что такое орган публичной власти
Орган публичной власти
О́рганы публичной вла́сти — органы, реализующие публичную власть в обществе (государстве). Органы публичной власти предназначены для управления обществом(государством) на разных уровнях. Их принято делить на органы государственной власти (центральные, региональные) и местные (органы местного самоуправления). В современном российском законодательстве отсутствует понятие «органа публичной власти», которое является собирательным для правовых понятий «органа государственной власти» и «органа местного самоуправления», осуществляющие и олицетворяющие публичную власть на территории государства.
Система и структура органов публичной власти в отдельном государстве определяется ведущей политической силой и закрепляется в высших нормативно-правовых актах. В различных странах конституциями или постановлениями высших государственных органов власти выделены различные органы и институты, отвечающие за повышение контроля над гражданами, федеральными, региональными, местными и иностранными организациями и органами власти, партиями. Например службы финансового контроля, советы безопасности, прокуратуры, центральные избирательные органы.
На региональном и местных уровнях количество различных органов публичной власти и самоуправления может быть различным и варьироваться в зависимости от конституции страны и регионов, указов и постановлений различных органов власти как высших, так и региональных.
Содержание
Понятие органа публичной власти
Понятие органа публичной власти можно определить через понятие публичной власти. Публичная власть в соотнесении с понятием государственной власти является более широким и, соответственно, включает в себя последнее. Аналогично и с понятием орган публичной власти: оно включает в себя понятие органа государственной власти, является более широким. Органы публичной власти принято делить следующим образом:
Признаки органа публичной власти
Независимо от правовой природы (государственные или негосударственные) органы публичной власти обладают рядом специфических признаков [1] :
Органы государственной власти
Органы местного самоуправления
Органы публичной власти в Российской Федерации
В Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ органы власти разделяются на:
Первые два уровня относятся к государственной власти и, соответственно, являются государственными органами, третий (местные органы) относится к особой категории публичной власти — местному самоуправлению, и закреплен главой 8 Конституции РФ. Органы публичной власти России разделяются как по вертикали (по уровням власти: федеральный, региональный, местный), так и по горизонтали в соответствии с принципом разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная ветви власти). Высшим должностным лицом, не относимым ни к одной из ветвей власти, в соответствии с Конституцией является Президент РФ.
Система органов публичной власти в РФ | |||
---|---|---|---|
Ветвь власти | Законодательная | Исполнительная | Судебная |
Федеральный уровень (Президент) | Президент России не относится ни к одной ветви власти, возвышается над ними, без прямого руководства, обеспечивая их согласованное функционирование | ||
Федеральный уровень | Федеральное Собрание РФ (ГД РФ; Совет Федерации) | Правительство РФ и ФОИВ | Суды высшей инстанции |
Уровень субъекта РФ | Законодательные (представительные) органы субъектов РФ | Органы исполнительной власти субъектов РФ | Суды II инстанции (не относятся к органам субъекта РФ) |
Местное самоуправление | Законодательные (представительные) органы местного самоуправления | Органы исполнительной власти местного самоуправления | Суды I инстанции (не относятся к органам местного самоуправления) |
Система органов государственной власти в России
Система органов местного самоуправления в России
На уровне местного самоуправления существуют органы исполнительной и законодательной власти, действующие на территории муниципального образования.
Госдума одобрила резонансный закон о новой системе публичной власти в России. Коротко
Сегодня, 9 ноября, депутаты Госдумы в первом чтении одобрили законопроект о единой системе публичной власти в России. Его авторами выступили глава думского комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас. В этом законопроекте оговаривается новый порядок работы региональных властей. Znak.com рассказывает, что изменится в работе губернаторов, Заксобраний и органов исполнительной власти в субъектах.
Губернаторы:
— Одна из самых заметных новелл законопроекта — губернаторские сроки. Сейчас глава любого региона может избираться на должность не более двух раз подряд. Законопроект исключает возможность такого ограничения сроков полномочий, по сути — «обнуляет» губернаторские сроки. Ограничения по срокам будут устанавливаться индивидуально в каждом субъекте.
— Высшие должностные лица в регионах по новому закону будут именоваться «главами» с дальнейшим указанием названия субъекта. В законопроекте подчеркивается, что «с учетом исторических, национальных и иных традиций может быть предусмотрено дополнительное наименование должности». То есть главы субъектов смогут быть губернаторами или мэрами (как, например, Сергей Собянин в Москве), но не смогут быть президентами (как Рустам Минниханов в Татарстане), потому что президентом может именовать себя только глава государства.
— Срок полномочий всех глав субъектов будет единым по стране — 5 лет.
— Закон серьезно расширяет право президента увольнять глав субъектов. Сейчас президенту для увольнения губернатора в связи с утратой доверия нужны веские основания: например, выявление фактов коррупции, заграничных счетов или конфликта интересов. После вступления законопроекта в силу, чтобы уволить губернатора, нужен сам факт утраты доверия. Причем в законе не прописано, что именно может стать причиной утраты доверия главы государства.
— Президент сможет выносить губернаторам выговоры и предупреждения.
Заксобрания:
— Законодательные собрания регионов смогут работать в дистанционном формате. Порядок такого вида работы будет определяться законами и другими нормативными правовыми актами субъектов РФ.
— Срок полномочий депутатов региональных Заксобраний по всей стране — 5 лет.
— Депутаты всех региональных парламентов (и работающие на профессиональной основе, то есть за зарплату, и работающие безвозмездно) будут замещать государственные должности.
— По аналогии с депутатами Госдумы и муниципальными депутатами депутаты региональных Заксобраний будут нести ответственность за ведение деятельности, которая не совместима со статусом депутата. Виды ответственности — предупреждение или освобождение от должности.
— Региональные прокуроры смогут сами вносить законопроекты в Заксобрания.
Органы исполнительной власти:
— Высшие исполнительные органы всех субъектов России будут называться «правительствами» с дальнейшим указанием названия региона. Но с учетом «исторических, национальных и иных традиций может быть предусмотрено дополнительное наименование». Оно будет указываться в нормативных правовых актах субъекта после закрепленного законопроектом наименования «правительство».
— В систему исполнительных органов субъектов России будут входить губернаторы, правительство, а также иные органы субъекта России. Причем наличие финансового органа субъекта России станет обязательным. Систему и структуру исполнительных органов будут определять губернаторы в соответствии с уставом региона.
— Региональные правительства будут формироваться губернаторами. Главы субъектов смогут их возглавлять.
О чем еще говорится в законе
— Законы и уставы субъектов России помимо органов госвласти смогут создавать и другие госорагны и госдолжности. Например, должность уполномоченного по правам человека в субъекте, должность уполномоченного по правам ребенка в субъекте.
— Срок рассылки законопроектов в субъекты России будет сокращен в два раза: перед первым чтением в Госдуме до 15 дней. Однако такая поправка будет принята только при условии, если более 2/3 субъектов России поддержат ее.
— Срок представления регионами отзывов на законопроекты совместного ведения сокращается с 30 до 15 дней. В то же время предусматривается, что законопроект, касающийся конкретных субъектов РФ, не может быть рассмотрен без их мнения.
— Перечень имущества, которое может находиться в собственности субъекта, предлагается сделать открытым, с учетом возможного изменения соответствующих задач и функций.
Орган публичной власти
Из Википедии — свободной энциклопедии
Органы публичной вла́сти — организации, реализующие публичную власть в обществе и государстве.
Органы публичной власти предназначены для управления обществом на разных уровнях. Их принято делить на органы государственной власти (центральные, региональные органы власти) и органы местного самоуправления (местные органы власти).
В современном российском законодательстве до 2020 года отсутствовало понятие «органа публичной власти», которое является собирательным для правовых понятий «органа государственной власти» и «органа местного самоуправления», осуществляющие и олицетворяющие публичную власть на территории государства. В соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» публичная власть стала относиться к федеральному ведению.
Система и структура органов публичной власти в отдельном государстве определяется ведущей политической силой и закрепляется в высших нормативно-правовых актах.
В различных странах конституциями или постановлениями высших государственных органов власти выделены различные органы и институты, отвечающие за повышение контроля над гражданами, национальными, региональными, местными и иностранными организациями и органами власти, партиями. Например службы финансового контроля, советы безопасности, прокуратуры, центральные избирательные органы.
На региональном и местных уровнях количество различных органов публичной власти и самоуправления может быть различным и варьироваться в зависимости от конституции страны и регионов, указов и постановлений различных органов власти как высших, так и региональных.
Публичная власть
Публи́чная вла́сть — это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от общественного строя. Обычно противопоставляется общественной власти. Появление публичной власти связано с возникновением первых государств.
Содержание
Виды публичного управления
Оно осуществляется органами, которые созданы мировым сообществом (органы ООН, прежде всего Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея) или региональными международными объединениями
Оно осуществляется в пределах государственно организованного общества той или иной страны (в настоящее время в мире 200 государств).
Органы публичной власти
Публичную власть реализуют различные органы. Например, в Российской Федерации к органам публичной власти относят:
Публичная власть и государственная власть
Государственная власть является разновидностью публичной власти. Последнее понятие шире, поскольку включает не только государственную власть, но и любую другую власть, выделенную из общества и осуществляемую специальными органами или должностными лицами.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Публичная власть» в других словарях:
ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ — аппарат управления вместе с особыми отрядами вооруженных людей … Юридическая энциклопедия
Публичная власть — один из важнейших признаков государства (См. Государство). Марксистско ленинская теория государства рассматривает П. в. как специфическая разновидность общественной принудительной власти, возникшую с расколом общества на антагонистические … Большая советская энциклопедия
ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ — см.: На родовластие. Политическая власть … Энциклопедический словарь конституционного права
ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ — (public power, от лат. publicus общественный) власть (в присутствии публики) открытая народу и его суждениям, общественная по характеру, не частная, вовлекающая в управление широкие круги населения … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ — аппарат управления вместе с особыми отрядами вооруженных людей … Энциклопедический словарь экономики и права
ВЛАСТЬ ПУБЛИЧНАЯ — ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ … Юридическая энциклопедия
Власть (государство) — Политическая власть способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач. Содержание 1 Концепции и трактовки 2 Основные черты политической власти … Википедия
ВЛАСТЬ ПУБЛИЧНАЯ — (см. ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ) … Энциклопедический словарь экономики и права
Власть публичная — волевое отношение между людьми по организации их совместной деятельности, выработке и осуществлении общей для данного социального коллектива воли. Власть публичная имеет место там, где необходима разнообразная нормативно регламентированная… … Теория государства и права в схемах и определениях
Органы власти в РФ: структура и полномочия
В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.
К федеральным относятся:
Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;
Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);
Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.
Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.
Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.
Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.
Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.
К ведению Совета Федерации относятся:
утверждение изменения границ между субъектами РФ;
утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;
решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;
назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;
лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;
назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;
проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;
назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;
проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;
прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;
заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.
К ведению Государственной Думы относятся:
утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;
утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров, за исключением тех, что указаны в пункте «д1» статьи 83 Конституции;
решение вопроса о доверии Правительству РФ;
заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;
назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;
назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;
назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.
Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.
Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.
Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.
разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;
обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;
обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;
обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;
осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;
осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;
осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;
обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;
осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;
создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;
осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.
Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.
Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.
Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.
Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.
Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.
Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.
КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.
Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.