что такое описательный оборот

Урок русского языка 6 класс «Описательный оборот»

Урок по теме «Описательный оборот» для учеников 6 класса.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 6 класс «Описательный оборот»»

Тема урока: «Описательный оборот» 6класс русский язык

Формирование у учащихся языковых познавательных компетенций посредством расширения знаний о лексических средствах связи, в частности об описательном обороте, его назначении.

Формирование предметных компетенций в обнаружении описательных оборотов в текстах, применении и составлении их, в умении сцеплять предложения при помощи нового лексического средства связи предложений и составлении текстов с использованием описательных оборотов с целью избежания повторов одних и тех же слов.

Формирование коммуникативных компетенций через общение учащихся друг с другом, умение слышать и слушать учителя и одноклассников, делиться впечатлениями, работать в группе;

Формирование интеллектуальных компетенций через соотнесение темы урока с литературным материалом по творчеству А.С. Пушкина, знакомого учащимся с 5-го класса.

1 Организационный момент.

2 Работа по теме урока.

Вступительное слово учителя:

Сегодня у нас урок развития речи. Нам предстоит работать с текстами. Поэтому первый мой вопрос к вам следующий:

Что делает текст текстом? (связь предложений по смыслу и грамматически)

Какие средства связи предложений в тексте вы уже знаете? Вспомним и назовем их ( лексические повторы, синонимы, антонимы, однокоренные слова, родо-видовые слова)

Сегодня мы продолжим работу над общей темой «Лексические средства связи предложений в тексте». А тему нашего урока мы сформулируем позднее, когда познакомимся с новым лексическим средством связи.

3. Актуализация опорных знаний с плавным переходом к новой теме.

Работа с карточкой – заданием. (работа в парах) карточка на каждом столе.

(текст «Зима в лесу» смотри в приложении)

Какими лексическими средствами сцепляются предложения в тексте?

А в двух последних? ( слово »снег» заменено сочетаниями слов «серебристое пуховое одеяло» и «белые пушистые шапки»

Работа с учебником «Русская речь»: № 229 и 231 (учебники взяли в библиотеке по одному на парту)

(ребята приходят к выводу, что предложения могут быть связаны при помощи сочетания слов, которые заменяют слово, чтобы оно не повторялось) – выход на тему урока.

Делаем запись в тетрадях и на экране через проектор:

Описательный оборот – это сочетание слов, образуемое для замены какого-либо слова, наименования.

В литературе мы его называем перифразой( от греческого- окольная речь, пересказ

Состав описательного оборота – не менее 2-х слов

Назначение: 1.избежать повторения одного и того же слова.

4. Закрепление нового материала.

Найдите описательные обороты и догадайтесь, какие слова они заменяют, о ком или о чем идет речь.

«Страна» довольна вами и просит помощи.

Ученики начальной школы писали сочинение и допустили речевые ошибки: в предложениях неоднократно повторялись одни и те же слова. Учитель ребят обращается к вам: помогите им придумать описательные обороты к повторяющимся словам, чтобы избежать повторений.

(учащиеся работают в парах)

«Страна необычных загадок прощается с вами. А мы продолжаем трудиться дальше.

Как вы думаете, только ли во избежание повтора слов используется описательный оборот? Попробуем разобраться в этом.

Задание №233 «Русская речь» Выбрать для связи предложений наиболее уместный описательный оборот.

Почему выбрали именно этот? ( ученики с помощью учителя приходят к выводу, что описательные обороты делают более выразительным образ, дополняют его характеристику)

На экране и в тетрадях делаем запись: 2 значение оборота :создание выразительного образа, дополнение характеристики.

На доске через проектор –текст:

Однажды на улице мы нашли котенка. …жалобно мяукал и дрожал, и мы взяли его домой. Скоро…подрос. Ах! Что он творил! Бегал, играл с нами, иногда рвал обои и царапал мебель. И все-таки мы так привязались к… Все рады, что в доме появился…

Попробуйте на месте многоточий подобрать описательные обороты, чтобы они характеризовали котенка, исходя из содержания предложений. Запишите в тетради через запятую эти описательные обороты.

(всеобщий любимец, член семьи, любимец семьи и т.д.)

А какое значение имеют эти описательные обороты?

(ребята приходят к выводу, что в этих описат.оборотах выражено отношение к животному)

Вот вам еще одно назначение описательных оборотов. Запись на экране и в тетради:

3. Выражение отношения автора или персонажа к предмету или явлению.

А теперь я приглашаю вас на встречу с другим котом:

У Лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,…(дети продолжают до…-«сказку говорит»)

Откуда этот отрывок?

А теперь я приглашаю вас в» Страну пушкинских сказок»

Работа в группах. Создается 5 групп, в каждой –руководитель(помощник учителя), определяющий тех, кто будет отвечать. В карточках –заданиях отрывки из сказок Пушкина. (каждой группе – своя сказка)

Задания (через проектор на доску)

2.подготовиться к выразительному чтению

3.найти на стенде иллюстрации к своим сказкам

А теперь самое главное:

Придумайте 5-6 предложений по вашей сказке (может быть по содержанию или какому-либо эпизоду), чтобы был включен в текст один из описательных оборотов (из отрывков) как лексическое средство связи предложений.

(ребята совместно продумывают текст с записью на черновике)

Чтение сочинений-миниатюр, составленных общими усилиями в группах.

Домашнее задание: написать сочинение «Моя любимая сказка А.С. Пушкина».

Условие: ввести не менее двух описательных оборотов.

Источник

Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот.

Урок русского языка в 6 классе

Тема урока: Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот.

Тип урока: развитие речи.

— предметные: формирование умения работать с текстом; формирование понятия о описательном обороте, его функциях в тексте; формирование умения пользоваться выразительными средствами языка, в частности описательным оборотом.

метапредметные: активизация мыслительной деятельности, развитие внимания, логического мышления; развитие умения слушать и слышать, аргументировано и связно формулировать ответы.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

— личностные: формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану; стремление к речевому самосовершенствованию; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него.

коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.

регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста

предметные: знать о роли деталей в художественном описании; уметь описывать портрет(икону); научиться конструировать текст описания по картине с использованием опорного языкового материала.

II. Подготовка к восприятию темы:

1) Чтение эпиграфа, написанного на доске или выведенного на слайде (слайд 2):

Два чувства равно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам!

На них покоится от века

По воле Бога самого

2) Работа с эпиграфом.

— Какие чувства возникают при прочтении данного стихотворения?

— О чем говорится в стихотворении?

— Какова его основная мысль?

— Какой смысл вкладывает автор в словосочетания «отеческие гробы», «родное пепелище»?

— Как вы понимаете слово «Самостоянье»?

— Как вы думаете, почему именно это стихотворение было выбрано в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку?

III. Работа по теме урока.

1) Работа по подбору синонимов

— Вспомните, что такое синонимия? Что она нам даёт? Чего добиваемся мы, употребляя синонимы?

— Перед вами стихотворение Иосифа Бродского «Рождество 1963 года» (см. Приложение А) (слайд 3). В нём пропущены авторские эпитеты. Сейчас мы из ряда синонимов, данного в скобках, выберем самое точное слово и определим какой эпитет автор использовал для характеристики того или иного предмета.

2) Чтение и обсуждение учениками получившихся вариантов стихотворений. Чтение правильного варианта стихотворения учителем.

3) Анализ стихотворения

— О чем данное стихотворение?

— Какие художественно-выразительные средства использовал автор для создания образов?

— Можно ли заменить повторяющиеся слова не одним словом, а словосочетанием или целым оборотом речи?

4) Введение нового понятия

— Если такой оборот характеризует внешние или содержательные стороны предметов, явлений, он называется описательным оборотом.

Описательный оборот – словосочетание или группа слов, характеризующая внешние или содержательные стороны предметов или явлений (слайд 4). Описательный оборот может иметь прямое или переносное значение.

— Найдите описательный оборот в эпиграфе.

IV. Подготовка к сочинению-описанию иконы Владимирской Богоматери.

1) Предварительная беседа о иконе

— Расскажите, какому событию было посвящено стихотворение И. Бродского?

— В каких видах искусства оно нашло отражение?

— Для чего люди стали писать иконы?

— Какие иконы вам известны?

— Кого из русских иконописцев вы знаете?

— Только ли религиозное значение имеют иконы?

— Почему иконы имеют такое воздействие на человека? Что еще этому способствует?

— Кто знает, какую роль сыграла икона Владимирской Богоматери в истории нашего государства? (слайд 5)

Краткая историческая справка учителя о иконе (см. Приложение Б)

2) Беседа-описание иконы

— Рассмотрим внимательно икону Владимирской Богоматери.

— Какие детали бросаются в глаза?

— Всмотритесь в лики святых, изображенных на иконе. Как смотрит Мать на зрителя? Что мы можем прочесть в Её взгляде? (слайд 6)

— Как смотрит Младенец на Мать? Как он выглядит? Почему именно такая поза у Младенца?

— Какие чувства Матери и Сына изобразил художник?

— Какого цвета одежды Богородицы и Христа? (слайд 7)

— В чем особенность ликов святых?

— Подберите слова, описательные обороты, словосочетания для изображения состояния душ Матери и Младенца (кроткий, печальный, мудрый взгляд, светлый лик, нежные объятия, приобнять за шею, желание защитить, темные, золотые одежды, материнская любовь).

3) Словарная работа: запись на доске и пояснение слов: Богородица, Божья Матерь, Младенец, Иисус Христос, лик.

4) Составление примерного плана сочинения:

— Каким по типу речи должно быть сочинение? (текст описательного характера)

— В каком порядке мы построим свою работу над планом сочинения? На что необходимо обратить внимание?

Совместное составление плана с опорой на вопросы учителя:

— Как построена картина?

— Следует ли сразу говорить о том, что изображено на иконе? С чего следует начать сочинение?

— Как перейти к описанию иконы?

— Что изображено в центральной части иконы?

— С помощью каких красок иконописец создает лики Богоматери и Младенца?

— Нравится ли вам это изображение? Какие чувства вызывает картина?

— Как вы думаете, почему картина вызывает у нас ощущение покоя? (слайд 8)

в) особенности ликов святых

3. Значение иконы для потомков.

— Какого типа речи будет ваше сочинение?

-Что именно характерно для данного типа?

— Каким образом был составлен план сочинения?

— Какие пункты может включать в себя описание иконы?

V. Домашнее задание: написать сочинение «Мысли, навеянные иконой». (слайд 9)

VI. Подведение итогов (слайд 10)

— Что нового узнали вы на сегодняшнем уроке?

— Что такое описательный оборот?

— Какова роль икон в нашей жизни?

VII. Выставление оценок.

Рождество 1963 года

Младенец родился в (страшную, сильную, лютую, жестокую) стужу,

В пустыне пылали (яркие, высокие, сторожевые, пастушьи) костры,

Буран бушевал и выматывал душу

Из (бедных, богатых, жестоких) царей, доставлявших дары.

Верблюды вздымали (длинные, уставшие, лохматые) ноги,

Выл ветер. Звезда, (краснея, сверкая, блистая, пламенея) в ночи,

Смотрела как трех караванов дороги

Сходились в пещеру Христа, как лучи.

По церковному преданию, икону написал евангелист Лука на доске стола, за которым ел Иисус с Марией и Иосифом.

На Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1131 года) как подарок Юрию Долгорукому. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Андрей Боголюбский перевез Вышгородскую икону Богоматери во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование) в 1155 году, где она хранилась в Успенском соборе.

Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы.

Источник

Описательный оборот

Просмотр содержимого документа
«Описательный оборот»

Технологическая карта урока русского языка

учителя русского языка и литературы

МОУ Дмитровской общеобразовательной средней школы № 9

Васильевой Лады Евгеньевны.

Тема урока: Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот.

Тип урока: открытия новых знаний

Технология: технология развития критического чтения через чтение и письмо

технология уровневой дифференциации материала

Цель урока: обеспечить формирование представления об описательном обороте как средстве лексической связи предложений в тексте и средстве выразительности; сформировать умение составления описательных оборотов и их использования в связной речи.

Реализуемая программа: по русскому языку общеобразовательных учреждений. 5-9 классы на основе УМК Бабайцевой В.В.

Личностные результаты: достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения (Л1); понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей (Л2).

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.

Научатся: определять функциональные особенности описательных оборотов

Получат возможность научиться: работать с различными источниками информации; использовать знания об описательном обороте как средстве лексической связи предложений в тексте и средстве художественного выражения.

УУД личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей (Л3).

УУД регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности (Р1); принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров (Р2); осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме (Р3); контроль и оценивние своих действий как по результату, так и по способу действия (Р4).

УУД познавательные: проведение сравнения и классификации изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям (П1); определение основной и второстепенной информации (П2); построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей (П3);

УУД коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1); практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества (К2); действие с учётом позиции другого, умение согласовывать свои действия с другими участниками (К3).

Форма работы: индивидуальная, групповая

Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку, аудиозапись К.Сен-Санс. Сюита «Карнавал животных». Эпизод «Слоны».

Характеристика этапов урока

Источник

Описательный оборот

Просмотр содержимого документа
«Описательный оборот»

Технологическая карта урока русского языка

учителя русского языка и литературы

МОУ Дмитровской общеобразовательной средней школы № 9

Васильевой Лады Евгеньевны.

Тема урока: Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот.

Тип урока: открытия новых знаний

Технология: технология развития критического чтения через чтение и письмо

технология уровневой дифференциации материала

Цель урока: обеспечить формирование представления об описательном обороте как средстве лексической связи предложений в тексте и средстве выразительности; сформировать умение составления описательных оборотов и их использования в связной речи.

Реализуемая программа: по русскому языку общеобразовательных учреждений. 5-9 классы на основе УМК Бабайцевой В.В.

Личностные результаты: достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения (Л1); понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей (Л2).

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.

Научатся: определять функциональные особенности описательных оборотов

Получат возможность научиться: работать с различными источниками информации; использовать знания об описательном обороте как средстве лексической связи предложений в тексте и средстве художественного выражения.

УУД личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей (Л3).

УУД регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности (Р1); принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров (Р2); осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме (Р3); контроль и оценивние своих действий как по результату, так и по способу действия (Р4).

УУД познавательные: проведение сравнения и классификации изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям (П1); определение основной и второстепенной информации (П2); построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей (П3);

УУД коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1); практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества (К2); действие с учётом позиции другого, умение согласовывать свои действия с другими участниками (К3).

Форма работы: индивидуальная, групповая

Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку, аудиозапись К.Сен-Санс. Сюита «Карнавал животных». Эпизод «Слоны».

Характеристика этапов урока

Источник

описательный+оборот

861 attract shoppers

862 attractive in terms of direct investment

863 attractive to foreign investors

864 attributive

865 auction-rate securities linked to subprime mortgages

866 authorities say (that)

868 automotive lending

869 availability, expiry date and place for presentation

870 available to investors

871 average patient death rate

872 average price per square meter

873 average rent

874 average turnover

875 avert a default

876 avert a prolonged recession

877 avert an escalation of the credit crisis

878 avoid a repeat of 1998

879 avoid an early election

880 avoid panic among the public an abrupt move might trigger

См. также в других словарях:

описательный — ая, ое. 1. Содержащий в себе общее описание чего л. О. курс ботаники. О ая зоология. О. оборот речи (в котором предмет или явление называют не прямо, а несколькими словами, указывающими на какие л. признаки, например: дневное светило о солнце). 2 … Энциклопедический словарь

описательный — ая, ое. см. тж. описательно, описательность, описательство 1) Содержащий в себе общее описание чего л. Описа/тельный курс ботаники. О ая зоология … Словарь многих выражений

ПАРАФРАЗ — (греч., от para и phrazo говорю). Перевод, объяснение темных и замысловатых мест в сочинениях, особенно же в Библии. В музыке: распространение и обработка взятой темы. В учебном деле: изменение в предложении частей, поставляя их в разных… … Словарь иностранных слов русского языка

Терминоведение — (терминология устар.) наука, изучающая специальную лексику с точки зрения её типологии, происхождения, формы, содержания (значения) и функционирования, а также использования, упорядочения и создания. Начало терминоведения связано с… … Википедия

Интонация (звук. средства языка) — Интонация (от лат. intono ‒ громко произношу), совокупность звуковых средств языка, которые, налагаясь на ряд произносимых и слышимых слогов и слов: а) фонетически организуют речь, расчленяя её сообразно смыслу на фразы и знаменательные отрезки ‒ … Большая советская энциклопедия

Интонация — I Интонация (от лат. intono громко произношу) совокупность звуковых средств языка, которые, налагаясь на ряд произносимых и слышимых слогов и слов: а) фонетически организуют речь, расчленяя её сообразно смыслу на фразы и знаменательные… … Большая советская энциклопедия

Россия. Русский язык и Русская литература: Русский язык — А. Русский язык термин, употребляемый в двух значениях. Он обозначает: I) совокупность наречий великорусских, белорусских и малорусских; II) современный литературный язык Р., представляющийся в своем основании одним из великорусских наречий. I)… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ПАРАФРАЗА — ПАРАФРАЗ(А) [гр. paraphrasis описательный оборот, описание] 1) передача чего л. своими словами, пересказ, близкий к тексту; 2) муз. инструментальная музыкальная пьеса виртуозного характера, написанная обычно на одну или несколько оперных тем или… … Словарь иностранных слов русского языка

парафраз и парафраза — (от греч, paraphrasis описательный оборот, описание). 1) Выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова. Пишущий эти строки (вместо “я” в речи автора). 2) Троп, состоящий в замене названия лица, предмета или… … Словарь лингвистических терминов

перифраз — (от греч. periphrasis, peri вокруг, phradzo говорю) вид тропа, описательный оборот речи, употребляемый вместо слова или словосочетания. В П. название предмета или явления для большей выразительности заменяется указанием на его наиболее… … Словарь литературоведческих терминов

парафраз (парафраза) — 1. Описательный оборот, описание. 2. Выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова. 3. Замена названий предметов или явлений описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. 4. Выражение … Толковый переводоведческий словарь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *