже 4, я пересаживаю тебя обратно. Это игра в движение будет наглядно показывать ваши успехи и неудачи в учебе. Те ребята, кто сидит справа, больше нуждаются в моей помощи и помощи одноклассников. Они должны заниматься прилежнее, изменить отношение к своей работе в школе и дома.
1. Какие закономерности учитывает педагог при стимулировании к учебе?
2. Можно ли перенести этот прием на подростков?
3. В чем образовательная и воспитательная ценность такой педагогической стратегии?
Бенджамин Франклин (1706-1790) — выдающийся американский просветитель и государственный деятель, один из авторов декларации независимости США, опираясь на нравственные ценности своего времени, в молодости составил для себя «комплекс добродетелей» с соответствующими наставлениями и в конце каждой недели отмечал случаи их нарушения. Вот этот комплекс:
• Воздержание. Нужно есть не до пресыщения и пить не до опьянения.
• Молчание. Нужно говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.
• Порядок. Следует держать все свои вещи на своих местах; для каждого занятия иметь свое место и время.
• Решительность. Нужно решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено.
• Трудолюбие. Нельзя терять время попусту; нужно быть всегда занятым чем-то полезным; следует отказываться от всех ненужных действий и контактов.
• Искренность. Нельзя обманывать, надо иметь чистые и справедливые мысли и помыслы.
• Справедливость. Нельзя причинять кому бы то ни было вред; нельзя избегать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей.
• Умеренность. Следует избегать крайностей; сдерживать, насколько ты считаешь уместным, чувство обиды от несправедливостей.
• Чистота. Нужно не допускать телесной грязи; соблюдать опрятность в одежде и в жилище.
• Спокойствие. Не следует волноваться по пустякам.
«Но в целом, — так Франклин подводил итог к концу жизни, — хотя я весьма далек от того совершенства, на достижение которого были направлены мои честолюбивые замыслы, старания мои сделали меня лучше и счастливее, чем я был бы без этого опыта» (Франклин Б. Избр. произв. М., 1956. С. 482-483).
1. Пронумеруйте все пункты «комплекса добродетелей» в том порядке, в котором они важны для вас, начиная с самого главного.
2. Составьте свой свод правил, отражающих ваш собственный «Образ-Я».
Чтобы составить личный план развития, надо высказать собственное отношение к четырем основным сферам жизни человека, отвечая на вопросы:
1. Деятельность — обучение в вузе и самореализация личности студента.
• Хорошо ли я представляю выбранную специальность?
• Помогает ли мне обучение в вузе при достижении жизненных целей?
• Какую работу я хотел бы выполнять по окончании вуза?
• Что мной руководит и подталкивает к получению знаний сейчас? А через пять лет?
• Что может убедить меня, будто моя будущая работа будет отвечать моим личным требованиям?
2. Человеческие отношения — в семье, в вузе, в общении с друзьями.
• Искренне ли я интересуюсь мнением и точкой зрения других людей?
• Интересуют ли меня чужие заботы и проблемы?
• Навязываю ли я другим свое мнение и свои мысли?
• Умею ли я ценить людей, с которыми общаюсь?
3. Здоровье — психофизическое состояние.
• Каково мое самочувствие?
• Соблюдаю ли я режим дня, режим труда и отдыха?
• Занимаюсь ли я спортом?
• Каков мой вес (масса тела)?
• Достаточно ли я сплю?
• Забочусь ли я о своем теле?
• Какие меры я могу предпринять для улучшения своего физического состояния?
4. Душевный комфорт — психическое состояние.
• Занимаюсь ли я саморазвитием?
• Стремлюсь ли я быть хорошо информированным? В чем?
• Посещаю ли я выставки, концерты, театр?
• Есть ли у меня какое-либо хобби?
• Умею ли я владеть собой, своими эмоциями и состояниями?
• Достаточно ли развита моя воля?
• Что я могу сделать для душевного комфорта?
Великий русский педагог К. Д. Ушинский в юности составил для себя следующие правила самовоспитания:
1) Спокойствие, по крайней мере, внешнее, в любых обстоятельствах.
2) Прямота в словах и поступках.
3) Обдуманность действия.
4) Решительность с правом ответственности за поступок.
5) Не говорить о себе без нужды ни одного слова.
6) Делать то, что хочется, а не то, что случится.
7) Издерживать свои силы только на необходимое или приятное, а не на страсти издерживать.
8) Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.
9) Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
1. Все ли правила вы принимаете для себя? Если нет, то почему?
2. Хотели бы вы дополнить предложенный список? Если да, то чем?
3. Какими правилами вы всегда руководствуетесь в жизни, какому типу воспитания они в большей мере соответствуют?
Задача на стимулирование к самовоспитанию
В гости к Игорю приехал из другого города старший брат. Игорь рослый, уверенный, если не сказать — самоуверенный подросток, толково объяснял старшему брату, почему он хочет стать летчиком-испытателем сверхзвукового самолета.
— Прости, пожалуйста, Игорь, — остановил его брат, — а что практически ты сделал, чтобы приблизиться к своей мечте?
— А что я могу, — удивился Игорь. — В аэроклубе даже в парашютное отделение не принимают. Вот вырасту.
— Спортом занимаешься? Физзарядку делаешь по утрам?
— В хоккей иногда играю, а зарядку нет, не успеваю.
— А по математике у тебя какие успехи?
— Ничего, балла четыре, наверное, будет.
— В авиамодельном кружке занимаешься?
— Кружка у нас в школе нет, а во Дворец творчества ездить далеко.
— В радиотехнике разбираешься?
Игорь молчал. А брат с огорчением ему сказал:
— Ты не можешь не знать, что авиация требует от человека высочайшей физической подготовки и тренированности, а кроме того, надо многое знать и уметь, в том числе и математику, физику, черчение. Кто же тебе уже сегодня мешает готовиться к своему звездному часу?