что такое открытый продукт
Новые правила розничной торговли с 1 января 2021 года
Ближайшие семь лет — до 1 января 2027 года — регулировать стационарную торговлю, e-commerce, продажи через автоматы, а также реализацию товаров, бывших в употреблении и принятых на комиссию, будут новые правила.
С 1 января 2021 года действуют обновленные Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463). Они фактически заменили внушительный список ранее действующих документов, в том числе правила продажи товаров дистанционным способом (полный список отмененных актов).
Основные права потребителей и обязанности продавцов по представлению информации о товаре и выдаче чека сохранились и в новой версии документа. Но помимо них появились и дополнения, нацеленные на сокращение количества жалоб покупателей и упрощение некоторых процессов с учетом интересов обеих сторон.
Какие ограничения для потребителя больше не действуют
Новые правила дали покупателям больше возможностей знакомиться с информацией о товаре, а именно искать и получать «любую информацию в любых формах из любых источников».
Это значит, что магазин теперь не вправе запретить потребителю фотографировать товар в местах общего доступа. Ранее продавцы делали замечания покупателям, если те фотографировали товар. При этом они ссылались на то, что «это запрещено внутренними правилами магазина». Теперь такой довод недопустим.
Роспотребнадзор обращает внимание, что с 1 января любой потребитель, в случае возникновения каких-либо препятствий со стороны продавца, может смело ссылаться на п. 2 Правил продажи и имеет право зафиксировать на смартфон нарушения, с которыми столкнулся в торговой точке.
От каких обязательств освободили продавцов с 1 января 2021 года
В новых правилах продажи учтены и интересы продавцов.
Что именно они не обязаны делать:
Список товаров длительного использования, при нахождении которых в ремонте продавец не обязан предоставлять покупателю аналог или замену, пополнился. В нем появились газовые и газоэлектрические бытовые приборы для приготовления пищи, ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней.
Какие требования добавили продавцам
Поскольку Книга жалоб и предложений стала необязательной, то вместо нее у продавцов появилась новая обязанность – направлять клиенту ответ в случае поступления претензии.
Роспотребнадзор указывает на то, что в новых правилах не установлены сроки рассмотрения претензий. Поэтому рекомендует покупателям опираться на положения ст. 20-22, 25, 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Если указанные статьи закона не регулируют проблемную ситуацию, потребитель может обратиться к положениям ст. 314 ГК РФ и предложить магазину разрешить его требования в течение семи дней (об этом лучше указать в претензии).
По-прежнему продавцы обязаны применять кассы. Однако если выданный покупателю кассовый чек не содержит сведений о наименовании товара, то потребитель вправе запросить товарный чек с указанием наименования продавца, товара, его количества и стоимости, а также даты продажи. Важно, чтобы чек позволял покупателю идентифицировать товар как приобретенный у конкретного продавца и по указанной в чеке стоимости.
Как и ранее, возврат некачественного товара всегда осуществляется за счет продавца. В то же время возврат товара надлежащего качества не всегда несет потребитель – такие условия могут быть предусмотрены договором.
Новые правила продаж для интернет-магазинов с 2021 года
Получив сообщение о заказе товара, онлайн-продавцы теперь должны подтверждать заключение договора розничной купли-продажи.
В подтверждении должен быть указан номер заказа, чтобы потребитель смог по нему получить информацию о заключенном с магазином договоре и его условиях.
Продавец должен информировать потребителя о форме и способах направления претензий. В противном случае клиент это может сделать в любой форме и любым способом.
При этом магазин имеет право прописать более строгие правила доставки, например, если дело касается дорогостоящих товаров.
Автоматизируйте учет товаров от поставки до продажи. Сервис подходит любым магазинам, в том числе с алкоголем и табаком.
В новых правилах есть уточнения по возврату ювелирных изделий и технически сложного товара бытового назначения надлежащего качества. Если они приобретены в интернет-магазине, то вернуть их можно при следующих условиях:
Изменения в продаже товаров через вендинговые автоматы
Новые правила накладывают на продавца определенные обязательства:
Новые санитарные нормы для продуктовых магазинов
1 января 2021 года вступило в силу Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.11.2020 № 36. В документе, помимо всего прочего, прописаны требования к помещениям, где продаются пищевые продукты.
По сути, это чек-лист, который позволяет магазинам проверить, насколько они соответствуют новым требованиям.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Что такое открытый продукт
ИП необходимо встать на учёт в качестве страхователя в течение 30 дней после оформления первого сотрудника. Подать документы можно в отделении ФСС или через портал госуслуг. Для ООО отдельной постановки на учёт не требуется. Оформление в качестве страхователя происходит на этапе регистрации юрлица.
Оформление
Со всеми сотрудниками нужно заключить трудовые договоры, оформить трудовые книжки или направить сведения в Пенсионный фонд России. Также потребуются медицинские книжки. При приёме на работу иностранного гражданина необходимо уведомить МВД в течение трёх рабочих дней с момента заключения договора.
Система охраны труда
Необходимо разработать приказ по охране труда, должностные инструкции и журналы охраны труда. Также следует провести специальную оценку условий труда и мероприятия производственного контроля.
Рекомендации Роспотребнадзора
Ведомство разработало ряд рекомендаций для бизнеса в условиях работы в пандемию. Главное:
—
Сервис Сбера позволит за 10 минут проверить благонадёжность сотрудника. С подготовкой документов и регистрацией при найме штата поможет юрист. В дальнейшем, направляя документы в ФНС, ПФР, ФСС, и Росстат, можно воспользоваться сервисом «Электронная отчётность в госорганы». Составлять трудовые договоры и другие кадровые документы, вести бухгалтерский и налоговый учёт поможет «Конструктор документов».
Раздел 7
Товары
На каждый закупаемый товар должны быть сопроводительные документы. В бумажном виде — это товарные накладные и декларации о соответствии (или сертификат соответствия). В электронном — для алкогольной, табачной и продукции животного происхождения.
Для закупок продукции животного происхождения необходимо зарегистрироваться в электронной системе «Меркурий». Заявку на регистрацию необходимо подать в территориальное управление Россельхознадзора лично или в электронной форме: на электронный адрес info@svfk.mcx.ru — для ИП; на электронный адрес admin@fsvps.ru — для ООО (если у вас есть электронная подпись).
Для продажи табачных изделий нужно зарегистрироваться в системе обязательной маркировки «Честный знак»:
Для продажи любой алкогольной продукции необходимо зарегистрироваться в системе ЕГАИС.
Требования при хранении и реализации продукции:
—
Для управления продажами и складом подойдёт сервис «Моя торговля». Сервис работает с любыми онлайн-кассами, умеет печатать штрих-коды, этикетки и ценники. Вы сможете оформлять заказы и выставлять счета, отслеживать динамику продаж на торговых точках, вести учёт товарных остатков на удалённом складе и др.
Раздел 8
Клиенты и продажи
Анализ рынка
Проведите исследование и соберите как можно больше информации об отрасли в целом и вашей нише в частности. С этим поможет Общероссийский классификатор деятельности, сайты органов государственной статистики (ФНС, Росстат), тематические СМИ и интернет-порталы. Найдите бизнес, похожий на ваш, в своём городе или регионе. Опросите потенциальных клиентов, кто оказывает им аналогичные услуги и как часто они ими пользуются. В качестве итога — выделите целевой сегмент аудитории и постарайтесь спрогнозировать его рост.
Клиентская база
Чтобы клиент пришёл совершать покупку, он должен узнать о существовании и специфике бизнеса. Информацию о продуктах и услугах, способную заинтересовать аудиторию, можно подавать в разных форматах. Например, раздать листовки о вашем магазине в кафе, торговых центрах, кинотеатрах, предложить людям бесплатно поучаствовать в дегустации или подарить образцы продукции. В этой статье собраны формы и способы привлечения клиентов, которые можно использовать для любого бизнеса.
Маркетинговая стратегия
Конкурентные преимущества продукта старайтесь оценивать с точки зрения клиента, а стратегию ценообразования вырабатывайте на основе данных о целевой аудитории. Используйте только те рекламные каналы, которые подходят для продукта. Почитайте, как продвигать бизнес в Instagram, чем может быть полезен TikTok, зачем нужно настраивать контекстную рекламу. Пропишите сроки реализации стратегии, а также контрольные точки, по достижении которых команда будет сверять результаты работы. Отслеживайте прогресс раз в неделю, месяц или полгода.
Стратегия продаж
Стратегия продаж должна опираться на цифры и реальную ситуацию на рынке. Например, увеличить продажи на 70% не получится, если средний для отрасли показатель роста — 12%. Зафиксируйте количество клиентов в сегменте, ежемесячные прямые затраты на продажи, доход с каждой линейки продукции, тактики продаж. Последние нужно выбрать в соответствии с воронкой продаж — путём, который клиент пройдёт от заинтересованности в продукте до покупки.
—
Если хотите больше узнать о клиентах и их поведении, попробуйте мобильное приложение СберСоветник. Программа посчитает средний чек, покажет, сколько человек совершают покупки и как часто возвращаются. В приложении можно получить аналитику по основным бизнес-метрикам, оценить ёмкость ниши, сравнить показатели своего бизнеса с другими компаниями отрасли.
Почему открытые экосистемы — это win-win для клиентов и бизнеса
По прогнозам аналитиков J’son & Partners Consulting, объем российского рынка экосистем к 2024 году вырастет с ₽21 млрд до ₽39,4 млрд. То, насколько успешно будут развиваться экосистемы, будет зависеть от глубины понимания компаниями потребностей своих клиентов, скорости разработки продуктов, которые им отвечают, и возможностей дистрибуции.
Сейчас самые крупные экосистемы в России у «Яндекса», «Сбера», «Тинькофф», VK. Все эти компании предоставляют доступ к своим сервисам в сферах контента, финансов, связи, доставки, путешествий, здравоохранения и многих других, в основном через модель подписки и единый ID.
Существует несколько моделей экосистем. В закрытой модели компании (например, «Яндекс») разрабатывают собственные продукты, либо же, как «Сбер» и VK, развивают экосистему через приобретение успешных или быстро растущих компаний — например, «Инстамарт», который стал «СберМаркетом». При этом они стараются не пускать сторонних партнеров в периметр. В модели открытой экосистемы продукты запускаются через стратегические партнерства. Модель «МегаФона» объединяет преимущества обеих подходов.
Экосистема «МегаФона» объединяет собственные и партнерские сервисы: онлайн-кинотеатры IVI, START, Оkko, «МегаФон ТВ», музыкальные сервисы Apple Music, «СберЗвук», Mubert и Deezer, книжные сервисы «ЛитРес» и MyBook, игры Blizzard и Gameloft, знакомства на Tinder, антивирус Kaspersky и многие другие. «МегаФон» постоянно ищет новые ниши для заключения стратегических партнерств.
В нашей модели открытой экосистемы мы используем три подхода к запуску продуктов и применяем их в зависимости от того, насколько оперативно нужно вывести продукт на рынок. Если это необходимо сделать быстро, мы выбираем модель стратегического партнерства, как, например, с IVI. В таком случае мы сможем за месяц провести интеграцию продукта партнера с нашей биллинговой системой, вывести продукт в наше мобильное приложение, физическую дистрибуцию в салонах связи и персональные предложения текущим клиентам. При таком подходе мы делим маржу с партнером.
Александр Шиндин, директор по дистрибуции онлайн-кинотеатра IVI:
«Для нас это партнерство — возможность получить доступ к многомиллионной базе абонентов «МегаФона» и познакомить их с нашим сервисом, показать новинки от ведущих голливудских студий и оригинальный контент IVI».
Вторая модель запуска продукта реализуется через сделку. Она актуальна для быстро растущих сервисов, которые имеют высокий потенциал проникновения в базу «МегаФона». Например, мы владеем долей в видеосервисе START, он известен качеством и популярностью своего оригинального контента, и это один из немногих сервисов, права на показ сериалов которого покупают такие гиганты, как Netflix и Amazon Prime.
Третья модель подразумевает разработку продукта с нуля. Пример такого сервиса — наш собственный онлайн-кинотеатр «МегаФон ТВ».
Ограничения закрытых экосистем
Закрытая экосистема не позволяет компании поставить востребованные клиентами продукты в один ряд с собственными сервисами. В таком случае охватить все потребности клиента не получится. Также закрытые экосистемы отличаются долгой моделью окупаемости. Если флагманские продукты пользуются спросом, то на объединенные вокруг него менее популярные сервисы компания чаще всего предоставляет большую скидку. Постоянные выгодные условия могут обернуться убытками.
Кроме того, выходя в экспертные ниши с собственными продуктами, компания с закрытой экосистемой начинает конкурировать с уже успешными монокомпаниями. Запустив сейчас новый музыкальный сервис, мы начнем бороться с такими гигантами как Apple Music, Spotify или Boom. Вряд ли эта борьба будет успешной.
Однако в такой модели есть и свои плюсы — стратегический контроль над продуктами и прибыль, которую не нужно делить с партнерами.
Выгода партнерской модели для компании
Как показали результаты наших исследований с применением инструментов Big Data, потребление пользователей не может быть локализовано в одном бренде или сервисе. Мы понимаем, что не сможем своими собственными продуктами удовлетворить интересы всей нашей клиентской базы, которая насчитывается более 72 млн человек. Создавать оригинальный контент, который будет закрывать потребности всех клиентов, когда на рынке его уже производят пять топовых онлайн-кинотеатров, почти невозможно. Рост лояльности — ключевая метрика для нас, и мы хотим дать клиентам именно те продукты, которые им необходимы. Поэтому мы допускаем в нашу экосистему онлайн-кинотеатры, они дополняют «МегаФон ТВ», отвечая всем запросам клиентов.
У нас есть хорошие возможности дистрибуции продуктов для нашей клиентской базы, мы можем гарантировать партнеру большой объем продвижения: например, мы сообщаем клиентам о том, какой новый контент, входящий в подписку, выходит на сервисе, и помогаем не пропустить интересные премьеры. Лучше мы сосредоточимся на продвижении продуктов партнера, чем вложим колоссальные инвестиции в попытку догнать уже сформированный рынок.
Ирина Грааф, заместитель генерального директора по маркетингу и коммерческому направлению ГК «ЛитРес»:
«Новая аудитория, доступ к которой мы получаем, кажется нам очень перспективной: потенциально она сможет заинтересоваться цифровыми книгами, если ранее она не использовала этот вид контента».
Продукт: мультиподписка «МегаФон Плюс»
На основе анализа больших данных «МегаФон» изучил предпочтения и интересы абонентов и поставил перед собой задачу создать подписку, в которой клиент закрыл бы все свои потребности в контенте: кино и сериалы (партнерами стали IVI и START), музыка («СберЗвук») и книги (MyBook).
Подписываясь на «МегаФон Плюс», клиент получает доступ к четырем партнерским сервисам. При этом впервые в одну подписку вошли два крупных игрока одного сегмента — онлайн-кинотеатры IVI и START. Для них такое взаимодействие открывает эффективный канал дистрибуции. Они получают доступ к нашим абонентам и за счет сильных партнеров обеспечивают друг друга стабильной аудиторией между премьерами.
Дмитрий Гудумак, генеральный директор видеосервиса START:
«Для нас подписка — это возможность выйти на более обширную аудиторию за счет широкого маркетинга и наличия нескольких драйверов подписки — других сервисов, которые в нее входят».
Для клиента удобство заключается также в том, что сумма списывается ежемесячно за каждый сервис не с четырех аккаунтов, а из одного источника — с мобильного телефона. При этом подписка доступна также абонентам других операторов — для них спроектирован путь списания через банковскую карту. Мы изначально не хотели ограничивать клиента привязкой к нашей симкарте, потому что понимали, что мультиподписка будет популярна не только у абонентов «МегаФона».
Выбирая партнеров, помимо потребностей клиентов мы отталкивались от сроков интеграции сервиса и коммерческих условий, которые они предоставляли. Со «СберЗвуком», который входит в «материнскую» экосистемную подписку, мы сотрудничаем уже давно — с тех пор, как этот сервис назывался Zvooq и еще не принадлежал «Сберу». В это время он уже был представлен на нашей «цифровой полке».
Если потребности пользователей изменятся, и мы увидим, что им нужны другие продукты, то изменится и наша подписка: с партнерами у нас заключены годовые контракты с возможностью пролонгации.
Больше чем софт: что такое код open source и для чего он нужен
Согласно определению на Open Source Initiative, Open Source Software или программное обеспечение с открытым исходным кодом — это ПО, «исходники» которого доступны для просмотра и изменения. Исходный код можно использовать, чтобы создавать свои модификации софта, а также свободно распространять и даже продавать их.
Принцип открытости со временем охватил не только сферу программирования, но и другие области. Дизайнеры могут размещать в открытом доступе бесплатные шрифты и шаблоны, программисты — коды мобильных приложений и онлайн-игры, ученые — исследования.
В последние годы потребителями открытого ПО становятся целые страны. Французская жандармерия использует на своих компьютерах свободное ПО Ubuntu, а другие министерства переходят с Microsoft Office на бесплатный LibreOffice. Этот офисный пакет также используют министерства обороны Нидерландов и Италии, муниципалитеты Албании и Испании. А правительство Великобритании перешло с формата PDF в документации на опенсорс-формат Open Document Format for Office Applications (ODF) по умолчанию. РБК Тренды разобрались, в чем плюсы и минусы открытого софта.
С чего начиналось свободное ПО
С 1952 по 1955 год компания IBM начала выпускать IBM 701, первый коммерчески доступный компьютер. ЭВМ не продавали конечным потребителям, а сдавали в аренду научным институтам, военным компаниям и госпредприятиям. Машины поставлялись без операционной системы и программ. Ученые и инженеры начали писать софт сами и делились им с коллегами из других компаний, у которых были аналогичные ЭВМ.
Со временем коммерческих моделей компьютеров становилось больше, и они стали доступны обычным пользователям. Однако под каждую из этих моделей придумывали отдельное ПО. Компании-производители создавали каждый свою операционную систему: BESYS, Compatible Time-Sharing System или CP/CMS. Эти ОС начинали продавать вместе с ПК, и иногда они стоили дороже самого компьютера.
Разработчик Ричард Столлман присоединился к лаборатории искусственного интеллекта при Массачусетском технологическом институте (MIT). Он принимал участие в работе над свободным ПО, например, над EMACS — текстовым редактором для мини-компьютеров семейства PDP. Позднее редактор продали коммерческому дистрибьютору. В 1984 году Столлман решил основать проект свободного ПО под названием GNU (рекурсивный акроним от англ. GNU’s Not UNIX).
В рамках этого проекта энтузиасты придумали термин «свободное ПО» и сформулировали его критерии: использование, изучение, шеринг и улучшение. Они опубликовали манифест GNU. В 1985 году Столлман основал фонд Free Software Foundation (FSF) для развития свободного ПО за счет пожертвований. В 1989 году появилась первая версия лицензии GPL — General Public License («Универсальная общественная лицензия GNU»). Она должна защитить свободу всех пользователей программ, давать права на копирование, модификацию и распространение софта. Столлман добавил в лицензию понятие «авторское лево» в противовес «авторскому праву», по которому пользователи всех производных программ получают все оригинальные права создателя. Позднее появились другие лицензии, которые позволяют использовать свободное ПО, например, лицензия MIT от Массачусетского технологического института или лицензия BSD от Калифорнийского университета в Беркли.
К 1991 году разработчикам удалось создать независимую работоспособную ОС, но ей не хватало ядра. Тогда Линус Торвальдс выпустил ядро Linux с открытым кодом, а в 1992 году лицензировал его по GPL.
В середине 1990-х годов в open source пришла первая крупная компания Netscape. Ее браузер Navigator был одним из самых популярных в мире, но с появлением Internet Explorer он стал вытесняться с рынка. В 1998 году в Netscape решили открыть исходный код своего браузера. Год спустя компании не стало, но исходный код Navigator стал основой для одного из самых популярных браузеров — Mozilla Firefox.
В 1998 году возникла организация Open Source Initiative (OSI), которая занимается популяризацией открытого кода. В том же году разработчики придумали альтернативу термину «свободное ПО». Они решили внедрить понятие open source, чтобы сменить парадигму бесплатности на доступность. Впоследствии разработчики Эрик Реймонд и Брюс Перенс написали «Определение Open Source».
В 2014 году представители фонда поддержки открытых проектов Linux Foundation заявили, что в будущем 80% стоимости технологий будет приходиться на открытый код и только 20% — на платные программы.
Плюсы открытого кода
Обсуждения плюсов и минусов и активны по сей день. Однако многие разработчики сходятся в общем понимании позитивных и негативных сторон опенсорс-проектов.
Для пользователей
Для разработчиков:
Для корпораций:
Минусы open source
Плагиат. Коммерческие структуры могут использовать открытый код для своих продуктов без указания его авторства. Иногда они вносят минимальные изменения в код, чтобы выдавать его за собственный. Подобное случилось с участниками проекта Leela, которые разработали бесплатный шахматный движок Chess Zero с настраиваемой нейронной сетью. Его использовала компания ChessBase, которая выпустила шахматную программу Fat Fritz. Пакет программ ChessBase Fritz компании стоит от €79 до €99. При этом она отрицает, что каким-либо образом задействовала открытый код.
Аналогичная история была и с Amazon Web Services, которая запустила CloudWatch Synthetics Recorder, расширение Chrome для записи взаимодействий с браузером. Однако данный сервис оказался полностью скопирован с проекта Headless Recorder, созданного разработчиком Тимом Нолетом. В AWS факт плагиата не признавали.
Отсутствие поддержки. Открытый код может использоваться в тех проектах, о которых его авторы даже не подозревают. Таким образом, они не могут оказывать должную поддержку. Кроме того, существует риск, что разработчик небольшого проекта отойдет от дел, а продолжать его дело будет некому, и код начнет устаревать. Проект Libraries.io обнаружил более 2 400 библиотек с открытым кодом, используемых минимум в 1 тыс. других программ, не получавших должного внимания со стороны опенсорс-сообщества. Для потребителя такой программы это может стать проблемой. К примеру, когда программист Азер Кочулу удалил свою библиотеку Leftpad из интернета, проблемы возникли у Facebook, Netflix и других проектов.
Незамеченные уязвимости. Каждый открытый проект зависит от более мелких. В этой цепочке зависимостей легко может возникнуть дыра в безопасности, которую могут долго не замечать. В 2014 году такая уязвимость в безопасности Heartbleed была обнаружена в OpenSSL — программе с исходным кодом, используемой практически всеми веб-сайтами, обрабатывающими платежи с банковских карт. Она делала все эти ресурсы уязвимыми для атак хакеров и кражи данных. По данным GitHub, 17% всех уязвимостей создаются со злонамеренными целями. Исследователи отмечают, что они могут просуществовать до четырех лет, прежде чем будут устранены.
Проекты с открытым кодом
Проекты GNU и Linux послужили основой для многих продуктов. А приход компании Netscape позволил привлечь внимание ИТ-гигантов, которые со временем начали активно вкладываться в open source.
Проект Debian, одной из старейших операционных систем, основанных на ядре Linux, с момента своего основания разрабатывался открыто. Фонд свободного программного обеспечения спонсировал проект с 1994 по 1995 год, а затем создатели организовали некоммерческую организацию «Программное обеспечение в общественных интересах» для финансирования Debian. Проект включает популярные бесплатные программы, такие как LibreOffice, браузер Firefox, почту Evolution, устройство записи дисков K3b, медиаплеер VLC, редактор изображений GIMP и программу просмотра документов Evince.
Организация Apache Software Foundation тоже начиналась как открытый проект по развитию одноименного программного обеспечения, в том числе веб-сервера Apache. Данный сервер считается одним из наиболее популярных. Он позволяет запускать сайты небольших проектов и малого бизнеса на WordPress. В наше время разработчики поддерживают множество софтверных проектов, которые имеют открытую лицензию Apache Software License. Спонсорами ASF выступают такие гиганты как Microsoft, Huawei и Amazon Web Sevices.
Компания Red Hat, производитель программного обеспечения на основе операционной системы Linux, возникла в 1995 году. Она не только выпускала софт, но и занималась технической поддержкой и обучением системных администраторов и разработчиков. В 2018 году компанию купила IBM.
Google развивалась благодаря Linux и открытому ПО. Компания сама поддерживает такие проекты как библиотека машинного обучения TensorFlow, язык программирования Go, ПО для автоматизации развертывания приложений Kubernetes и другие. В 2017 году Google открыла портал для 2 тыс. своих open source проектов. Компания делится своими наработками в области открытого кода, а также рассказывает о поддержке новых инициатив.
Microsoft, которая изначально была против open source, в последние годы также изменила отношение к свободному ПО. В 2018 году компания передала 60 из 90 тыс. своих патентов на разработки Open Invention Network (OIN) — организации, которая владеет патентами на программное обеспечение открытой экосистемы GNU/Linux и предоставляет право на их бесплатное использование. Чуть позже корпорация приобрела портал репозиториев открытого года GitHub, а также активно принимает участие в развитии открытых проектов, в том числе, Linux.
Организация Open Source Design объединяет дизайнеров, которые разрабатывают проекты с открытым кодом. Она существует более пяти лет. В работе организации принимают участие UX-дизайнеры Mozilla, GNOME, Fedora, Canonical (Ubuntu), WordPress, Drupal, Libre Office, «википедии» для дизайнеров XWiki и других компаний.
В науке опенсорс-подход распространяется не только на открытое ПО, но и на публикации работ исследователей, открытое рецензирование и развитие открытых образовательных ресурсов. Еще в 1991 году физик Пол Гинспарг основал электронный архив arXiv при Лос-Аламосской национальной лаборатории для публикации в открытом доступе препринтов. Теперь там публикуются работы не только по физике, но и по медицине, математике и еще ряду направлений. Европейская организация по ядерным исследованиям (ЦЕРН) поддерживает не только выпуск оборудования с открытым исходным кодом и открытой лицензией, но и собственный портал открытых данных. Ученые применяют инструменты с открытым кодом также для того. чтобы раскрывать методологию своих исследований. К примеру, они используют Open Notebooks для документирования рабочих процессов.
Продукты с открытым кодом используют не только специалисты, но и обычные пользователи, причем иногда они даже не подозревают об этом. LibreOffice, OpenOffice и NeoOffice позволяют бесплатно работать с текстовыми документами, таблицами, графиками, рисовать и делать презентации. 7-Zip, файловый архиватор с высокой степенью сжатия, помогает экономить место на ПК и передавать большие файлы. Графический редактор GIMP способен заменить Photoshop, так как включает инструменты цветокоррекции, фильтры, рисующие инструменты, маски и слои.
Примеру опенсорс-проектов следуют и корпорации, которые открывают свои программы для улучшения. Так, Microsoft решила поделиться кодом приложения «Калькулятор» для Windows, чтобы открытое сообщество предлагало для него исправления и новые функции.
Открытый исходный код в наши дни помогает поддерживать технологии искусственного интеллекта, блокчейна и сложных вычислений. Согласно отчету Red Hat, который опросил 1 250 ИТ-лидеров по всему миру, 90% этих предприятий используют открытый исходный код: 64% компаний задействуют такое ПО для модернизации инфраструктуры, 54% — для разработки приложений, 53% — для цифровой трансформации. За последние два года эти показатели увеличились на 11%, и в будущем открытый код, вероятно, поможет заменять ручные процессы автоматизированным управлением на программном обеспечении, способствуя инновациям.