что такое париж дакар
Песок на зубах: как устроен ралли-рейд «Дакар»
В этом году легендарный ралли-рейд отметил десятилетие своего пребывания в Южной Америке. Несмотря на сохранившееся историческое название, гонка уже давным-давно не финиширует в столице Сенегала, да и стартует далеко не в Париже. Однако в этом году впервые после переезда в Новый Свет она проходила на территории одной страны — Перу.
Протяженность самой гонки от этого не уменьшилась: участники по-прежнему за 10 дней соревнования проезжают классическую дистанцию свыше 5000 км. Просто сам маршрут закольцован: экипажи и стартуют, и финишируют в столице Перу — Лиме.
«Дакар» в этом году начался 7 января, а мы присоединились к каравану гоночных команд, кочующих по пустыне от бивуака к бивуаку, 12-го — ровно посередине маршрута. Когда за плечами участников было уже несколько дней изнуряющей жары, более 2500 км пройденной дистанции и более 20 часов непрерывной борьбы колесо в колесо на пяти спецучастках.
Чтобы догнать гонку, нам пришлось ехать из Лимы почти 500 км на юг страны вдоль тихоокеанского побережья. Движение транспорта в Лиме, да и во всем Перу, ближе к броуновскому, нежели к дорожному. Правила здесь соблюдают лишь туристы на арендованных машинах и, наверное, дорожные полицейские, которых за всю поездку мы встретили всего один раз. И то на месте ДТП при оформлении аварии. Безопасная езда за городом дается чуть проще, но то, что творится на дорогах в многомиллионном мегаполисе, точно описывает лишь одно слово — беспредел.
Через шесть часов после отъезда из Лимы мы прибываем в небольшой городок Сан-Хуан-де-Маркона, расположенный на побережье Тихого океана. Это не финальная точка, но отсюда до бивуака рукой подать. Надо лишь проехать на два-три километра вглубь материка по гравийной дороге.
Очередной полевой лагерь ралли-рейда разбит прямо посреди пустыни, в песках. О близости хоть какой-то цивилизации напоминает лишь расположенный неподалеку военный аэродром, откуда то и дело взлетают самолеты в ливрее цвета хаки. К нашему приезду тьма начинает накрывать все вокруг. Жара спадает, но воздух в пустыне остается таким же густым и тяжелым.
Поначалу может показаться, что Countryman, на котором мы ехали из Лимы, не лучший вариант для такого рода путешествий, хотя на деле все иначе. Понятно, что кроссовер Mini не может проехать там, где справится любой другой чистокровный внедорожник. А значит, некоторые фототочки на дюнах для наблюдения за гонкой могут оказаться просто недоступными. Но до них всегда можно добраться на местных багги, арендовав их с водителем за два-три доллара. Зато наш Countryman, в отличие от большинства других машин здесь, укомплектован фирменной палаткой на крыше. И это здорово упрощает ночлег в бивуаке.
Пока все остальные вбивают колышки, натягивают веревки и тенты, мы парой простых движений снимаем локеры с пластикового кожуха на крыше и его верхняя часть на пневматических опорах сама взмывает вверх. Все, палатка на крыше готова к использованию — достаточно приложить складную лестницу и закинуть спальник.
Но на самом деле ночь в лагере не наступает никогда. В импровизированных боксах под шатрами механики команд работают над машинами до самого рассвета, ведь после каждого спецучастка даже самая надежная гоночная техника возвращается с повреждениями и поломками.
«Главное отличие этого «Дакара» от прошлых латиноамериканских — это однообразие рельефа. В прошлые годы, когда гонка финишировала в Сантьяго, по пути в Атакаму мы проезжали часть Андского хребта, где машины передвигались преимущественно по камням», — рассказывает один из механиков команды Mini X-Raid, у которой мы гостим.
После берет небольшую паузу и добавляет: «Расход шин там был очень велик, но в самих агрегатах было меньше песка. Здесь же мы постоянно с ним боремся. После одного из спецучастков нам и вовсе пришлось перебрать коробку одного из наших багги. Справились, кстати, ребята довольно быстро — за пару часов. Но такая работа может затянуться и на всю ночь».
На следующее утро мы отправляемся смотреть гонку на седьмом спецучастке. Об ожогах, солнечных ударах, брюшном тифе и прочих последствиях перуанского лета нас предупреждали до поездки. Но того, что в 40-градусную жару мы можем оказаться в самом центре песчаной бури, никто не предполагал.
Во время просмотра гонки на вершинах дюн начался сильный ветер, который поднял много песка. Причем порывы ветра были закручивающимися, и эти вихри образовывали небольшие воронки, напоминающие торнадо из голливудских фильмов-катастроф.
В какой-то момент видимость была практически нулевая. Впрочем, судя по реву моторов, гонщиков это совершенно не останавливало. Они продолжали ехать «на все деньги». По возвращении в лагерь стало ясно, что все попытки укрыться от бури любыми средствами — будь то кепки, очки с шорами, повязки на лицо или даже распираторы — были тщетными. Песок оказался повсюду: в глазах, в ушах, в волосах. И даже скрипел на зубах. Открытым остался лишь один вопрос: как при таких ветрах в пустыне практически в первозданном виде сохранились тысячелетние рисунки на плато Наска?
Стоило едва перевести дух, как в лагерь со спецучастка начали возвращаться экипажи, и механики вновь принялись за работу. После того как автомобили приводили в рабочее состояние, машины выезжали на тестовую поездку. Но делали это, как правило, после полуночи. По словам участников, столь позднее время выезда объясняется тем, что автомобили в ходе тестовой поездки отправляются еще и на дозаправку. И чтобы не попадать в очереди на местных АЗС, экипажи предпочитают выезжать ночью. Это, кстати, еще одно из главных правил легендарного ралли-рейда. Все автомобили — участники «Дакара» должны заправляться самым обычным топливом с местных заправок.
В одну из таких тестовых поездок я напросился с механиком-испытателем боевого МАЗа, выступающего в зачете грузовиков. Благо команда Минского завода базировалась рядом с нами — неподалеку от приютившей нас в своем лагере Mini X-raid JCW.
Сложно составить хоть какое-то впечатление о машине за короткую поездку в ковше штурмана, но одно могу сказать с уверенностью: это самый быстрый грузовик, в котором мне когда-либо доводилось ездить.
Мы уже рассказывали о том, что жизнь современной гоночной команды Формулы-1 скорее напоминает гастрольный тур рок-группы, когда несколько фур оборудования и запчастей вместе с бригадой техников, инженеров и механиков весь год путешествуют по разным странам мира. Раллийный коллектив, конечно же, в чем-то схож с командой по кольцевым гонкам. Здесь точно так же за каждым членом команды закреплена определенная задача и зона ответственности. Но в самом коллективе царит совершенно иная атмосфера. Раллийные гонщики — это не суперзвезды, которые после очередной сессии прячутся за тонированные стекла мотор-хоумов. Вот, например, по ремонтной зоне Mini X-Raid JCW прогуливается двукратный чемпион мира по ралли и двукратный победитель «Дакара» Карлос Сайнс. Затем он подходит к своим механикам и начинает с ними что-то активно обсуждать и даже помогать с инструментами.
Борьба за победу на этом «Дакаре» закончилась для него еще на третьем этапе, когда из-за поломки его экипаж потерял в пустыне более трех часов времени. Однако сам гонщик признается, что это не повод опускать руки. Даже такая езда в режиме тренировки позволяет держать себя в форме и готовиться к будущим сражениям.
Точно такая же открытая и дружественная обстановка царит не только в бивуаке после каждого этапа, но и на самих спецучастках. Экипажи, выбывшие из борьбы за подиум, приходят на помощь застрявшим или поломавшимся коллегам. Причем не только тем, которые выступают в других классах, но и своим прямым конкурентам.
Наверное, нет смысла объяснять, что после финиша десятого этапа на торжественной церемонии награждения в Лиме возникает ощущение, будто в этой гонке есть победители, но нет проигравших. Каждый из участников рейда — герой, одержавший победу, если не над соперниками, то уж точно над собственными слабостями и страхами.
Кто и зачем едет на Dakar, и сколько это стоит. Колонка екатеринбургского гонщика
По итогам ралли Dakar-2020, которое в этом году впервые проходило в Саудовской Аравии, российские гонщики взяли три призовых места. В классе грузовиков экипаж команды «КамАЗ» Андрея Каргинова ожидаемо занял первое место, второй экипаж команды «КамАЗ» Антона Шибалова — серебро. В классе мотовездехдов (багги) второе место досталось экипажу екатеринбуржца Сергея Карякина (победителю Dakar-2017 в классе квадроциклов).
Ралли Dakar проводится с 1979 года и считается одной из самых сложных и одновременно самых известных гонок по бездорожью. В ралли-рейде принимают участие профессиональные спортсмены и заводские команды, но большая часть участников (до 80%) — это любители. С 1981 года в гонке нет абсолютного зачета, это персональное соревнование гонщиков, которые на Dakar вынуждены бороться не только друг с другом, но и с окружающей природой, которая в местах проведения ралли совсем не дружелюбна к людям, и с техникой, которая отказывается ездить в таких условиях.
Российский гонщик Андрей Каргинов выиграл «Дакар» в зачете грузовиков
Зачем вообще все это нужно и какова цена Dakar — об этом для Znak.com написал колонку уральский гонщик Александр Доросинский. Он мастер спорта международного класса по ралли, чемпион Эстонии по классическому ралли 2004 года, был призером этапов ралли Финляндии и Новой Зеландии. В качестве тренера Сергея Карякина выступал на Dakar-2017. В 2019 году Доросинский занял третье место на ралли в Марокко в категории багги. На Dakar-2020 Александр Доросинский и штурман Олег Уперенко представляли команду X-Raid и принимали участие в классе внедорожников на автомобиле Mini. Их экипаж прошел в топ-15 своего класса, заняв 14-е место. Доросинский показал лучшее время среди российских гонщиков, участвовавших в Dakar-2020 на внедорожниках.
Зачем мне в 46 лет Dakar
«Мне 46 лет, я уже более 15 лет в автоспорте и несколько лет участвую в самой сложной гонке планеты Dakar. Зачем мне это нужно? Лично мне нужно было ехать на Dakar, чтобы разобраться в себе. Понять, что происходит вокруг меня. И Dakar помог мне понять человеческие взаимоотношения. Понять, как находить решение в определенных жизненных ситуациях.
Для меня Dakar — это оценка времени. Когда ты едешь в максимально экстремальных условиях, ты разбираешься со своим временем. Ты понимаешь, насколько ты правильно проживаешь эту жизнь. Насколько ты стар или молод. Что нужно скорректировать. Мне в какой-то момент казалось, что коррекция бессмысленна в жизни. Вроде бы ты уже вырос, и все. Но оказалось абсолютно все не так. Судя по всему, жизнь после 40 лет только начинается. Посмотрите на победителя Dakar в категории внедорожников Карлоса Сайнса. Ему 58 лет, и он самый быстрый и выносливый гонщик.
Dakar — это подведение своих итогов. Возможность посмотреть на себя со стороны. Понять, как ты относишься к себе, к людям, к окружающим, к жизни. Как ты понимаешь жизнь. Готова ли сама жизнь тебя воспринимать, и нужен ли ты в этом мире.
Как попасть на Dakar
Еще один популярный вопрос — как попасть на Dakar? Давайте проведем аналогию. Как попасть на чемпионат мира по футболу? Сходу — никак. Ты можешь бегать во дворе и пинать мяч. Но чтобы попасть на чемпионат мира, нужно пинать этот мяч быстрее всех, умнее всех.
Чтобы попасть на Dakar, ты должен быть уверенным в своих силах. Это не просто спорт. Это борьба с непредсказуемой стихией. Это опасность каждую секунду. Ты должен быть не только физически развит, но и быть разносторонним человеком с опытом. Все гонщики, которые участвуют в Dakar, очень разноплановые люди. Здесь есть архитекторы, писатели, художники, айтишники. И эти люди занимаются не только автоспортом. Они занимаются триатлоном, футболом, хоккеем и много чем еще. Это люди, которым все время не хватает чего-то в жизни.
Как обычный парень из Екатеринбурга выиграл «Дакар»
Команда — это определяющее звено успеха на Dakar. В этом году я ездил в составе немецкой команды X-raid, это заводская команда BMW. Именно гонщики нашей команды стали победителями в категории внедорожников: Карлос Сайнс взял золото, а Стефан Петрансель — бронзу. Это неудивительно. Они топовые гонщики. Но важна работа команды. Какую стратегию для гонки тебе выберут, как механики будут обслуживать машину. Чем более профессиональная команда, тем больше шансов, что ты доедешь до финиша и победишь.
Сейчас есть только два варианта: или пойти в команду Toyota, или в команду X-raid. Чтобы создать команду, которая проедет с достойным результатом, нужны годы и финансы. Но главное, нужны люди, которые понимают все особенности ралли-рейдов. Профессионалов в этой индустрии очень мало. И сама индустрия закрытая, никто не делится этой наукой.
Было бы круто создать подобную команду, альтернативу Toyota и BMW. Если бы пришел на этот рынок Hyundai или вернулся Volkswagen, то было бы интереснее. Чем больше на Dakar будет команд от производителей, тем больше у него будет рейтинг. Тем интереснее будет смотреть гонку.
Класс грузовиков во многом существует на Dakar потому, что там есть команда «КамАЗа». Конкуренция в этом классе очень маленькая. «КамАЗ» — это армия. Грамотно структурированная система, инжиниринговая команда. С очень хорошо обученными пилотами-бойцами. В «КамАЗе» абсолютно все могут выигрывать. В этом их сила и главная стратегия Владимира Чагина. Но если бы даже в их категории было больше конкуренции, это было бы интереснее.
Сколько это стоит
Стоимость участия в Dakar складывается из нескольких частей. Стартовый взнос за всех участников, за автомобиль технички, за автодом, проездные билеты, за гостиницу, транспортировку автомобиля до паромов. В начале декабря наши машины были уже в порту Марселя во Франции, где проходили техническую комиссию. Транспортировка автомобилей на пароме до Саудовской Аравии — задача организаторов.
Для мотоциклов и квадроциклов одинаковый стартовый взнос. Если вы «легенда» (это десять пройденных ралли Dakar и более), то 14 тыс. 800 евро. Если вы «опытный участник» (два Dakar и более) — 15 тыс. 700 евро. Для «новичков» —16 тыс. 500 евро. Для автомобилей: «легенда» — 25 тыс. 100 евро, «опытные» — 26 тыс. 600 евро, «новичок— 28 тыс. евро. В классе грузовиков: «легенда» — 37 тыс. 400 евро, «опытный» — 39 тыс. 400 евро, «новичок» — 41 тыс. 400 евро.
В этот стартовый взнос входит участие в Dakar, круглосуточная еда и место для палатки на бивуаке. Но это еще далеко не все затраты.
Alcohol-free Dakar-2020
В этом году Dakar впервые проводили в Саудовской Аравии. Могу сказать, что это самая лучшая организация за все гонки, в которых я участвовал. Хорошие бивуаки, чистые туалеты и душ с зеркалами. Представляете, какими гонщики и журналисты возвращаются с трассы! Мы все покрыты потом и пылью. Глаза сложно открыть от рыжего песка. Он везде: под шлемом, под костюмом, на зубах, в ботинках.
На Урал приехали участники одного из престижнейших в мире авторалли Silk Way
Организаторы и принимающая страна сделали все для комфорта участников. Саудовская Аравия в принципе не показалась агрессивной страной. Но нас удивило, что было так мало болельщиков. В городах не знали про Dakar. Не было ощущения, что про гонку знают все. Видимо, сказывается закрытость страны. Местные жители не знают, как реагировать на такое событие, что люди со всего мира приехали к ним. У Саудовской Аравии есть свой ритм. Если бы Dakar проводили ночью, то зрителей было бы гораздо больше. Потому что основная жизнь населения начинается с наступлением темноты.
Главную особенность — запрет алкоголя — обсуждали все гонщики еще до ралли. Шутили о том, как незаметно провезти алкоголь. Для многих отсутствие алкоголя было фатальным разочарованием. Но мне показалось, что это даже интересно. Все действительно занимались делом. Мне кажется, это повлияло даже на концентрацию и собранность всех участников.
Впечатлила погода. Если в Южной Америке было очень жарко, то в Саудовской Аравии нас мучил холод, особенно по вечерам. Едешь в машине, и солнце припекает, тебе жарко. Выходишь на трассе весь мокрый, и тебя насквозь пронизывает ледяной ветер. Сложнее всего было мотоциклистам. Ходят слухи, что следующий Dakar будет проходить в трех странах: Иордании, Арабских Эмиратах и Саудовской Аравии. Гонщиков ждет еще более дикая смена климата и погоды.
Возвращение к духу старого Dakar
Dakar-2020 отличали не только погодные условия, но и новые жесткие правила. В этот раз Давид Кастара решил серьезно бороться с читерами. Маршрутные книги нам выдавали перед стартом минут за 15. Но это даже хорошо. Нам со штурманом это нравилось. Вечером можно спокойно отдохнуть и прочистить голову, а утром сосредоточенно все посмотреть. «Пожамкать» странички, как говорят штурманы. Это сделали для того, чтобы максимально убрать возможность подготовиться к трассе.
Не секрет, что многие ездят с треками (это загруженные маршруты в телефон, по которым едешь, как по навигатору). Этим пользуются уже лет пять, но только сейчас Кастара начал серьезно бороться с нарушениями. Поэтому теперь нельзя возить с собой телефоны в салоне, мы убирали их в герметичный бокс. Перед стартом спецучастков всех обыскивали с металлоискателем. А перед самим Dakar топовым гонщикам впервые в истории марафона в машины поставили по две камеры, чтобы отслеживать действия штурмана и пилота.
Считаю, что это полностью правильно. Победа любой ценой — это не та победа, которая приносит удовольствие. В этой гонке сделан огромный шаг к возвращению настоящего духа «старого Dakar», больше непредсказуемости и надежды даже для команд из трех-четырех человек.
О ком судачили и из-за чего ссорились на Dakar-2020
Главной темой для обсуждения был чемпион мира в классе Formula-1 Фернандо Алонсо. Во многом его именно для этого и привлекли к гонке. Это очень мощный маркетинговый ход организаторов. Весь мир следил за тем, как проедет Алонсо. Он, конечно, легендарный гонщик. Быстро адаптировался в условиях и хорошо проходил испытания. На марафонском дне он перевернулся и разбил лобовое стекло. Но они со штурманом на трассе подлатали машину и поехали дальше. Он звезда, и вокруг него всегда много людей и журналистов. Это отдельная работа — быть звездой. И она очень непростая. Возможно, для него гонки — это способ побыть наедине с самим собой.
Россия на ралли Dakar
Это был первый Dakar, когда Россия была представлена таким многочисленным составом участников. Эта гонка показала, что в России хорошие штурманы. В первой десятке финишировали Константин Жильцов с пилотом Язидом Аль-Раджи и Алексей Кузьмич с пилотом Ясиром Сеайданом. В крови у нас — ориентироваться в бездорожье! В России жив автоспорт, это факт! Сергей Карякин, серебряный призер в классе багги, — абсолютнейший марафонщик. Он очень хорошо чувствует темп гонки, идет от этапа к этапу стабильно и уверенно.
Екатеринбуржцы впервые примут участие в чемпионате Европы по ралли
Наша российская диаспора была на Dakar-2020 хорошо отличима. Все гонщики жили отдельно от остального лагеря и спали в одной «конюшне». Наши ребята сразу заняли лучшие места рядышком. Мы обозначили свою территорию. И все шутили, кто будет спать рядом с Алонсо, как сфотографироваться с ним со спящим, можно ли нарисовать усы ночью зубной пастой.
Популярность в России Dakar постепенно растет. Я очень надеюсь, что в следующем году на гонке будет минимум 20 российских экипажей. В нашей стране много мощных автогонщиков и с каждым годом появляются новые молодые таланты. При этом нужны партнеры, которые могут поддерживать гонщиков. Именно не спонсоры, а партнеры. Через такое мощное событие и энергию, талант гонщиков можно продвигать важные смыслы для брендов и аудитории. Но пока в России, к сожалению, еще довольно сложно найти таких людей.
Теперь гонщики должны быть еще телеведущими, блогерами, фотомоделями, менеджерами. Вести переговоры с партнерами, быть гибкими и понимать, что такое бизнес. А когда, простите, рулить?»
Истории мировых гоночных серий. Dakar.
Ежегодный трансконтинентальный ралли-марафон «Дакар», основанный французом Тьерри Сабином, проводится с 1978 года. «Дакар» по праву считается самой экстремальной гонкой планеты. Это скорее гонка на выживание, чем традиционное ралли – местность, которую проходят участники намного сложнее, а используемые автомобили — настоящие внедорожники, а не модифицированные седаны, используемые в ралли. Большинство конкурентных участков («этапы» или «спецучастки») проходят по дюнам, грязи, скалам. Дистанция покрытая участниками за день может варьироваться от нескольких километров до нескольких сотен километров.
В гонках «Дакар» принимают участие как профессиональные спортсмены (заводские команды), так и любители, число которых достигает 80 %. В отличие от классических ралли, которые проходят в несколько этапов в разных странах на протяжении года, а победитель определяется по общей сумме очков, на «Дакаре» соревнования проходят, как правило, в начале года и заканчиваются с прибытием в конечный пункт. Побеждает тот, кто просто опередит соперников по времени на дистанции от самого старта до финиша. Кроме того, на «Дакаре» помимо соревнований среди раллийных автомобилей есть ещё зачёты среди мотоциклов, квадроциклов и грузовиков — в каждом зачёте и выявляется победитель ралли-рейда.
Как правило, ралли финишировало в столице Сенегала — Дакаре. Вот уже второй год знаменитое ралли проходит совсем не в Африке, в вдалеке от Дакара, и тем более Парижа. После срыва ралли в 2008 году из-за угрозы терроризма, в следующем году гонки были перенесены в Южную Америку, на территорию Чили и Аргентины. Теперь от прежнего ралли осталось только название, теперь вместо жарких песков Сахары спецучастки ралли проходят в высокогорье Анд.
История ралли «Париж — Дакар».
Первая в истории супермарафонская гонка из Франции до Сенегала – авторалли «Париж-Дакар» — стартовала 26 декабря 1978 года. Инициатором первых ралли был французский мотогонщик Тьерри Сабин, приключения которого начались в далеком 1977 году, когда он заблудился на своем мотоцикле в ливийской пустыне во время участия в ралли «Абиджан-Ницца». Его случайно нашли в полном истощении кочевники. Спасенный Тьерри Сабин вернулся во Францию глубоко пораженный произошедшим и находящийся под впечатлением от фантастического пейзажа пустыни. Он пообещал себе, что разделит это путешествие с максимальным количеством людей. Тьерри Сабин составил сложный автомобильный маршрут из Европы в Африку, путь начинался в Париже, а заканчивался у бывшей резиденции французского генерал-губернатора на западе черного континента, т.е. по плану Сабина из Европы маршрут шел в Алжир и далее, в конечном счете, приводил участников в Дакар. Его замысел быстро воплотился в жизнь.
В первый раз на старт гонки вышло 80 мотоциклистов, 90 экипажей на автомобилях и 12 на грузовиках, всего 182 участника. Испытания начались 4-километровым прологом около военного лагеря в окрестностях Орлеана. Общая протяженность маршрута составила 8500 километров, из которых 3169 километров пришлись на 8 спецучастков. Больше всего километров участникам пришлось преодолеть во второй день – 2370 километров из Алжира в Таманрассет, но, а самый протяженный спецучасток – 834 километра был на пути из Таманрассета в Агадес. 8 января 1979 года в Гоа был единственный день отдыха.
Испытание для всех было очень серьезным! Дело в том, что в те времена ассистента практически ни у кого не было, а если и была техническая поддержка, то запчастей у них было минимальное количество. Гонщики участвовали практически без специального обмундирования, на сегодняшний день можно сказать, что в те дни подготовка к гонкам, а так же оборудование было примитивным. Тем не менее, до Дакара 14 января добралось треть стартовавших участников – 74 участника.
Маршрут гонки не раз менялся. До 1988 года включительно участники шли по маршруту Франция (Париж) – Алжир – Сенегал (Дакар). В 1988 году в гонке приняли участие 603 команды, и этот рекорд держался до 2005 года. В 1989 году по политическим причинам гонка пошла в обход Алжира через Ливию и Тунис. В 1990 обошлись без Туниса – участники переправлялись из Франции сразу в Триполи. В 1991 был повторен маршрут предыдущего года.
В 1992 гонка впервые с момента ее создания прошла через всю Африку с севера на юг и финишировала не в Дакаре, а в южноафриканском Кейптауне. В 1994 гонка впервые была сделана закольцованной: Париж — Дакар — Париж. В 1995 старт ралли впервые был дан не из Парижа, а из испанской Гренады. В 1996 повторили тот же вариант.
В 1997 году участники ралли сконцентрировались на африканском континенте. Гонка прошла по кольцевому маршруту из сенегальского Дакара в Нигер и обратно.
В 2000 был один из самых «приключенческих» (в негативном смысле этого слова) «Дакаров». Гонка проходила с запада на восток Африки по маршруту Дакар — Каир. Но по прибытии в Нигер поступили угрозы теракта в отношении участников ралли. Сначала было решено устроить незапланированный 5-дневный перерыв, а потом организаторы гонки приняли решение не рисковать, и в итоге практически через весь Нигер всех участников гонки и их транспортные средства перевезли самолетом – для этого был использован гигантский Ан-124. Эффектный финиш ралли-рейда был устроен у подножия великих египетских пирамид. Ралли 2000 года стала второй гонкой в истории «Дакара» с финишем не в самом Дакаре.
Ралли «Париж — Дакар» знает и немало трагических случаев гибели гонщиков: На «Дакаре-1982» Марк Тэтчер, сын премьер министра Англии Маргарет Тэтчер, пропал без вести на 6 дней вместе со своим штурманом Шарлот Верни и механиком. В ходе масштабной поисковой операции их белый Пежо 504 был замечен с алжирского военного самолета 50 км в стороне от маршрута ралли. Тэтчер, Верни и механик не пострадали. Ралли-рейд «Дакар-1986» вошла в историю тем, что 14 января в вертолетной катастрофе погибли основатель «Дакара» Тьери Сабин и с ним еще четыре человека, В целом же за всю историю пустынного марафона погибли уже 50 человек, в том числе 24 спортсмена.
Однако, несмотря на опасности, каждый год число участников ралли неуклонно увеличивается. Самым притягательным в «Париж-Дакаре», по мнению участников, являются реальные и ненадуманные трудности, которые придётся преодолеть на пути к финишу. В разные годы наряду с профессиональными гонщиками на трассу выходили рок-звезда Джонни Холлидей, трехкратный чемпион мира по горнолыжному спорту Люк Альфан, знаменитый яхтсмен Лоран Бурньон, двукратная чемпионка мира по скалолазанию Изабель Патисье и прочие знаменитости.
«Дакар» открыт практически для любых желающих, даже не спортсменов, а просто любителей, ищущих приключений. И тут как говорится, кто на что горазд. Бывают чудаки, которые, как и раньше, едут на абсолютно серийных автомобилях, лишь оборудованными необходимым минимумом с точки зрения безопасности – каркас, сиденья с ремнями безопасности, система пожаротушения, вот собственно и все. Но те же, кто хотят приблизиться к лидерам, по крайней мере, в техническом плане, ищут технику посерьезней.