что такое органы национальной безопасности
Основы и органы обеспечения безопасности в России
Национальная безопасность: определение и ее составляющие
Стратегия национальной безопасности РФ, которая утверждена Указом Президента РФ, включает в себя ряд ключевых направлений государственной политики России.
В качестве национальной безопасности выступает состояние защищенности человека, социума и страны от угроз внутреннего и внешнего характера, позволяющее гарантировать ряд конституционных прав, свобод, достойное качество и уровень жизни людей, суверенитет, территориальное единство и устойчивый рост РФ, оборону и безопасность страны.
Под национальными интересами РФ понимается сумма потребностей страны внутреннего и внешнего характера в обеспечении защищенности и устойчивого роста человека, социума и страны.
Суть интересов личности состоит в обеспечении конституционных прав и свобод, в гарантии личной безопасности, в росте уровня и качества жизни, в развитии личности в духовной, физической и интеллектуальной направленности. Суть интересов общества состоит в том, чтобы укрепить демократию, создать правовое, социальное государство, достигнуть и поддерживать общественное согласие, духовно обновлять РФ. Суть интересов страны состоит в том, чтобы конституционный строй был незыблемым, Россия имела целостный суверенитет и целостность, политическую, экономическую и социальную стабильность, безусловное обеспечение законности и поддержание правопорядка, развитие международного сотрудничества на равноправных и взаимовыгодных условиях.
Основа структуры обеспечения национальной безопасности РФ состоит в силе и средствах обеспечения национальной безопасности. В качестве сил обеспечения национальной безопасности выступают Вооруженные силы РФ, ряд иных войск, воинских формирований и органов, в которых на основании федерального законодательства предусмотрена служба воинской или правоохранительной направленности, а также ряд федеральных органов государственной власти, которые участвуют в гарантии национальной безопасности страны, основываясь при этом на законодательстве РФ.
В качестве средств обеспечения национальной безопасности выступает ряд технологий, а также технических, программных, лингвистических, правовых, организационных средств, включая ряд телекоммуникационных каналов, которые используются в структуре гарантии национальной безопасности для того, чтобы собрать, сформировать, обработать, передать или принять информацию относительно состояния национальной безопасности и мер ее укрепления.
Специфика работы органов, формирующих и реализующих политику обеспечения национальной безопасности
Для того чтобы сформировать и реализовать политику обеспечения национальной безопасности, привлекаются некоторые федеральные государственные органы.
Для Президента РФ свойственно в рамках своих полномочий руководить рядом органов и сил обеспечения национальной безопасности РФ; санкционировать действия относительно гарантии национальной безопасности; на основании законодательства формировать, реорганизовывать и упразднять ряд подчиненных ему органов и сил гарантии национальной безопасности; выступать с рядом посланий, обращений и директив относительно проблем в данной сфере.
Для Федерального Собрания РФ, основываясь на Конституции на основании представления Президента РФ и Правительства РФ, свойственно заниматься формированием законодательной базы в данной сфере.
Для Правительства РФ в рамках своих полномочий и учитывая приоритеты в данном направлении свойственно координировать работу федеральных органов исполнительной власти, формировать в соответствующем порядке ряд статей федерального бюджета для того, чтобы реализовать конкретные целевые программы в данном направлении.
Для Совета Безопасности РФ свойственно проводить ряд действий относительно выявления и оценки угроз национальной безопасности, в срочном порядке готовить для Президента РФ ряд проектов решений относительно их предотвращения, разрабатывать ряд предложений в данной сфере, координировать работу сил и органов данного направления, следить за реализацией рядом федеральных органов власти субъектов решений в данном направлении.
Для Федеральных органов исполнительной власти свойственно обеспечивать следование законодательству РФ, решениям Президента РФ и Правительства РФ в данном направлении, разрабатывать в рамках своей компетенции ряд нормативно-правовых актов в данном направлении и представлять их Президенту РФ и Правительству РФ.
Для органов исполнительной власти субъектов РФ свойственно взаимодействовать с рядом федеральных органов исполнительной власти в направлении исполнения законодательства РФ, решений Президента РФ и Правительства РФ в данной сфере, вместе с рядом органов местного самоуправления проводить ряд мероприятий относительно привлечения людей, общественных объединений и компаний к тому, чтобы они оказывали содействие в решении проблем национальной безопасности на основании законодательства страны, вносить в ряд федеральных органов исполнительной власти предложения относительно улучшения структуры обеспечения национальной безопасности.
Ключевые задачи в направлении гарантии национальной безопасности РФ
Существует ряд ключевых задач в направлении гарантии национальной безопасности РФ:
Если говорить о деятельности относительно обеспечения безопасности, то важно упомянуть ее ключевые части:
Если говорить о правовой основе гарантии безопасности, то в ее состав входит ряд общепризнанных принципов и норм международного права, а также Конституция, Закон «О безопасности» и ряд иных нормативных актов РФ, которые регулируют ряд отношений в сфере безопасности; ряд нормативных актов республик, которые входят в состав РФ, и ряд органов государственной власти и управления краев, автономных областей, которые были приняты в рамках их компетенции в данном направлении; ряд международных договоров и соглашений, которые были заключены или признаны РФ.
В Законе «О безопасности» содержится ряд ключевых принципов, и отображена работа относительно обеспечения безопасности страны, общественной безопасности, безопасности экологической направленности, личной безопасности и ряда других типов данного явления, которые предусмотрены законодательством РФ, говорится о полномочиях и функциях федеральных органов государственной власти и т.д.
Особенности принципов обеспечения безопасности, ее объекты и субъекты
Существует ряд основных принципов обеспечения безопасности. Речь идет о законности, соблюдении равновесия между жизненно важными интересами личности, социума и страны, о взаимной ответственности человека, социума и страны относительно гарантий безопасности, о интеграции с рядом международных систем безопасности.
Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов человека, социума и страны от угроз внутреннего и внешнего характера.
Если говорить о жизненно важных интересах, то стоит отметить, что это сумма потребностей, при удовлетворении которых наступает надежное существование и возможное прогрессивное развитие человека, социума и страны.
Среди основных объектов безопасности выделяют:
В качестве ключевого субъекта гарантии безопасности выступает государство, которое осуществляет ряд функций в данном направлении при помощи органов законодательной, исполнительной и судебной властей. Для государства важно обеспечивать безопасность всех граждан в пределах территории РФ. Для граждан РФ, которые находятся вне ее пределов, предусмотрена гарантия защиты и покровительство.
Ряд граждан, общественных и иных компаний и объединений выступают в качестве субъектов безопасности, обладающих рядом прав и обязанностей относительно участия в гарантии безопасности на основании законодательства РФ, законодательства республик, которые входят в состав РФ, нормативных актов органов государственной власти и управления краев, областей и т.д., которые были приняты в рамках их компетенции в данном направлении. Для государства свойственно обеспечивать защиту правового и социального характера людей, общественных и иных организаций и объединений, которые оказывают содействие в гарантии безопасности на основании закона.
Угроза безопасности: определение и структура и ее функции
Под угрозой безопасности понимается вероятность нанесения ущерба прямого или косвенного характера ряду конституционных прав, свобод, достойному качеству и уровню жизни людей, суверенитету и территориальному единству, устойчивому росту РФ, обороне и безопасности страны.
Для реальной и потенциальной угрозы объектам безопасности, которая исходит от внутренних и внешних источников опасности, свойственно обозначать суть работы относительно обеспечения безопасности внутреннего и внешнего характера.
Безопасность можно достичь при помощи проведения единой государственной политики в данном направлении, при помощи системы мер экономической, политической, организационной и иной направленности.
Для того чтобы непосредственно выполнить ряд функций относительно обеспечения безопасности человека, общества и страны структура исполнительной власти на основании закона предполагает образование государственных органов обеспечения безопасности.
В систему безопасности входит ряд органов законодательной, исполнительной и судебной властей, ряд государственных, общественных и иных компаний и объединений, люди, которые участвуют в обеспечении безопасности на основании закона, законодательство, которое регламентирует ряд отношений в данном направлении. Недопустимо создавать органы обеспечения безопасности, которые не установлены законом РФ.
Существует ряд основных функций структуры безопасности:
Обеспечивают безопасность человека, социума и страны в рамках полномочий органы законодательной, исполнительной и судебной властей.
Для органов исполнительной власти свойственно обеспечивать следование законам и иным нормативным актам, которые необходимы для регламентации отношений в области безопасности; организовывать разработку и воплощение государственных программ гарантии безопасности; осуществлять ряд мероприятий относительно обеспечения безопасности человека, социума и страны в рамках своей компетенции; на основании закона формировать, реорганизовать и ликвидировать ряд государственных органов гарантии безопасности.
Для судебных органов свойственно обеспечивать защиту конституционного строя в РФ, основываясь при этом на Конституции и законах РФ; осуществлять правосудие относительно дел о незаконных деяниях, которые посягают на безопасность человека, социума и страны; обеспечивать судебную защиту людей, общественных и других компаний и объединений, права которых нарушили из-за деятельности относительно обеспечения безопасности.
Президент РФ занимается общим руководством государственных органов гарантии безопасности. Он же возглавляет Совет Безопасности РФ. Кроме этого, для него свойственно контролировать и координировать работу государственных органов обеспечения безопасности, а также в рамках компетенции, которая принята законом, принимать ряд оперативных решений относительно обеспечения безопасности.
Для Правительства РФ в рамках компетенции, которая определена законом, свойственно обеспечивать руководство рядом государственных органов обеспечения безопасности РФ; организовывать и контролировать то, как разрабатываются и реализуются мероприятия относительно обеспечения безопасности рядом министерств и служб РФ, а также иными подведомственными ему органами РФ и субъектов РФ.
Для министерств и служб РФ в рамках их компетенции свойственно обеспечивать осуществление федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности; разрабатывать инструкции внутриведомственного характера относительно обеспечения безопасности и представлять их на рассмотрение Совета Безопасности РФ.
Важно отметить, что в состав органов обеспечения безопасности входят Вооруженные Силы РФ, ряд федеральных органов государственной безопасности, внешней разведки, Государственная противопожарная служба, ряд органов служб ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, создания гражданской обороны, ряд органов, которые обеспечивают безопасную работу в промышленной, энергетической, транспортной сфере, ряд служб, которые обеспечивают безопасность средств связи и данных, ряд таможенных органов и ряд иных органов, которые действуют в соответствии с законодательством.
Специфика работы, задачи и функции Совета Безопасности РФ
Закон «О безопасности», Положение о Совете Безопасности РФ определяют статус Совета Безопасности РФ. На основании данных документов данный орган принято воспринимать как конституционный совещательный орган, который занимается подготовкой решений Президента РФ в сфере обеспечения безопасности.
Для данного органа свойственно рассматривать ряд вопросов внутренней и внешней политики РФ в сфере гарантии безопасности, ряд стратегических проблем безопасности экономического, общественного, оборонного, информационного, экологического и иного характера, охраны здоровья общества, планирования, остановки чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, а также обеспечивать стабильность и правопорядок.
В структуре данного органа работает председатель, секретарь, ряд постоянных членов и ряд членов Совета Безопасности РФ.
В качестве председателя данного органа выступает Президент РФ.
Во время рассмотрения ряда вопросов относительно обеспечения безопасности в республиках, которые входят в состав РФ, краях, областях, автономных областях и автономных округах для участия в деятельности Совета Безопасности РФ привлекают их полномочных представителей.
Для секретаря данного органа недопустимо быть в составе органа управления, попечительского или наблюдательного совета, иного органа иностранной некоммерческой неправительственной компании и действующего в России их структурного подразделения, если другое не предусмотрено в международном договоре РФ и законодательстве РФ.
Данный орган имеет множество задач. Среди ключевых выделяют следующее:
Для заседаний данного органа в большинстве ситуаций свойственно проводиться не менее одного раза в три месяца. Для постоянных членов данного органа свойственно обладать рядом равных прав во время принятия решений. Для иных же членов данного органа характерно принимать участие в его деятельности с правом совещательного голоса.
Важно отметить, что ряд решений Совета Безопасности РФ принимают на заседание постоянные члены данного органа при помощи простого большинства голосов от общего числа. Кроме этого, данные решения вступают в силу после того, как их утверждает Президент РФ.
Для того чтобы реализовать ряд решений данного органа допустимо издавать ряд указов, распоряжений и давать поручения Президента РФ. Решение данного органа, которое вступило в силу, является обязательным для исполнения рядом государственных органов и должностных лиц.
Для данного органа свойственно формировать ряд постоянных межведомственных комиссий, которые допустимо создавать функциональным или региональным путем, и научный совет. В ситуациях, когда необходимо выработать предложение относительно предотвращения чрезвычайной ситуации и ликвидации ее последствий, данный орган может создать временную межведомственную комиссию.
На ряд межведомственных комиссий и аппарат рассматриваемого органа возложен ряд задач:
Чем занимается Совет Безопасности?
Смотрите также
Президент внес в ГД законопроект о введении должности заместителя Председателя Совета Безопасности РФ
В соответствии с Законом «О безопасности», Совбез «является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности РФ, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности».
Кроме того, в его задачи входит формирование государственной политики в области обеспечения нацбезопасности и контроль за ее реализацией, прогнозирование, выявление, анализ и оценка, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации, формирование основных направлений государственной внешней и военной политики, оценка эффективности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения национальной безопасности.
Совет Безопасности также готовит Президенту предложения о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий; о применении специальных экономических мер, введении, продлении или отмене чрезвычайного положения, а также о введении или отмене военного положения; о реформировании существующих или об образовании новых государственных органов и организаций.
Что дальше происходит с этими предложениями?
Решения Совета Безопасности принимаются на его заседаниях постоянными членами. После утверждения Президентом, вступившие в силу решения обязательны для исполнения государственными органами и должностными лицами.
Кто его возглавляет?
Совбез возглавляет и формирует Президент России. В него также входят секретарь Совбеза, постоянные члены и члены Совета Безопасности. Ими могут быть исключительно граждане России, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство.
Среди постоянных членов Совбеза – Председатель ГД Вячеслав Володин
Совет Безопасности также активно взаимодействует с экспертным, научным сообществом: в его рамках действует Научный совет, куда входят представители РАН, руководители научных организаций, вузов, ученые и специалисты. В научный совет, например, входят Первый заместитель Председателя Комитета по образованию и науке Геннадий Онищенко
Что предлагается изменить новым законопроектом?
Предлагается введение новой должности в структуре Совета безопасности — заместителя Председателя Совета Безопасности. Согласно внесенному документу, он будет назначаться на должность и освобождаться от нее Президентом России. Его полномочия также определит глава государства. Кроме того, как указано в законопроекте, заместитель Председателя СБ будет входить в число постоянных членов Совета Безопасности.
Органы обеспечения национальной безопасности
В формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности РФ принимают участие в пределах своих полномочий Президент РФ, Совет безопасности РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, судебные органы, Прокуратура РФ, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.
Президент РФ является важнейшим действующим институтом СОНБ РФ. Он формирует и возглавляет Совет безопасности РФ, руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности РФ, санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности, в соответствии с законодательством РФ формирует, реорганизует и упраздняет органы и силы обеспечения национальной безопасности, выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам национальной безопасности, в своих ежегодных посланиях Федеральному собранию уточняет отдельные положения Концепции национальной безопасности РФ. В военной области в функции Президента РФ входит руководство строительством, подготовкой и применением военной организации государства, утверждение военной доктрины, осуществление функций Верховного главнокомандующего Вооружёнными силами (ВС) РФ, назначение на должность и освобождение от должности лиц высшего командования ВС РФ, в случае агрессии против России или непосредственной военной угрозы – введение на территории РФ или в отдельных её местностях военного положения с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Гос. думе. При возникновении внутренних угроз национальной безопасности Президент РФ может вводить на территории РФ или отдельных её местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Гос. думе.
Совет безопасности РФ (СБ РФ) – конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой гос. политики в области обеспечения национальной безопасности (см. также ст. Совет безопасности РФ).
Федеральное собрание РФ на основе Конституции РФ по представлению Президента РФ и Правительства РФ формирует законодательную базу в области обеспечения национальной безопасности РФ, принимает решение о возможности использования ВС РФ за пределами территории РФ, а также утверждает указы Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения на территории страны или в её отдельных местностях.
Правительство РФ координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов РФ по разработке и реализации мероприятий в области обеспечения национальной безопасности, обеспечивает выполнение федеральных целевых программ, планов и директив в этой области, осуществляет меры по обеспечению материальными и финансовыми ресурсами органов, сил и средств обеспечения национальной безопасности. Правительство РФ несёт ответственность за состояние ВС РФ. Оно руководит деятельностью подведомственных ему организаций по вопросам обороны страны и организует оснащение ВС РФ и др. войск вооружением и военной техникой, обеспечивает их материальными средствами, ресурсами и услугами. На Правительство РФ возложены также организация выполнения обязательств по международным договорам в области обороны страны, ведение переговоров по мерам доверия между государствами и взаимному снижению уровня военной безопасности, в т.ч создание условий коллективной безопасности.
Судебные органы РФ обеспечивают защиту конституционного строя в РФ, руководствуясь Конституцией и законами РФ, конституциями и законами республик в составе РФ; осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства; обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности (см. также раздел Государственная политическая система).
Прокуратура РФ осуществляет от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на её территории законов, уголовное преследование в соответствии с законодательством РФ, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (см. также раздел Государственная политическая система).
Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства РФ, решений Президента РФ и Правительства РФ в области национальной безопасности. Основные из этих органов, непосредственно связанные с решением вопросов обеспечения национальной безопасности России, следующие:
Министерство обороны (МО) РФ – проводит гос. политику и осуществляет гос. управление в области обороны страны (см. также ст. Вооружённые силы РФ);
Министерство иностранных дел (МИД) РФ – обеспечивает дипломатическими средствами защиту национальной безопасности, суверенитета, территориальной целостности, др. интересов РФ на международной арене (см. также ст. Министерство иностранных дел РФ);
Министерство внутренних дел (МВД) РФ – осуществляет в пределах своих полномочий гос. управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения общественной безопасности (см. также ст. Министерство внутренних дел РФ);
Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – проводит гос. политику и осуществляет гос. управление в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (см. также ст. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий);
Министерство юстиции (Минюст) РФ – решает задачи обеспечения прав и законных интересов личности и государства, правовой защиты интеллектуальной собственности;
Федеральная служба безопасности (ФСБ) РФ – осуществляет в пределах своих полномочий решение задач по обеспечению безопасности РФ, охрану гос. границы РФ;
Служба внешней разведки (СВР) РФ – осуществляет разведывательную деятельность в интересах обеспечения национальной безопасности РФ от внешних угроз;
Федеральная служба охраны (ФСО) РФ – осуществляет охрану высших должностных лиц и высших органов гос. власти РФ;
Главное управление по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел РФ – обеспечивает и осуществляет в пределах своей компетенции функции МВД РФ по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю – возглавляет гос. систему защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную или служебную тайну, от иностранных технических разведок, а также контроля экспорта товаров, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники.
Кроме того, и многие другие федеральные органы исполнительной власти РФ в процессе своей деятельности в той или иной степени касаются вопросов обеспечения национальной безопасности.
Органы исполнительной власти субъектов РФ взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства РФ, решений Президента РФ и Правительства РФ в области национальной безопасности, а также федеральных программ, планов и директив, издаваемых Верховным главнокомандующим ВС РФ в области военной безопасности России. Совместно с органами местного самоуправления они проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и организаций к оказанию содействия в решении проблем национальной безопасности, вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию СОНБ РФ.