что такое открытые источники информации

Открытые источники информации и их виды

Оглавление

Открытая информация. 4

Открытые источники информации и их виды.. 4

Сбор информации из открытых источников. 6

Пример. Базы данных. 11

Пример. Поисковик. 12

ВВЕДЕНИЕ

Сейчас, в 21 веке, мы можем рассматривать Интернет как незаменимый источник информации. Интернет – виртуальное информационное пространство, уникальное и универсальное по своим свойствам и функциям. Это, прежде всего, средство открытого хранения и распространения информации: научной, деловой, познавательной и развлекательной.

Глобальная сеть (inter (лат. «между») + net (англ. «сеть») = Internet – объединение сетей) связывает практически все крупные научные и правительственные организации мира, университеты и бизнес-центры, информационные агентства и издательства.

Большая часть информации, что мы можем найти в Интернете, это информация из открытых источников. Открытыми источниками называются источники информации, доступ к которым происходит легально, на законных основаниях.

В рамках своего реферата я хочу рассмотреть само понятие «открытые источники информации», виды открытых источников информации, представленные в сети Интернет, оценить особенности сбора информации в рамках данных видов, а также рассмотреть несколько сайтов в качестве примеров открытых источников информации в Интернете.

Открытая информация

Открытая информация – это информация во всех областях знаний и деятельности, которая относится к государственным и/или негосударственным информационным ресурсам, доступ к которой не может быть ограничен.

Открытые источники информации и их виды

Открытые источники информации – это информационные источники, распространяющие сведения, предназначенные для использования без каких-либо условий, запретов, исключений. К таковым относятся СМИ, сеть Интернет и так далее. Остановимся на Интернете и рассмотрим подробнее, какие виды источников информации можно выделить внутри данной сети. Существует несколько способов классификаций, рассмотрим одну из них.

Можно выделить такие основные источники как:

1. Информационные агентства. С их помощью можно получить наиболее достоверную информацию в режиме реального времени. Примеры информационных агентств: ТАСС, Интерфакс. Самое ценное в информации агентств – то, что она в наименьшей мере подвержена вставке комментариев. То есть эта информация отражает только факты и ничего лишнего. Это обстоятельство весьма важно, так как отражает непосредственно события, а не их трактовки.

2. СМИ. Они менее оперативны, чем информационные агентства в силу того, что их издания имею периодичность выпуска. Информация СМИ представляет собой информацию, поступившую с лент информационных агентств в том виде, в каком этого хотят журналисты. Средства массовой информации можно рассматривать как некий «фильтр»: они отфильтровывают наиболее полезную и интересную (с точки зрения некоторых людей) информацию. Такая информация, как правило, отражает точку зрения авторов, либо руководства издания.

3. Остальные Web-ресурсы. Это огромное количество бессистемной, самой разнообразной информации. Поиск в данной среде является достаточно трудной задачей и требует много времени и сил. Все обилие сайтов можно также разбить на подгруппы, в соответствии с целями их существования:

1) Сайты юридических лиц. Это сайты компаний, организаций, учебных заведений и так далее. На данных сайтах чаще всего указана точная, достоверная информация о соответствующем юридическом лице (адрес, контактные данные, направленность деятельности). Главная их цель – предоставление клиентам информации.

2) Сайты частных лиц. Здесь можно найти какую угодно информацию разной степени достоверности.

3) Познавательные сайты. Если речь идет о поиске информации по открытым источникам, то эти сайты можно назвать одними из самых полезных. Данные на них структурированы, что облегчает поиск, и чаще всего достоверны (зависит от уровня работы редакторов). К познавательным сайтам относятся: базы данных, электронные библиотеки, справочники, сайты-каталоги.

4) Сайты для обмена информацией. К таковым относятся социальные сети и т.п. Поиск информации здесь является весь затруднительным. Данные не структурированы и чаще всего не достоверны.

Источник

Что является открытым источником информации?

Если я удовлетворил ваш запрос, то я рад.

Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016)Статья 7. Общедоступная информация

1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.
3. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.
4. Информация, размещаемая ее обладателями в сети «Интернет» в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных.
(часть 4 введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 112-ФЗ)

5. Информация в форме открытых данных размещается в сети «Интернет» с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне. В случае, если размещение информации в форме открытых данных может привести к распространению сведений, составляющих государственную тайну, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по требованию органа, наделенного полномочиями по распоряжению такими сведениями.
(часть 5 введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 112-ФЗ)

6. В случае, если размещение информации в форме открытых данных может повлечь за собой нарушение прав обладателей информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, или нарушение прав субъектов персональных данных, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по решению суда. В случае, если размещение информации в форме открытых данных осуществляется с нарушением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных», размещение информации в форме открытых данных должно быть приостановлено или прекращено по требованию уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.
(часть 6 введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 112-ФЗ)

Источник

«Общедоступная информация», «открытые данные» и «персональные данные, разрешенные субъектом для распространения» – что это такое и как они между собой связаны?

Закон.Ру – официально зарегистрированное СМИ. Ссылка на настоящую статью будет выглядеть следующим образом: Рожкова М.А. «Общедоступная информация», «открытые данные» и «персональные данные, разрешенные субъектом для распространения»что это такое и как они между собой связаны? [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2021. 13 января. URL: https://zakon.ru/blog/2021/1/13/obschedostupnaya_informaciya_otkrytye_dannye_i_personalnye_dannye_razreshennye_subektom_dlya_raspros

Довольно часто в публикациях и выступлениях употребляется выражение «открытый доступ» применительно к информации. Насколько это верно?

В международном контексте термин «открытый доступ» (англ. open access) впервые был употреблен в 2002 году на конференции Будапештской инициативы открытого доступа[1] (англ. The Budapest Open Access Initiative, BOAI) – общественной инициативы, устанавливающей принципы открытого доступа к научно-исследовательским работам (в форме книг, статей, диссертаций и проч.). В рамках этой инициативы «открытый доступ» определен так: «…открытые для всех публикации в Интернете, которые можно читать, разгружать, копировать, распространять, распечатывать, находить или присоединять к полным текстам соответствующих статей, использовать для составления указателей, вводить их как данные в программное обеспечение или использовать для других законных целей при отсутствии финансовых, правовых и технических преград, за исключением тех, которые регулируют доступ к собственно Интернету. Единственным ограничением на воспроизводство и распространение публикаций и единственным условием копирайта в этой области должно быть право автора контролировать целостность своей работы и обязательные ссылки на его имя при использовании работы и ее цитировании»[2]. Кратко говоря, открытый доступ толкуется как свободный, ничем не ограничиваемый доступ в сети Интернет к научно-исследовательским публикациям, подразумевающий возможность любого их использования, но исключающий внесение изменений в эти работы и предусматривающий обязательное указание автора при цитировании и ином использовании.

Сегодня выражение «открытый доступ» широко применятся в отношении данных. Но нельзя забывать и о существовании легальных терминов.

В ч. 1 ст. 7 Закона об информации упоминается «общедоступная информация», под которой понимаются «общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен». Разумеется, этим понятием охватывается и информация, размещенная в открытом доступе в сети Интернет. Комментируя эту норму, А.И. Савельев подчеркивает: «По сути, Закон вводит тем самым презумпцию открытости информации: общедоступной является любая информация, кроме той, к которой ограничен доступ. Отнесение информации к категории общедоступной в самом общем виде означает, что любое лицо без указания причин и целей может получать такую информацию и использовать по своему усмотрению, с соблюдением установленных федеральным законом ограничений на ее распространение»[3]. Иными словами, п. 2 ст. 7 Закона об информации для всех видов общедоступной информации – закон не предусматривает изъятий – установлен общий правовой режим: в отношении такой информации разрешен любой способ использования, ограничивается только ее распространение – оно должно осуществляться в соответствии с требованиями соответствующего федерального законодательства.

Частным случаем изложенного правила является закрепленное в абз. 2 п. 1 ст. 152.2 ГК РФ положение, согласно которому в ситуации, когда информация о частной жизни гражданина ранее стала общедоступной либо была раскрыта самим гражданином или по его воле, не будет признаваться нарушением сбор, хранение, распространение и иное использование такой информации без согласия этого гражданина. То есть здесь федеральное законодательство закрепляет правило о допустимости распространения обозначенной общедоступной информации без согласия субъекта данных.

Сказанное позволяет утверждать, что размещение информации в открытом доступе в сети Интернет автоматически переводит ее в разряд общедоступной. И как следствие: такая информация подпадает под соответствующие положения Закона об информации, а в части ее распространения – под специальное законодательство.

Таким образом, применительно к персональным данным в контексте п. 2 ст. 7 Закона об информации можно говорить о том, что, как и любая иная информация, ставшие общедоступными персональные данные допускают их свободное использование, за исключением распространения – в отношении распространения продолжает действовать правило ст. 9 Закона о персональных данных об обязательности получения согласия субъекта персональных данных. Важно заметить, что такой вывод применим для ситуаций наличия легального свободного доступа к персональным данным, а не в случаях, например, утечек персональных данных в результате хакерских атак.

В развитие сказанного представляется уместным прокомментировать ст. 8 Закона о персональных данных, которую нередко трактуют в том ключе, что общедоступные персональные данные – это только те данные, которые включены в прямо указанные в данной статье источники (справочники, адресные книги). Отсюда делается вывод, что персональные данные, размещенные в открытом доступе в сети Интернет, общедоступными не являются, так как они взяты из источника, не поименованного в ст. 8 Закона о персональных данных. Это находит прямое подтверждение и в судебной практике: «…персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных могут содержаться только в общедоступных источниках персональных данных… информация о субъекте (в том числе персональные данные), содержащиеся в социальных сетях (в сети Интернет), не может быть отнесена к персональным данным, сделанным субъектом общедоступными, поскольку социальные сети не являются источником общедоступных персональных данных применительно к положению ст. 8 Закона»[4].

Возражая против такого толкования ст. 8 Закона о персональных данных, следует заметить, что в этой статье говорится о возможности создания общедоступных источников персональных данных (в целях информационного обеспечения). При этом формулировка статьи вовсе не исключает иных общедоступных источников персональных данных кроме прямо названных, а в условиях цифровой трансформации точно не позволяет ограничивать эти источники только справочниками и адресными книгами.

Хорошей иллюстрацией последнему утверждению являются положения, введенные в 2013 году в ст. 7 Закона об информации и касающиеся «общедоступной информации, размещаемой в форме открытых данных».

Вообще идея открытых данных (англ. open data) состоит в том, что некоторые данные должны быть предоставлены (доступны) каждому для любого использования без платы и без каких-либо механизмов контроля, в том числе со стороны правообладателей авторских произведений и патентов[5]. И одной из наиболее значимых разновидностей открытых данных признаются открытые правительственные данные (англ. open government data, OGD) – открытые данные, создаваемые правительственными учреждениями (для России это, например, открытые данные Минфина России[6], МВД России[7], Росстата[8] и др.). Но правительственные сайты – это лишь один из источников этих данных[9]. Открытые данные могут публиковаться на различных информационных ресурсах сети Интернет: в частности, открытые научные данные (англ. open science data) или открытые исследовательские данные (англ. open research data) размещаются на сайтах университетов и исследовательских организаций или специально создаваемых сайтах[10].

Изложенное позволяет заключить, что «общедоступная информация, размещаемая в форме открытых данных» является разновидностью общедоступных данных, которую из прочих общедоступных данных выделяет то, что она размещена в сети Интернет в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования (ч. 4 ст. 7 Закона об информации). Важно заметить, что на эти данные распространяется общий режим общедоступной информации (с некоторыми уточнениями, предусмотренными в ч. 5 и 6 ст. 7 Закона об информации)[11].

Может ли информация, относимая к числу персональных данных, попасть в состав открытых данных? Учитывая широту «охвата» легальной дефиниции понятия «персональные данные» и с учетом концепции персональных данных[12] можно предположить, что это вовсе не исключено. Вследствие сказанного закономерным будет вывод о том, что персональные данные могут становиться общедоступными посредством сети Интернет. Поэтому утверждение, согласно которому к числу источников общедоступных персональных данных относятся только справочники и адресные книги, является явно архаичным.

Неточным надо признать и вывод о том, что в условиях, когда персональные данные размещены в открытом доступе в сети Интернет самим субъектом этих данных, необходимо еще и его согласие на обработку / использование этих данных третьими лицами. Правда, в судебной практике это заключение основывается и на совершенно неверной посылке: «По смыслу Закона о персональных данных, размещение персональных данных в указанных открытых источниках, не делает их автоматически общедоступными. Следовательно, не допускается обработка таких данных без согласия субъекта»[13].

Обосновывая несогласие с таким заключением, надо обратить внимание на п. 4 ч. 2 ст. 22 Закона о персональных данных, согласно которому оператор осуществляет без уведомления уполномоченного органа обработку «персональных данных, сделанных субъектом персональных данных общедоступными», то есть закон прямо выводит такие данные из-под общего правила. Это дает основание говорить о том, что, если субъект персональных данных сам разместил эти данные в открытом доступе, они автоматически становятся общедоступными со всеми вытекающими отсюда последствиями. Эту позицию подтверждает Роскомнадзор, который на вопрос «В каких случаях для обработки персональных данных не требуется согласия субъекта персональных данных?» отвечает, что такое согласие не требуется, если «осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее – персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных)» (п. 10[14]). Другое дело, что исходя из смысла в совокупности п. 2 ст. 7 Закона об информации и ст. 9 Закона о персональных данных в отношении распространения общедоступных персональных данных требуется получение согласия субъекта этих данных, о чем говорилось выше.

Важно заметить, что рассматриваемый случай размещения самим субъектом данных своих персональных данных в открытом доступе в сети Интернет удостоился специального внимания и в новейшем законодательстве.

Федеральным законом от 30.12.2020 № 519-ФЗ (далее – Закон № 519-ФЗ) в Закон о персональных данных введено понятие «персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения», а также новая статья, посвященная особенностям обработки таких персональных данных (ст. 10.1)[15]. Примечательно, что к числу «персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения» по смыслу п. 1.1 ст. 3 и ч. 1 ст. 10.1 Закона о персональных данных) отнесены такие персональные данные, в отношении которых субъект этих данных дал самостоятельное согласие именно на распространение данных – новый закон требует оформлять его отдельно от иных согласий.

Ситуация, когда сам субъект данных делает свои персональные данные общедоступными (например, при размещении им своих персональных данных на собственной домашней странице в сети Интернет), не относится к числу «разрешенных субъектом персональных данных для распространения». То есть здесь продолжает действовать вышеназванное требование об обязательности получения третьими лицами согласия на распространение общедоступных персональных данных.

Это находит прямое подтверждение в Законе № 519-ФЗ. Во-первых, персональные данные, раскрытые неопределенному кругу лиц самим субъектом данных, не упоминаются в определении понятия «персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения». Во-вторых, ч. 2 ст. 10.1 Закона о персональных данных прямо регламентирует ситуацию «раскрытия персональных данных неопределенному кругу лиц самим субъектом персональных данных без предоставления оператору согласия», устанавливая, что в этом случае обязанность предоставить доказательства законности распространения или иной обработки таких персональных данных возлагается на лиц, которые осуществляют их распространение или иную обработку.

Изложенное позволяет говорить о преждевременности громкого утверждения, что «понятия общедоступных персональных данных больше не будет»[16].

Источник

Открытые источники информации

что такое открытые источники информации. %D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D1%8B%D0%B5 %D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8 %D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8. что такое открытые источники информации фото. что такое открытые источники информации-%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D1%8B%D0%B5 %D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8 %D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8. картинка что такое открытые источники информации. картинка %D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D1%8B%D0%B5 %D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8 %D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8. Оглавление

Но, при использовании данных, полученных от них, следует учесть такие нюансы:

Желая получить полную картину событий, многие журналисты обращаются в соответствующие органы и службы за дополнительными данными и уточнениями. Насколько эта затея окажется успешной, зависит от умения репортера налаживать личные связи.

Еще один открытый источник ценной информации, которым не грех воспользоваться – более осведомленные коллеги-журналисты. Подобное сотрудничество не только способствует обмену свежими новостями и интересными фактами, но и помогает при реализации крупных проектов.

Закрытые источники
Поскольку обнародование информации ранее неизвестной – это ключевая задача журналистики, а добыть такие сведения в свободном доступе практически нереально, то обойтись без закрытых источников информации репортеру сложно. Каждый «властелин пера», мечтающий о сенсации, обращается и к документам под грифом «секретно», и к помощи людей, имеющих допуск к ним.

Отметим, что эти способы, хотя и дают возможность получить уникальный, интересный материал, связаны с довольно большим риском. Неумелое и неосторожное их использование грозит серьезными неприятностями, как журналисту, так и издательству. Еще одна трудность в работе с информацией, полученной подобным образом – сложность проверки ее достоверности. Очень часто репортер имеет дело с копиями документов, подделать которые не составляет труда, поэтому шанс попасть впросак довольно большой. Чтобы этого не случилось, факты, лежащие в основе публикации, должны быть подтверждены несколькими источниками.

Без сомнения, умение эффективно работать с разными источниками информации – основа профессионализма журналиста, навык, который необходимо постоянно совершенствовать и оттачивать.

Источник

Лекция «Открытые источники информации, раскрытие информации и коммерческая тайна»

Общедоступные источники деловой информации

Понятие «общедоступной информации» определяется в статье 7 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

К данной категории относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Соответственно, общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению «при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации».

Право на доступ к информации регламентируется статьей 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В соответствии с пунктом 4 указанной статьи не может быть ограничен доступ к:

Говоря о деловой общедоступной информации, можно выделить следующие ее основные виды:

Макроэкономическая информация отражает состояние экономики страны, публикуется, как правило, государственными или независимыми институтами и включает в себя различного рода индикаторы (оценочные или прогнозные).

Статистическая информация – это экономические, финансовые, биржевые и любые другие данные, представленные в виде динамических рядов.

Финансовая информация характеризует как текущее, так и перспективное положение конкретных компаний, предприятий, сложившуюся конъюнктуру на тех или иных рынках (товарных или рынках капиталов), инвестиции, эмиссии ценных бумаг и так далее.

Источником финансовой информации служат различные исследования, выполненные по заказу тех или иных коммерческих предприятий либо консалтинговыми, маркетинговыми или аудиторскими фирмами в рамках их деятельности.

Биржевая информация, раскрывающая данные, например, о котировках ценных бумаг, валютных курсах, процентных ставках, ценах или других индикаторах, как правило, предоставляется финансовыми институтами (биржами, кредитными организациями, брокерскими компаниями и т. п.).

Коммерческая информация состоит из конкретных сведений о любых хозяйствующих субъектах, выпускаемой ими продукции или предоставляемых услугах, отдельных сделках, ценах, технологиях, руководителях, акционерах и т. д.

Деловые новости – текущую информацию о бизнес-процессах, распространяемую СМИ.

Приведенные выше виды деловой информации также могут быть взаимодополняемы. Примером может служить появившаяся на лентах новостных СМИ новость о выходе очередных данных макроэкономической статистики или основанная на пресс-релизе коммерческой организации.

Источниками общедоступной деловой информации могут являться:

Источники статистической информации в Интернете

Деловым СМИ необходимы разнообразные данные экономической статистики. Основными источниками служат сайты следующих организаций:

Федеральная служба государственной статистики (Росстат), www.gks.ru.

«Росстат России обеспечивает разнообразной официальной статистической информацией, являющейся частью государственных информационных ресурсов о социально-экономическом и демографическом положении страны, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, средства массовой информации, научную общественность, коммерческие организации и предпринимателей, граждан, международные организации и т. д.». 2

Это источник официальных статистических данных, которые обновляются с периодичностью от недели до года. Ключевые показатели официальной статистики за год Росстат публикует в сборниках «Россия в цифрах» и «Российский статистический ежегодник».

Они содержат информацию о занятости населения, денежных доходах, данные системы национальных счетов, характеризующие макроэкономические аспекты формирования и функционирования рыночной экономики, общую характеристику предприятий и организаций, информацию о малом предпринимательстве, крестьянско-фермерских хозяйствах, о деятельности организаций с участием иностранного капитала, о приватизации государственного и муниципального имущества.

Значительное место в сборнике отведено показателям, которые освещают положение в отдельных отраслях экономики: промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, отраслях, обслуживающих население. Представлены данные о научном потенциале Российской Федерации, результатах научных разработок и инноваций, финансовом состоянии организаций, инвестициях, ценах и тарифах.

Внешнеэкономическую деятельность характеризует информация о внешней торговле. В сборнике представлены данные по международным сравнениям России с зарубежными странами.

Также на сайте Росстата в рубрике «Открытые данные» размещена и поддерживается в актуальном состоянии общественно значимая информация: бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятий и организаций, статистический регистр хозяйствующих субъектов, основные классификаторы, за ведение которых отвечает ведомство – Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2), Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), данные обследований населения (переписей населения, обследований по проблемам занятости, бюджетов домашних хозяйств).

На сайте Росстата размещены базы данных:

Центральный банк РФ (Банк России), www.cbr.ru.

Здесь ежедневно публикуется информация о состоянии финансовых рынков, банковской системы и параметрах денежно-кредитной политики. В частности, доступна информация о ключевой ставке, об основных индикаторах финансового рынка: официальных курсах валют и ценах на драгоценные металлы, уровне инфляции, ставках межбанковского кредитного рынка.

Информационно-аналитические материалы на сайте Центрального банка РФ содержат данные о банковской системе, о рынке ценных бумаг, о финансовых рынках, о национальной платежной системе. В частности, Центральный банк РФ на своем сайте регулярно обновляет данные об объемах выданных кредитов и привлеченных депозитов, о базовой и средневзвешенной величине процентных ставок, показателях ликвидности банковского сектора. Как эмиссионный центр национальной валюты Центральный банк РФ публикует данные о величине денежной массы и денежной базы, международных резервах Российской Федерации.

«Банк России в ежемесячном режиме рассчитывает основные показатели денежной массы в стране, что позволяет контролировать ее состояние, обеспечивать проведение и необходимую коррекцию кредитно-денежной политики». 3

На сайте ЦБ размещены реестры лицензированных профессиональных участников рынка ценных бумаг по видам деятельности; реестр операторов платежных систем; реестр кредитных организаций, признанных значимыми на рынке платежных услуг; перечень операторов электронных денежных средств; сведения о выданных, приостановленных и отозванных банковских лицензиях.

Регулярно выходят официальные издания: «Вестник Банка России» и «Статистический бюллетень Банка России», а также большой ряд отчетов и обзоров, которые готовят подразделения Центрального банка РФ.

Министерство финансов РФ, www.minfin.ru.

На сайте Минфина РФ публикуются оперативные и ежегодные отчеты об исполнении федерального и консолидированного бюджетов, оперативные сведения об остатках средств федерального бюджета в депозитах, бюджетных кредитах и ценных бумагах по сделкам РЕПО, графики аукционов по размещению облигаций федерального займа. Также на сайте Минфина РФ регулярно обновляются данные о размере Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Минфин РФ размещает на своем сайте информацию об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации, данные об объеме государственного долга субъектов и муниципальных образований, информацию об исполнении консолидированного бюджета, оперативные и ежегодные отчеты об исполнении бюджетов Фонда социального страхования, Пенсионного фонда РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Кроме того, на сайте Минфина РФ публикуется помесячная и ежегодная оценка валового внутреннего продукта (ВВП).

Министерство экономического развития РФ, www.economy.gov.ru.

Основная статистическая информация на сайте Минэкономразвития РФ – это «Мониторинг и анализ социально-экономического развития Российской Федерации и отдельных секторов экономики». Мониторинг включает в себя оценку текущей экономической ситуации, характеристику изменения факторов и тенденций развития, макроэкономический анализ структурной, энергетической, агропродовольственной, инвестиционной, инновационной, денежно-кредитной, бюджетной, тарифной, социальной и других аспектов государственной социально-экономической политики, а также результаты краткосрочного прогноза макроэкономики до конца текущего года.

Кроме того, в ежемесячных, ежеквартальных и годовых докладах в правительство РФ на сайте Минэкономразвития РФ публикуются ключевые прогнозные показатели (ВВП, товарооборот, инвестиции, экспорт, импорт, заработная плата и т. д.) и соответствующие им значения экзогенных переменных (обычно это цена на нефть и объем ее добычи, курс рубля по отношению к доллару США и доллара США к евро, величина инфляции, расходы бюджета и т. д.), заложенные в те или иные сценарии развития.

Федеральное казначейство РФ, www.roskazna.ru.

На сайте Федерального казначейства РФ ежемесячно публикуется информация о доходах и расходах консолидированного, федерального бюджетов и бюджетов субъектов федераций. Также на сайте представлены данные о величине нефтегазовых доходов федерального бюджета, о величине Резервного фонда и Фонда будущих поколений.

Федеральная таможенная служба (ФТС), www.customs.ru.

На сайте Федеральной таможенной службы публикуется таможенная статистика внешней торговли РФ. Она частично пересекается с данными Центрального банка РФ, которые содержатся на его сайте в разделе «Статистика внешней торговли». Однако здесь информация появляется более оперативно, а также подробнее изложены данные о товарной структуре экспорта и импорта.

Федеральная налоговая служба (ФНС России), www.nalog.ru.

Федеральная налоговая служба размещает на своем сайте информационные и аналитические материалы о результатах деятельности на федеральном и региональном уровнях, например, данные о собранных налогах и сборах, о результатах проведенных проверок, о величине просроченной налоговой задолженности, о количестве поданных налоговых деклараций.

На сайте ФНС России содержатся сведения о государственных информационных системах, находящихся в ее ведении – Едином государственном реестре налогоплательщиков, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

Также на сайте ФНС России публикуются данные реестра лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Федеральная антимонопольная служба России (ФАС), www.fas.gov.ru.

Федеральная антимонопольная служба на своем сайте публикует данные статистики типовых и массовых нарушений обязательных требований антимонопольного законодательства. Также ФАС регулярно публикует данные о взысканиях, наложенных за нарушение этих требований.

В новостях ФАС сообщаются сведения о поданных заявках и принятых по ним решениях о покупке, продаже, слиянии и поглощении компаний.

В информационно-аналитических материалах, размещенных на сайте ФАС, содержатся данные о состоянии конкуренции в России, о результатах проверок соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На сайте ФАС в открытом доступе находится реестр недобросовестных поставщиков, в который включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми контракты расторгнуты в связи с существенным нарушением ими контрактов.

«Московская биржа», www.micex.ru.

На сайте Московской биржи публикуются котировки ценных бумаг в реальном времени, результаты торгов за день, основные индексы и индикаторы фондового рынка, данные о состоянии фондового, денежного и валютного рынка, рынка государственных бумаг, срочного и товарного рынков.

«Специфика этого вида информации заключается в том, что она ежеминутно меняется, отражая события, происходящие на рынке, и включает сведения о ценных бумагах, фьючерсах, обменных курсах валют, рынке недвижимости, денег, капитала и страхования». 4

Источниками данных о финансовых рынках также служат сайты различных профессиональных объединений, таких как Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), Национальная лига управляющих (НЛУ), Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), Ассоциация российских банков (АРБ), Ассоциация банков России (АБР).

«Неофициальные статистические ресурсы содержат объективную информацию о состоянии рынков, об экономических связях различных регионов, а также о результатах деятельности участников рынка, такую, как доля фирмы на рынке, объем экспорта продукции в другие страны и многое другое». 5

Исходя из выбранной темы, журналист может найти сайт саморегулируемой организации, представляющей интересы участников на данном рынке. Как правило, на сайтах данных организаций приводится актуальная статистика по интересующему рынку.

Также обширная информация о финансовых рынках содержится на специализированных сайтах, таких как Quote.ru, Investfunds.ru, Finam.ru., Finmarket.ru, Finverisa.ru..

При необходимости анализа статистических данных по зарубежным странам, журналист может обратиться к первоисточникам – сайтам различных государственных структур или статистических служб интересующих его мировых рынков.

Особенности различных поисковых машин, правила составления запросов

Составляя запрос к поисковой системе (машине), следует соблюдать несколько условий.

Помните, что сужение круга поиска полезно для отсева заведомо ненужной информации. Многие поисковые системы позволяют ограничить индексную базу за счет таких опций, как: «поиск в найденном», «поиск в каталоге», «поиск по темам» и т. д.

Практически все существующие поисковые системы умеют обрабатывать синонимы и различные морфологические формы слов, выдавая релевантные ответы. Однако могут быть исключения. Поэтому при пользовании поисковыми системами уточняйте ответ на этот вопрос в описании синтаксиса поискового запроса к конкретной системе.

Учитывайте, что все поисковые системы игнорируют омонимы. То есть, например, запрос по слову «конь» выдаст ответы, содержащие данные как по животному, так и по спортивному снаряду. К запросу, использующему слова-омонимы, всегда добавляйте уточняющие слова.

«Приступая к поиску информации в Интернете, следует иметь в виду, что поисковые средства не в состоянии охватить весь текущий информационный массив сети. Ни одна поисковая система не индексирует всего, что есть в глобальной сети. Даже наиболее признанные поисковые системы не могут отразить более 15 % информационного содержания сети Интернета, причем эта величина постоянно снижается по причине интенсивного прироста объемов поступающей информации». 6

Как добиться точного соответствия результатов поиска:

Наиболее популярные поисковые системы в сети Интернет:

Базы данных в Интернете – открытые и платные. Основные открытые базы данных, правила работы с ними. Необходимость привлечения платных БД при работе по изучению бизнеса

В интернете размещаются базы разных данных. Они могут быть открытыми полностью или частично, а также закрытыми. Закрытые данные предоставляются за плату. Платные базы данных могут быть государственными или частными.

На сайте ФНС России по адресу https://egrul.nalog.ru доступны данные Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Бесплатно можно получить ограниченный набор сведений: наименование организации или имя индивидуального предпринимателя, юридический адрес, ОГРН с датой присвоения, ИНН и ОКП, дату прекращения деятельности (если предприятие закрылось). Справка с более подробными данными предоставляется за плату.

Запрос о предоставлении информации из ЕГРЮЛ или ЕГРИП может направляться в электронной форме через сайт ФНС России или Единый портал государственных и муниципальных услуг.

На сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) можно получить доступ к Единому государственному реестру недвижимости (ЕГРН) https://rosreestr.ru/wps/portal/p/cc_present/EGRN_1. Это официальный источник информации об объектах недвижимости на территории Российской Федерации. В режиме онлайн можно получить выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Справочный сервис в режиме онлайн позволяет узнать кадастровый номер и кадастровую стоимость объекта недвижимости.

Более подробные сведения о возникновении и переходе права собственности на объекты недвижимости подтверждаются выпиской из ЕГРН, которая предоставляется за плату.

На сайте Единой информационной системы в сфере государственных закупок http://www.zakupki.gov.ru в открытом доступе находится информация по контрактам: заказчики, исполнители, стоимость.

Существует большое количество сайтов, которые аккумулируют информацию из открытых баз данных и предоставляют ее бесплатно. Например, сайт Rusprofile.ru содержит сведения о более чем 9 млн юридических лиц и 12 млн индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории России. Представленная на сайте информация включает реквизиты, сведения о руководителе, уставном капитале, регистрации во внебюджетных фондах, а также информацию об учредителях, филиалах и представительствах, лицензиях, участии в государственных закупках и многое другое. Мощнейшие аналитические инструменты позволяют оперативно получать данные об аффилированности организаций, массовости адресов и руководителей и прочие необходимые для полноценного анализа контрагента сведения.

Удобный поиск по различным параметрам (название, ОГРН и ИНН, фамилия руководителя и адрес) позволяет быстро найти нужную компанию или предпринимателя.

Но наиболее полную информацию о хозяйствующих субъектах предоставляют платные базы данных. Наиболее известные из них – «Интегрум», «Спарк» и «Коммерсантъ Картотека».

Например, сайт «Интегрума» https://integrum.ru/ позволяет определять взаимоотношения между физическими и юридическими лицами на нескольких уровнях, включая родственные связи и упоминания в средствах массовой информации. Графический навигатор по связям позволяет изучать аффилированность компаний и персон, выявить связи учредителей, руководства и сотрудников компании с учетом всей их деловой истории.

Законодательные требования к раскрытию предприятиями информации, стандарты, порядок и способы обнародования информации, основные комплексные системы раскрытия информации

Российское законодательство обязывает публичные компании (запустившие свои акции в свободную продажу) раскрывать информацию о финансово-хозяйственной деятельности.

Публичное акционерное общество обязано раскрывать:

Существенными фактами признаются сведения, которые в случае их раскрытия могут оказать существенное влияние на стоимость или котировки эмиссионных ценных бумаг эмитента. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» содержит перечень 50 существенных фактов, которые должны раскрываться компаниями-эмитентами.

Полный перечень существенных фактов и квартальную отчетность раскрывают в России около 2500 компаний-эмитентов. Около 15 000 закрытых акционерных обществ либо раскрывают информацию добровольно в целях оценки контрагентами с точки зрения должной осмотрительности либо, имея в своем составе более 50 акционеров, обязаны публиковать годовые отчеты и годовую бухгалтерскую отчетность.

Помимо существенных фактов, публичная компания обязана вести учет аффилированных лиц и представлять отчетность о них в Центральный банк РФ (аффилированное лицо – это организация или же физическое лицо, которое способно оказывать непосредственное влияние на деятельность хозяйственного общества посредством своего участия в капитале или же с помощью членства в руководящих органах).

Федеральный закон «Об акционерных обществах» обязывает акционерное общество предоставлять информацию по требованию акционеров. Например, предусмотрено, что открытое акционерное общество обязано раскрывать: годовой отчет общества; годовую бухгалтерскую отчетность; заключение аудитора; заключение ревизионной комиссии по результатам проверки годовой бухгалтерской отчетности; сообщение о проведении общего собрания акционеров; сведения о кандидатах в исполнительные органы общества, в совет директоров общества, в ревизионную комиссию, счетную комиссию; проект изменений и дополнений, вносимых в устав общества, или проект устава общества в новой редакции; проекты внутренних документов общества; проекты решений общего собрания акционеров.

Общество обязано обеспечивать акционерам доступ к имеющимся у него судебным актам по спору, связанному с созданием общества, управлением им или участием в нем, в том числе к определениям о возбуждении арбитражным судом производства по делу и принятии искового заявления либо заявления об изменении основания или предмета ранее заявленного иска. Данное требование распространяется также на решения и постановления третейского суда по спорам, связанным с созданием общества, управлением им или участием в нем.

Наиболее оперативным из всех способов раскрытия информации является публикация в Интернете. На сайте Центрального банка РФ приведен перечень информационных агентств, аккредитованных на проведение действий по раскрытию информации о ценных бумагах и об иных финансовых инструментах:

«Интерфакс-Центр раскрытия корпоративной информации» www.e-disclosure.ru

«Агентство экономической информации «ПРАЙМ» www.disclosure.1prime.ru

«Система комплексного раскрытия информации и новостей» www.disclosure.skrin.ru

«Анализ, Консультации и Маркетинг» – www.disclosure.ru

«Ассоциация защиты информационных прав инвесторов» – www.e-disclosure.azipi.ru

Политика раскрытия информации на предприятиях

Российское и зарубежное законодательство в отношении раскрытия информации предприятиями существенно различается.

Сноски:

1 Информационные системы и технологии управления: учебник / Г. А. Титоренко, И. А. Коноплева, Б. Е. Одинцов и др. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ, 2011, – ст. 271

2 А. М. Блюмин, Н. А. Феоктистов. Мировые информационные ресурсы. – М.: ИТД «Дашков и К°», 2010. – с. 212.

3 Деловая журналистика. / А. В. Афанасьева, М. В. Блинова, Д. А. Борисяк и др. – М.: МедиаМир, 2012. – с. 148.

4 А. М. Блюмин, Н. А. Феоктистов. Мировые информационные ресурсы. – М.: ИТК «Дашков и К°», 2010. – с. 176.

5 А. М. Блюмин, Н. А. Феоктистов. Мировые информационные ресурсы. —М.: ИТК «Дашков и К°», 2010. – с. 176.

6 А. М. Блюмин, Н. А. Феоктистов. Мировые информационные ресурсы.. М.: ИТК «Дашков и К°», 2010. – с. 110.

7 Миронова Ю. М. Проблемы информационной прозрачности российских компаний // Сервис в России и за рубежом. – 2011. – № 3.

8 Миронова Ю. М. Проблемы информационной прозрачности российских компаний // Сервис в России и за рубежом. – 2011. – № 3.

10 Раскрытие информации и прозрачность // Пособие по корпоративному управлению в 6 т., т. 4, часть IV. – М.: «Альпина Бизнес Букс», 2004. – с. 20

11 Миронова Ю. М. Проблемы информационной прозрачности российских компаний // Сервис в России и за рубежом. – 2011. – № 3.

12 Раскрытие информации и прозрачность // Пособие по корпоративному управлению в 6 т., т. 4, часть IV. – М.: «Альпина Бизнес Букс», 2004. – с. 27

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *