что такое орфографический диктант

Словарно-орфографические диктанты

Аннотация: особенность данной статьи в том, что в ней освещаются особенности проведения словарно-орфографических диктантов, предлагается система работы по повышению орфографической зоркости учащихся, расширению словарного запаса, включение ребенка в учебно-познавательную деятельность в течение всего курса изучения русского языка.

Аннотация: особенность данной статьи в том, что в ней освещаются особенности проведения словарно-орфографических диктантов, предлагается система работы по повышению орфографической зоркости учащихся, расширению словарного запаса, включение ребенка в учебно-познавательную деятельность в течение всего курса изучения русского языка.

Ключевые слова: словарный диктант, этимологический анализ, лексические задания, опорные слова, грамматический материал, смысловая тема, диапазон.

Вопрос повышения грамотности учащихся волнует сегодня многих. И в первую очередь, нас – учителей русского языка и литературы. Поэтому мне хочется поделиться опытом проведения словарно-орфографических диктантов, которые, на мой взгляд, являются одним из действенных средств решения этого вопроса. Вспоминаются слова академика А. В. Текучева: «Среди многих видов словарно-орфографических упражнений одно из первых мест занимают так называемые словарные диктанты». Они используются как средство повторения грамматических знаний, закрепления орфографических навыков, установления связи между теорией и практикой на занятиях по русскому языку.
Ценность словарных диктантов вижу в том, что грамматический материал повторяется большой, а затраты времени – минимальны. Покажу это на примере.
Учащимся дается текст, в котором выделены определенные слова. (слова предлагаются вперемежку: расстилаю, пятьсот, разбираю, прикасаться, росли, девятьсот, девяносто, окрестность, заря, гигантский, девять, шестнадцать, растение, ненастный, равнина, семнадцать, праздник). Ребята распределяют слова по трем колонкам в зависимости от орфограммы: чередование гласных в корне, правописание числительных, непроизносимые согласные в корне. К какой группе принадлежит то или иное слово, учащиеся должны определить при повторном прочтении текста.

В другом случае, а именно по словарно-орфографическому диктанту (примеры: не сговариваясь ни с кем, не останавливаясь ни перед чем, негодуя, ненавидя, не рассчитывая ни на чью помощь, не озаряя равнины) задаю такие вопросы:
— К какому правилу можно отнести записанные слова?
— Как пишется НЕ с деепричастиями?
— Какие из этих слов имеют чередующиеся гласные в корне и какими правилами здесь надо пользоваться?
— Почему с местоимениями в данных примерах употребляется частица НИ?

С первого же урока, посвященного новой теме (частично знакомой учащимся из предыдущих классов) стараюсь ставить ребят в затруднительное положение. Так, при изучении «Глагола» ввожу упражнение на составление трех форм глагола:

что такое орфографический диктант. Screenshot 6. что такое орфографический диктант фото. что такое орфографический диктант-Screenshot 6. картинка что такое орфографический диктант. картинка Screenshot 6. Аннотация: особенность данной статьи в том, что в ней освещаются особенности проведения словарно-орфографических диктантов, предлагается система работы по повышению орфографической зоркости учащихся, расширению словарного запаса, включение ребенка в учебно-познавательную деятельность в течение всего курса изучения русского языка.При написании диктантов применяю этимологический анализ, который становится незаменимым средством предупреждения и исправления различных орфографических ошибок. Так, при изучении темы «Проверяемые безударные гласные» у учащихся появляются следующие записи с выделенными орфограммами и этимологическими пометками:

что такое орфографический диктант. Screenshot 5. что такое орфографический диктант фото. что такое орфографический диктант-Screenshot 5. картинка что такое орфографический диктант. картинка Screenshot 5. Аннотация: особенность данной статьи в том, что в ней освещаются особенности проведения словарно-орфографических диктантов, предлагается система работы по повышению орфографической зоркости учащихся, расширению словарного запаса, включение ребенка в учебно-познавательную деятельность в течение всего курса изучения русского языка.

Подобные диктанты с этимологическими пометками можно проводить и по темам «Заимствованные слова», «Правописание приставок пре-, при-» и другим. В своей практике использую словарные диктанты, помещенные в учебниках. Как я их провожу?
Поскольку этот вид диктантов служит, главным образом, целям обучения, а не контроля, желательно, особенно на первых порах, давать ученикам возможность подготовиться к ним. Например, пятиклассники в течение двух-трех минут знакомятся с текстом, выясняют сомнительные случаи написания, используя учебник. Это приучает их ориентироваться в материале учебного пособия, самостоятельно работать с книгой. Затем предлагаю задавать вопросы об орфограммах, которые вызывают затруднения. Выслушав объяснение (в целях экономии времени на вопросы детей отвечает учитель), ученик обязан привести пример на это же правило.
На основе словарно-орфографических диктантов можно проводить работы разных видов: упражнения с лексическим заданием (подбор синонимов, антонимов к названным словам); грамматический разбор; составление словосочетаний, предложений с указанными словами, а также связного текста на основе словосочетаний диктанта…
Если класс недостаточно прочно усвоил написание глухих и звонких согласных в корне слова, можно предложить задание: подчеркнуть буквы, обозначающие соответствующие согласные звуки, и рядом записать проверочные слова. Аналогичное задание дается, если ученики допускают ошибки на правописание безударных гласных в корне слова.
Грамматико-орфографические задания могут состоять и в том, что школьники должны сами подыскать примеры на названные учителем правила и составить на их основе связный текст. При этом желательно указывать смысловую тему, количество опорных слов, где их найти (номера упражнений, параграфов, страницы) и размер текста.
С интересом ребята воспринимают задание, которое заключается в подготовке диктантов друг для друга. Выполняя эту работу, соседи по парте учитывают те правила, которые вызвали затруднения в контрольной (или обычной) работе у напарника. Затем они диктуют друг другу тексты и проверяют их.
Велики возможности использования словарно-орфографических диктантов для развития связной речи учащихся. Содержание диктантов, по существу, определяется значением опорных слов. Например, при изучении темы «Имена существительные, образованные от прилагательных» по опорным словам (витрина, серьезный, приятель) можно подготовить такую зарисовку:

Прогулка по весеннему городу
Прохожий шел и любовался весенним небом. У него было отличное настроение и даже вымытая витрина булочной показалась ему необыкновенно красивой. Рядом с ним по тротуару шли школьники. Серьезный человек улыбнулся и подмигнул им, как приятелям. Иногда даже взрослые замечают весну…
Учитель должен быть очень внимательным при составлении словарно- орфографических диктантов, помня о том, что не всегда содержание опорных слов позволяет развернуть связное устное или письменное высказывание.

Методика подготовки связного текста по опорным словам примерно такова: определение темы ( о чем может быть рассказ с данными словосочетаниями); работа над началом будущего высказывания (от этого зависит выбор жанра, направление работы); уточнение задания (инструкция учителя о том, все ли слова необходимо вводить в сочинение, как их можно перегруппировать, какие должны иметь более весомую смысловую нагрузку); устное изложение нескольких вариантов рассказа (в затруднительных случаях первый из них может принадлежать учителю); обсуждение связных текстов, анализ их достоинств и недостатков.

Как видим, диапазон использования словарно-орфографических диктантов на уроках русского языка очень широк, а практика их применения в разных классах, безусловно, подскажет новые интересные виды работ.

Список литературы:
7. Список литературы: А.В.Текучев. Методика русского языка в средней школе. М., 1970, с. 450

Нагорный Юрий Феодосьевич,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ города Москвы «Школа № 1370»
nagorn.yr.61@mail.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

PADEJ.RU Занимательный русский язык

ТОТ, КТО ЗАДАЕТ ВОПРОС, РИСКУЕТ НА ПЯТЬ МИНУТ ПРОСЛЫТЬ ГЛУПЦОМ. ТОТ, КТО НЕ ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ, ОСТАНЕТСЯ ГЛУПЦОМ НА ВСЮ ЖИЗНЬ. ВЕРБЕР.

ТИПЫ ДИКТАНТОВ

В системе тренировочных упражнений по орфографии большое место занимают диктанты.

Это одна из самых эффективных форм работы, что способствует выработке прочных орфографических навыков. Конечно, диктант используют для формирования пунктуационных навыков, а также и для закрепления знаний по фонетике, лексике, грамматике. Ценность диктанта в том, что в процессе его написания ученики привыкают к активной и организованной коллективной работе, ведь за одно и то же время следует выполнить одинаковое задание. Диктант приучает учеников писать с максимальным сосредоточением внимания, развивает память, зрение, слух, вырабатывает умение сознательно пользоваться орфографическими правилами.

В методике и практике обучения существует много различных видов диктантов, количество которых постепенно увеличивается. Разные методисты пользуются неодинаковой классификации диктантов. Удобнее классифицировать диктанты, учитывая следующие три критерия: цель проведения, характер записи навязываемого текста, время объяснения правописания орфограмм в тексте.

По цели проведения диктанты разделяют на контрольные, учебные и контрольно-обучающие. Такое разделение в известной степени условно, поскольку все учебные диктанты помогают выявить знания учащихся, а контрольный диктант способствует укреплению знаний и навыков.

По характеру записи текста диктанты разделяют на — дословные (текстуальные), в которых текст (связный, отдельные предложения, слова) записывают без всяких изменений, и диктанты с изменением текста.

Дословно, или текстуальными, могут быть предупредительные и объяснительные диктанты. К диктантам с изменением текста принадлежат выборочный, свободный и творческий.

По времени объяснения орфограмм выделяют предупредительные, комментируемые и объяснительные диктанты. Объяснение правописания орфограмм может быть до начала записи (предупредительный диктант), в процессе записи (комментированный) и после записи (объяснительный). Хотя во всех случаях после записи текста учителя также проводят проверку, выяснение нарушенных правил, обсуждение неправильно написанных орфограмм.

Особенность предупредительного диктанта в том, что к записи текста ученики повторяют орфографические правила, а затем анализируют все сложные орфограммы и выясняют правописание их. После этого текст записывают и проверяют.

Предупредительный диктант может быть зрительным и слуховым. В первом случае анализируют текст, взятый из «Хрестоматии по литературе» или подан на доске, плакате или спроектирован на экран. После выяснения правописания орфограмм учитель закрывает текст, ученики записывают его под диктовку, а потом сверяют с вновь открытым текстом.

Во время проведения слухового предупредительного диктанта после повторения нужных орфографических правил учитель читает текст и коллективно обсуждается правописание орфограмм, которые закрепляются. Затем текст записывают и проверяют.

Комментированный диктант предполагает объяснение правописания сложных орфограмм в процессе записи текста. Проводить его следует так: учащиеся класса под диктовку записывают текст. И в это время один из учеников по заданию учителя вслух называет слова со сложной для написания орфограммой и выясняет, как нужно писать то или иное слово и на основе которого правила. Этот диктант проводят тогда, когда только начался процесс закрепления изученных орфограмм или когда случаются особенно сложные случаи правописания слов.

Пользоваться комментируемым диктантом надо изредка. На проведение его следует отводить 7-15 минут.

Объяснительный диктант отличается от предупредительного тем, что объяснения правописания орфограмм осуществляется после записи текста. Объяснительный диктант зачастую проводится двумя способами.

Первый способ. После определения цели и задачи работы ученики записывают текст под диктовку учителя. А потом записанный текст проверяется. Ученики читают предложение за предложением, выясняют правописание орфограмм, опираясь на соответствующие орфографические правила. Желательно, чтобы в этом случае учащиеся имели возможность сверить написанное ими с текстом, который спроектирован на экран или заранее записан на доске и открыт на время проверки.

Второй способ. Учитель диктует, один из учеников пишет на доске, а остальные — в тетрадях. После записи каждого предложения ученики исправляют допущенные ошибки, обсуждают правописание соответствующих орфограмм и повторяют правила. Разумеется, при проведении объяснительного диктанта этим способом необходимо обеспечить полную самостоятельность в работе учащихся, а то диктант может превратиться в списывания и не достигнет своей цели.

Выборочный диктант предусматривает выписку из навязываемого текста только отдельных слов, словосочетаний или предложений в целях и задачах урока. Выборочный диктант может быть различной сложности, а именно: с диктанта выписывают отдельные слова и выясняют правописание их; слова не только выписывают, но и относят к определенной правописанию группы, помещают в соответствующую колонку (например, выписывают слова с апострофом в три колонки.

Выборочные диктанты могут быть предупредительные, объяснительные и творческие.

Особенность свободного диктанта в том, что учащимся предоставляется право записывать текст не дословно, а с некоторыми изменениями в подборе слов и построению предложений, сохраняя при этом основное содержание. Текст для такого диктанта принимают сплошной, причем такой, чтобы легко делился на части из двух-трех объединенных содержанием предложений. Сначала учитель читает весь текст, а затем диктует по два-три предложения без повторения, а ученики пишут в свободном изложении. После записи всего текста ученикам дается возможность самостоятельно проверить написанное.

Свободный диктант — это также работа по развитию речи, так как способствует обогащению лексики ученика, вырабатывает самостоятельность в передаче мыслей, составляя переходное звено от диктанта к пересказу. Для укрепления орфографических навыков свободный диктант имеет меньшее значение по сравнению с другими учебными диктантами, потому свободный запись текста создает для учащихся возможность избегать трудных в орфографическом отношении слов, заменять их другими.

Чтобы подчинить свободный диктант выполнению орфографических задач, учитель может потребовать обязательно употреблять слова, которые пишутся по определенному правилу.

Творческий диктант существует в виде нескольких тренировочных упражнений творческого характера, выполняемых в процессе записи текста, предложений, слов. Согласно тому, какое задание ставится перед учащимися, творческий диктант имеет разновидности.

Первая разновидность — расширение предложений за счет введения определений, обстоятельств и т.д. Например, в специально подобранных тексте учитель выпускает определения и без них диктует текст. Текст он читает в замедленном темпе, чтобы ученики успели найти место пропуска определений, подобрать и записать их. Время подают слова для вставок в произведение. Если проводить перевод с установкой на закрепление и проверку правописания типа орфограмм, то следует выбирать текст, максимально насыщенный соответствующими словами, органично обусловлены его содержанием. Конечно, перевод и сочинение как виды орфографических упражнений используют тогда, когда основательно проработаны правила и выработаны необходимые навыки. В этом случае работа по развитию связной речи проконтролирует прочность орфографических навыков и раскроет возможность учащихся пользоваться приобретенными знаниями и навыками в процессе самостоятельного изложения мыслей. Однако переводы и произведения могут осложняться и специальными орфографическими или грамматико-орфографическими задачами: во-первых, учитель ставит перед учащимися задачу видоизменить в пересказе лицо или временную форму глагола, число существительного и т.д., что ведет к изменению орфограмм; во-вторых, необходимо сохранить определенное количество слов с определенными орфограммами. Это касается и произведений, в которые учащиеся по заданию учителя вводят слова, которые пишутся по определенным орфографическим правилам, или изложение материала осуществляют в заданной грамматической форме. Однако злоупотреблять преданиями и произведениями со специальным заданием не следует, так нарушается творческий характер, коммуникативная направленность работы.

Источник

Как написать диктант по русскому языку без ошибок?

Диктант – это испытание на грамотность, которое проходят не только учащиеся школ, но и студенты СУЗов и ВУЗов.

С чего начать, и как хорошо написать диктант по русскому, не допуская ошибок?

Этот вопрос волнует многих, так как написание подобного типа работы, пугает не только школьников, но и студентов.

Преподаватели же убеждены, что, приложив усилия, и следуя определенному своду правил, написание диктанта не будет вызывать затруднений.

Какие существуют основные правила написания диктанта?

что такое орфографический диктант. kak napisat diktant po russkomu yazyku bez oshibok 01. что такое орфографический диктант фото. что такое орфографический диктант-kak napisat diktant po russkomu yazyku bez oshibok 01. картинка что такое орфографический диктант. картинка kak napisat diktant po russkomu yazyku bez oshibok 01. Аннотация: особенность данной статьи в том, что в ней освещаются особенности проведения словарно-орфографических диктантов, предлагается система работы по повышению орфографической зоркости учащихся, расширению словарного запаса, включение ребенка в учебно-познавательную деятельность в течение всего курса изучения русского языка.

Важно слушать!

Когда учитель/преподаватель читает текст в аудитории, важно отложить все дела на потом, не сидеть в телефоне, не разговаривать, а просто внимательно слушать. Слушая текста вам необходимо выделить главные части, отметить в уме знаки препинания. Это поможет вам сразу же настроиться на работу и избежать ошибок правописания.

Сосредоточься!

Не нужно смотреть соседу в тетрадь, ведь ты наверняка не уверен, что он пишет правильно, воспользоваться интернетом ты не сможешь, да и рыться в куче правил не хватит времени, просто пиши, не заостряя много внимания на возможных ошибках, вернуться к проверке написанного ты сможешь потом, так как на это отводиться достаточно времени.

Сделай проверку

Когда диктант подошел к концу, важно взять паузу и не торопясь проверить написанный материал. Сразу проверяй орфографию и только потом переходи к пунктуации, мысленно читай предложение и расставляй знаки препинания, при написании диктанта лучше при себе иметь простой карандаш, чтобы делать пометки в тех местах, где ты был не уверен, при повторной проверке, если ты поймешь, что знак должен быть в другом месте, ошибку легко убрать ластиком. Не нервничай и не торопись сдать диктант первым, от этого текст не станет лучше, а лишнее время поможет отстраниться от текста и взглянуть на него свежим, «не замыленным» взглядом. И самые простые ошибки сразу бросятся в глаза, а ты их исправишь.

Грамотность письма

Русский язык дети начинают изучать с малых лет. Родители, чтобы подготовить свое чадо перед школой, усиленно занимаются в домашних условиях или идут в центы развития. Но у большинства, первые азы грамотности дети получают все же именно в школе. Самыми важными для ребенка являются знания, полученные с 1 по 5 класс, так как именно в это время закладывается и формируется навык написания. Успех грамматики заключен в понимании, сложные правила плохо запоминаются ребенку, поэтому такие правила следует не «зазубривать», а пояснить ребенку, чтобы в будущем не возникло вопросов, которые будут нарастать и накроют его «лавиной» непонимания.

Занимаясь с ребенком каждый день, можно пойти дальше школьной программы и это не плохо, а очень хорошо, так как при обсуждении очередного правила/задания в аудитории ему будет гораздо проще усвоить информацию. Учить правила нужно в непринуждённой обстановке, можно в формате игр, все зависит от вашего желания и правильно подобранного материала для занятий.

Не стоит заставлять или перегружать информацией ребенка, кроме негатива это ничего не принесёт. Всё должно быть в меру.

что такое орфографический диктант. kak napisat diktant po russkomu yazyku bez oshibok 02. что такое орфографический диктант фото. что такое орфографический диктант-kak napisat diktant po russkomu yazyku bez oshibok 02. картинка что такое орфографический диктант. картинка kak napisat diktant po russkomu yazyku bez oshibok 02. Аннотация: особенность данной статьи в том, что в ней освещаются особенности проведения словарно-орфографических диктантов, предлагается система работы по повышению орфографической зоркости учащихся, расширению словарного запаса, включение ребенка в учебно-познавательную деятельность в течение всего курса изучения русского языка.

Подготовка к диктанту:

Чтобы быть грамотным человеком, необходимо усердно изучать русский язык:

Читать

Чтение позволяет развить зрительную память, речь и запоминать большее количество слов.

Писать диктанты следует не только в школе/ВУЗе

Важно тренироваться, ведь только тренировка из раза в раз улучшит ваши результаты и позволит избегать ранее допущенных ошибок. Можно попросить продиктовать текст своих родителей, друга, или использовать специально записанные аудио диктанты, и тексты, который есть на онлайн-ресурсах, или воспользоваться помощью специалистов, которые в онлайн-режиме помогут вам написать диктант по русскому языку прямо в аудитории.

Проверять себя

После написания диктанта, проверь себя, в учебных пособиях даны ответы, поэтому важно после написания сделать проверку, и обратить внимание на допущенные ошибки, вернувшись к повторному изучению правил.

Повторять правила

Не пренебрегайте этим. Накануне перед экзаменом повторите правила и отправляйтесь с позитивными мыслями писать диктант. Повторять нужно не все, а только то, что вы прошли в учебную четверть, и именно то, что будет иметь отношение к вашему диктанту, дабы не устраивать в голове полную «кашу».

Тренировать зрительную память

В этом вам поможет художественная литература. Говори в слух сложные слова с которыми возникают проблемы в написании. Сейчас в книжном множество различных учебных пособий, можно купить сборник самых популярных диктантов и тренироваться. Так определенно можно повысить свою грамотность.

Мотивировать себя

За успехи и выполнение дополнительных заданий дома важно ребенка поощрять. Таким образом возникает интерес, и он с еще большими усилиями будет заниматься, чтобы проявить себя и показать свою грамотность. Важно объяснить, что уметь писать правильно важно не только вам или учителю, но и всем людям, и, если он тоже хочет взрослеть, этот навык ему обязательно понадобится. Покажите на своем примере, как хорошо вы умеете грамотно писать на русском языке.

что такое орфографический диктант. kak napisat diktant po russkomu yazyku bez oshibok 03. что такое орфографический диктант фото. что такое орфографический диктант-kak napisat diktant po russkomu yazyku bez oshibok 03. картинка что такое орфографический диктант. картинка kak napisat diktant po russkomu yazyku bez oshibok 03. Аннотация: особенность данной статьи в том, что в ней освещаются особенности проведения словарно-орфографических диктантов, предлагается система работы по повышению орфографической зоркости учащихся, расширению словарного запаса, включение ребенка в учебно-познавательную деятельность в течение всего курса изучения русского языка.

Что делать, если пришел на диктант неподготовленный?

Как гласит пословица «упорство и труд все перетрут», главное не опускать руки из-за мелких неудач и постоянно заниматься, совершенствуя свои знания. Тренируйтесь, используйте онлайн-ресурсы, интересные учебные пособия, мотивируйтесь, проявляйте больший интерес к дополнительным учебным материалам и повышайте качество и уровень своих знаний, что определенно будет радовать не только вас, но и ваших родителей, ведь знания — залог успешного будущего.

Ведь можно не мучиться, а сэкономить время и нервы!

Источник

Методический материал «Виды диктантов и методика их проведения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Виды диктантов и методика их проведения.

МБОУ ордена «Знак Почета» гимназия №5 им. Луначарского А.В. г. Владикавказ

Республика Северная Осетия – Алания, г. Владикавказ

Диктант – это такой вид письменной работы, при котором учитель диктует текст. А учащиеся записывают на основе сложившегося ранее навыка письма. Учитель диктует текст в соответствии с произносительными нормами русского языка.

Весь текст прочитывается выразительно, медленно. Учащиеся слушают его, уясняя содержание. Затем текст читается по отдельным предложениям. Учащиеся приступают к записи предложения после того, как оно прочитано учителем до конца. Желательно, чтобы ученики запомнили предложение и «про себя» повторили его до записи: это предупреждает переспрашивание. Учитель при диктовке текста должен выдержать равномерный тем, чтобы не было отстающих в письме. Важно читать текст достаточно громко, внятно. Чтение должно быть подсказывающим или, наоборот, «подлавливающим» учеников. Если в диктанте встречаются слова на ещё не изученные правила, то эти слова следует произносить чётко или выписать на доске.

После записи всего текста учащимся учитель прочитывает его целиком. Учащиеся следят по тетрадям, проверяя написанное. На проверку отводится 5 – 7 минут урока.

Такова методика проведения контрольного диктанта.

Остальные виды диктантов представляют с собой методический прием обучения правописанию. Все они носят обучающий характер и применяются в сочетании с другими видами письменных работ.

Выборочные диктанты ставят целью отработать правописание слов на изучаемые в данный момент орфографические правила. Этот вид диктанта ценен тем, что при его проведении можно за короткое время повторить и закрепить большой по объему материал. При выборочном диктанте учащиеся выписывают из читаемого текста слова с определенной орфограммой. Образец записи оформляется на доске. Затем учащиеся самостоятельно выполняют работу. Диктант может быть осложнен дополнительным заданием, например: подчеркнуть гласные, проверяемые и непроверяемые ударением; выделить окончания имён прилагательных и т. д. Выборочный диктант позволяет выявить у учащихся осознанное усвоение изучаемого правила правописания.

Зрительные диктанты отличаются тем, что текст, предназначенный для записи, прочитывается самими учащимися. Учитель записывает его на доске. Ученики внимательно вчитываются в текст, всматриваются в орфограммы, распознают слова на изучаемое правило. Можно эти правила повторить при зрительной подготовке к записи текста. Текст закрывается. Затем учитель диктует. После записи учащиеся сами проверяют написанное. Зрительные диктанты особенно полезны при обучении правописанию слов, не регулируемых правилами (непроверяемых написаний, гласных после шипящих, двойных согласных и др.)

Письмо по памяти проводится с целью закрепления навыка правописания слов с различными орфограммами, но преимущественно с теми, запоминание которых основано на зрительном восприятии. Как орфографическое упражнение, оно ценно тем, что требует от учащихся тщательной подготовки. Они заучивают наизусть текст в несколько строк, объясняют все орфограммы, знают препинания, запоминают слова на ещё не изученные правила (если они есть в тексте). Заранее подготовленный текст самостоятельно записывается учащимися. После записи проводится проверка: дети сличают текст с написанным на доске. Такой вид диктанта развивает орфографическую зоркость, умение видеть «опасные места»

Предупредительные диктанты применяются с целью закрепления полученных орфографических навыков. Методика его проведения состоит в том, что учитель читает текст по предложениям. Вызванный ученик повторяет предложение и объясняет, как надо писать слова. Слова и части слов, написание которых объяснялось, подчёркиваются. Ценность предупредительного диктанта состоит в том, что в этом орфографическом упражнении чередуются анализ и синтез. Ошибки предупреждаются до записи текста. Этот вид диктанта лучше всего использовать на начальном этапе изучения правила.

Объяснительные диктанты в большей степени способствуют развитию самостоятельности учащихся в усвоении программного материала. Объяснительный диктант проводится тогда, когда ученики достаточно хорошо усвоили правила правописания и могут самостоятельно применять их в практике письма.

Методика проведения данного вида диктанта заключается в том, что текст пишется без предварительного объяснения и разбора орфограмм. Объяснение написания проводится после записи. Учитель диктует предложение, учащиеся повторяют его и записывают в тетрадь. Затем кратко объясняют написанное.

Однако объяснительный диктант можно проводить и с элементами предупреждения ошибок. По усмотрению учителя, для предупреждения ошибок может быть взята часть текста, а остальные предложения записываются с последующим обсуждением. В заключение этой работы проверяется написанное. Это может быть проверка всего текста или же отдельных слов, включающих основные изучаемые орфограммы.

Проводить этот вид работы с грамматическим и орфографическим заданиями.

Творческие диктанты тоже обучающие, но с существенным отличием в том, что ученики, опираясь на данные слова или словосочетания, самостоятельно создают текст. Творческий диктант способствует развитию самостоятельности учащихся, их речи и мышления и служит средством повторения и закрепления изученного материала. Методика разнообразна и может включать элементы зрительного и слухового диктантов. Материал должен постепенно усложняться. Сначала диктанты этого вида представляют собой слова для составления отдельных предложений или начало предложения, которое нужно закончить. Затем учащимся могут быть предложены опорные слова, с которыми нужно составить предложения, объединив их общим сюжетом. Первые предложения, составленные учащимися, обязательно подвергаются коллективному разбору. Предложения оцениваются с точки зрения их смысла, правильности их построения и наличия в них слов с изучаемой орфограммой. Дети выбирают лучшие варианты предложений, обосновывают свой выбор. Примерно в такой же последовательности идёт работа с творческими диктантами по опорным словам.

Свободные диктанты отличаются от других видов диктантов тем, что дети запоминают не одно, а несколько предложений, связанных по смыслу.

В этом виде диктанта дети свободно выбирают слова и сочетания слов при сохранении общего смысла предложений. Дети должны обязательно употреблять

определённые слова на изучаемые правила. Текст диктанта должен быть прост, с легко запоминающимся сюжетом, понятен и интересен учащимся.

Методика такова: сначала учитель читает весь текст для общего восприятия содержания. Затем читает его по логически законченным частям с выяснением главной мысли отрывка. Далее следует пересказ текста, после чего учитель снова читает текст по логически законченным частям, учащиеся записывают его, как запомнили (по 3-5 предложений). Добиваемся не дословной передачи содержания текста учащимися, а их умения понять главную мысль прочитанного и записать текст, не пропуская наиболее существенного.

Затем проводится проверка написанного. Надо обращать внимание на орфографическую грамотность, на точное употребление слов и правильное построение предложений.

Ценность этого вида диктанта в том, что он способствует совершенствованию навыков грамотного письма и правильному употреблению грамматических форм, а так же развитию письменной речи.

Тексты контрольных диктантов даны с указанием количества слов, соответствующего действующим нормам.

1. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М., Флинта, Наука, 1998

2. Семенова Е.Е. “Занимательная грамматика. М., Омега, 1995.

3. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. – М.,1997

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *