что такое пациенто дни в дневном стационаре

Приложение N 9. Правила организации деятельности дневного стационара

Приложение N 9
к Положению об организации оказания
первичной медико-санитарной помощи
взрослому населению, утвержденному
приказом Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 15 мая 2012 г. N 543н

Правила
организации деятельности дневного стационара

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности дневного стационара медицинской организации (подразделения медицинской организации), оказывающей первичную медико-санитарную помощь.

2. Дневной стационар является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, и организуется для осуществления лечебных и диагностических мероприятий при заболеваниях и состояниях, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения.

3. Структура и штатная численность дневного стационара устанавливаются руководителем медицинской организации, в составе которого он создан, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и численности обслуживаемого населения и с учетом рекомендуемых штатных нормативов в соответствии с приложением N 10 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному настоящим приказом.

Информация об изменениях:

5. Медицинскую помощь в дневном стационаре могут оказывать медицинские работники дневного стационара либо медицинские работники других подразделений медицинской организации в соответствии с графиком дежурств, утвержденным ее руководителем.

6. Для организации работы дневного стационара в его структуре рекомендуется предусматривать:

пост медицинской сестры;

кабинет заведующего дневным стационаром;

комнату для приема пищи больными;

комнату для временного хранения оборудования;

санузел для персонала;

санузел для пациентов;

7. Оснащение дневного стационара осуществляется в соответствии со стандартом оснащения дневного стационара согласно приложению N 11 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному настоящим приказом.

8. Количество мест и режим работы дневного стационара определяется руководителем медицинской организации с учетом мощности медицинской организации (ее структурного подразделения) и объемов проводимых медицинских мероприятий (в 1 или 2 смены).

9. Дневной стационар осуществляет следующие функции:

оказание медицинской помощи больным, не требующим круглосуточного медицинского наблюдения в соответствии с утвержденными стандартами медицинской помощи;

лечение больных, выписанных из стационара под наблюдение врача медицинской организации после оперативных вмешательств, в случае необходимости проведения лечебных мероприятий, требующих наблюдения медицинским персоналом в течение нескольких часов в условиях медицинской организации;

внедрение в практику современных методов диагностики, лечения и реабилитации больных;

ведение учетной и отчетной документации, предоставление отчетов о деятельности в установленном порядке, ведение которых предусмотрено законодательством;

участие в проведении мероприятий по повышению квалификации врачей и медицинских работников со средним медицинским образованием.

10. При отсутствии эффекта от проводимого лечения в дневном стационаре или при возникновении показаний для круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, а также при отсутствии возможности проведения дополнительных обследований по медицинским показаниям больной направляется для проведения дополнительных обследований и (или) лечения, в том числе в стационарных условиях.

Источник

Что такое пациенто дни в дневном стационаре

что такое пациенто дни в дневном стационаре. planiruetsya usovershenstvovat naznachenie administrativnogo nakazaniya. что такое пациенто дни в дневном стационаре фото. что такое пациенто дни в дневном стационаре-planiruetsya usovershenstvovat naznachenie administrativnogo nakazaniya. картинка что такое пациенто дни в дневном стационаре. картинка planiruetsya usovershenstvovat naznachenie administrativnogo nakazaniya. Приложение N 9к Положению об организации оказанияпервичной медико-санитарной помощивзрослому населению, утвержденномуприказом Министерстваздравоохранения и социальногоразвития Российской Федерацииот 15 мая 2012 г. N 543н

что такое пациенто дни в дневном стационаре. studentam mogut razreshit prohozhdenie praktiki u ip notariusov i. что такое пациенто дни в дневном стационаре фото. что такое пациенто дни в дневном стационаре-studentam mogut razreshit prohozhdenie praktiki u ip notariusov i. картинка что такое пациенто дни в дневном стационаре. картинка studentam mogut razreshit prohozhdenie praktiki u ip notariusov i. Приложение N 9к Положению об организации оказанияпервичной медико-санитарной помощивзрослому населению, утвержденномуприказом Министерстваздравоохранения и социальногоразвития Российской Федерацииот 15 мая 2012 г. N 543н

что такое пациенто дни в дневном стационаре. www garant ru files 8 7 381678 makovlevaee 90. что такое пациенто дни в дневном стационаре фото. что такое пациенто дни в дневном стационаре-www garant ru files 8 7 381678 makovlevaee 90. картинка что такое пациенто дни в дневном стационаре. картинка www garant ru files 8 7 381678 makovlevaee 90. Приложение N 9к Положению об организации оказанияпервичной медико-санитарной помощивзрослому населению, утвержденномуприказом Министерстваздравоохранения и социальногоразвития Российской Федерацииот 15 мая 2012 г. N 543н

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

что такое пациенто дни в дневном стационаре. gor doc obzor. что такое пациенто дни в дневном стационаре фото. что такое пациенто дни в дневном стационаре-gor doc obzor. картинка что такое пациенто дни в дневном стационаре. картинка gor doc obzor. Приложение N 9к Положению об организации оказанияпервичной медико-санитарной помощивзрослому населению, утвержденномуприказом Министерстваздравоохранения и социальногоразвития Российской Федерацииот 15 мая 2012 г. N 543нОбзор документа

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 26 июня 2014 г. № 322 “О методике расчета потребности во врачебных кадрах”

В целях реализации пункта 2 комплекса мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2013 г. № 614-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 16, ст. 2017), приказываю:

Утвердить методику расчета потребности во врачебных кадрах согласно приложению.

МинистрВ.И. Скворцова

Приложение
к приказу Министерства
здравоохранения РФ
от 26 июня 2014 г. № 322

Методика
расчета потребности во врачебных кадрах

2. При определении потребности во врачебных кадрах учитываются:

особенности заболеваемости с учетом пола и возраста населения в субъекте Российской Федерации;

территориальные особенности субъектов Российской Федерации (расположение субъекта в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, плотность населения, удельный вес сельского населения);

наличие в субъекте Российской Федерации населенных пунктов, отдаленных (более 400 км) от медицинских организаций, где оказывается специализированная медицинская помощь.

3. В Методике используется условное разделение на следующие группы врачей, учитывающие их роли в организации лечебно-диагностического процесса и функциональные обязанности:

«параклиническая группа», включающая «диагностическую подгруппу» (врачи-анестезиологи-реаниматологи, врачи функциональной диагностики, врачи-рентгенологи, врачи клинической лабораторной диагностики, врачи ультразвуковой диагностики, врачи-эндоскописты, врачи-радиологи, врачи-бактериологи и др.) и «подгруппу управления» (руководители медицинских организаций и их заместители, врачи-статистики, врачи-методисты).

4. Расчет необходимого числа врачебных кадров проводится по методу компонентов согласно алгоритму расчета потребности во врачебных кадрах:

Алгоритм расчета потребности во врачебных кадрах:

(1). Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 11-9/10/2-5718 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

(2). Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 11-9/10/2-5718 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», приложение 5.

(3). Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 11-9/10/2-5718 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», приложение 6.

(4). Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 г. № 1683-р.

(5). Приложение № 10 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. № 543н.

(6). Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 11-9/10/2-5718 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», приложение 7.

5. Расчет потребности во врачах, оказывающих скорую медицинскую помощь:

5.2. Для расчета потребности во врачах СМП согласно нормативу и фактически осуществленной деятельности используются следующие показатели:

фактически сделано вызовов на 1 жителя (форма № 40 отраслевого статистического наблюдения «Отчет станции (отделения), больницы скорой медицинской помощи», утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 декабря 2009 г. № 942 (таб. 2000, стр. 1, гр. 3 / таб. 1000, стр. 1, гр. 2));

фактическое число врачей СМП на 10 000 населения (форма федерального государственного статистического наблюдения № 17 «Сведения о медицинских и фармацевтических работниках», утверждена приказом Росстата от 14 января 2013 г. № 13 (стр. 69, гр. 3 / численность населения субъекта Российской Федерации X 10 000));

расчетный норматив числа врачей СМП на 10 000 населения (далее РНЧВ). В случае если ТПГГ установлено 0,318 вызова на 1 застрахованное лицо, используется коэффициент 1,26; если ТПГГ установлено 0,330 вызова на 1 застрахованное лицо используется коэффициент 1,31; если ТПГГ установлено 0,360 вызова на 1 застрахованное лицо используется коэффициент 1,43;

расчетный норматив врачей СМП (абсолютное число): РНЧВ X численность населения в субъекте Российской Федерации /10 000;

фактическое число врачей СМП (абсолютное число) (форма федерального государственного статистического наблюдения № 17 «Сведения о медицинских и фармацевтических работниках», утверждена приказом Росстата от 14 января 2013 г. № 13 (стр. 69, гр. 3));

численность населения в субъекте Российской Федерации (абсолютное число);

5.3. Расчет проводится по формуле:

5.4. Дефицит/профицит врачей СМП определяется как разница между расчетным нормативом врачей СМП (абсолютное число) и фактическим числом врачей СМП (абсолютное число).

6. Расчет потребности во врачах, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях:

6.1 Основой расчета необходимого числа врачей, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, служат объемы медицинской помощи с профилактической и иными целями (число посещений на 1 жителя (на 1 застрахованное лицо), в связи с заболеваниями (число обращений на 1 жителя (на 1 застрахованное лицо), установленные ТПГГ с учетом региональных особенностей и уровня заболеваемости населения, в пересчете на 1 000 населения;

6.2. Функция врачебной должности носит рекомендательный характер (письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 10407-ТГ «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год»), для ее корректировки применяются следующие коэффициенты:

Наименование коэффициентаНормативное значение
1. Коэффициенты, учитывающие расположение субъекта Российской Федерации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
для субъектов Российской Федерации, расположенных полностью в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях0,95
для субъектов Российской Федерации, в которых менее 50 % населения проживает в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях0,97
2. Коэффициенты, учитывающие долю населения субъекта Российской Федерации, проживающего в сельской местности
для субъектов Российской Федерации, в которых не менее 50 % населения проживает в сельской местности0,9
для субъектов Российской Федерации, в которых от 30 % до 50 % населения проживает в сельской местности0,95
3. Коэффициенты, учитывающие объем медицинской помощи в рамках ТПГТ, который выполняют медицинские организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения
для субъектов Российской Федерации, в которых от 5 % до 10% амбулаторно-поликлинической помощи по ТПГГ оказывается в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения1,12
для субъектов Российской Федерации, в которых от 10 % до 20 % амбулаторно-поликлинической помощи по ТПГГ оказывается в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения1,25
4. Коэффициенты, учитывающие плотность населения субъекта Российской Федерации
для субъектов Российской Федерации, имеющих низкую плотность населения (ниже, чем в целом по Российской Федерации)0,95
для субъектов Российской Федерации, имеющих высокую плотность населения (выше, чем в целом по Российской Федерации)1,2
5. Коэффициенты, учитывающие наличие в субъекте Российской Федерации населенных пунктов, отдаленных (более 400 км) от медицинских организаций, где оказывается специализированная помощь
для субъектов Российской Федерации, в которых от 30 % до 50 % населения проживает в отдаленных населенных пунктах1,15
для субъектов Российской Федерации, в которых более 50 % населения проживает в отдаленных населенных пунктах1,1

6.3. Число врачей «лечебной группы», оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, рассчитывается путем деления расчетного норматива числа амбулаторных посещений (абсолютное число) на функцию врачебной должности (с учетом территориальных коэффициентов).

Расчет потребности во врачах «лечебной группы», оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, проводится по формуле:

6.4. Расчет численности врачей «подгруппы усиления» и «параклинической группы» по ее подгруппам проводится на основе метода соотношения с учетом расчетных коэффициентов соотношения (в процентах):

Соответствующие расчетные коэффициенты умножаются на число врачебных должностей врачей «лечебной группы», оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях;

6.5. Потребность во врачах, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, включает расчетное число врачей «лечебной» и «параклинической» групп;

6.6. Дефицит/профицит врачей, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, определяется как разница между расчетным и фактическим числом врачей (абсолютные числа).

7. Расчет потребности во врачах, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях:

7.1. Расчет необходимого числа коек:

7.1.1. Основой расчета служат показатели: число койко-дней на 1 000 жителей, число госпитализаций на 1 000 жителей (уровень госпитализации) и средняя длительность пребывания одного больного в стационаре (письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 11-9/10/2-5718 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», приложение 5) с учетом региональных особенностей заболеваемости населения и уровня госпитализации;

7.1.2. Для расчета необходимого количества коек необходимо пересчитать абсолютное число койко-дней по профилям коек (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 555н «Об утверждении номенклатуры коечного фонда по профилям медицинской помощи») на население субъекта Российской Федерации.

Расчет числа коек проводится по формуле:

7.2. Расчет необходимого числа врачей, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях:

7.2.1. Расчет необходимого числа врачей «лечебной группы» проводится с учетом показателя рассчитанного числа коек (подпункт 7.1.2 настоящей методики) и норматива коек на 1 врача, который может быть уточнен субъектом Российской Федерации.

7.2.2. Расчет численности врачей «подгруппы усиления» и «параклинической группы» по ее подгруппам проводится на основе метода соотношения с учетом расчетных коэффициентов соотношения (в процентах):

«Параклиническая группа»
«Диагностическая подгруппа»118,0
«Подгруппа управления»23,0

7.2.3. Для учета особенностей субъектов Российской Федерации применяются корректирующие коэффициенты необходимой численности врачей. Значение коэффициента выбирается исходя из числа госпитализаций на 1 000 жителей (уровня госпитализации) и соответствующего ему коэффициента в графе «нормативное значение»:

НаименованиеНормативное значение
Число госпитализаций на 1 000 жителей (уровень госпитализации) 195,5 и выше1
Число госпитализаций на 1 000 жителей (уровень госпитализации) от 176,0 до 195,50,94
Число госпитализаций на 1 000 жителей (уровень госпитализации) от 166,2 до 176,00,9
Число госпитализаций на 1 000 жителей (уровень госпитализации) менее 166,20,84

7.3. Потребность во врачах, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, включает расчетное число врачей «лечебной» и «параклинической» групп;

7.4. Дефицит/профицит врачей, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, определяется как разница между расчетным и фактическим числом врачей (абсолютные числа).

8. Расчет потребности во врачебных кадрах дневных стационаров:

8.1. Потребность во врачебных кадрах дневных стационаров рассчитывается по аналогии с потребностью во врачах, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях;

8.2. Расчет необходимого числа мест:

8.2.1. Основой расчета служат показатели:

число пациенто-дней на 1 000 жителей (письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 11-9/10/2-5718 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», приложение 6) с учетом региональных особенностей заболеваемости населения и уровня госпитализации;

рекомендованный норматив обеспеченности населения местами в дневных стационарах на 10 000 населения (распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р) с учетом корректировок в связи с уменьшением уровня госпитализации в круглосуточные стационары (письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 11-9/10/2-5718 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов») и увеличением числа пациенто-дней на 1 000 населения);

8.2.2. Для расчета необходимого количества пациенто-мест необходимо пересчитать абсолютное число пациенто-дней по профилям (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 555н «Об утверждении номенклатуры коечного фонда по профилям медицинской помощи») на население субъекта Российской Федерации.

Расчет числа пациенто-мест производится по формуле:

8.4. Дефицит/профицит врачей, оказывающих медицинскую помощь в условиях дневного стационара, определяется как разница между расчетным и фактическим числом врачей (абсолютные числа).

Обзор документа

Методика поможет рассчитать потребность во врачебных кадрах для текущего планирования, выявления их недостатка или избытка, оценки эффективности использования имеющихся работников в организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.

Приведены алгоритмы расчета потребности во врачах по каждым видам медпомощи.

Источник

Что такое пациенто дни в дневном стационаре

что такое пациенто дни в дневном стационаре. rss10. что такое пациенто дни в дневном стационаре фото. что такое пациенто дни в дневном стационаре-rss10. картинка что такое пациенто дни в дневном стационаре. картинка rss10. Приложение N 9к Положению об организации оказанияпервичной медико-санитарной помощивзрослому населению, утвержденномуприказом Министерстваздравоохранения и социальногоразвития Российской Федерацииот 15 мая 2012 г. N 543н

что такое пациенто дни в дневном стационаре. rss20. что такое пациенто дни в дневном стационаре фото. что такое пациенто дни в дневном стационаре-rss20. картинка что такое пациенто дни в дневном стационаре. картинка rss20. Приложение N 9к Положению об организации оказанияпервичной медико-санитарной помощивзрослому населению, утвержденномуприказом Министерстваздравоохранения и социальногоразвития Российской Федерацииот 15 мая 2012 г. N 543н

что такое пациенто дни в дневном стационаре. atom03. что такое пациенто дни в дневном стационаре фото. что такое пациенто дни в дневном стационаре-atom03. картинка что такое пациенто дни в дневном стационаре. картинка atom03. Приложение N 9к Положению об организации оказанияпервичной медико-санитарной помощивзрослому населению, утвержденномуприказом Министерстваздравоохранения и социальногоразвития Российской Федерацииот 15 мая 2012 г. N 543н

что такое пациенто дни в дневном стационаре. opml. что такое пациенто дни в дневном стационаре фото. что такое пациенто дни в дневном стационаре-opml. картинка что такое пациенто дни в дневном стационаре. картинка opml. Приложение N 9к Положению об организации оказанияпервичной медико-санитарной помощивзрослому населению, утвержденномуприказом Министерстваздравоохранения и социальногоразвития Российской Федерацииот 15 мая 2012 г. N 543н

Журнал в базах данных

GoogleАкадемия

Импакт-фактор журнала в РИНЦ равен 0,982.

C 2017 года редакция публикует материалы Документационного Центра Всемирной Организации Здравоохранения.

Леонов С.А., Зайченко Н.М.
ФГУ ЦНИИОИЗ, Москва

Features of registration and reporting about activity of day hospitals at health care facilities
Leonov S.A., Zajchenko N.M.
Federal Public Health Institute, Moscow

Проанализировано состояние учёта и отчётности по дневным стационарам. Дана оценка степени информативности отдельных разделов действующей отчетной документации. Представлена характеристика положений о дневном стационаре, утверждённых в разные годы. Даны предложения по упорядочению статистического учёта и отчётности лечебно – профилактических учреждений, в структуре которых организованы дневные стационары.In the article, the current state of registration and reporting on day hospitals activity is analyzed. The level of information content in some sections of the current registration documentation is assessed. The characteristics of the day hospital regulations authorized in various years is submitted. The proposals on regulating the statistical registration and report of health care facilities, in which structure day hospitals are organized, are given.

Ключевые слова: стационар замещающие технологии, первичная учетная медицинская документация, отчёт дневного стационара, стационар на дому.

Key words: hospital replacing technologies, primary registration medical documentation, day hospital report, home care.

Как в нашей стране, так и за рубежом на протяжении последних десятилетий изучалась возможность более высокого уровня оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе. Первый дневной стационар в CCCР был открыт еще 1930 году в Москве.

В середине прошлого века были популярны дневные реабилитационные центры для неврологических больных в Великобритании, США, Канаде. В Германии была создана сеть педиатрических дневных стационаров. Широкая сеть дневных стационаров для гериатрических больных функционирует в странах Западной Европы.

В Российской Федерации в настоящее время проводится структурная реформа отрасли, которая ставит две основные задачи: выполнение государственных гарантий по оказанию населению в необходимом объеме качественной бесплатной медицинской помощи и повышение эффективности использования ресурсной базы здравоохранения.

Современное здравоохранение приобретает черты хорошо отлаженного технологического процесса. Одной из основных медицинских технологий является замещающая стационар помощь, в частности организация дневных стационаров, которые способны обеспечить должное качество лечения больных при меньших затратах.

Сегодня в стране успешно работают дневные стационары терапевтического, неврологического, педиатрического, гинекологического и узкоспециализированного профилей. Анализ основных показателей деятельности дневных стационаров показал их экономическую эффективность: количество пролеченных больных в 1,5-3 раза больше за счет работы в две смены, а стоимость одного дня лечения в 5 раз меньше, чем при круглосуточном стационарном лечении. Лечение в дневном стационаре дает определенные преимущества и для пациентов: сокращение сроков диагностических мероприятий, пребывание большую часть суток дома, в семье; исключение стрессовой ситуации, связанной с госпитализацией в обычные стационары; подбор медикаментозной терапии на фоне обычного ритма жизни, не требующей дальнейшей адаптации; возможность получения инфузионной комплексной терапии.

Показаниями для госпитализации в дневной стационар являются:

— необходимость уточнения диагноза посредством проведения дополнительных диагностических методик или подбора адекватного лечения при заболеваниях (состояниях), требующих ежедневного, но не круглосуточного наблюдения за состоянием пациента;

— общесоматические заболевания детей и взрослых, неврологические и гинекологические болезни в стадии обострения легкой и средней степени тяжести, нуждающиеся в стационарном лечении без круглосуточного наблюдения;

— проведение сложных видов диагностических исследований.

Противопоказано лечение в дневном стационаре больных с острыми септическими состояниями, декомпенсацией при сердечной, легочной и другой органной недостаточности, когда состояние пациента требует круглосуточного врачебного наблюдения и медицинского ухода, а также больных, которым необходимо круглосуточное парентеральное введение различных медикаментозных средств и больным с резко ограниченными возможностями самостоятельного передвижения.

В 1987 году в СССР вышел приказ Министерства здравоохранения СССР «Об организации стационара (отделений, палат) дневного пребывания в больницах, дневного стационара в поликлинике и стационара на дому» № 1278 от 16.12.87 г. [2], которым было утверждено положение о стационаре дневного пребывания в больнице (стационаре), дневном стационаре в поликлинике, стационаре на дому.

Стационар дневного пребывания в больнице организовывался в соответствии с приказом главного врача учреждения или органа управления здравоохранением на сверхсметных койках, которые в общую численность коечного фонда учреждения не включались [1].

Утвержденное положение о дневном стационаре практически определило и порядок учета деятельности этих подразделений, т.е. в стационаре дневного пребывания (в стационаре) следовало использовать учетную медицинскую документацию, утвержденную для стационара, в дневном стационаре поликлиник и в стационаре на дому – учетную медицинскую документацию, действующую в поликлинике.

Длительность лечения больного в стационаре определялась фактическим числом дней лечения или обследования, начиная с первого и кончая последним днем, проведенным в дневном стационаре. В случае, если больной в выходные или праздничные дни не находился в стационаре дневного пребывания (в стационаре) и не получал лекарственных препаратов для самостоятельного приема дома, эти дни не включались в общее число дней его лечения в стационаре дневного пребывания.

Для учета исследований, проведенных больным в дневном стационаре, Министерcтвом здравоохранения СССР письмом «Союзмедстатистика» от 08.04.1988г. № 27-14/4-88 [3] была утверждена «Карта больного стационара дневного пребывания в больнице, дневного стационара в поликлинике, дневного стационара на дому» – учетная форма № 003-2/у».

Сведения о числе коек в стационаре дневного пребывания и движении больных на них включались в отчет учреждения отдельной строкой «кроме того», т.е. годовой отчет содержал сведения о числе пролеченных больных и продолжительности их пребывания в стационаре дневного пребывания больницы (стационара), а также о числе коек и их профиле

В 1999 г. приказом Министерства здравоохранения от 09.12.99 г. № 438 [5] было утверждено новое положение, изменившее название и статус дневного стационара в стационаре. Новое положение определило «дневной стационар», как структурное подразделение больницы (отделение, палата), поликлиники (отделение, кабинет), включая стационар на дому, когда необходимая медицинская помощь оказывается больному при активном его наблюдении без регулярного вызова больным врача на дом.

В соответствии с новым положением мощность больничного учреждения, в структуре которого организован дневной стационар, определяется общей численностью коечного фонда круглосуточных и дневных отделений (палат). В этом – главное отличие нового положения от существовавшего ранее.

Новое положение уточнило систему использования учетной документации в дневном стационаре лечебно-профилактического учреждения, т.е. порядок учета деятельности дневного стационара. При этом «поступление» в дневной стационар отмечалось только в случае, если он организован в составе больницы (стационара) и пациент поступает непосредственно в отделение дневного стационара больницы. При этом перевод из круглосуточного в отделение дневного стационара является, внутрибольничным переводом, что и отмечается в учетных документах. Выписка пациента из дневного стационара в учетных документах отмечается только при выбытии из больницы, непосредственно из отделения дневного стационара.

В соответствии с новым положением работа дневного стационара оценивалась:

— в стационаре на дому, т.е. при активном наблюдении на дому без повторных вызовов больным врача на дом: числом пролеченных больных, у которых закончился данный эпизод лечения, продолжительностью этого эпизода, т.е. продолжительностью лечения в стационаре на дому (числом дней лечения) и др.

При этом традиционно в отчете предусматривалось представление сведений о числе учреждений, имеющих в своей структуре дневные стационары, т.е. в учреждениях разного типа, профиля (например, в городских, детских, центральных районных больницах, туберкулезных объединенных больницах, противотуберкулезных диспансерах со стационарами и других лечебно-профилактических учреждениях).

Именно эта отчетная форма и инструкция по её заполнению внесли противоречия между основополагающими принципами формирования отчетности в отечественном здравоохранении утвержденными в 1999 г., и ныне действующей отчетностью о дневном стационаре.

Рассмотрим некоторые из этих противоречий.

В утвержденной отчетной форме № 14дс неожиданно оказался «измененным» статус дневного стационара: предусмотрен сбор сведений о «дневных стационарах при больничных и при амбулаторно – поликлинических учреждениях», что противоречит утвержденному приказом Минздрава России положению об этих подразделениях.

Кроме того, в отчете предусмотрено представление сведений «о числе дневных стационаров различных типов». Это равноценно утверждению, что при наличии в структуре поликлиники детского отделения и организации в поликлинике дневного стационара для взрослых больных и для детей, в отчете следует указывать два дневных стационара, что является грубым нарушением утвержденного положения, в котором дневной стационар определен как структурное подразделение учреждения. Такое толкование искажает сведения об учреждении, так как дневной стационар является не самостоятельным учреждением, т.е. не юридическим лицом, а лишь структурным подразделением.

В отчетную форму были включены и сведения о числе смен работы дневного стационара. В лечебно – профилактических учреждениях страны, как свидетельствует сложившаяся практика, дневной стационар может работать в одну, чаще две и реже в три смены. В годовом отчете число смен работы суммируется по всем учреждениям в районах, городах, субъектах РФ, в стране. Однако не секрет, что показатель сменности работы дневного стационара, как и поликлиники, характеризует уровень организации, степень доступности помощи в конкретном учреждении. Для характеристики службы на уровне города, района, субъекта, тем более страны сумма числа смен в разных учреждениях не несет ни смысловой, ни информативной нагрузки. По этой причине при анализе деятельности дневного стационара показатель суммы «числа смен» работы дневного стационара невозможно использовать.

Некоторый интерес может представить информация о числе учреждений разных типов (профилей), в которых дневной стационар работает в одну, две или даже в три смены. Однако, следует иметь в виду, что этот показатель информативен лишь при анализе деятельности отдельного учреждения и не приемлем на уровне территории (города, района и тем более страны).

Недоумение вызывает и положение инструкции, рекомендующее в случае, если дневной стационар в круглосуточном стационаре или в поликлинике, как и поликлиника, работает в две (три) смены, указывать их число «в соответствии со сменностью», т.е. удваивать (утраивать). Прокомментировать невероятность этого показателя трудно. Кроме того, в отчете предусмотрено представление сведений «о числе дневных стационаров различных типов», что противоречит утвержденному положению о дневном стационаре, являющимся структурным подразделением. Предлагаемая инструкцией интерпретация является нарушением утвержденного приказом положения и приводит к искажению сведений об учреждении.

В настоящее время понятие «места» в поликлинике в отчетной форме окончательно трансформировалось в «койку в поликлинике». Даже в разделе отчетной формы «использование коечного фонда» указаны профили мест, как в дневных стационарах больничных учреждений, так и в амбулаторно-поликлинических и даже в стационарах на дому, что само по себе абсурдно.

Еще одно нововведение. Больных, переведенных из круглосуточного отделения стационара в дневной стационар и из дневного отделения в круглосуточное, было рекомендовано включать в число поступивших (выписанных), что неприемлемо, так как изменяет число, как госпитализированных, так и выписанных из данного учреждения больных.

Обращает на себя внимание и предложение представлять в отчете сведения о числе отделений (палат, кабинетов) в отдельных учреждениях. Нецелесообразность и неправомерность такого учета заключается в неинформативности этих данных из-за различий в мощности, профиле и типах учреждений, в структуре которых функционируют дневные стационары.

Пожалуй, впервые в истории отечественной медицинской статистики столь спокойно в 2003 г. приказом Министра здравоохранения России был узаконен порядок сбора отсутствующих в природе статистических данных.

Еще более необычно выглядит раздел отчетной формы, где представляются данные об оказании медицинской помощи больным в стационаре на дому. Отчетная форма предусматривает представление сведений о «койках в стационаре на дому». При этом отчетной формой предусмотрено обязательное указание «профиля постели больного», которой в отчете «присвоен» статус «больничной койки» определенного профиля и данные по ним собираются по 76 профилям коек. Однако в инструкции не указано, как именно это следует осуществлять на практике. Так, «почти незаметно» отчетная форма о работе стационар замещающего подразделения лечебно – профилактического учреждения превратилась в отчет «виртуального подразделения», заменяющего поликлинику. В такой редакции отчетная форма 14дс собиралась от субъектов Российской Федерации более 5 лет.

Включение в отчетную форму №14дс «новых понятий» сопровождалось и рекомендациями по введению в дневном стационаре поликлиники и в стационаре на дому двойной системы учета, т.е. больничной учетной документации: «статистической карты выбывшего из стационара», «Медицинской карты стационарного больного» при одновременном использовании «Медицинской карты амбулаторного больного» и других учетных поликлинических документов.

Попробуем вернуть существующие понятия на их законные места:

— в «дневном стационаре круглосуточного стационара», являющемся подразделением больничного учреждения (стационара), могут быть только койки;

— в «дневном стационаре поликлиники», также в соответствии с положением о дневном стационаре не может быть ни мест, ни коек. Есть больные, которым оказывается помощь при посещении ими поликлиники (поликлинического подразделения), в структуре которой (или которого) организован дневной стационар, т.е. мы имеем пролеченных или обследованных пациентов;

— в «стационаре на дому», где больной лежит на своей постели у себя дома, могут быть только больные, нуждающиеся в медицинской помощи, как и в поликлинике. При этом он не может ни «поступить», ни «выписаться» из дневного стационара поликлиники, тем более из стационара на дому, так как это равносильно утверждению «поступления в поликлинику» или «выписки из поликлиники».

Мы не вправе подсчитывать «число» дневных стационаров, так как (дневной стационар не является юридическим лицом) не существует критериев определения их мощности. Для организаторов здравоохранения важно знать, в каком числе учреждений, в учреждениях какого типа, профиля такая работа организована, т.е. оказывается именно этот вид помощи, и какому именно числу больных при этом была оказана медицинская помощь. Как известно, именно главный врач, руководитель ЛПУ в соответствии со своими полномочиями принимает решение, для какой численности больных следует организовывать стационар на дому в подведомственном ему учреждении.

В интересах управления отраслью о деятельности дневных стационаров следует собирать сведения о числе и типе учреждений, в которых организован именно этот вид помощи, т.е. имеющих в своей структуре дневной стационар. Основной характеристикой работы дневного стационара в лечебно – профилактическом учреждении является объем выполненной работы, т.е. число пролеченных больных, а также объем выполненных данному больному различных исследований. Целесообразно рассматривать и структуру пролеченных в дневном стационаре, стационаре на дому больных по возрасту, полу, профилю заболевания, его тяжести, давности и другим признакам.

Не правомерно считать дневной стационар, в котором помощь получают больные разного возраста «самостоятельными типами дневных стационаров», как указано в бланке отчетной формы и записано в инструкции, так как это противоречит утвержденному положению.

При поступлении больного непосредственно в отделение дневного стационара в больнице в учетном документе следует указывать «поступление». Однако при внутрибольничном переводе не допустимо внутрибольничный перевод подменять «поступлением» или «выпиской», вместо внутрибольничного перевода, равно как и в случае перевода из отделения дневного стационара – в круглосуточное. Оформление внутрибольничных переводов, как выписку или поступление, увеличивает и число выписанных и число поступивших, грубо искажая данные о госпитализации и выбытии больных на этапе сбора отчетных данных.

Больной, направленный в дневной стационар поликлиники на лечение или обследование, посещает его в течение всего эпизода (периода) лечения или обследования. Но невозможно в этот дневной стационар поступить. Все посещения пациента дневного стационара, как и посещения врачом больного в стационаре на дому учитываются на общем основании, именно как соответствующие посещения.

Системой организации отечественного здравоохранения предусмотрено понятие «выписки из стационара». Выписка из «дневного стационара поликлиники» или «из стационара на дому» равносильна «выписке» больного из поликлиники или из собственного дома. Следовательно, невозможно и получить сведения о числе таких случаев, что предложено отчетной форме №14дс и исправно «представлялось» субъектами страны с 2002 года.

Следующая характеристика. В разделе I «использование коечного фонда» койки упоминаются только в названии раздела. В соответствующих графах указано «число мест» и «профиль» каждого места.

Но в медицинской документации, начиная с 1917 г., и в советской и в российской медицинской статистике, не существует документа, в котором было бы дано определение «места» в стационаре, «места в поликлинике» и тем более «места в стационаре на дому». Следовательно, невозможна и организация системы учета этих «мест». В отечественной, как и в зарубежной статистике, учитываются койки, определяющие мощность больничного учреждения. Однако в отчетной форме предусмотрены даже графы для числа среднегодовых «мест» и в стационаре, и в поликлинике, что придало отчетной форме особый «шарм».

Давно напрашивается, вопрос: «что мы собираем» в отчетности по дневным стационарам, если в природе не существуют «мест в стационаре» и не известно, по какому принципу происходит их распределение по профилям, не известен и порядок определения «профиля места».

Интересным представляется включение в отчетную форму 76 «профилей мест» в дневном стационаре больничного учреждения, дневного стационара в поликлинике и даже стационара на дому.

В дневных стационарах поликлиник из 76 профилей отсутствуют «места» только нейрохирургического профиля для взрослых, торакальной хирургии для взрослых и для детей, кардиохирургические, для недоношенных и новорожденных, гнойной хирургии для детей, сестринского ухода и хосписные.

Появление в стационаре на дому хосписных коек – явление одиозное и эксклюзивное. Его сложно адекватно оценить.

Кроме того, учитывая развитие стационар замещающих технологий в стране, т.е. организацию дневных стационаров в многопрофильных лечебно- профилактических учреждениях, естественно возникает вопрос, в отношении организации большого числа «мест общего профиля» в дневных стационарах особенно многопрофильных больничных учреждений, а также поликлиник, имеющих в своем штате значительное число узких специалистов.

Однако, по данным годового отчета за 2008 г. доля «прочих» в общем числе больничных коек составляет лишь 0,8%, терапевтических 11,0%, гинекологических – 4,9%, психоневрологических – 11,8%, педиатрических – 5,0%. Пожалуй, приведенные показатели однозначно «намекают», вернее предлагают обратить внимание на некоторые особенности отчетной формы № 14дс.

Не менее интересны данные о числе «выписанных из дневного стационара поликлиники» и «стационара на дому». В 2008 году по данным годовых отчетов было выписано «из»:

К началу 2009 г. по данным отчетной формы № 14дс «Сведения о деятельности дневного стационара» в стационарах лечебно – профилактических учреждений страны было развернуто 82499 коек в отделениях дневного стационара больничных учреждений, 125112 «мест» в дневных стационарах поликлиник и 38609 «мест» в стационаре на дому.

Едва ли стоит комментировать представленные данные. Полагаем, разумным решением является отказ от представленного набора «сказочных» сведений в отчетной форме.

В годовом отчете за 2009 г. программой сводов было предусмотрено не заполнять разделы в отчетной форме № 14дс, в которых представлялись сведения о «сумме смен», числе «дневных стационаров», числе коек или мест в дневном стационаре поликлиники, в стационаре на дому вместе с распределением их по профилям.

Необходимо пересмотреть подход к сбору сведений о числе дневных стационаров.

Наибольшее развитие получили дневные стационары в больницах Нижегородской (4709 коек), Челябинской (4294), Московской (3883), Ростовской (3325), Иркутской (2860) и Волгоградской (2686) областей, Краснодарского края (3807) и Красноярского (2132) краев, республики Татарстан (3138). При этом в Воронежской (99) области, республиках Чеченской (85), Кабардино – Балкарской (70) и Мордовской (40), Пермском крае (45), особенно в Чукотском (30) и Ненецком (15) автономных округах число коек в дневных стационарах не достигает и 100.

По отдельным территориям доля коек дневного стационара достаточно велика: в Иркутской (66,6%), в Челябинской областях (65,9%), в Красноярском крае (49,6%), в республике Саха (34,8%), в Краснодарском крае (29,9%), в Ростовской (26,1%) и в Нижегородской (25,0%) областях.

При пересмотре отчетности в 2009г. в отчетную форму № 14дс была включена таблица, в которой представляются сведения о сети лечебно-профилактических учреждений, имеющих в своем составе (структуре) дневные стационары. Такое формирование отчетной формы вновь нарушило систему отчетности в отрасли. Форма № 14дс предусмотрена для отдельных учреждений, в структуре которых организованы дневные стационары.

Не понятно, почему было решено использовать эту форму не по назначению, т.е. вместо отчетной формы № 47 «Сведения о сети и деятельности учреждений здравоохранения», где данные о сети и деятельности учреждений представляются в полном объеме. Данные о сети учреждений, имеющих в своей структуре дневные стационары, включены в форму 14-дс. Но ведь лишь несколько лет назад аналогичная информация была из формы №47 исключена.

Необходимо упорядочить и ведение первичной медицинской документации в дневных стационарах, включая стационары на дому, отменив использование стационарной документации в дневном стационаре поликлиники, так как поликлиническая документация полностью обеспечивает заполнение отчета по форме 14дс по дневным стационарам в поликлинике и на дому.

Мы считаем, что по дневным стационарам больниц следует собирать сведения о сети учреждений, в структуре которых дневной стационар организован, восстановив соответствующий раздел в отчетной форме №47.

В дневных стационарах в больничных учреждениях следует учитывать число коек, их профиль, движение больных на них, а также число дней работы койки и продолжительности лечения больного. Целесообразно рассмотреть состав больных и сроки их лечения в дневном стационаре. Определенный интерес представляет и объем различных исследований, выполненных больным в дневном стационаре в больничных учреждений.

В дневном стационаре поликлиники и в стационаре на дому целесообразно анализировать состав пролеченных больных, продолжительность их лечения, сохранив этот раздел в отчетной форме. Интерес представляет и структура пролеченных в дневном стационаре пациентов, объем выполненных им различных исследований, процедур.

Таким образом, сформировавшаяся проблема отчетности дневных стационаров может быть решена. Отчет должен быть скорректирован.

Ведение стационарной учетной документации в дневных стационарах поликлиник и в стационарах на дому нецелесообразен. Его следует незамедлительно отменить.

Общеизвестно, что больничная документация в дневном стационаре в стационаре, поликлиническая – в дневном стационаре в поликлинике и в стационаре на дому – полностью обеспечивают сбор сведений о деятельности дневного стационара, в том числе и для заполнения формы годового отчета.

Кроме того, наступило время обратить внимание на огромные объемы финансовых расходов на дублирование работы по учету деятельности дневного стационара, которые целесообразно сократить.

Список литературы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *