что такое оценка соответствия в метрологии
Приложение А (справочное). Принципы оценки соответствия
Принципы оценки соответствия
А.1 Функциональный подход
— итоговая проверка и подтверждение соответствия.
Такие доказательства могут придать дополнительную содержательность и весомость заявлениям о том, что заданные требования выполняются, повышая доверие пользователей к этим заявлениям. В качестве заданных требований часто используются стандарты, так как они являются документами, отражающими широкий консенсус по вопросам, которые хотят решить в данной ситуации. В результате оценка соответствия часто рассматривается как деятельность, связанная со стандартами.
А.1.2 Оценка соответствия может быть применена к продукции (включая услуги), процессам, системам и персоналу, а также к органам, предоставляющим услуги по оценке соответствия. Для удобства в настоящем стандарте выражение «объект оценки соответствия» применено для общей ссылки на какой-либо один или на все эти объекты.
А.1.3 Каждая из категорий пользователей услуг по оценке соответствия имеет свои конкретные потребности. В результате имеет место многообразие видов деятельности по оценке соответствия. Однако в основе всех видов деятельности по оценке соответствия лежит общий подход, как показано на рисунке А.1.
А.1.4 Контур А на рисунке А.1 обозначает функции оценки соответствия. Конкретные виды деятельности в каждой функции могут меняться в зависимости от вида оценки соответствия, основываясь на потребности пользователя, характере заданных требований и объекте оценки соответствия.
А.1.5 Контур В на рисунке А.1 обозначает выход из функции и вход в следующую функцию. Характер выхода меняется в зависимости от предпринимаемых конкретных видов деятельности.
А.1.6 Сплошные стрелки на рисунке А.1 связывают функции оценки соответствия и их выходы/входы. Пунктирные стрелки указывают на возможную необходимость или возможное требование проведения оценки соответствия.
А.1.7 Деятельность по оценке соответствия можно охарактеризовать как деятельность первой, второй или третьей стороны. В целом для каждой из этих категорий:
— деятельность по оценке соответствия находится под контролем или руководством лица или органа, указанных в определении понятия;
— принципиальное решение, которое лежит в основе подтверждения соответствия, выносится лицом или органом, указанными в определении понятия.
А.2.2 Для выбора объекта оценки соответствия необходимо принимать во внимание его особенности. Часто таким объектом может быть партия идентичных изделий, текущее производство, непрерывный процесс или система, объект может представлять собой совокупность, имеющую различные местоположения. В подобных случаях может возникнуть необходимость в отборе проб или образцов, используемых в действиях в рамках функции определения. Так, примером масштабной и значительной деятельности по отбору проб следует считать план отбора проб речной воды, связанный с доказательством того, что требования по допустимому загрязнению были выполнены. Однако иногда объектом может быть целая совокупность, например когда одно отдельно взятое изделие является объектом оценки соответствия. Даже в таких случаях функция выбора может быть необходима для отбора части целого объекта, которая является его представительным элементом (например, выбор критических деталей моста для определения усталости материала),
А.2.3 Может также потребоваться принятие в расчет заданных требований. Во многих случаях имеется стандарт или другие ранее действовавшие требования. Однако в случае применения ранее действовавших требований к конкретному объекту оценки соответствия следует проявлять осторожность, например при применении стандарта, разработанного для металлических труб, к трубам из пластмассы. В некоторых случаях может действовать только общий комплекс требований, которые должны быть расширены применительно к оценке соответствия, чтобы быть понятными и приемлемыми для пользователя. Например, орган власти может потребовать, чтобы продукция не заключала в себе неприемлемого риска безопасности (общее требование), и потребовать от органа по сертификации установления специальных требований к отдельным сертифицируемым изделиям или видам продукции. Может также возникнуть необходимость в том, чтобы больше внимания уделялось общим требованиям системы менеджмента, если эта система направлена на выполнение конкретных эксплуатационных требований.
А.2.4 Функция выбора может также включать в себя отбор наиболее подходящих процедур (например, методов испытания или контроля), применяемых для выполнения действий в рамках функции определения. Нередко для выполнения этих действий должны быть разработаны новые или изменены действующие методы. Рассмотрение методов может предполагать выбор правильного местоположения, соответствующих условий или персонала для их выполнения.
А.2.5 Наконец, для надлежащего выполнения действий в рамках функции определения может потребоваться дополнительная информация, чтобы доказать выполнение заданных требований. Например область испытаний, необходимая для аккредитации лаборатории, должна быть определена до начала деятельности по определению. Может также потребоваться описание услуги для выполнения соответствующих действий по определению. Кроме того, действием по определению может являться только анализ информации, и эта информация должна быть идентифицирована и собрана. Например могут потребоваться копии инструкций по эксплуатации изделия или предостерегающие маркировки.
А.2.6 На рисунке А.1 вся информация, образцы (если предусмотрен отбор образцов), решения и любые другие выходные данные функции выбора представлены как «информация о выбранных объектах».
А.3.1 Действия по определению предпринимаются с целью получения полной информации о выполнении заданных требований объектом оценки соответствия или его образцом. Некоторые виды действий по определению приведены в разделе 4.
А.3.3 Различные действия, выполняемые в рамках функции определения, не имеют специального названия или обозначения. Примером является изучение или анализ проектной документации или другой описательной информации, касающейся заданных требований. Некоторые виды оценки соответствия (например, испытание, сертификация, аккредитация) могут быть обозначены терминами, установленными для действий в рамках функции определения, которые являются единственными для данного вида. Ни в настоящем стандарте, ни в практике не существует общего термина, охватывающего все действия функции определения.
А.3.4 Следует четко различать действия в рамках функции определения, охарактеризованные как испытание или контроль.
А.3.5 На рисунке А.1 все выходные данные функции определения представлены как «информация о выполнении заданных требований». Эти выходные данные представляют собой сочетание всей информации, полученной в результате деятельности по определению, и входных данных в функцию определения. Выходные данные обычно формируются так, чтобы облегчить выполнение действий в рамках функции итоговой проверки и подтверждения соответствия.
А.4 Итоговая проверка и подтверждение соответствия
А.4.2 Если выполнение заданных требований не было доказано, то в отчете может содержаться заключение о несоответствии.
А.4.4 На рисунке А.1 все выходные данные функции итоговой проверки и подтверждения соответствия представлены как «выполнение заданных требований доказано».
А.5 Необходимость инспекционного контроля
А.5.1 Оценка соответствия может быть закончена, когда проведено подтверждение соответствия. Однако в некоторых случаях для поддержания достоверности заявления, сделанного в результате подтверждения соответствия, может потребоваться систематическое повторение функций, приведенных на рисунке А.1. Потребности пользователей стимулируют такие действия. Например объект оценки соответствия может со временем измениться, что может отрицательно повлиять на продолжение выполнения заданных требований. Или пользователи могут потребовать дальнейших доказательств того, что заданные требования выполнены, например при непрерывном производстве продукции.
А.5.2 Действия по инспекционному контролю планируются в целях удовлетворения потребности подтвердить обоснованность действующего заявления, являющегося результатом подтверждения соответствия. Для этого обычно не требуется полного повторения первичной оценки при каждом повторном инспекционном контроле. Таким образом, действия в рамках каждой функции, представленной на рисунке А.1, во время инспекционного контроля могут быть сокращены или могут отличаться от действий при первичной оценке.
А.5.3 Действия в рамках функции выбора проводятся как при первичной оценке, так и при инспекционном контроле. Однако при инспекционном контроле могут быть выбраны совсем другие действия. Например испытания продукции могут быть выбраны при первичной оценке. В процессе же инспекционного контроля может быть проведена проверка с целью определить, что образец продукции является таким же, как и первоначально испытанный образец. Действительно, действия в рамках функции выбора могут время от времени меняться исходя из информации о предыдущих инспекционных проверках и других входных данных. Текущий анализ риска или анализ ответной реакции рынка относительно реального выполнения заданных требований может быть частью действий в рамках функции выбора в процессе инспекционного контроля.
А.5.4 Выбор заданных требований также может быть разным. Например, при любом повторном инспекционном контроле может быть выбрана только отдельная группа заданных требований. Или, по аналогии, может быть выбрана только часть объекта оценки соответствия, например при инспекционном контроле аудиту может подлежать только часть аккредитованного органа по сертификации.
А.5.5 Как было указано выше, различные действия в рамках функции выбора могут привести к различным действиям в рамках функции определения для целей инспекционного контроля. Однако как при первичной оценке, так и при инспекционном контроле выходные данные функции выбора определяют действия для функции определения и способ их выполнения.
А.5.6 Функция итоговой проверки и подтверждения соответствия применяется в равной степени как при первичной оценке, так и при инспекционном контроле. При инспекционном контроле итоговая проверка всех входных и выходных данных (см. рисунок А.1) ведет к принятию решения о том, действительно ли все еще заявление, сделанное по результатам подтверждения соответствия. Во многих случаях не предпринимается никаких специальных действий, если заявление продолжает оставаться действительным. В других случаях, например при расширении области аккредитации, может быть оформлено новое заявление о соответствии.
А.5.7 Если принято решение о том, что заявление о соответствии теперь недействительно, необходимы определенные меры по информированию пользователей, например о том, что область распространения подтверждения соответствия сокращена или что действие заявления приостановлено или прекращено.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Что такое оценка соответствия в метрологии
ГОСТ ISO/IEC 17011-2018
Требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия
Conformity assessment. Requirements for accreditation bodies accrediting conformity assessment bodies
Дата введения 2019-06-01
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации оборонной продукции и технологий» (ФГУП «Рособоронстандарт») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 28 сентября 2018 г. N 112-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 октября 2018 г. N 730-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2019 г.
Международный стандарт разработан Комитетом по оценке соответствия (CASCO) Международной организации по стандартизации (ISO).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочного международного стандарта соответствующий ему межгосударственный стандарт, сведения о котором приведены в дополнительном приложении ДА
7 Некоторые элементы настоящего стандарта могут являться объектами патентных прав
8 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2020 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»
Введение
Настоящий стандарт устанавливает требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия. В контексте настоящего стандарта деятельность, покрываемая аккредитацией, охватывает, не ограничиваясь этим, испытания, калибровку, инспекцию, сертификацию систем менеджмента, персонала, продукции, процессов и услуг, проверку квалификации, производство стандартных образцов, валидацию и верификацию.
Для заинтересованных сторон важно знать, что органы по оценке соответствия являются компетентными для выполнения своих задач. По этой причине существует возрастающая потребность в беспристрастном подтверждении их компетентности. Такое подтверждение осуществляется органами по аккредитации, являющимися беспристрастными и независимыми по отношению к органам по оценке соответствия и клиентам этих органов. Органы по аккредитации обычно работают на бесприбыльной основе и проводят регулярные оценки органов по оценке соответствия для обеспечения уверенности в том, что органы по оценке соответствия соответствуют подходящим международным стандартам и другим нормативным документам.
Система аккредитации органов по оценке соответствия должна обеспечить согласованное применение оценки соответствия стандартам, основанным на международном консенсусе, и схем оценки соответствия с целью повышения уровня здравоохранения, безопасности, благополучия, защиты окружающей среды, а также с целью поддержки регулирующих органов и конечных пользователей. Система аккредитации может содействовать национальной и трансграничной торговле вслед за торговыми организациями и органами управления.
Настоящий стандарт может быть использован для поддержки механизмов паритетной оценки, которые созданы на региональном и международном уровнях, для обеспечения уверенности в том, что органы по аккредитации работают в соответствии с настоящим стандартом.
В настоящем стандарте используются следующие глагольные формы:
Дополнительные уточнения содержатся в Директивах ISO/IEC, часть 2.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к компетентности, последовательности действий и беспристрастности органов по аккредитации, проводящих оценку и аккредитацию органов по оценке соответствия.
2 Нормативные ссылки
Заменен на ISO/IEC 17000:2020.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ISO/IEC 17000, а также следующие термины с соответствующими определениями.
ISO и IEC ведут базы данных терминов для использования в сфере стандартизации по следующим ссылкам:
— Интерактивная навигационная платформа ISO: доступна по адресу www.iso.org/obp;
— IEC Electropedia: доступна по адресу http://www.electropedia.org
3.1 аккредитация (accreditation): Подтверждение соответствия третьей стороной, относящееся к органу по оценке соответствия (3.4) и служащее официальным признанием его компетентности для выполнения конкретных задач по оценке соответствия.
[ISO/IEC 17000:2004, статья 5.6]
3.2 орган по аккредитации (accreditation body): Уполномоченный орган, который проводит аккредитацию (3.1).
[ISO/IEC 17000:2004, статья 2.6]
3.3 логотип органа по аккредитации (accreditation body logo): Эмблема, используемая органом по аккредитации (3.2) для собственной идентификации.
3.4 орган по оценке соответствия (conformity assessment body): Орган, осуществляющий деятельность по оценке соответствия, который может быть объектом аккредитации (3.1).
[ISO/IEC 17000:2004, статья 2.5, изменено: добавлены слова «который может быть объектом аккредитации» и примечание]
3.5 деятельность по оценке соответствия (conformity assessment activity): Деятельность, выполняемая органом по оценке соответствия (3.4) при проведении оценки соответствия.
3.6 область аккредитации (scope of accreditation): Конкретные сферы деятельности по оценке соответствия, на которые запрашивается или предоставлена аккредитация (3.1).
3.7 гибкая область аккредитации (flexible scope of accreditation): Область аккредитации (3.6), сформулированная таким образом, что позволяет органам по оценке соответствия вносить изменения в методологию и другие параметры, относящиеся к компетентности органа по оценке соответствия (3.4), как подтверждено органом по аккредитации (3.2).
3.8 схема аккредитации (accreditation scheme): Правила и процессы, относящиеся к аккредитации (3.1) органов по оценке соответствия, к которым применяются идентичные требования.
3.9 деятельность по аккредитации (accreditation activity): Отдельные задачи, выполняемые в процессе аккредитации (3.11).
3.10 беспристрастность (impartiality): Наличие объективности
1 Объективность означает отсутствие конфликтов интересов или их разрешение, позволяющее исключить неблагоприятное влияние на последующую деятельность органа по аккредитации (3.2).
2 Другие термины, позволяющие определить значение беспристрастности, включают «независимость», «отсутствие конфликта интересов», «отсутствие предвзятости», «отсутствие предубеждений», «нейтральность», «честность», «открытость», «справедливость», «отчужденность», «уравновешенность».
[ISO/IEC 17021-1:2015, статья 3.2, изменено: в примечании 1 слова «орган по сертификации» заменены на «орган по аккредитации»]
3.11 процесс аккредитации (accreditation process): Все действия, от заявки до предоставления и поддержания аккредитации (3.1), в соответствии со схемой аккредитации (3.8).
3.12 знак аккредитации (accreditation symbol): Знак, выдаваемый органом по аккредитации (3.2) и предназначенный для применения аккредитованными органами по оценке соответствия в целях обозначения их статуса аккредитации.
3.13 решение по аккредитации (accreditation decision): Решение о предоставлении (3.14), поддержании (3.15), расширении (3.16), сокращении (3.17), приостановлении (3.18) и отмене (3.19) аккредитации (3.1).
3.14 предоставление аккредитации (granting accreditation): Присвоение аккредитации (3.1) в определенной области аккредитации (3.6).
3.15 поддержание аккредитации (maintaining accreditation): Подтверждение продолжения аккредитации (3.1) в определенной области.
3.16 расширение аккредитации (extending accreditation): Включение дополнительных видов деятельности по оценке соответствия в область аккредитации (3.6).
Что такое оценка соответствия в метрологии
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственная система обеспечения единства измерений
МЕТОДИКИ (МЕТОДЫ) ИЗМЕРЕНИЙ
State system for ensuring the uniformity of measurements. Procedures of measurements
Дата введения 2010-04-15
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы» (ФГУП «ВНИИМС»)
2 ВНЕСЕН Управлением метрологии Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 1253-ст
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2019 г.
Введение
Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений в соответствии с положениями частей 3 и 4 статьи 1 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» распространяется на измерения, к которым установлены обязательные требования, и измерения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Перечни измерений с установленными к ним обязательными требованиями формируются в соответствии с частью 2 статьи 27 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений».
Настоящий стандарт разработан в целях изложения рекомендаций по реализации установленных статьей 5 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» требований к методикам (методам) измерений.
1 Область применения
Стандарт не распространяется на методики измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, т.е. методики, в соответствии с которыми искомое значение величины получают непосредственно от средства измерений. Такие методики измерений вносят в эксплуатационную документацию на средства измерений. Подтверждение соответствия этих методик обязательным метрологическим требованиям осуществляется в процессе утверждения типов данных средств измерений.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению
ГОСТ 10160 Сплавы прецизионные магнитно-мягкие. Технические условия
ГОСТ Р ИСО 5725-1 Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 1. Основные положения и определения
ГОСТ Р ИСО 5725-2 Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 2. Основной метод определения повторяемости и воспроизводимости стандартного метода измерений
ГОСТ Р ИСО 5725-3 Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 3. Промежуточные показатели прецизионности стандартного метода измерений
ГОСТ Р ИСО 5725-4 Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 4. Основные методы определения правильности стандартного метода измерений
ГОСТ Р ИСО 5725-5 Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 5. Альтернативные методы определения прецизионности стандартного метода измерений
ГОСТ Р ИСО 5725-6 Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 6. Использование значений точности на практике
ГОСТ Р ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 9000, ГОСТ Р ИСО 5725-1, [1], [2], [3]*, [4]*, а также следующие термины с соответствующими определениями:
методика (метод) измерений: Совокупность конкретно описанных операций, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с установленными показателями точности.
3.2 аттестация методик измерений: Исследование и подтверждение соответствия методик измерений установленным метрологическим требованиям к измерениям.
3.3 метрологическая экспертиза методик измерений: Анализ и оценка выбора методов и средств измерений, операций и правил проведения измерений, а также обработки их результатов в целях установления соответствия методики измерений предъявляемым к ней метрологическим требованиям.
3.4 показатель точности измерений: Установленная характеристика точности любого результата измерений, полученного при соблюдении требований и правил данной методики измерений.
3.5 арбитражная методика измерений: Методика измерений, применяемая при возникновении разногласий относительно результатов измерений, полученных с использованием нескольких аттестованных методик измерений одной и той же величины в одних и тех же условиях, установленная компетентным федеральным органом исполнительной власти или соглашением заинтересованных сторон.
4 Общие положения
4.1 Методики измерений разрабатывают и применяют с целью обеспечить выполнение измерений с требуемой точностью.
4.2 Методики измерений в зависимости от сложности и области применения излагают:
— в отдельном документе (нормативном правовом документе, документе в области стандартизации, инструкции и т.п.);
— в разделе или части документа (разделе документа в области стандартизации, технических условий, конструкторского или технологического документа и т.п.).
4.3 Документы, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и содержащие методики измерений (стандарты, технические условия, конструкторские, технологические документы и т.п.), должны включать в себя сведения об аттестации методик измерений, а также сведения о наличии их в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений.
Методики, включенные в проекты нормативных правовых актов и документов в области стандартизации, подлежат обязательной метрологической экспертизе, которую проводят государственные научные метрологические институты.
4.4 Аттестация методик измерений, применяемых вне сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений, может быть проведена в добровольном порядке в соответствии с настоящим стандартом.
5 Разработка методик измерений
5.1 Разработку методик измерений осуществляют на основе исходных данных, которые могут быть приведены в техническом задании, технических условиях и других документах.
5.1.1 К исходным данным относится следующее:
— если методика измерений может быть использована для оценки соответствия требованиям, установленным техническим регламентом, то в документе на методику измерений указывают наименование технического регламента, номер пункта, устанавливающего требования (при необходимости и наименование национального стандарта или свода правил), а также указывают, войдет ли документ, в котором изложена методика измерений, в перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений [либо в состав правил и методов исследований (испытаний) и измерений], в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения технического регламента и осуществления оценки соответствия;
— наименование измеряемой величины в единицах величин, допущенных к применению в Российской Федерации;
— требования к показателям точности измерений;
— требования к условиям выполнения измерений;
— характеристики объекта измерений, если они могут влиять на точность измерений (выходное сопротивление, жесткость в месте контакта с датчиком, состав пробы и т.п.);
— при необходимости другие требования к методике измерений.
5.1.2 Требования к точности измерений приводят путем задания показателей точности и ссылки на документы, в которых эти значения установлены.
При описании требований к выражению погрешности и неопределенности измерений, выполненных с использованием теории шкал, применяют положения рекомендаций [8] с учетом особенностей конкретных шкал измерений.
5.1.3 Методики измерений должны обеспечивать требуемую точность оценки показателей, подлежащих допусковому контролю, с учетом допусков на эти показатели, установленных в документах по стандартизации или других нормативных документах, а также допустимых характеристик достоверности контроля и характера распределения контролируемых показателей.
5.1.4 Условия измерений задают в виде номинальных значений с допускаемыми отклонениями и (или) границ диапазонов возможных значений влияющих величин. При необходимости указывают предельные скорости изменений или другие характеристики влияющих величин, а также ограничения на продолжительность измерений, число параллельных определений и т.п. данные.
5.1.5 Если измерения предполагают выполнять с использованием измерительных систем, для которых средства измерений, входящие в состав измерительных каналов, пространственно удалены друг от друга, то условия измерений указывают для мест расположения всех средств измерений, входящих в измерительную систему.
Если в составе методики измерений используют программное обеспечение, которое может повлиять на показатели точности результатов измерений, руководствуются положениями рекомендаций [9], [10], [11].
5.2 Разработка методик измерений, как правило, включает в себя следующее:
— формулирование измерительной задачи и описание измеряемой величины; предварительный отбор возможных методов решения измерительной задачи;
— выбор метода и средств измерений (в том числе стандартных образцов), вспомогательных устройств, материалов и реактивов;
— установление последовательности и содержания операций при подготовке и выполнении измерений, включая требования по обеспечению безопасности труда и экологической безопасности и требования к квалификации операторов;
— организацию и проведение теоретических и экспериментальных исследований по оценке показателей точности разработанной методики измерений; экспериментальное опробование методик измерений; анализ соответствия показателей точности исходным требованиям;
— обработку промежуточных результатов измерений и вычисление окончательных результатов, полученных с помощью данной методики измерений;
— разработку процедур и установление нормативов контроля точности получаемых результатов измерений;
— разработку проекта документа на методику измерений;
— аттестацию методик измерений;
— утверждение и регистрацию документа на методику измерений, оформление свидетельства об аттестации;
— передачу сведений об аттестованных методиках измерений в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.