что такое оперативный эксперимент орм
Что такое оперативный эксперимент орм
Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:
(в ред. Федерального закона от 05.01.1999 N 6-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Наведение справок.
3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
4. Проверочная закупка.
5. Исследование предметов и документов.
7. Отождествление личности.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
10. Прослушивание телефонных переговоров.
11. Снятие информации с технических каналов связи.
12. Оперативное внедрение.
13. Контролируемая поставка.
14. Оперативный эксперимент.
15. Получение компьютерной информации.
(п. 15 введен Федеральным законом от 06.07.2016 N 374-ФЗ)
Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.
Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, с получением компьютерной информации, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
(в ред. Федеральных законов от 30.12.1999 N 225-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.
Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.
Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(часть девятая введена Федеральным законом от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
Оперативный эксперимент
Оперативный эксперимент – оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в негласном наблюдении и документировании поведения лица в искусственно созданных условиях с целью выявления его противоправной деятельности и получения доказательств.
Мероприятие представляет собой проверку имеющейся информации о готовящемся совершении преступления и является его моделью. Оперативный эксперимент может проводиться, например, с целью выявления систематических нарушений законодательства, захвата с поличным лиц при вручении, получении или вымогательстве взятки, изобличения лица, нанимающего киллера, и т. д. Целью эксперимента может быть также реакция лица на появление определенного человека, на изложение определенной информации. Соответственно, оперативный эксперимент проводится негласно или гласно.
В процессе мероприятия полностью воспроизводится обстановка совершаемого преступления, но с учетом того, что все действия осуществляются под контролем и фиксацией оперативных сотрудников. Запрещается оказывать физическое или какое-либо иное воздействие на проверяемого – все действия должны быть им совершены самостоятельно.
При проведении эксперимента запрещается провокация (т. е. проведение мероприятия по инициативе оперативных сотрудников при отсутствии у них информации о преступной деятельности проверяемого). Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
Мероприятие может осуществляться как для изобличения конкретных лиц, так и для выявления неизвестных лиц (например, расстановка химических ловушек на складах и иных местах хранения материальных ценностей, а также последующая проверка лиц, имевших доступ на соответствующую территорию, на предмет наличия на их одежде и коже химических следов).
Оперативный эксперимент проводится на основании постановления, утвержденного соответствующим руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Составляется и утверждается план проведения мероприятия, в котором указываются основания для его проведения, расписывается его содержание в хронологическом порядке, определяются место проведения, используемые силы, средства и т. д.
При осуществлении эксперимента используется скрытно фиксирующая аппаратура аудио – и видеосъемки и др.
Результаты оперативного эксперимента отражаются в составляемых оперативным сотрудником рапорте или справке, к которым прилагаются акты (например, о расстановке ловушек), документы о применении технических средств аудио – и видеозаписи и др.
Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел (общая часть)
Электронное учебное издание
§ 15. Оперативный эксперимент
Оперативный эксперимент — это оперативно-розыскное мероприятие, которое заключается в искусственном создании обстановки, максимально приближенной к реальности, с целью вызвать определенное событие либо воспроизведение события или проведение определенных опытов в полностью управляемых условиях и под контролем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с вовлечением лица, в отношении которого имеются данные о противоправной деятельности, без уведомления его об участии в оперативном эксперименте, в целях подтверждения совершения данным лицом противоправных действий, а также предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений.
Способ получения информации — эксперимент.
Оперативный эксперимент проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
В соответствии ст. 8 Закона об ОРД его производство допускается только в целях выявления, пресечения и раскрытия преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлений. Оперативный эксперимент проводится непосредственно сотрудниками оперативного подразделения с привлечением по необходимости оперативно-поисковых и оперативно-технических подразделений органов внутренних дел, а также использованием содействия лиц оперативным подразделениям органов внутренних дел.
Оперативный эксперимент следует отличать от следственного эксперимента, который в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством следователь вправе произвести в целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для уголовного дела, путем воспроизведения действий, а также обстановки или иных обстоятельств определенного события. При этом проверяются возможность восприятия каких-либо фактов, совершения определенных действий, наступления какого-либо события, а также выявляются последовательность происшедшего события и механизм образования следов.
К основным задачам, решаемым в результате проведения оперативного эксперимента, относятся:
— выявление лиц, совершающих преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие серийные преступления;
— выявление лиц, занимающихся сбытом похищенного имущества;
— выявление лиц, занимающихся сбытом предметов, запрещенных в свободном обороте, и их изъятие.
Совершение при проведении оперативного эксперимента действий, направленных на принуждение в любых формах лица или лиц совершить преступление, категорически запрещается. При проведении оперативного эксперимента должен осуществляться обязательный негласный контроль за созданными условиями оперативного эксперимента с целью исключения каких-либо непредвиденных обстоятельств, например, причинения вреда участвующим в мероприятии лицам, при передаче денег вымогателям не дать последним скрыться и обеспечить безопасность заявителя; при установлении «машины-ловушки» должны быть перекрыты возможные отходы преступников, а также исключены все возможные варианты для злоумышленников покинуть место совершения преступления. Это требует проведения таких дополнительных оперативно-розыскных мероприятий, как обследование прилегающей территории, наблюдение и др.
При оперативном эксперименте наиболее проблемным является недопущение провокации в отношении лиц, на которых он направлен. Это связано с тем, что оперативный эксперимент невозможен без создания искусственных условий воспроизводящих обстановку совершения преступления. Провокация, же запрещает осуществлять какие-либо действия, которые могут подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных деяний.
В целях обеспечения законности проведения оперативно-розыскного мероприятия необходимо:
— получение достоверной информации о совершении лицом противоправных деяний (например, при проведении эксперимента в отношении взяткополучателя целесообразно иметь сведения о нескольких лицах, у которых взятка вымогалась);
— инициатива в замысле и подготовке преступления должна исходить исключительно от заподозренного субъекта (например, лицо должно само высказать требование передачи взятки);
— отсутствие у лица, предоставляющего информацию о заподозренном, мотивов для его оговора.
Полагаем, такой подход к разграничению провокации от правомерных действий оперативных сотрудников при проведении оперативного эксперимента не противоречит действующему в Российской Федерации законодательству и позиции Европейского Суда по правам человека, который неоднократно рассматривал жалобы на провокационные действия сотрудников оперативного подразделения в процессе проведения ОРМ.
Возможно также проведение оперативного эксперимента в отношении неустановленного лица, совершающего серийные преступления. В этом случае действия оперативных сотрудников должны быть направлены на негласное выявление и наблюдение за лицами, умысел на совершение преступлений у которых сформировался до начала эксперимента. Такой вид оперативного эксперимента должен проводиться с соблюдением обязательных условий. Во-первых, обстоятельства и объекты для проявления преступных намерений, создаваемые в ходе эксперимента должны обеспечивать возможность добровольного выбора того или иного варианта поведения заподозренных лиц. Во-вторых, в процессе эксперимента должны, использоваться методы пассивного наблюдения (например, при проведении операции с автомашинами-ловушками). В-третьих, при проведении эксперимента запрещается принуждать лицо к совершению противоправных действий; ставить его в обстоятельства, затрудняющие удовлетворение своих потребностей законными способами.
Эти условия позволят определить, что умысел на совершение преступления у лица возник задолго до начала его проведения, а условия, которые создаются, должны лишь способствовать тому, чтобы преступный замысел был преступником реализован во время проведения мероприятия.
Результаты, полученные в процессе проведения оперативного эксперимента, могут передаваться следователю и использоваться в процессе доказывания, если в гласном процессе не будут расшифрованы сведения, относящиеся к государственной тайне.
§ 4. Оперативный эксперимент
Нормативно это ОРМ определено в п. 14 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД. Кроме того, отдельные его правила изложены в ст. 5, 7 и 8, п. 1 ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17 ФЗ об ОРД, ст. 36 ФЗ о наркотиках, Инструкции «Об основах организации и тактики проведения оперативно-технических мероприятий», а также в закрытых нормативных правовых актах оперативно-розыскных органов. Важную роль в оценке оперативного эксперимента и его результатов играют постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» и определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 3 сентября 2004 г. № 47-004-75.
Характеристика обязательного юридического содержания оперативного эксперимента. Оперативный эксперимент характеризуется как сложное экспериментальное ОРМ (см. § 5 гл. 16 настоящего издания). Различают основной, ограничительный и льготный составы этого ОРМ.
Объект оперативного эксперимента усеченный. С его помощью допустимо защищать не все общественные отношения, предусмотренные ФЗ об ОРД, а только отдельные уголовно-правовые отношения, которые возникают при совершении преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления.
Как правило, в составе этого ОРМ одним из значимых признаков выступает лицо — носитель информации. В основном им является изучаемое лицо, прежде всего то, чье деяние (действие или бездействие) фактически или с достаточной степенью вероятности связано с совершением тяжкого (особо тяжкого) преступления и чье поведение изучается в ходе оперативного эксперимента (например, иные лица, связи проверяемого).
С предметно-практической стороны выделяют два вида оперативного эксперимента, проводимого для установления:
• наличия конкретного события (факта, явления, процесса) при определенных условиях;
• восприятия (слышимости, видимости и др.) конкретного события при соответствующих условиях;
• совершения лицом конкретного действия при определенных условиях;
2) механизма совершения преступления (как в целом, так и отдельных его стадий).
Формы проведения. Это ОРМ проводится как негласно (в основном), так и гласно.
Способы оперативного эксперимента. Он проводится на мнимое благоприятствование и на воспрепятствование осуществления общественно опасного деяния.
Используемые средства. При проведении оперативного эксперимента его субъекты вправе использовать (гласно или с соблюдением мер конспирации) технические и иные средства (ч. 3 ст. 6 ФЗ об ОРД). В ходе этого ОРМ могут, в частности, использоваться специальные окрашивающие препараты, которыми метят, например, денежные купюры, требуемые взяточником.
Место и время (сроки) проведения оперативного эксперимента ФЗ об ОРД не ограничены.
Субъект оперативного эксперимента сложный:
• основной — 1) исполнитель: оперативник или по его заданию агент либо иное лицо, содействующее проведению ОРД; 2) санкционирующее лицо: руководитель оперативно-розыскного органа;
• дополнительный — специалисты в ряде областей знаний, техники и ремесел.
Характеристика особенностей ограничительного состава оперативного эксперимента. В этом составе эксперимента, т.е. в ходе которого могут быть совершены действия, ограничивающие конституционные права лица, установлены дополнительные, ужесточающие условия его проведения (по сравнению с простым составом). Они связаны с необходимостью получения судебной санкции (например, для начала экспериментального воссоздания ситуации по негласному проникновению лица в жилище).
Особенности субъекта проведения. При таком эксперименте субъект сложный: кроме оперативника (агента и др.) и руководителя оперативно- розыскного органа в обязательном порядке задействован судья, который санкционирует проведение ОРМ, связанного с ограничением конституционного права человека.
Основные правила осуществления оперативного эксперимента и оформления его результатов. Основание и поводы для проведения оперативного эксперимента в простом его составе специфичны:
• он допустим только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления (ч. 8 ст. 8 ФЗ об ОРД);
• его проведение допустимо только на основании постановления, утвержденного руководителем оперативно-розыскного органа (ч. 7 ст. 8).
Условия для проведения оперативного эксперимента (простой состав) — соблюдение запрета на использование технических и иных средств, наносящих ущерб жизни или здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде (ч. 3 ст. 6 ФЗ об ОРД).
Кроме того, в оперативно-розыскной практике выработаны условия, характерные для проведения этого ОРМ. Так, в ходе оперативного эксперимента запрещается:
• искусственно создавать ситуацию, в которой изучаемое лицо лишается выбора того или иного поведения, в том числе непреступного;
• искусственно создавать доказательства совершения преступления;
• подстрекать (провоцировать) лицо к совершению преступления, в том числе путем формирования у него отсутствовавшего ранее умысла на совершение преступления;
• совершать действия, унижающие честь и достоинство граждан, угрожающие жизни или здоровью его участников либо других лиц.
Наряду с этим недопустимо проводить оперативный эксперимент, если он может повлечь за собой наступление тяжких (особо тяжких) последствий правоохраняемым интересам, включая ущерб общественной безопасности или безопасности России.
Оформление данных, полученных в результате оперативного эксперимента. Как правило, данные, полученные в результате его проведения, оформляются рапортом оперативника. Однако они могут быть оформлены актом (о проведении оперативного эксперимента), объяснением лица — участника оперативного эксперимента и др.
К итоговому документу могут прилагаться необходимые документы и материалы (аудио-, видеопленки и т.п.), на которых фиксировали процесс оперативного эксперимента, и данные, полученные в его результате.
Отличие оперативного эксперимента от провокации. Провокация в ОРД законодательно запрещена. Органам (должностным лицам), осуществляющим ОРД, запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий, т.е. совершать провокацию (ч. 8 ст. 5 ФЗ об ОРД).
В отличие от провокационно-подстрекательской деятельности при оперативном эксперименте сознанием оперативника (другого субъекта ОРД) охватывается то, что он совершает действия для защиты от преступного посягательства, а его воля направлена на совершение именно общественно полезного поведенческого акта. Это одно из основных, принципиальных отличий.
Провокация (в уголовно-правовом аспекте) — это подстрекательство в совершении преступления. Подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом (см. ч. 4 ст. 33 УК). При этом лицо сознает, что склоняет другое лицо к совершению преступления, и желает его склонить.
Кроме того, в ст. 304 УК предусмотрен конкретный состав преступления — провокация взятки или коммерческого подкупа.
Важно соблюдать все правила осуществления оперативного эксперимента, предусмотренные ФЗ об ОРД. Так, Верховный Суд РФ разъяснил, что не является провокацией взятки или коммерческого подкупа проведение предусмотренного законодательством ОРМ в связи с проверкой заявления о вымогательстве взятки или имущественного вознаграждения при коммерческом подкупе (см. п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6).
Оперативный эксперимент, провокация в ОРД, прослушивание иных, кроме телефонных, переговоров, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи.
Международный журнал
гуманитарных и естественных наук
Мальцев, В. В. Оперативный эксперимент и наблюдение: соотношение понятий / В. В. Мальцев. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – 11. – С. 240-246.
ОПЕРАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И НАБЛЮДЕНИЕ:
В.В. Мальцев, соискатель
Хабаровский государственный университет экономики и права
(Россия, г. Хабаровск )
В практической деятельности людей для обеспечения своего функциониров а ния и развития, особую роль сыграла л ю бознательность человека, являясь осно в ной причиной развития цивилизации. С древних времён познание проводилось с помощью двух основных методов: набл ю дения и эксперимента. Несмотря на каж у щуюся идентичность, данные понятия зн а чительно отличаются друг от друга. Как правило, данные методы предпринимались в целях проверки гипотез, представлений и теорий. Они расширяли круг пр едставл е ний людей, оттачивали их у м и способс т вовали пониманию наиболее сложных в е щей объективной действительности, что происходит и на современном этапе разв и тия.
В истории науки широком смысле эксп е римент (от лат. experimentum – проба, опыт) представляет собой метод познания, с п о мощью которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Цель – выяснение прир о ды наблюдаемого явления.
Посредством эксперимента возможно в ы деление интересующего явления из мног о образия других и познание его природы и сущности, что позволяет делать достоверные выводы о существовании в прошлом в схо д ных условиях аналогичного явления или возможности его появления в будущем.
Отмечаем, что эксперимент – это метод научного познания, при котором объекты погружаются в искусственно созданную среду, а их поведение управляется лицом его осуществляющим, т.е. эксперимент а тором.
Как мы видим важнейшим отличие м является способ взаимодействия с изуча е мым предметом. Если наблюдатель стоит в стороне и из у чает объективные данные, то эксп е риментатор активно вмешивается в ход событий и направляет их. Следует о т метить, что н аблюдение может быть спо н танным, а эксперимент – только целен а правленным.
Экспериментатор занят подтвержден и ем гипотезы, которую он сформулир о вал ранее. Наблюдатель просто получает н о вые данные, с о бирая ранее неизвестную информ а цию. Эксперимент проводится в специальных контролируемых у с ловиях и ограниченной среде, как правило, искусственно созданной, наблюдение – в естес т венных условиях. Ещё один важный момент – наличие специального оборудования.
Как видно, сущность эксперимента з а ключается в целенаправленном, преднам е ренном преобразовании исследуемых я в лений и во вмешательстве эксперимент а тора в соответствии с его целями в теч е ние естественных процессов для получения эмпирических данных. Целью наблюдения является фиксация и получение новых данных.
Как и любая специальная область зн а ний, оперативно-розыскная деятельность (далее – ОРД) оперирует сложными, мн о гогранными нередко весьма специфич е скими понятиями, которые выр а жаются соответствующей термин о логией.
В настоящее время в соответствии с российским законодательством оперативный эксперимент является самостоятел ь ным ОРМ для получения и проверки и н формации в целях выявления, пресечения и раскрытия преступлений средней тяж е сти, тяжких и особо тяжких преступлений.
Сложность в определении понятия «оперативный эксперимент» вызывает то, что ФЗ об ОРД не раскрывает в своём с о держании юридических определений ОРМ, в том числе понятие и содержание мероприятия «оперативный экспер и мент».
Данная норма закреплена в части 8 ст. 5 ФЗ Об ОРД, а также разъяснена постано в лением Пленума Ве р ховног о Суда РФ от 9 июля 2013 года № 24. Условия проведения оперативного эксперимента не должны провоцировать, подталкивать лицо к с о вершению противоправных действий, ст а вить его в обстоятельства совершения пр о тив о правных действий.
Для понимания сущности опер а тивного эксперимента проанализируем условия проведения, цели и содержательную часть оперативного экспер и мента:
1. Важное условие проведения опер а тивного эксперимента – это наличие п о становления, которое утверждено руков о дителем органа, уполномоченным на ос у ществление ОРД. Таким образом, опер а тивный эксперимент – это мероприятие ведомственного санкци о нирования.
2. Проводить оперативный эк с перимент допускается только с ц е лью выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого или особо тяжкого преступления, а также с целью выявления лиц, его подг о тавливающих, совершающих или сове р шивших.
3. Цель оперативного эксперимента – выявление и задержание неизвестных лиц, которые совершили серийные преступл е ния, а также цель заключается в докуме н тировании преступных действий и заде р жании с поличным лиц, обоснованно п о дозреваемых в противоправной деятельн о сти.
4. Содержательная часть оперативного эксперимента включает:
– действия по реконструкции обстано в ки, которая обычно используется правон а рушителями и преступниками;
– установление наблюдения за местом проведения эксперимента;
– задержание с поличным лиц, пр о явивших свои противоправные намерения.
В зависимости от конкретных целей проведения можно выделить два основных в ида оперативного эксперимента.
1. Оперативный эксперимент, напра в ленный на выявление неизвестных лиц. Здесь стоит говорить об использовании «приманок» или «ловушек». Как правило, это специально подготовленные и взятые под контроль объекты, аналогичные тем, на которые обычно покушаются престу п ники. Приманки помещают или направл я ют в места наиболее частого совершения преступлений.
2. Оперативный эксперимент, который имеет своей целью документирование пр е ступных действий, задержание с поли ч ным лиц, обоснованно подозреваемых в подготовке или совершении преступлений коррупционной направленности. Это зн а чит, что он проводится в отношении ко н кретных лиц. Чаще всего этот вид эксп е римента применяется для разоблачения лиц, которые берут взятки и другие мат е риальные ценности.
Участники оперативного эксперимента делятся на основных и дополнительных, важной особенностью является то, что к числу дополнительных относятся обычные граждане, оказывающие содействие при проведении оперативного эксперимента. Наиболее оптимальными этапами опер а тивного эксперимента являются следу ю щие:
– создание экспериментальной ситу а ции;
– наблюдение за объектом экспериме н та и фиксация его результатов;
– изучение полученных результатов и возможность их дальнейшего использов а ния в уголовно-процессуальном доказыв а нии.
Результаты оперативного эксперимента могут быть использованы в качестве док а зательств по уголовному делу с соблюд е нием всех норм собирания доказательств, установленных ст. 89 УПК РФ.
Специфику наблюдения обосновывают следующие признаки деятельности :
– цель (получение информации о пр и знаках),
– характер (слежение и контроль),
– субъект (уполномоченное законом лицо),
– объект (деятельность лица, участок местности),
– средства (специальные технические средства).
Анализ оперативно-р о зыскной практ и ки показывает, что проведение операти в ного эксперимента всегда связано с нео б ходимостью определения оперативными сотрудниками комплекса действий и та к тики их осуществления, которые, в свою очередь, зависят от целевых установок, направленных на решение конкретной з а дачи обнаружения фактов подготовки, с о вершения и раскрытия преступления.
В теории ОРД в зависимости от способа получения информации различают такие виды наблюдения, как:
– физическое (непосредственное, виз у альное, с применением технических средств или без таковых);
– электронное (опосредованное, с пр и менением специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации и (или) привлеч е нием сотрудников подразделений спец и альных технических мероприятий);
– комплексное (сочетание первых двух видов, позволяющее в режиме реального времени отследить объект, контро лируя его различные параметры);
Оперативный эксперимент проводят т о гда, когда информация о противоправном поведении лица нашла подтверждение, даже частично и другим способом в ы явить, пресечь и раскрыть латентное пр е ступление сложно или невозможно. При этом в ходе данного ОРМ создают такие ситуации (обстоятельства и объекты пр е ступных посягательств), в которых, лицо, возможно причастное к подготовке или совершению преступления средней тяж е сти, тяжкого или особо тяжкого престу п ления, находится перед добровольным в ы бором совершения преступных действий или отказа от них.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что наблюдение предшествует опер а тивному эксперименту и даёт в некоторых случаях наиболее эффективные результ а ты в сочетании с другими видами ОРМ.
Рассмотрев ряд процедур, которые те с но граничат с «оперативным экспериме н том», среди котор ых мы выделили ОРМ «наблюдение». Отметим, что это п ринц и пиально разные мероприятия, хот я имеют ряд схожих признаков. И отличаются:
1. По взаимодействию с объектом. Н а блюдатель дистанцируется от естестве н ной среды, а экспериментатор – активно вмешивается в неё.
2. По условиям проведения. Наблюд е ние проводится в естественных условиях, а оперативный эксперимент – в искусс т венно созданных.
С овременное оперативно-розыскное з а конодательства нуждается в полноценном нормативном правовом регулировании и разграничении понятий ОРМ, так как в данной области имеется много пробелов. Это обосновывает выше проведенное и с следование отличий оперативного эксп е римента и ОРМ наблюдения.
По нашему мнению, фактическое з а крепление основных признаков операти в ного эксперимента на уровне совершенс т вования законодательства об ОРД сущес т венно повлияет на разграничение этого мероприятия от других видов экспериме н тов, а также иных ОРМ.
1. Антонов И.Ю. Некоторые направления совершенствования оперативно-розыскного мероприятия «наблюдение», проводимого с применением технических средств // Общес т во и право. – 2015. – № 2 (52). – С. 217-219.
2. Васильев Э.А., Прокофьева Т.В. Оперативный эксперимент: основания и условия, и с ключа ю щие провокацию // О перативник (сыщик). – 2016. – №4 (49). – С. 9-12.
3. Галушко В.А., Малахов А.С. Провокация при проведении оперативного экспериме н та // Нау ч ный вестник Омско й академии МВД России. – 2016. – №3. – С. 31-35.
4. Зникин В.К., Кондратьев М.В. Некоторые рассуждения о понятии и содержании оп е ративно-розыскного мероприятия «оперативный эксперимент» // Актуальные проблемы борьбы с престу п лениями и иными правонарушениями. – 2013. – №11. – С. 14-15.
5. Кислый О.А. О понятии оперативно-розыскного мероприятия «оперативный эксп е римент» // «Черные дыры» в Российско м законодательстве. – 2016. – №5. – С. 107-108.
6. Куценко М.В. Оперативно-разыскные мероприятия «наблюдение» и «оперативный экспер и мент» как способы реализации оперативно-разыскной информации в деятельности подраздел е ний собственной безопасности МВД России // Оператив ник (сыщик). – 2016. – №3 (48). – С. 48-51.
8. Налбандян Р.Г., Спасенников Б.А. К вопросу о понятии «оперативный эксперимент» // Актуал ь ные вопросы образования и науки. –2016. – №1-2 (53-54). – С. 29-32.
9. Об оперативно- розыскной деятельности: федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание з аконодательства РФ. – 1995. – № 33. – Ст. 3349.
10. Шумилов А.Ю. Новое о содержании современной оперативно-разыскной деятельн о сти (ее в и дах и направлениях) // Оперативник (с ыщик). – 2013. – №4 (37). – С. 24-34.
11. Шумилов А.Ю. Юридические основы оперативно-розыскных мероприятий: учеб. пособие. – М.: И зд-ль Шумилова И.И. –1999. – С. 85, 107.
OPERATIONAL EXPERIMENT AND OBSERVATION:
RELATIONSHIP OF CONCEPTS
V.V. Maltsev, applicant
Khabarovsk state university of economics and law
Abstract. In the article features of operative experiment as operational-search measures are considered, its features and distinctive features from similar operative-search measures, in pa r ticular supervision are revealed. The research consists in conducting a comprehensive systema t ic study of the legal characteristics and correlation of the operational experiment and the oper a tional-search activity surveillance. Analysis is given to the views on the legal nature of oper a tional-search measures «operational experiment» and «observation» that are available in sc i ence.
Keywords: law enforcement agencies, operational-search activity; operational-search activ i ties; employees of law enforcement bodies; operational experiment; observation.