что такое педагогическая интеграция
Интеграция в обучении
Интеграция в обучении — процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребёнка.
Интеграция способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечивает овладение ими целостным знанием, комплектом универсальных человеческих ценностей.
В отечественной и зарубежной педагогической науке имеется богатый опыт исследования проблем интеграции. Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды выдвигали Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский.
В условиях быстрого роста объёма информации возможность её восприятия и осмысления резко уменьшается. Выход видится в синтезе разных учебных предметов, разработкой интегрированных курсов, взаимосвязью всех школьных дисциплин.
Процесс интеграции требует выполнения определённых условий: объекты исследования совпадают, либо достаточно близки; в интегрируемых предметах используются одинаковые или близкие методы исследования; они строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях.
Например, в процессе обучения информатике младших школьников целесообразно организовывать связи между такими предметными областями как русский язык, математика и другие.
Однако не всякое объединение различных дисциплин в одном уроке автоматически становится интегрированным уроком. Необходима ведущая идея, которая обеспечивает неразрывную связь, целостность данного урока.
Интегрированный подход требует от учителя повышенного уровня педагогического мастерства, универсальности его образования.
К отрицательным сторонам можно отнести: увеличение плотности урока, отсутствие детализации, в отдельных случаях, большие временные затраты при подготовке к уроку.
Перечислив положительные и отрицательные аспекты интегрированного обучения можно сделать вывод: несмотря на то, что помимо интеграции существуют другие технологии, позволяющие нашим детям получить образование, совместимое с реальной жизнью. Преимущество интеграции в обучении — это создание предпосылок для формирования не узко информированного специалиста, а творческой личности, которая целостно воспринимает мир и способна активно действовать в социальной и профессиональной сфере. Система образования реализует и предъявляет все большие требования к человеку, а в соответствии с этим, и к качеству образования, и задачей учителя является стремление все к большему повышению качества преподавания урока, качества предоставляемых знаний и связи с другими предметами за счет интегрированного обучения.
Интегративный подход к организации образовательного процесса с дошкольниками
Светлана Волик
Интегративный подход к организации образовательного процесса с дошкольниками
«Интегративный подход к организации образовательного процесса с дошкольниками».
Повышение уровня современных государственных требований и стандартов дошкольного образования определено новыми нормативными документами, задающими вектор развития, соответствующий современным научным представлениям, ожиданиям родителей, представлениям социума о том, каким должно быть дошкольное образования сегодня.
С введением Федеральных государственных образовательных стандартов к ООП ДО, особое внимание уделяется принципу интеграции образовательных областей.
По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.
ИНТЕГРАЦИЯ
— процесс, или действие, имеющий своим результатом целостность: объединение, соединение, восстановление единства.
ИНТЕГРАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
— это соединение по принципу семиотической противоположности в пределах учебного предмета (внутрипредметная интеграция) или целостного образовательного пространства (межпредметная интеграция, нескольких знаковых областей и осуществление между ними условно-адекватных переводов.
В методической литературе по дошкольному образованию нет четкого определения особенностей комбинированных, комплексных и интегрированных видов занятий.
Н. Е. Васюкова, О. И. Чехонина дают следующую характеристику данным видам занятий:
Требования к структуре интегрированных занятий:
• Четкость, компактность, сжатость учебного материала.
• Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии.
• Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия.
• Большая информационная емкость учебного материала, используемого на занятии.
• Систематичность и доступность изложения материала.
• Необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Закономерности интегрированного занятия:
• все занятие подчинено авторскому замыслу;
• занятие составляет единое целое, этапы занятия – фрагменты целого;
• этапы и компоненты занятия находятся в логико-структурной зависимости;
• отобранный для занятия дидактический материал соответствует замыслу;
• цепочка сведений организована как «данное» и «новое» и отражает не только структурную, но и смысловую связанность.
• комплекс знаний и умений и свободное оперирование ими;
• соотношение изученного и изучаемого;
• соединение отдельных зачетов в один общий.
Методика подготовки интегрированного занятия
(рекомендации К. Ю. Белой по осуществлению интеграции в ДОУ)
1. Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения.
2. Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна.
3. Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста.
4. Определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования.
5. Выявить основной принцип построения системы интегрированных занятий (например, тематический) и распределить задачи и содержательный материал занятий в соответствии с ним.
6. Продумать развивающие задачи.
7. Использовать разнообразные виды деятельности, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей номинативной и понятийной лексики.
8. Использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой).
9. Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т. д.).
10. Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированных занятий.
11. Учет условий при планировании и организации интегрированных занятий. Обязательный учет содержания базовой программы детского сада.
12. В интегрированном занятии объединяются блоки из различных предметов, поэтому важно правильно определить главную цель интегрированного занятия.
13. При разработке занятия необходимо выделить главное и использовать знания из смежных разделов, устранять дублирование, использовать опережающее дифференцированные знания.
14. При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры занятия, методов и средств обучения, определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей на занятии. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия.
15. При планировании и проведении интегрированного занятия педагогами требуется тщательная координация действий.
16. Необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы.
17. На интегрированных занятиях целесообразно использовать разнообразные дидактические игры, развивающие упражнения, комплексные задачи, задания и т. д.
Современные подходы к организации здоровьесберегающей среды в ДОУ в контексте ФГТ к структуре ООП ДО Здоровье – состояние полного физического, психологического и социального благополучия человека (по Уставу Всемирной Организации Здравоохранения).
Интеграция предметов в современной школе, как педагогическое явление
Альфия Валеева
Интеграция предметов в современной школе, как педагогическое явление
Интеграция предметов в современной школе как педагогическое явление
Таким образом, термин «интеграция» трактуется как целенаправленный процесс по объединению разрозненных элементов. Данный процесс, строится на основе определённых теоретических оснований, преобразуясь в единое целое. Многие учёные изучали проблему интеграции в образовании, подтверждая в своих трудах значимость и положительное влияние интеграции на педагогический процесс. Александрова В. Г. и Карпов А. О. утверждают, что интеграция способствует развитию личности, которая обладает системой мышления и способностью к анализу собственной деятельности. В развитии интеграционныхпроцессов можно выделить три основных этапа:
I Этап (1920-1940 г. г.). Процесс интеграции при развитии трудовой школы.
II Этап. (1950-1970 г. г.). Теория межпредметных связей.
Новый этап развития интеграционного образования начался в России, в период 50-70 г. г.Данным вопросом занимались: Артурова П. Р., Кондакова В. А., Новикова П. Н., Федорова О. Ф. В концепции данных авторов межпредметные связи рассматривались с точки зрения взаимосвязи между предметами и профессионально-техническими знаниями. Основное внимание было направлено на решение задач установления и развития интегративных связей между школьными учебными дисциплинами.
III Этап (1980 г). Интеграция как общенаучный фактор.
В период 1980 г, понятие «интеграция» применялось более активно. Данный этап характеризуется наличием множества трудов, относительно вопроса интеграции. Концепция интегративного подхода в процессе обучения рассматривалась Архиповой М. П., Данилюком А. Я., Ибрагимовым Г. И., Кустовым Ю. А., Тюнниковой Ю. С. Интгерация образования воспринималась данными авторами как общенаучный фактор. В период 1980-1990 г. г. начали активно разрабатываться интегрированные учебные занятия, а также развиваться интегрированные дидактические формы образовательного пространства.
Арефьева С. М. отмечает, что интеграцией является средство теоретического синтеза, который используется для получения нового познавательного материала. Она выделила два типа интеграции.
1. Образовательная интеграция.
Данное понятие охватывает все интегрированные процессы, которые происходят в системе образования. К данному типу интеграции относятся:
— создание интегрированных курсов и модулей;
— установление междпредметных и внутрипредметных связей в педагогическом процессе;
— адаптация детей мигрантов;
— социальная интеграция обучающихся.
2. Педагогическая интеграция.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что термин «интеграция» рассматривался многими авторами как система взаимосвязи составляющих педагогического процесса. Образовательная ценность интегрированного обучения заключается в том, что знания одной дисциплины органическим образом переплетаются со знаниями другой дисциплины. Многие авторы считали, что интеграция компенсирует недостатки образовательной системы,а именно: позволяет сократить многопредметность и противостоит снижению мотивации учащихся.
ФГОС начального общего образования предполагает развитие ребёнка на основе его индивидуальных особенностей. Одним из способов развития учащегося является применение интеграции в образовании. Интеграция обучения подразумевает создание учебной информации, которая будет коррелировать в соответствии с содержанием учебного материала с целью проведения уроков.
— ведущая дисциплина, которая выступает интегратором;
— вспомогательная дисциплина, которая способствует расширению и уточнению материала ведущей дисциплины.
Автор, Перевезенцева О. Н. писала, что внедрять интегрированные уроки можно уже в начальных классах. Как пример, автор приводит следующие варианты интегрированных уроков:
1. Математика – литературное чтение.
2. Окружающий мир – информатика.
3. Литературное чтение – изобразительное искусство.
По мнению Перевезенцева О. Н., использование интегрированных уроков способствует развитию у младших школьников творчества, воображения, а также развитию различных видов мыслительной деятельности,а именно: логическое мышление, абстрактное мышление, словесно-логическое и наглядно-образное мышление.
Как пишет Данилюк А. Я., что в связи с тем, что мышление является «высшим продуктом деятельности человека» использование интегрированных уроков способствуют в первую очередь развитию мышления у младших школьников, что является одной из актуальных задач учителя.
Педагог и психолог Светловская Н. Н., автор методики проведения интегрированных уроков по математике и природоведению, в своей работе описывала различные методы проведения интегрированных уроков. По мнению Светловской Н. Н. для проведения интегрированныхуроков следует использовать следующие методы обучения:
А. Словесные методы.К словесным методам относятся: беседа, рассказ, описание сюжета или картинки, объяснение, работа с учебниками.
Б. Наглядные методы.К наглядным методам относятся: наглядно-иллюстративные материалы, демонстрационные материалы.
В. Практические методы.К практическим методам относится: наблюдение, эксперимент, решение познавательных задач.
Как утверждает Светловская Н. Н., в организации и проведении интегрированныхуроков важно учитывать следующие факторы:
а) систематичность проведения данных уроков;
б) заинтересованность учителя в организации уроков данного типа;
в) использование технического оборудования;
г) обсуждение с детьми тем, цели и результатов данного урока.
Таким образом, организация и внедрение интегрированных уроков в процессе обучения младших школьников способствует развитию у них мыслительных операций. Включаясь в интегрированный урок младший школьник учится постигать логические задачи. Именно умение логически и самостоятельно мыслить является важным фактором во всем обучении ребёнка.
Интегрированные уроки имеют множество преимуществ, поскольку в первую очередь использование уроков данного типа позволяет решить общеобразовательные задачи. На основе решения общеобразовательных задач учитель может сформировать у учащихся наиболее целостное восприятие мира.
Применительно к системе обучения интегрированныйурок имеет два значения:
1. Интегрированный урок как цель обучения. В данном контексте можно рассматривать, что интегрированный урок позволяет создать у учащихся целостное представление об окружающем мире.
2. Интегрированный урок как средство обучения. В данном контексте интегрированный урок рассматривается как способ нахождения «общей платформы» по сближению предметных знаний.
Интегрированный урок так же имеет еще одну немаловажную цель, а именно – способность формировать у учащихся основы целостного представления. Младшему школьнику важно посмотреть на предмет с разных сторон: в логическом и эмоциональном плане, в художественном произведении и научно-познавательной статье, с точки зрения биолога, живописца, музыканта.
В современной школе использование и внедрение интегрированныхуроков происходит по нескольким направлениям:
а) Внутрипредметный интегрированный урок.
б) Межпредметный интегрированный урок.
В данном случае можно говорить о синтезе двух и более дисциплин. Межпредметный интегрированный урок характеризуется в использовании методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Использование межпредметного интегрированного урока позволяет формировать в сознание учащихся целостную картину мира. Что, в свою очередь, ведет к появлению качественно нового типа знаний.
Поскольку интегрированный урок определяется как система в деятельности учителя, то основным в работе педагога должен быть конечный результат данного обучения. Конечный результат в интегрированныхуроках может заключаться в следующем:
1. В повышении уровня знаний учащихся по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий.
2. В изменении уровня интеллектуальной деятельности.
3. В эмоциональном развитии учащихся.
4. В росте познавательного интереса учащихся.
5. Во включении учащихся в творческую деятельность.
Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования Педагогическая система каждой исторической эпохи.
Интеграция образовательных областей как средство развития ребенка Дошкольный возраст-яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно этот период начинается процесс социализации, устанавливается.
Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе гражданско-патриотического воспитания личности в школе VIII вида В настоящее время гражданско-патриотическое воспитание играет особую роль в формировании личности школьника. Только чувство патриотизма.
Интеграция взаимодействия педагога-психолога и воспитателя по подготовке детей к школе Подготовка детей к школьному обучению в старшем дошкольном возрасте всегда была и остается востребованной в дошкольной педагогике и психологии.
НОД по социально-коммуникативному развитию в подготовительной к школе группе «В мире опасных предметов» Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в подготовительной к школе группе на тему «В мире опасных предметов» Цель: расширить.
Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе готовности к обучению в школе Реализация основных задач дошкольного образования в контексте основных идей ФГОС ДО невозможна без создания особых условий взаимодействия.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях современной ДОО Современные тенденции модернизации системы образования диктуют необходимость организации психолого – педагогического сопровождения детей,.
Роль ИКТ в современной школе на примере суворовского училища Видео РОЛЬ ИКТ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ СУВОРОВСКОГО УЧИЛИЩА Гавриловчук Елена Алексеевна преподаватель спецкурса ГОУ «Тираспольское суворовское.
Функции педагогической интеграции
Интеграция является самой высокой ступенью воплощения межпредметных связей.
В современной педагогике отсутствует общепринятый перечень функций интеграции, поэтому целесообразно выделить наиболее общие, инвариантные функции педагогической интеграции, которые бы имели отношение ко всем ее разновидностям. Таковыми могут быть: методологическая, развивающая, технологическая функции.
Функции педагогической интеграции – это способы проявления ее активности при выполнении ею определенной задачи или роли.
В современной педагогике отсутствует общепринятый перечень функций интеграции, поэтому целесообразно выделить наиболее общие, инвариантные функции педагогической интеграции, которые бы имели отношение ко всем ее разновидностям. Таковыми могут быть: методологическая, развивающая, технологическая функции. Каждая из них способна аккумулировать в себе целый ряд менее масштабных функций.
1. Методологическая функция. Можно выделить три аспекта методологической функции педагогической интеграции: эвристический, мировоззренческо-аксиологический, инструментальный:
– эвристический аспект связан со способностью педагогической интеграции, служить исходной базой для разработки новых педагогических концепций;
– мировоззренческо-аксиологический аспект проявляется, прежде всего, в том, что педагогическая интеграция служит средством интеллектуально-духовного обогащения участников педагогического процесса;
– инструментальный аспект методологической функции педагогической интеграции выражает ее способность выступать в роли инструмента:
а) познания и преобразования педагогической науки: сегодня вследствие бурного развития интеграционных процессов в ней она превращается в одну из ведущих научных констелляций, определяющих дальнейшее движение науки в целом и, особенно, гуманитарной, что обусловливается занятием педагогикой центральных позиций в структуре современного человекознания;
б) познания и преобразования образовательной практики, что находит подтверждение в интенсификации процессов разработки и актуализации интегративных технологии;
в) призванного обеспечивать преемственность нового и старого, теоретического знания и практического опыта.
2. Развивающая функция.
Развитие совершается путем дифференциации целого, выделения в нем функций, актов поведения и их новой интеграции, объединения в новое целое. Дифференциация приводит к возникновению новых действий – персептивных, мнемических, мыслительных и др., к умножению, обогащению и совершенствованию психической деятельности, интеграция – к упорядочению, субординации и иерархизации их результатов. Интеграция служит средством формирования новых психических образований, новой структуры деятельности.
Рассмотрим пример, касающийся проблемного обучения, которое в силу своей гетерогенности, альтернативности, стохастичности, инсайтности и непредсказуемости своей основой имеет поисковую учебно-познавательную деятельность, а не тренировку. В нем имеют место такие показатели, как формирование новых знаний: выдвижение гипотез, постановка новых вопросов и т.д. Используя интегративно-педагогическую терминологию, можно сказать: в ходе проблемного обучения осуществляется подлинная интеграция, ибо здесь мы имеем дело не с накладыванием знаний друг на друга, не с их простым наращиванием, а с их трансформацией и появлением на этой основе психологических новообразований в человеке. Одна из главных причин такого положения гетерогенная природа проблемного обучения. Далее при решении простейшей проблемной ситуации, учащийся вынужден привлекать знания самого различного происхождения, выполнить разнообразные виды умственной деятельности. В проблемном обучении учащийся имеет дело не с готовым набором однотипных характеристик, а с поисковой моделью, содержащей бесконечное множество разнокачественных данных, право отбора и синтеза которых предоставляется самим учащимся.
3. Технологическая функция. Ее содержание включает: сжатие, уплотнение информации и времени; устранение дублирования и установление преемственности в развитии знаний и умений; растворение и взаимопроникновение знаний и умений одних дисциплин в другие; систематизация понятий, фактов, умений и навыков, отрицание некоторой части усваиваемых знаний, умений в становлении обобщенных интегративных свойств, установление субординации и координации.
Таким образом, на основе сказанного можно сделать вывод, что из выделенных и описанных инвариантных функций педагогической интеграции – методологической, развивающей и технологической центральное место занимает развивающая функция, имеющая распространение на все области образовательной теории и практики, включая самого предмета воспитания человека. В то же время это не отменяет негативные возможности интеграции. Например, – ее способности к разрушению устоявшихся традиционных систем знания в процессе создания интегративных курсов. Отсюда возникает потребность в разработке условий, обеспечивающих положительное воздействие интеграции на все составляющие педагогического (научно-педагогического) процесса и, прежде всего на самого человека – предмета и цели педагогики в целом и педагогической интеграции в частности. Важнейшим среди такого рода условий может стать отказ от использования в ходе проведения педагогической интеграции критериев, менее значимых по сравнению с критериями, лежащими в основе целостного развития человеческой личности.
Список литературы
1. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. // Литература в школе. – 1996. – № 5. – С. 150–154.
2. Генике Е.А., Чапко Е.Е. Как построить интегрированный курс (в школе). // География в школе. – 1994. – М.: 4. – С. 40.
3. Герасимов С. 5. Познавательная активность и понимание. // Вопросы психологии. – 1994. – № 3. – С. 14–15.
4. Гильманов Р.С. Трудовое воспитание младших школьников на уроках русского языка. // Русский язык в башкирской школе. – 1985. – № 5. – С. 45.
5. Глинская Е.А., Титова б.В. Межпредметные связи в обучении. – Тула. – 1980. – 44 с.
6. Данилюк Д.Я. Учебный предмет как интегрированная система. // Педагогика. – 1997. – № 4. – С. 24–28.
7. Зверев И.Д. Интеграция и “интегрированный предмет” // Биология в школе. – 1991. – № 50. – С. 46–49.
8. Лямина З.Н. Интегрированные уроки – одна из средств привития интереса к учебным предметам. // Начальная школа. – 1995. – № 11. – С. 21.
9. Максимова Б.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. – М.: Просвещение. – 2000. – 191 с.
10. Максимова Б.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. – М.: Просвещение. – 1987. – 160 с.