что такое описательный рассказ
Составление описательных рассказов детьми дошкольного возраста
Ольга Смирнова
Составление описательных рассказов детьми дошкольного возраста
Составление описательных рассказов детьми дошкольного возраста
Виды рассказов:
В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи:
1) описание игрушки и предмета
2) рассказывание по сюжетным картинкам, так и 1 сюжетной картине,
3) творческие рассказы,
4) рассказы из опыта.
Рассказывание по игрушкам и рассказывание по картинам. Игрушки, предметы и картины служат прекрасным материалом для обучения разным типам высказываний, поскольку они подсказывают содержание речи. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений. Часто в описание включается и рассказ о выполненных или возможных действиях с игрушкой или предметом, о том, как появились эти вещи у ребенка (т. е. здесь имеет место контаминация).
В повествовательных монологах дети передают определенный сюжет, подсказанный картиной, готовой игровой ситуацией, созданной при помощи игрушек, а также придумывают рассказ по картине, с выходом за рамки изображенного, или по игрушкам (одной или нескольким).
Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму.
Рассказывание из опыта опирается на представления, полученные в процессе наблюдений, а также разных видов деятельности, и отражает переживания и чувства ребенка. В монологах из коллективного и индивидуального опыта формируются навыки и повествования, и описания, и рассуждения.
4 слайд Составление рассказов требует более высокого уровня интеллектуального и речевого развития, более интенсивной познавательной деятельности, совершенствование всех познавательных процессов, а также усиленной и углубленной предварительной работы.
Предварительная работа по обучению составления описательных рассказов начинает проводиться на занятиях по обучению грамоте.
1.Формируем у детей понятия: «слово», «живой и неживой предмет», «действие», «признак», «предложение» и соотнесение их с символами.
2. Лексико-грамматические упражнения помогают нам быстрее научится подбирать признаки и действия к предметам.
3. Формирование у детей предлогов, это очень трудоемкий процесс, и чтобы дети смогли быстрее понять и запомнить и в дальнейшем правильного употреблять пространственные предлоги, мы используем фразовый конструктор «Я умею говорить».
4. С помощью схем и фразового конструктора дети составляют предложения и выполняем разбор схемы предложения (с предлогами и без)
Общие моменты в работе по обучению
составления описательного рассказа
• Проведение систематических сюжетно-ролевые игр. Магазин, Выставки – Экскурсовод, Теремок.
• Выполнение лексико-грамматических упражнений.
• Совершенствование диалогической речи.
• Обучение составлению плана, его запоминание.
• Объединение предложений в связное, последовательное, законченное высказывание.
• Использование зрительных опор – схем.
• Использование дидактических пособий, наполненных картинно-графическими символами.
• Использование дидактических игр «В стране Котландия», «Расскажи мне, расскажи».
Теперь более подробно остановимся на некоторых моментах по обучению составления описательного рассказа.
Один из приёмов, который облегчает ребёнку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем из дидактических пособий Бардышевой, Бухариной, Теремковой. Опорные схемы выступают в роли плана – подсказки. Детям становится проще составить рассказ.
Учить детей дошкольного возраста составлять описательный рассказ – важный аспект их развития. Порой такая учебная деятельность часто утомляет детей однообразием. Занятия по описанию нужно стараться строить с опорой на близкие и понятные для ребенка темы, тем самым повышая его мотивацию. Такому требованию отвечают сюжетно-ролевые и театрализованные игры.
Умение точно, лаконично и образно описывать предмет способствует развитию речи детей и их мышления и внимания.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Таким образом, в старшей группе дети учатся описывать игрушки, предметы, составлять рассказы по картинкам, проявляя все большую активность. Педагог должен профессионально и умело руководить этим процессом.
Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических методов, приемов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у вoспитанников к данному виду речевой деятельности.
Я считаю, что, кроме того, что педагог должен знать и уметь применять методику обучения детей составлению описательных рассказов, он должен убедить детей в важности описания конкретно взятого объекта, выдвинуть такой мотив, чтобы каждый ребенок поверил в этo, сделать учебный процесс более интересным и увлекательным.
Учимся составлять описательный рассказ
Галина Сингаевская
Учимся составлять описательный рассказ
Учимся составлять описательный рассказ.
Как научить составлять описательный рассказ, используя игру «Магазин»
После того, как ребёнок научился составлять элементарные описательные рассказы, можно попробовать описывать предметы, сравнивая друг с другом.Сравнивать можно:
— описывая два предмета по очереди (например: «Лось большое животное. По цвету он тёмно-коричневый. Рога у него широкие, низкие и расходятся в разные стороны. Олень меньше лося. Окрашен он в серо-белый цвет. Рога у оленя высокие, ветвистые.);
описывая предметы параллельно. Для сравнения предметов этим способом, можно использовать игру «Теремок». Эту игру можно использовать при изучении любой лексической темы. Для этого стоит построить теремок из кубиков, конструктора или любого другого материала.Рядом расположите игрушки: лису, волка, медведя, ёжика, зайца.
Начинает рассказывать взрослый: «Бежит по полю ёжик. Вдруг, видит, стоит в поле теремок. Подбежал ёжик к теремку и стучит: тук-тук-тук. Кто – кто в теремочке живёт, кто – кто в невысоком живёт? Никто не отвечает. Зашёл ёжик в теремок и стал там жить». Затем взрослый предлагает ребёнку выбрать любую игрушку и, повторяя слова взрослого, подбежать к теремку.
Ребёнок говорит: «Бежит по полю волк. Вдруг, видит, стоит в поле теремок.Подбежал волк к теремку и стучит: тук-тук-тук. Кто – кто в теремочке живёт, кто – кто в невысоком живёт»?
Взрослый отвечает: «Это я ёжик. А ты кто»?
Ребёнок: «А я волк. Пусти меня к себе жить».
Взрослый: «Я тебя пущу, если ты мне скажешь, чем ты на меня не похож (или похож)»?
Ребёнок может сравнивать животных по определённой схеме:
Ребёнок: «У тебя колючки, а у меня шерсть. Ты живёшь в норе, а я в логове. Ты ешь змей, а я мясо животных».
В этой игре можно сравнивать:
• всех животных с одним и тем же животным (ёжика с волком, ёжика с лисой, ёжика с медведем, что подходит для детей 4 – 5 лет;
• или с тем, кто последний зашёл в теремок (ёжика с волком, волка с лисой, лису с медведем и т. д.). этот вид рассказа приемлем для детей 5 – 7 лет.
Детям можно предложить составлять описательные рассказы по плану (по вопросам, которые уже заготовлены взрослым) и по схеме. В зависимости от возраста детей, можно маневрировать, как количество вопросов, так и количество картинок в схеме.
План рассказа.
1. Что это (овощ, фрукт или ягода?
7. Какой он на ощупь?
8. Что можно из него приготовить?
Ещё можно предложить метод составления рассказа по опорным картинкам, которые можно рисовать схематично, не затрачивая на это большое количество времени. Такой метод удачно использовать при описании времен года. Увеличивая или уменьшая количество картинок, их можно использовать для детей разных возрастов.
Но составлять рассказы можно и по сюжетным картинкам. На картинках могут
быть изображены и времена года, и действия людей, и присутствовать сюжеты из жизни животных и птиц. Для детей среднего возраста используйте картинки с простым сюжетом.
Составлять описательный рассказ
по сюжетной картине можно,
опираясь на саму картинку
и рифмованный текст.
Этот метод хорошо использовать
для обучения детей 3 – 4 лет.
«Дел у меня не мало –
Можно составлять сравнительный рассказ, например, о временах года, отвечая на вопросы взрослого, детям 4 – 5 лет.
• Какая листва летом? Зимой?
• Какое небо летом? Зимой?
• Какие дни летом? Зимой?
• Что происходит с деревьями летом? Зимой? и т. д.
• составление предложений по опорным словам (снег, солнце, небо, погода, деревья, птицы, животные, игры детей);
• объединение предложений в рассказ
• придумывание названия рассказа («О чём мы составляли рассказ?», «Как его
назвать?»). Желаем успехов!
Фотоотчёт «Играем и учимся» В настоящее время в соответствии с Государственной программой РФ «Развитие образования» на 2013 – 2020гг. и требованиями Федерального.
Конспект по речевой деятельности «Описательный рассказ «Белочка» в средней группе детей с ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: закрепить знания детей о том, как звери готовятся.
Рассказ «Родина» Величественно и гордо простираются владения моей Родины. Не описать словами красоту её полей, степей, рек и озёр. Посмотрите в глаза России.
Рассказ «Вот так пастух» Наступили летние каникулы. Родители отправили Дениса в деревню к бабушке с дедушкой отдыхать. В деревне было много тракторов и косилок,.
Консультация «Учимся говорить играя» Часть I Для успешного речевого развития ребенка необходимо, чтобы с первых дней жизни его окружала эмоционально положительная и полноценная.
Учимся рисовать. МК «Попугай» Важный пестрый попугай Прилетел на ветку. огляделся и сказал: «как живете, детки?» Мы опять рисовали с помощью геометрических фигур.
Занятие по математике «Учимся добру» Занятие по математике на тему: «Учимся добру». Задачи. 1. Развивать логическое мышление, воображение, внимание. 2. Закрепить пройденный.
Составление описательных рассказов детьми в ДОУ
Презентация по теме : «Составление описательных рассказов детьми в ДОУ».
При составлении различных по сложности рассказов усиливается роль и значение самостоятельного оформления сюжета и подбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка.
Составление рассказов требует более высокого уровня интеллектуального и речевого развития, более интенсивной познавательной деятельности, совершенствование всех познавательных процессов, а также усиленной и углубленной предварительной работы
Описательные
Рассказы – рассуждения
В описательном рассказе отсутствует временная последовательность ;
Речь более образная, с большим количеством прилагательных и наречий ;
Описательный рассказ труднее для составления.
Речь более образная, с большим количеством прилагательных и наречий ;
Название предмета или явления ;
Характерные признаки предмета или явления (внешние и внутренние) ;
Внешний вид (форма, цвет, размер, материал) ;
Назначение (где используется, как с ним взаимодействовать) ;
Какую пользу приносит ; отношение к предмету или явлению
6 слайд – Обучение дошкольников составлению описательного рассказа
Учить детей дошкольного возраста составлять описательный рассказ – важный аспект их развития.
Умение точно, лаконично и образно описывать предмет способствует развитию речи детей и их мышления и внимания.
Один из приёмов, который облегчает ребёнку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем.
Опорные схемы выступают в роли плана –подсказки.
7 слайд – Элементы модели описательного рассказа – символы –заместители качественных характеристик объекта:
Принадлежность к родовому понятию ;
Среда обитания или роста (для живых объектов) ;
Строение или составные части ;
Материал (для неживых предметов) ;
8 слайд –Лексическая тема: «Дикие животные»
План и схема рассказа.
9 слайд –Лексическая тема : «Животные»
План и схема рассказа.
10 слайд –Лексическая тема : «Игрушки»
План и схема рассказа
11 слайд –Лексическая тема : «Одежда»
План и схема рассказа.
12 слайд –Лексическая тема : «Овощи»
План и схема рассказа.
13 слайд – Образец описательного рассказапо лексической теме : «Овощи. Помидор»
План рассказа :
Форма (круглая, овальная, треугольная).
Каким является на ощупь и на вкус?
Описательный рассказ по теме : «Помидор»:
Помидор красного цвета.
Помидор круглой формы.
Этот помидор большой.
Помидор растёт на грядке, в огороде.
На ощупь помидор мягкий, гладкий. На вкус – сладкий и сочный.
Помидор едят сырым. Из него готовят салаты, соки. Его заготавливают на зиму – солят.
14 слайд –Лексическая тема : «Посуда»
План и схема рассказа.
15 слайд –Лексическая тема : «Осень»
План и схема рассказа.
16 слайд – При составлении описательного рассказапо опорным схемам следует обратить внимание на :
Полноту характеристики внешних признаков и свойств описания;
Логику описания (соблюдение структуры описания, целесообразность последовательности);
Связность текста (правильность согласование слов в предложении);
Образность (использование лексической выразительности).
17 слайд – Этапы работ по формированию у детей умения составлять описательный рассказ с использованием опорных схем
На втором этапе – необходимо дать детям образец описательного рассказа по определённой лексической теме.
Третий этап – это самостоятельное составление ребёнком описательного рассказа по опорной схеме.
18 слайд – Особенности построения описательного рассказав разных возрастных группах :
В младшей группе работа ведётся от «обратного» – дети пытаются доказать свою правоту, отвечая на вопросы и давая развёрнутые ответы.
В средней группе описательные рассказы строятся по опорным схемам.
В старшей группе описательные рассказы строятся по плану, который сами составляют.
В подготовительной группе сами составляют рассказы по плану, проводят анализ рассказа друзей и самоанализ.
19 слайд – Общие моменты в работе по обучению составления описательного рассказа :
Систематические речевые тренинги – тесно связанные с темой рассказа (сказки, басни, стихи, рассказы).
Лексические упражнения (подбор признаков и действий, синонимов и антонимов, родственных слов).
Грамматические упражнения (словообразование, составление предложений).
Совершенствование диалогической речи.
Обучение составлению плана, его запоминание.
Объединение предложений в связное, последовательное, законченное высказывание.
Использование зрительных опор – схем.
Консультация для родителей «Учимся составлять описательный рассказ»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
– это изложение характерных признаков отдельных предметов. В таком рассказе всегда присутствует много определений, обстоятельств, элементов образности.
Описательные рассказы бывают 3-х видов:
описательные: описание одного предмета.
сравнительные: описание 2-х предметов с контрастными признаками (причём поэтапно сопоставлять их однозначные признаки);
объяснительные: это рассказ с элементами рассуждения и доказательств.
Практика показывает, что данный вид рассказывания вызывает трудности. Зачастую мы не умеем выдвинуть мотив, который убедил бы детей в важности описания объектов, а немотивированную цель реализовать сложнее. Такая ученая деятельность утомляет детей однообразием. Занятие по описанию нужно строить с опорой на мотивировки, близкие и понятные. Такому требованию отвечает игра «Магазин».
Как научить составлять описательный рассказ, используя игру «Магазин»
Примерные образцы рассказа :
для детей 3 – 4 лет: «Он круглый, оранжевый, сладкий…»
для детей 4 – 5 лет: «Это фрукт, он растёт на дереве. Он круглый, оранжевый, сладкий и мягкий…»
для детей 5 – 7 лет: «Он круглый, оранжевый, сладкий, мягкий. Из него можно приготовить джем, повидло, варенье, сварить компот. Он растёт на деревьях в тёплых странах….»
Можно использовать такую разновидность составления рассказа, как
П
римерные образцы рассказа:
для детей 3 – 4 лет: «Это посуда. Тут кастрюля, там половник. Они нужны, чтобы варить суп».
для детей 4 – 5 лет: «Это посуда. Это кастрюля. У неё есть дно, стенки, ручки, крышка. Она нужна, чтобы варить суп, компот. Это половник. У него длинная ручка. Он нужен, чтобы наливать суп или компот….».
для детей 5 – 7 лет: «Посмотрите, перед вами посуда. Это кастрюля. У неё есть дно, стенки, ручки, крышка. Она железная и нужна, чтобы варить суп, компот, кашу. А это половник. У него длинная ручка. Он нужен, чтобы наливать суп или компот….».
Ещё можно использовать игру – соревнование и рассказывать об игрушках. Игрушка ближе всего ребёнку и это не будет выглядеть как занятие. Эта игра – занятие больше всего подходит для детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 лет).
Сначала взрослый составляет описательный рассказ, выбрав любую игрушку. Например: «Это зайчик. У него пушистая серая шерстка, длинные уши, чёрные глаза. У Зайки весёлая мордочка. Он одет в зелёные штанишки. Мне очень нравится эта игрушка».
Затем предложите ребёнку описать любую игрушку самостоятельно.
Научив ребёнка описывать игрушки, можно перейти к описанию животных. Взрослый составляет описательный рассказ, выбрав любого животного. Как и в игре в «магазин», в зависимости от возраста, увеличивается количество признаков, по которым ребёнок должен описать животное.
взрослый составляет описательный рассказ, выбрав любого животного.
Например: «В лесу я встретила ёжика. Сам он серый, с белыми острыми колючками. У ёжика короткие лапы и хитрая мордочка. Ёж был очень симпатичный».
Затем предложите ребёнку описать любого животного самостоятельно.
— описывая два предмета по очереди (например: «Лось большое животное. По цвету он тёмно-коричневый. Рога у него широкие, низкие и расходятся в разные стороны. Олень меньше лося. Окрашен он в серо-белый цвет. Рога у оленя высокие, ветвистые.);
Начинает рассказывать взрослый: «Бежит по полю ёжик. Вдруг, видит, стоит в поле теремок. Подбежал ёжик к теремку и стучит: тук-тук-тук. Кто – кто в теремочке живёт, кто – кто в невысоком живёт? Никто не отвечает. Зашёл ёжик в теремок и стал там жить». Затем взрослый предлагает ребёнку выбрать любую игрушку и, повторяя слова взрослого, подбежать к теремку.
Ребёнок говорит: «Бежит по полю волк. Вдруг, видит, стоит в поле теремок. Подбежал волк к теремку и стучит: тук-тук-тук. Кто – кто в теремочке живёт, кто – кто в невысоком живёт»?
Взрослый отвечает: «Это я ёжик. А ты кто»?
Ребёнок: «А я волк. Пусти меня к себе жить».
Взрослый: «Я тебя пущу, если ты мне скажешь, чем ты на меня не похож (или похож)»?
Ребёнок может сравнивать животных по определённой схеме:
Ребёнок: «У тебя колючки, а у меня шерсть. Ты живёшь в норе, а я в логове. Ты ешь змей, а я мясо животных».
В этой игре можно сравнивать:
всех животных с одним и тем же животным (ёжика с волком, ёжика с лисой, ёжика с медведем), что подходит для детей 4 – 5 лет;
или с тем, кто последний зашёл в теремок (ёжика с волком, волка с лисой, лису с медведем и т.д.). этот вид рассказа приемлем для детей 5 – 7 лет.
Что такое описательный рассказ
Рассказ — самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события. Составление рассказа (по заданию) — более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования. Серьезной задачей являются систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему). Необходимо показать ребенку, что его рассказ нужен, поддержать естественную потребность высказаться, желание что-то сообщить слушателям.
Важно, чтобы дети чувствовали радость и удовлетворение от своих рассказов, видели их пользу. По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными.
Описание — это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. Обычно описание носит деловой характер, в нем много точных определений, обстоятельств, но желательно, чтобы присутствовали элементы образности, которая так привлекает детей. Кроме того, описание должно быть лаконичным. Вот описание воспитателем игрушечного утенка (занятие в средней группе): «Это утенок Кряк. Он желтенький, пушистый. Глаза у Кряка, как большие черные пуговицы. Утенок смешной. Сам большой и толстый, а крылышки маленькие. Кряк надел берет и, важно переваливаясь, пошел: «Кряк-кряк-кряк» (по В. В. Гербовой).
Описательному рассказу присущи своя структура, композиция. В начале его называется предмет (или сообщается краткое содержание картины), затем в соответствии с порядком обследования указываются характерные признаки, назначение и взаимосвязь частей и в заключение говорится о назначении предмета или о действиях с ним. Естественно, что описание какого-либо трудового процесса опирается на его последовательность (как я делаю лодочку, стирка и т. п.).
Разновидности описательных рассказов — сравнительный и объяснительный рассказы. В детском саду дошкольников учат составлять описание двух предметов с контрастными признаками, основанное на поэтапном сопоставлении их однозначных признаков (например, сначала по величине, далее по цвету, материалу, деталям, форме). Полезны и объяснительные рассказы с элементами рассуждения, доказательства, сопровождаемые показом называемых действий. Объяснить что-то другому лицу — значит подвести его в определенной последовательности к пониманию главных связей и отношений, характерных для того явления, о котором рассказывается. Например, ребенок может объяснить товарищу, как использовать тот или иной предмет, игрушку, как играть в какую-либо игру.