что такое павловопосадские платки
Что такое павловопосадские платки
КАК НОСИТЬ ПЛАТКИ
Наши мамы и бабушки никогда не задумывались над таким для них простым вопросом «Как завязать или носить павловопосадский платок?», ведь это умение передавалось из поколения в поколение на генном уровне…
Сегодня многие модницы могут проводить часы перед зеркалом, пытаясь сотворить некую стильную драпировку из традиционного платка у себя на шее или голове, но так и не найти решения этого сложнейшего для них вопроса…
Читать далее…
КАК ДЕЛАЮТ ПЛАТКИ
На протяжении двух веков технология изготовления знаменитого на весь мир павловопосадского платка постепенно менялась, механические машины заменяли тяжкий ручной труд, современные технологии приходили на смену устаревшим методам окраски и ткачества.
Но неизменным остается таинство рождения многокрасочного и витиеватого традиционного рисунка художников из Павловского Посада…
Читать далее…
КАК УХАЖИВАТЬ ЗА ПЛАТКАМИ
Как и любое другое изделие из натуральных волокон, павловопосадский платок, а их делают только из натуральной шерсти, хлопка и шелка, требует деликатного обращения, ухода и хранения.
Как ухаживать за павлопосадскими платками? Можно ли их стирать, гладить и как сушить?
Ответы на все эти вопросы Вы найдете на официальном сайте нашего интернет-магазина…
Читать далее…
Оригинальные платки ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура» из натуральной шерсти и шелка Вы можете купить в нашем интернет-магазине на официальном сайте.
Мы предлагаем Вам удобный каталог с помощью которого Вы сможете сделать правильный выбор, а наши курьеры доставят Ваши покупки по Москве по Вашему адресу точно в срок или в любой уголок нашей страны Почтой России.
Павловопосадские платки. История
Павловопосадские платки берут начало от простого куска белого полотнища с вышивкой, которое называлось убрус. В семнадцатом веке убрус, которым русские женщины покрывали голову в повседневной жизни уступает место платку, позже в русском языке появляется позаимствованное в персидском языке слово «шаль» означающее большой узорчатый платок носимый на теле.
Платок всегда являлся одним из обязательных атрибутов русского национального традиционного костюма, как повседневного, так и праздничного. Показаться на людях с непокрытой головой (простоволосой) считалось верхом неприличия на Руси, этот обычай сохранился до наших времен в православных храмах, посещая которые женщина обязательно должна покрывать голову платком.
В традиционных рисунках платков всегда присутствовали древние языческие образы и символы, такие как певчие птицы, дерево жизни, образ лебедя. Позже в эти орнаменты виртуозно вписываются позаимствованные в Европе античные вазы и французские букетики, виноградная лоза и вазоны с крупными цветами. Так же в платке всегда присутствовала (как одно из направлений) тема восточных орнаментов — бобов и пейсли.
История Павловопосадской Платочной Мануфактуры насчитывает уже более двух веков, но известные во всем мире павловопосадские платки начали выпускать здесь не сразу. Известное производство было открыто двумя купцами: Яковом Лабзиным и Василием Грязновым в 60-х годах девятнадцатого, века- через пятьдесят лет после открытия фабрики. На протяжении всего девятнадцатого века предприятие постоянно модернизировалось и богатело, вместе с тем постоянно борясь с жесткой конкуренцией, т.к. широко востребованная в России продукция выпускалась на многих фабриках. Благодаря таланту художников и мастеров предприятию удалось не только выстоять, но и занять ведущее место в индустрии.
Постепенно предприятие разрасталось и уже в начале двадцатого века «Товарищество мануфактур Лабзина и Грязнова» крупнейшее предприятие в России по производству шерстяных платков, на котором работало более 2000 работников.
После революции 1917 года предприятие было национализировано и преобразовано в Старо-Павловскую фабрику. На протяжении советского периода фабрика выпускала платки в основном используя рисунки старых мастеров, но и изделия с «современной» тематикой (портреты вождей революции, индустриализация, коллективизация страны) пользовались популярностью. Но постепенно стилистика павловопосадских платков вернулась в классическое русло, и на платках снова заиграли яркими красками цветочные орнаменты и восточные узоры.
Мастера и художники Павловопосадской Платочной Мануфактуры и по сей день радуют глаз своих почитателей изысканными рисунками и орнаментами, которые постоянно совершенствуются и модернизируются, но сохраняют стилистику и традиции старых мастеров.
В музее платков можно увидеть всё разнообразие павловопосадских платков, от старинных классических образцов ручной набойки девятнадцатого века, авангардно-пропагандистских платков тридцатых годов прошлого века до современных платков и шалей выпускаемых предприятием в настоящее время.
*Мнение авторов статей, размещаемых на официальном сайте интернет-магазина «Павловопосадские платки» не всегда совпадает с точкой зрения администрации сайта.
История и виды павло посадских платков
Культура того или иного народа многокомпонентна. Кухня, быт, традиции и особенности в одежде — все это составляет целостную картину, делая узнаваемой ту или иную народность. Именно мелочи, нюансы, особенности и отдельные детали традиционного костюма являют всему миру народный образ. Без преувеличения, одной из самых ярких и многоликих считается российская культура. Симбиоз трудолюбия искусных ремесленников и мастерства художников дал начало такому уникальному произведению прикладного искусства, как павлово-посадские шали (платки).
История платка
Сегодня каждый иностранец — гость великой и необъятной России, почтет за честь приобрести в качестве сувенира необыкновенные посадские платки или шали. Но мало кто знает, что история такого уникального и популярного во всем мире аксессуара насчитывает уже более 200 лет.
Истоки берут свое начало в середине ХIХ века. Город на Руси Павловский Посад, ранее именованный Богородским уездом, издавна считался своего рода центром талантливых и искусных ремесленников, а в особенности текстильного мастерства. В те далекие времена именно в Павловском Посаде насчитывалось бесчисленное множество текстильных цехов, которые сохранились с еще более старинных времен. В ХVII столетии богородские шали уже имели широкую известность, благодаря узнаваемому рисунку-орнаменту из золоченых нитей.
Позже производство стремительно набирало обороты и уже посадские платки изготавливались из различных тканей, а характер рисунка приобрел более характерные национальные черты и узнаваемый русский характер.
Мануфактурное производство расширялось, появилось направление шелкоткачества, платки изготавливались также из шерстяных и полушерстяных тканей.
История павлопосадских платков
[ot-video]
[/ot-video]Традиционные посадские платки имели одну особенность — необычный и уникальный в своем роде набивной рисунок. Узоры были настолько эксклюзивные, что невозможно было отыскать два идентичных платка.
Техника нанесения рисунка
Великолепие цвета, сложного и единственного в своем роде цветочного узора или орнамента достигается непростой технологией нанесения. Изначально узор переносился на материал при помощи резных деревянных форм. Такие доски-формы назывались «цветками» и «манерами». Доска «цветки» вырезалась из дерева, с ее помощью на ткань наносились краски, а вот досками «манерами» набивался контур орнамента или узора.
Эволюция коснулась и технологий набивания принтов, поэтому уже в 70-х годах прошлого столетия рисунок стал наноситься на посадские платки и шали способом трафаретной печати и специальных нейлоновых шаблонов. Более современные павлопосадские текстильные изделия несколько видоизменились: рисунок стал менее детализированным, а контуры орнаментов приобрели менее затейливые и несколькострогие очертания.
Некоторое время для нанесения рисунка применялась техника ручной набойки, но в силу особой трудоемкости процесса, популярным он так и не стал. Хотя именно в этот период были созданы настоящие эксклюзивные модели, достойные звания культурной ценности России.
В 90-х годах прошлого столетия, в то время, когда многие отрасли поразил кризис, производство не только не сошло на нет. Павлопосадские изделия стали еще более красочными и самобытными. Количество красок на один платок или шали достигло 23-х. Сегодня трафаретная технология сохранилась, уникальный рисунок предварительно разрабатывается художниками, после чего изготавливаются трафареты, затем шали и платки запускаются в производство.
Создание павлопосадских платков
[ot-video]
[/ot-video]Особенности узоров
С давних времен по сегодняшний день посадские платки и шали делятся на два основных вида:
В послевоенные период посадские платки приобрели большую яркость, нежели модели военного периода. Колорит павлово-посадской шали строится на контрастах желтого, зеленого, красного и синего. В рисунке появляются светотеневые обработки, которые придают реалистичности и осязаемости цветочным принтам.
Такой принцип ярких и необычных контрастов, национального орнамента или цветочных узором настолько уникален в своем роде, что делает посадские платки и шали вне веяний моды.
Как носить павлово-посадский платок или шаль?
Современные тенденции в моде — это дань уважения и даже преклонения перед мастерством наших предков. Поэтому павлопосадские палантины, шали и платки невероятно популярны и сегодня среди модниц. Такой яркий и необычный аксессуар несомненно обладает своим характером, историей и душой, что придает образу самобытные народные ноты в необычном современном обрамлении, словно драгоценный бриллиант.
Есть несколько советов, как одеть павловопосадский аксессуар:
Способов, как и с чем надевать посадские платки, палантины и шали немало. Можно смело отпускать фантазию и экспериментировать с таким необыкновенным аксессуаром, создавая свой собственный яркий и оригинальный образ.
Умелое сочетание павлопосадского платка или шали поможет придать облику не только народной самобытности. Павлопосадские изделия — это не просто модные аксессуары, они обладают душой, преображая облик женщины не только внешне, но и внутренне. Такие яркие расписные аксессуары никогда не выйдут из моды, формируя настоящий русский стиль вне модных тенденций.
Интересная информация о павлопосадских платках
[ot-video]
[/ot-video]Павлопосадские платки: народный промысел
Павловский Посад, небольшой старинный русский город, стоящий на берегах реки Клязьмы неподалеку от Москвы, знаменит на всю Россию и не только своими удивительно красивыми, яркими, красочными, поражающими воображение и трогающими за душу так называемыми павлопосадскими платками. Легкие, женственные, насыщенные яркими цветами и положительными эмоциями это настоящее произведение текстильного искусства и на сегодняшний день не потеряло своей актуальности, мотивы этого народного промысла используются современными кутюрье и модельерами при создании новых модных коллекций одежды, обуви и аксессуаров.
История происхождения промысла
(Фабрика Лобзина, где впервые изготовлялись платки)
Начали изготавливать эти великолепные набивные платки и шали в конце 18 века на созданной двумя зажиточными крестьянами Лабзиным и Грязновым мануфактуре, которая позже переросла в фабрику и значительно расширила свое производство. В те времена практически все женщины (любого возраста и сословия) носили платки, поэтому идея открытия такого производства была очень удачной и выгодной.
(Узор «индийский огурец»)
С самого начала на платках был изображен такой узор как индийский огурец, а также растительные мотивы восточного происхождения. К середине 19 века широкое распространение получили цветочные орнаменты. Символ павлопосадского платка – изображение роскошной розы, переливающееся всеми цветами радуги. Основной стиль – крупный рисунок по краям с переходом к центру в мелкий, в уголках – яркие броские цветы. Классический вариант традиционного павлопосадского платка сложился в середине 19 века, число цветовых оттенков может достигать от 10 до 30. Узоры компоновались между собой, овалы, звезды, медальоны, фигуры из цветочных гирлянд и орнаментных полос, переплетаясь между собой, создавали уникальную и оригинальную композицию, делавшую эти платки настоящим произведением ткаческого искусства.
Главные технологические особенности изготовления
(Вот так печатается, набивается, рисунок на платок)
Постепенно с расширением мануфактурного производства появилось направление шелкоткачества, платки делались из шерстяных или полушерстяных материалов. Главная особенность традиционных павлопосадких платков – это то, что рисунки и узоры наносились набивным способом. Они отличались особой оригинальностью и уникальностью. Было невозможно встретить два одинаковых платка, каждый из них был по-своему прекрасен и неповторим.
(Сложная работа по набивке рисунка зачастую производится вручную)
Все великолепие цветовых оттенков и сложность причудливых цветочных узоров и орнаментов передавалось с помощью очень сложной и трудоемкой набивной технологии нанесения краски и узоров. Это достигалось путем применения специальных резных форм из дерева, на которых был искусно вырезан орнамент и узор, досками-формами под названием «цветок» краска переносилась на ткань, досками под названием «манера» набивались контуры будущего изображения. На «манерах» узоры выжигались, а затем заливались свинцом.
(Печать рисунка на платках)
В конце 19 веке в процессе изготовления павлопосадских платков стали использовать новую методику – трафаретную печать, с помощью которой узор наносился на ткань не деревянными формами, а капроновыми или нейлоновыми шаблонами, краску наносили специальные печатники. Таким образом, внешний вид платков претерпел некоторые изменения: узоры стали менее затейливые и детальные, появились строгие формы орнаментного контура.
( Федот Васильевич Сычков «Девушка в платке»)
Первоначально павлопосадкий платок был элементом национального костюма, его носили как в повседневной жизни, так и красовались на праздничных торжествах, ведь платки были издавна обязательным атрибутом костюма любой русской женщины, в особенности замужней. Причудливые узоры и орнаменты, яркие цветочные и растительные композиции как нельзя лучше отражают всю глубину души русского народа, его колорит и яркую самобытность.
Как появились легендарные павловопосадские платки, когда их носили мужчины и как их используют современные дизайнеры
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Начало этому знаменитому народному промыслу было положено в конце XVIII века, когда крестьянин Иван Лабзин основал в селе Павлово, ранее находившемся на месте нынешнего Павловского Посада, текстильную мануфактуру по производству тканых платков.
Еще одним очень популярным цветком является георгин, его изображения на платках могут быть самого разного цвета.
Павловопосадские платки украшают также пионы, тюльпаны, лилии.
Помимо садовых цветов, которые используются при создании узоров наиболее часто, на платках можно встретить и скромные полевые цветы, такие как ромашки, васильки, колокольчики, незабудки.
Казалось бы – совсем простая вещь – платок, кусок ткани с рисунком. Но для его создания используются очень сложные технологии. Раньше рисунок переносили на ткань вручную, для этого использовались специальные резные деревянные формы: «манеры» (для набивания контура узора) и «цветки» (для нанесения красок на сам узор).
С начала 70-х годов ХХ века использование сетчатых и капроновых шаблонов при нанесении узоров значительно облегчило технологию и ускорило процесс производства набивных платков.
А начинается процесс создания платка с рисунка, и создает это чудо, конечно же, художник. У каждого платка есть свой художник, который и дает имя платку.
Одним из самых известных является платок «Русская красавица», рисунок которого в 1985 году придумала Дадонова Ирина. Его выпускают восьми разных цветов.
Не снимают с производства и платок «Белые розы», выпускать который начали еще в 1953 году.
Работают художники фабрики и над воссозданием старых рисунков.
Выпускались на фабрике также платки, посвященные важным событиям в истории страны.
Яркие павловопосадские платки не раз использовали в своих коллекциях и дизайнеры.
Давайте еще раз полюбуемся многоцветьем павловопосадских платков:
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: