что такое пассионарность по гумилеву простыми словами
Что такое пассионарность простыми словами
В последние годы в различных местах возможно услышать термин «пассионарность». Число смелых проектов, которые, на первый взгляд противоречивы благоразумию, систематически повышается. Довольно часто возможно увидеть граждан, которые смогут взяться за негосударственное, но хорошее, оптимальное и в действительности увлекательное, говорящие нечто поразительное о пути, назначении и таланте…
Пассионарность простыми словами — это состояние людей, характеризующееся вожделением работы для изменения окружающего мира, а также и социума. Настолько сильным вожделением, что на задний план уходят такие термины, как инстинкт самосохранения. Вспышки рискованности, которые имеют циклический характер и, соответственно, увеличения количества пассионариев — явление, корни, возможно, лежат в состоянии окружающей нас биосферы.
Кто такой пассионарный человек
Пассионарий – это человек, наделённый избыточной энергией, инициативный, отчаянный, увлечённый и даже помешанный, восприимчивый на самоотверженное поведение из-за достижения поставленной цели.
Для него не существует понятия цены результата, он ничего и никого не пожалеет из-за выполнения миссии, даже самого себя. Из окружающей среды он обретает много энергии, и в комплекте этой энергии со своей собственной, он сможет буквально сдвигать горы и изменять мир.
Пассионарный человек сможет владеть даже минимум способностями, может быть огромным и низеньким, страшным и неотразимым, абсолютно разным.
Такой человек неспособен существовать тихо, ежедневными хлопотами без занимающей и притягивающей миссии – он готов проявлять героизм и невзирая на цену. Причём жертвовать готов не лишь собственной жизнью, но и остальных. Вероятны, помимо всего «перегибание» и «перегревы», когда рискованность выходит из-под контроля разумности и из силы творческой перерастает в разрушительную. Судя по всему, следует дополнить, что грамотнее называть пассионариев не «ведущими», а «подталкивающими», «покачивающими» и не каждого вождя считать пассионарием.
Пассионарный человек сможет действовать как во имя добра, так и во имя зла, нет никаких критериев, кроме того, что ради цели он ничем не поступится. В качестве всемирно популярных пассионариев выступают философ Иммануил Кант, мореплаватель и первооткрыватель Америки Христофор Колумб, известный физик Исаак Ньютон, полководец и император Наполеон Бонапарт, ключевая фигура российской истории Пётр I, французская национальная героиня Жанна Д’Арк, великий учёный Михаил Ломоносов, в том числе Адольф Гитлер.
Кто и когда придумал термин
Понятие введено известным отечественным учёным и мыслителем Львом Николаевичем Гумилёвым, который описывает психологический и социальный тип энергичных романтиков, творцов, отважных людей, появляющихся в различной пропорции на различных этапах исторического цикла этногенеза.
@kitaphane.tatarstan.ru
Одним из важных понятий такой теории считается пассионарность.
Пассионарная теория этногенеза
Согласно этой теории население разделяется на 3 типа: гармоничные, пассионарные, субпассионарные люди. Гармоничные — это те, кто довольно неплохо трудятся для выживания в обычных условиях (нерискованных). Они существуют на сохранение общественной системы (Гумилёв применял в своих разработках системный подход, и главным объектом анализа у него была этническая система). Пассионарные люди же трудятся не лишь на сохранение, но и на развитие этнической системы. Они хорошо работают в рискованных условиях. Помимо этого, владеют умением заражать своей энергичностью окружение (это состояние называется пассионарным возбуждением). Средства при возможности откладывают, область нахождения стараются увеличить. А субпассионарные — это те, кто трудится слишком мало, для содержания себя и своих родных. Существуют за счёт тунеядства и сбережений (если они имеются).
Что такое пассионарность и кто такой пассионарий
Пассионарность — означает сверхэнергичность.
Пассионарий — это человек, наделённый избыточной энергией, импульс которой превышает импульс инстинкта самосохранения, вследствие чего пассионарий способен пожертвовать своей жизнью ради идеи.
«Пассионарность, – писал Гумилёв, – это непреоборимое внутреннее стремление (чаще неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели. Цель эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни соплеменников и современников».
Пассионарии – особи, обладающие врожденной способностью абсорбировать из окружающей среды энергии больше, чем это требуется для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по изменению окружающей среды. Причем, психическая и интеллектуальная активность требует затрат энергии точно так же, как и физическая, только эта энергия пребывает в иной форме и ее труднее регистрировать и измерять.
Пассионариев в составе этноса всегда меньшинство,
но они составляют тот стержень, на котором держится вся этническая система
«Это мотор, который всё двигает». Конечно, писал Гумилёв, пассионарность является отклонением от видовой нормы, это, вероятно, мутация, но мутация маленькая, не приводящая к патологии. Хотя нормальные люди (которые считают, что если уж рисковать жизнью, то за большие деньги) часто называют пассионариев фанатиками и сумасшедшими.
Гумилёв вспоминал, что когда он впервые выступил с описанием этого феномена, то его сразу же обругали в журнале «Вопросы истории» и обвинили в отходе от материализма. А потом вызвали на редколлегию и спросили: «Что это за качество, которое вы называете «пассионарность», и которое мешает людям устраивать свою жизнь наилучшим образом?
Я им стал объяснять – долго, научно. Вижу – ни бум-бум не понимает эта редколлегия.
Мне говорят: «Ну, ладно, хватит, хватит», – мол, не умеете объяснять.
«Нет, сейчас, минутку! Поймите, не все люди шкурники! Есть люди, которые искренне и бескорыстно ценят свой идеал и ради него готовы пожертвовать жизнью. И если бы этого не было, то вся история пошла бы по-иному!» Они говорят: «А, это оптимизм. Это хорошо»…
Пассионарность проявляется в различных чертах характера. Это может быть
«Пассионарность отдельного человека может сочетаться с любыми способностями: высокими, средними, малыми, она не зависит от внешних воздействий, являясь чертой психики данного человека; она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушения, благо и зло, исключая только бездействие и равнодушие», – писал Гумилёв.
То есть, пассионарием может быть и великий полководец, и жертвенный учёный, и разбойник, и революционер-нигилист.
Гитлер тоже был пассионарием, со своей иллюзорной идеей. Гумилёв дает этому явлению следующее объяснение: «…всякая энергия имеет два полюса и пассионарная энергия (биохимическая) – не исключение. На этногенезе биполярность сказывается тем, что поведенческая доминанта может быть направлена в сторону усложнения систем, то есть созидания, или упрощения их». Например, идеология нацизма ставила своей целью истребление и порабощение большинства народов, как неполноценных, а это означало упрощение сложной многообразной планетарной системы состоящей из разных государств, этносов, культур, религий. Гитлер был типичным пассионарием с отрицательным знаком. К такого рода пассионариям можно отнести и многих лидеров революционного марксизма, и современных финансовых глобалистов, поскольку в их идеологиях прямо говорится о слиянии всех наций и культур на планете Земля в одну глобальную этнокультурную кашу…
Чтобы проиллюстрировать феномен пассионарности Гумилёв приводит в пример двух пассионариев с высокой степенью пассионарности – Александра Македонского и Наполеона Бонапарта. Достигнув вершин власти, они имели всё: деньги, славу, почитание. Почему они не сидели у себя дома и не наслаждались жизнью? Зачем им нужно было бросать свои армии в ненужные, бессмысленные походы (Индийский – Александра, Русский и Испанский – Наполеона). Для большинства современников, писал Гумилёв, стимул их деятельности оставался загадкой. Когда после завоевания почти всей Азии Александр вторгся в Индию, его солдаты и полководцы не выдержали: «Царь, куда ты нас ведёшь? Зачем нам эти индусы? Мы даже добычу, которую здесь берём, не можем отправить домой в Грецию. Нас здесь всех перебьют, веди нас назад… Царь, мы тебя любим, но хватит!» Назад вернулись немногие, а сам Александр умер в дороге.
Когда Наполеон проиграл, и русские войска в 1814 году входили в Париж, французские буржуа кричали: «Мы не хотим войны! Мы хотим торговать!»
Что же заставляло этих людей, Наполеона и Александра, действовать так неразумно? Только одно – неуёмная жажда действия.
Ярко выраженные пассионарии:
Однако пассионарны могут быть не только великие полководцы, герои, правители. «Лидеры-пассионарии, – говорил Гумилёв, – лишь видимая верхушка пассионарных людей этноса». Простой солдат тоже может быть пассионарным. Например, Василий Теркин у Твардовского – типичный пассионарий. Так же как и бронебойщик Лопахин у Шолохова. Люди такого типа не столько «ведущие», сколько «толкающие» всех остальных. Они как бы «заводят» окружающих своей избыточной энергией.
Пассионариями были землепроходцы, монахи-миссионеры, купцы-путешественники. Например, простые византийские монахи доходили с проповедью православия до Китая. Они подвергались постоянной опасности на этом пути, многие погибли, но они все равно шли и шли, и ничто не могло их остановить. Множество пассионариев мы видим среди творческих людей – художников, писателей и поэтов: «Талант – это пассионарность на индивидуальном уровне».
В целом пассионарии характеризуются явным преобладанием социальных (лидерство) и идеальных (религия, идеология, культура) потребностей над биологическими, хотя и биологические потребности могут быть ярко выражены.
Пассионарность обладает одним важным свойством – она заразительна. Это значит, что люди нормальные (а в ещё большей степени – импульсивные), оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя как пассионарии. Это издавна использовалось в военном деле. Пассионариев или собирали вместе и формировали из них ударные части, или распределяли в массе солдат, чтобы поднять их воинский дух. Практика показывает, что два-три пассионария могут поднять боеспособность целой роты (100 – 120 чел.). (Ну, а когда пассионариев не хватает, в дело вступают заградотряды.)
С чем связана такая индукция пассионарности? Видимо, всё с тем же силовым полем (биополем) пассионария, которое Гумилёв называл пассионарным полем. Когда сегодня говорят о харизме – имеют в виду именно это явление.
Гумилёв приводит такой пример. В 1880 году Ф. М. Достоевский произнёс свою знаменитую речь о Пушкине. Успех был, по воспоминаниям очевидцев, грандиозным, несколько человек упали в обморок. Однако в чтении эта речь особого впечатления не производит. Видимо решающим был эффект личного воздействия Достоевского на собравшихся людей.
Но откуда берутся пассионарии? Гумилёв выдвигает гипотезу о том, что пассионарии появляются в результате мутаций, которые, в свою очередь, происходят под воздействием каких-то космических излучений – пассионарных толчков. Они довольно редки (2 – 3 за тысячелетие) и располагаются по поверхности Земли узкими полосами шириной около 300 километров: «Словно кто-то стегает по планете плетью». Эти полосы никогда не переходят на обратную сторону земного шара.
Если линия пассионарного толчка затрагивает два или более этноса, находящихся в статическом состоянии (или, значительно реже, динамичных), которые проживают на стыке разных природных ландшафтов, то рождается новый этнос.
«Каждый пассионарный толчок, – говорил Гумилёв, – перемешивает население; в результате, как из перемешанной колоды карт, создается новая комбинация».
Например, великороссы или русские, родились от трёх основных родителей: восточных славян, финно-угров и татар, плюс немного литовцев и половцев. Малороссы или украинцы – от славян, кочевников-торков, половцев, (плюс литовцы и крымские татары). Белорусы – в основном от славян и литовцев. Белорусы жили в лесах и болотах, поэтому этническое смешение было сравнительно небольшим: белорусы «по крови» ближе всех к предкам-славянам.
Гумилёв говорил: «Человек является частью биосферы… Это не только биомасса всех живых существ, но и продукты их жизнедеятельности: почвы, осадочные породы, кислород… Мы черпаем из двух источников – трупов животных, растений, микроорганизмов, и из воздуха – мы дышим кислородом.
А с другой стороны мы черпаем из трех источников энергии, которые попадают на Землю и имеют совершенно различное значение.
Максимальное количество энергии, которое потребляет Земля, – это энергия Солнца, она создает возможность фотосинтеза… Второй вид энергии – это энергия распада радиоактивных элементов внутри Земли… это явление оказывает на нас большое воздействие, но – локальное. Дело в том, что скопления урановых руд размещены не по всей Земле. Есть такие пространства, где радиоактивность ничтожна, а есть такие места, где они близко подходят к поверхности, и поэтому воздействие этого вида энергии на живые организмы, в том числе людей, оказывается очень сильным.
И есть третий вид энергии, который мы получаем в виде небольших порций из космоса. Это какие-то пучки энергии приходящие из глубины Галактики, которые ударяют нашу Землю… обхватывая ее какой-то частью, и молниеносно производят свое энергетическое воздействие.
Этот последний вид космической энергии стал исследоваться совсем недавно. И поэтому те ученые, которые привыкли мыслить Землю как совершенно замкнутую систему, они не могут привыкнуть к тому, что мы живем не оторвано от всего мира, а внутри огромной Галактики, которая на нас воздействует так же, как воздействуют все другие факторы, определяющее развитие биосферы».
Когда же неудовлетворенные этим объяснением знакомые спрашивали Гумилёва: «Ну а все-таки, откуда берутся эти удивительные люди – пассионарии? В чем первопричина?», – он отвечал: «Воля Божья»…
«Космическая» гипотеза Гумилёва (которую часто путают с «солнечной») вызывала и продолжает вызывать как критику, так и откровенные насмешки. Однако факт остается фактом: массовые микромутации – происходят. И периодически внутри спокойных этносов появляются люди сверхактивные, стремящиеся изменить окружающий мир. Они – дрожжи. Первые 450 – 550 лет количество таких людей в составе этноса увеличивается, потом – уменьшается, причем в отдельные периоды весьма резко. Откуда они появляются – можно дискутировать. Главное, что они появляются и становятся ядром новых, энергичных этносов.
Можно даже, взять на себя смелость и допустить, что пассионарный толчок необязательно приводит к рождению нового этноса. Возможно, бывает и по-другому. Толчок может просто разбудить дремлющий статический этнос, зарядить новой энергией и придать ему мощный импульс в развитии. На ум приходят всё те же китайцы. За четыре тысячи лет у них было несколько пассионарных всплесков и затуханий. На наших глазах в Китае происходит очередной подъём. Что это – родился новый этнос? Или, может быть, –обновился старый. (Стереотип поведения, у современных китайцев, конечно, обновленный, но ментальность-то старая.)
Важно заметить, что уровень пассионарности этноса может резко повыситься не вследствие пассионарного толчка, а в результате дрейфа пассионарности, т. е. когда один, пассионарный народ передает свой генофонд другому – слабопассионарному народу. Происходит это во время войн, нашествий или интенсивных миграций. Например, жители Согдианы (Ср. Азии) в VIII веке получили пассионарный генофонд от завоевателей – арабов и вместе с ними вступили в фазу надлома в Х веке. Литовцы передали свою пассионарность полякам, белорусам и, отчасти, русским в XV – XVI вв. А бежавшие в XVI в. из Франции протестанты – восточным немцам. Монголы же рассеяли пассионарность по огромным просторам Евразии, возбудив в той или иной степени почти все завоеванные ими народы.
И еще одна особенность. В ходе этногенеза всегда происходит процесс вытеснения пассионарности на края ареала этнической системы (что соответствует закону вытеснения рецессивных признаков открытому Вавиловым). На практике это означает, что впоследних фазах этногенеза в глухой провинции той или иной страны сохраняется больше пассионарных и здоровых (морально и физически) людей, чем в ее историческом центре…
Пассионарность – признак наследуемый. То есть, он закрепляется в генах и передаётся по наследству. И видимо не всегда напрямую – от отца к сыну. Известно, что «на детях… природа отдыхает». (Гумилёв это не уточняет.) Но, так или иначе, этот признак передаётся потомкам, может – через поколение, может – одному из нескольких детей. Поскольку многие молодые пассионарии гибнут в войнах, не успев оставить после себя потомство, в этнической системе происходит постепенная утрата пассионарности. Однако пассионарное напряжение продолжает снижаться и в мирные времена.
Во время войн, писал Гумилёв, женщины ценят героев, поэтому те, прежде чем погибнуть, успевают оставить потомство, причем, далеко не всегда в законном браке. (Поэтому пассионарии рождаются во всех классах общества.) И, наоборот, в тихие эпохи идеалом становится умеренный и аккуратный семьянин. А пассионарии зачастую не находят себе место в жизни и на них смотрят как на неудачников. Женщины не желают выходить за них замуж. Характерный пример – Чацкий из комедии «Горе от ума». Пассионарий Чацкий любит Софью, но она предпочитает ему обывателя Молчалина. Софья искренно уверенна, что этот серый, но старательный чиновник даст ей спокойную жизнь и обеспечит семью…
В такие периоды активно размножается именно обыватель или, по Гумилёву, – гармоничный человек.
Пассионарная теория этногенеза
Пассионарная теория этногенеза известна в научном мире как концепция развития этносов в ходе их взаимодействия в условиях определенного ландшафта. Она описывает и определяет понятие этнических систем, вводит термин «пассионарности», а также описывает фазы этногенеза и способы взаимодействия этносов.
Статья раскрывает основные моменты этого научного труда в доступной для читателя форме.
В чем заключается пассионарная теория этногенеза
Гипотеза пассионарности была выдвинута Львом Гумилевым в середине ХХ столетия как результат исследования принципов развития этносов в условиях определенных ландшафтов. Наиболее полно автор изложил ее в своей научной работе «Этногенез и биосфера Земли».
Примерами носителей такой пассионарной энергии могут быть Жанна д’Арк, Ганнибал, Наполеон, испанские конкистадоры и многие другие исторические личности (рисунок 1). Для их бурной деятельности необходимо достаточное количество представителей определенного этноса, готовых вдохновиться идей. Как только среди населения, занимающего некоторую местность, накапливается определенное количество пассионарных личностей, происходит «пассионарный толчок», являющийся движущей силой развития.
Рисунок 1. По мнению Гумилёва, носители пассионарности занимали весьма заметное место в истории
Согласно пассионарной теории этногенеза Гумилева, развитие любого этноса находится в прямой зависимости от усиления или ослабевания явлений пассионарности. Так, предложенная концепция объясняет, в чем заключается зависимость эпох от взаимодействия разных этносов между собой и с окружающей средой. При этом автор подробно размышляет о том, какие ландшафты более, а какие менее благоприятны для возникновения сильных этносов.
Этнические системы и их формы
В своем научном труде Гумилев обозначает понятие «этнические системы» как сообщества, обладающее рядом характеристик.
По его утверждению они представляют собой:
В зависимости от того, что является объединяющим фактором внутри каждой этнической системы, историк выделяет такие ее виды:
Автор отмечает, что чем выше в этом иерархическом построении находится этническая система, тем дольше период ее существования (рисунок 2).
Уровни и классификация пассионарности
Термин «пассионарность» обозначает избыток жизненной энергии, которая является причиной внутреннего стремления отдельного индивида к совершению какого-либо вида деятельности, направленного на изменение собственной судьбы или улучшение окружающего мира.
По мнению Гумилева, феномен пассионарности имеет психологическое объяснение и зависит от уровня космического излучения в результате солнечной активности и вспышек сверхновых.
Проводя классификацию способности к пассионарности, автор выделяет три ее уровня:
Кроме базовой классификации, изложенной выше, Гумилевым был отражен и более подробный период роста пассионарности, включающий 9 уровней. Так, наивысшим среди них считается жертвенный уровень, представители которого готовы без колебаний пожертвовать собственной жизнью (Ян Гус, Иван Сусанин). Нулевой уровень соответствует обычному обывателю, полностью приспособленному к окружающему ландшафту (рисунок 3).
Рисунок 3. Каждый отдельный человек также подвергается классификации и принадлежит к определенному уровню пассионарности
Самый низкий уровень, согласно пассионарной теории этногенеза, отведен субпассионариям, абсолютно не способным к каким-либо действиям, в результате чего происходит их взаимоистребление и даже гибель этноса. При всем этом автор отмечает, что уровень пассионарности никак не влияет на способности личности и темперамент. Иными словами, обыватель может иметь высокие умственные способности, а пассионарий быть глупцом и т.д.
Развитие этногенеза
По мнению автора, каждый этнос в своем развитии проходит девять последовательных этапов, каждый из которых привносит в его жизнь новое стереотипное поведение групп людей. Для начала развития этногенеза необходима устойчивая и способная к расширению популяция, занимающая определенную территорию и отличающаяся от остальных определенным стереотипом поведения.
При этом местность должна сочетать в себе два или более ландшафта, на которых должны присутствовать два или более этноса и при этом находиться на линии пассионарного толчка (рисунок 4).
Рисунок 4. Схематическое развитие этноса отражает его взлеты и падения
Итак, на первом этапе происходит толчок, который дает появление пассионарных личностей, что в ходе истории никак не отображается. На втором (инкубационном) этапе наблюдается рост этого процесса, что в ходе истории занимает до 150 лет и отображается только в мифах и легендах. Следующие 300 лет отмечаются быстрым развитием пассионарности, что сопровождается кровопролитной борьбой и медленным расширением территории.
Фаза от 450 до 600 лет носит название акматической (перегрева), когда этнос быстро увеличивает свое могущество, находясь на максимальной стадии уровня стремлений. Следующие полтора столетия этническая единица подвергается расколу через гражданские войны, кои приводят к медленному спаду пассионарности до оптимального уровня, что выглядит как общее процветание благодаря накопленным богатствам и традициям. После отметки в 1000 лет после первого толчка начинается упадок и деградация, продолжающиеся еще 150 лет. Спустя еще 350 лет о жизни этноса остается только память.
Через 1150 лет от начала наступает фаза гомеостаза (существования в равновесии со средой), которая может длиться неопределенно долго до нового генетического дрейфа. Если этнос не сумел войти в гомеостаз, происходит его полный распад, исчезновение или поглощение другими этносами.
Этническое взаимодействие
Если объяснять этническое взаимодействие простым языком, то это способы, с помощью которых этносы взаимно влияют друг на друга. Эти взаимодействия зависят от уровня пассионарности, комплиментарности (отношения друг к другу на уровне эмоций) и размеров этносов (рисунок 5).
Рисунок 5. В современном мире далеко не все народы (этносы) могут мирно сосуществовать
Всего существует 3 способа таких взаимодействий:
Критический взгляд на пассионарную теорию этногенеза
После публикации теории пассионарности в специальных журналах, она была подвержена существенной критике научной общественностью. Ученая среда заявила, что представленная теория не основывается на достаточном количестве научно обоснованных аргументов, что выводит ее за пределы научных исследований.
Одной только авторской эрудиции и интуиции недостаточно, чтобы делать такие необоснованные выводы, а это является признаком некомпетентности и непрофессионализма автора. Несмотря на то, что теория не была принята научным миром в целом, термин «пассионарность» прочно вошел в обиход различных областей научного знания, и на сегодняшний день концепцию русского ученого Гумилева изучают во многих высших заведениях как одну из самых красивых теорий о взаимодействии этносов.
Больше интересных фактов о теории пассионарности Гумилева приведено в видео.