что такое ответственное хранение товара
Особенности ответственного хранения товаров
В торговле важно не только продать и купить товар, но и сохранять его в процессе между этими операциями. Обеспечить хранение, по идее, должен владелец товара. Но на практике часто востребована услуга по хранению грузов, товаров, оборудования и др. Кроме того, встречаются ситуации, когда покупатель отказался от доставленного товара и должен сберечь его до момента возврата продавцу.
Рассмотрим все нюансы термина «ответственное хранение» и особенности осуществления этой процедуры.
Ответственное хранение или договор хранения?
ВАЖНО! Образец договора поставки товара (с условием об ответственном хранении товара) от КонсультантПлюс доступен по ссылке
В оптовой или розничной торговле наличие склада – насущная необходимость. Не каждая компания может позволить себе иметь и обслуживать собственные складские помещения. Многие логистические фирмы внедрили услугу «ответственного хранения грузов», которая включает в себя весь комплекс операций с перевозимым и сохраняемым товаром:
Этот вид услуг регулируется главой 47 Гражданского кодекса Российской Федерации. Однако, если внимательно прочитать текст закона, мы увидим, что в данной главе идет речь о договорах хранения, а не об ответственном хранении как таковом. Поставщики услуги позиционируют ее как ответственное хранение, и по факту так оно и есть, ведь они несут полную ответственность за сохранность товара, принятого ими к хранению. Но в правовом поле «договор хранения» и «ответственное хранение» имеют разное значение.
Ответственное хранение как юридический термин
ВАЖНО! Образец акта о принятии товара на ответственное хранение от КонсультантПлюс доступен по ссылке
Ситуацию, именуемую «принятие товара на ответственное хранение», регламентирует совсем другая статья Гражданского кодекса РФ, а именно ст. 514 «Ответственное хранение товара, не принятого покупателем».
Сущность данной операции – обеспечение покупателем сохранности неоплаченного товара и возможности поставщика вернуть его в свое распоряжение.
Цель ответственного хранения – защита интересов сторон договора поставки: покупатель имеет право отказаться от товара, но реализация этого права не должна ущемлять интересы поставщика и приводить к порче или утрате продукции.
Ответственное хранение – понятие внедоговорное, а значит, осуществляется безвозмездно (сюда не входит возможное возмещение расходов). Договора «ответственного хранения» заключить с правовой точки зрения нельзя, названный так документ будет обычным договором хранения в рамках ст. 47 ГК РФ.
Товар принимает на хранение покупатель
Название точно отражает суть возможных и весьма нередких в практике торговли обстоятельств, когда поставщик доставил товар, а покупатель отказывается от него в силу каких-либо законодательных актов или иных правовых норм. Покупатель собирается вернуть товар, но до того, как уведомленный об этом поставщик его заберет, он считается «взятым на ответственное хранение». Если в определенный срок поставщик не забрал свой товар обратно или не распорядился им, покупатель вправе продать этот товар или самостоятельно возвратить поставщику. Если сохраняемый товар был продан покупателем, он должен отдать поставщику средства, вырученные за него, в размере, указанном в документации (стоимость товара по документам), оставив себе то, что удалось выручить свыше.
Причины, по которым покупатель может принять товар на ответственное хранение:
Как может поставщик распорядиться товаром на ответственном хранении, кроме как забрать:
ВАЖНО! Все эти действия производятся исключительно за счет поставщика.
На ответственное хранение принимает поставщик
Другая возможная ситуация ответственного хранения, когда стороны «меняются ролями» и «хранителем» товара выступает его поставщик. Случается так, что товар куплен и оплачен, но вывезти его у покупателя получается не сразу. Временное сохранение такого груза также называется «ответственным хранением» и может быть оформлено соответствующим договором в рамках ст. 47 ГК РФ «Хранение товаров».
Ответственное хранение – это обязанность
Любое лицо или организация, приобретающие тот или иной товар, вполне могут столкнуться с необходимостью принять его на ответственное хранение. Самый простой пример – прибыл товар ненадлежащего качества, фирма не намерена его оплачивать, а собирается вернуть. Она обязана уведомить поставщика о своем намерении, а до момента возврата принять товар на ответственное хранение. Если это не будет сделано, никто не помешает поставщику оспорить претензии к качеству товара и предположить, что он утратил свойства в результате ненадлежащего хранения.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если покупатель не уведомил поставщика о принятии товара на ответственное хранение, он обязан будет оплатить его стоимость согласно договору, поскольку формально будет считаться, что товар принят без возражений.
ПРИМЕР. Фирма «Семена» заказала у поставщика клубни семенного картофеля. Был доставлен не семенной, а продовольственный картофель. Продавец отказался оплатить товар, отправив машину с водителем назад. Груз испортился. Продавец пытается взыскать стоимость картофеля по суду.
В данной ситуации суд примет во внимание, что покупатель не выполнил своей обязанности по уведомлению поставщика о принятии товара на ответственное хранение и отказе от исполнения договора купли-продажи на основании несоответствия товара предмету договора. Правомерно решение суда, по которому покупатель должен будет оплатить:
Вопрос: Покупатель отказался от поставленного некачественного товара (продуктов питания) и направил его на ответственное хранение, при этом поставщик уведомлен о необходимости забрать товар (п. 1 ст. 514 ГК РФ). Несмотря на требования покупателя, поставщик не забирает товар в течение длительного времени. Реализовать товар невозможно, так как продукты испорчены. Вправе ли покупатель утилизировать данный товар? Должен ли он впоследствии представить поставщику документы об утилизации?
Посмотреть ответ
Когда принимать на ответственное хранение необязательно
Несмотря на то, что данная операция в законе названа обязательной, предусмотрен ряд условий, при которых покупатель может не принимать товар на ответственное хранение.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При заключении договора поставки стороны могут вписать в него условия, согласно которому товар, не соответствующий параметрам договора, может быть возвращен без принятия на ответственное хранение.
Когда ответственного хранения не избежать
Есть два условия, которые делают законодательную норму об ответственном хранении императивной:
Бухгалтерские проводки ответственного хранения
Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухучета, утвержденная постановлением Министерства финансов РБ от 29 июня 2011 года № 50, говорит о том, что для обобщения информации о наличии и движении имущества, принятого на ответственное хранение предназначен забалансовый счет 002. Его применяют для учета всех видов хранения.
Учет происходит в цифрах, указанных в акте приема-передачи товара. Проводки будут такими же, как и при осуществлении операций по договору хранения:
Ответственное хранение груза на складе: это что такое и что это значит – определение ответхранения, отгрузка
Практически при ведении любого бизнеса, связанного с материальными ценностями, у предпринимателя появляется потребность использовать складские помещения и соответствующую помощь – разгрузку и погрузку, защиту от хищения, сохранение целостности, ведение отчетности. Хранилище можно создать самостоятельно или арендовать его. Второй вариант предпочтительнее и экономичнее, особенно для начинающих или небольших предприятий с малым товарооборотом. Расскажем про ответственное хранение товара на складе покупателя: что это такое за услуга, что необходимо знать для ее использования.
Особенности
Рассмотрим стандартную ситуацию в торговых взаимоотношениях. Кроме факта передачи груза, есть также момент обеспечения сохранности. Как правило, за данную операцию отвечает владелец. Но на практике часто встречаются более сложные случаи, например, потребитель отказался от приобретения партии, которую уже транспортировали к нему. И до возврата он обязан обеспечить достойные условия сохранения.
Поскольку в современном бизнесе далеко не каждое предприятие может позволить себе содержание собственного склада, а иногда это просто рентабельно (например, при возникновении потребности в складском помещении только изредка), то логистические компании, занимающиеся транспортировкой грузов, часто забирают его на временное содержание, что включает в себя целый комплекс манипуляций.
Что это такое – ответхранение товара:
Кроме того, в перечень услуг может быть внесены дополнительные пункты, они оговариваются отдельно. Сторонами подписывается договор, который обусловлен 47 главой ГК РФ. Логистическая компания берет полную ответственность за обеспечение сохранности. Однако с точки зрения юристов, подписание такого контракта и рассматриваемый нами термин – это отличные процедуры.
Понятие ответственного хранения продукции регламентирует 524 статья того же Гражданского Кодекса. Ниже рассмотрим особенности.
Сущность ответхранения
Если покупатель получил товар, но не хочет его оплачивать, он сохраняет его целостность и обеспечивает возможность поставщику возвратить свое имущество обратно. В бытовой ситуации человек может вернуть неоплаченную продукцию, но только в том случае, если у нее целостная упаковка и исходный внешний вид, состояние.
Цель операции
Наличие обоюдной ответственности предполагает сохранение интересов обеих сторон договоренности. Так и тот, кто покупает, сохраняет за собой возможность отказаться от приобретения продукции, и тот, кто продает, получает гарантию того, что она останется в сохранности при реализации этого предложения. Это не приводит к порче партии, к утрате или иным негативным последствиям для поставщика.
Ответ хранение груза – это услуга внедоговорная, то есть как такового контракта не предполагается. Соответственно, нет документа, регламентирующего компенсацию ущерба или прочие ситуации. А если договор подписывается, то отношения переходят под компетенцию 47 статьи.
Таким образом, ответхранение для продавца необходимо для гарантии целостности еще нереализованных, неоплаченных, но переданных на руки. А смысл для потребителя заключается в предоставлении возможности своими глазами увидеть торговую единицу, оценить ее и при желании оплатить.
Товар принимает клиент
Иногда складываются обстоятельства, в которых поставка была произведена, но покупка не состоялась, потому что покупатель отказывается. Это случается из-за того, что контрагент мог передумать, груз оказался несоответствующего качества, были нарушены какие-то пункты договора и так далее. Тогда на принимающую сторону автоматически накладываются обязательства по ответственному хранению этого нереализованного товара на срок с момента уведомления поставщика об отказе до того, как он примет меры, чтобы забрать партию обратно.
Если продавец по каким-либо причинам не желает возвращать свое имущество или передавать права на это действие в определенный период, то несостоявшийся покупатель может или продать торговые единицы в его распоряжении, или самостоятельно осуществить транспортировку (возврат). При реализации он обязан вернуть денежный эквивалент груза, который прописан в договоре, а все, что окажется сверху можно оставить себе и считать прибылью.
Вот две причины, по которым накладывается ответственность за хранение товара на складе:
Как может поступить поставщик, если продукция была взята потребителем на ответхранение:
Вне зависимости за выбранное решение, требуется оплатить все расходы.
Товар принимает продавец
Обратная ситуация возможна, когда перевозкой занимается принимающая сторона. Если покупатель уже заплатил денежные средства, но временно не может забрать партию, то этот период она находится на ответственном хранении до отгрузки со склада. Как правило, в этом случае проблем не возникает, поскольку производитель обычно имеет складские помещения и специализированное оборудование для учета всех товарных единиц в обороте.
Кому удобно пользоваться услугой
Кроме вышеперечисленных ситуаций, можно подписать договор ответхранения со сторонней организацией. Наиболее часто к этой возможности прибегают:
Во всех перечисленных случаях рекомендуется воспользоваться услугами специализированных фирм, предлагающих склады для ответхранения вашего имущества.
Как организовать ответственное хранение товара: рекомендации для владельцев складов, розничных и интернет-магазинов
Что такое ответственное хранение
В каких случаях это актуально:
Продуктовая база: хранение продуктов питания
Нужно сказать, что основная работа и ответственность лежит именно на хранителе товарно-материальных ценностей. Он обеспечивает сохранность товара, сбор заказа и львиную долю документооборота и несет полную материальную ответственность за порчу или утерю ТМЦ. Расскажем подробно.
Обязанности хранителя ТМЦ
Вот как это выглядит согласно Гражданскому кодексу РФ:
Исходя из этого, для оказания услуг хранителю понадобится определенный набор оборудования, программного обеспечения и персонал:
Образец договора хранения (общий)
Какие документы оформляет хранитель ТМЦ
Полный перечень документации содержится в статье 47 ГК РФ. В него входят:
Сезонное хранение шин
Сколько стоит ответственное хранение
Стоимость услуги сильно варьируется. Она зависит от следующих факторов:
Если говорить об абсолютных цифрах, то услуги ответхранения стоят в среднем от 10 до 50 рублей за кубический метр груза в сутки. Эти деньги необходимо заложить в себестоимость товара при расчете финансовых показателей.
У нас есть готовое решение и оборудование для онлайн-кассы
Испытайте все возможности платформы ЕКАМ бесплатно
Статья 514. Ответственное хранение товара, не принятого покупателем
1. Когда покупатель (получатель) в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором поставки отказывается от переданного поставщиком товара, он обязан обеспечить сохранность этого товара (ответственное хранение) и незамедлительно уведомить поставщика.
2. Поставщик обязан вывезти товар, принятый покупателем (получателем) на ответственное хранение, или распорядиться им в разумный срок.
Если поставщик в этот срок не распорядится товаром, покупатель вправе реализовать товар или возвратить его поставщику.
3. Необходимые расходы, понесенные покупателем в связи с принятием товара на ответственное хранение, реализацией товара или его возвратом продавцу, подлежат возмещению поставщиком.
При этом вырученное от реализации товара передается поставщику за вычетом причитающегося покупателю.
4. В случаях, когда покупатель без установленных законом, иными правовыми актами или договором оснований не принимает товар от поставщика или отказывается от его принятия, поставщик вправе потребовать от покупателя оплаты товара.
Комментарий к ст. 514 ГК РФ
1. Договор поставки опосредует отношения между равноправными субъектами. Обеспечение защиты интересов одного из них (покупателя) должно строиться с учетом заслуживающих внимания интересов другого (поставщика). В частности, отказ покупателя от принятия товара, независимо от причин такого отказа, не должен приводить к их порче или уничтожению. В этой связи право покупателя на отказ от поставленных товаров сопряжено с его обязанностью обеспечить их ответственное хранение и незамедлительно (т.е. при первой возможности) уведомить поставщика (п. 1 коммент. ст.).
Все необходимые расходы покупателя (на уведомление поставщика, обеспечение сохранности товара, его реализацию или возврат поставщику и др.) относятся на счет поставщика и должны быть возмещены последним. В случае реализации товара поставщик вправе произвести зачет встречных денежных требований (ст. 410 ГК) и непосредственно удержать из вырученных сумм причитающееся ему возмещение.
3. В части, не противоречащей положениям коммент. ст., отношения сторон по ответственному хранению регулируются правилами гл. 47 ГК.
4. Неисполнение покупателем обязанности принять товар на ответственное хранение, по господствующему в судебной практике мнению, лишает покупателя возможности предъявлять требования в связи с недостатками поставленных товаров (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 января 2005 г. N А19-3901/04-31-Ф02-5714/04-С2; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14 июня 2007 г. N Ф04-3649/2007(34990-А03-10)).
5. Правила коммент. ст. применяются лишь в том случае, когда отказ покупателя от товара является правомерным, т.е. допускается законодательством или договором поставки. При необоснованности такого отказа поставщик вправе требовать от покупателя оплаты товара и возмещения причиненных убытков (п. 4 коммент. ст.).
Судебная практика по статье 514 ГК РФ
Ссылка ответчика на пункт 4 статьи 514 ГК РФ рассмотрена судами и мотивированно отклонена.
Доводы жалобы о неправильном применении судами норм материального права неосновательны, поскольку основаны на неверном толковании норм законодательства.
Доводы жалобы по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств и исследованных доказательств, что применительно к полномочиям суда кассационной инстанции не может расцениваться в качестве основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Принимая оспариваемые заявителем судебные акты, суды руководствовались нормами главы 7 АПК РФ, положениями статей 15, 309, 310, 393, 514, 525 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и исходили из доказанности истцом факта ненадлежащего исполнения ответчиком обязательства по оплате поставленного товара, а также непринятия товара в установленные договором сроки, что повлекло за собой возникновение у общества убытков, связанных с его хранением.
Изменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд, руководствуясь положениями статей 329, 330, 486, 506, 509, 513, 514 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения встречного иска.
Судом принято во внимание то, что поставка спорного оборудования покупателю 12.12.2016 подтверждается накладной от 31.10.2016 N 9, оборудование принято без замечаний, доказательства принятия его покупателем на ответственное хранение отсутствуют.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды, руководствуясь положениями статей 309, 310, 456, 469, 506, 513, 514, 526 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, установив факт поставки истцом оборудования с техническими характеристиками, не соответствующими требованиям государственного контракта и техническому заданию, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 309, 310, 456, 464, 469, 475, 486, 506, 514, 516, 518 Гражданского кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, исходил из подтвержденного материалами дела факта поставки предпринимателем товара надлежащего качества. Суд отметил, что поставленное оборудование не имеет существенных недостатков по качеству, а выявленные недостатки являются устранимыми.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды, руководствуясь положениями статей 309, 310, 484, 513, 514, 516 Гражданского кодекса Российской Федерации, приняв во внимание заключение специалиста, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, установив, что недостатки товара не относятся к категории существенных, условиями договора была предусмотрена поставка ненового оборудования, пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды, руководствуясь положениями статей 309, 310, 486, 506, 509, 514, 516 Гражданского кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, приняв во внимание ненаправление учреждением предусмотренных контрактом заявок на поставку товара, исходили из наличия у общества права требовать оплаты товара.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 15, 393, 431, 506, 508, 510, 513, 514, 515 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что само по себе ненаправление ответчиком заявки на поставку товара на весь объем товара по спецификации нельзя рассматривать как нарушение им условий договоров, влекущее взыскание штрафа. Установив, что в соответствии с пунктами 9.1 договоров поставка товара осуществляется силами и средствами поставщика, истцом не представлено доказательств отказа ответчика от принятия продукции, невыбранный товар не является индивидуальным, произведенным по специальному заказу и исключительно в целях дальнейшей передачи ответчику, товар находится в распоряжении истца, который вправе использовать его по своему усмотрению, истцом не представлено доказательств того, что предпринимал действия по реализации товара и не смог реализовать его по стоимости выбранного ответчиком товара, суды пришли к выводу об отсутствии наличия совокупности обстоятельств, влекущих привлечение ответчика к ответственности в виде возмещения убытков.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 309, 310, 450.1, 453, 454, 456, 469, 470, 475, 506, 513, 514, 518, 523, 525 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», суд апелляционной инстанции пришел к выводам о доказанности факта поставки товара, не соответствующего условиям контракта, правомерности в связи с этим одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, обоснованности требования об обязании поставщика вывезти поставленный товар, не соответствующий условиям контракта, и взыскании стоимости хранения товара.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 15, 393, 514, 525 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимая во внимание установленные при рассмотрении дела N А64-1153/2015 обстоятельства, установив наличие причинно-следственной связи между отказом заказчика от приемки товара и возникшими у поставщика убытками, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая акт экспертизы АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ от 01.12.2015 N 026-07-01547, установившей несоответствие всей партии поставленной крупы требованиям технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» (приложение 3, раздел 4; приложение 4; глава 2, статья 7, п. 9), а также несоответствие крупы требованиям ГОСТа Р 55290-2012, установив соблюдение истцом порядка хранения поставленного товара, учитывая, что о выявленных недостатках товара ответчик был незамедлительно уведомлен по электронной почте в порядке, предусмотренном статьей 514 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 15, 309, 310, 393, 469, 475, 518 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводам о доказанности факта поставки товара ненадлежащего качества и отсутствии подтверждения возврата истцу его стоимости, в связи с чем признали требование истца о взыскании стоимости некачественного товара обоснованным и подлежащим удовлетворению.