что такое оценочные обязательства простыми словами

Что проверить в годовом балансе до его представления в ГИР БО: оценочные обязательства

что такое оценочные обязательства простыми словами. 0cf981dad38806987f404697049a9a54. что такое оценочные обязательства простыми словами фото. что такое оценочные обязательства простыми словами-0cf981dad38806987f404697049a9a54. картинка что такое оценочные обязательства простыми словами. картинка 0cf981dad38806987f404697049a9a54. Оценочными признаются обязательства с неопределенной величиной или сроком исполнения, которые возникают из законодательных норм, судебных решений, договоров.
Оценочными признаются обязательства с неопределенной величиной или сроком исполнения, которые возникают из законодательных норм, судебных решений, договоров.

Отражаются такие обязательства на счёте учёта резервов предстоящих расходов (96). Неопределенность в сумме и в сроках погашения – ключевое отличие резервов от задолженности перед поставщиками и подрядчиками, например.

Формирование оценочных обязательств регулирует ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (Приказ Минфина РФ от 13.12.2010 г. № 167н).

Для начисления резервов предстоящих расходов (оценочных обязательств) нужно принимать во внимание следующее:
резервами признаются обязательства, возникающие из прошлых событий, которые существуют независимо от будущих действий организации;
резервы никогда не начисляются на возможные текущие убытки деятельности (п. 12 ПБУ 8/2010);
сумма резерва должна быть документально подтверждена (профессиональное суждение, опыт прошлых событий, экспертная оценка);
если срок исполнения оценочного обязательства больше 12 месяцев после отчётной даты, величину резерва нужно дисконтировать (п. 20 ПБУ 8/2010);
на конец года величина резерва и обоснованность его начисления обязательно проверяются.

В качестве оценочных обязательств (= резервов предстоящих расходов) могут быть учтены:
резерв предстоящей оплаты отпусков;
резерв на гарантийный ремонт;
резерв по планируемой реструктуризация деятельности;
резерв по заведомо убыточным (обременительным) договорам (расходы на выполнение договора превышают поступления по нему, а за выход из договора предусмотрены санкции);
резерв по предстоящим судебным издержкам и пр.

Начисление резервов обязательно, если есть основания для этого (п. 5 ПБУ 8/2010). Начисление происходит за счёт расходов по обычным видам деятельности или прочих расходов (п. 8 ПБУ 8/2010) (Дт 20, 23, 26, 44, 08, 91/2 Кт 96).

При составлении годовой отчётности проверьте, являются ли ваши резервы переходящими, если нет – их нужно восстановить (включить в соответствующие доходы) (Дт 96 Кт 91/1).

Пример проверки обоснованности резерва предстоящей оплаты отпусков

В ООО «Дельта», не являющимся СМП, остаток резерва предстоящей оплаты отпусков по состоянию на 31.12.2020 г. составляет 528 525 руб., в том числе по вознаграждениям за отпуск – 405 000 руб., по страховым взносам – 123 525 руб. Кадровая служба представила справку о величине предстоящих расходов по оплате отпускных на 31.12.2020 г. 438 000 руб. Страховые взносы с суммы вознаграждений за неиспользованные дни отпуска на 31.12.2020 г. – 133 590 руб. (438 000 х (30 % + 0,5 %))
Общая сумма резерва составит: 571 590 руб. (438 000 + 133 590).

Резерв необходимо доначислить в сумме 43 065 руб., в т. ч. по отпускным выплатам 33 000 руб. (438 000 – 405 000); по страховым взносам 10 065 руб. (133 590 – 123 525), что будет отражено в учете: Дт 20 Кт 96 – 43 065 руб.

Пример проверки резерва на гарантийный ремонт

Если обязательства по гарантийному ремонту и обслуживанию не завершены, резерв не восстанавливается.

Пример начисления резерва по заведомо убыточному договору

ООО «Альфа» заключила договор консультационного обслуживания с клиентом на один год с фиксированной абонентской платой – 300 000 руб. в месяц. В феврале «Альфа» посчитала, что будущие затраты на исполнение этого договора вырастут и составят 350 000 руб. в месяц. Санкции на расторжение договора составляют 400 000 руб.

Резерв нужно признать по наименьшей из двух величин:
убытки по договору (300 000 руб. – 350 000 руб.) × 10 мес. = (500 000) руб.;
санкции за расторжение – 400 000 руб.

На конец февраля «Альфа» признаёт резерв в размере 400 000 руб. вне зависимости от решения компании расторгать или продолжать деятельность по этому договору (Дт 91/2 Кт 96 – 400 000 руб.).

А что же будет, если резервы не начислять? ПБУ 8/2010 никакой ответственности не предусматривает, а вот налоговые органы при проверке могут признать отсутствие резервов при наличии оснований к их начислению грубым нарушением правил учёта доходов, расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ) со всеми вытекающими – штраф 10 000 руб., плюс штраф на должностных лиц по ст. 15.11 КоАП РФ от 2 000 до 3 000 руб.

Источник

Что такое заёмные средства и оценочные обязательства

В свежем выпуске бухгалтерского ликбеза Алексей Иванов рассказывает о двух видах пассивов. Первый хорошо знаком российским бухгалтерам. Второй они предпочитают не замечать или называют резервами предстоящих расходов, хотя их экономическая сущность сильно отличается. В новых ФСБУ оценочных обязательств становится все больше, поэтому разбираться с ними все равно придется.

что такое оценочные обязательства простыми словами. 86f72acb5556046da1cccf473cd0450e. что такое оценочные обязательства простыми словами фото. что такое оценочные обязательства простыми словами-86f72acb5556046da1cccf473cd0450e. картинка что такое оценочные обязательства простыми словами. картинка 86f72acb5556046da1cccf473cd0450e. Оценочными признаются обязательства с неопределенной величиной или сроком исполнения, которые возникают из законодательных норм, судебных решений, договоров.

Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на Клерке.ру я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом. Заканчиваем разбирать пассивы, сегодня познакомимся с заёмными средствами и оценочными обязательствами.

Заёмные средства

Заёмные средства — это обязательства по полученным займам и кредитам. Для справки: займы и кредиты — это не одно и то же, хотя с точки зрения учета большой разницы нет. Кредит может выдавать только финансовая организация с соответствующей лицензией на строго определенный срок. Кредит выдаётся и возвращается только деньгами. За пользование кредитными средствами всегда берется плата. Заем может выдать кто угодно на определенный или неопределенный срок. Взаймы могут даваться любые активы — хоть продукты питания. Заем бывает беспроцентным, то есть бесплатным для заемщика.

В международной финансовой отчетности заёмные средства представлены несколькими статьями:

Возможно и другое разделение. Предпринимателю важно разграничить составляющие заёмных средств по экономической сущности, а не по юридической форме.

Первая составляющая — так называемое тело займа или кредита. Это сумма, которая взята в долг. Для заёмщика это не доход и не расход, а просто денежные средства, которые одолжены на время. Возникшая сумма денег уравновешена точно таким же обязательством перед кредитором.

Вторая — плата за пользование чужими деньгами. Это обязательство, которое влечёт расход. Когда компания берет в долг, нужно понимать за счет чего это обязательство будет погашаться. Для этого нужно планировать свои продажи и считать рентабельность собственного капитала.

Третья — плата за получение возможности пользоваться чужими деньгами. Например, это стоимость консультационных услуг по подбору займа или кредита. И это тоже расход.

ООО «Рога и копыта» взяло кредит 100 000 руб. на 2 года под 12% годовых. В момент получения кредита обязательство составляет 100 000 руб. Через год112 000 руб. К концу срока действия договора124 000 руб. Итого за два года расходы составят 24 000 руб.

Есть исключение. Если заём или кредит берётся на приобретение основных средств или нематериальных активов, то проценты, начисленные до начала их использования, включаются в стоимость таких активов. То есть они сначала увеличивают стоимость активов, и в моменте расхода нет. Но важно понимать, что эти суммы все равно станут расходами, когда будет начисляться амортизация.

ООО «Рога и копыта» взяло кредит 100 000 руб. на 2 года под 12% годовых для строительства сарая. В момент получения кредита обязательство составляет 100 000 руб. Через год сарай был построен. Его стоимость составила 112 000 руб. (тело кредита проценты, начисленные за год). К концу срока действия договора начислено еще 12 000 руб., которые сразу отнесены на расходы. Сарай планируется использовать 6 лет. Поэтому каждый год 1/6 его стоимости будет списываться на расходы. В этой сумме будет сидеть 2000 руб. процентов.

И последнее. В бухгалтерской отчетности заёмные средства подразделяются на долгосрочные и краткосрочные. До срока возврата первых осталось больше года, вторых — меньше. Когда до срока возврата долгосрочных заемных средств остается меньше года, они становятся краткосрочными.

что такое оценочные обязательства простыми словами. fe85ba1841d14b894dbdf30908725eef. что такое оценочные обязательства простыми словами фото. что такое оценочные обязательства простыми словами-fe85ba1841d14b894dbdf30908725eef. картинка что такое оценочные обязательства простыми словами. картинка fe85ba1841d14b894dbdf30908725eef. Оценочными признаются обязательства с неопределенной величиной или сроком исполнения, которые возникают из законодательных норм, судебных решений, договоров.

Оценочные обязательства

Оценочные обязательства (Provisions) — это обязательства с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения. Так гласит Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». То есть мы точно должны денег, но пока не знаем сумму долга. Или когда его нужно будет погасить. Или и то и другое. Но гасить придется.

Например, такое может случаться, когда:

ООО «Рога и копыта» производит тортики. Клиент заказал сложный свадебный торт. Директор радостно подписал договор на изготовление. Позже посчитал себестоимость и понял, что она больше цены продажи. Договор не предусматривает санкций за его расторжение. Оценочное обязательство не признаётся, потому что договор можно расторгнуть без финансовых последствий.

Пример 4.

Та же ситуация, но договор предусматривает неустойку за расторжение. Оценочное обязательство признается, потому что расходов избежать не удастся. Придётся либо производить торт с убытком, либо платить неустойку.

Чтобы определить величину оценочного обязательства, нужно вычислить наиболее вероятную величину расходов на его погашение. Для этого определяется средневзвешенное или среднеарифметическое значение. Выбор метода оценки зависит от того, как мы можем оценить вероятные величины: набором или интервалом значений.

ООО «Рога и копыта» заключило договор на поставку партии тортиков. Договор предусматривает неустойку 100 000 руб. за каждый день просрочки поставки. Что-то пошло не так, и тортики уехали к покупателю на неделю позже оговоренного срока. Покупатель требует заплатить 700 000 руб. неустойки. Продавец считает, что по его вине просрочка составила лишь два дня, а остальные пять вызваны обстоятельствами непреодолимой силыураган разрушил склад готовой продукции, из-за чего партию пришлось делать заново. Поэтому готов заплатить только 200 000 руб.

Покупатель не согласен с такой оценкой и обратился в суд. Юрист «Рогов и копыт» оценивает шанс того, что дело решится в пользу истца в 20%, в пользу ответчикав 80%. Считаем методом средневзвешенного.

Величина оценочного обязательства составит:

200 000 руб. * 80% 700 000 руб. * 20% = 300 000 руб.

Пример 6.

Та же ситуация, но юрист предполагает, что суд может посчитать форс-мажором любое количество дней из пяти спорных и принять решение о присуждении любой суммы неустойки в интервале от 200 000 руб. до 700 000 руб. Считаем методом среднего арифметического.

Величина оценочного обязательства составит:

(200 000 руб. 700 000 руб.) / 2 = 450 000 руб.

Важно помнить, что оценочное обязательство — это совершенно реальный долг. И ближе к дате погашения о нем становится известно все больше точно определенных фактов. Из-за этого он может стать больше, чем его прошлая оценка в балансе.

Кстати, интернет-бухгалтерия «Моё дело» интегрирована с крупнейшими российскими банками. Поэтому учет операций по поступлению и возврату заёмных средств сопряжен с фактическим поступлением или выплатой денег. И все это — из интерфейса интернет-бухгалтерии. Попробуйте — это удобно и экономит массу времени!

Источник

Оценочные обязательства

Оценочные обязательства – это обязательства с неопределенной величиной и (или) сроком погашения.

Термин «оценочные обязательства» введен ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Он в целом аналогичен понятию резервов по МСФО (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы».

Оценочные обязательства отражаются в бухгалтерском учете на счете 96 «Резервы предстоящих расходов».

Для отражения оценочного обязательства должны выполняться следующие условия:

1. В результате прошлых событий возникло обязательство, исполнения которого невозможно избежать.

— обязывающее событие должно произойти до окончания отчетного периода;

— выполнения обязанности нельзя избежать в силу:

2. Уменьшение экономических выгод, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно (уменьшение экономических выгод более вероятно, чем его отсутствие).

3. Может быть обоснованно оценена величина оценочного обязательства.

Оценивается сумма затрат, необходимых для погашения обязательства. Оценка производится на основании суждений руководства, прошлого опыта или мнения экспертов. ПБУ 8/2010, в отличие от МСФО (IAS) 37, требует документального подтверждения обоснованности оценки.

Требования к дисконтированию стоимости оценочного обязательства присутствует и в ПБУ 8/2010 и в МСФО (IAS) 37. При этом, если МСФО (IAS) 37 считает необходимым дисконтирование «когда влияние фактора времени на стоимость денег существенно», то ПБУ 8/2010 определяет более четкие критерии – если срок исполнения оценочного обязательства превышает 12 месяцев, или меньший срок, установленный учетной политикой.

Примерами оценочных обязательств являются:

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Источник

Оценочные обязательства предприятия

Отражение оценочных обязательств в бухучете является обязательным. Чаще всего бухгалтерами фиксируется резерв по оплате отпускных. Но это не единственный случай, когда нужно учитывать рассматриваемые обязательства. Фиксируются они только в отчетности. В налоговой декларации резервы фигурировать не будут.

Вопрос: Как отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности оценочные обязательства организации в связи с возникновением у работников права на оплачиваемые отпуска в соответствии с законодательством Российской Федерации?
Согласно учетной политике организации формирование оценочного обязательства на оплату отпусков работникам производится ежемесячно в последний день каждого месяца на основании данных о среднем заработке и количестве дней отпуска по каждому работнику.
Управленческие расходы в качестве условно-постоянных признаются в себестоимости продаж в периоде их принятия к учету.
В налоговом учете организация не создает резерв на предстоящую оплату отпусков.
Посмотреть ответ

Что собой представляет оценочное обязательство?

Оценочные обязательства (ОО) – это имеющееся обязательство предприятия, которое отличается неопределённой суммой или сроком осуществления. При его наличии необходимо создать резерв.

Если показатель не будет фигурировать в отчётности, это приведёт к завышению чистой прибыли. По этой причине бухгалтерская отчётность не даст объективных сведений о положении предприятия. Все это может привести к негативным последствиям: увеличение дивидендов и ухудшение финансового состояния организации.

Оценочные обязательства существенно отличается от прочих резервов. Рассмотрим примеры:

При фиксировании ОО часто возникают затруднения. Для предупреждения ошибки важно отличать оценочное обязательство от других видов резервов.

Возникновение оценочных обязательств

Оценочные обязательства могут появиться вследствие следующих факторов:

Оценочные обязательства указываются в учете только при наличии условий:

Для формирования резерва должны присутствовать все перечисленные условия. Если одно из них не выполняется, признается условное обязательство. Данный показатель не нужно фиксировать в учете. Он прописывается в пояснениях к отчету.

Учет оценочных обязательств

Оценочные обязательства фиксируются на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». Отражаться сумма может как в перечне конкретных расходов (к примеру, траты на ремонт по гарантии»), так и в списке прочих расходов.

Проводки начисления ОО будут выглядеть следующим образом:

Погашение обязательств будет отражено следующим образом:

Выбранные счета определяются проведенной операцией.

Пример

Предприятие участвует в судебных тяжбах. Ожидается, что ему придется выплачивать 80 000 рублей. Отражено это будет следующим образом:

Было получено решение суда. Расчеты предприятия не оправдались. Организации нужно будет выплатить 100 000 рублей. Операцию можно отразить следующим образом:

Все указываемые проводки должны быть подтверждены первичной документацией. Из учета можно ясно понять, какие именно операции были осуществлены.

Нужно ли отражать оценочные обязательства в налоговом учете?

Отсутствие сведений об ОО в налоговом учете – это не ошибка. Резервы можно не указывать, так как они не влияют на размер начисляемых налогов. Данная информация не потребуется налоговым органам. Зато она пригодится банковским учреждениям, к которым обращается предприятие, или его инвесторам.

Резюме

Оценочные обязательства предполагают создание резерва. Обязательства, чтобы они были признаны оценочными, должны соответствовать ряду условий. Главные признаки – невозможность определить точные суммы начислений и сроки их погашения. Обязательства должны быть неотвратимыми. К примеру, они появляются на основании договоров с сотрудниками. Если обязательство не отвечает установленным требованиям, то учитывается оно в другом порядке. ОО фиксируются только в бухучете. Указывать их в налоговой декларации не нужно, так как предполагаемые расходы на размер налогов не влияют. Их появление в учете является обязательным.

Источник

Оценочные резервы и оценочные обязательства

В связи с очередными нововведениями, призванными еще на шаг приблизить нас к МСФО, возникает необходимость создания оценочных резервов и оценочных обязательств. Их сходства и различия, а так же методологию учета мы постараемся осветить в данной статье.

Как раз сейчас, пока еще не настала пора для составления годовой отчетности, самое время уделить внимание сложным методологическим аспектам учета оценочных резервов и оценочных обязательств, порассуждать об их нужности и определиться для себя со стратегией их создания и отражения в бухгалтерском учете.

Не смотря на то, что создание резервов и признание оценочных обязательств сильно усложняет жизнь бухгалтерии, делать это необходимо. Ведь в соответствии с требованиями действующего законодательства, организация должна предоставлять информацию, точно отражающую ее финансовое положение.

Чем же отличаются оценочные резервы от оценочных обязательств?

Понятие «оценочное обязательство» было введено ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». ПБУ 8/2010 пришло на смену ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности».

В соответствии с п. 4 ПБУ 8/2010, оценочное обязательство – это обязательство организации с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения. Этот термин для целей бухгалтерского учета появился совсем недавно, в отличие от термина «оценочные резервы».

Оценочные резервы, известные нам уже не первый год, по своей сути, представляют собой резервный фонд, создаваемый организацией для покрытия своих рисков (убытков).

В соответствии с п.3 ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений», резервы по сомнительным долгам, резервы под снижение стоимости материально-производственных запасов (МПЗ), другие оценочные резервы – являются оценочными значениями.

Изменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности (п. 2 ПБУ 21/2008).

Рассмотрим подробнее известные нам виды оценочных резервов и оценочные обязательства.

1. Оценочные обязательства. Порядок признания.

В соответствии с п. 5 ПБУ 8/2010, оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении нескольких условий.

Условие первое – неизбежность. У организации существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной деятельности, исполнения которой невозможно избежать (п. 5 ПБУ 8/2010).

Условие второе – расход вероятен. Уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно (п. 5 ПБУ 8/2010).

Условие третье – сумма возможного расхода может быть обоснованно оценена. Величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена (п. 5 ПБУ 8/2010).

Обратите внимание:в соответствии с п. 2 ПБУ 8/2010, положение не применяется в отношении:

б) резервного капитала, резервов, формируемых из нераспределенной прибыли организации;

в) оценочных резервов;

г) сумм, которые оказывают влияние на величину налога на прибыль организаций, подлежащего уплате в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах, учитываемых в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

Умозрительность положений ПБУ 8/2010 подводит нас к необходимости планирования и оценки событий, которые еще не наступили в хозяйственной деятельности организации, но непременно наступят с течением времени.

2. Оценочные обязательств по выплате отпускных. Возможные методы расчета.

Какие на сегодняшний день оценочные обязательства нам известны?

Кроме примеров, приведенных в самом ПБУ 8/2010, конечно же, первыми на ум приходят предстоящие выплаты отпускных и взносов с них.

Возможность создания резервов на выплату отпусков была предусмотрена законодательством и раньше. Но вместе с названием сменился и статус – из возможного создаваемого резерва, предстоящие расходы на выплаты отпускных перешли в обязательные оценочные обязательства.

В соответствии с Трудовым Кодексом РФ, организации обязаны предоставлять своим сотрудникам оплачиваемые отпуска, а в случае увольнения – выплачивать компенсацию за неиспользованный отпуск.

Т.е. по предстоящим оплатам отпусков и взносам в фонды с сумм отпускных, соблюдаются все условия, необходимые для признания оценочного обязательства.

«В идеале», оценочные обязательства по отпускам нужно рассчитывать ежемесячно, индивидуально по каждому сотруднику, с учетом предела в 463 000 руб. (в 2011г.).

К нашему счастью, четкой инструкции по методологии расчета оценочных обязательств пока законодательством не предусмотрено. В соответствии с п. 16 ПБУ 8/2010 Величина оценочного обязательства определяется организацией на основе имеющихся фактов хозяйственной жизни организации, опыта в отношении исполнения аналогичных обязательств, а также, при необходимости, мнений экспертов. Организация обеспечивает документальное подтверждение обоснованности такой оценки.

В связи с этим, выбранный метод оценки и расчета всех признаваемых оценочных обязательств, состав и форму расчетов, подтверждающих величину оценочного обязательства, необходимо прописать в учетной политике организации.

При этом, необходимо учитывать, что в соответствии с п. 16 ПБУ 8/2010, величина оценочного обязательства определяется организацией на основе имеющихся фактов хозяйственной жизни организации, опыта в отношении исполнения аналогичных обязательств, а также, при необходимости, мнений экспертов. Организация обеспечивает документальное подтверждение обоснованности такой оценки.

Оценочные обязательства отражаются на счете 96 «Резервы предстоящих расходов» (который в связи с появлением ПБУ 8/2010, обещаются переименовать, внеся соответствующие изменения в План счетов и Инструкцию по его применению).

Начисление оценочных обязательств на выплату отпускных происходит по дебету счетов учета расходов (20, 25, 26, 44, 91) и кредиту 96 счета.

Погашение оценочных обязательств, соответственно, отражается по дебету 96 счета и кредиту 70 и 69 счетов.

Для упорядочивания расчетов оценочных обязательств по отпускным рекомендуем навести порядок в кадровом учете. Составлять и придерживаться графиков отпусков по организации. Своевременно предоставлять причитающиеся отпуска сотрудникам.

Учитывая положения ПБУ 8/2010, как вариант расчета оценочных обязательств по отпускным, организация может опираться на затраты, понесенные ей в предыдущих периодах, с учетом подразделений, количества сотрудников и прочих существенных показателей.

Многие эксперты рекомендуют рассчитывать и начислять оценочные обязательства ежемесячно, исходя из начисленного ФОТ по подразделениям организации. В результате анализа пока еще небольшой практики, становится ясно, что отклонения между начисленными оценочными обязательствами и фактическими суммами расхода неизбежны, даже если придерживаться детального метода расчета (по каждому сотруднику, с расчетом среднего заработка для определения конкретной цены отпускного дня, с учетом периодов среднего заработка). Это происходит хотя бы потому, что периоды, по которым рассчитывается средний заработок меняются к моменту, когда сотрудник идет в отпуск.

Поэтому, рекомендуем самостоятельно оптимизировать процесс расчета и начисления оценочных обязательств, исходя из требований п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» — учетная политика организации должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

Для сближения налогового и бухгалтерского учета, можно установить в учетной политике для целей налогообложения создание предстоящих расходов на оплату отпусков в соответствии со ст. 324.1 Налогового Кодекса РФ.

При этом, к сожалению, полностью сблизить бухгалтерский и налоговый учет не удастся даже вновь созданным предприятиям.

В соответствии с п.3 ст. 324.1 Налогового Кодекса РФ, суммы недоиспользованного резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода.

Таким образом, на 31.12.2011г. в бухгалтерском учете и отчетности мы отражаем суммы оценочных обязательств по выплате отпускных и взносов с них, а в налоговом учете на 31.12.2011г. резерва уже не будет. В связи с этим неизбежно возникнут временные разницы в соответствии с ПБУ 18/02.

3. Резерв по сомнительным долгам.

Создание резерва по сомнительным долгам регламентируется ПБУ «По ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» (Приказ Министерства Финансов от 29.07.1998г. №34н).

В соответствии с новой редакцией этого Положения, с отчетности за 2011 год создание оценочного резерва по сомнительным долгам стало обязательным для всех организаций.

Теперь в учетной политике организации нет нужды указывать, будет создавать организация резерв или нет. А вот порядок создания данного резерва и критерии оценки вероятности и признания долгов сомнительными, прописать нужно обязательно.

В соответствии с п. 70 ПБУ по ведению бухучета, организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

(см. текст в предыдущей редакции)

Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

Учет резервов по сомнительным долгам ведется на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам» обособленно по каждому сомнительному долгу, что может быть весьма трудоемким в случае большого количества контрагентов у предприятия.

Начисление созданных резервов отражается по дебету счета 91 и кредиту счета 63.

Списание сумм сомнительных долгов по истечении сроков исковой давности или по другим основаниям за счет резерва, отражается по дебету счета 63 и кредиту счета учета расчетов (60, 62, 73, 76).

В соответствии с п. 77 ПБУ по ведению бухучета, дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном пунктом 70 настоящего Положения, или на увеличение расходов у некоммерческой организации.

Суммы дебиторской задолженности в бухгалтерском балансе организации отражаются за вычетом сумм резерва по сомнительным долгам.

Обратите внимание: списанные суммы дебиторской задолженности необходимо учитывать на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение последующих пяти лет.

Утвердив в учетной политике организации для целей налогового учета порядок создания резерва по сомнительным долгам, мы можем создавать резерв и в налоговом учете (п. 3 ст. 266 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 266 Налогового кодекса РФ, сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

При этом для резерва по сомнительным долгам в налоговом учете действуют некоторые ограничения. Так, например, в соответствии с п. 4 ст. 266 Налогового кодекса РФ, сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса.

Таким образом, в учете предприятия снова могут возникнуть временные, а в некоторых случаях и постоянные разницы в соответствии с ПБУ 18/02.

4. Резерв под обесценение финансовых вложений.

В соответствии с п. 38 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», организация должна проверять все свои финансовые вложения, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, на предмет их обесценения.

Если на отчетную дату и на предыдущую отчетную дату учетная стоимость финансовых вложений существенно выше их расчетной стоимости и при этом отсутствуют свидетельства того, что в будущем возможно существенное повышение расчетной стоимости финансовых вложений, то на лицо устойчивое снижение стоимости финансовых вложений (п. 37 ПБУ 19/02).

В тех случаях, когда проверка на обесценение подтверждает устойчивое существенное снижение стоимости финансовых вложений, организация образует резерв под обесценение финансовых вложений. Напомним, что это обязанность, а не право организации.

Резерв создается на сумму разницы между учетной и расчетной стоимостью обесценивающихся финансовых вложений.

Для отражения резерва в бухгалтерском учете используется счет 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений». Аналитический учет по данному счету ведется по каждому финансовому вложению.

При создании резерва дебетуется счет 91 и кредитуется счет 59. При выбытии финансового вложения, по которому был создан резерв и при уменьшении сумм созданных резервов делается проводка – дебет счета 59 кредит 91.

Обратите внимание: суммы резерва под обесценение финансовых вложений не учитываются для целей налогового учета. На сумму расходов по данному резерву возникает постоянная разница и постоянное налоговое обязательство в соответствии с ПБУ 18/02.

В бухгалтерской отчетности суммовые показатели финансовых вложений отражаются за вычетом резерва под их обесценение.

5. Резерв под снижение стоимости материально производственных запасов.

В соответствии с п. 27 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», в случаях, если МПЗ:

Этот резерв образуется за счет финансовых результатов организации и не учитывается для целей налогового учета, что влечет за собой возникновение постоянной разницы и ПНО в соответствии с ПБУ 18/02.

Резерв под снижение стоимости МПЗ образуется на сумму разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью, если последняя выше текущей рыночной стоимости.

Такой резерв учитывается на счете 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей».

Начисление резерва происходит по дебету 91 счета и кредиту счета 14. При выбытии МПЗ, по которому был создан резерв и при уменьшении сумм созданных резервов делается проводка – дебет счета 14 кредит 91.

Резервы могут создаваться под давно неиспользуемые организацией материалы, залежавшиеся на складе готовую продукцию и товары (10, 41 и 43 счета).

В бухгалтерской отчетности суммы резерва под снижение стоимости МПЗ уменьшают стоимость соответствующих активов на всю сумму резерва.

Обратите внимание: порядок формирования резервов под снижение стоимости МПЗ, метод определения величины резерва, нужно отразить в учетной политике для целей бухгалтерского учета (например – отсутствует движение активов в течение года, резерв создается в размере 50%, свыше года – 100%).

6. Порядок раскрытия информации в бухгалтерской отчетности.

Отдельно хотелось бы остановиться на раскрытии информации по оценочным резервам и оценочным обязательствам в бухгалтерской отчетности организации.

В соответствии с п. 11 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Показатели об отдельных видах активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операций могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о прибылях и убытках общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Кроме ПБУ 4/99, многие ПБУ используют понятие «существенность». При этом, что именно считать существенным показателем, организация должна определить самостоятельно. Чтобы избежать излишней детализации и усложнения учета, рекомендуем прописать в учетной политике предприятия такой «уровень существенности», который позволит разумно минимизировать трудозатраты по ведению учета. Например – 15% от статьи бухгалтерского баланса.

Установив уровень существенности, можно опираться на него при расчете оценочных резервов и обязательств и раскрытии информации по этим обязательствам в бухгалтерской отчетности организации.

а) величина, по которой оценочное обязательство отражено в бухгалтерском балансе организации, на начало и конец отчетного периода;

б) сумма оценочного обязательства, признанная в отчетном периоде;

в) сумма оценочного обязательства, списанная в счет отражения затрат или признания кредиторской задолженности в отчетном периоде;

г) списанная в отчетном периоде сумма оценочного обязательства в связи с ее избыточностью или прекращением выполнения условий признания оценочного обязательства;

д) увеличение величины оценочного обязательства в связи с ростом его приведенной стоимости за отчетный период (проценты);

е) характер обязательства и ожидаемый срок его исполнения;

ж) неопределенности, существующие в отношении срока исполнения и (или) величины оценочного обязательства;

з) ожидаемые суммы встречных требований или суммы требований к третьим лицам в возмещение расходов, которые организация понесет при исполнении обязательства, а также активы, признанные по таким требованиям в соответствии с пунктом 19 настоящего Положения.

Руководствуясь существенностью показателей в соответствии с уже упомянутым выше п. 11 ПБУ 4/99, в отчетности следует отразить данные о резерве по сомнительным долгам, если его сумма будет признана организацией существенной.

данные о резерве под обесценение финансовых вложений с указанием: вида финансовых вложений, величины резерва, созданного в отчетном году, величины резерва, признанного прочим доходом отчетного периода; сумм резерва, использованных в отчетном году.

о величине и движении резервов под снижение стоимости материальных ценностей.

Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.

Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *