что такое lcf в остойчивости судна
Остойчивость. Какие виды рассматриваются
Кривые элементов теоретического чертежа (гидростатические кривые).
ГИДРОСТАТИЧЕСКИЕ КРИВЫЕ |
кривые элементов теоретического чертежа, графич. зависимости от осадки судна хар-к его плавучести и нач. остойчивости: площади ватерлинии, ее моментов инерции и ЦТ, водоизмещения, положения центра величины по длине и по высоте, возвышения поперечного и продольного метацентров над килем. |
Поправка к водоизмещению на плотность.
Расчет поправки к водоизмещению на плотность воды
Если фактическая плотность воды γ отличается от принятой (γ = 1,025 т/м 3 ), то необходимо D1 скорректировать на фактическую плотность воды, замеренную денсиметром
Поправка на плотность воды
Найдем водоизмещение, откорректированное на плотность воды:
Определение количества груза
Масса груза определяется как разность между весом судна в грузу и порожнем без запасов
Dгр – водоизмещение судна в грузу
D0 – водоизмещение судна порожнем
Поправка к водоизмещению на дифферент.
Расчет поправок на дифферент к водоизмещению судна.
Поскольку истинное водоизмещение судна, имеющего дифферент на корму или на нос отличается от водоизмещения, приведенного в грузовой шкале (там водоизмещение рассчитано на ровный киль), необходимо ввести поправки к водоизмещению на дифферент. Их две:
∆1 = (TPC * LCF * d * 100)/LBP
где TPC – количество тонн на 1 см осадки. Снимается с грузовой шкалы.
LCF – ордината ЦТ относительно мидельшпангоута (в метрах)
d – дифферент судна (в метрах)
LBP – длина судна между перпендикулярами (в метрах)
где d – дифферент судна (в метрах)
dm/dz – разница в моменте, изменяющей дифферент на 50 см выше и на 50 см ниже средневычисленной осадки. Обычно дается в информации об остойчивости судна.
LBP – длина судна между перпендикулярами (в метрах)
Пример нахождения dm/dz для осадки Тср = 3,40 :
Находим дифферентующие моменты для для осадок 3,90 и 2,90, разница между ними и есть искомая величина.
LCF от миделя в корму отрицательное, от миделя в нос – положительное.
Дифферент | LCF в корму(-) | LCF в нос(+) |
На корму(-) | + | — |
В нос(+) | — | + |
Знак поправки ∆2 всегда положительный
Общая поправка на дифферент:
∆ = ∆1 + ∆2
Найдем водоизмещение, откорректированное на дифферент
D1 = D + ∆
Поправка к водоизмещению на изгиб.
Поправка к водоизмещению на обводы (положение марок осадок).
14. Изменение осадки при приёме малого груза.
15. Условие параллельного погружения при приёме малого груза.
Число тонн на 1см осадки.
17. Изменение осадки при приёме большого груза.
18. Расчёт водоизмещения (массы) и координат Ц.Т.
19. Чертёж размещения грузов и пользование им.
Коэффициенты полноты судна.
20. Теоретический чертёж.
Теоретический чертеж является основным проектным чертежом судна. Он
служит как для расчета мореходных качеств судна, так и для разработки общих
проектных документов судна. Теоретический чертеж содержит вычерченные в масштабе линии
сечения поверхности корпуса плоскостями, параллельными главным плоскостям
судна. Линии сечения поверхности судна плоскостями, параллельными диамет-
Эти прямые образуют сетку теоретического чертежа судна; изображенные сече-
ния составляют три проекции теоретического чертежа: проекцию на диаметраль-
Ввиду симметрии формы судна относительно диаметральной плоскости на
теоретическом чертеже вычерчивают сечения только одного борта, при этом на
чертеже корпуса с правой стороны от ДП изображают половины носовых шпан-
на оба борта. На чертеже полушироты вычерчивают ватерлинии только левого
борта. На всех трех проекциях наносится также бортовая линия палубы (линия
пересечения поверхности палубы и борта), которая при наличии седловатости па-
лубы будет пространственной кривой. Нос судна на чертеже располагается спра-
лушироту располагают под чертежом бока.
Если судно имеет значительную цилиндрическую вставку, т.е. шпангоуты
на большом протяжении в средней части имеют одинаковые очертания с мидель-
шпангоутом, то корпус располагают в средней части проекции бока.
Расчетная практика выработала рекомендации, в соответствии с которыми
число равноотстоящих шпангоутов принимают равным 21, т.е. конструктивную
длину разбивают на 20 равных частей, называемых теоретическими шпациями;
число ватерлиний выбирают в зависимости от осадки судна, например, пробивают
8-10 ватерлиний от основной плоскости до конструктивной ватерлинии и 2-3 ва-
терлинии выше нее; число батоксов обычно 2-4 с одного борта. Нумерация шпан-
левые номера. В оконечностях иногда пробивают промежуточные и дополнитель-
ные шпангоуты, присваивая им номера в соответствии с их положением по длине.
Если требуется определить ординату поверхности судна в какой-либо точке
А, не лежащей в сечении, изображенном на теоретическом чертеже, то на проек-
циях бока и полушироты проводят следы плоскости шпангоута, проходящего че-
шпангоута и откладывают их на соответствующих ватерлиниях и батоксах на
проекции корпуса, проводят сечение шпангоута, на котором измеряют ординату
на уровне точки А. Аналогично можно строить на полушироте участок ватерли-
нии, проходящей через точку А, используя ординаты шпангоутов и аппликаты
батоксов, снятых с корпуса и бока.
Масштаб теоретического чертежа выбирается исходя из размеров судна и
Сечение корпуса. Главные сечения и главные размерена≫ судна диаметральной ПЛОСКОСТЬЮ
состоит из палубной ли-
нии, имеющей подъем в нос и корму, образуя седловатость палубы; линии фор-
штевня, имеющей большое разнообразие очертаний; килевой линии, обычно го-
ризонтальной прямой, но иногда имеющей наклон в корму (конструктивный
дифферент), и линии ахтерштевня с кормовым подзором.
Остойчивость. Какие виды рассматриваются.
Грузоведение
Грузоведение
В обязанности грузового помощника капитана входят расчеты, связанные погруженным на борт судна грузом:
1. Расчет количества груза
2. Расчет остойчивости судна
1. Расчет количества груза
1.1 Определение средней осадки судна.
Определить расчетную осадку судна можно по диаграмме осадок и кормой. Аргументами для входа в диаграмму являются дедвейт/водоизмещение судна и суммарный момент Мх. В результате получим осадки носом и кормой и дифферент судна.
Можно определить осадку судна по диаграмме, которая называется грузовой размер. В грузовом размере дана зависимость (в виде кривой) водоизмещения судна от средней осадки. Если эту зависимость представить в виде таблицы, то получается грузовая шкала. В грузовой шкале помимо этого дается:
— высота надводного борта
— число тонн на 1 см. осадки
Грузовая шкала является главным грузовым документом судна. Грузовой размер и грузовая шкала построены для осадки судна на ровный киль при отсутствии изгиба корпуса. При дифференте и изгибе необходимо вводить поправки.
1.1.1 Определение средних осадок носом Тнср, кормой Ткср, ТÄср.
1.1.2 Расчет средней осадки судна.
Существуют несколько способов расчета средней осадки судна. На самом деле очень важно рассчитать осадку судна максимально приближенную к фактической, поскольку чрезвычайно редко судно бывает загружено на ровный киль без крена(только тогда средняя осадка соответствует расчетной средней осадке и каждой из осадок в частности). Если судно загружено с некоторым дифферентом и / или креном, то тогда приходится приводить все осадки судна к средней осадке для расчетов количества погруженного груза. На самом деле это не совсем правильно, ибо одинаковая усредненная осадка из положения «дифферент на нос» и «дифферент на корму» даст одинаковое количество погруженного груза, на самом деле из-за разных обводов судна в носу и корме, разного веса носовых и кормовых надстроек, разного объема помещений, погруженных под воду и вытесняющих разное количество воды.
Кроме того, судно, как правило, не является абсолютно несгибаемым. В зависимости от того, каким способом распределен груз в грузовых помещениях и балластных танках, судно может иметь стрелку прогиба в ту или иную сторону, при неравномерном и несимметричном расположении груза и балласта можно получить и более сложные изгибающие моменты, полностью просчитать которые крайне сложно.
Тем не менее, на сегодняшний момент не существует простой методики, позволяющей произвести определения судового водоизмещения по действительным осадкам судна, поэтому пользуются методикой определения средней осадки судна для получения дальнейшего водоизмещения. Для этих расчетов нам также понадобится знать величину дифферента судна.
1.1.2.1 Расчет средней осадки судна по носовой и кормовой осадкам.
Это упрощенный вариант расчета средней осадки:
Используется при приблизительных расчетах, либо на судах, изгибающим моментом которых можно пренебречь.
1.1.2.2 Расчет средней осадки судна по восьми осадкам.
Наиболее часто используемый вариант расчета:
Тср = (Тнср+ Ткср + 6ТÄср)/8
Данный вариант расчета довольно точно отражает среднюю осадку с учетом стрелки прогиба.
1.1.2.3 Расчет средней осадки судна композитным способом
Определим среднюю осадку:
Определим усредненную осадку:
Определим среднюю из средних осадок:
1.1.2.4 Расчет средней осадки судна «половинным» способом
Определим среднюю осадку носовой половины судна:
Определим среднюю осадку кормовой половины судна:
Определим среднюю из средних осадок:
Тср = (Т1 + Т2)/2
1.1.3 Расчет дифферента
Дифферент исчисляется в метрах, бывает как положительным, так и отрицательным.
1.2 Расчет поправки на дифферент
1.2.1 Необходимость расчета поправки осадкам на дифферент.
Каждое судно обладает своими габаритами, необходимыми для лучшего решения задач, поставленного перед судном. Для всех расчетов используются длина между перпендикулярами (LBP). Это одна из основных характеристик судна. Осадка на носовом или кормовом перпендикуляре соответствует осадке судна носом или кормой. Однако шкалы осадок не находятся напротив перпендикуляров. Поскольку они сдвинуты, то они показывают не точную осадку носа или кормы, а местную осадку судна и требуют введения поправки. Также осадка по миделю должна сниматься с шкалы, находящейся на расстоянии не более 0,5 м от мидельшпангоута. В противном случае требуется исправление и осадки по миделю.
1.2.2 Расчет поправки носовой осадки на дифферент
где f – расстояние от форштевня до носового перпендикуляра
LBP – длина судна между перпендикулярами
Знак ∆Н положительный при дифференте на нос и отрицательный при дифференте на корму.
Исправленная осадка носом равняется:
Если кормовая шкала углублений не проходит по линии кормового перпендикуляра, то такую же поправку вводят для кормовой осадки. Ее знак обратен знаку поправки ∆Н.
1.2.3 Расчет поправки кормовой осадки на дифферент
где a – расстояние от кормовой шкалы до кормового перпендикуляра
LBP – длина судна между перпендикулярами
Исправленная осадка кормой равняется:
1.2.4. Определим исправленную среднюю осадку:
Величины “a” и “f” снимаются с масштабного чертежа судна или чертежа продольного разреза судна в масштабе.
1.2.5 Расчет поправок на дифферент к водоизмещению судна.
Поскольку истинное водоизмещение судна, имеющего дифферент на корму или на нос отличается от водоизмещения, приведенного в грузовой шкале (там водоизмещение рассчитано на ровный киль), необходимо ввести поправки к водоизмещению на дифферент. Их две:
где TPC – количество тонн на 1 см осадки. Снимается с грузовой шкалы.
LCF – ордината ЦТ относительно мидельшпангоута (в метрах)
d – дифферент судна (в метрах)
LBP – длина судна между перпендикулярами (в метрах)
где d – дифферент судна (в метрах)
dm/dz – разница в моменте, изменяющей дифферент на 50 см выше и на 50 см ниже средневычисленной осадки. Обычно дается в информации об остойчивости судна.
LBP – длина судна между перпендикулярами (в метрах)
Пример нахождения dm/dz для осадки Тср = 3,40 :
Находим дифферентующие моменты для для осадок 3,90 и 2,90, разница между ними и есть искомая величина.
LCF от миделя в корму отрицательное, от миделя в нос – положительное.
Знак поправки ∆2 всегда положительный
Общая поправка на дифферент:
Найдем водоизмещение, откорректированное на дифферент
1.2.6 Расчет поправки к водоизмещению на плотность воды
Если фактическая плотность воды γ отличается от принятой (γ = 1,025 т/м3), то необходимо D1 скорректировать на фактическую плотность воды, замеренную денсиметром
Поправка на плотность воды
Найдем водоизмещение, откорректированное на плотность воды:
1.2.7 Определение количества груза
Масса груза определяется как разность между весом судна в грузу и порожнем без запасов
Dгр – водоизмещение судна в грузу
D0 – водоизмещение судна порожнем
2. Расчет остойчивости судна
Расчет остойчивости судна можно разделить на две части:
— расчет статической остойчивости – определение поведения судна на спокойной воде без учета влияния посторонних факторов
— расчет динамической остойчивости – определение поведения судна с учетом влияния волны и ветра
2.1 Определим поперечный метацентрический радиус:
2.2 Определим площади действующей ватерлинии:
2.3 Определим отстояние ЦВ[2] от ВЛ[3]:
2.4 Определим отстояние ЦВ от ОЛ[4]:
2.5 Определим отстояние метацентра от ОЛ:
2.6 Определим отстояние ЦТ[5] от ОЛ:
2.7 Определим начальную метацентрическую высоту:
Для российских судов начальную метацентрическую высоту можно определить по диаграмме контроля остойчивости. Аргументами для входа в диаграмму являются дедвейт/весовое водоизмещение судна и суммарный момент Мz.
Для иностранных судов начальную метацентрическую высоту можно определить по гидростатическим кривым или гидростатическим таблицам по формуле: h = Zм – Zg. Zg – определяется из п.2.6, Zm – из гидростатических кривых или таблиц.
По требованиям Российского Регистра Судоходства, начальная метацентрическая высота должна быть положительной. Минимальные ее значения для определенных видов судов приведены в таблице.
Рыболовецкие суда с палубами колодезного типа
При перевозке груза, склонного к смещению
Оптимальным значением начальной метацентрической высоты является 0,5-1,5 м.. При отрицательной метацентрической высоте судно может перевернуться вследствие малых значений плеч остойчивости, при больших значениях метацентрической высоты судно будет испытывать резкую качку, что может повлечь смещение груза.
2.8 Определим поправку к метацентрической высоте на влияние свободных поверхностей жидких грузов.
Δh =
где D – водоизмещение судна;
Iy – момент инерции свободных поверхностей жидких грузов
γ – плотность жидкости
Δh =
где Мgz = ix·tg2 25˚ =0.217 ix
μ – УПО[6] зерна в каждом трюме
2.9 Исправленная метацентрическая высота
2.10 Определение плеч остойчивости.
В общем случае плечи остойчивости рассчитываются:
ℓст = ℓф – (Zg-Zc)*sin θ
При прохождении оси “Y” через центр высот.
При прохождении оси “Y” через киль судна.
У отечественных судов плечи остойчивости определяются из универсальной диаграммы остойчивости. Аргументами для входа в диаграмму являются дедвейт/водоизмещение судна и метацентрическая высота. Расстояние между прямой линией(метацентрическая высота) и кривой дедвейта/водоизмещения судна измеряется на углах 10˚-80˚ через 10˚.
2.11 Построение диаграммы статической остойчивости.
Диаграмму статической остойчивости строят графически. По оси абсцисс откладывают углы крена θ с шагом в 10˚, по оси ординат откладывают полученные плечи остойчивости, они приводятся в метрах.
По оси абсцисс в точке, соответствующей 1 радиану = 57,3˚ восстанавливают перпендикуляр. На нем откладывают значение метацентрической высоты и проводят линию в начало координат. Полученная линия должна быть касательной к графику в начале координат.
Форма диаграммы статической остойчивости показывает многое:
При небольших значениях отрицательной метацентрической высоты судно тем не менее не переворачивается, поскольку плечи остойчивости все же есть. Но изначально будет присутствовать крен судна 5˚-15˚.
Судно перевернется неизбежно только тогда, когда максимальное плечо остойчивости судна будет равно нулю. Это произойдет при значительном значении отрицательной метацентрической высоты. Тем не менее нельзя говорить об устойчивости судна при незначительных значениях отрицательной метацентрической высоты, поскольку в море хватит небольшого динамического воздействия для опрокидывания судна.
2.12 Построение диаграммы динамической остойчивости.
3. СУДОВЫЕ ГРУЗОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
3.1 СУДОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ
3. Документы об остойчивости судна
4. Наставления по креплению груза
3.2 СУДОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ЭКСПОРТНЫХ ГРУЗОВ
ПЕРЕД НАЧАЛОМ ПОГРУЗКИ
1. Нотис о готовности (Notice Of Readiness) – документ, подтверждающий готовность судна начать погрузку. Подается при прибытии судна в место погрузки – или при постановке на якорь в пункте погрузки или при ошвартовке к причалу. Подается капитаном судна. Подписи и печати: подпись капитана, печать судна, печать и подпись представителя грузоотправителя.
— о зачистке и замывке трюмов
— об осмотре трюмов перед погрузкой
— о проверке люковых закрытий на герметичность
— о пломбировке клапанов осушительной системы трюмов
Подписи и печати: печать судна, подписи капитана, грузового помощника, боцмана.
3. Акт сюрвейера о готовности трюмов под погрузку (Inspection report). Документ, в котором представитель грузоотправителя (сюрвейер[7]) официально подтверждает готовность судовых трюмов для погрузки груза. Подписи и печати: подпись и печать представителя грузоотправителя (сюрвейера/сюрвейерской фирмы)
4. Акт проверки трюмов ветеринарным врачом погранично-контрольного ветеринарного пункта. Подписи и печати: подпись ветврача и печать ветпункта.
5. Акт драфтсюрвейера[8](Draft Survey Report). Документ включает в себя осадки на приход. Подписи и печати: подпись и печать драфтсюрвейера.
6. Грузовой план (Cargoplan). Может быть составлен или на судне или грузоотправителем с учетом габаритов трюмов. Подписи и печати: подпись и печать грузоотправителя, подпись капитана и печать судна.
7. Поручение на погрузку экспортных товаров – документ, дающий право на начало грузовых операций. Представляет грузоотправитель. На документе обязательно должна стоять пометка таможни «Погрузка разрешена», заверенная печатью и подписью представителя таможни. В документе указывается наименование груза, число грузовых мест, масса/объём, марджин[9], количество оригиналов коносамента, грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель, покупатель груза, порт назначения. Начало погрузки без этого документа на борту является серьёзнейшим нарушением таможенного кодекса с серьёзными последствиями. Подписи и печати: подпись и печать представителя грузоотправителя, таможни.
8. Погрузочный ордер (Load – Out Report). Для генгрузов. Содержит перечень всех грузовых мест с описанием, принадлежностью к коносаменту. Может содержать также другие полезные сведения. Составляется грузоотправителем. Подписи и печати может не иметь вовсе.
9. Акт драфтсюрвейера(Draft Survey Report). Документ включает в себя осадки на окончание погрузки и вычисленное количество груза. Подписи и печати: подпись и печать драфтсюрвейера.
10. Таймшит(Timesheet/Timelog) или Statement Of Facts. Документ, в котором фиксируется все время погрузки начиная от прибытия судна в порт и подачи Нотиса о готовности до момента убытия судна из порта. Необходим для взаиморасчетов между судовладельцем и иными сторонами по вопросам оплаты демериджа[10] и диспача[11]. Различие между Таймшитом и Statement Of Facts в следующем: в Таймшите указываются данные, зная сталийное время[12], в Statement Of Facts стороны только фиксируют время работы бригад, простои из-за погоды и по причинам порта. Юридическими проблемами заниматься будет судовладелец.
11. Сертификат радиологического контроля (Non-Radioactivity certificate). Выдает Государственная ветеринарная лаборатория. Точное количество погруженного груза. Подписи и печати: подпись ответственного лица и печать Государственной ветеринарной лаборатории.
12. Сертификат качества (Certificate Of Quality). Точное количество погруженного груза. Представляет грузоотправитель. Выдаётся на груз. Подписи и печати: подпись и печать лаборатории/производителя.
14. Ветеринарный сертификат(Veterinary certificate). Не действителен без Приложения к ветеринарному сертификату. Точное количество погруженного груза. Происхождение продукции. Реквизиты получателя. Выдается при перевозке продуктов питания. Подписи и печати: подпись ветврача и печать ветпункта.
15. Приложение к ветеринарному сертификату. Номер разрешения на вывоз, количество радионуклеидов. Подписи и печати: подпись ветврача и печать ветпункта.
16. Предупреждения о иерах предосторожности во время рейса и при выгрузке груза. Подписи и печати: подпись и печать грузоотправителя/государственного органа.
17. Грузовая таможенная декларация. Документ с указанием точного количества груза на борту. Пометка таможни “Выпуск разрешен”, заверенная печатью и подписью таможни, печать и подпись грузоотправителя.
18. Форма корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей. Документ об уплате таможенных сборов. Подписи и печати: подпись и печать таможни, грузоотправителя
19. Коносамент (Bill Of Lading). Документ с указанием точного количества груза на борту. Основной документ на перевозку груза. Является также кредитно-денежным документом, залоговым документом. Как правило, выдается 3 оригинала на каждый лот[14]: грузоотправитель(Shipper), грузополучатель(Consignee) и перевозчик(Carrier) получают по одному оригиналу. Для получения груза в порту выгрузки грузополучатель должен предъявить капитану свой коносамент. Подписи и печати: подпись капитана и печать судна.
21. Сертификат о пломбировке трюмов. Подписи и печати: подпись и печать грузоотправителя, подпись капитана, печать судна.
22. Счет (Invoice). Копия счета на оплату груза грузополучателем. Реквизиты сторон. Точное количество погруженного груза. Пометка таможни “Выпуск разрешен”, Подписи и печати: подпись и печать грузоотправителя, таможни.
ПРИБЫТИЕ ПОД ВЫГРУЗКУ
23. Нотис о готовности (Notice Of Readiness). Подаётся с момента прибытия на рейд порта выгрузки. Изначально может быть заявлен как устно(по телефону), так и телеграммой, при прибытии в порт Нотис О Готовности вручается в полной форме. Согласно Чартера[15] Нотисы о готовности бывает необходимо подавать несколько раз: за 6, 12, 24 часа до прибытия в порт выгрузки. Подписи и печати: подпись капитана и печать судна, подпись и печать агента и/или грузополучателя
24. Акт распломбировки трюмов (Certificate of seals inspection). Подписи и печати: подпись капитана и печать судна, подпись и печать агента и/или грузополучателя.
25. Акт драфтсюрвейера(Draft Survey Report). Документ включает в себя осадки на прибытие судна, на момент окончания выгрузки и вычисленное количество груза. Подписи и печати: подпись и печать драфтсюрвейера.
26. Таймшит(Timesheet/Timelog) или Statement Of Facts. Помимо указания времени работы бригад, осадков, препятствующих выгрузке, указывается также окончательное количество принятого груза (outturn figures) и недостача груза(shortage), если есть. Подписи и печати: подпись и печать грузополучателя, агента, подпись капитана, печать судна.
27. Морской Протест (Letter Of Protest). Документ, составленный на основе морского права, которым капитан судна заявляет об обстоятельствах, которые считает важны ми для защиты интересов судовладельца. Пписьмо подается заинтересованным лицам, копия с подписью заинтересованных лиц остается на судне. Подписи и печати: подпись капитана и печать судна, подпись и печать уведомленных лиц.
28. Письмо о резервировании полномочий (Letter of Reserve). Документ, в котором одна из сторон может уведомить другую сторону о возможной проблеме, которая может возникнуть при определенных обстоятельствах и эта сторона предупреждает о возможных последствиях этого.
[1] Символ «Ä» обозначает мидель-шпангоут
[4] ОЛ – основная линия (обычно линия киля)
[5] ЦТ – центр тяжести
[6] УПО – удельный погрузочный объем
[9] Марджин – границы количества груза, в пределах которого капитану судна разрешается принимать на борт судна на своё усмотрение. Например: 3000 тонн, ±5%; тонн.
[10] Демеридж – штраф за сверхнормативный простой судна при грузовых операциях. Взымается судовладельцем с фрахтователя.
[11] Диспач – премия за выполнение грузовых операций быстрее нормативных. Выплачивается судовладельцем фрахтователю.
[12] Сталийное время – нормированное время для грузовых операций
[13] Фумигация – уничтожение от вредителей
[14] Лот – партия груза
[15] Чартер(Charter) – договор о морской перевозке