что такое педагог модератор
Деятельность педагога-модератора
Выбор приоритетов в профессиональной воспитательной деятельности несомненно имеет стратегическое значение. Заметим, что эта проблема в теории воспитания исследована мало, поэтому так ценны идеи К. Роджерса о том, что личность ребенка для педагога должна быть всегда важнее любой педагогической проблемы; что настоящее ребенка должно быть более важным для учителя, чем его прошлое и будущее; что чувства и переживания ребенка важнее, чем его мысли и знания; что понимание важнее, чем объяснение, а принятие намного важнее исправления. Внутренняя направленность педагога на развитее ребенка, на его ценности, выборы, приоритеты, подчеркивает Роджерс, всегда важнее, чем любые педагогические декларации и инструкции. Приоритетны в гуманистической педагогике оптимистический взгляд на ребенка, опора в работе с ним на позитив. «Человек, — писал Роджерс, — есть не то, что он есть, а то, чем он может стать. Ресурс развития человека заложен в нем самом». Педагога, который следует этим идеям, помогает ребенку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста», К. Роджерс назвал «фасилитатор»[3].
Фасилитаторскую деятельность, таким образом, рассматривают как приоритет воспитательной деятельности, направленной на гуманизацию пространства детства. Педагог-фасилитатор естествен, открыт для общения, для диалога, он относится к своим ученикам с доверием, стремится увидеть мир глазами своих воспитанников, ему свойственно теплое, понимающее отношение к детям.
Приоритетным в воспитательной деятельности в условиях обновившегося общества и его новой системы образования становится самоопределение педагога не столько по социальной константе, сколько по личностно-межличностной, что связано с новизной отношения педагога к себе как целостной системе.
сегодня педагог осознает, что успешной его профессиональная деятельность может быть только через личностные контакты с воспитанниками, а не через их «пригибание под нормы» [3]. Следствием этого понимания становится осознание педагогом того, что ценным является влияние на детей его индивидуальности; что в современных условиях вербальное «воздействие» практически незначимо, если оно не подкрепляется высокими духовно-нравственными качествами педагога, его духовной зрелостью. Автор подчеркивает, что было бы утопией считать каждого педагога готовым к подвигу духовного самовзращивания, но нельзя не признать и то, что именно на этом пути педагог обретает влиятельность неформального лидера. Обобщая сказанное, можно утверждать, что появление в современной школе учителя-фасилитатора как ключевой фигуры гуманистического образования исторически, социально и личностно обусловлено.
Овладение фасилитаторской деятельностью как приоритетной — непростая задача для педагога. Она вступает в соревнование с другими приоритетами: ценность конкурентоспособности, идеи религиозности личности, самоценности технической подготовленности, оснащенности новыми информационными технологиями как условия успешной адаптации в современном мире.
Ученые подмечают, что постепенно становится понятным, что подлинным стержнем жизнеспособности человека в гуманизирущемся обществе может быть только его способность к саморазвитию, непрерывному достраиванию себя в изменяющихся условиях, духовному самоукреплению на этой основе. Именно эта способность выступает приоритетной ценностью общества, личности каждого воспитанника школы и, следовательно, становится главней ценностью педагогической деятельности. В этих условиях приоритетным становится личностный характер общения педагога с ребенком. Педагог-фасилитатор проявляет в процессе взаимодействия с детьми всю глубину личностного в себе, опирается на свое гуманистическое внутреннее образование — положительное мировосприятие, отношение к детству как самоценности.Исходя из самоценности человеческой жизни, главной в его личной иерархии ценностей, педагог-гуманист развивает и у себя, и у своих воспитанников неприятие насилия, жестокости по отношению к человеку и ко всему живому, тонкое осознание экзистенциальной неповторимости каждого человека, демонстрирует конструктивность, способность принять на себя всю полноту ответственности за свою деятельность.
В сложных условиях современного бытия педагог-фасилитатор стремится создать поддерживающие условия для развития ребенка, не оправдывая себя заранее подобранными примерами возможных неудач. Он открыт для сопереживания ребенку и открыто выражает собственные чувства.
Педагог-фасилитатор не способен принять традиционную модель детской судьбы, предопределяемой многими педагогами старого типа как жертвенность и самоограничение в настоящем во имя неопределенного будущего. Он сам живет настоящим и помогает детям жить настоящим, исповедуя принцип Роджерса: «Настоящее важнее прошлого и будущего».
Обобщая результаты многочисленных исследований на эту тему, С.Л. Братченко вводит понятие «фасилитативная способность педагога», которое он рассматривает как сочетание пяти искусств: искусства уважения, искусства понимания, искусства помощи и поддержки, искусства договора и искусства быть самим собой [3].
Сказанное позволяет нам сделать стратегический вывод: фасилитаторскую деятельность можно рассматривать как новую культуру педагогической деятельности — гуманитарную культуру.
Особое место организаторская деятельность занимает в структуре целостной деятельности педагога. Благодаря этой деятельности учащиеся включаются в различные виды деятельности.Содержание деятельности педагога на этапе осуществления педагогического процесса может быть представлено взаимосвязанной системой таких педагогических действий, как постановка перед воспитанниками целей и разъяснение задач деятельности; создание условий для принятия задач деятельности коллективом и отдельными воспитанниками; применение методов, средств и приемов осуществления педагогического процесса; обеспечение взаимодействия субъектов педагогического процесса и создание условий для его эффективного протекания; использование необходимых приемов стимулирования активности учащихся; установление обратной связи и своевременная корректировка хода педагогического процесса.
В теории управления организаторскую деятельность в ее собственно узком смысле принято рассматривать конечным, завершающим звеном в широкой системе управления людьми. В развернутом виде ее структура отражает последовательность относительно самостоятельных этапов и их взаимосвязей (Л.И.Уманский):
· усвоение задачи, установление отношения организаторов и организуемых к условиям задачи;
· подбор младших организаторов, ознакомление организуемых с задачей, принятие коллективного решения;
· определение материальных средств, временных и пространственных условий, планирование на основе оптимальных данных;
· распределение обязанностей, определение формы организации,
· внутренняя координация и взаимосвязь, работа с младшими организаторами, обеспечение внешних связей;
· учет, контроль, анализ эффективности хода выполнения задачи; определение ударных участков, перегруппировка сил, средств и перепланирование;
· работа по завершению выполнения задачи, сдача работы и материальных средств, отчетность;
итоговый анализ выполнения задачи и оценка деятельности (индивидуальной и коллектива). Эта структура организаторской деятельности в равной мере относится и к организаторской деятельности педагога.
Специфика организаторской деятельности педагога проявляется прежде всего в ее целях. Она не имеет конкретного предметного результата, который можно было бы воспринимать с помощью органов чувств, поскольку направлена на обеспечение эффективности других видов деятельности (учебной, трудовой, научной). Содержание, формы и методы организаторской деятельности педагога всегда подчинены тому или иному виду деятельности детей. В связи с этим конечная цель организаторской деятельности задается, как правило, не самим организатором, а другим человеком или группой людей.
Однако, несмотря на отстраненность организаторской деятельности детей, эта деятельность обнаруживает свою эффективность в количественно-качественных показателях продуктивности. В то же время о ее эффективности можно судить и по таким критериям, как уровень развития коллектива, обученность и воспитанность учащихся, характер сложившихся взаимоотношений, сплоченность группы школьников. Тем не менее основной продукт организаторской деятельности всегда носит психологический, идеальный характер.
По своим внешним характеристикам организаторская деятельность педагога проявляется как исполнительская, практическая. Однако она прежде всего и главным образом внутренняя, психологически творческая. Исполнительский и творческий характер организаторской деятельности определяет ее внутреннюю противоречивость, обусловленную диалектикой цели и средств ее достижения.
Деятельность педагога-организатора, как и любая другая, строится на основе переработки поступающей информации. Важнейшей для организаторской деятельности является психологическая информация о свойствах и состояниях коллектива и его отдельных членов. Отсюда и организаторская деятельность включает в себя различные методы, средства и прием психологического и педагогического воздействия и взаимодействия.
Общие функции организаторской деятельности специфически проявляются и в деятельности педагога.
Модерация как инновационная педагогическая технология.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Модерация как инновационная педагогическая технология.
Модерация ( MODERATE (англ.) в переводе с английского означает – смягчение, сдерживание, умеренность, обуздание. А в педагогической практике модерация используется как:
Способ проведения занятий или совещаний, обеспечивающий оперативное принятие решений и персональную ответственность каждого из участников
Структурированный по особым правилам процесс группового обсуждения в целях идентификации проблем, поиска путей их разрешения и принятия общего решения
Заинтересовала меня отличительная черта, этого метода, которая заключается в инициативности самих студентов в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции помощника. Ход и результат обучения приобретают личностную значимость для всех участников процесса. При использовании метода модерации каждый студент проживает учебный процесс в роли активного его участника.
Кроме содержательных учебных результатов (знаний и умений по учебной дисциплине) использование метода модерации позволяет развивать у обучающихся способности самостоятельного решения проблем. Это предполагает:
анализировать информацию и определять проблему
находить возможности и ресурсы для решения проблемы
вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия
вести дискуссию и переговоры, т.е. уметь выслушивать собеседника, аргументировано убеждать и принимать коллегиальные решения.
Метод модерации помогает мне на занятиях по дисциплине общегуманитарного цикла «Психология общения» эффективно организовать получение обучающимися новых знаний, применение собственного нового опыта и его осмысление, дает возможность всем участникам принять общие решения как свои собственные.
В групповом обучении с применением метода модерации значительно меняется моя роль, как преподавателя. В этом случае Я выступаю как ведущий или тренер (модератор). И поэтому от меня требуется не столько обучать участников группы, обеспечивая определенный объем знаний, сколько создавать условия для формирования и развития у членов группы определенных способностей и тренировать их.
Модератор должен обладать:
способностью к интенсивному и эмоциональному общению,
способностью к сопереживанию,
аналитическими способностями и навыками рефлексии,
Работая с методом модерации, я опираюсь на следующие принципы:
— структурированности (все содержание урока рационально делится на четко определенные части);
— систематичности (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока);
— комплексности (содержание каждой части урока и организуемые процессы нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся);
— прозрачности (деятельность каждого обучающегося видна учителю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).
Выделяют сновные процессы модерации:
визуализация – наглядное представление мнений, идей, решений (совместно, в виде схем, образных рисунков),
вербализация – групповое обсуждение по принятым правилам,
презентация – представление результатов работы малых групп (мимика, жесты, позы…),
обратная связь – обмен содержательной и эмоциональной информацией между участниками.
Для проведения модерации участниками определяются, правела ее проведения, которые на занятиях мы со студентами обсуждаем вместе, что позволяет им с начала деятельности чувствовать себя равноправными участниками обучающего процесса.
высказывания должны быть краткими (лидеру группы, дается ограниченное время для выступления – регламент,
говорить можно только по очереди (выступать можно с разрешения модератора, свое желание выражать поднятием руки),
главные идеи и предложения визуализируются (в виде схем, образных рисунков),
все обсуждения протоколируются (чтобы не потерять нить обсуждения),
противоречивые мнения сохраняются с особой пометкой (молния – конфликтные знаки, в целях экономии времени предупреждения личностных конфликтов).
Для успешного проведения модерации я делю студентов на группы так, как состав от 3 до 7 человек обеспечивает возможность принять реальное участие в работе всем членам группы,
Распределяются роли-функции членов группы:
«Ведущий» (лидер) – организует обсуждение проблемы с обязательным вовлечением в процесс дискуссии всех членов группы.
«Аналитик» – задает вопросы по ходу обсуждения, подвергая сомнению высказывания, уточняя и проясняя смысл.
«Протоколист» – фиксирует все относящееся к решению проблемы, систематизирует высказывания группы, выступает с презентацией решения.
Эти роли на первых порах распределяю я модератор ( преподаватель), поясняя функции и ожидаемые результаты.
При проведении модерации я определяю следующие основные задачи для работы с малыми группами:
конкретизация цели групповой дискуссии,
контроль времени выполнения работы,
подведение итогов с анализом содержания результатов обсуждения и организации дискуссии по оценке «наблюдателя».
Выделяют следующие тапы процесса модерации:
I этап знакомство и создание свободной, доверительной атмосферы в группе.
II этап определение и формулировка проблемы или темы обсуждения (без обсуждения по существу).
III этап обсуждение темы по существу в малых группах, визуализация и презентация результатов. Общая дискуссия
IV этап обобщение и конкретизация результатов работы. Акцентируется вклад каждого, составляется каталог конкретных мероприятий по разрешению выявленных проблем.
V этап подведение итогов и эмоциональная обратная связь.
Я выбираю метод модерации для своей профессиональной деятельности потому, что он помогает выработать у студентов:
способность к анализу информации и выявлению проблемы,
умение находить возможности и ресурсы для решения проблемы,
умение вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия,
умение выслушать собеседника, аргументировано убеждать и принимать коллегиальные решения,
навык принятия персональной ответственности за воплощение принятых решений в жизнь.
Что такое педагог модератор
Современное образование претерпевает серьезные изменения. В частности, достаточно сильно меняется система взаимодействия учителя и ученика. Учитель становится главной организационной фигурой онлайн- коммуникации, приобретая новые функции и роли. В статье рассматривается необходимость трансформации коммуникативного образовательного пространства в режиме онлайн.
Ключевые слова
Образовательная онлайн-среда, современные роли учителя, коммуникация в режиме распределенных групп классов.
1. Бендова Л. В. Ролевая модель деятельности тьютора в системе ОДПО // Качество дистанционного образования (концепции, проблемы, решения): материалы научно-практической конференции. М. МГИУ, 2005. С 40−44.
2. Козилова Л. В. Современные образовательные среды и проблемы профессиональной самореализации педагогов. Петрозаводск: МЦНП «Наука», 2020.
3. Коротаева Е. В. Образовательные технологии в образовательном пространстве. Москва: Юрайт, 2020.
4. Масланов Е. В. К типологии коммуникационных площадок в сети Интернет // Политика и общество. 2019. № 1. С. 10−17. DOI: 10.7256/2454−0684.2019.1.28 685.
5. Миронов В. В., Сорина Г. В. и др. Онлайн- и офлайн-образование: методология и принятие решений. Материалы круглого стола // Проблемы современного образования. 2019. № 4. С. 9−49.
6. Сандал Ф., Филипс А. Потенциал команды. Как добиться максимальной эффективности командной работы. М.: Альпина, 2020.
7. Смирнова А. А. Образовательные онлайн-платформы как явление современного мирового образования: к определению понятия // Искусственные общества. 2019. Т. 14. № 1. DOI: 10.18 254/S207751800005274−0.
8. Сороко Н. В. Cтратегии мониторинга информационно-коммуникационной компетентности учителей в странах Европейского союза (опыт Латвии, Литвы и Эстонии) // Образовательные технологии и общество, 2014. Т. 17. № 1. С. 590−615.
9. Теория и практика дистанционного обучения. Под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2004.
10. Дьяконов Б. П., Игошев Б. М. Новые профессиональные роли педагога в современной информационно-образовательной среде [Электронный ресурс] // Электронная библиотека «Киберленинка». 2014. (дата обращения 10.09.2020).
11. Макеева А. Образование уходит в сеть [Электронный ресурс] // «Коммерсант» № 4. 2017. (дата обращения 1.09.2020).
12. Петренко О. Л. Изменение роли учителя в современных образовательных процессах [Электронный ресурс] // Институт стратегии развития образования РАО. (дата обращения 5.09.2020).
13. Сазонова А. Н., Ахаян А. А. Содержание понятия «образовательное взаимодействие» в современных условиях: материалы научно-практической конференции «Образование и педагог в условиях информационного социума: взгляд из будущего», Владивосток, 22 ноября 2016 года [Электронный ресурс] // Дальневосточный федеральный университет. 2017. (дата обращения 5.09.2020).
Статья «Трансформация роли педагога в условиях реализации ФГОС: преподаватель-модератор»
ФГКОУ «Пермское военное суворовское училище МО РФ»
пгт. Звёздный, Пермский край
«ТРАНСФОРМАЦИЯ РОЛИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-МОДЕРАТОР»
Краткое описание документа:
В данной статье описаны изменения функций учителя в современной школе. Широкое распространение во всем мире идей развивающего обучения, личностно ориентированного образования актуализировало потребность в пересмотре представлений о содержании педагогической деятельности и появление новых позиций, ролей и функций преподавателя.
Ключевые слова: новые требования, роль и функции учителя, модератор, технология модерации, география, инструктивная карта занятий.
«Время меняется, а вместе с ним меняемся, и мы»
Современное образование модернизируясь ставит перед собой задачу развития гармонично развитой и высокообразованной личности обучающегося. Развитие науки каждый год вносит в образовательные программы существенные коррективы, которые формируют знания, являющиеся фундаментальными для личности. В перечне наук, ставящих перед собой вышеуказанные цели, следует отметить особое влияние, которое оказывает непосредственно география на формирование у обучающегося тех необходимых знаний, позволяющих ему правильно воспринимать и оценивать существующую научную картину мира.
Основной целью учебной географии является формирование функциональной грамотности личности школьника. Как мировоззренческий предмет, география должна помочь учащимся понять и осознать свое место в мире, их тесную взаимосвязь с окружающей природной и социальной средой, тем самым развивать личную ответственность школьника за все происходящее в окружающем нас мире. В глобальном смысле география призвана помочь решить задачу выживания в современном мире, а, следовательно, географическое мышление становиться частью общественного сознания, которое во многом формируется в период обучения в школе.
Кроме этого, в новых условиях развития нашего общества становится необходимым активное внедрение в современную педагогику личностно-ориентированных технологий, ориентированных на признание уникальной сущности каждого обучающегося и его индивидуальной образовательной траектории. В новых условиях преподавания педагог и обучающийся выстраивают взаимоотношения на основе диалога, партнерства и сотрудничества, т. е. выступает в новых позициях, ролях, в ходе которых организует индивидуальную образовательную траектория обучения. Учителя в старом понимании скоро не будет, зато появится «игропедагог» — то есть, учителю придется не столько стоять у доски и проверять тетради, сколько разрабатывать образовательные маршруты, геймифицировать образовательный процесс, делая его более увлекательным.
Выполняя в учебном процессе эту дидактическую цель, целесообразно использовать технологию модерации, которая призвана развить способности обучающихся к самостоятельному и ответственному решению проблем.
Модерирование – деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей студента и его способностей. В основе модерирования лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями подводящих обучающихся к принятию решения за счет реализации внутренних возможностей.
Модерирование нацелено на раскрытие внутреннего потенциала каждого обучающегося, на выявление скрытых возможностей и нереализованных умений. Основными методами работы преподавателя-модератора являются такие, которые побуждают студентов к деятельности и активизируют их, выявляют существующие у них проблемы и ожидания, организуют дискуссионный процесс, создают атмосферу товарищеского сотрудничества. Преподаватель-модератор выступает посредником, который способствует установлению отношений между студентами.
Структурированность образовательного процесса обеспечивается разделением урока на определенные взаимосвязанные фазы (этапы, части), каждая из которых имеет свои цели, задачи и методы. Структурированность процесса позволяет создать ясный и четкий план образовательного мероприятия, задать направленное поступательное движение к поставленным целям урока, обеспечить методичную проработку каждой фазы и последовательность переходов от одной фазы урока к другой, осуществлять эффективный мониторинг хода и результатов образовательного процесса.
— начало образовательного материала:
— завершение образовательного мероприятия:
Объем и содержание раздела определяется темой и целями урока. Будучи логически связанными и взаимодополняя друг друга, разделы обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид уроку.
Рассмотрим подробнее содержание и задачи каждого этапа
На этом этапе можно использовать работу с эпиграфом, разгадывание кроссворда, прием «незаконченная фраза».
На данном этапе необходимо четко сформулировать тему предстоящего обсуждения, довести до сознания каждого участника группы значимость проблемы для него лично, его собственную роль в разрешении проблемы.
Для этого должны быть сформулированы конкретные вопросы. Ими могут быть так называемые «закрытые вопросы», требующие однозначных ответов. Можно собрать формулировки индивидуальных предложений для обсуждения (насущные вопросы), также можно попросить, чтобы каждый написал свое мнение на карточках, которые потом собираются и в определенном порядке прикрепляются на стенд. Таким образом, формируется банк данных, где упорядоченно собраны все вопросы и желания. Обучающиеся самостоятельно формулируют тему урока, сообщают цели урока. Такие методы, как “Дерево ожиданий”, “Дерево желаний”, “Разноцветные листы”, “Ковер идей”, “Что у меня на сердце”, “Фруктовый сад”, “Вырасти цветок” и другие позволяют эффективно выявить ожидания и опасения, и постановку целей обучения.
На данном этапе подачи информации можно использовать интерактивный вид деятельности, обучающиеся могут анализировать географические карты, описывать предложенные им миниатюры, интерпретировать диаграммы, производить самостоятельный анализ, принимать совместные решения по заданной проблеме. Во время данного этапа происходит активизация индивидуальной или группово й работы обучающихся.
Развивающий характер обучения во многом определяется подвижностью структуры учебного процесса и способами управления познавательной деятельностью. С этой целью я использую различные нетрадиционные методы и формы проведения уроков географии, активно использую инструктивные карты, с помощью которых делаю акцент на развитие самостоятельности.
Обучение с помощью инструктивных карт — это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде.
Педагогическая ценность инструктивных карт заключается в том, что они представляют собой четкую инструкцию для самостоятельной работы учащихся.
Инструктивная карта – это средство организации самостоятельной работы обучающихся, включающее, помимо содержания, указания о правилах выполнения работ, это карты-задания, материалы для освоения практических умений и навыков по географии (см. Приложение 1).
На заключительном этапе важно не только подведение итогов работы, не менее важен свободный обмен мнениями и впечатлениями между участниками по той причине, что рабочий процесс был наполнен яркими эмоциональными переживаниями, которые также требуют своего логического завершения. Можно предложить студентам поделиться чувствами и эмоциями, только что пережитыми во время споров, совместного нахождения решений или чувствами, с которыми участники покидают мероприятие.
Удачными для данных целей будут, например, такие вопросы: «Что было самым главным для меня в проделанной работе?»; «Что я еще хочу сказать группе?»; «Что ценного для себя я получил (в личностном или профессиональном плане)?» и т.д.
Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации, способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.
Модерация развивает: способность к анализу информации и выявлению проблем; умение находить возможности и ресурсы для решения проблем; умение вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия; умение выслушать собеседника, аргументированно убеждать и принимать коллегиальные решения; навык принятия персональной ответственности за воплощение принятых решений в жизнь.
Полноценное осуществление ключевых процессов модерации, основанное на грамотном детальном планировании и последующем методичном их воплощении на уроках географии, великолепно совмещает обучение и воспитание, обеспечивая качественное усвоение новых знаний обучающихся, формирование и отработку учебных, предметных и специальных умений, развитие и закрепление универсальных навыков, привитие общественно значимых ценностей и нравственных норм поведения. Результаты применения технологии модерации, без сомнения, позволяют отнести модерацию к современным эффективным образовательным технологиям.
По мере профессионального становления специалиста, обучающийся получает все большую самостоятельность как в планировании процесса освоения дисциплин, так и в оценивании его результатов. То есть преподаватель передает ему часть своих функций, повышая одновременно ответственность ученика.
Список использованной литературы
1.Евсеенко Г.Н. Модерация как инновационная педагогическая технология. // Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики. – 2008 – С. 7
3. Раимбекова У. К. Модерация — современная образовательная технология интерактивного обучения // Молодой ученый. — 2016. — №26.1. — С. 31-34. — URL https://moluch.ru/archive/130/36286 / (дата обращения: 24.04.2018).
Инструктивная карта занятия по теме «Атмосферное давление», 6 класс
Учебник географии «География. Начальный курс: 6класс»/А.А. Летягин; под общ. ред. В.П. Дронова.- М.: Вентана-Граф, 2013г.