что такое nbo в сбербанке
Газпромбанк и GlowByte Consulting успешно завершили проект по внедрению системы Next best offer (NBO) на базе аналитического решения SAS RTDM (Real-time decision manager)
Проект Глобальный RTO начался летом 2018 года, и состоял из трех этапов:
Система «RTO» интегрирована в общую стратегию коммуникации с клиентом и позволяет совершать коммуникации и привлекать клиентов на розничные продукты и услуги банка с большей эффективностью, чем при традиционных off-line подходах. Уже подключены цифровые и дистанционные каналы коммуникаций, такие как push-уведомления, смс, колл-центр, Email баннеры в мобильном банке. В дальнейшем банк планирует увеличивать число каналов коммуникации.
Как работала система до старта проекта?
В 2017 году Газпромбанк и GlowByte внедрили аналитический CRM на базе продукта SAS Marketing Automation. Система позволяет определять точные сегменты клиентов, которым может быть интересен тот или иной продукт или услуга банка, в автоматическом режиме формировать для них предложения, а затем передавать его в каналы коммуникации.
Какие результаты проекта есть уже сейчас?
На данный момент отклик на целевые предложения по потребительскому кредитованию доходит до 8-9% рассматриваемых заявок от доставленных коммуникаций, а объем вторичных продаж существенно увеличился за счет новых real-time подходов к формированию кампаний по предложению потребительских кредитов и кредитных карт банка.
Какие задачи решает система RTO?
Например, в момент транзакции на заправке система определяет, что клиент часто расплачивается картой за топливо и ему выгодно оформить дебетовую карту с программой лояльности компании-партнера банка. В результате в течение минуты после оплаты клиент получает смс-сообщение или push-уведомление с предложением карты с программой лояльности, позволяющей накапливать баллы и расплачиваться ими на АЗС. Карту клиент может оформить через цифровые каналы, что существенно изменяет клиентский опыт в лучшую сторону и значительно увеличивает конверсионные показатели воронки продаж.
Какие задачи решает функционал NBO.
Следующее лучшее предложение (Next Best Offer, NBO) – представляет собой связку продукт + канал коммуникации для каждого клиента. В сентябре 2019 г. В Банке для всех сотрудников офисов и операторов колл-центра в едином окне стали доступны персональные предложения, при формировании которых прежде всего используются аналитические вероятностные модели отклика.
Теперь клиенты Газпромбанка получают те предложения, которые наиболее подходят именно им в текущий момент. Система NBO определяет лучшее предложение для клиента, исходя из контекста взаимодействия и предыдущей истории отношений. NBO обеспечивает 89% охват клиентской базы, что значительно выше средне рыночной в России. Кроме этого, благодаря внешним данным, удалось использовать функционал NBO и для новых клиентов Банка.
Что дальше?
В планах команды Департамента CRM пилотирование нового продукта SAS на базе платформы SAS Viya, а именно Маркетингового Оптимизатора.
Экосистема Сбера 2021
После ребрендинга компании и запуска цифровой экосистемы, Сбер предоставил клиентам удобные продукты практически во всех сферах.
Что такое экосистема Сбера
Экосистема Сбера — это спектр услуг (набор сервисов), которые направлены на то, чтобы помочь клиенту сэкономить время и деньги. Данная система разработана специально для человека и как утверждают разработчики, именно клиент является центровой фигурой.
Все началось в сентябре 2020 года. Тогда председатель правления банка Герман Греф сообщил, что СберБанк теперь будет «Сбер» и презентовал новые элементы и возможности банковской системы. Постепенно СберБанк шел к таким изменениям и данная трансформация была вполне ожидаема.
Интересно! Среди всех банков России именно Сбер сделал большой шаг вперед и пока занимает лидирующие позиции в технологическом процессе. За 2020 год банк получил более 100 млн. активных клиентов.
Что входит в экосистему Сбера: основные направления
Чтобы максимально удовлетворить потребности клиента, компания подключила качественные и востребованные сервисы, среди которых:
Сбер сервис очень быстро развивается и новые продукты появляются сразу, как только у человека появляется проблема. То есть компания ставит перед собой цель — максимально помочь клиенту справиться с любой задачей, при этом сохранить деньги и время.
В чем взаимосвязь
Все продукты Сбера связаны между собой. Каждый клиент банка, который имеет личный кабинет в системе и ID-номер, может воспользоваться всеми представленными продуктами. За пользование тем или иным сервисом взимается плата, некоторые программы предусматривают бесплатные ограниченные режимы. В таблице ниже представлены основные направления, разработанные именно Сбером, а не сторонними компаниями и тарифы.
Опция | Что получить клиент | Стоимость в рублях на год |
SberBox | Приставка, которая подключается к телевизору. Пользователь может смотреть фильмы, сериалы, слушать музыку и даже играть в игры. | 3550 |
СберЗвук | Более 40 млн песен. Возможность слушать и скачивать музыку | от 1199 до 2028 (зависит от сроков подписки) |
SberPay | Сервис, который помогает совершать бесконтактную оплату. Карты больше можно не носить с собой, ведь достаточно смартфона. | Бесплатно |
СберКласс | Возможность обучаться дистанционно с пользой и в удобное для ученика время. | Бесплатно |
ДомКлик | Помощь в покупке и продаже недвижимости | Бесплатно |
СберМобаил | Новый оператор сотовой связи. Пополнять счет здесь можно бонусами «СПАСИБО». | от 200 |
Чтобы экономить время на связи с операторами, если появились какие-то вопросы, то есть один единый номер. Менеджер поможет решить вопрос в любой сфере и подскажет, как необходимо действовать в той или иной ситуации.
Почему «Эко»
Экосистема никак не относится к природе. Здесь связь совершенно другая. Проведена параллель, ведь в жизни каждый человек питается, дышит воздухом, пьет воду, то есть использует природные эко-ресурсы. Такая же ситуация и с продуктами банка, клиент заказывает еду, делает покупки, проводит денежные операции и прочие манипуляции, то есть удовлетворяет свои личные потребности. Экосистема — это совокупность сервисов, которые использует человек.
Партнеры Сбера
Экосистема Сбера включает в себя как сторонние компании, так и продукты банка. Сторонние компании получают большую выгоду, сотрудничая с таким крупным участником рынка, и дело не только в деньгах, а скорее в клиентах, которые регулярно пользуются сервисами.
Примечание! В свою очередь сторонние компании предлагают более выгодные условия клиентам, если они пользуются услугами через Сбер. Например, дают льготный период на оплату товаров.
На данный момент партнеров Сбера можно разделить на категории, а именно:
Среди партнеров Сбера есть такие известные компании, как Lukoil, TEZ TOUR, METRO, МегаФон, OBI, 2ГИС, Rambler, Mail.Ru, Яндекс (Яндекс.Деньги, ЯндексМаркет), HeadHunter.
Интересно, что среди всех банков России, именно Сбер может предоставить возможность воспользоваться услугой «Кибербезопасность». Данный сервис актуален для бизнесменов, которые проводят финансовые операции через банк. Отрасль представлена компанией БИЗон.
Перспективы развития экосистемы
На данном этапе экосистема только набирает обороты и пока компания не собирается останавливаться. За последние три года Сбер стал технологической компанией и вышел в топ-банков в России.
В 2021 году был представлен проект стратегии до 2023 года. Есть три главные цели.
Сама по себе экосистема Сбера не является просто продуктом, это скорее целостная система, в которую входит множество сервисов. С помощью новых технологий Сбер смог разработать максимально удобный сервис, который включает в себя огромный спектр услуг. Понимание клиента и его потребностей — приносит неоспоримый успех компании.
Цифровая экосистема Сбера
Розничные
витрины
Рост ассортимента
Мы связываем бизнесы с розничными маркетплейсами
Прирост аудитории
Мы продвигаем маркетплейсы для клиентов (ФЛ)
Рост конверсии
Мы продвигаем бизнесы (ЮЛ) через наши маркетплейсы
Выручка
Выручка
*выручка нефинансовых сервисов за 9м 2021 г.
ежегодный темп роста (CAGR) выручки нефинансовых сервисов до 2023 года
Электронная коммерция
игрок на рынке электронной коммерции к 2023 году
500 млрд ₽
подписчиков СберПрайм+ к 2023 году
В центре экосистемы — клиент
Электронная коммерция
Включает в себя сервисы электронной коммерции и логистические сервисы.
Фудтех и Мобильность
Объединяет сервисы доставки готовой еды, такси и каршеринг.
Развлечения
Сервисы видео- и аудиостриминга и другие медиасервисы.
Здоровье
Включает цифровые сервисы в здравоохранении, такие как телемедицина, онлайн запись к врачу, вызов врача на дом, дистанционный мониторинг пациентов, электронная медкарта и другие.
B2B-сервисы
Нефинансовые сервисы для юридических лиц, которые включают: облачные сервисы, кибербезопасность, прочие сервисы.
Ещё в Экосистеме
Включают в себя ряд непрофильных активов и нераспределенных статей.
ESG проекты компаний Экосистемы
Кухня на районе
самостоятельно производит и перерабатывает 95% упаковки. Возвращая Кухне контейнеры, вы защищаете окружающую среду от мусора и делаете пожертвование на охрану снежного барса.
Delivery Club
выпустил поясные сумки из переработанных курьерских рюкзаков. Ремешки сумок использовались повторно — их изготовили из ремней безопасности, снятых с утилизированных автомобилей.
СитиМобил
приглашает на работу глухонемых водителей. При заказе такси вам придёт уведомление о том, что общаться с водителем можно только в чате.
помогает отслеживать незаконные свалки. Технологии сервиса передают в Росприроднадзор данные о площади свалок, дорогах, идущих к ним, ближайших стройках и производствах.
Сколько зарабатывает и тратит экосистема «Сбера». Инфографика
В то же время Сбербанк за отчетный период получил убыток от экосистемы в размере 19,2 млрд руб. Этот показатель вырос более чем в 2,5 раза по сравнению с тем же прошлогодним периодом (7,2 млрд руб.).
Активы нефинансового бизнеса «Сбер» оценивает в 230,2 млрд руб. По итогам 2020 года они составляли 136,6 млрд руб.
Что входит в экосистему
Нефинансовый бизнес, куда входят сервисы экосистемы, в отчетности поделен на несколько категорий:
В эти категории не вошли сервисы мобильного оператора сотовой связи «Сбербанк Телеком», сайт поиска работы «Работа для вас», сервис подбора и сопровождения сделок с недвижимостью «ДомКлик» и ряд иных услуг.
Совокупная EBITDA нефинансовых сервисов (прибыль до вычета расходов на амортизацию, финансовых расходов или доходов, а также налога на прибыль) также остается отрицательной: по итогам первого полугодия 2021 года она составила минус 14,3 млрд руб. против минус 5,4 млрд руб. за первые шесть месяцев 2020 года. Отрицательная EBITDA зафиксирована в сегменте электронной коммерции — 12,2 млрд руб., сервисы доставки еды, такси и каршеринг генерируют убыток в размере 5,3 млрд руб., медиасервисы — 2,7 млрд руб. Положительная EBITDA была только в сервисах для бизнеса, которые, в частности, включают облачные технологии и услуги по кибербезопасности (4,1 млрд руб.).
Сбербанк строит свою экосистему с 2017 года. На презентации новой стратегии «Сбера» в конце ноября прошлого года глава банка Герман Греф отмечал, что большинство нефинансовых сервисов должны выйти на безубыточность за три года. По его словам, Сбербанк планирует ежегодно наращивать выручку основных нефинансовых сервисов своей экосистемы более чем на 100%: так, к 2023 году их доля в чистом операционном доходе должна вырасти до 5%, а к 2030-му — до 20–30%.
Сбер: банк, строящий экосистему
Сбер (MCX, LSE: SBER) — компания, к которой много раз можно применить слово «самый»: самый крупный банк России, самая дорогая по капитализации компания, самая ликвидная акция на российском фондовом рынке, самый дорогой российский бренд.
Что тут происходит
Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса российских эмитентов. Идею сделать обзор Сбера предложил наш читатель Alex Freeman в комментариях к обзору IPO Fix Price. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.
О компании
Сбер — системно значимый российский банк, крупнейший по размеру активов и множеству других показателей. Банк был основан еще в Российской империи в 1841 году, существовал в СССР в виде сети сберегательных касс. Сейчас это универсальный банк, работающий в России и имеющий дочерние банки, представительства и филиалы в 18 странах мира: Беларуси, Казахстане, Украине, Сербии, Китае, Индии и других.
У Сбера более 98 миллионов физических и 2,7 миллиона юридических клиентов. Сеть отделений состоит из более чем 14 тысяч, расположенных в 83 субъектах России. Бизнес банка состоит из розничного, корпоративного и нефинансового.
Розничный бизнес. Банк предоставляет полный спектр услуг: вклады, кредиты, счета, банковские карты, страховые продукты, негосударственный пенсионный фонд и многое другое. По итогам 2020 года доля банка на рынке потребительского кредитования — 42%, ипотеки — 54%, средств физических лиц — 45%. Сбер занимает первое место на рынках страхования имущества, жизни, обязательного пенсионного страхования и по размеру активов под управлением. Успехи этого сегмента видны по тому, что объем средств и кредитов физических лиц в последние годы уверенно рос. При этом в структуре кредитов более половины — это ипотека.
Как победить выгорание
Нефинансовый бизнес. Здесь объединены более 50 компаний из самых различных сфер: электронной коммерции, доставки еды, такси, развлечений и многих других. Можно сказать, что для банка это венчурные инвестиции, которые должны стать значительной точкой роста в ближайшем будущем. Подробнее о них поговорим ниже.
Основные показатели крупнейших банков России по состоянию на 1 апреля 2021 года, млрд рублей
Активы | Капитал | Кредитный портфель | Вклады физических лиц | |
---|---|---|---|---|
Сбер | 35 183 | 4855 | 23 428 | 14 383 |
ВТБ | 17 360 | 1686 | 10 696 | 4628 |
«Газпромбанк» | 7632 | 803 | 4961 | 1375 |
«Альфа-банк» | 4950 | 600 | 3226 | 1391 |
«Россельхозбанк» | 3996 | 510 | 2800 | 1291 |
МКБ | 3175 | 297 | 2510 | 468 |
Банк «Открытие» | 2845 | 350 | 1780 | 871 |
«Совкомбанк» | 1609 | 214 | 780 | 459 |
«Райффайзенбанк» | 1459 | 192 | 846 | 631 |
«Росбанк» | 1433 | 191 | 808 | 286 |
Крупнейшие по капитализации компании Мосбиржи по состоянию на 15 мая 2021 года, млрд рублей
Сбер | 6816 |
«Газпром» | 5890 |
«Роснефть» | 5382 |
«Норникель» | 4329 |
«Новатэк» | 4170 |
«Лукойл» | 3943 |
«Полюс» | 1999 |
«Газпром нефть» | 1769 |
«Сургутнефтегаз» | 1618 |
НЛМК | 1607 |
Лидеры по среднему обороту торгов за последний год на Мосбирже по состоянию на 15 мая 2021 года, млн долларов
Сбер, обыкновенная | 271,61 |
«Газпром» | 176,09 |
«Норникель» | 159,22 |
«Лукойл» | 130,08 |
Fix Price | 124,85 |
«Яндекс» | 81,88 |
«Роснефть» | 60,00 |
«Татнефть», обыкновенная | 49,06 |
«Полюс» | 47,91 |
Polymetal | 35,30 |
Объем средств и кредитов физических лиц по годам, млрд рублей
Средства | Объем кредитов | |
---|---|---|
2017 | 13 420 | 5717 |
2018 | 13 495 | 6747 |
2019 | 14 210 | 7857 |
2020 | 16 641 | 9255 |
2021, 1 квартал | 16 508 | 9613 |
Структура выручки по новым бизнес-сегментам за первый квартал 2021 года
Банковский бизнес | 77,4% |
Платежный бизнес | 12,7% |
Управление благосостоянием и брокерские услуги | 3,4% |
Рисковое страхование | 2,7% |
Нефинансовый бизнес | 3,8% |
Источник: презентация для инвесторов, стр. 32PDF, 4,8 МБ
Структура кредитов физическим лицам за первый квартал 2021 года
Ипотечные кредиты | 56% |
Потребительские и прочие кредиты | 33% |
Кредитные карты | 9% |
Автокредиты | 2% |
Источник: финансовые результаты компании за первый квартал 2021 годаPDF, 2,11 МБ
Объем средств и кредитов юридических лиц по годам, млрд рублей
Средства | Объем кредитов | |
---|---|---|
2017 | 6394 | 14 175 |
2018 | 7402 | 13 650 |
2019 | 7365 | 12 939 |
2020 | 9125 | 14 630 |
2021, 1 квартал | 10 490 | 14 692 |
Структура кредитов юридическим лицам за первый квартал 2021 года
Источник: финансовые результаты компании за первый квартал 2021 годаPDF, 2,11 МБ
Структура кредитов по отраслям за первый квартал 2021 года
Физические лица | 37,9% |
Операции с недвижимостью | 9,1% |
Нефтегазовая отрасль | 9,1% |
Металлургия | 7,6% |
Торговля | 5,4% |
Пищевая промышленность и сельское хозяйство | 5,3% |
Транспорт и логистика | 4,1% |
Строительство | 3,2% |
Энергетика | 3,1% |
Телекоммуникации | 2,9% |
Химическая промышленность | 2,7% |
Машиностроение | 2,5% |
Прочие | 7,1% |
Источник: презентация для инвесторов, стр. 28PDF, 4,8 МБ
Построение экосистемы
Со временем Сбер решил, что ему тесно в банковской сфере, и начал активно вкладываться в нефинансовые сервисы, делая это широким фронтом: сначала было создано совместное предприятие с «Яндексом», в рамках которого на основе «Яндекс-маркета» и инвестиций Сбера компании развивали электронную коммерцию, но в 2020 году оно распалось, при этом по соглашению сторон «Яндекс-маркет» был выкуплен «Яндексом», а «Яндекс-деньги» — Сбером.
После разрыва с «Яндексом» активность Сбера не остановилась: также были куплены значительные доли в «Союзмультфильме», «Звуке», Muzlab, «Еаптеке», Goods.ru, «Эвоторе», InSales, «Просвещении», был консолидирован Rambler Group, а совместное предприятие с «Мэйл-ру» купило крупные доли в «Самокате» и «Кухне на районе». Еще Сбер решил войти в игровую индустрию, создав подразделение «Сбер игры».
На конференции в сентябре Сбер окончательно объявил о трансформации: убрал слово «банк» из названия, сменил логотип, представил несколько новых разработок — голосовых ассистентов, мультимедийную тв-приставку, умный экран, сервисы «Сберзвук», «Сбердиск», «Сберкласс», «Сберпэй», а также семейство подписок «Сберпрайм».
А в ноябре была представлена стратегия развития до 2023 года — и в ней значительное место уделено как раз развитию экосистемы. В планах компании — войти в тройку лидеров на рынке электронной коммерции с оборотом около 500 миллиардов рублей, увеличить количество подписчиков «Сберпрайм» до 10 миллионов человек, повысить долю выручки от нефинансовых сервисов до 5% с перспективой выйти на показатель в 30% к 2030 году. Достичь этого предполагается за счет ежегодного удвоения выручки от нефинансовых сервисов.
Финансовые показатели
Чистый процентный доход и чистый комиссионный доход стабильно растут год от года, при этом чистый процентный доход значительно выше: это значит, что банк в основном зарабатывает на процентах по кредитам и долговым ценным бумагам.
Капитал и активы банка также показывают положительную динамику. В структуре активов доминируют кредиты клиентам, немалую роль занимают ценные бумаги. В структуре фондирования банка половину занимают средства физических, еще треть — средства юридических лиц.
Сбер хорошо контролирует качество кредитного портфеля: доля просроченных кредитов стабильна, а стоимость риска, несколько увеличившаяся в кризисном 2020 году, показала рекордно низкие значения за первый квартал 2021 года.
Банк успешно выполняет нормативы ликвидности, хоть их значения и ухудшились начиная с 2020 года. Достаточность капитала на приличном уровне и показывает положительную динамику.
Чистый процентный доход, чистый комиссионный доход и чистая прибыль компании, млрд рублей
Чистый процентный доход | Чистый комиссионный доход | Чистая прибыль | |
---|---|---|---|
2017 | 1349 | 394 | 749 |
2018 | 1397 | 445 | 832 |
2019 | 1416 | 498 | 845 |
2020 | 1608 | 553 | 761 |
2021, 1 кв. | 422 | 134 | 305 |
Капитал и активы, млрд рублей
Капитал | Активы | |
---|---|---|
2017 | 3436 | 27 112 |
2018 | 3856 | 31 197 |
2019 | 4478 | 29 958 |
2020 | 5009 | 36 016 |
2021, 1 кв. | 5261 | 37 500 |
Структура активов за первый квартал 2021 года
Кредиты клиентам | 64% |
Ценные бумаги | 18% |
Денежные средства и эквиваленты | 7% |
Прочие активы | 11% |
Структура фондирования за первый квартал 2021 года
Средства физических лиц | 51% |
Средства юридических лиц | 33% |
Средства банков | 5% |
Субординированный долг | 2% |
Прочие обязательства | 9% |
Источник: презентация для инвесторов, стр. 5, 6PDF, 4,8 МБ
Неработающие кредиты и стоимость риска
Доля просроченных кредитов, NPL | Отношение резервов для кредитов к общему объему кредитного портфеля, COR | |
---|---|---|
2017 | 4,5% | 1,49% |
2018 | 3,8% | 1,15% |
2019 | 4,3% | 1,10% |
2020 | 4,3% | 1,80% |
2021, 1 кв. | 4,3% | 0,41% |
Нормативы ликвидности ЦБ
Н2 — норматив мгновенной ликвидности (минимум — 15) | Н3 — норматив текущей ликвидности (минимум — 50) | Н4 — норматив долгосрочной ликвидности (максимум — 120) | |
---|---|---|---|
2017 | 162% | 265% | 58% |
2018 | 186% | 233% | 64% |
2019 | 163% | 230% | 57% |
2020 | 98% | 128% | 65% |
2021, 1 кв. | 93% | 130% | 65% |
Коэффициенты достаточности капитала по стандартам «Базель 3» и «Базель 3,5»
Коэффициент достаточности общего капитала | Коэффициент достаточности капитала первого уровня | |
---|---|---|
2017 | 12,8% | 11,2% |
2018 | 12,4% | 11,8% |
2019 | 13,6% | 13,4% |
2020 | 14,7% | 14,3% |
2021, 1 кв. | 15,3% | 14,7% |
Акционерный капитал
Акционерный капитал состоит из примерно 21,5 миллиарда обыкновенных и миллиарда привилегированных акций. В 2020 году у Сбера сменился контролирующий акционер: вместо Банка России им стало Министерство финансов. Но в общих чертах ничего не изменилось: контрольный пакет акций как был, так и находится у государства. Еще стоит отметить значительную суммарную долю юридических лиц — нерезидентов в капитале компании.
Структура акционерного капитала
Россия в лице Министерства финансов | 50% + 1 акция |
Юридические лица — нерезиденты | 44,37% |
Юридические лица — резиденты | 1,92% |
Частные инвесторы | 3,71% |
Почему акции могут вырасти
Огромный и растущий бизнес. Сбер — это огромная компания, флагман не только банковского сектора, но и ведущая компания всей российской экономики. И при этом бизнес Сбера постоянно и уверенно растет. В прошлые годы этому помогала хорошая конъюнктура: сначала — консолидация банковского сектора, затем — значительное увеличение кредитования, особенно ипотечного, как за счет общего снижения ставок в экономике, так и за счет программы льготной ипотеки.
Но Сбер нашел новую точку роста — построение экосистемы. Оно в основном делается за счет покупки и дальнейшего развития большого количества предприятий в разных сферах: от доставки еды и продуктов до медиаактивов. Конечно, конкуренция во всех этих сферах огромна, но вполне вероятно, что у Сбера получится занять там достойное место, так как для этого у него есть многое: практически стомиллионная база клиентов и огромные финансовые возможности.
Привлекательные мультипликаторы. У Сбера вполне привлекательные мультипликаторы как в динамике по годам, так и в сравнении с конкурентами. И это даже несмотря на то, что сейчас как обыкновенные, так и привилегированные акции компании вблизи исторических максимумов.
У Сбера очень приличная маржинальность: это видно как по ROE, так и по чистой процентной марже — по этим показателям из конкурентов лучше только TCS Group. По мультипликатору P / E банк также стоит вполне скромно: дешевле стоит только МКБ, и это при том, что Сбер — явный лидер отрасли.
Еще стоит отметить, что если у компании будут большие экосистемные успехи, особенно в сервисах, связанных с ИТ и цифровизацией, то это может вызвать переоценку акций банка в сторону более высоких, свойственных технологической сфере мультипликаторов.
Дивиденды. Сбер платит очень приличные дивиденды. Текущая дивидендная политика Сбера, принятая в 2020 году на ближайшие три года, подразумевает выплату 50% чистой прибыли по МСФО с учетом небольших корректировок и при условии соблюдения всех необходимых нормативов по достаточности капитала. В последние годы банк очень существенно увеличил дивиденды как за счет роста чистой прибыли, так и за счет увеличения доли прибыли, выплачиваемой в виде дивидендов. На нашем рынке их очень любят, так что очень приличная для такой крупной компании дивидендная доходность — хороший драйвер роста котировок.
Почему акции могут упасть
Общеэкономические риски. Как было показано выше, несмотря на весь хайп про экосистемность, Сбер находится только в начале этого пути, а сейчас это банк, при этом крупнейший в стране. Он выдает кредиты, в том числе ипотечные, огромному количеству физических лиц, кредитует огромное количество предприятий. А доходы населения в последнее время падают, одновременно растет инфляция. Если эти процессы вызовут массовые неплатежи по кредитам, это может отрицательно сказаться на финансовых показателях банка и, как следствие, на дивидендах, что вместе может повлечь падение котировок акций компании.
Проблема прокси на российский рынок. Обыкновенные акции Сбера, будучи самой ликвидной и имеющей один из самых больших весов в основных фондовых индексах российского рынка — Московской биржи, РТС и MSCI Russia — голубой фишкой, могут пострадать от распродажи, даже если с самой компанией все будет хорошо, но по каким-либо причинам инвесторы решат, что стоит избавляться от российских активов. Это может быть как напрямую, ведь доля юридических лиц — нерезидентов в капитале велика, так и через ETF на российские индексы. Такое уже бывало: например, 9 апреля 2018 года, когда были введены санкции на «Русал», акции Сбера упали на 17%.