что такое оснастка опор воздушных линий
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Оснастка опор заканчивается насадкой изоляторов на крюки или штыри. [2]
Оснастку опор производят при изготовлении их на стройзаводах, но нередко, чтобы избежать повреждения изоляторов и арматуры при транспортировке, непосредственно в месте сооружения ВЛ. Работы по оснастке опор включают в себя разметку мест расположения крюков, сверление в опоре отверстий под крюки и установку в них крюков с изоляторами. [3]
Оснастку опор производят при изготовлении их на строй-заводах, но не редко, чтобы избежать повреждения изоляторов и арматуры при транспортировке, непосредственно в месте сооружения ВЛ. Работы по оснастке опор включают в себя разметку мест расположения крюков, сверление в опоре отверстий под крюки и установку в них крюков с изоляторами. [4]
Оснастку опоры ( установку а ней траверс, крюков, штырей, изоляторов) производят по рис. 135, б, как правило, до подъема опоры и установки ее в котловане. Крюки ввертывают в деревянную опору, а изоляторы крепят на арматуре путем навертывания их на конец крюка или штыря, предварительно обернутого паклей, пропитанной суриком. [5]
При оснастке опоры для установки при помощи трактора и падающей стрелы или крана и трактора, кроме крепления тяговых тросов, следует до подъема опоры закрепить тормозной трос, блок с тросом для опускания стрелы и регулирующие растяжки, если таковые предусмотрены в схеме установки. [6]
При оснастке опоры крюками на ней с помощью шаблона делают разметку для отверстий. Отверстия просверливают ручным буравом или электродрелью глубиной на 1 см меньше длины нарезной части крюка. Отверстия необходимо сверлить перпендикулярно линии. Ввертывают крюки вначале руками, затем с помощью ключа. На промежуточных опорах крюки не довертывают до опоры на 2 см ( рис. 158, а), а на угловых опорах ( рис. 158, б) и на всех опорах линии усиленного типа крюки ввертывают до конца. [8]
При оснастке опоры крюками на ней с помощью шаблона делают разметку для отверстий. Отверстия просверливают ручным буравом или электродрелью глубиной на 1 см меньше длины нарезной части крюка. Отверстия необходимо сверлить перпендикулярно линии. Ввертывают крюки вначале руками, затем с помощью ключа. На промежуточных опорах крюки не довертывают до опоры на 2 см, а на угловых опорах ( рис. 184) и на всех опорах линии усиленного типа крюки ввертывают до конца. [10]
К арматуре относятся различные детали, служащие для оснастки опор : крюки, траверсы, изоляторы, отходные планки, глухари. [13]
К арматуре относятся различные детали, служащие для оснастки опор : крюки, траверсы, изоляторы, отходные планки и глухари. [15]
Сборка и установка опор воздушных линий
Для сооружения воздушных линий напряжением до 1000 В применяются деревянные и железобетонные опоры. Деревянные опоры бывают разнообразных конструкций (рис. 1, а, б, в, г).
Древесина опор недолговечна и, например, срок службы деревянных непропитанных сосновых опор около 5 лет. Опасными разрушителями древесины являются столбовой гриб, розовый трутовик, шпальный грибок и такие насекомые, как жуки-рогохвосты, черные усачи и термиты.
Деревянные опоры изготовляют, антисептируют и собирают на специальных полигонах и стройзаводах, а затем на автомашинах с прицепами доставляют к месту установки.
Стесанные плоскости стойки и приставки должны кончаться перпендикулярной зарубкой. Стык соединяемых деталей должен быть плотным без просветов. На обеих деталях намечают линии бандажей и делают небольшие выемки для болтов, стягивающих бандажи. Выемки для болтов делают в случае, когда стягивание бандажей осуществляется не скруткой, а болтами.
Бандаж состоит из нескольких витков проволоки, накладываемых на участок сопряжения стойки опоры с приставкой и прочно скрученных или стянутых сквозным болтом. Количество витков каждого бандажа определяется диаметром бандажной проволоки. Один бандаж должен иметь 8 витков при диаметре проволоки 6 мм, 10 витков при диаметре 5 мм, и 12 витков при диаметре проволоки 4 мм.
Длина проволоки, необходимой для одного бандажа, вычисляется по формуле:
Бандаж накладывают на опору следующим образом. Загибают конец бандажной проволоки на длине 3 см под прямым углом и вбивают в деревянную приставку (при сопряжении стойки опоры с железобетонной приставкой конец бандажной проволоки вбивают в стойку опоры), а затем, намотав и плотно уложив необходимое количество витков, раздвигают их посредине и, вставив в образовавшееся пространство между витками специальный ломик с загнутым концом, скручивают все витки.
Наложив описанным способом второй бандаж, переворачивают опору и скручивают ломиком оба бандажа с другой стороны опоры, прочно стягивая таким образом бандажи на участке сопряжения стойки опоры с приставкой. Вместо скрутки для стягивания бандажа может быть применен болт с фигурной головкой, шайбой и гайкой.
Сопряжение бандажами стойки опоры с двумя приставками (рис. 2, в) выполняется аналогично сопряжению стойки с одной приставкой, при этом стойка опоры обрабатывается с двух сторон.
Под гайки и головки болтов подкладывают шайбы. Древесина под шайбами должна быть затесана, но не вырублена. На высоте до 3 м от земли резьбу на выступающих из гаек концах болтов закернивают, концы болтов, выступающие из гаек более чем на 10 мм, срезают и также закернивают. Металлические неоцинкованные детали опор дважды покрывают асфальто-битумньм лаком.
Оснастку опор производят при изготовлении их на стройзаводах, но не редко, чтобы избежать повреждения изоляторов и арматуры при транспортировке, непосредственно в месте сооружения воздушной линии электропередачи.
Работы по оснастке опор включают в себя разметку мест расположения крюков, сверление в опоре отверстий под крюки и установку в них крюков с изоляторами.
Отверстия в опоре сверлят при помощи электрифицированного инструмента, в случае отсутствия источника электроэнергии применяют бурав соответствующего размера или специальное приспособление (рис. 3, в).
Изоляторы крепят на арматуре (крюках, штырях) в мастерских или непосредственно на трассе воздушной линии при оснастке опор. На изоляторах не должно быть трещин, сколов фарфора, стойких, не поддающихся очистке загрязнений и других дефектов.
Изоляторы и арматуру (рис. 4) выбирают с учетом расчетных нагрузок от тяжения проводов, района гололедности (учитывается масса возможных гололедных образований на проводах), давления ветра на провода и др. При этом принимаются следующие значения коэффициента запаса прочности по отношению к разрушающей нагрузке: 2,5 при нормальном тяжении проводов и 3,0 при ослабленном тяжении проводов.
Железобетонные опоры воздушных линий напряжением до 1 кВ имеют коническую форму и прямоугольное или кольцевое (круглое) сечение. Для облегчения массы стойку железобетонной опоры на значительной части ее длины делают пустотелой.
Железобетонные опоры снабжены жестким металлическим каркасом из арматурной стали, повышающим механическую прочность опоры, они служат для подвески на них проводов на траверсах или крюках: в последнем случае в теле опоры при ее изготовлении оставляют отверстия для установки в них крюков.
В железобетонной опоре имеется специальный вывод, приваренный к арматуре каркаса для присоединения его к нулевому проводу линии с заземленной нейтралью. Железобетонную опору устанавливают в блочных фундаментах или непосредственно в земле с подкладкой под нее железобетонной плиты.
Оснастка железобетонных опор производится практически так же, как оснастка деревянных опор, несколько отличаясь только некоторыми второстепенными операциями. Работы по оснастке опор выполняют до их подъема и установки в котловане, что позволяет применять различные механизмы и таким образом намного облегчить труд монтажников.
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Просто пройдите по ссылке и подключитесь к каналу.
Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:
Что такое оснастка опор воздушных линий
ИЗГОТОВЛЕНИЕ И ОСНАСТКА ОПОР ВОЗДУШНЫХ СТОЛБОВЫХ ЛИНИЙ
8.20. Изготовление опор включает в себя:
а) очистку бревен от коры, луба и заделку вершины на два ската;
б) изготовление деталей сложных опор, устройство сопряжений и креплений между ними;
в) сборку сложных опор;
г) припасовку железобетонных приставок к деревянным стойкам опор;
д) подготовку железобетонных опор к оснастке траверсами и другой арматурой.
8.21. При оснастке опор и траверс выполняют следующие работы:
а) оснастку опор крюками и изоляторами;
б) установку на траверсах штырей и изоляторов;
в) установку на опорах траверс.
8.22. Изготовление и оснастку опор (при их количестве более 100) рекомендуется производить на специально оборудованной площадке (полигоне) с применением электроинструмента и других средств механизации, чтобы на трассу вывозить опоры в максимальной готовности (сборности), что способствует индустриализации строительства, повышению производительности труда и улучшению качества работ.
8.23. Место для размещения площадки необходимо выбирать в зависимости от протяженности трассы, мест дислокации участка, и разгрузки поступающих деревянных столбов, железобетонных опор, приставок, траверс и других материалов.
Для оборудования площадки рекомендуется создавать комплекты механизированного инструмента.
8.24. Обработку и оснастку опор на трассе при незначительном объеме работ рекомендуется производить при помощи подвижных узлов механизации.
Подвижной узел малой механизации представляет собой автомобиль или двухосный автоприцеп, на котором скомплектованы средства малой механизации, инструмент и смонтирована передвижная электростанция для осуществления автономного электропитания.
Перечень средств малой механизации, инструмента для оснащения специально оборудованной площадки и подвижного узла механизации для обработки и оснастки опор приведен в табл. 8.4.
Перечень
средств механизации и приспособлений, необходимых для оснащения специально оборудованной площадки и подвижного узла механизации для изготовления, обработки и оснастки опор и траверс
Наименование машин и механизмов
для специально оборудованной площадки
для подвижного узла механизации
для энергоснабжения электроинструмента
Щит распределительный
для распределения электроэнергии по потребителям
Цепная электропила
ЦНИИМЭ К-5 м или К-6
для заделки вершин на два ската и опиловки столбов
Элекросучкорезка со сменной окорочной головкой
для снятия коры и луба
Окорочный инструмент
Электросверлилки с комплектами сверл по дереву, торцевых ключей и торцевых патронов
для сверления в опорах отверстий под крюки и болты для крепления траверс, а также для механизации гайковертных работ при оснастке траверс штырями и насадке изоляторов
Гайковертный наконечник
для завинчивания гаек при сборке и оснастке опор
Фреза торцевая с установочной рамой
для выполнения врубок на опоре под траверсы
Электрошлифовальная машина
привод к торцевой фрезе
а) для разметки отверстий на опоре под крюки;
для ускорения и облегчения разметки
б) для разметки вершины опоры на два ската
в) для сверления отверстий под штыри в деревянных траверсах
Ручной инструмент в номенклатуре и количестве, приведенном в Нормокомплекте ГТС ЛС-7.
1. Производительность специально оборудованной площадки с указанным набором средств механизации составляет 20 обработанных и оснащенных опор и 45 оснащенных восьмиштырных траверс в смену (8 ч).
8.25. При изготовлении и оснастке опор необходимо выполнять следующие указания и рекомендации:
б) запиловку или затеску вершины столба на два ската делать под углом 45 градусов с гребнем шириной 30 мм (см. рис. 8.5). Столбы, имеющие одностороннюю кривизну, затесывать так, чтобы кривизна столба была направлена вдоль линии. Для запиловки вершины, обрезки столбов рекомендуется использовать бензомоторную пилу «Дружба» или электропилу. При отсутствии средств механизации применяются ручные пилы. Разметку заделки вершины столба рекомендуется производить с помощью шаблона (рис. 8.6);
Рис. 8.5. Правильно обработанная вершина опоры
Рис. 8.6. Шаблон для разметки опиловки или затески вершины опоры
г) разметку отверстий в столбе для ввертывания крюков рекомендуется производить при помощи шаблона (рис. 8.7).
Рис. 8.7. Шаблон разметки отверстий в столбе для ввертывания крюков
Глубина отверстий должна быть на 10 мм меньше длины нарезки крюка, для чего на сверле или бураве делается отметка, показывающая глубину отверстия. Крюк ввертывается сначала руками, а затем с помощью специального ключа, так чтобы после ввертывания расстояние между крюком и столбом равнялось 2 см, что может определяться толщиной ладони руки (рис. 8.8 а).
На угловых, а также на всех опорах линий У и ОУ крюки следует ввертывать вплотную к опоре (рис. 8.8 б).
На угловых опорах при вылете угла более 7,5 м на каждый провод должны устанавливаться два крюка, расположенные на расстоянии 80 мм друг от друга (рис. 8.8 в).
Рис. 8.8. Правила ввертывания крюков
Двойные крюки устанавливаются также на оконечных опорах. Оснастка опоры крюками с изоляторами показана на рис. 8.9.
Рис. 8.9. Оснастка опоры крюками с изоляторами
д) перед креплением деревянных траверс к столбу они должны быть оснащены штырями и изоляторами. В связи с тем, что штыри в отверстия деревянных траверс вставляются (забиваются) в большинстве случаев с усилием, рекомендуется эту трудоемкую операцию выполнять малооборотной электрической машиной, оснащенной торцовым ключом для ввертывания штырей (рис. 8.10). Гайки рекомендуется завинчивать с помощью гайковерта или электрической машиной, оснащенной гайковертной муфтой максимального момента.
Рис. 8.10. Торцовый ключ для ввертывания штырей деревянных траверс
Траверсы стальные для воздушных линий должны выпускаться оснащенными штырями и подкосами (приваренными);
е) траверсы должны крепиться к столбу во врубках с помощью болтов и подкосов.
Стальные траверсы должны крепиться к столбу шурупами с шестигранной головкой размерами 12 ´ 100 мм.
Крепление стальных траверс на промежуточных опорах показано на рис. 8.11.
Рис. 8.11. Крепление стальных траверс на промежуточных опорах
Рис. 8.12. Способ крепления траверс на опорах типа ПО и ПОН
ж) изоляторы на штыри и крюки следует навертывать, применяя полиэтиленовый колпачок с резьбой, навинчиваемый на верхнюю часть штыря или крюка. При отсутствии колпачков необходимо применять каболку, которую нужно наматывать плотными рядами на крюк или штырь. Толщина слоя каболки должна быть такой, чтобы изолятор навертывался с усилием.
Для навертывания изоляторов рекомендуется применять редуктор с подсоединенными муфтой и патроном, малооборотную сверлильную машину типа ИЭ-1023, оснащенную патроном для навинчивания изоляторов или специальный ключ. Изолятор должен навертываться до отказа строго вертикально, причем желобок на его головке следует устанавливать по направлению провода;
з) длина и диаметр промежуточных опор в зависимости от числа подвешиваемых проводов, профиля и габарита линий приведены в табл. 8.5
Минимальный диаметр опоры в вершине, см, для линий типов
и) угловые полуанкерные, кабельные и другие сложные опоры и детали для их укрепления (оттяжки, подпоры, якорные лежни, стержни и др.) следует изготовлять на полигоне и после контрольной сборки вывозить на трассу в собранном и разобранном виде (в зависимости от наличия соответствующих транспортных средств);
к) железобетонные опоры перед транспортировкой на трассу должны быть на полигоне соответствующим образом обработаны.
Обработка заключается в удалении деревянных пробок из отверстий или в прочистке закладных отрезков стальных труб, заложенных в отверстия опоры. Удаление деревянных пробок из отверстий опоры производится с помощью электросверлильной машины со сверлом соответствующего диаметра (если их невозможно выбить пробойником).
Железобетонные опоры должны быть тщательно проверены внешним осмотром на соответствие требованиям технических условий (размеры раковин, впадин, сколов, наличие трещин и т.п.). Трещины в опорах не допускаются, за исключением поверхностных усадочных, ширина которых не должна превышать 0,1 мм;
Проволочные хомуты следует затягивать вокруг опоры и приставок с помощью монтажного ломика.
Предварительно деревянный столб (стойка) должен быть обработан с помощью электрорубанка или топора, так чтобы он плотно припасовывался к выступам приставок.
При укреплении опоры двумя приставками между ними должны быть закреплены деревянные антисептированные или бетонные вкладыши. Укрепление деревянных опор железобетонными приставками показано на рис. 8.13.
Рис. 8.13. Укрепление деревянных опор железобетонными приставками:
а) одной приставкой; в) двумя приставками с деревянным вкладышем; в) двумя приставками с бетонным вкладышем
Что такое оснастка опор воздушных линий
8.4.1 Изготовление опор должно включать в себя:
а) очистку бревен от коры, луба и заделку вершины на два ската;
б) изготовление деталей сложных опор, устройство сопряжений и креплений между ними;
в) сборку сложных опор;
г) припасовку железобетонных приставок к деревянным стойкам опор;
д) подготовку железобетонных опор к оснастке траверсами и другой арматурой.
8.4.2 При оснастке опор и траверс нужно выполнять следующие работы:
а) оснастку опор крюками и изоляторами;
б) установку на траверсах штырей и изоляторов;
в) установку на опорах траверс.
8.4.3 Изготовление и оснастку опор (при их количестве более 100) рекомендуется производить на специально оборудованной площадке (полигоне) с применением электроинструмента и других средств механизации, чтобы на трассу вывозить опоры в максимальной готовности (сборности), что способствует индустриализации строительства, повышению производительности труда и улучшению качества работ.
8.4.4 Место для размещения площадки необходимо выбирать в зависимости от протяженности трассы, мест дислокации участка, места нахождения железнодорожной станции (пристани), на которых разгружаются поступающие столбы, железобетонные опоры, приставки, траверсы и другие материалы. Для оборудования площадки рекомендуется создавать комплекты механизированного инструмента.
8.4.5 Обработку и оснастку опор на трассе при незначительном объеме работ рекомендуется производить при помощи подвижных узлов механизации.
Подвижной узел малой механизации представляет собой автомобиль или двухосный автоприцеп, на котором скомплектованы средства малой механизации и инструмент и смонтирована передвижная электростанция для осуществления автономного электропитания.
Перечень средств малой механизации, инструмента для оснащения специально оборудованной площадки и подвижного узла механизации для обработки и оснастки опор приведен в таблице 8.4.
Наименование машин и механизмов | Количество | Назначение | ||
для специально оборудованной площадки | для подвижного узла механизации | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Электростанция мощностью 2 кВт | 1 | для энергоснабжения электроинструмента | ||
Щит распределительный | 3 | 1 | для распределения электроэнергии по потребителям | |
Цепная электропила | 1 | 1 | для заделки вершин на два ската и опиловки столбов | |
Электросучкорезка со сменной окорочной головкой | 2 | 1 | для снятия коры и луба | |
Окорочный инструмент | 2 | 1 | для снятия коры и луба | |
Машины ручные сверлильные электрические с комплектами сверл по дереву, торцевых ключей и торцевых патронов | 2 | 1 | для сверления в опорах отверстий под крюки и болты для крепления траверс, а также для механизации гайковертных работ при оснастке траверс штырями и насадке изоляторов | |
Гайковертный наконечник | 2 | 1 | для завинчивания гаек при сборке и оснастке опор | |
Фреза торцевая с установочной рамой | 1 | 1 | для выполнения врубок на опоре под траверсы | |
Электрошлифовальная машина | 1 | 1 | привод к торцевой фрезе | |
Шаблоны: а)для разметки отверстий на опоре под крюки; б)для разметки вершины опоры на два ската в)для сверления отверстий под штыри в деревянных траверсах | 2 1 | для ускорения и облегчения разметки тоже | ||
Примечания 1 Производительность специально оборудованной площадки с указанным набором средств механизации составляет 20 обработанных и оснащенных опор и 45 оснащенных восьмиштырных траверс в смену (8 ч). 2 Производительность подвижного узла механизации 10-12 обработанных опор и 22 оснащенные траверсы в смену |
8.4.6 При изготовлении и оснастке опор необходимо:
а) производить удаление с поверхности коры и луба с помощью электросучкорезки, а при ее отсутствии – окорочной лопатой и стругом;
б) делать запиловку или затеску вершины столба на два ската под углом 45° с гребнем шириной 30 мм (рисунок 8.3). Столбы, имеющие одностороннюю кривизну, затесывать так, чтобы кривизна столба была направлена вдоль линии. Для запиловки вершины, обрезки столбов рекомендуется использовать бензомоторную пилу «Дружба» или электропилу. При отсутствии средств механизации применяются ручные пилы. Разметку заделки вершины столба рекомендуется производить с помощью шаблона (рисунок 8.4); Шаблон может быть изготовлен из фанеры толщиной от 2 до 3 мм, картона или листовой стали толщиной от 0,5 до 0,7 мм.
г) рекомендуется производить разметку отверстий в столбе Аля ввертывания крюков при помощи шаблона (рисунок 8.5).
Глубина отверстий должна быть на 10 мм меньше длины нарезки крюка, для чего на сверле или бураве делается отметка, показывающая глубину отверстия. Крюк ввертывается сначала руками, а затем с помощью специального ключа так, чтобы после ввертывания расстояние между крюком и столбом равнялось 2 см, что может определяться толщиной ладони руки (рисунок 8.6а).
На угловых, а также на всех опорах линий типа У и ОУ крюки следует ввертывать вплотную к опоре (рисунок 8.6б). На угловых опорах при вылете угла более 7,5 м на каждый провод должны устанавливаться два крюка, расположенные на расстоянии 80 мм друг от друга (рисунок 8.6в).
Двойные крюки устанавливаются также на оконечных опорах. Оснастка опоры крюками с изоляторами показана на рисунках 8.6 а, б, в и 8.7.
д) перед креплением деревянных траверс к столбу они должны быть оснащены штырями и изоляторами. В связи с тем, что штыри в отверстия деревянных траверс вставляются (забиваются) в большинстве случаев с усилием, рекомендуется эту трудоемкую операцию выполнять малооборотной электрической машиной, оснащенной торцовым ключом для ввертывания штырей (рисунок 8.8).
Гайки рекомендуется завинчивать с помощью гайковерта или электрической машиной, оснащенной гайковертной муфтой.
Траверсы стальные для воздушных линий должны изготавливаться оснащенными штырями и подкосами (приваренными);
Способ крепления траверс на опорах типа ПО и ПОН показан на рисунке 8.10.
ж) изоляторы на штыри и крюки следует навертывать, применяя полиэтиленовый колпачок с резьбой, навинчиваемый на верхнюю часть штыря или крюка. При отсутствии колпачков необходимо применять каболку, которую нужно наматывать плотными рядами на крюк или штырь. Толщина слоя каболки должна быть такой, чтобы изолятор навертывался с усилием. Для навертывания изоляторов рекомендуется применять редуктор с подсоединенными муфтой и патроном, малооборотную сверлильную машину, оснащенную патроном для навинчивания изоляторов или специальный ключ. Изолятор должен навертываться до отказа строго вертикально, причем желобок на его головке следует устанавливать по направлению провода;
з) промежуточные, угловые полуанкерные, кабельные и другие сложные опоры и детали для их укрепления (оттяжки, подпоры, якорные лежни, стержни и др.) следует изготовлять на полигоне и после контрольной сборки вывозить на трассу в собранном и разобранном виде (в зависимости от наличия транспортных средств);
и) железобетонные опоры перед транспортировкой на трассу должны быть на полигоне соответствующим образом обработаны. Обработка заключается в удалении деревянных пробок из отверстий или в прочистке закладных отрезков стальных труб, заложенных в отверстия опоры. Удаление деревянных пробок из отверстий опоры производится с помощью электросверлильной машины со сверлом соответствующего диаметра (если их невозможно выбить пробойником).
Железобетонные опоры должны быть тщательно проверены внешним осмотром на соответствие требованиям технических условий (размеры раковин, впадин, сколов, наличие трещин и т.п.). Трещины в опорах не допускаются, за исключением поверхностных усадочных, ширина которых не должна превышать 0,1 мм;
Проволочные хомуты следует затягивать вокруг опоры и приставок с помощью монтажного ломика. Предварительно деревянный столб (стойка) должен быть обработан с помощью электрорубанка или топора так, чтобы он плотно припасовывался к выступам приставок.
При укреплении опоры двумя приставками между ними должны быть закреплены деревянные антисептированные или бетонные вкладыши. Укрепление деревянных опор железобетонными приставками показано на рисунке 8.11.
- в какой промежуток времени нельзя шуметь
- в каком году начались съемки бригады