что такое патология в медицине определение
Патология
Полезное
Смотреть что такое «Патология» в других словарях:
патология — патология … Орфографический словарь-справочник
ПАТОЛОГИЯ — (греч., от pathos болезнь, и logos слово). Исследование о болезнях, их причинах и симптомах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАТОЛОГИЯ греч. pathologikon, от pathos, страдание, и logos, слово. Наука … Словарь иностранных слов русского языка
ПАТОЛОГИЯ — (от греческого pathos страдание, болезнь и. логия), область теоретической и клинической медицины, изучающая общие для различных болезней процессы, например воспаление, дистрофия, регенерация (общая патология), и отдельные заболевания (частная… … Современная энциклопедия
ПАТОЛОГИЯ — ПАТОЛОГИЯ, патологии, мн. нет, жен. (от греч. pathos болезнь и logos учение). 1. только ед. Наука о болезненных процессах в организме, исследующая все уклоняющиеся от нормы явления (мед.). Общая патология. Частная патология. 2. перен. Болезненное … Толковый словарь Ушакова
ПАТОЛОГИЯ — ПАТОЛОГИЯ, область медицины, изучающая болезни, их причины и изменения, которые они производят в КЛЕТКАХ, тканях и органах тела. Хотя патологи не задействованы непосредственно в лечении пациентов, их работа имеет огромное значение для понимания и … Научно-технический энциклопедический словарь
ПАТОЛОГИЯ — ПАТОЛОГИЯ, и, жен. 1. Наука о болезненных процессах в организме. Общая п. Частная п. 2. Болезненное отклонение от нормы. П. в поведении. | прил. патологический, ая, ое. Патологическая анатомия (раздел медицины, изучающий болезненные изменения в… … Толковый словарь Ожегова
ПАТОЛОГИЯ — жен., ·врач. наука о болезнях, свойстве, причинах и признаках их. гический, гичный, к сему относящийся. Патолог муж. ученый врач, особенно сведущий по сей части. Патогения жен. часть патологии, ученье о происхождении и о начале болезней. Толковый … Толковый словарь Даля
Значение слова патология
Словарь Ушакова
1. только ед. Наука о болезненных процессах в организме, исследующая все уклоняющиеся от нормы явления (мед.). Общая патология. Частная патология.
Антропологический толковый словарь
состояние организма резко отличное от нормы, оказывающее заметное негативное вличние на его жизнедеятельность и жизнеспособность.
Педагогический терминологический словарь
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 185)
Тезаурус русской деловой лексики
Syn: аномалия (кн.), отклонение, неправильность, ненормальность, анормальность (кн.)
Ant: правильность, нормальность
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
ПАТОЛОГИЯ, и, ж.
1. Наука о болезненных процессах в организме. Общая п. Частная п.
2. Болезненное отклонение от нормы. П. в поведении.
| прил. патологический, ая, ое. Патологическая анатомия (раздел медицины, изучающий болезненные изменения в организме путём вскрытия трупов, исследования удалённых при операциях органов и тканей).
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(от греч. слов pathos — болезнь и logos — изучение) — отдел медицины, изучающий сущность, причины и симптомы болезней. П. одна из самых древних наук, получившая весьма значительное развитие за многие века до Р. Х. П. подразделяют на общую и частную. Первая отыскивает и устанавливает законы, по которым совершаются всевозможные уклонения от нормы; она изучает род болезненных типов. Частная П. изучает всевозможные болезненные состояния, смотря по различным органам, возрастам и даже полам. Прежде поэтому различали П. внутренних болезней (внутреннюю медицину, pathologie interne, Innere Krankheiten) и П. наружных болезней — хирургию (pathologie externe). Но с развивающимся все более и более успехом наук стали подразделять эти две главные группы на целый ряд мелких отделов: гинекология, педиатрия, отиатрия, офтальмология, дерматология, сифилидология, хирургия, ринология, психиатрия и др. Каждая из этих отраслей наук описывает соответственные отдельные болезни. В отличие от частной, общая П. оставляет совершенно в стороне описательную сторону этих явлений; она не рассматривает в частности отдельных видов болезней со всеми их признаками и условиями, которые могут вызвать каждый частный вид заболевания. Она исходит от функции каждого органа или каждой системы тела и определяет в каждом болезненном явлении, в чем заключается уклонение от нормального жизненного процесса. По отношению к различным отделам частной П. она является общей в смысле объединения однородных процессов; по отношению к физиологии, изучающей функции здорового организма, она является патологической физиологией.
До второй четверти настоящего столетия общая П. совершенно лишена была экспериментального характера и была ничем иным, как чисто метафизическим толкованием сущности и причин болезней. Лишенная устойчивых основ, общая П. со времени Гиппократа являлась смесью самых противоположных учений. Отраслью положительного знания общая П. становится лишь со второй четверти настоящего столетия, со времени открытия клетки, т. е. с того момента, когда явилась возможность в измененной морфологии клеток находить материальный субстрат для различных болезненных явлений. Чем больших успехов достигала физиология, тем более точные данные вырабатывала и общая П. В настоящее время она представляет чисто экспериментальную науку, изучение которой мыслимо только в лабораториях. Громадную заслугу в ее развитии, начиная со второй половины настоящего столетия, имели немецкие ученые: Вирхов, Конгейм, Самуэль, Либермейстер и др.; во Франции труды физиологов Клода Бернара и Лонже также внесли много света в сущность болезненных процессов, происходящих в организме. В России общая П. занимает высокое положение в числе ее представителей выдаются Лукьянов, Пашутин, Подвысоцкий и др. Особенно ценные работы по общей П. выходят из института экспериментальной медицины в СПб. под руководством профессоров Лукьянова, Ненцкого, доцентов Ускова, Виноградского и др. В настоящее время работы русских врачей по общей П. печатаются как в «Архиве биологических наук», издав. институтом, так и в «Русском архиве П., клинической медицины и бактериологии», издающемся под ред. проф. Подвысоцкого в Киеве.
Что такое патология в медицине определение
Процесс развития человека сопровождается взаимодействием социальных и биологических факторов, поэтому необходимо изучать проблему нормы и патологии как особую форму адаптации человека. Человек, являясь существом биосоциальным, подвергается влиянию внешних факторов, поэтому невозможно найти постоянные критерии, которые позволили бы с достаточной степенью вероятности и точности определить различия между ними. Терминологическое описание понятий «норма» и «патология» позволяет оценить не только общее в этих понятиях, но и их различия, а это, в свою очередь, имеет немаловажное значение в практике врача.
Норма и патология – сопоставимые непротивопоставляемые категории. За этим выводом следуют серьезные следствия не просто для их понимания, но и овладения ими с разработкой и практическим внедрением наилучших из возможных стратегий помощи каждому нуждающемуся [9].
В этой связи, как отмечает философ В.П. Петленко, наиболее логичным можно считать определение патологии в отношении нормы, которая рассматривается как «интервал ограниченного функционирования, имеющий подвижные границы, в рамках которых сохраняется оптимальная связь со средой и согласованность всех функций организма». Следовательно, «норма» не является абсолютной величиной; она видоизменяется со сменой возраста, пола, окружающей среды. Таким образом, отклонения от нормы следует рассматривать как патологию, где граница между нормой и патологией весьма динамична и субъективна. Необходимо в каждом конкретном случае определить систему параметров оценки оптимального состояния человека, которые помогут выявить норму и патологию [5].
В современной медицине понимание нормы как среднестатистического варианта стало основным и широко распространенным. Понятие нормы тесно связано с категорией меры. Эти два понятия в медицинской практике часто оказываются синонимичными, хотя между ними можно обнаружить много различий. Если мера охватывает всякое единство количественных и качественных показателей объекта, то норма характеризует лишь определенное их единство [6, 7].
Так, здоровый и больной организмы обладают своей мерой; тем не менее, функционирование больного организма, его работа не является нормальной. Следовательно, понятие нормы лишь в некоторых случаях имеет идентичный смысл с категорией меры, в других случаях оказывается более частным понятием [2].
Нормой, как известно, называют среднеарифметическую величину, однако вариационный ряд, кроме среднеарифметической, характеризуется многими другими величинами, где норма включает в себя серию отклонений от этой величины в известном диапазоне. Нередко молодой неопытный хирург может ошибиться, приняв за патологию один из многообразных индивидуальных вариантов нормы. Примером могут служить разнообразные анатомические расположения червеобразного отростка в брюшной полости. И таких примеров в медицинской практике множество.
Многие ученые считают нормой средний, наиболее распространенный тип, полагая, что различные индивидуальные вариации только осложняют ее понимание и затрудняют работу по выработке стандартов, принятых в медицине [3].
Нормативы в науке зависят от уровня познания объективных норм, где нередко сознательно отвлекаются от существующего многообразия явлений и устанавливают определенную схему (классификацию), в известной мере, произвольно в целях регламентации чего-либо или для удобства! Даже стандартная схема операции в хирургии может рассматриваться как ее норматив, хотя реальная норма, с которой имеет дело хирург, не укладывается в рамки нормативов, приведенных в справочниках. На практике данные методических пособий очень необходимы в работе, но они должны преломляться сквозь призму индивидуального подхода к лечению и обследованию больного, что является аксиомой в медицине [1,8].
Понятие нормы широко распространено в социальных науках (моральные, социальные, юридические и др.), но оно, безусловно, имеет свою специфику. В социальных науках норму понимают как идеал. Если норма – это те массовые, установившиеся показатели, сложившиеся уже давно и бытующие в действительности, то идеал – новая, зарождающаяся высшая норма, которая еще совершенно отсутствует в действительности или существует в качестве единичного образца. Разумеется, нельзя в таких случаях проводить абсолютную грань между ними, поскольку идеал вызревает на реальной почве существующих противоречий и реализация идеала является превращением в норму. Мы живем во времена, когда идет интенсивная переоценка норм и нормативов, а до идеала еще пока далеко.
Процесс познания непрерывен: постоянно изменяется содержание понятия нормы; обогащаются, расширяются, уточняются данные о нормальной жизнедеятельности.
Большие затруднения возникают при раскрытии нормы и аномалий. Противоречивость нормы связана системной подчиненностью живых клеток организма (органы, ткани и т.д.), что является нормальным для одной формы организации, а для другой аномальным. Трудность раскрытия понятия нормы еще обусловлена сложностью изучения их взаимоотношений в различных системах. Если норму ограничить строго, то не охватываются противоречивые процессы, которые в одних случаях входят в норму, а в других – переходят в зону аномалии. Кроме того, трудно строго определить норму, так как она лабильна по времени и специфична для различных периодов развития (онтогенеза). В медицине все более осознается объективно-диалектическая природа связи нормы и патологии для воспроизведения и оценки нормальных и аномальных процессов. От клинициста требуется осознанное применение диалектики.
Понятие нормы может быть раскрыто лишь как процесс, как развивающееся понятие вместе с развитием медицинской науки, так как оно не поддается раз и навсегда однозначной трактовке.
В медицине давно утвердилась тенденция в комплексном изучении человека с помощью разноплановых методов из многих наук. И этот путь единственный в осознании теории о норме, а значит и в разработке самого понятия нормы. Следовательно, чтобы определить нормальное состояние и развитие человека, необходимо выявить общие закономерности нормального развития живой системы.
Медицина тесно связана со всеми системами биологических знаний. Биологическое состояние организма оказывает влияние на личность, ее социальные позиции и ролевые функции. Норма и болезнь – всегда есть суть биологического состояния человека [7, 8]. Личность в определенной степени, как правило, претерпевает перестройку вследствие болезни, а болезнь организма детерминирует всегда перестройку личности. Противоположностью нормы является патология, а для клиницистов важна динамика этого перехода. Основная задача нормологии и патологии заключается в исследовании динамики перехода, их единства, в определенном отношении тождество, идентичность и в то же время различие, противоположность, качественное своеобразие.
Кроме существующих объективных трудностей познания, переходов есть и терминологические разногласия, отсутствие четких методологических критериев их различия. Норма и патология – непосредственный переход друг в друга. В теории патологического механизма заболевания или выздоровления имеется наличие диалектических переходов нормы в патологию и наоборот. Методологической основой правильного понимания взаимного перехода является положение о тождестве противоположностей. «Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают (становятся) тождественными противоположности, – при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга», – писал В.И. Ленин [4]. Очевидно, и норма, и патология как процессы, как состояния объективно имеют степени различия, ступени развития.
Таким образом, в истории медицины тесно переплетаются проблемы нормы и патологии. Норма рассматривается как некое гармоничное целостное единство организма; патология – как результат дисгармонии, нарушение этой целостности. Причины гармонии и дисгармонии самые различные: как материалистические, так и противоположные им. Но всегда прослеживается связь общемедицинских взглядов на норму и болезнь с философскими взглядами.
Что такое патология в медицине определение
Понятия «Норма» и «Патология» в лабораторной диагностике
Информация, которую получают, анализируя биоматериал пациента, основана на выявлении в образце определенного вещества, так называемого аналита, являющегося показателем функционирования органа или системы органов человека. После выполнения исследования полученный результат сравнивают с нормативными показателями, то есть показателями, принятыми за нормальные.
Что такое «нормативные» показатели, т.е. «норма»?
Это показатели, выявляемые у здоровых людей. Однако нужно понимать, что эта группа крайне неоднородна, что обусловлено индивидуальными физиологическими особенностями людей, входящими в нее, их отличиями по полу, возрасту, особенностями метаболизма и др. Есть отдельные физиологические состояния (детство, пожилой и старческий возраст, беременность), которые настолько отличаются по своим метаболическим параметрам, что для них разрабатываются специальные нормативы.
Откуда берутся нормативы?
Их определяют опытным путем, измеряя тот или иной аналит в больших группах людей, специально отобранных по возрасту, полу, физиологическим параметрам. Полученные значения усредняют, рассчитывая при этом стандартные отклонения от средней величины. При этом говорят уже об определенном диапазоне значений, в котором лежат нормальные, то есть референтные (учитывая относительность понятия «нормы») величины. В связи с этим термин «норма» в последнее время стал утрачивать былое значение. Вместо него введено понятие референтных (референсных) значений, когда результаты конкретного пациента сравнивают с референтным диапазоном значений.
Данный термин считается более точным, поскольку дает представление о возможных «нормальных» отклонениях лабораторного показателя и в то же время подчеркивает относительность этих значений, то есть ограничивает область его применения определенной группой людей.
Интерпретация полученных результатов. Норма или патология?
При установлении референтного интервала используют методы математической статистики, согласно которым в интервал попадают значения того или иного показателя у 95 % здоровых людей. И НЕ попадают значения оставшихся 5% здоровых, интерпретированных как вышедшие за пределы референтного диапазона, и, следовательно, отнесенных к патологическим значениям. Это необходимо учитывать при интерпретации результатов. А объясняется это условностью разделения популяции людей на «больных» и «здоровых».
Кроме того, существует четкая зависимость целого ряда лабораторных показателей от биологических ритмов человека, времени суток, пищевого и питьевого режима, что не всегда можно учесть при определении референтного диапазона. Из этого можно сделать вывод, что пределы нормальных значений могут варьировать. Поэтому, то, что является «нормой» для одних, для других будет определяться как «патология». Следовательно, пределы референтного диапазона не являются абсолютными показателями здоровья или болезни.
С другой стороны, любое заболевание, как правило, развивается незаметно, характеризуясь постепенным нарастанием отклонений показателя от «нормы» по мере прогрессирования заболевания. Отсюда становится понятной важность оценки динамики изменений данного конкретного лабораторного показателя именно у этого пациента.
«Серая» зона
В жизни «здоровые» и «больные» люди перемешаны в общей популяции, в связи с чем интерпретация значений затрудняется, поскольку их показатели перекрываются. Для разных групп пациентов величина такого «перекреста» сильно варьирует. Область значений, в которой перекрываются показатели «больных» и «здоровых» лиц называют зоной неопределенности или «серой» зоной. Она существует для целого ряда лабораторных методик. При попадании результата в «серую» зону, результат не может быть однозначно отнесен ни в зону нормальных, ни в зону патологических значений и рассматривается как сомнительный.
В таком случае рекомендуется повторить исследование через 2 – 4 недели после получения сомнительного результата и оценить динамику показателя. Другой рекомендацией в такой ситуации может также стать использование дополнительного, более чувствительного метода, который поможет более однозначно отнести результат в зону нормальных или патологических значений.
Нужно учитывать также и то, что референтный диапазон может быть довольно широким. И тогда падение показателя в пределах диапазона может не обратить на себя внимания врача, но для конкретного пациента оказаться клинически значимым и даже критическим.
В этой связи все чаще встречается подход, когда наиболее значимыми референтными величинами для конкретного пациента будут считаться стабильные результаты его лабораторных исследований за предыдущие годы.
Диапазон референтных значений
Результаты некоторых видов лабораторных исследований выдаются пациенту в виде «обнаружено» или «не обнаружено». Такие исследования называются качественными. Например, результат «обнаружено» при исследовании антител к вирусу гепатита В, говорит о том, что такие антитела есть в крови пациента, и это может свидетельствовать о текущей или перенесенной инфекции.
В некоторых случаях, например, при диагностике инфекций, результат может быть выдан в виде титра, то есть в полуколичественном выражении. При оценке результатов в титрах важна оценка динамики показателя. Так, например, нарастание титра антител от 1:100 до 1:400 может свидетельствовать именно о текущем инфицировании.
Почему диапазоны референсных значений могут отличаться у разных лабораторий?
Диагностические лаборатории используют для выполнения анализа разные виды лабораторного оборудования и лабораторные технологии, спектр которых в настоящее время очень широк, работают на реагентах разных производителей, и могут использовать отличные от других лабораторий методы исследований.
В связи с этим каждая лаборатория указывает на бланке результатов свои диапазоны референтных значений, при установлении которых учитывает не только общепринятые стандарты, но и особенности работы используемой аппаратуры, применяемые методы диагностики и единицы измерения.
Именно поэтому диапазоны референтных величин для одного и того же лабораторного теста могут варьировать у разных диагностических лабораторий, и такого понятия как «единый» референтный диапазон не существует. Оценивая результаты лабораторных исследований, лечащий врач должен обращаться к диапазону референтных значений той лаборатории, в которой выполнялся анализ. Для того, чтобы интерпретация результатов была корректной, прослеживалась их сопоставимость, особенно при повторных исследованиях, целесообразно выполнять исследования в той же лаборатории и, по возможности, при прочих равных условиях.
Факторы, влияющие на результат лабораторных исследований
И врачи-клиницисты, и пациенты должны понимать, что существует целый ряд факторов, способных влиять на результаты лабораторных тестов, искажая объективную картину состояния здоровья пациента. Некоторые из них можно контролировать, сведя к минимуму их возможное негативное воздействие на конечный результат исследования.
В числе таких факторов условия и способ взятия биологического материала, доставки и хранения проб, пищевое поведение пациента, правильность идентификации проб в лаборатории.
Тяжёлая физическая нагрузка может вызвать повышение уровня некоторых ферментов (АЛТ, АСТ, ЛДГ, креатинкиназы), изменение уровня различных субстратов крови (глюкоза, мочевина и др.), увеличить выделение белка с мочой. Кроме того, у людей, на протяжении длительного времени активно занимающихся спортом, например, бегом на длинные дистанции или тяжелой атлетикой, может быть увеличен уровень тестостерона и лютеинизирующего гормона (ЛГ), изменены показатели эритропоэза.
Для ряда гормональных исследований важно учитывать фазу менструального цикла у женщин, а потому следует заранее уточнить у врача оптимальные дни сдачи крови для определения уровня ФСГ, ЛГ, пролактина, прогестерона, эстрадиола и некоторых других гормонов.
Время суток при взятии пробы особенно значимо в случае необходимости определения уровня кортизола, тиреотропного гормона и некоторых других аналитов. При этом следует иметь в виду, что референтные значения – границы «нормы» лабораторных показателей, обычно, отражают статистические данные, полученные в стандартных условиях при взятии крови в утреннее время.
Таким образом, существует целый ряд причин, по которым результаты анализа могут выйти за пределы установленного референтного диапазона, даже если человек абсолютно здоров. Поэтому, если пациенту известны какие-либо объективные обстоятельства, которые могли бы повлиять на результаты исследований, следует сообщить о них лечащему врачу.
Приведённые примеры свидетельствуют о том, что для адекватной оценки результатов лабораторных тестов, а также последующего принятия врачом на их основе верных клинических решений в отношении пациента, необходим комплексный подход, учитывающий всё многообразие факторов, которые могут влиять на точность и правильность полученных данных. Клинические выводы и решения, принимаемые по результатам лабораторных анализов, будут верными лишь в том случае, когда различные преаналитические и аналитические факторы в достаточной мере стандартизованы и наиболее полно учтены.
Центр лабораторных технологий «АБВ» оснащен новейшим автоматизированным оборудованием, позволяющим проводить широкий спектр общеклинических, биохимических и других анализов. У нас проводятся гематологические, иммунологические, гормональные, коагулогические, цитологические, микробиологические и другие лабораторные исследования, полный перечень которых представлен в левом меню.
Использование в работе высокотехнологичного оборудования из США, Японии, Швейцарии, Франции, Германии, многоуровневый контроль качества проведенных исследований, богатый накопленный опыт сотрудников – все это позволяет нам сохранять высокий стандарт лабораторной диагностики, гарантируя вам получение достоверных результатов в кратчайшие сроки!
Лаборатория центра работает с понедельника по пятницу с 07.30 до 18.00, в субботу с 08.00 до 13.00, воскресенье – выходной.
Медицинские интернет-конференции
Языки
Норма и патология: к вопросу репрезентации здорового и болезненного состояния человека
Резюме
Ключевые слова
Статья
Норма и патология: к вопросу репрезентации здорового и болезненного
состояния человека
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. Разумовского Минздрава РФ
Кафедра русской и классической филологии
Понятие нормы относится практически ко всем аспектам картины мира: естественным родам, выведенным культурам, артефактам, природным или социальным явлениям, поведению людей в быту и в профессиональной деятельности. Понятие нормы широко используется в языке медицины, изучающей организм человека и механизмы его функционирования.
В этой связи норму можно рассматривать как оппозицию норма/система и норма/аномалия. Это обусловлено семантикой слова «норма»: 1) норма как образец, стандарт, эталон; 2) норма как общепринятый естественный порядок организации, распространенный обычай.
Большое значение имеет данное противопоставление и функционирования организма человека и протекания в нем различных процессов. В этой связи можно наблюдать движение от нормы-эталона к норме-предписанию и наоборот.
Сближению нормы-эталона и нормы-стандарта способствуют положительный генетический фонд, благоприятные экологические, социальные и профессиональные условия, высокий уровень жизни, комфортный быт, возможность получения своевременной и качественной врачебной и профилактической помощи.
В аспекте норма/аномалия (норма/патология) на норму следует смотреть как на центральную и наиболее важную точку отсчета нормального (естественного) функционирования организма, по отношению к которой выстраивается цепочка показателей здоровья/нездоровья человека:
меньше нормы ← норма (соответствующий норме) →больше нормы.
В понятии нормы выделяют три компонента: 1) отношение к заведенному порядку вещей, 2) отношение к понятию должного (деонтологические нормы). 3) отношение к системе ценностей.
Больной человек психологически перестраивается. Он, напротив, обеспокоен либо возникшим общим непривычным состоянием организма, либо появившейся болью в какой-либо области тела, всяческими попытками устранить нарастающий дискомфорт,
боль. Прежде всего, больного волнует нарушение привычного уклада жизни, возникшая временная нетрудоспособность, боязнь обращения к врачам, неосведомленность о своем диагнозе, ожидание назначения курса лечения, длительность этого курса и материальные затраты, необходимые для эффективного восстановления организма. Человек ищет причины болезней и не задумывается над тем, почему он здоров. Существует группа пациентов, которая ну занимается профилактикой, не любит обращаться к врачам, порой затягивая лечение весьма опасных заболеваний.
(отклонение от нормы)».
Концепт «Здоровье» в русском языке имеет ряд значений. 1) нормальное состояние организма, при котором правильно действуют все его органы (Вредно для здоровья. Забота о здоровье. Укреплять здоровье. Потерять здоровье. Поднять тост за чьё-либо здоровье. Здоровье детей. 2) Самочувствие, то или иное состояние организма (Жаловаться ни здоровье. Слабое здоровье. Могучее здоровье. Спросить о здоровье детей. Состояние здоровья. О Ваше здоровье! За Ваше здоровье!).
Здоровье в русском языке имеет как положительные, так и отрицательные характеристики: 1) сильное здоровье, хорошее здоровье, стабильное здоровье, прекрасное здоровье. превосходное здоровье, завидное здоровье, отменное здоровье, невиданное здоровье, богатырское здоровье, здоров как бык: 2) слабое здоровье. нестабильное здоровье, подорванное здоровье, никудышное здоровье,
Здоровье вступает в оппозицию здоровье/болезнь (Без болезни и здоровью не рад. Психиатрия не является ни здоровьем, ни болезнью) и здоровье/нездоровье (Он жаловался на нездоровье. Она ушла с работы из-за нездоровья. Ему не хотелось даже быть здоровым, потому что исчезало само представление о здоровье, да и о нездоровье тоже. Здоровому и нездоровье здорово, а нездоровому и здоровье нездорово.
Анализ оценок относящихся к психофизическим параметрам человека позволяет обнаружить вариативность понятия нормы. Выделяются следующие виды норм: видовая норма, норма пропорции, норма ожидания и ситуативная норма (норма пригодности).
Несоответствие по размеру может быть определено и через аппозицию перебор/ недобор. Норма и аномалия не разделены глухой стеной. Если рассматривать понятие «нормы» безотносительно к характеру отклонений, то оно варьируется по следующим основным признакам: 1) возможность/невозможность отклонений (абсолютность/относительность норм), 2) социальность/естественность («рукотворные»/«нерукотворные» нормы), 3) позитивность/негативность (рекомендательные/запретительные правила), 4) растяжимость (вариативность) /стандартность (среднестатистические/точные нормы), 5) диахронность/синхронность (закономерность развития/правила функционирования), 6) престижность / непрестижность (для социальных норм).
В русском языке самым употребительным словом, подчеркивающим патологические изменения в состоянии здоровья является прилагательное «болезненный».
Причем, оно употребляется как при появлении самых первых едва заметных признаков ухудшения состояния здоровья человека, так и при констатации запущенных, хронических, многолетних патологий. Приведем примеры: 1) У Вас болезненный вид. У нее появился болезненный румянец. У Ивана Ивановича болезненное выражение лица. 2) У Петровых болезненный ребенок. Он болезненный с рождения. Болезненным он стал после операции. Болезненным он себя считает с пятидесяти лет.
В речи часто встречаются краткие прилагательные: болезнен, болезненна, болезненно, болезненны, а также наречие «болезненно».
Специалист в области лечебного дела профессионально вынужден воспринимать реальный мир по линии «врач-пациент» и, прежде всего, замечать не плюсы, а минусы в состоянии здоровья человека, хорошо разбираться в малейших отклонениях от нормы и
Специалист в области лечебного дела никогда не выступает в роли простого наблюдателя. Он со всей профессиональной ответственностью дает оценку общей ситуации и состоянию здоровья конкретного человека. В медицинском дискурсе распространенной является оценка по трем основаниям: 1) типичный/нетипичный; 2) важный/неважный; 3) хорошо/плохо. Все эти оценочные основания находят отражение в оказании своевременной эффективной помощи больному.