что такое опорные слова в рассказе
При выборе различных тем сочинений стоит учитывать не только его жанр. Основным помощником в этом деле является основная тема, или мысль. Именно по ней выбирается структура текста и стиль написания сочинения. Но на чем строится основная мысль? Опорные слова — это основа всех основ. Очень важно помочь детям разобраться, что это такое.
Что такое опорные слова
Это главная основа всего текста. Так звучит теория. На практике же объяснить одним предложением, что такое опорное слово в русском языке, не получится. Чаще всего для точной передачи мысли необходимо использовать несколько опорных слов, называемых также ключевыми. Само название показывает, что данные слова призваны помочь определить главный смысл сочинения. Именно их используют в роли фундамента любого текста.
Вам будет интересно: История испанского ордена Калатравы
Еще одна важная функция опорных слов — это определение порядка важности тех или иных мыслей и предложений. С их помощью можно понять, на что обращать внимание в первую очередь при написании сочинения.
Разобраться, что такое опорные слова, поможет определение фраз, без которых в тексте нельзя было бы обойтись. Если исключить их из сочинения, уйдет и смысл. Текст без опорных слов — это блуждание около темы без попадания в суть вопроса. И наоборот, если из сочинения убрать все описательные, вставные и уточняющие слова, останутся только опорные.
Вам будет интересно: Синонимы к слову «человек»: многообразие вариантов
Объяснение ребенку темы простым языком
Чем меньшего возраста ученик, тем проще нужно излагать для него тему. Проблема в том, что многие взрослые сами не до конца понимают, что такое опорные слова и как найти их в тексте. При таком раскладе предстоящее объяснение кажется еще более неподъемной задачей. Разобрать со школьником тему можно в два основных этапа:
Когда школьник упражняется с ключевыми словами, то начинает понимать методы избегания смысловых повторов, создания благозвучных сочинений. Лучше реальных примеров в этом вопросе нет ничего. Только на практике ребенок сможет до конца прочувствовать тему.
Готовый алгоритм поиска ключевых слов
Чтобы понять данную тему, ребенку не хватит одной теории. Чем больше реальных текстов он изучит, тем проще сможет находить ключики в будущем.
Для подобной работы с ребенком можно использовать готовую последовательность действий, проверенную опытными преподавателями:
Опорные слова для определения падежей
Есть в русском языке одна загвоздка на тему опорных слов: так называют не только главные фразы текста. Важно не перепутать, ведь второй вариант служит для помощи в склонении по падежам.
Вопрос может возникнуть в том случае, если ударение приходится не на последний слог. Опорные слова помогут избежать заучивания всех окончаний на память. Чтобы решить вопрос, необходимо только найти слово того же склонения, что и спорное, но с ударным последним слогом. После определения с окончанием, та же самая задача ставится и для проблемного слова.
Например, дано спорное слово “железо”, которое необходимо поставить в дательном падеже. Для решения задачи можно воспользоваться планом действий:
Заключение
Не все вопросы легко объяснить ребенку. Однако приложив немного усилий и фантазии, можно будет порадоваться успехам школьника.
Особенно трудно может быть заинтересовать юный ум, ведь в этом возрасте больше желания играть, чем учиться. Превратив процесс обучения в игру, можно добиться расположения ребенка и его внимания. Если занятия будут для ребенка интересными, он быстро усвоит, что опорные слова — это главный ключик от текста.
Урок развития речи по теме «Опорные слова в тексте». 1-й класс
Класс: 1
I. Речевая разминка.
На доке напечатана пословица:
“Любишь кататься, люби и саночки возить”.
– Передайте смысл этой пословицы другими словами.
Слова напечатаны на карточке.
II. Целевая установка.
– Сегодня на уроке вы уроке вы покажете, как любите и знаете сказки. А также узнаете, как называются слова, которые помогают их вспомнить.
III. Введение понятия опорные слова.
– В одной сказочной стране Злой Волшебник заколдовал интересные добрые сказки. Почти все слова сказочных текстов разлетелись по свету. Волшебник даже названия стер. Чтобы расколдовать сказку, вам нужно по оставшимся словам ее вспомнить.
Слова напечатаны на карточке.
ДЕД БАБА КУРОЧКА ЯИЧКО МЫШКА
КОЗА КОЗЛЯТА ВОЛК КУЗНЕЦ СЪЕЛ
– Знакомы ли вам эти сказки?
– Как вам удалось отгадать, какую сказку заколдовал Злой Волшебник?
– Как бы вы назвали такие слова?
– Эти слова самые главные в текстах. Они помогают вспомнить героев, события. Такие слова есть в каждом тексте, и называются они ОПОРНЫМИ СЛОВАМИ. (Учитель пишет тему на доске.)
1) Игра “Угадай сказку!”.
По картинкам на доске дети угадывают сказки.
“Красная Шапочка”; “Сказка о рыбаке и рыбке”; “Золотой ключик, или приключения Буратино”.
– Что вам помогло отгадать сказки?
2) Коллективное выделение опорных слов из знакомой сказки.
– Опорные слова из двух сказок перемешались. Их нужно разделить на две группы. Вспомнить название и автора.
Слова напечатаны на карточке.
На доске: МАЧЕХА ПЕС ПЕТУХ БАЛ ОСЕЛ СЕСТРЫ КОТ ТУФЕЛЬКА ПРИНЦ ПРИНЦЕССА ТРУБАДУР
(Учитель заранее раздает детям, напечатанные слова и просит разукрасить слова каждой сказки разными цветами. “Золушка”– зеленым, “Бременские музыканты”– синим.)
– Что вам помогло отгадать сказки?
3) Подбор опорных слов к знакомой сказке.
– Попробуйте назвать опорные слова.
К сказке “Колобок”. (По мере рассказывания сказки на доске появляются картинки.)
– Найдите в опорных словах лишнее слово.
Слова напечатаны на карточке.
На доске: ЛИСА ЖУРАВЛЬ В ГОСТИ ТАРЕЛКА КУВШИН ВОРОБЕЙ
5) Составление текста по опорным словам.
Слова напечатаны на карточке.
В рощу, поют, чижи, стучат, дятлы, душистые ландыши, чудесная прогулка.
(Мы пошли в рощу. Там поют чижи. По деревьям стучат дятлы.
Под деревьями расцвели душистые ландыши. Чудесная получилась прогулка!)
– Что вам помогло на уроке вспомнить все сказки?
– Что вы теперь знаете об опорных словах?
V. Рекомендации на дом.
– По опорным словам составить и записать рассказ.
Слова напечатаны на карточке.
Урок риторики во 2-м классе. Тема: «Опорные слова»
Тема: Опорные слова.
Минутка вхождения в день.
Цель: настроить детей на работу, установить доброжелательные отношения, придать детям чувство спокойствия и уверенности.
Дыхательная гимнастика.
– С наступлением нового дня. Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь мне, друг другу.
Цель: проверить знания детей о тексте, признаках текста, создать проблемную ситуацию.
На доске карточки со словами: предложение слоги звуки слова 20 6 12 19 20
– Сегодня на уроке мы будем работать в группах.
– Восстановите перепутанную логическую цепочку слов. Докажите правильность цепочки.
– Отгадайте, какого слова здесь не хватает. (Карточка с цифрами 20 6 12 19 20.) По какому признаку зашифровано слово? Переворачивают карточку, там слово текст. (Алфавитный признак)
Текст – это группа предложений, объединенных темой, основной мыслью; это несколько предложений, связанных между собой по смыслу.
– Давайте назовем яркие признаки текста, а поможет нам в этом цветок: цветик-семицветик. (На доске цветок с лепестками.) Дети называют признак и объясняют его, а учитель переворачивает лепесток с этим признаком.
Тема – это то, о чем говорится в тексте.
Основная мысль – это самое важное, самое главное, о чем говорит нам текст.
Концовка структура текста.
Заголовок – заглавие, название текста.
Абзац – минимальная смысловая часть текста, которая пишется с красной строки, в которой содержится новая мысль.
– Что, значит, понять основную мысль текста?
Понять основную мысль текста – это как бы найти волшебный ключик к тексту, и текст откроется нам, поделится с нами своими мыслями, чувствами.
Игра “ Плюс – минус”. (Тест “Верные и неверные высказывания”)
Постановка проблемного вопроса.
– Ребята, а какой признак текста мы еще не открыли? (Открывается лепесток “опорные слова”).
– Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке? Сформулируйте сами тему и цель нашего урока.
– Зачем нам нужны опорные слова?
Опорные слова – слова, по которым можно понять основную мысль текста.
Работа с учебником. Первичное закрепление.
Цель: учить, по опорным словам составлять текст, выделять в тексте опорные слова.
– Откройте страницу 12, задание № 11.
– Прочитайте текст. Определите тему текста.
– Закройте учебники. Прочитайте на доске слова, которые были выделены в тексте.
– Вспомните по этим словам содержание текста (1 – 2 человека пересказывают текст).
– Как называются такие слова? (Опорные слова.)
– Почему? (Мы как-бы опираемся на них в своем пересказе.)
– Попробуйте сами сказать, для чего нам нужны опорные слова? (Дети формулируют вывод)
– Откройте учебники и сравните свои выводы со сведениями в розовой рамке. (Дети читают сведения на странице 12)
– Почему опорные слова еще можно назвать ключевыми?
Физминутка “Страус Куки”.
(Дети встают в круг по парам и выполняют слова физминутки)
Страус Куки встал с постели,
Поразмял себе бока,
Поразмял себе и шейку,
Словно длинную линейку.
Поворочал головой
Вправо, влево: что с тобой?
Перья в сторону торчат,
Ноги что-то не стоят.
Потянулся клювом к луже,
Заглянул туда поглубже,
Посмотрел и так и сяк,
А прическа – кавардак!
Это можно все поправить,
Перышки слегка пригладить,
Выпрямить осанку,
Заварить овсянку.
Сладко потянуться
И просто улыбнуться.
– Ребята, какую работу мы сейчас выполняли? (По опорным словам составляли текст)
– А если опорных слов нет, что нужно сделать? (Их надо выделить)
– Сейчас мы с вами будем работать по группам. Каждая группа получит задание.
Каждой группе дается текст, нужно выделить в нем опорные слова. (Задание из учебника № 12)
(Дети зачитывают слова, которые они выделили в тексте, а учитель вывешивает на доске эти слова.)
– Сделайте по ним краткий пересказ. Сделайте вывод (По опорным словам можно вспомнить содержание текста, опорные слова помогают передать в тексте самое главное, основное)
7. Вторичное закрепление. (Работа в группах)
Задание:
– Прочитайте опорные слова одной известной сказки. Попробуйте по опорным словам составить сказку, а также ее проинсценировать.
(Заяц, лиса, лубяная избушка, ледяная избушка, собака, медведь, петух)
Задание:
– Выделить в тексте опорные слова, прочитать их. Дети должны восстановить содержание текста, придумать название. Группа должна проинсценировать эту сказку. (Узбекская сказка “Упрямые козы”)
– Прочитать и сравнить опорные слова из двух небольших рассказов с одинаковым названием. Восстановить основное содержание этих рассказиков.
Моя собака День рождения, щенок колли,
рыжий, веселый, грызет,
любят, гуляем, не боится,
убежал, позвонили, счастливый.Моя собака Нашел, замерший,
черная шерсть, висячие уши,
недоверчивый, стал веселым,
гуляем, боится, любим.
– Почему рассказы имеют одинаковое название, а содержание получилось разным? (Разные опорные слова)
– Для чего же нам нужны опорные слова? (Помогают передать в тексте самое основное)
– С каким признаком текста мы познакомились на уроке?
– Для чего они нам нужны?
– Как еще называются опорные слова?
– Что больше всего понравилось на уроке?
– Какое у вас было настроение?
– Домашнее задание будет творческим: из любой сказки выписать опорные слова, а дети будут отгадывать, какая это сказка. Можно работать по мини-группам, а можно индивидуально.