что такое парад суверенитетов какова его цель

Что такое парад суверенитетов какова его цель

«Конец эпохи» – это проект РИА «Воронеж», в котором мы вспоминаем о развале СССР и событиях, которые ему предшествовали. Попробуем понять, почему многие наши земляки даже 30 лет спустя считают те годы самым трудным временем своей жизни.

В прошлом выпуске мы рассказали, какие настроения царили в коридорах воронежской власти накануне августовского путча 1991 года и как пережил эти непростые дни Воронеж. Сегодня вспомним о параде суверенитетов, политическом явлении, которое многие политологи называют предвестником развала СССР.

Парад суверенитетов – это конфликт, возникший между центром СССР и союзными республиками. Причиной его возникновения послужило установление верховенства региональных законов над союзными, что нарушало Конституцию СССР и означало разрушение правового поля Союза, как следствие – фактическое, но не юридическое образование новых государств.

Первой республикой, которая заявила о независимости, стала Эстонская ССР. В ноябре 1988 там была принята Декларация о государственном суверенитете. Кроме приоритетности внутриреспубликанских законов над всесоюзными, в ней также говорилось о требовании пересмотреть статус Эстонии в составе Советского Союза. В следующем, 1989 году, о независимости заявили Литовская, Латвийская и Азербайджанская республики, за ними потянулись и другие.

В июне 1990-го суверенитет провозгласила Молдавская ССР, взяв курс на сближение с Румынией. Когда о независимости заявили уже десять республик, всем, кто более-менее следил за политикой, стало очевидно, что в стране намечаются перемены. Плохие или хорошие – никто спрогнозировать не мог. Все были в ожидании.

В январе 1991 года в Прибалтике начались антисоветские противостояния, были жертвы.

что такое парад суверенитетов какова его цель. tild3239 3563 4333 b664 323261363636 empty noroot. что такое парад суверенитетов какова его цель фото. что такое парад суверенитетов какова его цель-tild3239 3563 4333 b664 323261363636 empty noroot. картинка что такое парад суверенитетов какова его цель. картинка tild3239 3563 4333 b664 323261363636 empty noroot. «Конец эпохи» – это проект РИА «Воронеж», в котором мы вспоминаем о развале СССР и событиях, которые ему предшествовали. Попробуем понять, почему многие наши земляки даже 30 лет спустя считают те годы самым трудным временем своей жизни.

что такое парад суверенитетов какова его цель. tild3133 3531 4862 b462 393235613432 empty noroot. что такое парад суверенитетов какова его цель фото. что такое парад суверенитетов какова его цель-tild3133 3531 4862 b462 393235613432 empty noroot. картинка что такое парад суверенитетов какова его цель. картинка tild3133 3531 4862 b462 393235613432 empty noroot. «Конец эпохи» – это проект РИА «Воронеж», в котором мы вспоминаем о развале СССР и событиях, которые ему предшествовали. Попробуем понять, почему многие наши земляки даже 30 лет спустя считают те годы самым трудным временем своей жизни.

что такое парад суверенитетов какова его цель. tild6231 3639 4533 a361 326562333562 empty noroot. что такое парад суверенитетов какова его цель фото. что такое парад суверенитетов какова его цель-tild6231 3639 4533 a361 326562333562 empty noroot. картинка что такое парад суверенитетов какова его цель. картинка tild6231 3639 4533 a361 326562333562 empty noroot. «Конец эпохи» – это проект РИА «Воронеж», в котором мы вспоминаем о развале СССР и событиях, которые ему предшествовали. Попробуем понять, почему многие наши земляки даже 30 лет спустя считают те годы самым трудным временем своей жизни.

что такое парад суверенитетов какова его цель. tild3531 3661 4739 b230 656263323363 empty noroot. что такое парад суверенитетов какова его цель фото. что такое парад суверенитетов какова его цель-tild3531 3661 4739 b230 656263323363 empty noroot. картинка что такое парад суверенитетов какова его цель. картинка tild3531 3661 4739 b230 656263323363 empty noroot. «Конец эпохи» – это проект РИА «Воронеж», в котором мы вспоминаем о развале СССР и событиях, которые ему предшествовали. Попробуем понять, почему многие наши земляки даже 30 лет спустя считают те годы самым трудным временем своей жизни.

что такое парад суверенитетов какова его цель. tild3066 3261 4064 b765 663131356462 empty 04. что такое парад суверенитетов какова его цель фото. что такое парад суверенитетов какова его цель-tild3066 3261 4064 b765 663131356462 empty 04. картинка что такое парад суверенитетов какова его цель. картинка tild3066 3261 4064 b765 663131356462 empty 04. «Конец эпохи» – это проект РИА «Воронеж», в котором мы вспоминаем о развале СССР и событиях, которые ему предшествовали. Попробуем понять, почему многие наши земляки даже 30 лет спустя считают те годы самым трудным временем своей жизни.

что такое парад суверенитетов какова его цель. tild3965 3034 4538 a339 306132623565 empty noroot. что такое парад суверенитетов какова его цель фото. что такое парад суверенитетов какова его цель-tild3965 3034 4538 a339 306132623565 empty noroot. картинка что такое парад суверенитетов какова его цель. картинка tild3965 3034 4538 a339 306132623565 empty noroot. «Конец эпохи» – это проект РИА «Воронеж», в котором мы вспоминаем о развале СССР и событиях, которые ему предшествовали. Попробуем понять, почему многие наши земляки даже 30 лет спустя считают те годы самым трудным временем своей жизни.

что такое парад суверенитетов какова его цель. tild6366 6139 4239 b037 653737616532 empty noroot. что такое парад суверенитетов какова его цель фото. что такое парад суверенитетов какова его цель-tild6366 6139 4239 b037 653737616532 empty noroot. картинка что такое парад суверенитетов какова его цель. картинка tild6366 6139 4239 b037 653737616532 empty noroot. «Конец эпохи» – это проект РИА «Воронеж», в котором мы вспоминаем о развале СССР и событиях, которые ему предшествовали. Попробуем понять, почему многие наши земляки даже 30 лет спустя считают те годы самым трудным временем своей жизни.

что такое парад суверенитетов какова его цель. tild3639 6166 4132 a636 653566363661 empty noroot. что такое парад суверенитетов какова его цель фото. что такое парад суверенитетов какова его цель-tild3639 6166 4132 a636 653566363661 empty noroot. картинка что такое парад суверенитетов какова его цель. картинка tild3639 6166 4132 a636 653566363661 empty noroot. «Конец эпохи» – это проект РИА «Воронеж», в котором мы вспоминаем о развале СССР и событиях, которые ему предшествовали. Попробуем понять, почему многие наши земляки даже 30 лет спустя считают те годы самым трудным временем своей жизни.

Но весь накопленный потенциал стал сыпаться как карточный домик с приходом к власти Горбачева, который провозгласил новую политику, новый вектор развития как своей страны СССР, так и стран соцлагеря. Это была ярко выраженная либеральная политика, поворот в сторону капиталистических отношений, явный вектор на сближение с Западом. Были объявлены перестройка и гласность. Лично я отлично помню этот переломный момент. И не могу сказать, что советскими людьми этот процесс был воспринят в штыки. Скорее наоборот – это был свежий ветер. Стали появляться новые телепередачи, например, легендарная программа «Взгляд», газеты и журналы, публиковавшие интересные исторические, художественные и документальные материалы, находившиеся ранее под официальным запретом. Пришла новая мода на одежду, прически, повсеместно стали создаваться музыкальные рок-клубы, ранее тоже находившиеся под запретом. Новая музыка, новая жизнь, новый, свежий воздух! И это был целый поток новой информации! Особенно для молодых людей, которые считали перестройку прорывом. Но, к огромному сожалению, первоначальная эйфория сменилась экономическим коллапсом, который стал отчетливо проявляться в 1987 году, а к 1991-му достиг своего апогея. В итоге, ящик Пандоры, который был открыт Горбачевым в середине 1980-х, привел к необратимым последствиям: выходу стран Восточной Европы из социалистического лагеря, крушению экономики СССР, выходу советских республик из состава СССР и крушению собственно Советского Союза, – добавил Александр Шакин.

О слабости Михаила Горбачева как политика говорит и политолог Александра Глухова.

Источник

Парад суверенитетов

Пара́д суверените́тов (1988—1991 гг.) — конфликт республиканского и союзного законодательства, связанный с объявлением приоритета республиканских законов над союзными.

Содержание

Хронология принятия деклараций о суверенитетах союзных республик

РеспубликаПровозглашение суверенитетаПровозглашение независимостиПровозглашение выхода из СССРНезависимость де-юре
Эстонская ССР
с 8 мая 1990:
Эстонская Республика
16 ноября 198820 августа 199120 августа 19916 сентября 1991 [1]
Литовская ССР
с 11 марта 1990:
Литовская Республика
18 апреля 198911 марта 199011 марта 19906 сентября 1991 [2]
Латвийская ССР
с 4 мая 1990:
Латвийская Республика
28 июля 198921 августа 199121 августа 19916 сентября 1991 [3]
Азербайджанская ССР
с 19 ноября 1990:
Азербайджанская Республика
23 сентября 198930 августа 199130 августа 199126 декабря 1991 [4]
Грузинская ССР
с 15 ноября 1990:
Грузинская Республика
26 мая 19909 апреля 19919 апреля 199126 декабря 1991 [4]
РСФСР
с 25 декабря 1991:
Российская Федерация
12 июня 199012 декабря 199112 декабря 199126 декабря 1991 [4]
Узбекская ССР
с 31 августа 1991:
Республика Узбекистан
20 июня 199031 августа 1991.26 декабря 1991 [4]
Молдавская ССР
с 23 мая 1991:
Республика Молдова
23 июня 199027 августа 199127 августа 199126 декабря 1991 [4]
Украинская ССР
с 24 августа 1991:
Украина
16 июля 199024 августа 199124 августа 199126 декабря 1991 [4]
Белорусская ССР
с 19 сентября 1991:
Республика Беларусь
27 июля 1990 [5]25 августа 1991 [6]8 декабря 199125 августа 1991 [7]
Туркменская ССР
с 27 октября 1991:
Туркменистан
22 августа 199027 октября 199127 октября 199126 декабря 1991 [4]
Республика Армения [8]24 августа 199021 сентября 199123 сентября 199126 декабря 1991 [4]
Таджикская ССР
с 9 сентября 1991:
Республика Таджикистан
24 августа 19909 сентября 19919 сентября 199126 декабря 1991 [4]
Казахская ССР
с 10 декабря 1991:
Республика Казахстан
25 октября 199016 декабря 199116 декабря 199126 декабря 1991 [4]
Республика Киргизия [9]
с 30 августа 1991:
Республика Кыргызстан
15 декабря 199031 августа 199131 августа 199126 декабря 1991 [4]

Декларация о суверенитете РСФСР

Парад суверенитетов в РСФСР

С августа по октябрь 1990 года происходит «парад суверенитетов» автономных республик. Принята декларация о государственном суверенитете Карельской АССР (9.08.1990), провозглашен государственный суверенитет Коми АССР (11.10.1990), Татарской АССР (31.08.1990), Удмуртской и Якутской-Саха АССР (27.09.1990), Чукотского автономного округа, Адыгейской АО (Адыгейской АССР) (05.10.1990), Бурятской АССР (07.10.1990), Башкирской АССР (11.10.1990), Калмыцкой АССР (19.10.1990), Марийской АССР (22.10.1990), Чувашской АССР (24.10.1990), Ямало-Ненецкого (17.10.1990) автономного округа, Горно-Алтайской АО (Горно-Алтайской АССР) (25.10.1990) Иркутской области (26.10.1990) и т. д.

В этих и других документах того периода республики провозглашались носителями суверенитета. При этом, однако, вопрос о полной государственной независимости и выходе из состава РСФСР, как правило, не ставился, отношения с федеральным центром предполагалось урегулировать путем заключения с ним в дальнейшем договоров.

19 августа подписание начального договора о создании ССГ было сорвано ГКЧП при попытке отстранения М. С. Горбачева с поста президента СССР. 12 декабря подписываются беловежские соглашения и вместо государства-конфедерации — ССГ (по одному из проектных союзных договоров туда должны были войти и республики из состава РСФСР) создается Содружество Независимых Государств.

7 февраля 1992 года в связи с попыткой депутатов Верховного Совета Республики Карелия поставить в повестку дня очередной сессии вопрос о возможности выхода Республики Карелия из состава России Петрозаводский городской Совет народных депутатов принял обращение к Верховному Совету Республики Карелия и жителям Петрозаводска, в котором заявил, что «выход Республики Карелия из состава России и создание ещё одного независимого государства — Карелия — невозможен». Вместе с тем, Петрозаводский городской Совет народных депутатов признал правильным курс на разграничение компетенций между Россией и Карелией и закрепление на этой основе экономической самостоятельности республики. [16] В дальнейшем в Карелии неоднократно принимались законы, которые определяли изъятия и дополнения положений федеральных законов. [17]

31 марта 1992 года республики Российской Федерации, за исключением Татарстана и Чечни, подписали обновленный федеративный договор.

В апреле 1992 года Vl съезд народных депутатов Российской Федерации трижды отказался рассматривать вопрос о ратификации беловежского соглашения и об исключении из текста конституции РСФСР упоминание о конституции и законах СССР. [18] [19]

25 декабря 1993 года вступила в силу принятая на всенародном голосовании Конституция Российской Федерации, которая не содержала упоминания о Конституции и законах Союза ССР. Статьей 4 принятой конституции было установлено, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, а федеральные законы имеют на всей ее территории верховенство. Конституцией была установлена возможность заключения договоров о разграничении полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации, однако устанавливалось, что в случае несоответствия положений этих договоров, а также ранее заключенного Федеративного договора положениям Конституции Российской Федерации действуют положения Конституции (пункт 1 Раздела II Конституции Российской Федерации).

В дальнейшем при оценке тех или иных положений законодательства различных субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации Конституционный суд Российской Федерации неоднократно констатировал конституционно-правовую невозможность и незаконность «двухъярусного суверенитета» Российской Федерации и ее субъектов. Так, в частности, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“», указывается:

Суверенитет Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, распространяющийся на всю ее территорию, закреплен Конституцией Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя (статья 4, часть 1). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации, является ее многонациональный народ (статья 3, часть 1), который, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов и возрождая суверенную государственность России, принял Конституцию Российской Федерации (преамбула). Суверенитет, предполагающий, по смыслу статей 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции Российской Федерации, верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус. Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, то есть не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации. Конституция Российской Федерации связывает суверенитет Российской Федерации, ее конституционно-правовой статус и полномочия, а также конституционно-правовой статус и полномочия республик, находящихся в составе Российской Федерации, не с их волеизъявлением в порядке договора, а с волеизъявлением многонационального российского народа — носителя и единственного источника власти в Российской Федерации, который, реализуя принцип равноправия и самоопределения народов, конституировал возрожденную суверенную государственность России как исторически сложившееся государственное единство в ее настоящем федеративном устройств. Содержащееся в Конституции Российской Федерации решение вопроса о суверенитете предопределяет характер федеративного устройства, исторически обусловленного тем, что субъекты Российской Федерации не обладают суверенитетом, который изначально принадлежит Российской Федерации в целом. По смыслу преамбулы, статей 3, 4, 5, 15 (часть 1), 65 (часть 1), 66 и 71 (пункт «б») Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи, республики как субъекты Российской Федерации не имеют статуса суверенного государства и решить этот вопрос иначе в своих конституциях они не могут, а потому не вправе наделить себя свойствами суверенного государства, — даже при условии, что их суверенитет признавался бы ограниченным.

Конституция Российской Федерации, определяя в статье 5 (части 1 и 4) статус перечисленных в статье 65 (часть 1) республик как субъектов Российской Федерации, исходит из относящегося к основам конституционного строя Российской Федерации и, следовательно, к основам конституционного строя республик принципа равноправия всех субъектов Российской Федерации, в том числе в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Признание же за республиками суверенитета, при том что все другие субъекты Российской Федерации им не обладают, нарушило бы конституционное равноправие субъектов Российской Федерации, сделало бы невозможным его осуществление в принципе, поскольку субъект Российской Федерации, не обладающий суверенитетом, по своему статусу не может быть равноправным с суверенным государством. Следовательно, использование в статье 5 (часть 2) Конституции Российской Федерации применительно к установленному ею федеративному устройству понятия «республика (государство)» не означает — в отличие от Федеративного договора от 31 марта 1992 года — признание государственного суверенитета этих субъектов Российской Федерации, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера. [20]

В связи с этим содержавшиеся ранее в конституциях ряда республик в составе России положения, указывающие на их суверенитет, к настоящему моменту практически повсеместно удалены.

Источник

«Страну мы потеряем, а вы станете бедными и никому не нужными» 30 лет назад Россия объявила о независимости. Как это было?

30 лет назад Российская Федерация получила суверенитет — 12 июня 1990 года I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о суверенном статусе самой большой республики СССР. Эта дата вскоре стала национальным праздником — Днем независимости, а позже получила название День России, но до сих пор не всем понятно, что конкретно празднуют в этот день россияне. Кто и зачем запустил процесс отделения России от СССР, какое значение имела декларация Ельцина и могли ли политики, армия и КГБ спасти Союз от распада — «Лента.ру» спросила у бывшего председателя Верховного Совета Российской Федерации Руслана Хасбулатова.

«Ни в каких федеративных государствах права выхода у субъектов нет»

«Лента.ру»: Парад суверенитетов — что это было вообще? Почему союзные, а за ними и автономные республики вдруг стали заявлять о суверенитете?

что такое парад суверенитетов какова его цель. preview 3ab93c6edebe9d7fc0e3712616dcbc6d. что такое парад суверенитетов какова его цель фото. что такое парад суверенитетов какова его цель-preview 3ab93c6edebe9d7fc0e3712616dcbc6d. картинка что такое парад суверенитетов какова его цель. картинка preview 3ab93c6edebe9d7fc0e3712616dcbc6d. «Конец эпохи» – это проект РИА «Воронеж», в котором мы вспоминаем о развале СССР и событиях, которые ему предшествовали. Попробуем понять, почему многие наши земляки даже 30 лет спустя считают те годы самым трудным временем своей жизни.

Хасбулатов: К сожалению, импульсы были даны самой верховной властью, когда Горбачев созвал Съезд народных депутатов и вместо того, чтобы, как планировалось, заниматься экономическими реформами, потерпев неудачу на этом фронте, решил возместить это за счет политического реформирования, заявив, что у нас, дескать, косная политическая система, она отстает, тормозит, не дает нам осуществлять экономические реформы. Потом это начал повторять Ельцин, если помните, в 1993 году, говоря, что без новой конституции у нас с реформами ничего не получается. В общем, примитивные это были люди, откровенно говоря. Я помню, что мы, экономисты, обсуждали эти вопросы очень часто и много. Конечно, мы удивлялись такому подходу, но что делать? Я тогда еще не был депутатом, это были 1988-1989 годы.

Ну, а потом на I Съезде народных депутатов СССР и на заседаниях Верховного Совета СССР были приняты важные нормативные акты, с одной стороны — усиливающие полномочия союзных республик, наделяющие их дополнительными полномочиями, а с другой стороны — сформировалась какая-то иррациональная система организации власти: соединение постов первых секретарей обкомов, крайкомов, рескомов (автономных республик) с исполнительной властью. То есть эти первые секретари были наделены огромными полномочиями. Причем везде, начиная от областей Российской Федерации и заканчивая союзными республиками. Фактически они стали диктаторами, их уже никто не контролировал. Они соединили всю мощь партийного аппарата и органов советской власти.

Я хорошо помню, как метался глава КГБ [Владимир] Крючков. Уже когда я был первым заместителем Ельцина в 1990 году, Горбачев часто созывал совещания руководителей союзных республик. Так как он враждовал с Ельциным, вместо него на этих совещаниях в Кремле приходилось бывать мне. И мы как-то сблизились с Крючковым. Он испытывал очень большой дискомфорт от того, что валом начала расти коррупция, а он ничего сделать не мог. Огромная армия кагэбэшников оказалась не у дел. Чем им заниматься? Подслушивать, следить за чем-то — это уже стало неактуально. Вот такая сила была дезорганизована и выведена со своего поля деятельности. Этой силе не дали возможность проявить себя в позитивном ключе.

что такое парад суверенитетов какова его цель. preview 14e3bf6a20e5b98f2c2b097581c184d9. что такое парад суверенитетов какова его цель фото. что такое парад суверенитетов какова его цель-preview 14e3bf6a20e5b98f2c2b097581c184d9. картинка что такое парад суверенитетов какова его цель. картинка preview 14e3bf6a20e5b98f2c2b097581c184d9. «Конец эпохи» – это проект РИА «Воронеж», в котором мы вспоминаем о развале СССР и событиях, которые ему предшествовали. Попробуем понять, почему многие наши земляки даже 30 лет спустя считают те годы самым трудным временем своей жизни.

Борис Ельцин и Руслан Хасбулатов, август 1991 года

Фото: Юрий Абрамочкин / РИА Новости

Так вот тогда и были приняты эти решения, в том числе право выхода союзных республик из состава СССР. Правда, оговаривалось, что есть какие-то условия. Вообще-то, надо заметить, такого права у составляющих федеративного государства нигде нет. Даже в Швейцарии, в конфедерации — и там нет. В Америке нет, в Индии нет, в Бразилии нет. Ни в каких федеративных государствах права выхода у субъектов нет. А здесь его провозгласили. Это и послужило катализатором.

Я точно не знаю, как обстояло дело, когда Ельцин готовился к этим вопросам. Но дело в том, что после того, как народные депутаты Российской Федерации были избраны в январе-феврале 1990 года, если не ошибаюсь, первая сессия состоялась только в начале июня (съезд проходил с 16 мая по 22 июня — прим. «Ленты.ру»). Если бы сразу собрали сессию, Горбачев смог бы провести свои кандидатуры, как он хотел. А он фактически предложил Ельцину заняться какой-то деятельностью: эти демократы стали кучковаться, договариваться, рисовать свои планы. Поэтому в июне развернулась серьезная борьба за пост председателя. Если помните, соперником Ельцина был Иван Полозков. Ельцинисты оказались более подготовленными. Тогда же и я к ним примкнул: когда Ельцин предложил мне стать его первым заместителем, я тоже стал активно работать на него.

В общем, с небольшим перевесом мы тогда получили руководство Верховным Советом Российской Федерации. И в тот момент Ельцин достает, как говорят, из рукава Декларацию независимости Российской Федерации. И воодушевленные соответствующими решениями своих старших товарищей по парламенту СССР депутаты проголосовали за этот декрет. Правда, я внес туда некоторые изменения, потому что там были слишком жесткие формулировки. На самом деле ничего страшного там не было с точки зрения содержательной, потому что десять самых основных полномочий — Ельцин потом согласился со мной — мы решили оставить в ведении союзных властей. Это оборонный комплекс, внешнеполитические отношения, трубопроводы, железнодорожный, морской, речной транспорт, авиасообщение — то есть все структурообразующие функции оставались в ведении СССР.

А что Российская Федерация провозглашала в рамках своего суверенитета? Это общеэкономическая деятельность на территории РСФСР, вся торговля, вся легкая промышленность, разные товарообменные операции, часть внешнеэкономических связей, которые не касались первой сферы, то есть общесоюзных интересов. В общем, если разобраться, ничего страшного, разлагающего, дезинтегрирующего там не было.

Но эффект был в другом: само принятие этой декларации, ее пропагандистское значение, ее общеэмоциональное значение — ах, суверенитет провозглашается! Никто уже не вчитывался в содержание этого документа, всех интересовало только название. После чего началось развитие этих процессов, причем оно усилилось из-за того, что, к сожалению, мои попытки (вместе со многими товарищами из союзного парламента, аппарата и ЦК партии, с которыми у меня были давние связи) как-то сгладить противоречия между Горбачевым и Ельциным оказались безуспешными. В этой борьбе обе стороны использовали негодные средства.

что такое парад суверенитетов какова его цель. preview 46e90fb0c065a816c8ad06641b89e1a8. что такое парад суверенитетов какова его цель фото. что такое парад суверенитетов какова его цель-preview 46e90fb0c065a816c8ad06641b89e1a8. картинка что такое парад суверенитетов какова его цель. картинка preview 46e90fb0c065a816c8ad06641b89e1a8. «Конец эпохи» – это проект РИА «Воронеж», в котором мы вспоминаем о развале СССР и событиях, которые ему предшествовали. Попробуем понять, почему многие наши земляки даже 30 лет спустя считают те годы самым трудным временем своей жизни.

Борис Ельцин и Михаил Горбачев

Ельцин, как вы помните, провозгласил: «Берите столько суверенитета, сколько можете проглотить». В свою очередь, союзные власти начали вызывать руководителей Якутии, Чечено-Ингушетии, Дагестана, Осетии и предлагать им провозглашать свой суверенитет от Российской Федерации. Вот как было на самом деле. Я потом говорил с последним председателем Верховного Совета СССР Анатолием Лукьяновым: «Анатолий Иванович, что вы делаете?» А он в ответ: «А вы что делаете?» Я ему говорю: «Посмотрите, теперь в РСФСР 22 автономии». Мы спорили и часто связывались по телефону. Хотя и ругались, но у нас были уважительные отношения.

Часто бывало, что когда меня вызывал Горбачев, в его кабинете я видел кого-то из автономий РСФСР: то из Коми, то из Осетии, то еще откуда-то. Я был этим недоволен. Когда они выходили из кабинета Горбачева, я говорил (например, главе Верховного Совета Якутии Михаилу Николаеву): «Слушай, ты вроде в Российской Федерации, что ты все время болтаешься здесь, в коридорах у союзных начальников?» Я пытался их дисциплинировать, но они туда-сюда крутились. У меня был довольно жесткий стиль руководства, я любил поставить подчиненных на место.

Борьба двух амбиций — этот фактор сыграл колоссальную роль во всех этих делах. Плюс я удивлялся, почему союзный центр не использовал соответствующие властные полномочия. Все это было как-то очень несолидно. Честно говоря, уже тогда я почувствовал, что с руководством и СССР, и Российской Федерации далеко не все в порядке.

«Горбачев разрушил все формы равновесия»

Почему союзное руководство вообще пошло на такой рискованный шаг? Неужели СССР казался им таким нерушимым? Они ведь фактически играли с огнем и должны были это понимать.

Да, они играли с огнем. Вот такая интеллектуальная неподготовленность. Горбачев, конечно, не был готов к руководству огромным государством. Он как-то не чувствовал своей ответственности. Он считал, что есть партия, есть вооруженные силы, есть КГБ, есть ВЦСПС (Всесоюзный центральный совет профсоюзов — прим. «Ленты.ру»), есть комсомол, есть разные организации, директора заводов, парткомы, и что бы он ни делал, какие бы эксперименты ни ставил, со страной ничего не произойдет. В результате были разрушены все формы равновесия. В любой социальной системе должно быть равновесие. Воздействие должно быть дозированным, осторожным. А здесь за одну неделю принимали десяток решений, которые зачастую противоречили друг другу. Не успеют принять одно постановление по экономике — тут же ему вслед идет второе. Никто не смотрит, не проверяет, как это отразится, какие будут последствия. Есть же какой-то временной лаг между принятием решения, периодом его воздействия и результатами. Но никто не следил за этим — все торопились.

Министерства, кстати, тоже. Любое в отдельности было коллективом превосходных специалистов, но когда от них что-то требовали, каждое стремилось провести какое-то свое постановление, которое считало важным для себя. Вот так и получилось, что экономика оказалась в состоянии хаоса. Вот в чем проблема то была. Хаос обнаружился. Ликвидировали Госплан, систему госснабжения, якобы ввели рынок. Ну какой рынок? Сегодня уже 30 лет прошло — до сих пор нет рынка. Это не такое простое дело.

И потом, когда [один из основателей теории экономики] Адам Смит писал, о чем речь шла? Никаких монополий не было, никаких транснациональных корпораций не было, вся экономика, которую мы считаем классикой, — это же изучение мелкого предпринимательства. Вот что такое рынок. А у нас огромные монополии, как ты его создашь?

Хорошо, ты все разрушил, передал какую-то часть другим. Ну и что, сразу появятся рынок и конкуренция? На это нужны десятилетия. Нужны фондовые и кредитные рынки, тысячи связей и взаимосвязей, перекрещивающиеся производственные цепочки и черт знает что еще. Всего этого не было. Это же надо было потихоньку создавать, не торопясь, как китайцы делали. У нас все думали: сейчас мы разгромим эти министерства, этих монстров, разгромим Госплан, разгромим госснабжение, дадим права предприятиям — и все пойдет, закрутится. Такое вот примитивное представление было. Просто невозможно описать.

что такое парад суверенитетов какова его цель. preview 5741dd87f749471ff6d2654e4e766a28. что такое парад суверенитетов какова его цель фото. что такое парад суверенитетов какова его цель-preview 5741dd87f749471ff6d2654e4e766a28. картинка что такое парад суверенитетов какова его цель. картинка preview 5741dd87f749471ff6d2654e4e766a28. «Конец эпохи» – это проект РИА «Воронеж», в котором мы вспоминаем о развале СССР и событиях, которые ему предшествовали. Попробуем понять, почему многие наши земляки даже 30 лет спустя считают те годы самым трудным временем своей жизни.

Фото: Дмитрий Коробейников / РИА Новости

Я еще в юности, с МГУ, занимался капитализмом. Так больно было видеть, что они творили, ничего не понимая в капитализме! Причем специалистов по капитализму у нас хватало — десятки институтов Академии наук, в которых были хорошие специалисты, которые бывали в этих странах, знали их. Но их-то и не привлекали.

Сейчас понятие «парад суверенитетов» неразрывно ассоциируется с распадом СССР. Как оно воспринималось тогда? Было широкое ощущение, куда это приведет?

Какое-то смутное ощущение было, очень даже было. Я, например, часто печатал социальные статьи в «Правде», «Комсомолке». И я вам сейчас напомню один совершенно дикий эпизод: выборы директоров заводов. Тогда была огромная кампания. Помните рижский автомобильный завод РАФ? Там объявили конкурс. Со всей страны набралось чуть ли не полсотни претендентов.

Я тогда много ездил по стране с лекциями, еще с аспирантских времен. Нас с удовольствием направляли по линии общества «Знание» в разные районы. Благодаря этим поездкам у меня было большое количество знакомых среди директоров предприятий. Когда они бывали в Москве, мы встречались, и они рассказывали мне. Один говорил: «Что делать? Я ухожу. Мастер, которого я прогонял три раза, говорит: теперь наше время пришло, мы тебе покажем». Пьяницы-рабочие стали заводилами: «Теперь мы будем избирать». Уборщицы стали избирать директора Большого театра. В связи с этим я написал большую статью в «Правде», где указал, что при капитализме на предприятиях железная производственная дисциплина, никаких выборов не может быть. Что за выборы? Это же экономика, это вам не профсоюз.

Я помню, тогда в «Правде» был замечательный редактор, академик [Виктор] Афанасьев — участник войны, потом философом стал. Так вот, его вызвали в секретариат ЦК по поводу моей статьи. Он потом мне весело рассказывал: «В первый раз я с удовольствием выслушивал замечания, считая, что мы поступили правильно».

То есть я уже тогда высказывал опасения: какие выборы могут быть в экономике? Эта статья настолько близкой показалась многим нашим специалистам — и экономистам-теоретикам, и производственникам, — что редакция получила огромное количество писем. Многие люди выражали тревогу в связи с тем, что делается.

Поэтому, с одной стороны, эйфория была — по поводу гласности и демократизации. Но знающие люди выражали тревогу. Да, хорошо быть полезным и приятным для толпы. Но все-таки куда вы идете, ради чего, каким образом? Эти вопросы тогда возникали.

«Отрезанное уже не пришьешь — давайте смиримся»

А что вообще у людей творилось в головах? Например, на референдуме о сохранении СССР в марте 1991 года за сохранение Союза высказалось абсолютное большинство. На Украине было то же самое. При этом уже 1 декабря такое же абсолютное большинство украинцев на очередном референдуме высказались за независимость республики. Как такое возможно? У вас есть этому объяснение?

Да, у меня есть объяснение, и, на мой взгляд, обоснованное. Во-первых, современные утверждения, в том числе моего старого друга Гавриила Попова, о том, что произошла якобы буржуазная антисоциалистическая революция, — это все чушь. Советские люди вовсе не хотели капитализма. Я хорошо знал общество, ведь где я только не был. Наверное, во всем Советском Союзе не было областного города, где бы я не побывал. Никакого антисоциализма у нас не было. А эта узкая группа диссидентов — их было ничтожное меньшинство, и то их потом Андропов придавил. Так что народ не был настроен антисоветски и антисоциалистически. Это первое.

Второе. То, о чем вы говорите, удивительно, но только с внешней стороны. К тому времени, когда в августе 1991 года произошла попытка государственного переворота, Горбачев уже дискредитировал себя: ценовые реформы, на памяти еще был свеж запрет на алкоголь, вырубка виноградников, ну и, конечно, сплошной дефицит и исчезновение товаров, которые были в изобилии даже в послевоенные времена, даже спичек и табака. Это же вообще немыслимое дело!

что такое парад суверенитетов какова его цель. preview 69936689c103b1dc5e524df2094cebb0. что такое парад суверенитетов какова его цель фото. что такое парад суверенитетов какова его цель-preview 69936689c103b1dc5e524df2094cebb0. картинка что такое парад суверенитетов какова его цель. картинка preview 69936689c103b1dc5e524df2094cebb0. «Конец эпохи» – это проект РИА «Воронеж», в котором мы вспоминаем о развале СССР и событиях, которые ему предшествовали. Попробуем понять, почему многие наши земляки даже 30 лет спустя считают те годы самым трудным временем своей жизни.

Танк в Москве, 1991 год

Фото: Владимир Родионов / РИА Новости

Плюс эта попытка государственного переворота дискредитировала не социализм как таковой, а все руководство. И когда Кравчук провозгласил суверенитет Украины, он же не говорил, что она не пойдет по пути социализма. Никто этого не говорил. Все они были неглупые люди и понимали, что люди не стремятся к какому-то непонятному им капиталистическому обществу.

В общем, не было недовольства системой, но было недовольство людьми, которые не умели конкурировать с этими капиталистами и показывать преимущества своего строя. Так вот, тогда Кравчук сказал: мол, у них там в Кремле черт знает что творится, давайте мы будем верны нашей стране и великому учению, у нас богатая страна, а они пусть там разбираются, как хотят, там видно будет, а мы будем строить мирную счастливую жизнь. И за это, конечно, проголосовали все. Вот как обстояло дело.

А как вы считаете, мог ли сохраниться СССР после парада суверенитетов?

Видите ли, любое государство даже в самых трудных условиях имеет огромные внутренние силы, свои незримые формы существования, связи, взаимосвязи. Оно может довольно долго автономно развиваться, ожидая, пока не наладится какая-то система организации управления. Этот период можно было пережить, я более чем уверен. Но чтобы стать властелином главного кабинета в Кремле, Ельцин подговорил двух своих коллег, и они совершили удачный государственный переворот.

«Страну мы потеряем, а вы станете бедными и никому не нужными»

Как вы считаете, почему на этом парад суверенитетов фактически удалось остановить? Ведь после 1991 года Россия больше не теряла территорий. Как удалось удержать ее от дальнейшего распада?

Так это сделал Верховный Совет во главе с его председателем. Я стал систематически собирать на совещания в Белом доме председателей областных, краевых, республиканских и все время им говорил: «Смотрите, что произошло с Советским Союзом. Неужели вы хотите того же? Что вы будете делать со своими «государствами»? Страну мы потеряем, а вы станете бедными и никому не нужными, к тому же вас вышвырнут, вместо вас придут другие — вы и месяца не усидите на своих постах. Вы разве не видите, к чему все идет? Если мы сейчас не будем обеспечивать и защищать друг друга и нашу страну, Российскую Федерацию, мы все потеряем. Вы этого хотите?»

В общем, постепенно мне удалось подвести к подписанию федеративного договора всех, кроме Татарстана и Чечено-Ингушетии. Я помню, этим тогда был страшно обрадован Ельцин. И после этого исчезла сама проблематика. А если бы не был расстрелян Верховный Совет, ничего не было бы и на Северном Кавказе. То, что произошло на Северном Кавказе, в Чечне, — это была игра кремлевских деятелей. Если бы они не расстреляли Верховный Совет, там бы никто не погиб, мы этот вопрос решили бы. Я считаю, что вопрос был бы решен до конца 1993 года. Так что все эти события — десятилетняя война, гибель тысяч людей, уничтоженные ресурсы — все это на совести ельцинистов.

что такое парад суверенитетов какова его цель. preview 2be99fd9d120fb567bbb259fd943e048. что такое парад суверенитетов какова его цель фото. что такое парад суверенитетов какова его цель-preview 2be99fd9d120fb567bbb259fd943e048. картинка что такое парад суверенитетов какова его цель. картинка preview 2be99fd9d120fb567bbb259fd943e048. «Конец эпохи» – это проект РИА «Воронеж», в котором мы вспоминаем о развале СССР и событиях, которые ему предшествовали. Попробуем понять, почему многие наши земляки даже 30 лет спустя считают те годы самым трудным временем своей жизни.

Вы согласны с тем, что сама природа советского государства способствовала возникновению центробежных процессов и распад советского государства в любом случае рано или поздно должен был произойти?

Я считаю это чушью. Это не имеет ничего общего с понятием государства, с эволюцией государства, развитием государства. Советское государство было уникальным явлением. Во-первых, это было экспериментальное государство, потому что никогда ничего подобного в истории не было. Были лишь наметки, вроде знаменитой «Утопии» Томаса Мора или зарисовок идеального государства у Платона и Аристотеля. А здесь на общетеоретических высказываниях, причем не только утопистов, но и Маркса с его последователями, построили реальное государство, в котором нет эксплуатации, нет частной собственности.

Конечно, возникли колоссальные противоречия между идеалами, которые провозглашались в социалистических учениях, и практикой. В частности, это свирепые расправы Сталина, которые ни в какую теорию не укладываются. Но вместе с тем было единство и отсутствие концентрации богатства под контролем небольшой группы людей, эксплуатации других, реальное равенство, реальное ощущение того, что ты действительно в свободной стране, что ты имеешь возможность и учиться, и продвигаться по пути нормальной карьеры. Это было действительно великое чувство, которое объединяло всех. Расцвет науки, культуры, творчества, художественной прозы, поэтического творчества наших выдающихся деятелей — где это было, когда это было? Это же дал именно социализм, а не что-нибудь другое. Конечно, развиваясь, любая политическая система совершенствуется. Она учитывает какие-то прежние несовершенства и исправляется. Так же могло произойти и с тем, что мы называли Советским Союзом. Никакой обреченности не было абсолютно.

Стоит ли нам ждать нового парада суверенитетов?

Если жизнь не будет улучшаться, всего можно ожидать. Пока я не вижу чего-то позитивного. Вот посмотрите, сейчас ходит страшная болезнь. Ученые и специалисты предрекают какие-то новые условия. Возможно, государства будут в большей степени опираться на свои внутренние силы, не полагаясь на большие объемы внешней торговли, импорт товаров, экспорт своего сырья, а больше производить. Я, в частности, уже 25 лет пишу одну книгу за другой, раз за разом говорю в статьях: почему мы не развиваем свой машиностроительный комплекс, почему мы не развиваем свою текстильную промышленность, почему мы должны все потребительское товары постоянно откуда-то завозить?

Так вот, в этих условиях, казалось бы, сделайте упор на это. Страна должна же что-то производить! Что мы производим для себя? Все говорят — цифровизация. Это, конечно, хорошо. Но разве цифровизация дает молоко? Кстати, Москва, наверное, единственный большой город, где вы не найдете коровьего молока. Я не знаю, например, где оно продается. Мы страна, которая ничего не производит для себя, зато все, что можно вывозить, мы вывозим. Нам говорят: не нужен ваш газ. Нет, мы все равно навязываем этот газ. У нас треть населения не имеет газа, а мы навязываем его на внешнем рынке. Куда угодно, только не своим гражданам.

Я себя тоже считаю виновным и причастным к этим большим бедам. Я все время анализирую, мучаюсь, думаю: вот, если бы не проиграл я Ельцину, наверняка сегодня мы бы имели очень богатое государство, процветающий народ, а не один из самых бедных в Европе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *