что такое ответственная упаковка
Как выбрать безопасную упаковку
В обществе потребления упаковочные материалы вносят значительный вклад в загрязнение окружающей среды — в развитых странах на них приходится около трети твердых бытовых отходов. Некоторые их виды могут оказывать негативное воздействие на здоровье человека и связаны с рисками развития онкологических, гормональных и других заболеваний. Поэтому сегодня экологизация упаковки — одна из ключевых задач в области устойчивого развития, которую ставят перед собой ведущие мировые компании.
Фото: interempresas.net
Ежегодно города мира производят около 1,3 млрд тонн твердых отходов, по прогнозам к 2025 году эта цифра достигнет 2,2 млрд. Более 70% их них — это пластик, бумага и другой непищевой мусор. Вторичной переработке подлежит менее 150 млн тонн мусора каждый год. А из всех когда-либо выброшенных 6,3 млрд тонн пластика лишь 9% были переработаны.
Помимо негативного воздействия на окружающую среду, скопления на свалках — это не что иное, как потерянный и выпавший из производственной цепочки ресурс, который необходимо будет восполнять. Например, выброшенный пластиковый контейнер из под йогурта, скорее всего, значительно переживет своего потребителя — на разложение уйдет от 100 до 1000 лет.
Чем опасен пластик
Упаковка не только наносит урон природе, но и может быть опасна для человека. Согласно обзору, посвященному воздействию пластика на здоровье, опубликованному в журнале «Энергетика и охрана окружающей среды» (The Journal of Energy and Environmental Science), в некоторых видах упаковки содержатся такие токсичные компоненты как стирол, бисфенол А и формальдегид. Вещества оказывают вредное воздействие на иммунную, эндокринную, репродуктивную и другие системы человеческого организма.
Сегодня экологичная и безопасная упаковка — обязательный атрибут социально ответственной компании. Членами «Коалиции устойчивой упаковки» (Sustainable packaging coalition) — международной неправительственной организации, занимающейся экологизацией материалов, являются такие известные компании как Coca-Cola, McDonald’s Corporation, Unilever, PepsiCo и еще около двух сотен брендов.
В свою очередь, больше внимания на упаковку стали обращать и потребители — по результатам международного опроса, проведенного исследовательским институтом Inventia в Швеции, США и Индии, для значительной части покупателей важна безопасность. Так, около 60 % жителей Индии стараются избегать покупки, если упаковка кажется им недостаточно экологичной, в Швеции количество таких покупателей достигает 20%. Вместе с тем, о безопасности упаковки для здоровья задумывается 20% шведов и 43% индийцев. О важности вторичной переработки заявили 56% покупателей из Индии, 32% — Швеции и 37% — США.
Согласно исследованиям последних лет, все больше россиян отдают предпочтение экопродуктам. Так, по результатам опроса компании Nielsen, в 2015 году 61% российских потребителей готовы были платить больше за товары социально-ответственных производителей, что на 23% больше по сравнению с 2014 годом. В то же время устойчивая упаковка привлекает 22% россиян.
Какую упаковку выбрать
Среди шести основных видов пластика наименее безопасными считаются полистирол (ПС) и поливинилхлорид (ПВХ). Упаковка из полистирола выделяет в пищу стирол — токсичное вещество, которое Национальная программа токсикологии США официально признала потенциальным канцерогеном. При этом, согласно исследованиям, миграция стирола в пищу наиболее активно происходит при нагревании. Поэтому упаковку из полистирола нельзя использовать для фасовки горячих блюд, также ее не следует подвергать термической обработке. ПВХ содержит в своем составе винилхлорид, который также является канцерогеном.
Шпаргалка, которая поможет сориентироваться в видах упаковки
Безопасной альтернативой ПС и ПВХ может служить полипропилен (ПП), полиэтилентерефталат (ПЭТ), и полиэтилен (ПЭ). Наиболее универсальным материалом является полипропилен — его можно использовать для фасовки как холодных, так и горячих продуктов. ПЭТ и ПЭ также считаются безопасными для использования в пищевой промышленности, однако оба материала не следует использовать для хранения горячих блюд и подвергать термической обработке.
Упаковка из полиэтилена и полипропилена безопасна для здоровья человека — уверен эксперт по химической безопасности ООН и профессор МГУ Валерий Петросян.
«В полиэтиленовые шарики даже закатывают красную икру, когда рыба не может ее выметать в нормальной физиологической оболочке. То есть мы с вами едим икру не в биологической пленке, а в пластиковой, и ничего страшного в этом нет»
Валерий Петросян, эксперт по химической безопасности ООН, профессор МГУ
По словам Анны Гаркуши, руководителя направления по взаимодействию с властью движения «Раздельный сбор», не все виды упаковки поддаются вторичной переработке. Сложности возникают с такими материалами как вспененный полистирол, поливинилхлорид, а также с композитными упаковками, состоящими из нескольких материалов — например, с тетрапаком. В то же время, многие материалы хорошо поддаются утилизации и востребованы на рынке вторсырья. В первую очередь это полиэтилентерфталат, полиэтилен низкого давления (ПНД), стекло, бумага, алюминий.
«Чтобы переработать пленки ПНД и ПВД необходимы дополнительные инвестиции: материал сначала нужно рассортировать по цветам, а также очистить от остатков еды. Поэтому полиэтиленовые пакеты чаще всего оказываются на помойке»
Анна Гаркуша, руководитель движения «Раздельный сбор»
Вместе с тем, при переработке полиэтиленов могут возникнуть сложности: пленки ПНД и ПВД (полиэтилен высокого давления) для потребителей мало чем отличаются — внешне они выглядят как целлофановые пакеты, однако их рециклинг осуществляется по-разному. К тому же, процесс предварительной подготовки этих материалов является трудоемким.
Анна Сычева, руководитель направления «Устойчивое развитие» компании «ОптиКом», отмечает, что в стране есть мощности по утилизации полипропилена.
«Полипропилен в России успешно перерабатывают. Из него производят полимерпесчаную плитку и черепицу, канализационные трубы, ящики и канистры, мебель, коврики и уплотнители для автомобилей. Однако инфраструктура сбора полипропиленовых отходов пока отстает. На многих контейнерах для пластика, установленных во дворах жилых домов, указано, что в них можно выбрасывать только ПЭТ и полиэтилен. Тем не менее, есть стационарные пункты приема вторсырья, куда можно сдать полипропиленовые отходы, чтобы они отправились на переработку»
Анна Сычева, руководитель направления «Устойчивое развитие» компании «ОптиКом»
Ответственная упаковка
Мы учитываем влияние нашей упаковки на окружающую среду. Основное назначение упаковки — доставить продукцию потребителю в целости и сохранности. Правильная упаковка защитит продукцию, например, от высушивания, поломки или утраты аромата.
Нужно помнить, что основное назначение упаковки — это сокращение пищевых отходов. Оптимальная упаковка необходима для вклада в защиту окружающей среды.
Сложно назвать безоговорочно хорошие или плохие упаковочные материалы, так как оптимальная упаковка продукции определяется предполагаемым использованием. Основное назначение упаковки — защитить продукцию и доставить ее потребителю в целости и сохранности. Кроме того, на упаковке указывается информация о продукции, что упрощает использование и обработку продукции.
ДОЛЯ УПАКОВКИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАГРУЗКЕ ИЗДЕЛИЯ СОСТАВЛЯЕТ 2-5%.
Для нас ответственный подход к выбору упаковки основывается на изучении всей цепочки создания стоимости упаковки: от сырья до доли упаковочных отходов, подлежащих многократному использованию. 99% упаковочных материалов компании «Фацер» можно переработать, повторно заполнить или использовать для получения энергии. Ответственный подход к упаковке также означает, что мы помогаем потребителям вносить свой вклад в сокращение упаковочных отходов, предоставляя им информацию о переработке и повторном использовании упаковочной тары.
Оптимизированная упаковка в интересах устойчивого будущего
Количество отходов можно уменьшить, изучая поведение потребителей и разрабатывая упаковку, удовлетворяющую потребности потребителей и подходящую для предполагаемого использования продукции. Правильные упаковочные материалы также защищают продукцию от повреждений и порчи во время транспортировки от завода к потребителю.
Доля упаковки в общей экологической нагрузке продукции, такой как хлеб, составляет 2-5%. Согласно исследованию, проведенному организацией Agrifood Research Finland в 2013 году, правильный размер упаковки, которая защищает пищевые продукты, способствует использованию всего пищевого продукта целиком, что снижает общее воздействие продукта на окружающую среду.
За последние два десятилетия мы реализовали несколько проектов по оптимизации упаковки. Например, мы пересмотрели габариты упаковки и изучили возможность использования более тонких материалов и нового дизайна, которые могли бы производиться с использованием меньшего количества материалов.
Ответственная упаковка — это сумма затрат на ее создание
При выборе ответственной упаковки, первое, что мы делаем, это стремимся убедиться в том, что сырье производится со всей ответственностью и с соблюдением соответствующих законов. Упаковочные материалы должны изготавливаться эффективно.
Процесс упаковки и распространение продукции является неотъемлемой частью цепочки создания стоимости ответственной упаковки. Упаковка должна быть функциональной и простой в обращении и использовании для сотрудников магазинов, в то время как дизайн и размер упаковки должны быть продуманы таким образом, чтобы удовлетворить различные потребности потребителей.
Исследование упаковки и различных способов уменьшения ее воздействия на окружающую среду является частью работы компании «Фацер» в области устойчивого развития. С помощью результатов наших научных исследований и прочей информации, связанной с упаковкой, нам удалось разработать свою упаковку и сократить её воздействие на окружающую среду.
Перерабатываемые и биоразлагаемые упаковочные материалы
Мы стараемся использовать перерабатываемые и биоразлагаемые упаковочные материалы, если их качество и свойства отвечают требованиям наших клиентов, законодательным требованиям и стандартам компании «Фацер».
Существуют некоторые проблемы, касающиеся использования биоматериалов для упаковки пищевых продуктов. Немногие материалы подходят для пищевых продуктов или являются достаточно долговечными, чтобы защитить продукцию при транспортировке. Однако ведется постоянная разработка новых материалов, и некоторые из них также проходят испытания в рамках нашего производства. Процесс занимает длительное время, поскольку всякий раз при выявлении новых биоматериалов должна проверяться экологическая эффективность всей производственной цепочки.
Информация о продукции
Наиболее важная информация о продукции всегда размещается на упаковке. Требуемый объем и качество информации о продукции на упаковке определяется законом и варьируется от страны к стране.
Знаки переработки на упаковках
Мы хотим помочь потребителям делать осознанный выбор продуктов. Помимо информации о происхождении и пищевой ценности продукции, которую они покупают, мы хотим предоставлять потребителям сведения об упаковочных материалах и возможных способах их утилизации. На всей нашей упаковке есть маркировка переработки (за исключением нескольких продуктов, где мало места на упаковке), что позволяет нашим потребителям отдавать упаковку на переработку.
INFOLine и X5 Group рассмотрели с поставщиками FMCG актуальные вопросы по экологичной упаковке товаров
Информационно-аналитическое агентство INFOLine выступило стратегическим партнером X5 Dialog 2021 – конференции для ведущих поставщиков X5 Group.
Кроме пленарной сессии с участием СЕО X5 Group, а также топ-менеджеров торговых сетей «Пятерочка», «Перекресток» и дискаунтера «Чижик» конференция включала в себя круглые столы с актуальной повесткой.
На вопросах государственного и саморегулирования в области бережного отношения к природным ресурсам и экологии и ESG-повестке X5 Group вместе с INFOLine выстроили концепт круглого стола «Ответственная упаковка: торговые сети и поставщики на пути к новому отраслевому стандарту». Модераторами встречи выступили коммерческий директор сети «Перекресток» Дмитрий Медведев и заместитель генерального директора INFOLine Ирина Круглова.
«Мы понимаем, что эта тема с нами всерьез и надолго, – подчеркнул Дмитрий Медведев, предваряя выступления спикеров. – И в рамках переговорной компании с поставщиками, а их у нас более пяти тысяч, готовы затронуть тему ответственной упаковки с каждым конкретным партнером. Свою работу в этом направлении наша компания будет строить на основании принципов открытости, коллегиальности и отсутствия дискриминации. Другими словами, мы стремимся прийти к отраслевому саморегулируемому стандарту, который будет выработан участниками рынка добровольно. Не считая себя главным экспертом, мы убеждены в том, что эта работа должна быть совместной: мы хотели бы создать стандарт, в который поставщики и отраслевые организации внесут свою собственную лепту».
По словам Вадима Корсуна, руководителя проектов по регулированию в сфере экологии Х5 Group, экотема сегодня представляет собой «облако тегов», вобравшее в себя разные аспекты, но самый масштабный из них – мусорная проблема и, в частности, находящаяся на острие общественно-политического и регуляторного дискурса FMCG-упаковка.
«Это оформленный институализированный запрос в форме нацпроектов, стратегий и госпрограмм. И даже на уровне послания президента страны звучит риторика о расширенной ответственности производителя», – отметил спикер, добавив, что сегодня государство говорит с бизнесом на языке требований и запретов, описать которые можно тремя тезисами: бизнес станет нести ответственность за ту упаковку, что выпускает на рынок; ставки экосбора как отражение стоимости утилизации будут расти; ряд упаковочных решений товаров попадут под запрет.
Мария Подкопаева, руководитель проектов по устойчивому развитию Х5 Group, конкретизировала планы компании: к 2023 году Х5 планирует до 50% увеличить долю товаров СТМ в более экологичной упаковке и в целом намерена наращивать на полках магазинов ассортимент в экоупаковке.
С кейсами от производителей в ходе круглого стола выступили:
Участие в диалоге также приняли представители отраслевых союзов:
X5 Group с 2017 года удерживает лидерство в FMCG-ритейле и кроме того, возглавляет рейтинг крупнейших розничных компаний страны INFOLine Retail Russia TOP-100. По итогам II квартала текущего года общая выручка Х5 увеличилась на 10,7% до 546,5 млрд руб. В соответствии со стратегией развития, уже через полтора года FMCG-гигант планирует увеличить собственную долю на отечественном offline-рынке продуктов питания до 15% (в 2020-м ритейлер занимал 12,6%), а долю в online-сегменте намерен нарастить до 20% (в 2020 г. – 13%).
Подробную информации об X5 Group и ее торговых сетях можно почерпнуть из исследований INFOLine.
Держать руку на пульсе отрасли вам также поможет:
В течение двадцати лет специалисты агентства INFOLine занимаются изучением потребительского рынка и к настоящему моменту имеют весомый портфель информационных продуктов.
Проведение экспертами компании ежедневных мониторингов новостей, изучение ими инвестиционной и маркетинговой активности российских и транснациональных компаний позволяет клиентам INFOLine получать доступ к комплексной линейке информационных услуг, к обзорам инвестпроектов, к банкам новинок.
Компетенции специалистов INFOLine уникальны. Именно поэтому, занимаясь конференционной деятельностью, они охотно делятся с профессиональным сообществом данными своих мониторинговых и аналитических исследований, дискутируют с лидерами отрасли, прогнозируют тренды и динамику рынков, помогающие компаниям успешно развиваться и корректировать свои стратегии с учетом экономических и конъюнктурных изменений.
Эксперты агентства бизнес-аналитики INFOLine всегда открыты для сотрудничества. Предлагаем дружить, работать, развивать отношения и двигаться к успеху вместе!
На все вопросы, возникшие у вас относительно исследований INFOLine, а также материалов с X5 Dialog 2021, на ответят наши специалисты.
Деньги вместо экологии
Большинство представителей бизнес-сообщества выступают против таких мер: Ассоциация РусПЭК (Coca-Cola, «Балтика», Danone, PepsiCo и др.), Ассоциация РусПРО, Ассоциация производителей стеклянной тары и другие. По их мнению, это приведет к росту фискальных платежей, но не избавит жителей городов от свалок.
Согласно информации Минприроды России, сегодня лишь 10 процентов компаний следуют РОП, 90 процентов уклоняются от этих обязательств.
В России есть примеры успешной самостоятельной реализации РОП. Члены ассоциации РусПЭК обеспечили установку более 16 тысяч контейнеров для раздельного сбора отходов в более чем 50 городах. В 2016 году компания Coca-Cola запустила проект «Разделяй с нами» в рамках глобальной стратегии «Мир без отходов». За прошедшее время более 87 тысяч тонн отходов собрано и отправлено на переработку, в 55 городах России установлено около 6500 контейнеров для раздельного сбора отходов. В 2019 году 24 процента эквивалента потребительской упаковки, выпущенной Coca-Cola в России, собрано и отправлено на переработку.
При переносе ответственности на производителей упаковки подобные проекты производителей товаров будут свернуты: реформа приведет к уплате средств в бюджет, а такие инициативы требуют инвестиций с планируемой отдачей на несколько лет вперед.
По мнению Меланевской, важно правильно расставить акценты: «Если в приоритете решение «мусорной проблемы» и переполненности свалок в регионах, нужно сфокусироваться на механизмах, позволяющих нарастить утилизацию отходов, чтобы они не уезжали на полигоны».
Как научиться читать экомаркировку на упаковке продуктов и вещей
Об эксперте: Юлия Грачева, кандидат биологических наук, директор Экологического союза, член совета директоров Всемирной ассоциации экомаркировки (GEN), руководитель центрального органа системы экологической сертификации «Листок жизни».
В России позиционирование товара как экологичного является добровольным, а сам термин «экологичный товар» законодательно не закреплен. Это приводит к тому, что производители и потребители могут вкладывать в это понятие свой смысл. Однако в мировой практике существуют надежные ориентиры, которые помогают определить по-настоящему экологичный продукт. Это экомаркировки.
Маркировки максимальной экологичности
Они относятся к первому типу экомаркировок и оценивают экологические характеристики товара по всему жизненному циклу товара (сырье, производство, упаковка, транспортировка, хранение, эксплуатация, утилизация).
«Листок жизни» — единственная в России экомаркировка-член Всемирной ассоциации экомаркировки (GEN). Всего в GEN входит 27 таких символов из разных стран. В российских магазинах помимо «Листка жизни» встречаются «Голубой ангел» (Германия), «Северный лебедь» (Скандинавские страны), «Европейский цветок» (страны ЕС) и другие. Их можно увидеть на самых разных непродовольственных товарах и продуктах питания.
Прежде, чем получить такой знак, продукт должен доказать соответствие строгому экологическому стандарту. Он оценивает не только качество продукции, но и процесс производства. Минимизировать негативное воздействие на окружающую среду, исключать вредные компоненты в составе продукции, перерабатывать отходы — это лишь часть критериев стандарта, которые должен выполнить производитель.
Соответствие требованиям проверяют эксперты-экологи независимого органа по сертификации, и только по итогам успешного прохождения экологического контроля принимается решение о выдаче сертификата. Экологические требования, предъявляемые к продукции, прозрачны и доступны на сайтах сертифицирующих организаций. Для экомаркировки «Листок жизни», например, это «Экологический союз».
Органик-маркировки
Ответственное отношение производителя к экосистеме подтверждают органик-маркировки. Продукция со знаками «ОРГАНИК» и EU Organic («Евролист») не содержит синтетических добавок. Для выращивания растений применяются только натуральные средства, а для животных — органические корма, соблюдаются правила гуманного обращения с животными. При этом органическая сертификация, в основном, не учитывает экологичность упаковки или производственных процессов переработки продуктов питания.
Отраслевые маркировки
Маркировки, оценивающие отдельные этапы жизненного цикла товара, наиболее экологически значимые именно для конкретного вида продукции, принято называть отраслевыми. К таким, например, относится FSC. Такая маркировка встречается на вещах или упаковке из бумаги или дерева и означает, что древесные ресурсы для продукции происходят из ответственно управляемых лесов, а не из незаконных источников. Маркировка Energy Star оценивает экологичность по критерию энергоэффективности, а Global Organic Textile Standard указывает на то, что в составе материала только органический хлопок.
Необоснованные экозаявления
На упаковках товаров наряду с подтвержденными сертификатами маркировками, встречаются и ложные экозаявления — гринвошинг (буквально — «зеленое отмывание»).
«Зеленое» позиционирование товаров без достаточных на то оснований используют недобросовестные компании в погоне за прибылью. По данным аналитических исследований, на экологические свойства продуктов обращают внимание 60-70% покупателей. Более того, люди готовы платить больше за такие продукты. Конечно, компании заинтересованы в использовании приставки «эко» на этикетке своего товара с целью повышения продаж.
Тогда как одни компании действительно становятся экологичными, получают этому подтверждение в виде экосертификата и предоставляют своим покупателям прозрачную, честную информацию, другие просто используют «эко» как маркетинговый прием.
Введенный в заблуждение покупатель безосновательно переплачивает за неэкологичный товар и поддерживает спекулянта, а не экологически ответственного производителя.
В итоге место экологически ответственного бизнеса занимают предприятия, которые продолжают загрязнять воздух, водоемы, используют опасные для здоровья компоненты в составе своей продукции, и не предпринимают усилий, чтобы сократить свое ресурсопотребление и решить проблему отходов производства. Таким образом, распространение гринвошинга существенно тормозит развитие устойчивого производства и потребления.
Как проверить подлинность экозаявлений
Распознать «гринвошинг» обычному покупателю не просто. Для этого надо провести серьезное исследование, разобраться в декларациях производителя. Недобросовестный «зеленый» маркетинг, как правило, заметен тогда, когда компания тратит больше денег на экорекламу, чем на реальное изменение технологий производства для снижения нагрузки на окружающую среду.
Для того чтобы «зеленый» сертификат действительно гарантировал экологичность продукта, должны соблюдаться два условия. Стандарты, на соответствие которым проверяется продукт, должны быть в открытом доступе, научно обоснованы, измеримы и понятны каждому человеку, желающему в них разобраться. Проверка качества продукта должна осуществляться органом по сертификации в соответствии с четкими процедурами и беспристрастно.
К сожалению, в России множество примеров псевдосертификаторов, готовых за небольшую сумму напечатать любой документ. Естественно ни о какой экологичности продукции в этом случае речи идти не может.
Экологическое заявление может быть правдивым, если оно сформулировано четко, является обоснованным и проверяемым. Например, «перерабатываемая упаковка» или «в составе нет фосфатов». Надписям о натуральном составе и экологичности продукции можно верить, только убедившись в наличии надежной экомаркировки. Все они собраны в бесплатном мобильном приложении Ecolabel Guide. Скачать можно в App Store или Google Play. С помощью него легко проверить значение маркировки на товаре прямо в магазине. Для этого нужно навести камеру смартфона на незнакомый значок.
Бороться с гринвошингом потребитель может, выбирая товары с экомаркировкой, расспрашивая продавцов и производителей об экологических свойствах продукции, повышая собственную экологическую грамотность, а также транслируя свой опыт друзьям и близким.
Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.