что такое nd фильтр в фотоаппарате
Светофильтры для объективов цифровых фотокамер
В этой записи я буду говорить о средне-статистическом фотографе любителе и надеюсь информация будет полезной.
Светофильтры в фотографии применяется довольно давно. Светофильтры, выпускаемые Hoya, Dicom, Kenko, Sunpak, Cavei, Marumi, Tiffen чаще всего накручиваются прямо на объектив фотоаппарата.
Есть светофильтры, которые устанавливаются в специальный держатель, который крепится на объектив. Существуют фотофильтры, предназначенные для установки прямо на источник освещения.Однако, независимо от конструкции светофильтра работа любого светофильтра в фотографии основана на отсечении определённого типа световых лучей. В плёночной фотографии чаще всего применяются цветные сфетофильтры (фильтры цветокоррекции), которые отсекают лучи свет определённого спектра (света), однако в цифровой фотографии гораздо удобнее использовать цветные фильтры уже во время послесъёмочной обработки фотографии.
Поговорим о наиболее часто встречающихся типов светофильтров
а) Поляризационные фильтры (LPL и CPL), б) UV-фильтры, в) ND-фильтры, г) Градиентные фильтры
Поляризационные фильтры (LPL и CPL)
Поляризационный светофильтр (полярик) так же довольно часто применяется в цифровой фотографии. Поляризационный фильтр предназначен для уменьшения бликов и отражений от неметаллических поверхностей.
Кроме уменьшения отражений, поляризационный фильтр усиливает цвета. Например, при пейзажной фотосъёмке в солнечный день, поляризационный фильтр делает небо более синим, облака белее, а зелень более сочной.
При использовании поляризационного фильтра следует учитывать, что его нужно настраивать перед съёмкой, поворачивая на угол от 0 до 90°. Для достижения максимального эффекта усиления цвета угол поворота поляризационного фильтра обычно составляет 90°, а для максимального удаления отражений и бликов угол поворота поляризационного фильтра составляет 30°-45°, в зависимости от характеристик поверхностей.
Поляризационный светофильтр влияет на экспозицию снимка, уменьшая светосилу объектива примерно на 1,5-2 шага. Из-за этого и автофокус вашей камеры может давать сбои.
Примечание: Сейчас камеры позволяют настраивать изображения для получения более контрастного изображения
Использовать поляризационный фильтр с большинством китовых объективов с вращающейся передней линзой практически невозможно.
UV-фильтры
Однако, ультрафиолетовый светофильтр кроме защитных функций также отсекает некоторое количество ультрафиолета (убирает излишнюю голубизну) и делает снимок немного контрастнее. Это особенно заметно при съёмке высоко в горах или на берегу моря.
UV-фильтры могу так же называться Protect (Защитный) или Haze (Невидимый), что не меняет их природы.
Мультипросветлённые (MC) и влагоотталкивающие (WPC) покрытия защищают оптические UV-фильтры, которые рекомендуемы для постоянного ношения на объективе для защиты передней линзы от нежелательных воздействий. Фильтры могут устанавливаться в узкие оправы (Wide)
Здесь следует заметить, что матрица современного цифрового фотоаппарата уже имеет встроенный UV светофильтр и, в отличие от плёночного фотоаппарата, эффект от применения внешнего UV светофильтра не столь очевиден. В большей степени недорогие UV светофильтры применяется для защиты.
ND-фильтры
Под аббревиатурой скрывается Neutral Density — то есть нейтрально-серый фильтр. Эти фильтры равномерно снижают интенсивность светового потока. Они различаются по плотности (2×, 4×, 6×, 8×). Увеличение плотности нейтрального фильтра в два раза эквивалентно увеличению экспозиции на одну ступень. ND-фильтры используются для получения длинных выдержек (река или водопад на пейзаже обретают эффект волшебной дымки) либо для съемки при ярком освещении на открытой диафрагме (цветок на размытом фоне, где пейзаж лишь угадывается). При слишком короткой выдержке вода выглядит неестественно, как стекло. Чтобы передать движение, но избежать смаза, выдержка должна составлять 1/30–1/60 для стоячей воды, 1/125 — при съемке реки с быстрым течением.
Самые распространённые нейтральные светофильтры позволяют уменьшить световой поток, поступающий в объектив фотоаппарата от 1 до 4 ступеней экспозиции.
Примечание: Лично Я предпочитаю регулировать выдержку/диафрагму
Градиентные фильтры
Работают так же, как ND-фильтры, но плотность плавно возрастает от одного края к другому или же плавно нарастает ближе к центру (центрофильтр). Первые используются, чтобы сузить динамический диапазон сцены (когда либо небо выходит пересвеченным, либо земля слишком темной). Центрофильтры используются на объективах, когда есть опасность виньетирования. К таковым относится, например, большинство широкоугольных шестилинзовых объективов-плазматов для камер большого формата.
Вот собственно, что хотелось рассказать. Конечно это далеко не весь перечень сфетофильтров есть еще: звездные, утепляющие, и т.д. но вот эти 4 наиболее распространены.
Главное требование к фильтру Фильтр должен быть из стекла, а не из пластика, и с многослойным просветлением. Оба условия — необходимые, но недостаточные для получения резкого изображения с чистыми цветами.
В статье использованы материалы: Дмитрия Башкова, портала FreeFotoHelp, FotoRu, обзоры фирм производителей.
Выбираем светофильтр
Среди фотографов распространено выражение «купи хороший объектив, а на сдачу возьми фотоаппарат», несомненно, так и есть. Стоимость качественной профессиональной оптики в разы превышает цены на многие зеркальные фотоаппараты. Фотографы работают в режиме постоянного движения, подбирают ракурс, взбираются на возвышенности ради удачного снимка. Иногда случается непоправимое – фотоаппарат выскальзывает из рук, падает на камни или асфальт и порой недостаточно прочного корпуса для сохранности оптики. На этот случай следует обзавестись защитным фильтром, который защитит от брызг у моря, от дождя или пыльного ветра. Помимо защитной функции производители предлагают светофильтры со специальными эффектами. Но не всегда приобретение светофильтра дает ожидаемый результат. Чтобы избежать проблем после покупки фильтра рекомендуем внимательно ознакомиться со всеми нюансами по его выбору.
Влияние светофильтра на качество фотографии
Применять светофильтры нужно с умом и по необходимости, так как любое дополнительное звено в оптической схеме может как улучшить картинку, так и свести на нет качество фотографии. Покупка дешевого аналога именитого бренда, зарекомендовавшего себя на рынке, вероятнее всего приведет к снижению детализации, появлению нежелательных бликов, засветов, артефактов и многому другому. Выбирать светофильтр следует так же тщательно, как и объектив. Иначе, имея топовый объектив и китайский бюджетный светофильтр, вы сведете на нет весь потенциал оптики.
Частой проблемой при неправильном выборе светофильтра является искажение картинки, то есть стекло обладает диоптриями, что приведет к проблемам с фокусировкой. Как правило, подделки и бюджетные модели фильтров имеют толстую рамку, из-за этого широкоугольные объективы выдают картинку с затемненными краями, все поправимо в графических редакторах, но трудозатратно. Это лишь небольшой перечень проблем, которые можно обрести с покупкой светофильтра, если подходить к выбору безответственно.
Виды и возможности светофильтров
Огромное разнообразие фотофильтров представлено на рынке продаж, но популярность получили отнюдь не все.
Широко распространены в цифровой фотографии:
— Поляризационные фильтры. Маркируются PL (C-PL), наиболее значимые фильтры для пейзажной и ландшафтной съемки. Снижают количество отраженного света, попадающего на сенсор камеры. Делают картинку насыщенной, незаменимы в солнечный день, уменьшают яркость бликов, сглаживают контраст между небом и ландшафтом.
Постобработка даже в RAW формате не позволит добиться сочной и контрастной картинки в солнечный день, как это сделает поляризационный фильтр.
Поляризационные фильтры делятся на несколько видов: линейные и круговые.
Линейные фильтры – бюджетный вариант, не желательно применять с камерами TTL (сквозной метод экспозамера и автофокуса). Следует отметить, что большинство цифровых камер использует именно TTL.
Круговые поляризационные фильтры – отличный выбор, системы экспозамера и автофокуса намного реже дают сбои, снимки получаются с правильной экспозицией, без промахов по фокусу.
Поляризационный фильтр влияет на экспозицию и светосилу объектива, уменьшая ее на 1-2 шага, из-за этого съемка в автоматическом режиме не всегда позволяет добиться желаемого результата.
Работа с поляризационным фильтром подразумевает настройку угла от 0 до 90 градусов, максимальный эффект достигается при большем повороте угла. Для удаления бликов и отражений достаточно 30-40 градусов. Ввиду того, что светофильтр вращается при настройке, применять его со штатными китовыми объективами крайне сложно или вовсе невозможно. На этот случай следует выбирать модель с подвижной оправой.
— Защитные фильтры. В первую очередь предназначены для защиты передней линзы объектива от брызг, царапин и пыли. Но на этом их возможности не ограничиваются, помимо защиты от механических воздействий существуют фильтры с защитой от ультрафиолетовых лучей, так называемые UV-фильтры. И фильтры Skylight, для идеального цветового баланса.
От ультрафиолетового фильтра не стоит ожидать многого, он не уберет блики, не сделает изображение ярче и насыщенней, все же основной его задачей является предохранение передней линзы объектива от внешних воздействий. Дополнительным бонусом к защите оптики будет устранение дымки и едва заметное увеличение контрастности снимка.
Светло-розовые фильтры Skylight не многим отличаются от UV-фильтров, а именно дают более теплый тон, устраняют голубую дымку при ландшафтной съемке (особенно в горах). Они все так же несут защитную функцию от механических повреждений и ультрафиолета.
Защитные фильтры не влияют на экспозицию, автофокусировку и не искажают картинку.
— Нейтральные фильтры. Маркируются надписью ND. Позволяют применить длинную выдержку в условиях высокой освещенности. Нейтральные фильтры понижают количество света, попадающего в объектив. Не влияют на блики и контрастность, но снижают освещенность на несколько ступеней, в зависимости от плотности фильтра.
Встречаются модели с понижением освещенности от 1 до 9 шагов. Нейтральные фильтры позволяют добиться эффекта размытости на воде, передачи движения в кадре, уменьшения глубины резкости при яркой освещенности. Данные фильтры следует применять только в определенных случаях для достижения художественного эффекта, но не для съемки на постоянной основе.
Менее популярны, но все так же полезны и другие виды фильтров, которые вносят ощутимый эффект в снимок. Из многообразия всевозможных вариаций художественных фильтров следует выделить несколько наиболее полезных:
— Градиентные фильтры. Могут быть цветными или с незначительным затемнением. Зачастую применяются в пейзажной съемке для коррекции освещенности различных областей (яркого неба в ясный день, усиления эффекта заката).
— Софт-фильтры. Применяются в портретной, свадебной и детской фотографии для достижения романтической/нежной атмосферы. Софт-фильтр позволит скрыть недостатки кожи без помощи постобработки.
Подведем итоги
При выборе фильтра определитесь, какого эффекта необходимо достичь, как часто и в каких целях будет использоваться светофильтр.
Фотографам любителям с китовым объективом можно в качестве пробы взять фильтр «бытового» уровня, который будет соответствовать всем требованиям неискушенного покупателя. Бюджетные модели не испортят снимки для семейного архива.
Профессиональный фотограф, который занимается коммерцией, просто обязан выбирать фильтр тщательно, не скупиться на дорогую модель, так как именно у дорогостоящих моделей лучшее качество по всем параметрам.
Подбирайте фотофильтр не только по свойствам стекла, но и по диаметру резьбы. Диаметр указан на объективе или с обратной стороны защитной крышки.
В первую очередь проверьте фильтр на искажение картинки, это можно сделать и в магазине. Поднесите фильтр к карандашу и присмотритесь, не увеличились или уменьшились грани, нет ли искаженных линий. Качественный фильтр изготовлен исключительно из стекла, как правило, с различными многослойными покрытиями. Оправу лучше подбирать из металла, с минимальным контуром по краю. Так же производители выпускают модели фотофильтров, с возможностью вынуть стекло из оправы, для более тщательной чистки или замены.
Зачем нужны нейтральные и поляризационные фильтры
Глядя на некоторые работы современных фотографов невольно задумываешься о том, сколько же времени человек потратил на редактирование изображения. А потом оказывается, что там нет ни грамма обработки.
Сомневаясь в честности фотографа, лезешь в Интернет, находишь описание фотографий и видишь, что автор пишет: «Снимал в яркий день, выставлял выдержку в несколько секунд, использовал ND16. А для получения насыщенности цвета использовал CPL насадку».
Так, с солнечным освещением все понятно, на картинке точно не ночь. Но тогда почему при такой задержке затвора все такое четкое и без малейшего засвета? Ведь сам экспериментировал с длинной выдержкой, фотографируя днем и получал только белые пятна, вместо желаемой красоты.
Это что же, фотограф соврал? И что за звери такие — ND16 и CPL? Нет, автор не врал, говоря о использовании длинной выдержки. Вся хитрость кроется в «зверях». Но обо всем по порядку.
Зачем нужна выдержка
Начнем с выдержки. Чем дольше будет открыта диафрагма, тем большее количество света попадает на матрицу. Другими словами, чем интенсивнее солнечный поток, тем ярче будет фотография.
При ярком освещении фотографы выставляют минимальное значение диафрагмы. То есть, чем ниже показатель, тем быстрее щелкнет затвор и тем меньше света попадет на матрицу. Если снимать в солнечный день с длинной выдержкой, фото неизбежно будет засвечено.
При недостаточном освещении следует использовать длинную выдержку. Благодаря этому матрица сможет лучше «разглядеть» объект съемки. Значение диафрагмы повышают для фотографий ночного неба. Конечно, можно увеличить ISO, тогда фото будет ярче, но при этом качество снимка ухудшается и желаемый результат не будет достигнут.
Еще одна возможность съемки с длинной выдержкой — показать движение объекта. Например, фотографируете бурную горную реку и хотите показать стремительность потока.
При малом значении диафрагмы, вода будет застывшей, будто на секунду кто-то остановил время. Нет ни малейшего ощущения, что река хоть куда-то движется. Но стоит только увеличить выдержку, и сразу становится видно, что с горным потоком шутки плохи.
Но вопрос о засвеченности кадра при длинной выдержке никуда не делся. Чтобы избежать пересветов, снимая при высоком значении диафрагмы, потребуется сущая малость — тот самый «зверь» с инициалами ND. Это не какой-то дух или демон, а всего-навсего фильтр нейтральной плотности — Neutral Density filter.
Как работают ND фильтры
По сути, фильтры нейтральной плотности — это солнцезащитные очки для камеры. При ярком солнце мы щуримся, чтобы разглядеть хоть что-то. Но стоит нам надеть оптику с затемненными стеклами, как мир вокруг преображается.
Тоже самое происходит с камерой, когда фотограф или оператор надевает на объектив ND фильтр, аппаратура перестает «щуриться» и видит все гораздо лучше и четче.
В зависимости от того, при какой яркости освещения ведется съемка, применяется тот или иной ND фильтр. Цифровое обозначение после названия показывает, какое количество света попадает на матрицу. Например, ND2 дает доступ 50% солнечных лучей, а ND16 лишь 6.25%.
ND фильтры используются не только для фото. Во время видеосъемки на экшн-камеры или квадрокоптеры, чтобы получить кадры с движением, необходимо выставлять настройки диафрагмы. Если снимаете в разрешении 4К и 60 fps, то выдержку необходимо поставить вдвое большую — 1/120, иначе объект съемки будет «замороженным».
ND фильтры применяются, в основном, для статичной и динамичной съемок объектов: зданий, людей, животных и т. д. Стоит быть внимательным и выбирать насадки с подходящим значением, иначе кадр будет слишком темным или наоборот, засвеченным. На рассвете и закате используйте ND16, в пасмурную погоду ND4-ND8, а в пик солнечной активности ND32 и выше.
Что ж, разобрались с выдержкой и ND фильтрами. Самое время перейти к CPL насадке.
PL и CPL. Зачем нужны и в чем разница
У фотографов в арсенале есть аксессуары не только для «укрощения» светового потока, но также фильтры для повышения насыщенности. PL и CPL насадки разработаны, чтобы отрезать лишние блики и отражения. Благодаря этому фотография получается контрастнее и четче.
Разницы между PL и CPL практически нет. PL — это линейный поляризационный фильтр, а CPL — циркулярный поляризационный. Первый используется для камер с ручной фокусировкой, а второй для техники с автофокусом. Для экшн-камер и квадрокоптеров применяются CPL фильтры. Для зеркальных фотокамер фотограф подбирает поляризационное стекло под технику самостоятельно.
Полярик или поляризационный фильтр, применяется для отсеивания лишних бликов и отражающегося света. Например, если требуется снять небо без CPL или PL и при этому хотите получить насыщенный синий цвет, увы ничего не выйдет. Можно, конечно, отредактировать в Фотошопе, сделать цветокоррекцию и т. д., но это долго и неспортивно.
Без фильтра / С CPL фильтром
Куда проще использовать полярик. С его помощью фотограф получает насыщенные кадры с минимумом бликов. Поляризационный фильтр добавляет яркости и детализации объектам в кадре.
Что в итоге
ND, PL и CPL фильтры созданы специально для того, чтобы облегчить работу фотографам и операторам. Обрабатывать отснятый материал практически не нужно. Яркость, живость и насыщенность кадров будет обеспечена без долгих часов, проведенных в фото- или видеоредакторе.
Самое главное — это правильно подобрать фильтр для камеры. Для этого всегда досконально изучайте характеристики аппаратуры: какое значение диафрагмы, есть ли автофокус и т. д. Все остальное придет с опытом. Желаем удачи и творческих успехов!
Нейтральные фильтры (ND)
Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, как фотографы-профессионалы запечатлевают движение, получая мягкие, размытые облака и туманные, словно окутанные дымкой, потоки воды? У вас не получается достичь тех же эффектов на длинных выдержках?
Скорее всего, потому, что профессионалы применяют фильтры нейтральной плотности или, просто, нейтральные фильтры (ND). Не путайте с градиентными нейтральными фильтрами (ND Grad). Последние затемняют лишь часть кадра.
ND-фильтры спроектированы так, чтобы поглощать проходящий сквозь них свет, не влияя на цветопередачу. Такое свойство нейтральных фильтров позволяет увеличить время экспозиции. Но знаете ли вы, когда их использовать?
Как использовать нейтральные фильтры?
Вы обнаружите ND-фильтры в сумке любого профессионала-пейзажиста. Тем не менее, они меньше ценятся любителями. А всё потому, что на первый взгляд ND-фильтр похож на плоский кусок сероватого стекла!
Нейтральный фильтр не вносит видимых изменений в картинку, он просто замедляет время «впитывания» светочувствительным сенсором изображения.
Но если использовать фильтр при съёмке движущихся объектов, таких как: вода, облака и, даже, люди, – он откроет целый мир творческих возможностей. Если «заморозить» водопад с обычной выдержкой, то он будет выглядеть на снимке статичным и довольно скучным. Сфотографируйте вы с длинной выдержкой, как изображение падающей воды тотчас приобретёт размытие. Это привнесёт в фотографию ощущение движения.
Нейтральные фильтры дают гибкость, благодаря которой можно выбирать значение диафрагмы и выдержку по желанию, а не такими, какими диктует съёмочные условия (узнайте больше об типичных ошибках, связанных с выдержкой, и о лучших способах их избежать).
В солнечный день с помощью ND-фильтра можно замедлить движение так, чтобы передать ощущение движения. Более эффектные снимки нейтральный фильтр позволяет получать на рассвете или в сумерки: вы можете выиграть время экспонирования, равное нескольким секундам, и изобразить нежным туманом плеск прибрежных волн.
В продаже представлены различные типы нейтральных фильтров. Наиболее просты в использовании круглые с резьбой для установки перед передней линзой объектива. Их недостаток заключается в том, что если делать из ND-фильтров «слоённый пирог» (прим. переводчика – в целях увеличения плотности и, как следствие, усиления эффекта), могут возникнуть проблемы с виньетированием.
Пластинчатые фильтры требуют, чтобы сначала на объектив были установлены рамка-держатель и кольцевой адаптер. Затем можно вставить в держатель квадратной или продолговатой формы фильтр. Основное преимущество пластинчатых фильтров заключается в том, что их можно быстро поменять или скомбинировать, установив несколько пластинок вместе. При этом комбинация может включать в себя как только нейтральные фильтры, так и фильтры других видов.
Относительно недавняя разработка – фильтры с переменной плотностью. Они вкручиваются перед передней линзой объектива и имеют кольцо настройки, вращая которое, можно менять плотность нейтрального фильтра в зависимости от условий освещения и желаемого результата.
Когда использовать нейтральные фильтры?
Чтобы показать движение, нет необходимости для съёмки водопада фотографировать с очень длинной выдержкой. Вода двигается настолько быстро, что для съёмки в середине дня хватит нейтрального фильтра, пропускающего через себя в 8 раз меньше света, чем вошло бы в объектив без фильтра (прим. переводчика – другими словами, при прочих неизменных условиях съёмки экспозиция уменьшится на 3 EV). Однако, если вы планируете фотографировать прибой или облака, то могут потребоваться выдержки не менее 30 секунд. Движение этих объектов медленнее, чем падение воды.
С нейтральным фильтром.
Без нейтрального фильтра.
Чем ниже интенсивность освещения в «золотое время» на восходе или в сумерки, тем длиннее выдержку вы можете выбрать. И, само собой, характер освещения – залог отличных снимков!
Нейтральные фильтры применяются не только для создания эффекта размытия. Можно заставить исчезнуть движущихся людей! Вам потребуется экспонировать кадр в течение нескольких минут, но люди, проходящие через снимаемую сцену, на фотографии видны не будут. Фотографы, снимающие архитектуру, помнят об этой возможности, когда запечатлевают объекты, расположенные в туристических очагах.
Нейтральные фильтры подходят не только для увеличения времени экспонирования. Например, вы фотографируете портрет в ясный солнечный день и хотите получить малую глубину резко изображаемого пространства. Вероятно, вы не сможете широко открыть диафрагму. Потребуется короткая выдержка, которая технически не доступна вашему фотоаппарату (прим. переводчика – например, короче 1/8000 секунды).
Воспользуйтесь нейтральным фильтром. Это позволит шире открыть диафрагму (прим. переводчика – установить меньшее значение диафрагмы).
Разберёмся с характеристиками ND-фильтров
Производители могут по-разному обозначать плотность фильтра. Ниже приведена таблица, которая поможет вам подобрать нейтральный фильтр с нужными свойствами:
Значение экспозиции, EV («шаг», «стоп») | Плотность (единицы измерения зависят от производителя) | Количество пропускаемого света, % | |
---|---|---|---|
1 | 0,3 | ND2 | 50 |
2 | 0,6 | ND4 | 25 |
3 | 0,9 | ND8 | 12,5 |
4 | 1,2 | ND16 | 6,25 |
5 | 1,5 | ND32 | 3,125 |
6 | 1,8 | ND64 | 1,563 |
7 | 2,1 | ND128 | 0,781 |
8 | 2,4 | ND256 | 0,391 |
На что нужно обратить внимание при выборе ND фильтра
Материалы и покрытия
Несколько факторов влияют на качество и, как следствие, на стоимость фильтров. В качестве материала используется смола, стекло или полиэстер. Последний материал самый дешёвый из трёх, но и большей степени искажает пропускаемый свет. Многочисленные виды покрытий уменьшают засветки и эффект удвоенного изображения, в то время как чёрные алюмитовые держатели и оправленное стекло уменьшают отражения. Применение тонких и низкопрофильных держателей способствуют меньшему виньетированию.
Фильтр с резьбой или пластинчатый фильтр?
Круглые фильтры малы, легки и просты в установке, но лишены гибкости применения: комбинация из нескольких фильтров ведёт к проблемам с виньетированием, а отдельно взятый фильтр подходит лишь под определённый диаметр резьбового крепления на объективе. Чтобы воспользоваться квадратным пластинчатыми фильтрами, потребуются кольцевой адаптер и рамка-держатель – дополнительные принадлежности, которые нужно будет носить с собой. Разворачивать систему для установки пластинчатых фильтров менее удобно, но она позволяет быстро и легко комбинировать нейтральные фильтры и, в результате, повышать время экспозиции. Можно сочетать ND-пластины с другими видами фильтров: например, с нейтральным градиентным и поляризационным.
Адаптер и понижающие кольца.
Для того чтобы просто устанавливать пластинчатые фильтры на разных объективах, достаточно приобрести недорогие кольцевые адаптеры под каждый размер используемого вами объектива. Если хотите пользоваться фильтрами с резьбой, выберите в магазине один фильтр под ваш объектив с самым большим диаметром резьбового крепления. Дополнительно приобретите понижающие кольца под остальные ваши объективы. Такие кольца позволяют устанавливать один и тот же фильтр на объективы с меньшим диаметром резьбового крепления.
Автор статьи: J. Meyer