что такое пантон в типографии
Мечты о суперцвете: зачем нужны CMYK и Pantone
Что такое печать CMYK и Pantone? Чем они различаются и в чем преимущества каждого способа?
У каждого вида полиграфии своя задача. Когда дизайнеры и маркетологи заказывают печать имиджевой полиграфии, они ожидают максимального совпадения по цвету. Попадание в цвет очень важно, ведь каждый цвет в макете неслучаен.
Печать CMYK
В одной из предыдущих статей блога мы уже писали об этой цветовой модели. Триада C+M+Y (голубой+пурпурный+желтый) и К (ключевой черный) смешиваются в разных пропорциях.
На деле процесс выглядит следующим образом: перед печатью изображение растрируется, т.е. происходит разбиение изображения на маленькие ячейки так называемой растровой сеткой, причем каждая ячейка имеет сплошную заливку. В каждую плашку наносятся маленькие точки под разными углами каждым из четырех цветов СMYK. Расстояние между ними так мало, что точки сливаются и накладываются друг на друга. Сочетание обманывает человеческий глаз, и на бумаге мы видим не смешанные точки, а непрерывный цветной фон. Так, методом наслоения в системе CMYK получается заданный цвет.
В зависимости от того, какого результата нужно добиться, выбирают и саму технологию растрирования. Различают следующие виды:
Способ наложения подходит для печати полиграфии небольшого формата с большим количеством оттенков. Наглядные примеры — цветные фотографии, сложная графика, книжные иллюстрации.
Главный недостаток печати CMYK — возникновение ситуаций, когда наблюдается явное несоответствие напечатанных цветов друг другу как на разных тиражах, так и в пределах одного изделия на разных страницах, когда один и тот же цвет получается в разных оттенках.
Есть допустимые общепринятые нормы расхождения цвета, в пределах которых и определяется брак печати или норма.
Если мы говорим о необходимости стопроцентного попадания в цвет, как правило, всегда выбирается печать красками Pantone.
Печать PANTONE
Pantone это цветовая модель (PMS, Pantone Matching System), разработанная в США. Цвета в этой системе называются смесевыми. У каждого свой номер и плашка-образец, таблица цветов постоянно пополняется. Каждый оттенок воспроизводится по определенной, специально созданной для него формуле.
Как раз в методике получения цвета и заключается главная разница между офсетной печатью и печатью Pantone. Любой оттенок PMS предварительно замешивается по своей формуле, в то время как цвет CMYK по сути лишь имитация в результате сочетания пурпурного, желтого, голубого и черного. Смесевый метод гарантирует более точное совпадение оттенков на каждой странице.
Преимущества PMS делают гораздо шире и интереснее его сферу применения
• В первую очередь — брендинг. Только смесевые краски добиваются точного попадания при печати фирменных цветов компании, которые часто являются сложными и составными.
• Металлизированные, пастельные и другие специальные оттенки попадают на бумагу только с помощью Pantone.
• Печать пантонами — это получение особенно ярких оттенков: когда нужен не просто красный, а огненно-красный или ярко-желтый.
Подводим итоги
• Система CMYK имитирует цвет, который получается путем наложения друг на друга желтых, голубых, пурпурных и черных растров.
• В Pantone цвет заранее замешивается по определенной формуле и только потом поступает на печать. В результате гарантированно добиваются заданного тона.
Спорить какой способ лучше, а какой хуже не совсем верно. Все решает дизайн изделия.
Например, вы печатает каталог или меню для ресторана, и на каждой странице у вас расположена оранжевая, голубая или черная плашка, которая должна быть одинаковой на каждой странице. Причем не важно, какого она (плашка) размера: на треть полосы или же небольшой квадратный сантиметр: цвет должен быть одинаков, без полутонов. В этом случае выбор очевиден: печать блока и обложки каталога идет по системе CMYK, а плашки печатаются красками Pantone.
Полезный совет: если вам нужно напечатать оттенок из палитры Pantone методом CMYK, существует специальный веер Color Bridge. В нем указаны аналоги цветов обеих цветовых систем.
Насколько публикация полезна?
Средняя оценка 4.4 / 5. Количество оценок: 7
Цвета под номерами: зачем в графическом дизайне нужны палитры Pantone
Хочется лазурно-голубой логотип с изумрудно-зелёным контуром? С таким ТЗ и дизайнера, и заказчика ждёт разочарование. Хорошо, что есть Pantone.
Что ещё за Pantone?
Pantone — это институт цвета. Он знаменит тем, что в нём разработали единый стандарт, удобный для подбора цветов в самых разных сферах. Это называется Pantone Matching System (PMS). На сегодняшний день в библиотеке 2625 оттенков, каждый из них пронумерован. В обиходе эти оттенки называют пантонами.
Впервые стандарт для подбора цветов разработали в 1963 году. Но по мере развития технологий периодически появляются новые оттенки и палитры — группы цветов, объединённых едиными свойствами.
Пишет о дизайне в Skillbox, а в перерывах и сама орудует графическим планшетом. Влюблена в советские шрифты, японскую рекламу и русский язык.
Как выглядят эти палитры?
Есть библиотеки цветов в цифровом формате и напечатанные коллекции — в виде вееров.
Кому нужны эти пронумерованные цвета?
Палитрами Pantone пользуются в текстильной промышленности, в косметологии, в дизайне интерьеров и сайтов и в полиграфии. В институте учли особенности разных красок и способов печати: есть, например, палитры с металлическими оттенками, блестящими и матовыми.
А зачем нужен стандарт для цветов? Дизайнер с заказчиком не смогут договориться без этих палитр и номеров?
Теоретически смогут. Договорятся, например, сделать логотип «загадочного» и «премиального» тёмно-синего цвета. Дизайнер выполнит работу, а клиент на следующий день будет не в настроении и скажет, что цвет совсем не тот. Как доказать, что именно этот оттенок был утверждён? Нужны цифры, и тут пригодятся номера оттенков Pantone.
Часто номера в системе Pantone указывают в брендбуках, чтобы чётко зафиксировать фирменные цвета компании. В зависимости от способа печати, калибровки экрана или выбранного профиля в графическом редакторе один и тот же выбранный цвет может смотреться по-разному. Наличие номера позволяет сравнить его с образцом и настроить технические характеристики для точной цветопередачи.
А существуют другие способы пронумеровать цвета или Pantone — единственный вариант?
Существуют, способов нумерации много. Есть цветовые модели — например, RGB для цифровых изображений или CMYK для полиграфии. Но их номера не фиксируют цвет чётко: они могут меняться в зависимости от технических настроек экрана или программы. Их часто указывают в брендбуках, но вдобавок нужен неизменный номер — для этого используют либо систему Pantone, либо HEX.
Код HEX — это шестизначная цифра, необходимая для программирования — когда цвет нужен на сайте или в приложении. А номер Pantone удобен при обсуждении проекта с клиентами и при подготовке макетов к печати — буквы и цифры в нём обозначают разные типы материалов, способы печати и примеси цветов.
Я могу нарисовать что-нибудь в Photoshop первым попавшимся цветом. Как я узнаю его номер Pantone?
Палитру RGB или CMYK в графическом редакторе формально нельзя уравнивать с палитрами Pantone, эти классификации цветов построены по разным принципам. Но к любому цвету в меню Photoshop можно подобрать максимально близкий пантон, который визуально будет неотличим, — в программе это делается автоматически.
А если у меня есть номер пантона, я так же легко могу найти его аналог в меню цветов в графическом редакторе?
Да, но тут есть сложности — визуально цвета могут различаться. Это особенно актуально, если вы будете делать изображение для печати в типографии.
Во-первых, в палитрах Pantone есть металлические или блестящие оттенки — их свойства невозможно передать в стандартной палитре редактора. Во-вторых, яркость цветов для офсетной печати, в модели CMYK, довольно низкая. И для насыщенных оттенков Pantone иногда не удаётся найти аналог.
А если клиент даст дизайнеру номер яркого пантона и попросит макет для печати с таким цветом — как тогда поступают?
При стандартной офсетной печати любой цвет получается из смеси четырёх красок: жёлтой, голубой, пурпурной и чёрной в разных соотношениях. Если цвет нужной насыщенности из четырёх красок получить не удаётся, а очень надо, то дизайнер в графическом редакторе сам назначает для него номер из палитры пантонов. Тогда недостающий цвет печатают отдельной пятой краской, в точности соответствующей пантону, — это называется «плашечный цвет».
Печать пантонами делают для тех цветов, которые предельно важно сохранить без искажения. Обычно это фирменные цвета брендов, которые невозможно передать с помощью смеси четырёх стандартных красок.
Почему все цвета не печатают пантонами?
Добавление лишних красок делает печать дороже. Стандартную печать на основе четырёх цветов выполняют за четыре прогона. Добавить один плашечный цвет — это пятый прогон. А если в изображении сотня оттенков и все нужно печатать пантонами, прогонов сделают сто, а счёт из типографии будет астрономическим.
Понятно. Значит, номер Pantone — это что-то вроде отправной точки, а потом к нему подбирают аналоги для разных способов использования?
Верно. Часто в брендбуках дизайнеры указывают сразу четыре номера: номер Pantone как образец, HEX-код для веб-дизайна, номер CMYK для печати и RGB для цифровых изображений.
Хорошо. А чем вообще занимается этот институт, кроме классификации цветов?
В нём занимаются консалтингом — например, помогают крупным компаниям подбирать и сочетать фирменные цвета. Ещё проводят исследования в области цвета, делают прогнозы трендов. Каждый год в Pantone выбирают цвета года — те, которые специалисты института считают актуальными. Дизайнеры могут ориентироваться на этот прогноз и использовать цвет года в своих проектах.
Например, для 2021 года в Pantone выбрали сочетание жёлтого с серым. В публикации на сайте описано, как оно работает в fashion-индустрии, интерьерах и графическом дизайне.
обложка: OlyaSnow для Skillbox Media
Что такое Pantone и когда используется?
Существует несколько цветовых моделей:
Начнем с RGB — цветовая модель, которая также создана по первым буквам названий цветов Red – красный, Green – зеленый, Blue – синий. Для того, чтобы вывести цвет на экран компьютера, телевизора или другого электронного устройства, дизайнеры используют эти цвета.
При печати в типографии используют цветовую модель CMYK
Ситуация:
Сделали макет. Цвета оставили в RGB. Цвета на листовках, буклетах, брошюрах и т. д. отличаются. В чем дело
CMYK — базовые цвета полиграфии, смесь которых дает все остальные цвета палитры. Наверное, вам приходилось слышать от дизайнеров загадочные слова Magenta, Yellow, Cyan.
Это не магия, а названия цветов «пурпурный», «желтый» и «голубой».
По первым буквам этих цветов и названа цветовая модель СМYК. Последняя буква «К» в названии имеет не совсем выясненное происхождение.
Но большинство склоняется к мысли, что это первая буква слова «Kontur» – контур, который обычно делается черным цветом.
Современный экран способен воспроизвести практически любой цвет. А печатная машина, заряженная голубой, пурпурной, желтой и черной краской – нет.
Представьте, мы создаем макет брошюры и используем совершенно любые цвета.
Например, выбираем яркий оранжевый цвет, бирюзовый, лимонный. Что произойдет, когда макет уйдет в печать?
Печатная машина сталкивается с цветами, которые он не может воспроизвести, путем смешивания CMYK. Результат оказывается непредсказуемый, и в результате мы получим не те цвета, что которые видели на экране.
Как появилась цветовая система Pantone?
Когда публичная печать в первой 20 века стала переходить на цветной формат, возникла потребность в подборе качественной и удобной для использования цветовой палитры. Типографии, которые желали производить свой товар по новым критериям, были разбросаны по всему миру, и надо было как-то стандатизировать их работу.
Так появилась таблица цветов «Pantone», которая была разработана одноименной американской компанией. Каждый цвет в этой системе имеет свой кодовый шифр, состоящий из латинских букв и цифр, что позволяет пользоваться им людям всех стран и наций.
Зачем нужны Pantone-цвета
Pantone — определенный цвет, созданный с помощью смеси нескольких цветов и имеющий свой собственный номер по классификации Pantone Matching System.
Назвав номера Pantone, вы можете быть спокойны за оттенок конечного продукта. И неважно, где вы заказываете полиграфию – в Екатеринбурге, Перми, Франкфурте или в Барселоне.
Для каждого Pantone-цвета указано, каково процентное соотношение базовых цветов CMYK следует взять, чтобы получить именно этот цвет или оттенок. Для выбора нужного оттенка Pantone существуют специальные каталоги, которые, как правило, есть в каждой типографии. Каждому оттенку соответствует свой номер.
Если при печати обычных листовок и прочих раздаточных материалов абсолютное соответствие цвета не критично, то при печати имиджевой полиграфии играет огромную роль, это узнаваемость бренда и немалые инвестиции в дизайн. Фирменный стиль — это лицо вашей компании.
Ситуация
Нужно напечатать каталоги с фирменной атрибутикой. Но на деле не всё так просто. Нельзя напечатать логотип обыкновенным синим цветом и попасть в яблочко. У каждого цвета существует множество оттенков.
У каждого человека свое представление, как выглядит «небесно-голубой», «травянисто-зелёный», «огненно-рыжий».
Заказчик может попытаться описать цвет словами — рассказать про голубизну небес обетованных или про цвет моря на Бали, но для получения идеального результата нужен номер из каталога.
Зависимость цвета от материала для печати
Цвет печати зависит не только от цвета краски, но и от вида материала, на который она наносится. На глянцевой бумаге цвет будет один, а на матовой немелованной бумаге другой (не такой яркий).
Поэтому раскладки цветов печатаются в двух вариантах — coated и uncoated. При этом к номеру Pantone добавляется или буква C или U соответственно. Вы должны выбрать тот цвет, который подойдёт для вашего случая.
Тут ничего сложного нет — сувенирная продукция обычно печатается по Pantone coated. Pantone uncoated пригодятся при печати на немелованной бумаге. Например, если на внутренних листах блокнота необходимо напечатать логотип фирменным цветом, то номер Pantone нужен с буквой U — Pantone 485 U.
Чем знамениты Pantone- цвета
Ежегодно представители компании «Pantone» номинируют на 1-ое место какой-нибудь цвет из всей своей палитры.
Так, в 1999 году лазурно-голубой оттенок был признан оттенком тысячелетия, цветом 2005 года стал фиолетовый, в 2009-м победу одержала «мимоза», в 2011-м — «жимолость», в 2012-м — красно-оранжевый оттенок.
Как оказалось, данный выбор имеет вполне конкретные параметры. Постоянно за экономическим, социальным, экологическим и психологическим состоянием всей планеты наблюдают представители компании «Pantone».
Цвета выбираются, исходя из проблем, которые в данное время являются наиболее актуальными.
Интересные факты о Pantone
Миклош Кисс (kissmiklos.com) из Будапешта представил упаковку сока и айдентику Juceline, которая вызовет у дизайнеров и креативщиков радостное умиление: оформление имитирует до боли знакомые цветовые справочники Pantone. Каждой разновидности сока соответствует реальный цветовой код всемирно известной палитры.
На территории Гримальди Форум Монако (главный культурно-выставочный центр Княжества) открылось PANTONE café.Всё в этом кафе «закодировано» в одноименной цветовой модели.
Полезные ресурсы по выбору цвета
Material Palette
Генерирует и экспортирует палитру цветов в стиле материального дизайна
New Flat UI Color Picker
Лучшие цвета для интерфейсов в стиле flat
Flat UI Colors
Красивые цвета в стиле flat
Coolors
Супербыстрый генератор цветовых схем для крутых дизайнеров
Skala Color
Необычный подбор цветов
Couleurs
Простое приложение для определения цветов, которые вы видите на экране
Material UI Colors
Палитра цветов для Android, веба и iOS в стиле материального дизайна
Colorful Gradients
Автоматическое создание градиентов
Adaptive Backgrounds
Выделение доминирующих цветов из изображения
Brand Colors
Пантоны или плашечные цвета в дизайне полиграфии
Плашечные цвета в полиграфии принято называть пантонами, по названию корпорации, внедрившей в полиграфию этот стандарт (Pantone).
Пантоны – это краски определённых цветов, смешанные и приготовленные ещё до их попадания в печатную машину. Цвета пантонных красок получают не в процессе их наложения друг на друга в процессе печати, как в модели CMYK, а в специальном смесителе, по средству смешивания 14и базовых цветов. Таким образом, в секцию печатной машины попадает уже отколированная краска нужного цвета.
Каждый пантонный цвет имеет свой уникальный идентификационный номер и букву. Соответствие этих номеров и цветов отображено в специальном каталоге плашечных цветов (пантонный веер или пантонник). Цифры в название пантона являются его уникальным номером, а буквы – определяют его принадлежность к определённому типу бумаги. С – мелованная бумага, U – немелованная, M – матовая. Связано это с тем, что на разных типах бумаги цвета друг от друга будут отличаться, это связано прежде всего со степенью впитываемости краски в различные виды бумаг.
Использование пантонных красок и их основные достоинства.
В зависимости от задачи пантонные краски могут быть использованы во всех областях полиграфии, при необходимости передачи строго определённого цвета. Использование пантонов в дизайне рекламной полиграфии, открывает перед дизайнером дополнительные возможности, в виде использования металлизированных красок. Которые также имеются в палитре семейства цветов – Pantone.
1 – В связи с тем, что пантонный цвет получается не в процессе смешения нескольких красок печатной машины, а сам по себе является одной единственной краской, то его использование в некоторых случаях может привести к существенной экономии, особенно на больших тиражах. Элементарный пример: вам нужно напечатать папку, цвет которой – коричневый (один из самых сложных цветов, образуемый смешиванием чх красок), при печати CMYK’ом – это будет печать в 4 краски, а пантоном – одна.
2 – Пантонные цвета имеют высокую точность цветопередачи. Смесевые цвета в CMYK’е, могут в разных типографиях отличаться, в связи с разным оборудованием и разными его настройками. Использование пантонов обеспечит совпадение цветов от тиража к тиражу. Так, к примеру, коричневый в одной типографии будет отличаться от коричневого в другой, хотя процентное соотношение будет идентичным. Пантон же вне зависимости от типографии будет неизменен, потому как продаётся уже в готовом виде.
3 – Интенсивность и глубина пантонного цвета выше, чем смесевого, по этому использование пантонов более предпочтительно в больших однотонных заливках.
4 – Использование пантона позволяет сделать мелкий шрифт – цветным, избежав несовмещения при печати.
Использование пантонов в полиграфии – обеспечивает высочайшее качество передачи цветов и точность их соответствия каталогу цветов Pantone.