что такое патронажная семья какое пособие
Выплаты на детей в приемных семьях: кому сколько положено
Сколько платят за приемного ребенка:
Дополнительные прямые выплаты родителям устанавливаются региональными властями. Предусмотрены гарантии и компенсации в виде бесплатного обучения, компенсаций в сфере ЖКХ, субсидий на покупку жилья, бесплатного питания в школах и многое другое.
Ключевое различие между опекой и приемной семьей заключается в том, что с приемным родителем заключается договор, в котором отражены порядок передачи ребенка на воспитание, в том числе и условия начисления заработной платы. Опекунство назначается распоряжением местной администрации. При опеке зарплата не положена, опекунам выплачивают пособия на детей.
Какие пособия получают приемные семьи
Приемным родителям, как и кровным, предоставляются все виды выплат на детей. Это и пособия по уходу, и выплаты по коронавирусу, и материнский капитал. Помимо обязательных выплат, приемному родителю назначается заработная плата. Величина, сколько платят приемным родителям за ребенка в месяц, зависит от разных факторов. Ключевые условия оплаты устанавливаются на региональном уровне.
Заработная плата
Зарплата опекуна — это ежемесячные выплаты на приемного ребенка. Сумма определяется условиями договора о приемной семье (далее ДПС). А если гражданин является безработным, то период воспитания приемного ребенка засчитывается в страховой стаж и учитывается при назначении пенсии.
Региональные власти самостоятельно устанавливают порядок, как определяется размер зарплаты родителя из ПС. Зарплата зависит от:
Если у иждивенца имеются ограничения по здоровью, например, инвалидность, то родителям назначат повышенное пособие на приемного ребенка в 2020 году. Например, в Москве на несовершеннолетнего инвалида сумма выплат увеличивается до 70%.
Если в ПС принят всего один малыш, то зарплату назначать только одному из родителей. Если же на воспитание приняты трое и более деток, то заработок назначается каждому родителю, на каждого ребенка, оформленного в ПС.
Средние значения опекунских зарплат по России:
О компенсационных и ежемесячных выплатах опекунам (попечителям) и приемным родителям
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», право на ежемесячную компенсационную выплату имеют неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами. Размер ежемесячной компенсационной выплаты составляет 1200 руб.
Указом Президента Российской Федерации 26.02.2013 № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы», предусмотрено установление ежемесячной выплаты за уход неработающему трудоспособному родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства 1 группы, в размере 5500 руб.
Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, заключает договор с опекунами (попечителями), приемными родителями, об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях.
К числу «возмездных» договоров относятся также договор о приемной семье и договор о патронатной семье. Данные договоры, предусматривающие выплату вознаграждения опекунам (попечителям), приемным родителям, патронатным воспитателям, являются гражданско-правовыми договорами, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. На вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам, являющимися договорами гражданско-правового характера, начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Поскольку периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечислялись страховые взносы за указанных застрахованных лиц, включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы, опекуны (попечители), приемные родители, патронатные воспитатели, получающие вознаграждение в соответствии с договорами, относятся к категории работающих лиц.
В этой связи опекуны (попечители), осуществляющие возмездную опеку, приемные родители, патронатные воспитатели, получающие вознаграждение в соответствии с договорами, приравниваются к категории работающих лиц и право на установление ежемесячной компенсационной выплаты по Указу № 1455 и ежемесячной выплаты по Указу № 175 не имеют.
В то же время неработающему опекуну (попечителю) или приемному родителю, который осуществляет опеку (попечение) на безвозмездной основе, компенсационная ежемесячная выплата может быть установлена.
Социальная помощь: кому положен социальный работник по закону
Содержание
В целом ряде ситуаций граждане нуждаются в особенной помощи для организации жизни. И в таких случаях поможет социальный работник. Кто может рассчитывать на него и каковы обязанности такого специалиста, читайте в этой статье.
Кому работник социальной службы положен бесплатно
Многие считают, что социальный работник положен только одиноким пенсионерам и инвалидам. Социальная помощь инвалидам и пенсионерам, конечно, самая распространенная в этой сфере. Но на самом деле круг лиц, которые могут рассчитывать на подобную помощь, шире. Предоставить социального работника могут как на постоянной основе, так и временно, если на какой-то период ситуация в семье того, кто претендует на помощь, меняется. Например, если тот член семьи, который ухаживает за недееспособным родственником, уезжает, заболел, потерял работу и т. д.
Кому положена социальная помощь
На социального работника имеют право:
То есть закон гарантирует, что социальная помощь малоимущим может быть оказана наравне с другими группами населения, которые испытывают сложности с обслуживанием себя в повседневной жизни. Условия оказания социальной помощи можно уточнить в районном Центре социального обслуживания.
Обязанности социального работника
Круг бытовых дел, которые может выполнять социальный работник, достаточно широк. Должностные обязанности социального работника в каждой конкретной ситуации зависят от насущной необходимости и степени самостоятельности подопечного. Перечислим основные обязанности:
Если это необходимо, социальный работник может выполнять и другие обязанности:
Куда обратиться для получения услуг социального работника
Чтобы получить помощь социального работника, нужно направить заявление в Центр социального обслуживания своего района. Это можно сделать лично, попросить помочь кого-то из родственников или вызвать представителя Центра на дом для оформления всех бумаг. Если у вас остаются вопросы, вы можете проконсультироваться с представителем Центра о том, как получить социальную помощь.
Важно! Если к вам пришли люди, по собственной инициативе предлагающие какие-то услуги, подающиеся под видом «помощи социального работника», это мошенники! Настоящие социальные работники не ходят по квартирам и не навязывают себя. Перед тем как подавать заявление, убедитесь, что вы нашли верный телефон и адрес, действительно собираетесь обратиться в Центр социального обслуживания. К сожалению, пожилые люди, инвалиды зачастую оказываются самыми беззащитными перед действиями злоумышленников. Поэтому очень важно контролировать, что предлагаемая помощь будет настоящей и не причинит подопечному вреда, физического или материального. Адресная социальная помощь оказывается профессионалом после того, как заключен официальный договор.
Какие документы нужно предоставить
Вместе с заявлением потребуется предъявить следующие документы:
Если с документами все в порядке и Центр выносит положительное решение относительно вашего случая, между вами и Центром социального обслуживания заключается договор, в соответствии с которым нуждающемуся человеку будет оказываться социальная помощь.
Важно! В договоре должны быть прописаны все обязанности социального работника и условия оказания услуг: то есть что делает социальный работник и с какой периодичностью. С самого начала работы заводится специальный журнал, в него записывается все, что было сделано в рамках договора. Оказание услуг заверяется подписью социального работника и гражданина, который получает социальную помощь. Руководство Центра социального обслуживания ежемесячно проверяет этот журнал, он – документ, по которому можно судить, насколько хорошо выполняется работа. Если случится конфликт, то в первую очередь будут смотреть этот документ.
Тарифы на услуги социального помощника
Социальная помощь населению оказывается бесплатно в тех случаях, когда человек действительно имеет право и основания для их получения. Чтобы исключить ошибки и случаи подлога, все документы гражданина тщательно проверяются перед тем, как с ним будет заключен договор на оказание социальных услуг на дому.
Как часто должен приходить социальный помощник
Социальный работник приходит с той периодичностью, которая требуется в конкретной ситуации. Это могут быть ежедневное посещение или визиты каждые 2–3 дня. То, насколько часто социальный работник будет посещать своего подопечного, прописывается в договоре. Если ситуация со временем меняется, можно изменить и график визитов.
Что делать, если не устраивает работник социальной службы
Если гражданина не устраивает то, как социальный работник помогает ему, необходимо в первую очередь обратиться в Центр социального обслуживания с просьбой проверить качество работы. Здесь пригодится журнал, о котором мы говорили выше. Именно в него в первую очередь заглянет проверяющий. Так как все действия заверяются подписями работника и гражданина, чаще всего журнал помогает понять реальную картину и оценить, насколько хорошо выполняется работа.
Основания для прекращения государственной социальной помощи
Прекращение социальной помощи возможно как по инициативе гражданина, так и социальной организации.
Так, например, человек теряет право на социального работника в том случае, если выясняется, что при подаче документов он сообщил неверные сведения – о составе семьи, доходах, состоянии здоровья. В этом случае ситуация будет пересмотрена, и, если нет оснований для оказания социальной помощи на дому, договор расторгнут.
Можно отказаться от социального работника и по собственной инициативе: например, если изменилась ситуация, в которой он требовался. Как вы помните, основанием сейчас служит не только возраст и инвалидность, но и попадание в сложную жизненную ситуацию – потеря работы, отсутствие источников дохода, серьезная травма и т. д. Подобные ситуации могут изменяться со временем, и, если гражданин понимает, что ему помощь больше не нужна, он может обратиться в Центр социального обслуживания с просьбой расторгнуть договор по причине того, что теперь он может организовывать свою жизнь и обслуживать себя сам.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
Как создать приемную семью
1. Что такое приемная семья?
Приемная семья — это один из видов опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (есть еще собственно опека (попечительство) и патронатное воспитание).
Отличие приемной семьи от простой опеки (попечительства) в том, что ребенка берут в семью на возмездной основе. При таком устройстве ребенка в семью между органом опеки и попечительства и приемным родителем (родителями) заключается срочный договор о приемной семье. Срок нахождения ребенка в приемной семье определяется договором.
В приемной семье, как правило, не может быть больше 8 детей, включая родных и усыновленных. При этом братьев и сестер можно взять на воспитание в приемную семью только вместе, за исключением тех случаев, когда раздельное воспитание служит их интересам.
Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей.
Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации.
Орган опеки и попечительства вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка, возвращения ребенка родителям либо его усыновления.
2. Кто может взять ребенка в приемную семью?
Приемными родителями могут быть оба супруга или один из них, а также те, кто в браке не состоит. Люди, не состоящие в браке, не могут опекать одного и того же ребенка.
3. Как найти ребенка?
Посмотреть анкеты детей, оставшихся без попечения родителей, вы можете онлайн. Сейчас в регионах есть территориальные банки данных о детях-сиротах (в Москве это сайт «Моя новая семья»), кроме того, существует федеральный банк. На этих сайтах вы можете ознакомиться с фотографиями детей, кратким описанием их характера, узнать о состоянии их здоровья.
Чтобы получить право доступа к полным анкетным данным, необходимо иметь заключение о возможности быть опекуном (попечителем) и встать на учет в выбранном органе опеки и попечительства, либо в региональном или федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Если при ознакомлении с полными анкетными данными о детях, вам понравится ребенок и вы захотите его посетить, вы сможете получить направление на его посещение с целью знакомства. Оно действует 10 рабочих дней со дня выдачи.
Вам не выдадут направление на посещение ребенка, если уже выдано направление другим людям или ребенок уже оформляется в семью.
Гражданам, лишенным родительских прав или ограниченным в родительских правах, гражданам, отстраненным от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывшим усыновителям, если усыновление отменено судом по их вине, информация о детях, оставшихся без попечения родителей, не предоставляется.
4. Как проходит встреча с ребенком?
Встреча с ребенком происходит в организации, где находится ребенок. Вас должны познакомить с ребенком и ознакомить со всеми его документами.
Факт ознакомления с медицинским заключением ребенка подтверждается в письменной форме. Вы имеете право также обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования ребенка. На медосмотре должен присутствовать сотрудник организации, в которой находится ребенок.
После встречи с ребенком вам необходимо сообщить оператору органа опеки готовы ли вы принять ребенка в семью. Если ребенок вам понравился, орган опеки начнет процедуру документального оформления приемной семьи (составляется акт о назначении вас опекуном (попечителем), осуществляющим свои обязанности возмездно).
5. Как заключить договор о приемной опеке?
В течение 10 дней после того, как вам выдадут акт о назначении вас опекуном (попечителем), осуществляющим свои обязанности возмездно, орган опеки и попечительства по будущему месту жительства ребенка должен заключить с вами договор о приемной семье.
В договоре должны содержаться сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие). Также в нем должны быть указаны: срок действия договора, условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей, права и обязанности приемных родителей, права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям, размер и периодичность денежного вознаграждения, а также основания и последствия прекращения договора.
В случае изменения места жительства ребенка этот договор необходимо будет расторгнуть и заключить другой — с органом опеки и попечительства по новому месту жительства ребенка.
Обратите внимание, решение о создании приемной семьи является исключительно компетенцией того органа опеки, который создает приемную семью и выплачивает вознаграждение приемным родителям.
6. Будет ли кто-то следить за тем, как воспитывается ребенок?
Да. После того как вы возьмете ребенка на воспитание в приемную семью, органы опеки и попечительства будут проверять, в каких условиях он живет и воспитывается. Проверки включают в себя оценку жилищно-бытовых условий ребенка, его состояния здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить его потребности развития. Плановые проверки проводятся:
Кроме того, если поступят жалобы о неисполнении или ненадлежащем исполнении приемными родителями своих обязанностей, орган опеки и попечительства может провести внеплановую проверку.
Также приемным родителям ежегодно нужно предоставлять в орган опеки и попечительства отчет о расходовании денежных средств, выделяемых на ребенка, и состоянии его имущества.
7. На какие выплаты можно рассчитывать?
Вы можете рассчитывать на следующие виды материальной поддержки:
Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье, определяются законодательством субъектов Российской Федерации и обязательно прописываются в договоре.
Усыновление, опека, патронат, приемная семья
Ребёнок-сирота – ребёнок в возрасте до 18 лет, у которого умерли оба или единственный родитель.
Ребёнок, оставшийся без попечения родителей – ребёнок в возрасте до 18 лет, который остался без попечения обоих или единственного родителя в связи с:
– лишением их родительских прав;
– ограничением их в родительских правах;
– признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях;
– объявлением их умершими;
– отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
– нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
– уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;
– отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;
– в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – лицо в возрасте от 18 до 23 лет, у которого, когда оно находилось в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель.
Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, – совокупная информация о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, включает в себя федеральный и региональный банки данных. Первоначально эти данные в виде анкет и фотографий детей формируются и передаются в региональный банк данных органами опеки и попечительства. Московский региональный банк данных находится в ведении Департамента семейной и молодежной политики города Москвы.
Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
– образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (детские дома, школы-интернаты, центры образования);
– учреждения социальной защиты населения (дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты);
– учреждения системы здравоохранения (дома ребенка).
Усыновление/удочерение – принятие в семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, на правах кровного. Ребёнок после усыновления получает все права родного – со всеми вытекающими отсюда обязанностями его родителей – и лишается льгот, которые он имел как сирота. Усыновление для родителей означает высшую степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие.
Опека и попечительство – форма обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты прав и интересов.
Патронатный воспитатель – совершеннолетнее дееспособное лицо, осуществляющее воспитание и защиту прав и законных интересов ребёнка на основании договора с органом опеки и попечительства о патронатном воспитании или о социальном патронате.
Приёмная семья – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребёнка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приёмными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).
Попечители – совершеннолетние дееспособные лица, выполняющие попечительские обязанности в отношении несовершеннолетних детей.
С ЧЕГО НАЧАТЬ
1. Граждане, желающие усыновить ребенка, оформить над ним опеку (попечительство), создать приёмную семью или стать патронатным воспитателем, обращаются в органы опеки и попечительства (муниципалитет) по месту жительства и заявляют о своих намерениях.
На первом приёме они получают разъяснения по вопросам, связанным с устройством ребёнка-сироты в свою семью на любую из перечисленных форм, и знакомятся с перечнем необходимых для этого документов, а именно:
– краткая автобиография;
– справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо декларация о доходах (действительна в течение года);
– копия финансово-лицевого счёта и выписка из домовой книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение (действительно в течение года);
– справка ОВД об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан (действительно в течение года);
– для лиц, желающих усыновить ребенка, – медицинское заключение о состоянии здоровья следующих специалистов: терапевта, инфекциониста, дерматовенеролога, фтизиатра, невропатолога, онколога, психиатра, нарколога (действительно в течение 3 месяцев);
– копия свидетельства о браке (если лица, желающие усыновить ребёнка, состоят в браке).
Собрав все перечисленные документы, граждане подают в орган опеки и попечительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем, опекуном, приёмным родителем или патронатным воспитателем.
Для подготовки заключения орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц, изъявивших желание принять ребёнка на воспитание в свою семью.
На основании перечисленных выше документов орган опеки и попечительства в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления готовит заключение.
В день первичного приема гражданин заполняет заявление и анкету установленного образца для постановки на учёт в качестве кандидата в усыновители или опекуны (попечители) и получает направление в родительскую школу для прохождения курса подготовки и получения консультаций по вопросам семейного воспитания ребёнка, оставшегося без попечения родителей.
2. После получения заключения усыновитель может обращаться по своему выбору в любой государственный орган на территории РФ, занимающийся оформлением детей, например:
– в органы опеки и попечительства муниципалитетов (контакты приведены ниже);
– к региональному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, города Москвы (Шаболовка, д. 48, тел. 958-18-72);
– к региональному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, Московской области (1-й Спасоналивковский пер., д.2, тел. (499) 238-04-65);
– к федеральному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (ул. Тверская, д. 11, тел. 629-08-84);
– при желании стать патронатным воспитателем следует обращаться в уполномоченные службы по патронату детских домов и школ-интернатов. Список детских домов и школ-интернатов, откуда можно взять ребёнка на патронатное воспитание, а также контакты служб приведены ниже.
3. Если усыновителей интересует конкретный ребенок, следует обращаться в органы опеки и попечительства того района, где проживает (находится в государственном учреждении) ребёнок.
ДАЛЬНЕЙШАЯ ПРОЦЕДУРА
Оператор ставит граждан на учёт и в течение 10 дней предоставляет информацию о детях согласно их пожеланиям. Если представленная информация о ребенке заинтересовала кандидата, ему выдается направление установленного законодательством образца на посещение ребенка, которое действительно в течение 10 дней. Если кандидат не заинтересовался предложениями оператора, то в каждые последующие 10 дней ему предоставляется новая информация.
В десятидневный срок после получения направления гражданин обязан письменно известить регионального оператора об итогах посещения учреждения (свое согласие или отказ от конкретного ребёнка).
В случае отказа региональным оператором продолжается работа по подбору ребёнка гражданину.
При положительном решении вопроса гражданин обязан в 10-дневный срок письменно проинформировать регионального оператора об:
УСЫНОВЛЕНИИ
После подбора ребенка кандидат в усыновители обращается в суд с заявлением об усыновлении ребенка. Орган опеки и попечительства по месту нахождения ребёнка готовит для суда заключение об обоснованности усыновления. Усыновитель может забрать ребёнка из учреждения после вступления решения суда в законную силу.
ОПЕКЕ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ)
После подбора ребенка кандидат в опекуны обращается в органы опеки и попечительства по месту нахождения ребенка с заявлением об оформлении опеки (попечительства), после чего руководитель муниципалитета издает соответствующее распоряжение. Опекун может забрать ребёнка из учреждения сразу же после подготовки распоряжения.
ОБРАЗОВАНИИ ПРИЁМНОЙ СЕМЬИ
После подбора детей для создания приемной семьи кандидат в приёмные родители обращается в орган опеки и попечительства по месту нахождения детей с заявлением о заключении договора о создании приемной семьи.
Если приёмные родители и дети (ребёнок) проживают на территории разных муниципалитетов, то возможно и заключение трёхстороннего договора между приёмными родителями и органами опеки и попечительства по месту проживания приёмных родителей и детей (ребёнка).
В заключение руководитель муниципалитета издает распоряжение о передаче детей (ребенка) в приемную семью.
Контактные телефоны:
ОТДЕЛ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА МУНИЦИПАЛИТЕТА БОГОРОДСКОЕ
(495) 603-27-08, (495) 603-27-09, 05
Телефон сотрудников отдела семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей,
Департамента образования города Москвы (Семеновская пл., д. 4): (495) 366-70-94
Прием корреспонденции (письма от организаций, обращения, заявления, жалобы от граждан) осуществляются через Общественную приемную:
График работы общественной приемной
понедельник с 8:30 до 12:00
вторник, среда, четверг с 8:30 до 12:00 и с 13:00 до 16:30
пятница с 8:30 до 12:00 и с 13:00 до 15:00