что такое опосредованное обучение дошкольников

Конспекты по педагогике «характеристика типов обучения детей дошкольного возраста (прямой, опосредованный, проблемный). Их достоинства и недостатки.»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

характеристика типов обучения детей дошкольного возраста (прямой, опосредованный, проблемный). Их достоинства и недостатки.

Прямое обучение предполагает, что воспитатель определяет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми (будем учиться рисовать дерево; составлять рассказ по картинке, которая лежит перед каждым из вас). Далее дает образец способов выполнения задания (как рисовать дерево, как составлять рассказ). В ходе занятия он направляет деятельность каждого ребенка на достижение результата. Для этого упражняет детей в овладении способами, действиями, необходимыми для выполнения задания, приобретения новых знаний.

Проблемное обучение заключается в том, что детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую с помощью имеющихся знаний, умений, в том числе и познавательных, ребенок не может. Для этого он должен «переворошить» свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями. В проблемном обучении осознать проблемную ситуацию, разрешить ее дети могут в диалоге друг с другом и педагогом, который направляет поиск в нужное русло, в совместном мышлении.

Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой, в ходе которой педагог ставит вопросы, побуждающие детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам.

Сущность опосредованного обучения в том, что педагог изучает уровень обученности, воспитанности детей, знает их интересы; наблюдает тенденции развития, видит малейшие ростки нового в ребенке, того, что только проклевывается.

На основе собранных данных о развитии детей педагог организует предметно-материальную среду: последовательно подбирает те или иные средства, с помощью которых можно оптимизировать процесс усвоения новых знаний, умений, упрочить возникшие интересы. Это могут быть книги, игры, игрушки, растения, оборудование для опытов, предметы утвари и др. Далее необходимо включить эти средства в деятельность детей, обогатить ее содержание, повлиять на развитие общения, делового сотрудничества.

Поэтому важно создавать условия, благодаря которым дети могли бы проявить свою компетентность в том или ином вопросе, рассказывать другим о том, что знают, учить тому, что умеют делать.

Итак, суть опосредованного обучения в том, что педагог учит детей использовать разные средства для познания окружающего мира, ставит ребенка в позицию обучающего других, т.е. активно содействует взаимообучению, самообучению воспитанников.

Источник

Метод проблемного обучении детей дошкольного возраста

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Метод проблемного обучении детей дошкольного возраста

В дидактике сложились разные типы обучения: прямое, проблемное, опосредованное.

Прямое обучение предполагает, что воспитатель определяет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми (будем учиться рисовать дерево; составлять рассказ по картинке, которая лежит перед каждым из вас), дает образец способов выполнения задания (как рисовать дерево, как составлять рассказ). В ходе занятия он направляет деятельность каждого ребенка на достижение результата, упражняет детей в овладении способами, действиями, необходимыми для выполнения задания, приобретения новых знаний.

Проблемное обучение имеет свои «слабые» стороны, поскольку оно требует больших затрат времени, снижает информационную емкость занятий, педагогу бывает сложно определить степень трудности проблемной ситуации для детей группы (подгруппы).

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С.Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

Приемы, методы и средства создания проблемной ситуации:

— подведение детей к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения;

— изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

— побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;

— постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

— постановка проблемных задач.

Проблемные ситуации можно моделировать в ходе занятий, сюжетно-ролевых игр, режимных моментов, в процессе формирования знаний о безопасности, развития творческого мышления, общения детей и пр.

Характерные признаки проблемности на занятии:

— Возникает состояние интеллектуального затруднения;

— Возникает противоречивая ситуация;

— Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет, и того, что ему предстоит узнать для решения задачи.

Уровни проблемности в обучении:

Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.

Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находит решение (частично-поисковый метод).

Ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить.

Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает.

Этапы решения проблемных ситуаций:

Анализ проблемы с помощью наводящих вопросов: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для решения проблемы?»

Процесс решения проблемы путем выдвижения гипотез, идей. Ребенок ищет решения «во внешних условиях», в различных источниках знаний.

Проблемная ситуация №1 для детей старшего дошкольного возраста в ходе занятия на тему: «Фрукты».

Материал: фрукты, вода, соковыжималка, марля, салфетки, чашка.

Ход : Изучая тему «Вода», воспитатель сообщает детям достоверные научные знания о том, что все живые организмы, в том числе растения, животные и человек, на две трети состоят из воды.

Затем воспитатель озвучивает проблемную ситуацию: «Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?»

Дети, посмотрев внимательно на фрукты, выложенные на столе (яблоки, лимон, апельсин), с удивлением спрашивают: «Где же во фруктах вода?».

Педагог внимательно выслушивает все возражения, поощряет за самостоятельность суждений, активность в обсуждении и постепенно подводит детей к мысли: «Что же можно сделать, чтобы убедиться, что во фруктах есть вода?»

Ребята приходят к мысли, что если во фруктах есть вода, то она должна их них вытекать. Чтобы убедиться в этом, надо фрукты отжать через марлю или соковыжималку.

Осуществляем эксперимент. Находим подтверждение идеи.

Проблемная ситуация №2 для детей среднего дошкольного возраста в ходе сюжетно-ролевой игры «Больница»

Материал: атрибуты для игры «Больница», различные игрушки.

Ход : Педагог сообщает детям, что в их больницу пришло новое оборудование. Его нужно распаковать и решить, каким врачам оно нужнее. Педагог достает коробки (посылки) и предлагает детям разобрать игрушки, а сам наблюдает со стороны. Как правило, дети стараются взять наиболее интересные, яркие игрушки. Претендентов на «самые хорошие» игрушки оказывается слишком много. В группе между детьми складывается конфликтная ситуация : кому достанется та или иная игрушка?

Педагог успокаивает ребят и предлагает разобраться всем вместе в сложившейся ситуации : «Как же нам быть, ребята? Ведь игрушка одна, а желающих с ней поиграть много» и предлагает детям для обсудить различные варианты разрешения данной ситуации :

-обосновать, какому врачу данная игрушка (оборудование) нужнее и почему;

-отдать игрушку тому, кто взял ее первым;

-никому не давать игрушку, чтобы не было обидно;

-играть всем вместе;

-играть с игрушкой по очереди;

-отдать игрушку Софии, потому что она самая грустная и др.

Дети вместе с педагогом обсуждают пути возможного решения ситуации , предлагают свои варианты, прислушиваются к мнениям остальных.

Источник

ТИПЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

что такое опосредованное обучение дошкольников. presentation bg. что такое опосредованное обучение дошкольников фото. что такое опосредованное обучение дошкольников-presentation bg. картинка что такое опосредованное обучение дошкольников. картинка presentation bg. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

В современной дидактике различаются три типа обучения: прямое обучение, проблемное обучение и опосредованное обучение.

В этом и заключается главное отличие проблемного обучения от традиционного объяснительно-иллюстративного. Проблемное обучение предполагает не только усвоение результатов на­учного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности. В основе организации проблемного обучения лежит личностно-деятельностный принцип, приоритет поисковой учебно-познавательной де­ятельности учащихся, то есть открытия ими под руководством обучаю­щего выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике.

Важно создавать условия, благодаря которым дети могли бы проявлять свою компетентность в том или ином вопросе, рассказывать другим о том, что знают, учить тому, что умеют делать. Итак, суть опосредованного обучения в том, что педагог учит детей использовать разные средства для познания окружающего мира, ставит ребенка в позицию обучающего других, то есть активно содействует взаимообучению, самообучению воспитанников. Руководство опосредованным обучением требует от педагога умения прогнозировать педагогический процесс, гибкости, мобильности поведения.

МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ Стиль взаимодействия педагога и детей может быть различным: автори­тарным, демократическим, либеральным. В зависимости от стиля формируется модель процесса обучения. Если преобладает авторитарный стиль, то речь идет об учебно-дисциплинарной модели.

При доминировании демократического стиля взаимодействия педагога и детей складывается личностно-ориентированная модель. Указанные модели отличаются целями, содержанием, методами обучения.

Складывается взгляд на ребенка всего лишь как на объект приложения сил воспитательной системы. Центром педагогического процесса являются фронтальные формы работы с детьми, и прежде всего занятия, строящиеся по типу школьного урока.

Активность самих детей подавляется в угоду внешнему порядку и формальной дисциплине. Игра как основной вид детской деятельности ущемляется во времени и жестко регламентируется взрослыми.

К результатам действия учебно-дисциплинарной модели можно отнести следующее: • взаимное отчуждение взрослых и детей; дети теряют инициативу, а в дальнейшем у них появляется негативизм;

возникает иллюзорная уверенность взрослых в эффективности воспитательных воздействий; за пределами контакта с воспитателями поведение детей резко меняется и может не иметь ничего общего с ожидаемым и должным.

формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка. Воспитывающий не подгоняет развитие каждого ребенка под определенный шаблон, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития детей исходя из задачи максимально полного содействия их росту.

Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его даль­нейшего развития как полноценного члена общества. Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрос­лого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной фор­мой организации детской жизни.

В ситуации сотрудничества преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм детей, формируется коллектив. Их воображение и мыш­ление, не скованные страхом перед неудачей или насмешкой, раскре­пощаются. Развиваются познавательные и творческие способности.

Личностно-ориентированная модель общения ни в какой мере не пред­полагает отмены систематического обучения и воспитания детей, про­ведения с ними планомерной педагогической работы. Не отменяет она и того факта, что общественное дошкольное воспитание является пер­вым звеном общей системы народного образования и в качестве тако­вого обеспечивает первый этап становления развитой личности.

что такое опосредованное обучение дошкольников. placeholder. что такое опосредованное обучение дошкольников фото. что такое опосредованное обучение дошкольников-placeholder. картинка что такое опосредованное обучение дошкольников. картинка placeholder. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

что такое опосредованное обучение дошкольников. placeholder. что такое опосредованное обучение дошкольников фото. что такое опосредованное обучение дошкольников-placeholder. картинка что такое опосредованное обучение дошкольников. картинка placeholder. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

что такое опосредованное обучение дошкольников. placeholder. что такое опосредованное обучение дошкольников фото. что такое опосредованное обучение дошкольников-placeholder. картинка что такое опосредованное обучение дошкольников. картинка placeholder. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

что такое опосредованное обучение дошкольников. a loader. что такое опосредованное обучение дошкольников фото. что такое опосредованное обучение дошкольников-a loader. картинка что такое опосредованное обучение дошкольников. картинка a loader. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1136070

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

что такое опосредованное обучение дошкольников. 12ca 000988a9 e32712b1. что такое опосредованное обучение дошкольников фото. что такое опосредованное обучение дошкольников-12ca 000988a9 e32712b1. картинка что такое опосредованное обучение дошкольников. картинка 12ca 000988a9 e32712b1. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

что такое опосредованное обучение дошкольников. placeholder. что такое опосредованное обучение дошкольников фото. что такое опосредованное обучение дошкольников-placeholder. картинка что такое опосредованное обучение дошкольников. картинка placeholder. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft

Время чтения: 1 минута

что такое опосредованное обучение дошкольников. placeholder. что такое опосредованное обучение дошкольников фото. что такое опосредованное обучение дошкольников-placeholder. картинка что такое опосредованное обучение дошкольников. картинка placeholder. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции

Время чтения: 2 минуты

что такое опосредованное обучение дошкольников. placeholder. что такое опосредованное обучение дошкольников фото. что такое опосредованное обучение дошкольников-placeholder. картинка что такое опосредованное обучение дошкольников. картинка placeholder. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

День преподавателя высшей школы будет отмечаться 19 ноября

Время чтения: 1 минута

что такое опосредованное обучение дошкольников. placeholder. что такое опосредованное обучение дошкольников фото. что такое опосредованное обучение дошкольников-placeholder. картинка что такое опосредованное обучение дошкольников. картинка placeholder. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Онлайн-конференция о дизайн-мышлении в современной дошкольной педагогике

Время чтения: 2 минуты

что такое опосредованное обучение дошкольников. placeholder. что такое опосредованное обучение дошкольников фото. что такое опосредованное обучение дошкольников-placeholder. картинка что такое опосредованное обучение дошкольников. картинка placeholder. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

что такое опосредованное обучение дошкольников. placeholder. что такое опосредованное обучение дошкольников фото. что такое опосредованное обучение дошкольников-placeholder. картинка что такое опосредованное обучение дошкольников. картинка placeholder. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

В Минпросвещения предложили приравнять нападения на школы к терактам

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Методы и приемы организации воспитания и обучения в ДОУ

что такое опосредованное обучение дошкольников. 378328ba6307086bfc9594342c8d453e. что такое опосредованное обучение дошкольников фото. что такое опосредованное обучение дошкольников-378328ba6307086bfc9594342c8d453e. картинка что такое опосредованное обучение дошкольников. картинка 378328ba6307086bfc9594342c8d453e. Ищем педагогов в команду «Инфоурок» Анастасия Мустафакулова
Методы и приемы организации воспитания и обучения в ДОУ

Методы воспитания и обучения можно подразделять по форме воздействия педагога на ребенка.

Словесные методы – объяснения, указания, рассказы об окружающем и т. п. играют важную роль в обучении детей раннего возраста. Эффективность их при работе с малышами зависит от доступности их пониманию, эмоциональной выразительности, образности. Чтобы слово нужным образом повлияло на маленького ребенка, оно должно опираться на его чувственный опыт. Словесные методы необходимо сочетать с наглядными методами воспитания и обучения.

Практические методы. Для более глубокого познания действительности детям необходимо не только слушать педагога, наблюдать то, что он показывает, но и самим практически действовать с предметами, обнаруживая их характерные свойства и особенности, выясняя связи и соотношения, преобразуя их.

Методы прямого воздействия включают в себя постановку перед ребенком той или иной практической задачи (например, собрать пирамидку, построить из кубиков домик и т. п., показ образца способа действия, помощь взрослого в его выполнении. Использование методов прямого воздействия эффективно не только для овладения ребенком предметно-практической деятельностью, но и в других сферах его развития – художественно-эстетической, речевой, физической, социально-личностной. При этом методы прямого воздействия не должны подавлять собственную активность ребенка, инициативность и самостоятельность.

Метод опосредованного (косвенного) педагогического воздействия. При его использовании воспитатель не ставит перед детьми какой-либо конкретной задачи и не определяет прямо способы ее решения. Он дает ребенку советы, поощряет его действия, предлагает на выбор их варианты, создает условия для самообучения, организуя предметно-материальную среду, стимулирующую разные виды детской активности. Очень важно в практической работе с детьми раннего возраста сочетать методы прямого и косвенного воздействия так, чтобы первые не превалировали над вторыми. Методы косвенного воздействия незаменимы при организации творческих видов деятельности детей – игры, рисования, лепки, конструирования и др.

Метод проблемного воспитания и обучения направлен на стимулирование познавательной активности, мышления, самостоятельности ребенка. Он предоставляет детям возможность самим изыскивать средства для решения той или иной задачи (например, открыть коробочку с секретом, собрать машинку из конструктора, выложить узор из мозаики и т. п.). Создать проблемную ситуацию можно с помощью вопросов, загадок, задачек, демонстрации пока еще непонятных ребенку явлений (например, притягивание магнитом металлических предметов, окрашивание воды разными красками и т. п.).

Наглядные методы включают в себя непосредственное ознакомление детей с окружающим природным и социальным миром и показ им реальных предметов, картинок, книг, диапозитивов и др. Наглядность в обучениидолжна опираться на все виды чувственного опыта ребенка: зрение, слух, осязание. Последнее особенно важно для обучения самых маленьких.

Эффективность использования наглядно-практических методов и игровых приемов на занятиях по развитию речи

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения детей был интересным, занимательным, развивающим. Одним из факторов, облегчающим процесс становления связной речи, по мнению Л. Эльконина – это наглядность.

Наглядные методы используются часто в детском саду. К ним можно отнести экскурсии, рассматривание натуральных предметов, игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по картинам. Наглядные методы направлены на накопление содержания речи, а также используются для закрепления словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи.

Для детей часто большую трудность представляет последовательное изложение речевого материала. В этом случае могут помочь Серии картинок, которые являются своеобразным планам, они помогают ребенку наглядно установить связь различных эпизодов, выделить главное в сюжете. Достоинством использования картин является также то, что они помогают постепенно преодолеть ошибки в построении предложений.

Очень интересным приемом наглядного метода, по моему мнению, является рисование.

Существует еще и такой прием как незавершенный рисунок, который незаменим для развития творческих способностей, как в рисовании, так и в развитии речи.Незаконченные фигурки можно превращать во что угодно: в космический корабль, горы, растения, обитателей планеты, космонавтов и т. д. Затем воспитатель вместе с ребенком рассматривает рисунок и обсуждает получившееся.

Дети дошкольного возраста часто испытывают затруднения в составлении описательных рассказов. В этом могут помочь карты-схемы, предложенные Т. А. Ткаченко (заслуженным логопедом, автор более 70 книг и развивающих пособий для детей). Работу с использованием карт-схем и символов можно начинать с обучения составлению описательных рассказов об овощах, фруктах, одежде, посуде, временах года. Эти схемы можно использовать не только для развития связной речи, но и для развития воображения.

Кроме наглядных методов на занятиях по развитию речи используются и практические методы.

Цель этих методов — обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения. Они используются для решения всех речевых задач. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер.

Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения.

«Методы и приемы по нравственно — патриотическому воспитанию в средней группе» Воспитание нравственно – патриотических чувств и отношений, является одной из главных задач в детском саду, к родному городу, к близким.

«Методы и приемы работы с одаренными детьми по художественному творчеству» Художественная одаренность раньше других и ярче всего проявляется в дошкольном возрасте. Результатом деятельности являются детские рисунки,.

Доклад «Методы и приемы логопедической работы по развитию навыков связной речи» Доклад на тему: «Методы и приемы логопедической работы по развитию навыков связной речи». Учитель-логопед: Шабалкина Л. А. г. Моршанск.

Деловая игра «Методы и приемы обучения детей рассказыванию по игрушке» Цель: способствовать закреплению знаний педагогов по теме «Методы и приемы обучения детей рассказыванию по игрушке» (младший и средний возраст);.

Активные методы и приемы обучения детей дошкольного возраста Активные методы и приемы обучения для детей дошкольного возраста АМ начала образовательного мероприятия Метод «Поздоровайся локтями» Цель.

Мастер-класс «Методы и приемы театрализованной деятельности в работе с детьми» Известно, что голос – природный инструмент каждого человека. В дошкольном детстве важно создать условия для охраны и развития детского голоса.

Приемы и методы проблемного обучения в детском саду Технологии проблемного обучения в детском саду Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между.

Методы и приемы формирования временных представлений у детей 4–5 лет Время – это одна из важных составляющих реальности, в которой мы существуем. Все, что происходит в жизни, совершается во времени и пространстве.

Источник

Текст книги «Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики: учебное пособие»

что такое опосредованное обучение дошкольников. doshkolnaya pedagogika teoretiko metodicheskie osnovy korrekcionnoy pedagogiki uchebnoe posobie 31098. что такое опосредованное обучение дошкольников фото. что такое опосредованное обучение дошкольников-doshkolnaya pedagogika teoretiko metodicheskie osnovy korrekcionnoy pedagogiki uchebnoe posobie 31098. картинка что такое опосредованное обучение дошкольников. картинка doshkolnaya pedagogika teoretiko metodicheskie osnovy korrekcionnoy pedagogiki uchebnoe posobie 31098. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Автор книги: Юлия Микляева

Жанр: Прочая образовательная литература, Наука и Образование

Текущая страница: 7 (всего у книги 21 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Обучение детей дошкольного возраста

Дидактика – это отрасль современной педагогики, которая изучает теорию обучения и образования.

В ней содержится общепедагогическое научное обоснование содержания образования, методов, средств и организационных форм обучения.

Обучение в целостном педагогическом процессе выполняет три важнейшие функции:

Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении дошкольников системой научных знаний, умений, навыков и в обучении пользоваться ими на практике.

Развивающая функция обучения является логическим про должени ем образовательной. В ходе обучения происходит изменение психических свойств детей.

Воспитательная функция обучения вытекает из самого его содержания, форм и методов. Помимо воспитания определенных отношений, качеств личности, она способствует усвоению социальных норм, социальной адаптации в обществе.

Принципами дидактики называют определенную систему исходных дидактических требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает его необходимую эффективность.

Существует множество попыток разработки системы дидактических принципов.

Выделенные К.Д. Ушинским дидактические принципы обучения актуальны и сегодня, особенно в отношении обучения детей с нарушениями развития. Так, учет возрастных и психологических особенностей развития ребенка помогает определить уровень требований к нему, сделать задания посильными, а процесс обучения – последовательным. Принцип наглядности помогает построить обучение на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учениками. Это необходимо детям с ограниченными возможностями познания мира, у которых многие понятия усваиваются лишь на вербальном уровне, в результате чего разрозненные и бедные представления не обеспечивают базу для полноценного развития мышления и воображения. Ведущим способом обеспечения прочности усвоения знаний Ушинский считал разнообразное повторение: попутное, пассивное и активное, когда ученик воспроизводит самостоятельные следы воспринятых ранее представлений.

Современный процесс обучения опирается на общие дидактические принципы.

Под принципами обучения подразумеваются объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется педагог.

В современной теории дошкольного обучения выделяется ряд основополагающих принципов:

Принцип развивающего обучения. Опирается на учение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития, который предполагает опору не только на прежний результат и имеющиеся знания ребенка, но и на возможно более высокий результат, достигаемый с помощью педагога, развивающего творческие способности дошкольника.

Принцип воспитывающего обучения. Предполагает наполнение содержания образования положительными чувствами, образами, передающими характерные особенности восприятия человеком окружающего мира и его отношение к действительности.

Принцип наглядности. Помогает строить обучение с опорой на чувственный опыт ребенка, его непосред ст венные наблюдения окружающей действительности с целью лучшего понимания предметов и явлений окружающего мира и взаимосвязей между ними.

Принцип доступности. Отвечает требованиям к возрасту и уровню развития дошкольника, что способствует максимальному усвоению материала, предусмотренного на данный период времени.

Принцип научности. Обосновывает правомерность использования той или иной системы обучения, а также определяет круг знаний, которые способен освоить ребенок в дошкольном возрасте.

Принцип систематичности и последовательности. Опирается на разработки Е.И. Тихеевой, установившей, что знания в течение всего дошкольного возраста должны даваться постоянно, но не в одной и той же форме, а в разной, т. е. укладываться в определенную систему и усложняться от близкого к далекому, от простого к сложному, от понятного к непонятному.

Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний. Предполагает осознание и понимание детьми того материала, которым они могут активно пользоваться в своей деятельности.

Принцип индивидуального подхода к детям. Позволяет учитывать при построении обучения индивидуальные психологические и физиологические особенности каждого ребенка.

Принцип связи знаний и умений с жизнью и практикой. Позволяет сформировать личностную позицию ребенка по отношению к освоению окружающего мира, характеризующуюся способностью использовать свои знания в практической деятельности (на занятиях, в продуктивной, игровой, трудовой деятельности, в быту).

Некоторые исследователи также выделяют принципы непрерывности обучения, опережающего обучения, обучения на высшем уровне трудности и др.

Теоретической основой для структурирования коррекционно-педагогического процесса, выбора и построения методик дополнительно служат следующие группы дидактических коррекционных принципов:

• раннего начала коррекционно-развивающей работы;

• последовательного и систематического применения системы коррекционно-педагогических мероприятий;

• учета комплексного и дифференцированного подхода, в зависимости от структуры дефекта, клинического диагноза, характера ведущего нарушения и особенностей вторичных отклонений в развитии.

Процесс обучения имеет четкую структуру, включающую в себя субъекты обучения, цель и задачи, содержание, методы, формы организации и результаты обучения.

Помимо общей цели – передачи детям совокупности знаний, умений и навыков – педагог постоянно ставит перед собой частные задачи, по обеспечению глубокого усвоения детьми конкретной суммы знаний, умений или навыков. Наука опытно-экспериментальным путем устанавливает количество, качество и степень трудности информации, определяет возможность ее усвоения и использования каждым ребенком.

Выделяют следующие типы обучения: прямое, проблемное и косвенное.

Прямое обучение предполагает, что воспитатель определяет и ставит перед детьми дидактическую задачу, дает образец способов выполнения задания и направляет деятельность на достижение результата.

Проблемное обучение строится на основе создания проблемных ситуаций, которые не решаются путем усвоения готовых знаний и образцов действий, а требуют включения активной мыс лительной деятельности в процесс решения задачи (Л.А. Вен гер, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова и др.).

Косвенное или опосредованное обучение опирается на те условия, которые помогают детям проявить свою компетентность в том или ином вопросе, рассказать другим о том, что знают, научить тому, что умеют делать.

Особенностью обучения дошкольников является то, что у маленьких детей небольшой объем внимания, они не могут удержать в памяти все задание, поэтому нуждаются в поэтапном объяснении, диктантном способе сообщения задания и его выполнении. Однако чем старше становится дошкольник, тем чаще следует переходить к целостному процессу сообщения задания и его выполнения. Кроме того, необходимым требованием к предъявлению материала является его тщательный отбор (акцент должен быть сделан на самом главном, важном в содержании, что позволяет раскрыть основные функции предмета, познать значение того или иного явления). Требуется четкость и краткость объяснения, применение точных инструкций. Это также связано с тем, что у дошкольников процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, и им трудно как контролировать себя, так и рационально распределить внимание на занятии. Часто они торопятся приступить к выпол нению задания, не дослушав инструкции, или стремятся быстрее закончить работу, не обратив внимание на ее качество.

Специфика обучения детей дошкольного возраста заключается в том, что их учебная деятельность тесно связана с игрой, поэтому игровой момент в занятии обязателен. Чем младше ребенок, тем больше используется игровых и практических приемов. Немаловажное значение имеет и эмоциональная атмосфера на занятии, руководство педагога, стиль его общения с детьми в процессе учебной деятельности. Назначение обучения состоит в том, чтобы научить ребенка учиться любому заинтересовавшему его виду деятельности. Сначала педагог должен достичь «эффекта Тома Сойера» (когда тот красил забор): ребенок сам должен попросить научить заинтересовавшей его деятельности. Потом, под руководством взрослого, он знакомится с содержанием каждого компонента, способом его включения в процесс и, наконец, воспроизводит весь процесс с помощью взрослого, а затем самостоятельно.

Существуют разнообразные классификации методов обучения. В их основе может лежать принцип воздействия на состояние психических процессов (методы организации восприятия, развития мышления, памяти, воображения, речи), принцип учета возрастных особенностей детей (наглядные мето ды, методы эмпирико-аналитического обучения, методы абст рактно-наглядного обучения и т. д.), принцип передачи и получения информации (вербальные, визуальные, ситуативно-игровые, самостоятельные, исследовательские методы и др.).

В переводе с греческого «метод» означает путь к чему-либо, способ достижения цели. Каждый метод состоит из определенных приемов, направленных на решение более узких задач. Сочетание приемов образует метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят. Одни и те же приемы могут входить в разные методы обучения.

Выделяют 3 группы методов обучения: наглядный, практический, словесный. К наглядным методам относят наблюдение, рассматривание (демонстрацию) картин, демонстрацию диапозитов, диа– и кинофильмов. К практическим – упражнения (конструктивного, творческого, подражательно-исполнительского характера, игровые упражнения), игровые методы и приемы, элементы опыта и экспериментирование, моделирование. К словесным – рассказы педагога и детей, чтение художественных произведений детям, беседы и словесные приемы обучения (пояснения, объяснения, педагогическая оценка). Что касается игрового метода, то одни исследователи выделяют его в отдельную группу, а другие считают, что он относится к практическим методам.

Наглядные методы обучения

Наблюдение является самостоятельным методом, но может выступать и в качестве приема. Его ведущее значе ние связано с формированием содержания знаний дошкольников – представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

В зависимости от характера познавательных задач используются наблюдения различного вида:

• распознающего характера, в ходе которого формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений, а также о связях наблюдаемого объекта с другими;

• наблюдения за изменением и преобразованием объектов, в ходе которых формируются знания о процессах, объектах окружающего мира в их динамике, взаимодействии;

• репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части – картина всего явления.

Рассматривание (демонстрация) картин, как правило, имеет самостоятельное значение и выполняет функцию метода. Оно используется для уточнения и обогащения представлений детей о предметах и явлениях окружающей жизни; для формирования наглядных образов; обеспечения и систематизации знаний; активизации словаря и развития связной речи; для формирования у детей эстетического восприятия, обогащения эстетических впечатлений и чувств.

Демонстрация диапозитивов, диа– и кинофильмов помогает расширить знания детей, развить их речь и воспитать вдумчивого, культурного зрителя.

Одной из новейших технологий является литература на компакт-дисках. На них умещается огромный объем информации. Видеокнига может быть обычная, когда на экране появляется текст, и «живая», которая разделяется на 10 – 12 последовательно сменяющих друг друга картин с сопроводительным текстом. В каждой сцене есть «оживающие» эпизоды, которые проигрываются. Музыкальные фрагменты усиливают восприятие текста и иллюстраций, формируют музыкальный образ.

Положительные стороны такой формы обучения очевидны – возможность передать большой объем сведений, просмотреть наиболее яркие мультипликационные фильмы и кинофрагменты. Музыкальное сопровождение и чтение художественного произведения профессиональными актерами усиливает впечатление, наличие графики помогает в восприятии детям с проблемами в развитии (детским церебральным параличом, нарушением слуха).

Но наряду с положительными имеются и отрицательные стороны: негативное влияние компьютера на здоровье человека; невозможность использования такой книги в любое время, в отличие от бумажной, высокая стоимость; исчезновение из сознания детей образа книги и нарушение ориентировки в ней.

В обучении детей часто используются такие наглядные приемы обучения, как показ способов действий и показ образца.

Элементами наглядного метода являются наблюдение за артикуляционными действиями в зеркале, показ картинок, игрушек, движений или действий, которые помогают запомнить положения органов артикуляции при произнесении звуков и т. д.

Показ действий раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память и мышление. Показ образца привлекает воспитуемых к анализу образца, определяет этапы выполнения.

Практические методы обучения

Упражнения – это многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания, применение знаний в действии.

При организации упражнений подражательно-исполнительского характера педагог ставит перед детьми конкретную задачу, показывает способ ее решения, оценивает результат. Своеобразие упражнений конструктивного характера состоит в переносе усвоенного способа действия на новое содержание – вначале близкое, а затем и более далекое. Упражнения творческого характера предполагают использование в новых условиях усвоенных способов, а также новых действий и операций, которым детей не обучали. Игровые упражнения, наряду с реальными действиями, включают имитацию действий, действия от лица «героя», мнимую, воображаемую ситуацию.

У детей с отклонениями в развитии усиливается внимание и интерес к речи при использовании таких практических приемов, как действия по выбору (составить рассказ по одной из двух картин, вспомнить стихотворение, которое нравится), соревнования, задание аналогий действий, способствующих формированию ориентировки в грамматическом, лексическом или звуковом материалах, и другие игровые приемы.

Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями и пояснениями, показом и т. д. В качестве игровых методов может выступать дидактическая игра и воображаемая ситуация в развернутом виде; в качестве игровых приемов – внезапное появление объектов, игрушек, выполнение воспитателем различных игровых действий; загадывание и отгадывание загадок; введение элементов соревнования; создание игровой ситуации.

Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д. Это преобразования, осуществляющиеся в специально созданных условиях и при непосредственном участии детей.

Моделирование как наглядно-практический метод получает все большее распространение в обучении дошкольников.

Моделирование – процесс создания моделей и их использование для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

Он делает наглядными скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи и отношения. Модель – копия натурального предмета, точная или с изменением масштаба. Она позволяет ознакомить детей со всеми свойствами тех предметов, которые не могут быть непосредственно представлены на занятиях.

Словесные методы обучения

Основными словесными приемами являются речевой образец (правильная, заранее отработанная речевая, языковая деятельность воспитателя), повторение (преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента с целью его запоминания), объяснение (раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия), указания (разъяснения, как надо действовать, чтобы достичь требуемого результата), словесное упражнение (многократное выполнение детьми определенных речевых дейст вий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков), оценка детской речи (развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений), вопрос (словесное обращение, требующее ответа; задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний).

При проведении интегрированных занятий или занятий по развитию речи с детьми, имеющими отклонения в развитии, существенное место отводится решению вопросов их речевого развития. На этом построены приемы комментированного и словесного рисования.

Комментированное рисование предполагает поощрение ребенка к речевым высказываниям, комментированию происходящего на рисунке и вне его, за пределами пространства листа. Детей просят давать эмоциональную оценку того, что они изображают и что испытывают при этом. Можно использовать прием совместно-сопряженной речи, когда взрослый сам комментирует изображение, но своими вопросами вовлекает в вербализацию происходящего и ребенка («Коммуникативная методика»): «Я вижу горящий дом, людей, выбегающих из дома; бурого медведя, приближающегося к нему. Интересно, что эти люди думают. чувствуют. Медведь думает. чувствует. Интересно, что произойдет с домом. людьми, медведем. » [3]

В дальнейшем учитывается, какие функции выполняет комментирующая речь ребенка: сопровождающую (назывную), планирующую, регулирующую ход происходящих событий, планирующую или обобщающую их. На данном этапе работы активно используются групповые, поточные и посменные формы интеграции.

В процессе подобного взаимодействия дети пользуются речевым и предметным опосредствованием, указательными и отрицательными жестами, иногда прибегая к авторитету взрослого. У некоторых дошкольников с тяжелыми нарушениями речи появляется большое количество разного рода эмоций по поводу совместно осуществляемых действий, в том числе негативных, что позволяет использовать подобные ситуации в целях воспитания нравственных чувств и коррекции поведения.

Рассказ воспитателя имеет своей целью создать у детей яркие и точные представления о событиях и явлениях. Ясность и простота описания объекта, лаконичность рассказа, яркость образов, их близость опыту детей – необходимые условия успешного восприятия содержания рассказа.

Рассказы детей также являются методом, направленным на совершенствование их знаний и умственно-речевых умений.

Чтение детям художественных произведений позволяет расширять, обогащать их знания об окружающем, формировать способности к восприятию и пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, учить пониманию основных связей в произведении, анализу качеств характера героя, его действий, переживаний, мотивов поступков, развивать способность понимать образный строй произведения.

Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации. По содержанию выделяют два вида бесед: этические и познавательные. По дидактическим целям – вводные и обобщающие (итоговые) беседы.

Приемы пояснения и объяснения широко используются в процессе наблюдения и в ходе упражнений, проведения опытов и других методов.

Так, для того, чтобы обучить ребенка с задержкой психического развития собирать матрешку и пирамидку, недостаточно показа. Здесь необходимо задать принцип собирания дидактической игрушки и реализовать его в четкой словесной инструкции и с логичным объяснением. Только используя единый принцип собирания, такой ребенок может в ходе многочисленных упражнений отработать навык самостоятельно. Например, принцип собирания пирамидки – «Выбирай всегда самое большое кольцо», принцип собирания матрешки – «Ищи всегда самую маленькую юбочку и головку». Логичное объяснение помогает лучше запомнить данный принцип: «Маленькая матрешка прыгает в самую маленькую юбочку: Прыг! Теперь нужно сделать целую девочку. Найди самую маленькую головку. Поверни так, чтобы совпал рисунок». Если ребенок не может понять, какая матрешка должна прыгать, и берет одну только верхнюю или нижнюю часть, нарушая тем самым принцип собирания, то его спрашивают: «А разве могут прыгать только ноги или только голова?» в результате ребенок ищет целую маленькую матрешку и продолжает поиск. Пирамидку легче собирать, поскольку кольцо не состоит из частей, поэтому лучше начинать обучение с этой более простой дидактической игрушки.

Педагогическая оценка как прием обучения применяется для анализа хода выполнения и результата решения задачи, понимания ошибок и осознания необходимости их исправить.

К средствам обучения относят различные пособия, материалы, технические средства, оборудование, реальные объекты и сооружения. Будучи источниками получения знаний, формирования умений, они являются частью педагогической системы. Традиционно к простым средствам относят словесные тексты, визуально-реальные предметы, модели и картинки, а к сложным – механические визуальные приборы, аудио– и видеоаппаратуру, компьютеры, телевизоры и различные технические средства обучения.

Основные средства реализации наглядно-действенных методик обучения – натуральные предметы и их модели, мозаика и конструктор и др.

Например, натуральные объекты – лучший вид наглядных пособий, они дают наиболее полные представления о реальных вещах и совокупности их свойств.

Натуральные объекты как дидактический материал по степени сложности подразделяются на группы:

• объекты, состоящие из комбинации геометрических фигур;

• объекты растительного и животного мира;

• человек, предметы его жизнедеятельности.

Среди натуральных объектов должно быть как можно больше предметов, с которыми ребенок сталкивается в быту и которые имеют для него определенную значимость (предметы домашнего обихода, посуда, одежда, мебель и т. д.).

Варианты моделей: муляжи, макеты, скульптуры, геометрические тела, чучела.

В процессе занятий обычно используется три вида моделей:

1) предметная – в виде физической конструкции, предмета или предметов, закономерно связанных;

2) предметно-схематическая – компоненты и связи обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков;

3) графические – обобщенно передают разные виды отношений (схемы и т. п.).

Средства реализации наглядно-образных методик обучения – иллюстративный материал, который делится на подгруппы по:

• формообразующему признаку (контурные, силуэтные, заполненные);

• цветообразующему признаку (черно-белые и гетерохромные);

• степени сложности (простые и сложные);

• пространственным свойствам: плоскостные (двумерные) и объемные (трехмерные);

• смысловой нагрузке (предметные и сюжетные);

• художественной направленности: рисунок (графика) и картина (живопись).

Требуется большое разнообразие иллюстративного материала: отдельные изображения; изображения, сгруппированные по характеру исполнения и по тематической направленности; сюжетные ситуации разной степени сложности. Особый вид изобразительного материала предназначен для выполнения визуально-логических заданий, способствующих интеллектуализации процесса восприятия.

Для реализации словесно-логических методик необхо димо выделение в групповом помещении рабочей части для занятий и пространства для свободной самостоятельной деятельности по интересам. В рабочей части для занятий хранятся пособия и дидактические игры, нужные для осуществления интеллектуального воспитания детей.

К формам организации обучения дошкольников от носят:

• организацию взаимодействия и общения педагога с деть ми;

• взаимодействие и общение детей между собой (взаимообучение) при объединении их в пары или малые группы;

• самообучение в процессе индивидуальной деятельности с дидактическим материалом (автодидактизм), когда обучение происходит с помощью специально организованной среды.

Исторически выделяют три формы организации обучения: индивидуальную, групповую (с подгруппой) и фронтальную (со всей группой).

Основной формой организации обучения детей в детском саду является занятие. Оно организуется и проводится педагогом, который определяет в соответствии с избранными программами воспитания и обучения содержание, методику и технологию занятий с различными возрастными группами.

Любое занятие с дошкольниками состоит из трех основных частей:

1) введение в тему, определение цели, объяснение того, что должны сделать дети;

2) самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка;

3) анализ выполнения задания и его оценка.

Оценивать надо результат, а не поведение детей; всю группу, а не отдельных детей; сначала оценить все положительное и только после этого фиксировать, что не удалось выполнить.

На индивидуальных занятиях педагог имеет возможность вести обучение в соответствии с индивидуальным уровнем развития ребенка, с учетом темпа усвоения им материала, особенностей психических процессов и т. д. В группе индивидуальная форма используется с целью проведения диагностики и контроля, чтобы выявить уровень обучаемости и вовремя определить недостатки в усвоении знаний и умений.

Кроме того, в индивидуальных занятиях нуждаются дети:

• с явно выраженными способностями к той или иной деятельности, а также с доминирующим познавательным интересом;

• с недостатками в развитии;

• имеющие проблемы в поведении.

Занятия организуются по всем направлениям воспитательно-образовательной работы: ознакомлению с окружающим, развитию речи, музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, развитию элементарных математических представлений (РЭМП), физической культуре.

На каждом занятии решаются общедидактические задачи:

• формируется способность обучаться под руководством педагога;

• развиваются интеллектуальная и творческая стороны личности.

Несмотря на многообразие задач занятия, всегда выделяется основная цель.

В зависимости от цели и логики процесса обучения можно определить несколько видов занятий:

• по изучению новых знаний, на которых дети знакомятся с новым математическим материалом;

• по закреплению нового материала (применение знаний в сходных ситуациях);

• по повторению, обобщению и систематизации знаний (усвоение способов действий в комплексе);

Каждый вид имеет свои структурные элементы, но они носят динамический характер. Воспитатель должен выделить цель каждого структурного элемента (этапа) занятия и добиться ее реализации.

Нередко проводятся занятия, которые полностью посвящены усвоению новых знаний. Это объясняется особенностями познавательной и эмоционально-волевой сфер детей дошкольного возраста – им целесообразно сообщать новый материал небольшими порциями с последующим его закреплением. Такие занятия позволяют сосредоточить внимание на учебном материале, повторить и актуализировать именно те знания, на которых будет строиться объяснение нового, последовательно закрепить полученные знания.

Содержанием фронтальных занятий может быть деятельность художественного характера: музыкальные занятия, показ инсценировки, игра-путешествие, знакомство с произведениями искусства и т. п.

Например, в раннем возрасте на занятиях по ознакомлению с окружающим и декоративно-прикладному рисованию предлагается печатание листьями. Настоящий лист дерева намазывают краской и отпечатывают на бумаге. Так создаются декоративные композиции. На занятиях по формированию элементарных математических представлений дети печатают геометрические фигуры с помощью форм из деревянного конструктора, надетых на карандаш. В.А. Козлова рекомендует использовать данный прием не только на занятиях, но и на прогулке, печатая изображения квадратов и ромбов, прямоугольников и других геометрических фигур прямо на асфальте (основание печати при этом натирается мелом).

В старшем дошкольном возрасте арсенал применяемых нетрадиционных техник изображения расширяется. Интересно, что при этом значительное место занимают игровые и эвристические методы и приемы работы с детьми.

Для обучения детей вне занятий используют дидактические и подвижные игры. Также обучение происходит в процессе подготовки к праздникам и развлечениям, чтения художественной литературы, наблюдения на прогулке и т. п.

У детей велика потребность в познании, потребность открывать мир, людей, природу. В силу своих возрастных особенно стей они всегда готовы откликнуться (прежде всего эмоционально) на все окружающее, новое в жизни. Именно экскурсии дают дошкольнику возможность контакта с окружающим миром, убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы формируют образ Родины. Эта деятельность удовлетворяет и их естественную потребность в движении, позволяя быть на свежем воздухе в любое время дня и года.

Существуя как особый вид занятия в детском саду, экскурсии тесно переплетаются с другими видами деятельности, дополняя и совершенствуя их и одновременно развиваясь в сочетании с ними.

Так, рисуя природные объекты, дети обычно используют впечатления от чтения литературы, рассматривания ил люстраций и в меньшей степени – собственные наблюдения. Экскурсия позволяет сделать их рисунки выразительнее, эмоциональнее, точнее. Отчеты по итогам прогулок, походов также позволяют актуализировать представления детей, использовать их для составления рассказов по собственным наблюдениям. Кроме того, экскурсии, прогулки, походы могут быть направлены на ознакомление детей со следующими понятиями и представлениями:

• трехмерным пространством окружающего мира;

• формой и величиной реальных объектов окружающего мира;

• количественными свойствами и отношениями, существующими в реальном пространстве помещений, на участке дошкольного учреждения и за его территорией, т. е. в окружающем ребенка пространстве;

• временными ориентирами в естественных условиях, соответствующими тому или иному времени года, части суток и т. п.

На математически направленных экскурсиях дети знакомятся с деятельностью людей, включающей элементы математического содержания. Например, в магазине покупают продукты и платят за них деньги (количественные представления); дети идут в школу к определенному часу (временные представления); пешеходы переходят улицу (пространственные представления); на стройке работают различные по высоте краны (представления о величине) и т. п. Об этом может рассказать литература.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *