что такое опс школа
Узнаем, что такое ОПС на «Почте России»
Предприятие «Почта России» растет и модернизируется огромными темпами. В одной только Москве насчитывается свыше пятисот отделений почтовой связи. Сложно встретить человека, который ни разу не посещал бы это место и не пользовался его услугами. Однако у клиентов «Почты России» существует масса вопросов, на которые не всегда удается найти ответы.
Что такое ОПС на «Почте России»?
Наверняка вам доводилось слышать аббревиатуру ОПС, если вы становились свидетелем обсуждений рабочих моментов между сотрудниками. Так что такое ОПС на «Почте России»?
Все очень просто. Аббревиатура ОПС расшифровывается как «Отделение почтовой связи». Используется она в основном сотрудниками, так как для составления отчетов и заполнения документации проговаривать полную фразу неудобно.
Классность ОПС
ОПС подразделяются на классы. Какой класс у конкретного отделения зависит от количества населения, которое оно обслуживает, и от размеров зоны обслуживания. Всего существует 5 классов ОПС на «Почте России»:
ОПС 1 класса
От класса ОПС зависят оклад сотрудников, которые в нем работают, численность штата и, как вы уже поняли, часы работы. Самая напряженная работа идет, безусловно, в отделениях 1 класса. Стоит оговориться, что такое ОПС на «Почте России» есть в каждом крупном городе. Важно знать, какое ОПС в вашем городе является круглосуточным, т. к. всегда может возникнуть необходимость срочно отправить письмо по работе или же отчет, например, в налоговую. В Москве отделением связи 1 класса является ОПС 101000, расположенное на станции метро «Чистые пруды». На карте отмечено местоположение данного ОПС.
В заключение
Теперь вы знаете, что такое ОПС на «Почте России». Практической пользы данное знание вам, скорее всего, не принесет, однако в целях самообразования, надеемся, данная информация была вам интересна.
Что такое опс школа
Системы пожарной сигнализации в школах и иных образовательных организациях
Пожарная сигнализация – важнейший элемент пожарной безопасности школ и иных образовательных организаций. Вместе с тем в результате проверок учреждений образования выявлено, что не все учреждения имеют полный комплект документации, необходимый для организации эксплуатации, технического обслуживания и ремонта автоматических систем пожарной сигнализации (далее – АСПС). Более того, в отдельных образовательных организациях отсутствует в полном объеме документация АСПС на вновь введенные объекты или на объекты, на которых проведен капитальный ремонт. Это приводит к некачественному техническому обслуживанию и, как следствие, преждевременному выводу из эксплуатации систем пожарной сигнализации. А неисправность пожарной сигнализации в случае пожара может привести к человечески жертвам, увеличению числа пострадавших и крупным материальным потерям.
Для решения этих проблем разработаны рекомендации по эксплуатации автоматических систем пожарной сигнализации и примерный перечень документации автоматических систем пожарной сигнализации в образовательном учреждении для организации надлежащей эксплуатации и технического обслуживания АСПС. Также напоминаем нашим читателям, что с 1 мая 2018 года введен в действие ГОСТ Р 57974-2017 «Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования»[1]. Реализация положений стандарта направлена на обеспечение выполнения требований Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме». Стандарт устанавливает требования к организации проведения проверок работоспособности вводимых в эксплуатацию и эксплуатируемых в зданиях и сооружениях систем, установок противопожарной защиты и их элементов.[2]
Рекомендации по эксплуатации автоматических систем пожарной сигнализации в школах и иных образовательных организациях
Пожарная сигнализация – совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или) выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и включение исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты.
Состав средств пожарной сигнализации следующий:
— приборы приемно-контрольные пожарные;
— приборы управления пожарные;
— технические средства оповещения и управления эвакуацией пожарные;
— системы передачи извещений о пожаре;
— другие приборы и оборудование для построения систем пожарной автоматики.
В соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации[3] (далее – Правила противопожарного режима), на руководителя возложена обязанность по обеспечению исправного состояния систем и средств противопожарной защиты объекта, в т.ч. средств пожарной сигнализации.
Руководитель образовательной организации обязан обеспечить в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией).
Проводить техническое обслуживание (далее – ТО) автоматических систем пожарных сигнализаций, как и их монтаж, в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2011 N 1225 может только организация, имеющая соответствующую лицензию. Руководителю необходимо знать, что должна делать обслуживающая организация и за что он платит ей деньги.
Проведение ТО АСПС оформляется в виде годового плана-графика, прилагаемого к договору между организацией, эксплуатирующей АПС, и обслуживающей организацией. Годовой план-график регламентных работ по техническому обслуживанию пожарной сигнализации отражает объем работ, который должна выполнять обслуживающая организация, и включает в себя:
— перечень регламентных работ, которые должны выполняться каждый месяц;
— состав каждого вида регламентных работ (технологические карты с операциями).
Периодичность проведения регламентных работ по ТО АСПС определена в Методических рекомендациях «Автоматические системы пожаротушения и пожарной сигнализации. Правила приемки и контроля», утвержденных начальником Всероссийского научно-исследовательского института противопожарной обороны Министерства внутренних дел Российской Федерации 31 декабря 1998 года. В Методических рекомендациях не описаны технологические карты для проведения каждого вида регламентных работ, поскольку они зависят от специфики оборудования заводов-производителей. Найти информацию для составления технологических карт можно в эксплуатационной документации заводов-производителей (паспортах, руководствах по эксплуатации). Однако нужно понимать различие между техническим обслуживанием отдельных устройств и их обслуживанием в составе системы пожарной сигнализации. Нельзя пренебрегать взаимосвязью устройств в АСПС или связями этой системы с другими противопожарными системами. В противном случае тестовая проверка дымовых пожарных извещателей может, например, закончиться автоматическим запуском системы оповещения или пожаротушения. Таким образом, технологические карты для проведения регламентных работ технического обслуживания пожарной сигнализации должны индивидуально разрабатываться для каждого объекта. Квалифицированно выполнить эту работу может проектная или обслуживающая организация на основе проектной (или исполнительной) документации на АСПС и документации заводов-производителей элементов АСПС.
При организации технического обслуживания системы пожарной сигнализации не следует пренебрегать документированием. Основным документом, который требует регулярного заполнения, является журнал регистрации работ по техническому обслуживанию автоматических пожарных сигнализаций. Он заполняется обслуживающей организацией, визируется представителем объекта и хранится на объекте. Современные системы пожарной сигнализации поддерживают электронный журнал событий, в котором могут быть зафиксированы процедуры технического обслуживания.
Профилактическая работа специалистами, обслуживающими АПС, должна вестись по следующим направлениям:
— периодически осматривать систему, чтобы вовремя заметить неисправности;
— проверять правильность работы программного обеспечения;
— корректировать настройки видеокамер, датчиков и пр.;
— чистить системные блоки, узлы, устройства;
— проверять и ремонтировать разъемы и соединения;
— проводить обучение работников правильной работе с оборудованием;
— анализировать состояние системы, знакомить руководителя учреждения с этой информацией.
Документы, необходимые при эксплуатации пожарной сигнализации в образовательном учреждении
В соответствии с требованиями Правил противопожарного режима на объекте должна храниться следующая документация на установки и системы противопожарной защиты объекта:
1) исполнительная документация на системы противопожарной защиты;
2) инструкция по эксплуатации автоматической пожарной сигнализации;
3) перечень регламентных работ по техническому обслуживанию;
4) график проведения технического обслуживания;
5) журнал учета работ по проведению технического обслуживания;
6) журнал учета неисправностей;
7) протокол проведения комплексных испытаний;
8) договор с обслуживающей организацией на проведение работ по ТО;
9) должностные инструкции лица, ответственного за эксплуатацию систем пожарной сигнализации.
Примерный состав исполнительной документации на системы противопожарной защиты:
1) исполнительные схемы;
2) акты освидетельствования скрытых работ;
3) акты испытаний, ведомости и протоколы:
— акты входного контроля;
— акт передачи оборудования, изделий и материалов в монтаж;
— акт обследования зданий;
— акт готовности зданий и сооружений к производству монтажных работ;
— протокол замера сопротивления изоляции электрической проводки;
— акт об окончании монтажных работ;
— ведомость смонтированных приемно-контрольных приборов (сигнально-пусковых устройств) и извещателей;
— акт испытания защитных трубопроводов с разделительными уплотнениями на герметичность (составляется при монтаже технических средств сигнализации во взрывоопасных зонах);
— акт об окончании пусконаладочных работ;
— акт проведения комплексных испытаний автоматической установки пожарной сигнализации;
— акт приемки технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в эксплуатацию после комплексного опробования;
— акт приемки технических средств системы пожарной сигнализации в эксплуатацию;
4) сертификаты и паспорта качества на применяемые материалы и оборудование, санитарно-эпидемиологические заключения, сертификаты пожарной безопасности. Техническая документация предприятий изготовителей, инструкции по эксплуатации оборудования;
5) комплект рабочих чертежей на системы пожарной сигнализации и оповещения.
Проведение контроля за работоспособностью систем пожарной сигнализации в образовательной организации
Является ли монтаж и техническое обслуживание системы пожарной сигнализации организацией, имеющей соответствующую лицензию, гарантией того, что при возникновении чрезвычайной ситуации (в данном случае очага возгорания) эта система сработает вовремя и позволит уберечь здоровье работников и материальные ресурсы учреждения? Утвердительно ответить на этот вопрос можно только тогда, когда аппаратура находится в исправном состоянии. Необходимо вести постоянный контроль за ее работоспособностью. При этом важно не путать эту процедуру с техническим обслуживанием данного оборудования.
В соответствии с пунктом 61 Правил противопожарного режима руководитель обязан организовывать не реже одного раза в квартал проведение проверки работоспособности АПС объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
Форма Акта проверки работоспособности (проведения работ по техническому обслуживанию) средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений приведена в приложении N 19 к приказу МЧС России «Об утверждении форм документов, используемых МЧС России в процессе лицензирования в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 28.05.2012 N 292. В акте указывается адрес проверяемого объекта, тип установленной системы, перечень проведенных работ, сроки проверки и итоговое заключение о состоянии оборудования. Документ в обязательном порядке подписывается должностными лицами и заверяется печатью.
В процедуре составления акта по итогам проверки работоспособности системы пожарной сигнализации в обязательном порядке принимает участие представитель образовательной организации, на которого возлагается ответственность за реализацию мер по противопожарной безопасности объекта.
Руководитель обязан издать приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность. Ответственный за пожарную безопасность, указанный в приказе, должен пройти курс обучения по специальной программе пожарно-технического минимума и получить соответствующее удостоверение.
В проверке также должен участвовать представитель компании-подрядчика, с которой заключен договор на обслуживание установленных на объекте систем сигнализаций. В качестве такого подрядчика может быть выбрано юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющий необходимую лицензию на выполнение такого рода работ. Это требование является приоритетным, так как подрядчик, у которого нет соответствующей лицензии, не имеет права проводить данные проверки.
Кроме того, возможны проверки предприятия представителями Государственной противопожарной службы МЧС России. Они обязательно проверяют наличие договора с организацией-подрядчиком, имеющей соответствующую лицензию на техническое обслуживание АПС.
Примерный перечень документации образовательной организации,
эксплуатирующего автоматические системы пожарной сигнализации
Рабочая программа по ОПС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждено
МО учителей технологии, ОБЖ Зам.директора по УВР Директор школы ___________/Никитина Е.А./ ___________/Арушанян Е.В./ __________/Рукавишникова Е.А./
Протокол № Протокол № Приказ №
« » 2014 г « » 2014 г « » 2014 г
МОУ Тереньгульская средняя общеобразовательная школа
«Тереньгульский район» Ульяновской области
Рабочая программа учебного курса
«Основы профессионального самоопределения учащихся»
для параллели 9 классов
Выполнила: Дмитриева Л.В.
учитель высшей категории
Рабочая программа по основам профессионального самоопределения для 9 класса предназначена для базового уровня и разработана на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального компонента ГОС (приказ МО РФ от 09.03.04г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»)
Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования, утвержденного распоряжение Министерства образования Ульяновской области № 929-р от 15 марта 2012;
Нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.12.2008 N 72 (зарегистрированы в Минюсте России 28.01.2009, регистрационный номер 13189).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения физики, которые определены стандартом для базового уровня.
Согласно учебному плану на изучение ОПС в 9 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).
Обучение ОПС в 9 классе ведётся по следующим учебным книгам:
2. В.Д. Симоненко Технология 9, Москва, «Вентана-Граф» 2008 г
Курс «Профессиональное самоопределение школьников» является составным компонентом предпрофильной подготовки выпускников основной школы.
Актуальность данного предмета в том, что он предназначен для успешного вхождения старшего школьника в новый неизвестный для него мир профессии и продвижения в нём к желаемой цели. Программа предоставляет учащемуся ориентиры, отражающие количественную и качественную потребность общества в кадрах, а также конкретные виды труда, профессии и возможности подготовки к ним.
Срок реализации рабочей программы – 1год.
Учащиеся должны знать:
уровень развития своих профессионально важных качеств;
сферы трудовой деятельности;
правила выбора профессии, карьеры;
значение правильного самоопределения для личности и общества;
возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств;
требования современного общества к профессиональной компетентности человека;
рынок профессионального труда и образовательных услуг;
возможности получения образования по избранному
профилю и в перспективе, о психологических основах принятия решения в целом о выборе профессии.
Учащиеся должны уметь:
осуществлять самоанализ развития своей личности;
проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями;
находить выход из проблемной ситуации, связанной с вы-
объективно оценивать свои индивидуальные возможности
в соответствии с избираемой деятельностью;
ставить цели и планировать действия для их достижения;
выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие
приобрести соответствующий практический опыт.
Общая характеристика курса.
Данный курс даёт школьникам представление об общих основах выбора профессии (информационных, психологических, практических). Их знание помогает учащимся увидеть взаимосвязь личности и профессии, представить социально-психологический портрет современного профессионала.
Курс содержит практико-ориентированные творческие задания, тесты, анкеты, способствующие выработке собственной позиции в ситуациях социального, профессионального и учебного самоопределения.
В содержательном плане курс построен по принципу «от общего к частному», что находит подтверждение в тематическом
На первых занятиях раскрываются особенности современного
общества, его экономическое состояние, особенности современного рынка труда и образовательных услуг, различные пути приобретения профессии, уровни и виды образования, анализ профессий и их классификация.
Следующие занятия посвящены внутреннему миру человека,
интеллектуальным способностям и их взаимосвязи в профессиональном труде.
цель изучения курса в данном классе: оказать учащимся 9 класса общеобразовательных учреждений помощь в подготовке к адекватному профессиональному самоопределению в соответствии со своими интересами и склонностями, профессиональными способностями и возможностями и с учетом потребностей рынка труда в кадрах.
В ходе проведения занятий данного курса решаются следующие задачи:
обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;
сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности и человеку;
сформировать у школьников представления о требованиях изменяющегося общества к выпускникам школы, учреждений начального, среднего и высшего, профессионального образования, к будущим профессионалам;
способствовать развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;
обеспечить способами и приёмами принятия адекватных
решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута;
способствовать приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения;
способствовать развитию представлений о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
воспитывать уважение к рабочему человеку.
Формы и методы организации занятий.
Методы организации занятий преимущественно практико-ориентированные, проблемно-поисковые. Поскольку проблематика вопросов, затрагивающих основания для принятия решений о жизненном, социальном, гражданском, образовательном и профессиональном выборе, очень сильно отличается от привычной учащемуся проблематики учебных предметов, работа с ней создает благоприятное поле для реализации эвристического, вероятностного характера учебного процесса.
В ходе реализации курса создаются эвристические ситуации. Предполагается использование игровых упражнений и диагностических процедур.
— урок изучение нового материала;
— урок совершенствования знаний, умений и навыков;
-урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
-урок контроля умений и навыков.
урок – беседа, урок-практикум, лабораторно-практическое занятие, урок – экскурсия, урок – игра, выполнение учебного проекта
3. Место предмета в учебном плане.
Согласно региональному базисному учебному плану и учебным планам для общеобразовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования (Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 27.06.2011 г.№2207-р) на изучение курса «основы профессионального определения» в 9 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
Отрасли общественного производства. Профессии, специальности, должности. (2 ч.)
Производство средств производства. Роль тяжёлой промышленности и сельского хозяйства. Структура тяжёлой промышленности. Энергетический комплекс. Перерабатывающие отрасли промышленности.
Металлургия и машиностроение. Приборостроение. Химическое и биологическое производство. Строительство. Сельское хозяйство. Лёгкая промышленность, полиграфия, транспорт. Сфера услуг. Торговля. Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание. Системы передачи информации: телефонная связь, радиосвязь, телевидение; просвещение, культура. Медицинское обслуживание.
Классификация профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям и условиям труда. Формула профессии. Профессиограмма и психограмма. Проектирование профессионального плана и его коррекция с учётом рынка труда. Занятость и самозанятость. Профессиограммы наиболее распространённых профессий.
Система профессионольно-технического образования. Подготовка
рабочих на производстве. Средние специальные учебные заведения, их
типы, условия приёма и обучения. Типы высших учебных заведений.
Источники получения информации о профессиях, учебных заведениях и вакансиях. Возможности компьютерных сетей для получения информации о профессиях и учебных заведениях.
Сущность концепции «я». Самооценка и её роль в профессиональном самоопределении личности. Методика определения уровня самооценки.
Практическая работа: Тест: «Определение уровня самооценки». Секреты выбора профессии. Многообразие мира профессий. (2ч)
Источники получения информации о профессиях, учебных заведениях и вакансиях. Возможности компьютерных сетей для получения информации о профессиях и учебных заведениях. Интересы и склонности в профессиональном становлении (2ч).
Сущность понятий «профессиональный интерес» и «склонности». Понятие о задатках и способностях личности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей.
Практические (проектные работы):
Выявление и оценка профессиональных интересов
Возможности личности в профессиональной деятельности (1) Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении (2ч).
Сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации», условия их формирования. Классификация мотивов деятельности. Понятия «карьера» и «карьеризм». Критерии профессиональной компетенции. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентации в профессиональном самоопределении и служебной карьере.
Практические (проектные) работы: Выявление ведущих мотивов деятельности (методика ДВМ).
Способности, условия их проявления и развития. (2 ч).
Понятие о задатках и способностях личности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей.
Практические (проектные) работы: Выявление и оценка математических способностей, уровня интеллектуального развития. Методики «Числовые ряды», «Быстрый счёт», тесты Айзенка.
Анализ профессий (2ч) Профессиограмма наиболее распространённых профессий.
Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении (3ч).
Восприятие, внимание, память, мышление.
Практические работы: Выявление и оценка уровня кратковременной наглядно-образной памяти (методика КНОП), пространственных представлений (методика «Кубика Коса»), внимания (тест Бурдона, «Красно-чёрная таблица»), мышления
Природные свойства нервной системы (3 ч).
Темперамент, черты характера. Особенности проявления основных типов темперамента в учебной и профессиональной деятельности. Практические работы: Выявление типа темперамента (тест Русалова).
Сущность профессионального самоопределения (2ч).
Цель и смысл жизни. Этапы профессионального самоопределения. Пути освоения профессии. Формула выбора профессии. Социально-психологический портрет современного профессионала.
Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Мобильность. Психология принятия решений. Профессиональные и жизненные планы. Здоровье и выбор профессии (2ч).
Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Социальный, профессиональный и семейный статус. Профессиональная деятельность и карьера. Профессиональная пригодность. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии, карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека. Реакции на различные раздражители (звуковой, тепловой, световой). Координация движений, динамический и статический тремор рук и профессиональная деятельность.
Глазомер и его роль в профессиональной деятельности.
Практические (проектные) работы: Определение профессиональных предпочтений
Профессиональная проба (2 ч.).
Профессиональная проба. Роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении. Профессиональная готовность. Самоконтроль. Практические работы: определение профессиональной пригодности
Пути получения профессии (1ч)
Творческий проект (4 ч).
Сущность процесса проектирования на примере изучения курса «Основы профессионального самоопределения». Виды и назначение проектов. Структура и содержание проекта. Критерии оценки проекта.
Практические (проектные) работы:
1.Выявление потребности объекта проектирования.
2. Составление схемы проекта.
3. Составление технологической карты.
4. Практическая работа по теме проекта.
5. Оформление пояснительной записки проекта.
6. Подготовка презентации проекта.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Программы образовательных учреждений. Технология 5-11кл./ Под ред., Хотунцева Ю. Л. Симоненко В. Д. М.: Просвещение, 2010.
2. Методических рекомендаций по внедрению стандарта общего образования по «Технологии» Ульяновск ИПКПРО.
3.Программы общеобразовательных учреждений. Твоя профессиональная карьера. 8-9 классы. Под ред. Чистяковой. М, 2008 г.
4. В.Д.Симоненко Технология : 9 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, М: «Вентана-Граф»,2010г.
Учебный комплект для учащихся:
1.М.А. Большакова Профессиональное самоопределение, Ульяновск 2005
2.В.Д.Симоненко Технология : 9 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, М: «Вентана-Граф»,2010г.
1.Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-9 классов
общеобразовательных учреждений / Под ред. Чистяковой С.Н.- М.: Просвещение, 2007. – 159 с.
2.Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера», под
ред. Чистяковой С.Н., Шалавиной Т.И.-М.2007г.
Климов Е. А. Психология профессии. Самоопределения. Ростов-на-Дону, 2001 г.
4. Игры в профессиональной ориентации. /Под ред. Большаковой М.А. Ульяновск, 1991.
5. Кузнецова И. В., Филина С.В. Эффективное поведение на ранке труда. Ярославль, 2001.
6. Климов Е.А. Путь в профессию. Лениздат, 1994.
7. Климов Е.А. Как выбирать профессию. Книга для учащихся. М., 1994.
8. Медицинские рекомендации при выборе профессий и специальностей для подростков с некоторыми хроническими заболеваниями. Методические рекомендации. Горький, 1988.
9. Методика индивидуальной консультации. М., 1992.
10. Мир профессий. Сборник, М., 1997.
11. Образование в России и за рубежом. Справочник, М., 2002/2003.
12. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. НПО «МОДЭК» Москва-Воронеж, 2002.
13. Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии. М., 2002.
14. Рогов Е. Н. Настольная книга практического психолога. М., 2001.
15. Самопознание и выбор профессии. Авторский коллектив: И. А. Волошина, А. Л. Мережаный, Н. И. Никольская. М., 2001.
16. Симоненко В. Д., Ретивых М. В., Макарченко Т. А., Волохова Е.Д. Социально-профессиональное самоопределение учащихся школ-интернатов. Книга для учителей и воспитателей. Брянск,: Издательство Брянского государственного педагогического университета, 1995.
17. Хари Янес. Здоровье и выбор профессии. Таллинн: Валгус, 1988.
18. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: Владос-пресс, 2001.
19. Чернявская А. П. Развитие уровня готовности личности к выбору профессии. Киев, 2000.
20. Чистякова С.Н. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера», М.: Просвещение, 1997.
21. Симоненко В.Д. Технология. Учебник для учащихся 10-го класса общеобразовательной школы, 2008.
22. Чистякова С.Н. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-11-х классов общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2000.
23. Колпакова Л.С. Содержание и технологии предпрофильной подготовки и профильного обучения. Часть 7. Ульяновск, 2005.
24. Большакова М.А. Профессиональное самоопределение. Ульяновск, 2004.
25. Н. Преображенская. Потенциал вашей личности. Екатеринбург, 2003.
26. Приложение к научно-практическому вестнику «Энергия». Сборник тестов по отбору кандидатов при найме на работу (методика США