что такое оппозиционные звуки

Статья «Дифференциация оппозиционных фонем»

Совместная работа учителя и логопеда должна быть четко определена. Прежде всего, они вместе обследуют речь, чтение, письмо учащихся, выявляя уровень их фонематического развития. Они налаживают взаимопосещение занятий с целью выявления слабых сторон учащихся и осуществления преемственности в работе. Оба педагога регулярно обмениваются мнениями, обсуждая продвижение каждого ученика, как на логопедических занятиях, так и на уроках русского языка. Учитель проводит логопедические минутки, способствующие формированию фонематического восприятия.

Опираясь на имеющуюся методическую и логопедическую литературу, а также основываясь на собственном опыте, я постараюсь показать методику логопедических занятий по теме «Дифференциация звонких и глухих согласных во II классе».

Цель этих занятий: скорригировать недостатки фонематического слуха, звукового анализа и синтеза; отработать правильность произносительных навыков опози- ционных фонем в близком соседстве и в различном сочетании с другими звуками (в слогах и словах), формировать навык дифференциации звонких и глухих согласных на письме.

Логопедические занятия с группой детей, имеющих более сложные дефекты фоне­матического восприятия, желательно начинать за полтора-два месяца до изучения указанной темы в классе. Естественно, что логопеду придется объяснять новый для школьников материал, пользуясь теми приемами, которые позднее будут применяться учителем. Организация опережающего знакомства с темой позволит

детям после логопедических занятий включиться во фронтальную работу наравне с другими одноклассниками.

Начальный этап предполагает усвоение каждой пары звонких и глухих согласных в от дельности.Логопед выясняет, правильно ли дети произносят звуки слышат ли они их

Выделяют ли среди других, знают ли артикуляционные особенности этих фонем. Знакомству с артикуляционной характеристикой каждого звука пары могут помочь изготовленная логопедом таблица и индивидуальные карточки.

На таблице даны следующие условные знаки: красный и синий квадраты, обозна­чающие гласный и согласный ЗВУКИ; два квадрата, в одном из которых нарисован колокольчик ( звонок), другой — пустой первый символизирует наличие голоса, второй — его отсутствие при произнесении согласных),

Каждая маленькая (индивидуальная) карточка представляет собой один из симво­лов знаков)отдельно.

Поскольку для умственно отсталых второклассников характеристика звука по двум признакам представляет значительные трудности и (хотя эта работа была начата еще в I классе), на логопедических занятиях стоит вернуться к объяснению каждого из них.

На первом занятии учащиеся вспоминают, что гласные звуки произносятся с открытым ртом, выдыхаемый воздух не встречает преград; условно они обозначаются красным цветом,

Логопед напоминает детям, что согласные звуки произносятся с большим трудом, их произнесению всегда что-то мешает: язык, зубы, губы. Ученики, глядя в зеркало, произносят звуки б и п, убеждаясь, что воздух каждый раз как будто толкается в губы, пробивая себе проход. Обозначаются согласные буквы синим цветом.

Убедившись, что пара оппозиционных фонем б — п это согласные звуки, ученики сравнивают их звучание по участию голоса. Обычно наличие или отсутствие го­лоса проверяется прикладыванием ладони к горлу: дети узнают, участвуют ли голосовые связки в произнесении звуков б и п; учитель показывает карточку с изображением звонка — для б и пустую карточку, символизирующую глухой п, вводятся термины звонкие и глухие согласные

Учащиеся находят нужные буквы и подкладывают к ним соответствующие карточ­ки: к букве б — карточку со звонком, к п — пустую карточку.

Далее работа над этими звуками идет в такой последовательности:

дети повторяют за логопедом сочетания звуков: б-п-б, п-п-б, б-б-п и т. д.;

раскладывают карточки с изображением звонка или пустые, без рисунка, в зависимости от того, какой согласный — звонкий или глухой произносит учитель (это задание проводится в виде игры «Не ошибись»);

в произвольном порядке кладут три карточки, а затем произносят обозначае­мые ими звуки;

повторяют за логопедом сочетания слоговых структур: ба-ба-па, па-ба-па и т.

определяют, звонкий или глухой первый звук слога, обозначают его со-, ответствующей карточкой;

один ученик называет слог, другой отвечает ему слогом с оппозиционным со­гласным (игра «Наоборот»), Игра идет по цепочке. Для того чтобы дети варьирова­ли называемые ими слоги, логопед помогает им, показывая ту гласную букву, которую следует им использовать. В результате Может получиться цепочка: па-ба, бо-по, пу-бу, бы-пы. и т. д.;

дети распределяют предметные картинки, укладывая их или на картинку с до­миком, где на дверях нарисован звоночек, или на другую, где его нет, в зависи­мости от глухости или звонкости первого звука в названии предмета;

выбирают карточку, название которой, отличающееся одним начальным звуком от другого, произносит логопед: башня — пашня, баня — Паня, бочка — почка; 9) обозначают одной первой буквой слова

которые называет логопед;

10) составляют условно-графическую схему слова и после проведенного анализа записывают его.

Примерно по такой же схеме отрабатывается каждая пара звуков. Количество занятий, посвящаемых отработке двух оппозиционных звуков, определяется успехами детей, четкостью выполнения ими заданий.

После работы над каждой парой звонких и глухих согласных в отдельности учащиеся упражняются, закрепляя различение всех парных согласных.

Для этой цели могут быть использованы следующие виды задания:

Повторение за логопедом сочетания слоговой структуры с рифмующейся строчкой:

Источник

II. Обследование фонематических процессов

Включает обследование фонематического слуха, восприятия, представлений, навыков звукового (фонематического) анализа и синтеза.

Изучение этих навыков проводится, в зависимости от возраста ребенка и речевого онтогенеза.

1.7г. – 1.8г. – значительные изменения в фонематическом слухе.

К 2-м годам первичный фонематический слух оказывается сформированным, т.е. дети различают твердость и мягкость согласных (покажи, где мишка, а где мышка).

В 3 года – ребенок хорошо различает правильное и неправильное произношение, особенно в чужой речи, хотя сам правильно все звуки произносить не может (физиологическое косноязычие).

К 5 годам у ребенка в норме формируется правильное звукопроизношение и различение всех фонем родного языка. Так же спонтанно формируется способность к элементарным формам звукового анализа и синтеза.

Элементарные формы звукового анализа – выделение первого гл. звука в слове и последнего согласного звука в слове;

*Более сложные формы звукового анализа формируются в условиях специального обучения на этапе подготовки в школе:

— выделение первого согласного «Кошка», последнего гласного звука «кошкА», слогообразующего гласного «кОт,кИт» формируются в условиях специального образования.

Звуковой анализ слова –ориентация в звуковой оболочке слова (какой звук ты слышишь в начале слова, в конце слова, в середине слова; какой звук ты слышишь в слоге, какой звук стоит в слове перед заданным звуком, после заданного звука, какова последовательность и сколько звуков в слове).

Недостатки фонематического слуха и фонематического восприятия нарушают процесс формирования звукового анализа и синтеза. В тоже время звуковой анализ и синтез достаточно самостоятельный процесс, который может быть нарушен у ребенка и с правильным звукопроизношением, т.к. может страдать линейная последовательность (сукцессивные процессы).

К вопросу обследования …В ходе обследования можно встретиться с таким случаем, когда малыш правильно произносит изолированные звуки С и Ш, однако в речи их не дифференцирует, заменяет один звук другим («У коски пусиштый хвост»). (Правда, чаще всего такое недифференцированное произнесение пар или групп звуков сочетается с искаженным произношением фонем.) Таки образом, необходимо обследование дифференциации звуков во фразовой речи.

Ль- Й: Илья и Юля гуляют по аллее. Лебеди улетают на юг. Юля поливает лилию из лейки;

С-Ш: у Сашеньки шесть стёклышек. Саша идёт по шоссе. Машинист сошёл с подножки. Солнышко на окошке. Саша сушит сушки;

3-Ж: У Зои жёлтый зонт. Железная лопата; полезное животное; закружу, заслужил, задрожал; жезл;

С-С’-Ч: Сонечка, сачок, скачок, часть, сумочка, учусь, верчусь, качусь. Закачалась мачта. У Сонечки семечки;

Т’-Ч: учитель, птичка, аптечка, течёт, молчать, кричать; «Течет, течет – не вытечет»;

Ч-Ц: ученица, учительница, качается, получается, цыплёночек, кончается,

Ч-Щ: чаща, чище, щёточка, часовщик, учащийся, скучающий, щёчки;

«Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока».

С-Ц: спица, синица, лестница, сцена, сахарница, гусеница; соцветие.

что такое оппозиционные звуки. h. что такое оппозиционные звуки фото. что такое оппозиционные звуки-h. картинка что такое оппозиционные звуки. картинка h. Совместная работа учителя и логопеда должна быть четко определена. Прежде всего, они вместе обследуют речь, чтение, письмо учащихся, выявляя уровень их фонематического развития. Они налаживают взаимопосещение занятий с целью выявления слабых сторон учащихся и осуществления преемственности в работе. Оба педагога регулярно обмениваются мнениями, обсуждая продвижение каждого ученика, как на логопедических занятиях, так и на уроках русского языка. Учитель проводит логопедические минутки, способствующие формированию фонематического восприятия.

Щ-С: смеющийся, усищи, хвостище, сеющий, моросящий.

Л-Р: Лара, рояль, балерина, говорливый, жонглёр, выиграла,

мармелад, зеркало, разбила, раскладушка, контролёр.

Некоторые фразы логопед может произносить сам, предлагая ребёнку повторять их отражённо.

Обследование фонематического слуха

После проверки состояния произношения звуков необходимо выяснить, как ребёнок воспринимает их на слух, как различает. Особенно это относится к звукам, сходным по артикуляции и близким по звучанию.

1. Выявить, как ребёнок слышит звук в ряде других звуков (звуки далёкие и смешиваемые). Например, «Если услышишь звук с, хлопни в ладоши: с, н, к,с, л, ш,с, ц и т.д.«

5) Определить, может ли ребёнок отобрать картинки с заданным звуком: а) картинки называет логопед; б)ребёнок самостоятельно выбирает картинки;

в) предложить ребёнку самостоятельно придумать слова с заданным
звуком.

Приемы обследования фонематического слуха

Паронимы –слова, отличающиеся только 1 оппозиционным звуком.

Инструкция: Я буду тебе называть картинки, а ты мне их показывай; или «Объясни, что означает слово»; или «Дай мне миску, а себе возьми мишку (ранний возраст).

Пример. Инструкция: «Покажи, где: дочка, почка, кочка».

Инструкция: скажи, что означает «земля», а что такое «змея»; что такое «выдох», а что такое «выход».

Приемы чередуются, если недостаточно одного приема, то они комбинируются.

Приемы обследования слухового восприятия

1. Как ребенок слышит звук в ряде других звуков, слогов, слов.

Звуки – далёкие и смешиваемые.

Например, «Если услышишь звук с, хлопни в
ладоши:
с, н, к,с, л, ш,сь, ц». и т.д.«

2) Определить, как ребёнок различает заданный слог в ряде других
слогов. Слоги подбираются так же, включаются смешиваемые
звуки, прямые и обратные.

Например: са, ша, ба, са, ма, ас, ца, ща, жа, аш.

3) Определить, слышит ли ребёнок заданный звук в слове.

Инструкция: хлопни в ладоши, когда услышишь звук. Ребенку предлагается цепочка слов с заданным звуком и без заданного звука.

При подборе лексического материала, включаем слова:

а) с заданным звуком (звук в начале, середине, конце слова);

б) слова, исключающие заданный звук;
в) слова со смешиваемыми звуками.

Данный раздел обследования проводится как на сохранных, так и на нарушенных в произношении звуках. Необходимо установить, нарушение касается только нарушенных в произношении звуков (когда ребенок не слышит собственного дефекта), либо это нарушение касается как нарушенных, так и сохранных в произношении звуков.

Этот раздел может варьироваться, в зависимости от задач обследования.

На начальном этапе (подготовительный) коррекции звукопроизношения, необходимо уточнить, слышит ребенок свой дефект или нет, слышит он правильный звук в ряду других звуков, слогов, слов.

Интерпретация результатов: дети со стертой дизартрией часто не слышат своего дефекта (межзубный сигматизм), лучше слышат свой дефект в речи окружающих, лучше слышат в речи окружающих дефект, отличный от своего. Т.е. вторично страдает фонематическое восприятие.

Инструкция: Покажи где?. Если ребенок не различает слова – это может быть фонематическая замена.

— замена звука С на звук Т.

Инструкция: покажи где «санки», а где «танки». Если различает, значит это фонетическая замена и фонематический слух у него сформирован.

Источник

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — что это такое?

Известно, что самым распространенным дефектом у детей среднего и старшего дошкольного возраста являются нарушение звукопроизношения.

К данной группе относятся дети, у которых наблюдается неправильное произношение отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков (например, свистящих, свистящих и шипящих; свистящих и аффрикат) при нормальном физическом слухе.

Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Можно выделить основные проявления, характеризующие это состояние.

1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков. Например, мягкий звук т’ произносится вместо звуков с’, ч, ш («тюмка», «тяска», «тяпка» вместо сумка, чашка, шапка).

2. Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию и представляющие меньшую произносительную трудность для ребенка. Обычно звуки, сложные для произнесения заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р., звук ф — вместо звука ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками т и д («табака» вместо собака и т. п.).

3. Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других — заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки р, л или с изолированно, в речевых высказываниях произносит, например, «Столял стлогает дошку» вместо Столяр строгает доску.

Отмеченные особенности могут сочетаться и с другими недостатками произношения: звук р — горловой, звук с — зубной, боковой и т. д.

Подобный характер нарушений звуковой стороны речи должен насторожить воспитателя и родителей, так как он свидетельствует о недоразвитии фонематического слуха (способности различения фонем).

Существует система приемов, помогающих в таких случаях определить степень его несформированности.Это задания типа:

1. определить разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи. Нередко дети не улавливают различия между своим неправильным произношением и произношением окружающих. Это происходит из-за ослабленного слухового контроля;

2. воспроизвести за взрослым 3-4 слоговых сочетания из легких для произнесения звуков типа па-по-пу; па-ба-па.

Затруднения при воспроизведении вызываются неправильным восприятием слогов с оппозиционными звуками и слабым различением последовательности звуков;

3. выделить определенный звук из «цепочки» звуков (например, звук с среди звуков т, ц, ч, з, с, ш, р и др.);

4. выделить слог с определенным звуком из ряда слогов (например, слог са из слогов за, ша, са, ча, ща, са и др.);

5. определить наличие звука в слове (например, звука с в словах санки, шуба, носки, зонт, нос, щука).

В подобных заданиях от ребенка не требуется произнесения звука, так как это может его затруднить. Важно выяснить состояние восприятия речевых звуков, поэтому ребенок реагирует определенным действием (поднимает руку, фишку или картинку, если услышит заранее обусловленный звук. Названные задания позволяют с большой определенностью выяснить возможности восприятия звуков, дефектных в произношении.

Важно обратить внимание и на состояние восприятия тех звуков, которые ребенок произносит достаточно правильно. Нередки случаи, когда нарушается или не развивается в должной степени восприятие так называемых «сохранных» звуков (т. е. произносимых с соблюдением необходимого артикуляционного уклада).

У детей, входящих в эту группу, при внешне благополучном произношении наблюдаются значительные затруднения в восприятии звуков, которые без внимательного изучения могут остаться незамеченными. Именно такие дети часто неожиданно для окружающих оказываются неуспевающими по письму и чтению.

Недоразвитие фонематического слуха отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов.

Такие дети затрудняются:

1. в выделении первого гласного, согласного звука (называют или первый слог, или все слово);

2. в подборе картинок, включающих заданный звук. В предлагаемый ребенку набор входят картинки, в названиях которых есть нужный звук, — шапка, кошка, душ; нет нужного звука — почка, окно, ракета; есть звук, смешиваемый с заданным, — сапоги, чайник, щетка;

3. в самостоятельном придумывании и назывании слов с заданным звуком.

Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения в условиях детского сада позволяет не только исправить речевой дефект, но и полностью подготовить их к обучению в школе.

Классный час в начальной школе «Что такое хорошо и что такое плохо» Классный час на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: • Формирование нравственных качеств детей, раскрытие понятий «хорошо».

что такое оппозиционные звуки. detsad 1490168 1579023847. что такое оппозиционные звуки фото. что такое оппозиционные звуки-detsad 1490168 1579023847. картинка что такое оппозиционные звуки. картинка detsad 1490168 1579023847. Совместная работа учителя и логопеда должна быть четко определена. Прежде всего, они вместе обследуют речь, чтение, письмо учащихся, выявляя уровень их фонематического развития. Они налаживают взаимопосещение занятий с целью выявления слабых сторон учащихся и осуществления преемственности в работе. Оба педагога регулярно обмениваются мнениями, обсуждая продвижение каждого ученика, как на логопедических занятиях, так и на уроках русского языка. Учитель проводит логопедические минутки, способствующие формированию фонематического восприятия.Дидактическая игра на развитие коммуникативных качеств в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Игра направлена на развитие навыков самообслуживания, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, воспитание культурно-гигиенических.

Фонетико-фонематическая логосказка «Цыплёнок Цып. Звук [Ц]» Цели: закрепление произношения звука [Ц], развитие фонематических представлений, навыков звуко-слогового анализа, составления и чтения слов.

Классный час для учащихся начальной школы «Что такое хорошо и что такое плохо» Классный час на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Цели и задачи: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать.

Источник

Дифференциация оппозиционных звуков (звонкие и глухие согласные)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Цель: развитие фонематического восприятия; включение в работу слухового, зрительного, тактильного, двигательного, речедвигательного анализатора.

При дифференциации согласных лучше работать в таком порядке:

услышали, произнесли, отличили, записали.

При произнесении слогов подключается движение рукой: звонкие звуки находятся вверху, а глухие внизу. На первых порах ребёнку на слух очень трудно повторить правильно за педагогом. Однако согласованная работа речи с движением руки даёт удивительные результаты.

2. Найди по звуку слово.

После устной работы предложить записать слова, которые запомнили, в левый столбик с глухими звуками, а в правый столбик слова со звонкими.

3. Назови слово, которое отличается от остальных.

Цель: различать на слух оппозиционные звуки; правильно произносить цепочки слов.

Игры с мячом направлены не только на развитие фонематических процессов, но и: на развитие общей и мелкой моторики; на ориентировку в пространстве; на регуляцию силы и точности движений; на развитие глазомера, ловкости; на активизацию непроизвольного внимания; на нормализацию эмоциональной сферы.

4.1. «Я знаю пять слов».

Цель: развивать координацию движений; расширять словарный запас; находить нужные слова.

Ход игры: ребёнок произносит ряд слов, одновременно с каждым словом ударяя мяч об пол.

Цель: развитие фонематических представлений и воображения, развитие навыков структурирования предложений.

Ход игры: педагог объясняет суть игры и показывает образец. Выбирается звук, на который будут начинаться слова в предложении. Педагог задаёт вопрос и бросает мяч ребёнку. Учащиеся должны ответить так, чтобы слова ответа начинались с заданного звука.

Ход игры: педагог, бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество звуков в слове.

На начальных этапах называть слова, состоящие не более чем из 4 звуков. Т акая игра в увлекательной форме позволяет быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения.

Практика показывает, что одним из любимых занятий детей являются упражнения с буквами и словами. Подобные задания со словами и буквами продуктивны по профилактике дисграфии. Дети активно составляют и загадывают слова. Это работа-игра, от которой они получают удовольствие и эмоциональный заряд.

Цель: активизировать все анализаторы, принимающие участие в письменной речи; закрепить звукобуквенный анализ слов; различать гласные и согласные.

Зашифруй слово : вместо согласных ставит чёрточки, а гласные пишет (мак, книга). Используется при работе со словарными словами

*Затем предлагается самостоятельно записать слова, предложения только согласными.

Школа, улица, сумка. Ветер по морю гуляет.

(Отрабатывается механизм избирательности при письме).

(Используется при работе со словарными словами.)

Подбери слова к заданным схемам.

Мак, лак, сад, бак, бал, зал, шар.

Каша, Маша, папа, жаба, лама.

Составь слова из данных букв. ((л,к,ж,у,а)

Лужа, жук, лук, уж, лак.

Рыба, бык, рак, бак, краб, брак, рыбак

Придумай из каждой буквы данного слова другие слова КОШКА

Кол-книга, окно-озеро, шар-шуба, кот-кефир, аист-арбуз

Запиши слова, в которых 3,4,5,6 букв

Кот, каша, булка, машина

Составить как можно больше слов из букв данного слова. СТРОИТЕЛЬ

Расшифруй слова и назови одним словом.

б) ь,о,ч,н, ч,е,е,р,в, у,о,р,т, н,е,д,ь

«Арабское письмо». Записать слова, начиная с правой стороны строчки и наоборот, то есть задом наперёд, при нормальном чтении (слева направо) слова должны читаться в их естественном виде. Начинать с коротких слов.

(карандаш, окно, книга, домик)

«Путаница». В сложных словах дети часто при чтении и письме пропускают или меняют местами буквы и слоги, укорачивают слово. Выполняя это упражнение, произнося бессмысленные слова, развиваем навык правильного чтения, т.к. это сложнее, чем читать знакомое слово, которое дети могут прочитать по догадке.

5.10.1.Раздели слово ЧЕРЕПАХА на слоги

5.10.2.Прочитай слово по слогам, начиная с конца.

5.10.3.Прочитай слово, пропустив первый или несколько заданных слогов

5.10.4.Прочитай слово по заданной последовательности 2,4,1,3; 4,1,3,2

Источник

Что такое оппозиционные звуки

Ожидайте

Перезвоните мне

что такое оппозиционные звуки. BogdanovaES min. что такое оппозиционные звуки фото. что такое оппозиционные звуки-BogdanovaES min. картинка что такое оппозиционные звуки. картинка BogdanovaES min. Совместная работа учителя и логопеда должна быть четко определена. Прежде всего, они вместе обследуют речь, чтение, письмо учащихся, выявляя уровень их фонематического развития. Они налаживают взаимопосещение занятий с целью выявления слабых сторон учащихся и осуществления преемственности в работе. Оба педагога регулярно обмениваются мнениями, обсуждая продвижение каждого ученика, как на логопедических занятиях, так и на уроках русского языка. Учитель проводит логопедические минутки, способствующие формированию фонематического восприятия.

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

что такое оппозиционные звуки. 10363. что такое оппозиционные звуки фото. что такое оппозиционные звуки-10363. картинка что такое оппозиционные звуки. картинка 10363. Совместная работа учителя и логопеда должна быть четко определена. Прежде всего, они вместе обследуют речь, чтение, письмо учащихся, выявляя уровень их фонематического развития. Они налаживают взаимопосещение занятий с целью выявления слабых сторон учащихся и осуществления преемственности в работе. Оба педагога регулярно обмениваются мнениями, обсуждая продвижение каждого ученика, как на логопедических занятиях, так и на уроках русского языка. Учитель проводит логопедические минутки, способствующие формированию фонематического восприятия.

Аннотация: Частым нарушением речи у детей выступает фонетико-фонематическое недоразвитие.

Статья:

Частым нарушением речи у детей выступает фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

Это целый комплекс фонетико-фонематических нарушений, включающий нарушения:

Фонетико-фонематическое недоразвитие является базой для возникновения дисграфии и дислексии – стойкого отставания в умении писать и читать.

Фонематический слух — тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематический слух помогает отличать одни речевые звуки от других (ж-ш), (б-п), (з-с), различать на слух слоги и слова, отличающиеся только одним звуком (са-ся) (жи-ши), благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, например: дом-сом-лом-ком-бочка-почка-удочка-уточка-крыса-крыша.

Развитие фонематического слуха происходит очень рано и опережает в своем развитии экспрессивную речь ребенка, т.е. вначале формируется фонематический слух, а на его базе формируется само говорение.

При нарушении фонематического слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине». Ребенок «не слышит» окончаний слов, парных согласных. Ему трудно повторить цепочки слогов, даже с оппозиционными звуками (та-па-ка, та-да), сложно выбрать картинки, отличающиеся одним звуком в названиях (мишка-мышка, бочка-почка).

Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко при обучении письму и чтению.

Фонематический анализ и синтез — умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова.

Фонематический анализ – это умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, четко представлять себе его звуковую структуру. Под фонематическим анализом понимаются умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация.

Cамая сложная форма фонематического анализа — определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта форма звукового анализа появляется у детей лишь в процессе специального обучения грамоте.
Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется:

При письме в искажениях структуры слова и предложения. Особенно распространенными при этом будут искажения звуко-буквенной структуры слова. Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении (диктант – «дикат», школа – «кола»); пропуски гласных (собака – «сбака», дома – «дма»); перестановки букв (тропа – «торпа», окно – «коно»); добавление букв (таскали – «тасакали»); пропуски, добавления, перестановка слогов (комната – «кота», стакан – «катан»).

При чтении в специфических ошибках:

пропуски согласных звуков при стечении (марка – «мака», бочка – «бока»),

вставки гласных между согласными при их стечении (пасла –«пасала», девочка – «девочека»),

перестановки звуков (утка – «тука», крупа – «курпа»)

пропуски и вставки звуков при отсутствии стечения согласных в слове (молоко – «молко», малина – «маалина»).

Для правильного овладения процессами письма и чтения очень важна сформированность фонематического анализа.

Фонематический синтез – это умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно составленного из звуков. Под фонематическим синтезом понимаются умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

Ребенок, владеющий синтезом звуков в слово, должен уметь ответить на вопрос типа: «Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а?» (звуки произносятся по одному, с паузами между ними).

Пропуски и перестановки букв, добавление лишних букв при письме зачастую являются свидетельством несформированности фонематического синтеза. Только при условии свободной ориентировки в звуковом составе слова ребенок сможет на должном уровне овладеть письмом.

Фонематическое восприятие — специальные умственные действия пи дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие — это способность воспринимать звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов и основой легкости овладения грамматическим строем языка, а значит успешного освоения письма и чтения.

Обычно дети достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения. В это время ребёнок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонетическими признаками. Он узнаёт неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением. В возрасте 5-6 лет у детей уже должен быть сформирован высокий уровень развития фонематического восприятия. У них должны правильно формироваться тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

В целом нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми».

Несформированное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой, тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Применение специальных методик по развитию фонематических процессов приводит к тому, что дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Для полноценного овладения чтением и пись­мом недостаточно умения дифференцировать звуки речи только в момент их непосредственного восприятия на слух. Необходимо, чтобы ребенок сохранял в своей памяти ус­тойчивое представление о каждом звуке, то есть мог мысленно представить себе звучание любого звука. Во время самостоятельного чтения и письма он может соотнести каждый звук с соответствующей ему буквой только на основе таких мысленных представлений о звуках — ведь в это время он не имеет возможности воспринимать эти звуки на слух.

Недоразвитие фонематических представлений приводит к трудностям в овладении процессом чтения и письма, специфическим стойким ошибкам при чтении и письме, и, следовательно, к неуспеваемости в школе, ряду поведенческих и психологических проблем.

Сформировать соответствующие фонематические представления можно только с помощью специальных коррекционных методик.

Не только у детей с ФФН наблюдается недоразвитие фонематического слуха и восприятия, но и у детей с ОНР I-IV уровня, при дизартрии, дислалии, алалии, дисграфии, дислексии.

Следует отметить, что фонематическое восприятие в процессе онтогенеза происходит определенные стадии:

Полное отсутствие дифференциации звуков речи. Нет понимания речи. Стадия определяется как дофонематическая;

Становится возможным различие акустически далеких фонем, в то время акустически близкие фонемы не дифференцируются. Ребёнок слышит звуки иначе, чем взрослый. Искаженное произношение, вероятно, соответствует неправильному восприятию речи. Правильное и неправильное произношение не различаются;

Ребёнок начинает слышать звуки в соответствии с их смыслоразличительными признаками. Однако с предметом соотносится искаженное, неправильно произнесённое слово. Сосуществование двух типов языкового фона: прежнего, косноязычного и формирующего нового.

Экспрессивная речь почти соответствует норме, но фонематическая дифференциация ещё нестойкая, что проявляется при восприятии незнакомых слов.

Завершение процесса фонематического развития, когда и восприятие, и экспрессивная речь ребёнка правильны. Признак перехода – различение правильного и неправильного произношения.

В своей работе с детьми я применяю специальные упражнения для формирования фонематического слуха и фонематического восприятия.

В работе по формированию этих процессов можно выделить следующие этапы:

I этап – узнавание неречевых звуков;

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап – дифференциация слогов;

V этап – дифференциация фонем;

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Примерные игры и упражнения, которые я использую в работе:

Например, при работе над узнаванием неречевых звуков я использую компьютерную методику «Развитие и коррекция речи детей 4-8 лет (Акименко В.М.)» для развития слухового внимания, различения неречевых звуков (игра «Что звучит?»), также использую различные игрушки и предметы для игры «Отгадай, что звучит» (для игры используются предметы, которыми можно производить характерные звуки: колокольчик, барабан, бумага, дудка, ключи и т.п.)

Игра «Какое слово отличается?»

Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных: канава—канава—какао—канава, ком—ком—кот—ком, утёнок—утёнок—утёнок—котёнок, будка—буква—будка—будка, винт—винт—бинт—винт, минута—монета—минута—минута буфет—букет—буфет—буфет, билет—балет—балет—балет, дудка—будка—будка—будка.

Упражнение «Назови первый звук в словах» (А, О, И, У).

Аист, утка, иголка, очередь, овощи, улитка, утро, аптека, армия, альбом, искать, уходить, играть, охать, ахать, Африка, Индия, урожай, искры, индюк, утренник, адрес, Айболит, аквариум, антилопа, умывальник, остров.

Упражнение «Назови последний звук в словах» (А, О, И, У, Ы).

Голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, скамейка, ручка, лейка, окно, пальто, кино, давно, крыло, отойди, назови, носи, огоньки, ручейки, книжки, пироги, маки, лопаты, букеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, какаду, брошу, крикну, ухожу, закружу, приду.

Упражнение «Назови все звуки по порядку»

На многих занятиях мы с детьми придумываем слова с заданными звуками: в начале, в середине, в конце слова.

Если ребенок безошибочно выполняет все задания на всех этапах, усваивает понятия «звук, слог, слово», то мы переходим к наиболее сложным заданиям, например, к составлению схем слов. Ребенок учится давать характеристику звукам (гласные, согласные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие) и рисовать схемы слов.

Таким образом, мы видим, что фонематические процессы формируются у ребенка постепенно. Фонематический слух является базовым звеном речевой деятельности и его необходимо развивать.

Список литературы:

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М.: ГНОМ и Д, 2005.

Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 32 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *